» »

Язык выполняет основные функции. Основные функции языка. Функции языка. Базовые и частные функции языка

22.11.2019

Функции естественного человеческого языка – это назначение, роль в человеческом обществе. Представление о функциях языка меняется исторически в соответствии с изменением взглядов на природу языка, на его соотношение с бытием, сознанием:

Первоначально язык рассматривался как средство обозначения вещей;

Затем, как средство выражения и передачи универсальной мысли;

Как средство образования идей;

Как средство членения и восприятия бытия, причем у каждого народа – свое [Зубкова 2003, с.19].

В настоящее время все ученые единодушны в признании полифункциональности языка, но единства в вопросе о том, какие же функции выделять. Под функциями языка понимаются все виды функционирования языковых явлений.

Понимая функцию как целевое назначение объекта, используемого субъектом, многие исследователи, различают:

Функции языка как общественного явления;

Функции языка как системы знаков;

Частные функции в конкретных ситуациях общения.

Мы будем исходить из того, что функции национально (этнического) языка (Языка) или его вариантов (диалектов, социолектов и др.) и функции знаков языковой системы – это разнопорядковые явления. Так, для любого этнического языка важными функциями являются:

Этническая, заключающаяся в формировании этнического самосознания,

Национально-культурная (аккумулятивная, фиксирование и передача культурного опыта).

Речь может идти о функционировании того или иного этнического языка как средства международного, межэтнического общения, о выполнении языком функции государственного языка, о функционировании языков в различных сферах человеческой деятельности – научной, бытовой и т.д., а также в частных ситуациях общения – в ситуации обращения, просьбы, обещания и др.

Исследование сущности естественного человеческого языка невозможно без рассмотрения его функций, потому что именно в функционировании проявляется природа такого сложного явления, как человеческий язык. Функции человеческого языка – это базовые, сущностные универсальные функции, присущие любому этническому языку.

Язык – необходимое условие формирования и развития человеческого общества и самого человека, поэтому Эдвард Сепир (1884 – 1939) назвал в качестве основной функции языка – креативную функцию.

К базовым функциям человеческого языка и конкретных этнических языков обычно относят функции:

Коммуникативную (быть средством общения, обмена информацией),

Мыслительную (служить средством формирования и выражения мысли, деятельности сознания);

Экспрессивную (выражать чувства, эмоции).

Базовые функции находят свое проявление в частных функциях.

Основное назначение человеческого языка как коммуникативного средства – передача информации в пространстве и во времени. Люди общаются, взаимодействуют во всех видах деятельности – практической, познавательной, духовной. Коммуникация – это социальный процесс. Она служит формированию общества, выполняет связующую функцию. Коммуникативная деятельность – важнейший аспект социального поведения человека. В коммуникации осуществляется социализация, овладение опытом, языком. Благодаря языку осуществляется преемственность человеческой культуры, происходит накопление и усвоение опыта, выработанного предшествующими поколениями.

Конкретные проявления коммуникативной функции – частные функции. К числу частных функций языка относятся следующие функции:

Фатическая (контактоустанавливающая),

Апеллятивная (обращения),

Волюнтативная (выражение воли),

Директивная (функция воздействия),

Суггестивная (воздействие на психику другого человека),

Регулятивная (создание, поддержание и регулирование отношений в человеческом микроколлективе),

Интерактивная (использование языковых средств при языковом взаимодействии коммуникантов с целью воздействия друг на друга);

Магическая (заклинательная), использование языковых средств в практике шаманов, экстрасенсов и т.п.

Можно выделить и другие частные коммуникативные функции.

Мыслительная функция языка связана с формированием, выражением и передачей мыслительного содержания. Язык – не просто форма, оболочка для мысли, но и способ мышления человека.

Познавательная (когнитивная) функция заключается в использовании языковых выражений для обработки и хранения знаний в памяти индивида и общества, для формирования картины мира.

У языка есть интерпретативная (толковательная) функция, которая заключается в раскрытии глубинного смысла воспринятых языковых высказываний (текстов).

Выделяют также эстетическую (поэтическую) функцию, которая реализуется в основном в художественном творчестве, при создании художественных произведений.

Метаязыковая (метаречевая) функция заключается в передаче сообщений о фактах языка и речевых актах на нем.

Кроме названных выше функций языка можно выделить функции языковых единиц как компонентов языковой системы. Так, основной функцией слова является номинативная функция, функция именования объектов предметного и духовного мира. С когнитивной функцией связаны обобщающая, классифицирующая функции номинативных единиц.

А.А.Леонтьев разграничивает функции языка и функции речи.

Регулятивная (коммуникативная), всякая коммуникация может рассматриваться как попытка регулировать поведение окружающих. Выделяются три варианта регулятивной функции: индивидуально-регулятивная, коллективно-регулятивная и саморегулятивная.

Познавательная, имеющая два аспекта – индивидуальный (средство овладения общественно-историческим опытом и социальный (построение, накопление и организация общественно-исторического опыта человечества);

Национально-культурная функция, язык фиксирует реалии специфичные для данной культуры.

К функциям речи, согласно А.А.Леонтьеву относятся:

Магическая функция;

Диакритическая, связанная с сокращением, сжатием сообщения в определенной коммуникативной ситуации;

Эмоциональная и эстетическая функция. Эмоциональное и эстетическое переживания вызываются у адресата не на уровне словаря, а за счет комбинации этих средств в речевом произведении.

3. ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Общелингвистические проблемы осознаются постепенно. Центры интереса лингвистической мысли меняются.

Лингвистика, как и любая другая наука, стоит на фундаменте, заложенном в далеком прошлом. В истории лингвистики можно найти примеры верных догадок о языке, заложивших основы современной лингвистики.

В античности сложились три так называемые «традиции»: греко-римская, индийская и китайская. Европейская наука имеет в качестве своих истоков первую традицию, идеи древнегреческих философов. Те древние источники, которые сохранились, позволяют проследить развитие учения о языке, начиная от Платона (428-348 гг. до н.э.). Одним из важнейших вопросов греческой философии был вопрос о том, устроен язык «по природе» или «по обычаю». Устроенными «по природе» считались те явления, сущность которых, вечная и неизменная, лежит вне человека. Устроенными «по обычаю» считались те явления, которые приняты в силу определенных обычаев и традиций, т.е. в силу подразумеваемого соглашения между членами общества. Применительно к языку антиномия «по природе» vs. «по обычаю» была сведена к вопросу о природе наименования, о том, существует ли связь между обозначаемой словом вещью и звуковой формой слова. Приверженцы «природного» взгляда на язык утверждали наличие такой связи. Признавалось существование различных способов «природной» связи: имитирование словами звуков животных, природных явлений и т.п. Считалось, что определенные звуки выражают те или иные свойства предметов и явлений. Среди звуков выделялись нежные, резкие, жидкие, мужественные и др. Так, звук [р] считался резким, следовательно, наличие [р] в таких словах, как резать, рвать, реветь, рык и др., естественно (по природе) объясняется (мотивируется) теми явлениями, которые обозначаются этими словами.Мотивированные наименования считались «правильными именами», потому что они якобы отражали признаки, присущие вещам. Правильные имена давались Богами, а Боги не могли давать неправильные имена, потому что им была известна сущность именуемой вещи. А если имя давали люди («по установлению»), то это были случайные имена, не отражающие природу именуемой вещи.

Во IIв. до н.э. имел место спор о том, насколько «регулярен» язык. В языке – при том, что изменения большинства слов подчинены регулярным правилам, или моделям, существуют и многочисленные исключения. Регулярность (ср.:стол столы, столб – столбы ) греки называли аналогией, а нерегулярность (ср.:человек – люди, ребенок – дети ) – аномалией. Аналогисты направляли свои усилия на выявление различных моделей, посредством которых можно классифицировать слова. Аномалисты, не отрицая определенных регулярностей в образовании слов, указывали на многочисленные примеры нерегулярных словоформ.

Учение греков опиралось на письменные тексты. Устная речь считалась зависимой от письменной. Считалось, что чистоту языка сохраняют грамотные люди, а неграмотные портят язык. Такое представление о языке продержалось более 2-х тысяч лет.

Кроме греко-латинской традиции в античности возникла индийская традиция. Здесь также исследовались классические тексты, составлялись словари вышедших из употребления слов, комментарии к текстам. Древнеиндийские грамматисты изучали древние священные тексты – Ведийские гимны, написанные на санскрите. Ученые уделяли большое внимание изучению фонетики, так как необходимо было создать правила точного устного воспроизведения Ведийских гимнов. Древнеиндийская классификация звуков речи является более разработанной и точной, чем все известные нам классификации, которые предлагались в Европе вплоть до XVIIIв. Грамматика Панини (IVв. до н.э.), по оценке Лайонза, по своей полноте, последовательности, лаконичности намного превосходит все грамматики, написанные вплоть до настоящего времени. Эта грамматика носит порождающий характер. Следуя правилам грамматики в установленном порядке, можно было порождать определенные речевые произведения.

Римляне во всех областях науки, в искусстве, литературе находились под сильным влиянием греческой культуры. Латинские грамматисты почти полностью восприняли греческие образцы. Сходство греческого и латинского языков утвердило точку зрения, согласно которой грамматические категории, древними греками являются универсальными для языка вообще. Латинские грамматики Доната и Присциана использовались в качестве учебников латыни до XVIIв.

В средневековой Европе исключительно важное место в образовании занимала латынь. Хорошее знание латыни было необходимо как для светского, так и для церковного поприща. Латынь была не только языком Священного Писания и католической церкви, но и международным языком дипломатии, науки, культуры.

Для эпохи Возрождения характерен интерес к национальным языкам и литературе. Литература классической древности рассматривалась как источник всех культурных ценностей цивилизации. В этот период появляются грамматики национальных языков. Классическое учение было перенесено на новые европейские языки.

Научное языкознание Нового времени стремится объяснить рациональным образом законы построения языка. В 1660 г. во Франции появилась «Всеобщая рациональная грамматика» (Грамматика Пор-Рояль) А.Арно и К.Лансло. Цель этой грамматики – доказательство того, что структура языка опирается на логические основы, а различные языки – это варианты одной логической рациональной системы.

Иногда считают, что научное исследование языка зародилось лишь в XIXв. Только вXIXв. факты стали предметом внимательного и объективного рассмотрения [Лайонз 1978]. Научные гипотезы стали строиться на основе тщательно отобранных фактов. Был разработан специальный метод исследования фактов – сравнительно-исторический метод.

Выдвижение на первый план исторических обоснований было характерно в то время не только для языкознания, но и для других наук, как естественных, так и гуманитарных.

В конце XVIIIв. было доказано, что санскрит, священный язык Индии, родственен древнегреческому, латыни и другим языкам. В 1786 г. У.Джонс отметил, что санскрит обнаруживает такое сходство в корнях и грамматических формах с названными языками, которое нельзя объяснить случайным совпадением. Это сходство настолько разительно, что нельзя не прийти к выводу, что эти языки имеют общий источник, который возможно уже не существует. Это открытие требовало научного объяснения. Необходимы были надежные методологические принципы для выявления родства языков.

Родственные языки происходят от одного общего языка-основы и входят в одну семью языков. Чем дальше мы уходим в древность, тем меньше различий обнаруживается между сравниваемыми языками

Компаративисты опирались преимущественно на грамматические соответствия. Рассматривали слова основного словарного фонда, так как «культурные» слова часто заимствуются. Языки, находящиеся в географическом или культурном контакте, легко заимствуют слова друг у друга. Часто те или иные реалии или понятия, перенимаемые одним народом у другого, сохраняют свои исходные названия.

Ученые-компаративисты изучают не просто сходство языковых элементов, а регулярные соответствия. Регулярные соответствия между звуками слов, сходных по значению, в разных языках формулируются в виде звуковых законов.

Развитие лингвистической науки происходило в тесной связи с общей познавательной работой человека. Становление предмета науки о языке шло через мифы, философию, грамматику, рациональную грамматику. Вехами в истории лингвистической мысли являются концепции В.фон Гумбольдта, Ф. де Соссюра.

В.фон Гумбольдта (1767 – 1835) иногда признают основоположником общего языкознания, создателем философии языка XIXв.Концепция Гумбольдта – поворотный пункт в развитии теории языкознания. На базе идей Гумбольдта были развиты многие последующие концепции в ХХ веке. Гумбольдт выдвигал плодотворные идей во многих областях теоретического языкознания: язык и народ, язык и мышление, язык и языки и др. Он предупреждал против абсолютизации его идей, но потомки не всегда принимали это во внимание.

Гумбольдт отметил, что звуковой язык сыграл решающую роль в становлении человека как нового биологического вида и как мыслящего социального существа. Создание языка обусловлено внутренней потребностью человечества. Язык – не только внешнее средство общения людей, но он заложен в самой природе человека [Гумбольдт 1984, с. 51]. Язык е просто пассивное орудие представления мысли, но он участвует в образовании самой мысли. Преобразованное в слово представление перестает быть исключительной принадлежностью одного субъекта. Переходя к другим, оно становится достоянием всего человеческого рода. Согласно Гумбольдту, строение языков у человеческого рода различно, потому что различными являются духовные особенности народов. Язык, по Гумбольдту превращается в особый мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека. Речь идет о закрепленной в языке системе значений. Гумбольдт подчеркивает единство всех языков, существование общих законов из развития и актуального функционирования. Это единство обусловлено воздействием универсальных характеристик мышления. Мысль об универсальности человеческих языков у Гумбольдта дополняется идеей об их этнической детерминированности.

Согласно Гумбольдту, мышление не просто зависит от языка, оно до известной степени обусловлено каждым отдельным языком. Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он вступает в круг другого языка там же, с. 80]. Освоение иностранного языка можно бы уподобить завоеванию новой позиции в прежнем видении мира.

Раскрывая сущностные характеристики языка, Гумбольдт использовал диалектический способ их представления в виде антиномий. Антиномия – это противоречие между двумя взаимоисключающими предметами или качествами, закономерность каждого из которых рационально доказуема. Такое сложное вления, как язык, невозможно описать, не прибегая к такому способу. Так, при описании языка устанавливаются следующие антиномии: объективного и субъективного, индивидуального и коллективного, социального и психологического, деятельностного и статического, понимания и непонимания и др.

В XIX– ХХ вв. в лингвистике господствовала сциентистская модель, привнесенная естественными науками в лингвистический компаративизм, структурализм, генеративизм.

Для большинства лингвистических теорий ХХ в. характерен принцип приоритета синхронного описания языка, который предполагает, что исторические соображения не существенны для исследования определенного состояния языка. Такой подход к анализу языка был провозглашен Ф.де Соссюром (1857-1913). Соссюр проводит аналогию с игрой в шахматы. В шахматной партии позиции на доске постоянно изменяются. Однако в каждый данный момент времени позиция полностью описывается указанием мест, занимаемых шахматными фигурами. Каким путем участники партии пришли к данной позиции (конкретные ходы, их число, очередность и т.п.) совершенно неважно для описания самой позиции. Она может быть описана синхронически, без обращения к предшествующим ходам. То же самое, по Соссюру, верно относительно языка.

Все языки постоянно изменяются, но состояния языка могут быть описаны независимо друг от друга. Каждое состояние языка может и должно быть описано само по себе безотносительно к тому, из чего оно развилось или что может из него развиться.

Понятие исторического развития языка (языкового изменения) наиболее плодотворно используется в макроскопическом масштабе, т.е. при сравнении достаточно удаленных друг от друга временных состояний [Лайонз 1978]. В микроскопическом масштабе, т.е. при сравнении двух достаточно близких друг от друга языковых состояний языка, невозможно провести четкой границы между диахронической и синхронической вариативностью.

Ф.де Соссюр обратил внимание лингвистов на системность языка. Каждый язык представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем, которые образуют систему языка, систему отношений. Элементы языковой системы – звуки, слова т.д. – имеют значимость лишь постольку, поскольку они находятся друг с другом в отношениях эквивалентности и противопоставленности. Соссюр противопоставил язык и речь и призвал лингвистов вначале описать язык как наиболее стабильное в языковой деятельности. Что и было сделано в рамках системно-структурной парадигмы в ХХ в.

Лингвистика, начиная от Соссюра, ставила задачу, выбрать из текучего языкового опыта нечто стабильное и упорядоченное. Системно-структурное языкознание стремилось выявить целостность и дискретность своего объекта. Задачей исследования считалось извлечение из текста виртуальных языковых единиц (фонем, морфем и др.) на основе метода оппозиции и учета дистрибуции (окружения, контекста).

Во второй половине ХХ века наблюдается экспансия идей и подходов американского языкознания, в первую очередь идее генеративизма, разрабатываемого под влиянием идей Ноама Хомского. Н. Хомский включил в круг исследований лингвиста описание языковой интуиции носителя языка. Лингвистическая теория стала пониматься как исследование работы мышления человека и его связь с языком. Была выдвинута идея врожденной грамматики, глубинных и поверхностных структур, разработана методика генеративной грамматики.

В последние десятилетия прошлого века интересы лингвистов все больше концентрировались на изучении роли человека в языке, на использовании языка человеком (прагмалингвистический аспект).

Постмодернистская наука последнего времени принципиально отказывается от любых объективных критериев, провозглашая ничем не ограниченную субъективность каждого акта языковой интерпретации, неограниченное прочтение одного и того же текста. В текучем континууме надо искать закономерность. Стремлениям отбросить традицию и построить «другую лингвистику» часто не хватает фундамента. Анализ языка заставляет обращаться к позитивизму. Лингвистика продолжает идти своим путем. Индивидуальные «текучие» ассоциации остались вне лингвистического анализа, потому что неизвестно какими методами их изучать.


1. Важнейшим средством человеческого общения является язык. Предназначенность языка быть орудием общения называется его коммуникативной функцией . Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определенном направлении, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности. Язык был и остается одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.

Коммуникативная функция языка – основная социальная функция языка. Как ее дальнейшее развитие, усложнение и социализация у языка появляются функции экспрессивная и аккумулятивная.

2. Экспрессивная функция языка - это его способность выражать информацию, передавать ее и оказывать на собеседника воздействие. Экспрессивную функцию рассматривают как единство выражения и передачи сообщения (информативная функция ), чувства и эмоций (эмотивная функция ), волеизъявления говорящего (волюнтативная функция ).

3. Мыслеформирующая функция - Язык используется как средство мышления в форме слов.

4. Язык – не только средство общения отдельных говорящих. Язык также средство межнационального общения, средство сохранения для потомков накопленного опыта и знаний. Эту функцию языка отражать знания и сохранять их называют когнитивной (гносеологической) функцией .

Язык как важнейшее средство общения выполняет свои социальные функции благодаря гибкости своих единиц, многомерности и динамичности системы языка, его категорий.

Разные единицы языка различно участвуют в выполнении социальных функций языка, в выражении и передаче сообщения. Непосредственно в акте сообщения используются номинативные и предикативные единицы языка – слова и предложения. Номинативными единицами являются не только отдельные знаменательные слова (дом, ходить, пять, хороший, быстро и т.д.), но и составные наименования и фразеологизмы (железная дорога, читать лекцию, от всего сердца и т.д.). Предикативными единицами являются различного рода предложения.

Кроме коммуникативных единиц язык располагает еще строевыми единицами, необходимыми для построения номинативных и предикативных единиц. Такими единицами языка являются фонемы и морфемы, словоформы и модели словообразования, словоизменения и построения предложений.

Средства языка, его единицы и модели имеют троякую отнесенность – к системе языка, мышлению и человеку – говорящему, слушающему и читающему. Единицы языка различаются материальной и идеальной стороной, формой и содержанием, причем и характер этих сторон, и отношению друг к другу у разных сторон разные.

Все единицы, как и все знаковые единицы, обладают материальной стороной. Они должны восприниматься органами чувств, прежде всего органами слуха и зрения. Способность единиц языка быть воспринятыми называют их перцептивной функцией . Единицы языка служат для обозначения и разграничения чего-то иного, идеального и материального. Способность единиц языка обозначать и различать называют их сигнификативной функцией .

Материальную сторону единиц языка образуют фонемы и морфемы, а также их типовые сочетания – фонемные и морфемные блоки. Фонемы и морфемы являются мельчайшими единицами языка, они обладают различительными функциями. Например, слова: жар и шар , вар и вор , вор и вол различаются соответственно одной фонемой, каждая из которых не является морфемой. Слова набор и подбор , сбор отличаются морфемой-префиксом, а слова сборщик и сборник – морфемой суффиксом.

По материи, которая используется для построения единиц общения, язык может быть звуковым и письменным . Основная форма языка – звуковая, так как существуют бесписьменные языки, тогда как только письменная фиксация (без ее звучания) делает язык мертвым.

Дополнительные средства общения бывают звуковыми и графическими. Так, наряду с обычной разговорной речью используются различные звуковые сигналы, например, звонки, гудки; сюда же примыкают современные технические средства общения, как-то: звукозапись, телефон, видеотелефон, радио и т.д.

Более разнообразны графические дополнительные средства общения. Для всех них характерно, что они переводят звуковую форму языка в графическую – полностью или частично. Среди графических форм речи, кроме основной формы – общего письма данного народа, необходимо различать:


2 Специализированные системы сигнализации , например: телеграфные азбуки (азбука Морзе), дорожные знаки, сигнализация флагами, ракетами и т.п.



3 Научная символика – математическая, химическая, логическая и т.п. В современной науке широко используется символика математической логики:

R – отношение: xRy – x имеет отношение к y.

Все названные системы сигнализации, символики, средств языка, будучи разными знаковыми системами, используются как средство общения. Язык является всеобъемлющей исторически сложившейся системой средств общения, обслуживающей общество во всех сферах его деятельности.

Существенно, что язык, обладая внутренней целостностью и единством, является полифункциональной системой (имеет множество функций).

Базовые функции

Среди всех функций важнейшими можно считать те, которые связаны с основными операциями над информацией. Язык является устройством, опосредованным мышлением. Будучи солидарно разделяемым всем языковым сообществом, а не только некоторыми его носителями, он есть форма отражения и обработки реальных и гипотетических знаний, полученных и получаемых человеком различными способами. Язык используется индивидуумом как средство участия в процессе СОЗДАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ.

ВО-ПЕРВЫХ, выделяется так называемая эпистемическая (= эписемическая) функция, иногда называемая накопительной (= аккумулятивной). Благодаря этой функции в единицах языка в виде гносеологических образов закрепляются и хранятся элементы как реального, так и виртуальных миров, выделенные, отображенные и обработанные сознанием человека.

ВО-ВТОРЫХ, большое значение имеет познавательная (= когнитивная) функция. Она реализует фундаментальную связь языка и мышления и процесс получения нового знания. Она ответственна за то, что в единицах языка и их свойствах материализуются структура и динамика мысли, то есть языковые единицы приспособлены как для номинации элементов действительности (и, далее, хранения знаний), так и для обеспечения потребностей мыслительного процесса.

В то же время язык, В-ТРЕТЬИХ, является основным средством человеческого общения (коммуникативная функция) в коммуникативной среде, средством передачи информации от говорящего к слушающему (= адресату). В силу этого базовые свойства языка естественным образом согласованы с потребностями и условиями протекания коммуникативной деятельности человека, составляющей важнейший аспект его социального поведения, так как общественная, в том числе трудовая деятельность человека, невозможна без обмена информацией

Благодаря языку человек может хранить информацию об окружающей действительности неограниченно долго, в течение многих поколений. Так, большие по величине тексты «Илиады» и «Одиссеи» были созданы еще задолго до появления письменности и сохранились лишь благодаря языку. С возникновением письменности хранить и передавать знания от поколения к поколению стало многократно проще, но коммуникативная функция осталась той же. Развитие этой функции, как и раньше, состояло в приспособлении языка к фундаментальной потребности человека, превращающей его в существо, способное использовать накопленный опыт применительно к всевозможным жизненным ситуациям.

Чтобы хранить информацию, надо ею владеть. Человек не просто регистрирует элементы опыта, он анализирует и обобщает их. С этой способностью связана познавательная функция языка.

Человек в своей эволюции сформировался как существо социальное, с чем связана необходимость передавать информацию (знания) друг другу. С этой потребностью связана коммуникативная функция языка.

Эти три функции являются базовыми, универсальными, представленными в любом человеческом языке. Встает вопрос о том, какая из функций является самой главной. Часто утверждают, что это несомненно коммуникативная функция. Однако многими авторитетными лингвистами это мнение оспаривается. Можно привести немало аргументов в пользу приоритета познавательной и эпистемической функций над коммуникативной. Это значит, что статус первичности нельзя приписать ни одной из рассмотренных функций. Они образуют неразрывное единство и противопоставлены всем прочим, безусловно важным функциям.

Язык так же, как и документ, полифункционален. В определении функций (функция – это выполняемая роль) языка единства нет. В трудах по общему языкознанию, по стилистике, культуре речи выделяются следующие функции:

1)информационная;

2)номинативная (назывная);

3)коммуникативная;

4)контактная (фатическая, контактоустанавливающая);

5)мыслеформирующая (мыслительная);

6)кумулятивная (аккумулятивная);

7)познавательная (когнитивная);

8)волюнтативная (регулятивная, императивная);

9)эстетическая;

10) эмоциональная (эмотивная);

11) магическая.

1) Функция сообщения, или информационная , состоит в том, что язык служит средством познания, сбора и оформления все тех знаний, которые накоплены людьми в процессе их сознательной деятельности. Передача и хранение всей этой информации, изучение этого богатства осуществляются посредством устных и преимущественно письменных текстов, т.е. через речь, речевую деятельность.

Информационную функцию выполняют научные и научно-учебные тексты, проявляется она и в официально-деловых документах: информационных письмах, сводках, справках и т.п.

2) Номинативная, илиназывная - одна из важнейших функций языка, которая позволяет человеку ориентироваться в пространстве и времени. Вся система понятий, которой обладает человек, основана на системе названий. Названия - это не только имена собственные, но и нарицательные. Предметы, окружающие человека, необходимые ему в его жизни и деятельности, обязательно получают наименования, которые закрепляются в языке. Для того чтобы предмет получил название, нужно, чтобы он вошел в общественный обиход, стал значимым. До какого-то момента можно обходиться описательным названием, но потом ему понадобится отдельное имя.



Со временем имя неразрывно связывается с самим предметом, становится его «заместителем». В древности у многих народов существовал запрет, табу, на употребление имен близких родственников, так как считалось, что произнесенное вслух имя может нанести вред человеку. Однако нельзя ставить знак равенства между именем, названием, и вещью, предметом. Распространенным является заблуждение, что многие наши несчастья, беды проистекают от неправильных наименований, и что стоит только изменить название, как сразу же все изменится к лучшему. Стремление к повальному переименованию особенно заметно в периоды социальных потрясений. Переименовываются города и улицы, вместо одних воинских званий вводятся другие, милиция становится полицией, техникумы и училища - колледжами и лицеями, институты - академиями и университетами.

3) Главное предназначение языка – служить основным средством обмена информацией, то есть средством общения. Следовательно, важнейшей функцией языка является коммуникативная функция, которая заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Без коммуникации общество не могло бы существовать, поскольку именно коммуникация создает это общество как социум.

Коммуникативная функция языка может выступать как самовыражение личности. Многие писатели, поэты создают свои творения для себя, и их литературные произведения – это самораскрытие духовного мира пишущего.

В языке имеются единицы, необходимые для построения сообщений, правила их организации. Кроме того, язык располагает также специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации.

Эта функция проявляется чаще всего в разговорной речи, в деловых беседах, переговорах, а также свойственна и письменным текстам некоторых служебных документов: письмам-запросам, письмам-ответам и др.

4)Контактная (фатическая, контактоустанавливающая) функция обеспечивает связь времен и поколений, передачу культурных ценностей.

Древние знания, культура, дошедшие до нас в виде письменных текстов (летописи, хроники, мемуары, официальные документы, и пр.) фиксируют исторические и культурные события, жизнь отдельных людей и народов. В формах речи на разных языках осуществляется контакт с народами, чья культура, менталитет и сам язык очень далеки от наших. Сегодня выдвигаются и развиваются гипотезы языка межпланетных контактов, появился термин космическая лингвистика .

5) Функция формирования и выражения мысли – мыслеформирующая (мыслительная) – может быть признана важнейшей, так как без ее выполнения не могут быть реализованы информационная, коммуникативная, эмотивная и др. Мысль человека работает почти непрерывно, с различной степенью напряженности. Это и воспоминания, и раздумья, и подготовка к устным выступлениям, и формирование письменного текста, и творческая деятельность и т.п.

6) Функция накопления и сохранения информации – кумулятивная (аккумулятивная), реализуется прежде всего в письменных памятниках - летописях, мемуарах, художественной литературе, в произведениях устного народного творчества, в газетах, документах и т.п. Наиболее ценные с исторической, научной, практической и др. точек зрения письменные источники хранятся в государственных архивах; причем вполне вероятно, что какая-то часть материалов хранения никогда и никем не будет востребована; но хранить надо все документы: протоколы, переписку, дневники, воспоминания и др.

7) Познавательная (или когнитивная - от лат. соgпitiо: «познание», гносеологическая ) функция является формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, а также средством получения нового знания о действительности.

8) Функция воздействия, или волюнтативная (регулятивная, императивная), проявляется в способности языка оказывать воздействие на получателя информации, побуждать его к действию, к ответной реакции. Волюнтативная функция – это приоритетная функция для многих служебных документов – распорядительных (приказ, постановление, решение, указание и пр.), организационных (регламент, устав, положение, правила, инструкции и т.д.).

Волюнтативная функция языка проявляется в речи особыми лексическими средствами, морфологическими формами (особую роль здесь играет наклонение), а также интонацией, порядком слов, синтаксическим конструкциями. Волюнтативная функция направлена на создание, поддержание и регулирование отношений в человеческом обществе.

Разновидностью функции воздействия является агитационная .

9) Эстетическая функция предполагает, что сама речь и ее фрагменты могут восприниматься как прекрасное или безобразное, то есть как эстетический объект. Эстетическая функция превращает текст в произведение искусства: это сфера творчества, художественной литературы. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи, но не только для неё - эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная, и обыденная разговорная речь.

10) Эмоциональная (эмоционально-экспрессивная, экспрессивная), или эмотивная , функция - это функция выражения внутреннего состояния человека, средство выражения его чувств и эмоций. Она реализуется в художественной литературе, ораторском искусстве, в дискуссионной речи – споре, полемике, дружеской беседе, песне, опере, драматическом искусстве – в театре.

В письменной официально-деловой речи эта функция характерна лишь для избирательных документов: например, в дипломатическом подстиле - в личных и вербальных нотах при обращении к адресату и в комплиментарной части текста, в российской практике делопроизводства - в некоторых письмах (письмо-благодарность, извинение, приглашение и пр.).

11) Магическая (или заклинательная ) функция реализуется в особых ситуациях, когда язык наделяется как бы нечеловеческой, «потусторонней» силой. Примерами могут служить заговоры, клятвы, молитвы, проклятия и некоторые иные ритуальные виды текстов.

Все эти функции объединяет то, что язык предназначен и существует не для отдельного индивида, а для определенного общества, в котором этот язык выступает в роли общего кода, с помощью которого люди способны понимать друг друга. В речи проявляются все функции языка.

Вопросы для самопроверки:

Какие функции языка характерны для текстов официального документа?

Каким образом проявляется номинативная функция в официальных документах? Приведите примеры.

Какие функции не свойственны для текста официального документа? Чем это обусловлено?

Какая функция языка является приоритетной для текстов официальных документов?

В каких документах может иметь место эмоциональная функция? Возможно ли выражение эмоций во всех без исключения служебных документах?

Разновидностью какой функции является агитационная функция? Для каких документов эта функция характерна?

Как проявляется коммуникативная функция в устном и письменном деловом общении?

1.Язык - иерархически организованная совокупность языковых элементов, находящихся в более или менее жестких структурных связях, направленная на выполнение коммуникативной и когнитивной функции.

2. Язык существует как система подсистем, отличающихся спецификой элементов - инвариантных единиц, объединяющих совокупность актуальных вариантов (фонемы, морфемы).

3. Между подсистемами - отношения последовательного выстраивания следующей из элементов предыдущей. Четыре основных уровня – фонетический, морфемный, лексический, синтаксический.

4. Охарактеризовать элементы: фонема, морфема, лексема, предложение.

5. Фонемы, односторонние единицы, служат для различения всех значимых единиц языка, прежде всего – морфем.

6. Основная функция морфем – оформление слова.

7. Слова несут номинативную функцию и участвуют в построении предложения.

39. Язык как система. Уровневая модель языка.

1. Язык - иерархически организованная совокупность языковых элементов, находящихся в более или менее жестких структурных связях, направленная на выполнение коммуникативной и когнитивной функции.

2. Система – это такое образование, общие свойства которого не сводимы к простой сумме свойств, его составляющих, но степень целостности на разных участках системы не одинакова. Степень взаимообусловленности существования единиц в пределах системы убывает от низшего уровня к высшему.

40. Элементы системы языка, их отношения.

  1. Межуровневые отношения: отношения средства/функции (каждая предыдущая единицы - средство создания следующей, язык - порождающая модель), манифестации (связь ПС и ПВ, при этом ассиметрия: 1)звуки не соотносимы с семами; 2)изменение ПВ не всегда меняет семы (рук/руч), а смена сем не всегда отражается в ПВ (сын Отечества).
  2. Внутризнаковые отношения. Семиотические: денотативные, сигнификативные (с понятием); прагматические (с пользователем: тащиться, влачиться); синтаксические (пг, сг).

41. Парадигматические и синтагматические отношения. Своеобразие проявления на разных уровнях языка.

  1. Внутриуровневые: синтагматические (при реализации системы языка), парадигматические (внутри системы).
  2. Самый простой тип пг отн-й: оппозиции. Типы оппозиций: тождество, дизъюнкция (антонимы), пересечение (мама, брат), привативность (учитель-учительница).
  3. Сг отн-я возникают в условиях функционирования элементов в составе более высокого уровня. Минимальное проявление - позиция (сильная: идут часы/слабая: идут быстро; совместимая: лечь на землю, увлажнить землю, несовместимая: облететь землю). Дистрибуция - совокупность позиций единицы. М.б. эквивалентная, дополнительная (полное несовпадение), контрастирующая (сосна, береза), привативная (собака, такса).

42. Функциональный подход к анализу языка. Типология языковых функций.

  1. При характеристике функционального аспекта языка противопоставляют базовые и частные языковые функции. Базовые языковые функции реализуются в любом речевом акте и не имеют специфических языковых средств воплощения.
  2. Частные языковые функции являются воплощением базовых, проявляются как актуализация определенных элементов коммуникативного акта.

43. Функции языка. Базовые и частные функции языка.

  1. Коммуникативная функция. Ее считают ведущей, т.к. она определяет сущность языка.
  2. Но язык играет важную роль в накоплении знаний и их хранении в памяти, способствуя их упорядочению, систематизации - это когнитивная функция.
  3. Частные функции. Якобсон выделяет важные составляющие РА: адресант, адресат, контекст (референт), сообщение, код, контакт. Частные функции отражают один из этих аспектов.
  4. Референтная: передать инф-ю о внеяз. действ-ти.
  5. Эмотивная: передача эмоц. отн-я к миру.
  6. Конативная: стремление воздействовать на адресата.
  7. Заклинательная - 3-е лицо превращается в адресата.
  8. Контактоустанавливающая - алло?
  9. Метаязыковая - направлена на урегулирование кода.
  10. Поэтическая - сообщение ради него самого.

44. Язык, речь – две стороны речевой деятельности.

1. Деятельность - сложная совокупность процессов, направленная на достижение результатов, которые являлись побудителями данной деятельности.

2. Деятельность предполагает: 1) цель, мотив; 2) наличие структуры, т.е. определенной внутренней организации, 3) наличие отдельных действий, которые могут быть внешними (практическими) и внутренними (умственными). Первична предметная деятельность.

3. Речевая деятельность – деятельность человека, опосредованная знаками языка, это совокупность речевых операций со стороны говорящего и слушающего, которые вызываются определенными потребностями, ставят перед собой определенную цель и совершаются в конкретных условиях.

4. Социален - индивидуальна.

5. Объективные законы - конкретное говорение.

6. Орудие общения - произведение общения.

7. Потенция - ее осуществление.

8. Инвариантность - конкретность.

9. Регулярность - неупорядоченность.

10. Отвлечен от времени и пространства - предикативна.

11. Иерархичен - линейна.

12. Статичен - динамична.

13. Единица как совокупность диф. пр-ков - воспринимается органами чувств.

14. Достояние народа - творчество индивида.

45. Исследование речевой деятельности в психолингвистике. Этапы порождения и восприятия речи.

1. Предметом исследования психолингвистики является устройство и функционирование речевых механизмов человека в плане их соотнесенности со структурой языка. Делается попытка воссоздать весь процесс вербализации замысла от предречевых этапов.

2. Открытия в нейропсихологии: управление разн. психич. функциями - в разных участках мозга; правое полушарие - образное, левое логическое; кора мозга состоит из нейронов с дендритами и аксонов. При разной актуализации нейронов возникают разные образы. Т.е. образ возникает в правом полушарии, потом передается в левое, там формируется в речевых механизмах.

3. При изучении афазий выявили их зависимость от пораженного участка мозга.

  • моторные (эфферентная: распад грамматической стр-ры высказывания; афферентная: человек не может выбрать отдельную единицу, утрата расчлененности выск-я);
  • динамическая афазия: нет темо-рематического единства во фразах;
  • семантическая: нет понимания смысловых отношений;
  • сенсорная: нет способности восприятия звучащей речи.

4. Этапы порождения речи:

  1. практические речевые действия, к которых возникает стимул;
  2. внутренняя речь: образный код - лексический подбор - грамматическое оформление - выбор звука и синтагматического согласования;
  3. озвучивание речи.

5. Этапы распознавания речи: 1)восприятие звуков; 2)идентификация их по моделям; 3)отождествление ЛЗ и ГЗ.

46. Исследование речевой деятельности в современных школах языкознания. Теория речевых актов.

1. Начало положил Витгенштейн. Язык - это не название предмета. Язык - это совокупность языковых игр. Язык, м.б., и шахматы, но надо учесть шахматиста. Есть стремление выиграть интенция.

2. ТРА развивалась в работах Остина, Сёрля. РА - акт произнесения выск-я в ситуации непоср. общения. Дей-т психологические и соц. факторы: намерение, мнение, знание, воля, эмоц. сост-е; статус, внеситуативная роль.

3. РА в отношении к средствам воплощения - локуция; к цели - иллокуция; к результату - перлокуция. В ТРА важна иллокуция. Основная проблема ТРА - как расшифровать и верно истолковать намерение говорящего. Создали кл-ию иллокуций.

4. Ассертивы (как обстоят дела; сообщаю); комиссивы (обещать сделать; ручаюсь); директивы; декларативы; экспресивы (соболезную).

5. Проблема косвенных РА (У меня экзамен).

47. Исследование речевой деятельности в современных школах языкознания, теория речевых жанров.

1. Ядро составляют идеи Бахтина. ШмелевА, Вежбицкая, Федосюк, Седов.

2. Каждая сфера человеческой деятельности вырабатывает относительно устойчивые типы высказываний – РЖ. По Бахтину основа классификации - ком. цель.

3. Вежбицкая: теория создания конечного списка смысловых примитивов. Ее основания: коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, образ прошлого, образ будущего, тип диктумного содержания, языковое воплощение.

4. Интенционально: информативные, этикетные, оценочные, императивные (по Шмелевой).

5. Устные/письменные.

6. Первичные/вторичные.

7. По функц. стилям.

51. Язык и мышление. Аспекты изучения проблем в современной науке.

1. Взаимосвязь языка и мышления сложна, т.к. оба длительно развивающиеся сущности.

2. Мышление - это высшая форма отражения объективной реальности, целенаправленное, обобщенное познание существенных связей, признаков и отношений мира.

3. Еще античные философы пытались через язык выйти на мышление. Никто не отрицает эту связь, но есть разные т.з. на ее характер:

  • язык является материализацией мышления (Пор-Рояль);
  • языковые и логические категории мало соотнесены - на мышление не обращаем внимания, изучаем язык сам по себе (структуралисты).
  • совр. языкознание полагает, что это взаимопроницаемые структуры.

4. Гносеологический аспект: изучается взаимодей-е яз. и мышл. в системах уже сложившихся феноменов: категории числа, рода и т.д.

5. Деятельностный аспект: выявление взаимовияния в процессе речемыслительной деят-ти - через наблюдаемые факты и исследования мозга.

6. Генетический аспект: анализ языка и мышления в процессе становления человека как вида. Через наблюдения за детьми и высшими животными.

52. Язык и мышление. Генетический аспект проблемы. Виды мышления и язык.

1. Мышление не возникло изолировано, оно с самого начала реализовывалось в др. формах высш. псих. деят-ти. Действие невозможно без мысли о результате (создание орудий).

2. До появления речи были доверб. и аверб. (образное, практическое, редуцированное) формы мышления. Аверб. мышление позволяет совмещать говорение и др. дей-я.

3. Словесное мышление возникает как один из его видов при потребности ком-ции. При этом авербальное не вытеснилось, а стало наглядным.

4. Образное - элементами являются образы реальной действительности, воспроизведение в памяти отдельных ситуаций.

5. Практическое - совершается в ходе практических действий, направлено на решение конкр. задач.

6. Редуцированное - сворачивает образы и оперирует ими.

7. Авербально-понятийное - понятийно, но не вербализовано (док-во - лакуны).