» »

Библия Свидетелей Иеговы - Попытка удивить Православных Священным писанием! Хорошо ли знают Библию «Свидетели Иеговы Библия свидетелей иеговы читать

22.02.2022

«…Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». (Галатам 1:8)

В предыдущей статье говорилось о различных вставках в Библию. В настоящее время нет ни одного перевода или издания Библии, в точности соответствующего древним оригиналам. В каждом имеется что-то человеческое, либо языческое, позднее включенное в Библейский текст.

Однако, невзирая на такого рода факты, и на прямые вставки в текст Писания, все переводы Библии не перестали быть Библией. В них сохранился главный смысл Библии, как Послания людям от Бога.

Исключение составляет «Перевод Нового мира». Изданный организацией Свидетелей Иеговы этот «Перевод» содержит в себе такие вставки от религиозной организации, которые изменили главный смысл Библии.

САМИ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ БИБЛИИ

Прежде всего издатели этого «Перевода» отреклись от понятия и слова «Библия». Они назвали свой труд «Священное Писание». Как известно, Священных писаний на земле много. Свои Священные писания имеют разные религии, например, ислам, или буддизм, кришнаиты, да и те же мормоны. А Библия – одна. Отказавшись от названия «Библия», руководители Свидетелей Иеговы заявили, что создают собственную религию, дистансированную от Учения Христа.

Также авторы этого Перевода упразднили понятия Ветхий и Новый завет. В Переводе нет книг Ветхого завета и книг Нового завета. Вместо них значатся книги под названием «Еврейско-арамейские писания», и «Христианские греческие писания». Аргументация, приведенная издателями в качестве оправдания такого рода деяния, и опубликованная в «Приложении» к «Переводу», представляет собой обыкновенную демагогию, не имеющую ничего общего ни с библейской наукой, ни, тем более – с Учением Христа.

НЕРАЗУМЕНИЯ ПЕРЕВОДЧИКОВ

После выхода в свет этого «Перевода» исследователи находили в нем невероятное количество разных ошибок и обыкновенных ляпов. Например, текст из 1-го Тимофея 5:23. «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов». Так он звучит в Синодальном переводе. Но переводчики от Свидетелей Иеговы решили подправить этот совет Апостола Павла болевшему желудком Тимофею. И они выдали буквально следующее: «Воду больше не пей, но употребляй немного вина ради своего желудка и частых недомоганий». Как говорится, перемудрили так, что дальше некуда. Немного вина, это – сколько, если не пить воды? Что же, они для русских так написали, чтобы с воды переключиться на вино?

Перечисление всех неточностей «Перевода Нового мира» займет много места. В плане огрехов этот «Перевод» занимает, пожалуй, одно из лидирующих мест в списке наиболее плохих переводов Библии. Однако главная проблема данного «Перевода», все-таки, в другом. О ней – чуть ниже.

НАПРЯЖЕННЫЕ ОЖИДАНИЯ, А ЗАТЕМ РАЗОЧАРОВАНИЯ…

На протяжении десятилетий руководством религиозной организации Свидетелей Иеговы велась подготовка русскоязычных членов организации к, так сказать, «приему» ими Перевода Нового мира. Это началось давно. Еще в советское время, еще когда публикации организации здесь изготавливались подпольно и на примитивном кустарном оборудовании, в тексте публикаций стабильно присутствовали ссылки на Перевод Нового мира. Например, цитировался, - естественно по Синодальному переводу, а другого никто в Союзе не знал, - так вот, цитировался какой-то текст Библии, а в скобках всегда появлялось, как это написано в Переводе Нового мира. «Я – Господь (Иегова, НМ)…».

Кроме того, в устных докладах, в пастырских разговорах старших должностных лиц в тогдашних собраниях Свидетелей Иеговы неизменно проскальзывала мысль о великой важности Перевода Нового мира, которого, кстати, они сами не видели, но повторяли то, что им говорило их вышестоящее религиозное руководство. Таким способом в сознание верующих методично закладывалось мнение о превосходстве, истинности, точности Перевода Нового мира, которого, «у нас пока нет».

Среди местных Свидетелей Иеговы царили большие ожидания Перевода Нового мира. Наверное, с более сильным чувством Свидетели Иеговы ждали только Армагеддон и Новый Мир. Считалось, что с появлением Перевода Нового мира у верующих решатся все богословские вопросы, не останется ничего непонятного.

Каково же было удивление и разочарование, когда этот Перевод наконец появился на русском языке. Помню, как один старый Свидетель Иеговы, верно прослуживший организации более 60-ти лет, в советское время занимавший в ней весьма серьезные посты, получив экземпляр Перевода, возмущался. «Это есть то, что мы ожидали всю жизнь?..», - спрашивал он меня. Бедняга пребывал в полной растерянности.

Должен ответственно заявить, что среди представителей русскоязычной «старой гвардии Свидетелей Иеговы» при появлении «Перевода» на русском языке, такие настроения были не редкостью. Только высказывались они лишь в кругу надежных друзей. Многих также возмущало то, что в Библии появились бранные слова. Прочитав, например, текст из Амоса 7:17 в ПНМ, старики просто разводили руками: «Иегова – матерится?..».

Наверное, читателям известно, что «Перевод НМ» применяет слово «проститутка», заменив им синодальное слово «блудница». Но ведь в русском языке такое слово всегда принадлежало к ругательным, бульварным словам. Это в последние годы, стараниями небезызвестных мозговых центров данное слово активно внедряется в литературный русский язык. И не только данное слово, а целый пакет выражений и терминов, напрямую заимствованных из тюремного жаргона, разрушающих красоту и богатство языка - вошел в обиход. По-видимому, и руководители Свидетелей Иеговы решили внести свой вклад в дело разрушения целомудрия и красоты письменного русского языка.

Но и это не является главным преступлением Перевода Нового мира. Чтобы понять, из-за чего «Перевод Нового мира» перестал быть Библией, вспомним для сравнения основной смысл Библии.

ОСНОВНОЙ СМЫСЛ БИБЛИИ

Если очень-очень коротко, основной смысл Библии таков:

Бог создал человека для вечной жизни в раю. Человек согрешил и потерял вечную жизнь. Бог постановил спасти человека. Спасение произойдет через Жертву. В течение долгого времени устами пророков Бог людям говорил, что явится Мессия, Спаситель, Который решит все их вопросы-проблемы, Который спасет их от смерти и восстановит утраченный рай. Все книги Библии, написанные до рождения Христа, содержат эту краеугольную мысль. Бог в этих книгах Библии значится под именем Иегова.

В назначенное время обещание Бога исполнилось. На земле родился, то есть – сошел с неба обещанный Спаситель, Мессия, Христос. Он получил имя Иисус. Наступила эра Нового Завета. Теперь Отец Небесный, Иегова, над всем поставил Своего Сына – Иисуса. Отныне для людей Иисус является ключевой фигурой. Весь суд Бог отдал Сыну. Кого Сын-Иисус оправдает, тот наследует спасение. А кого Сын осудит, тот погибнет навеки. Слово Сына есть слово последней инстанции. Никто не сможет решение Сына обжаловать обращением к Отцу, Иегове.

Отец все поручил Сыну. Сын, отдавший за грешников Свою жизнь, приведет смертных людей к бессмертию, и только потом, когда люди сделаются Божьими детьми, Он отдаст их Отцу. «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему Ему все, да будет Бог все во всем». (1Коринф. 15:28).

В Новом Завете Сын является для людей и началом, и концом, Альфой и Омегой. (Откровение 22: 12,13). В Новом Завете не Отец, а Сын поставлен Господом для людей. «…Бог соделал Господом и Христом… Иисуса». (Деяния 2:36).

Таков общий смысл Библии, всех Библий, разных переводов, и с любыми вставками. А вот в Переводе Нового мира – общий смысл другой.

ОСОБЕННЫЙ ГРЕХ ПЕРЕВОДА НОВОГО МИРА

Повторим другими словами главный смысл Библии: Бог, Иегова, на протяжении тысяч лет через «Моисея и пророков» подготавливал народ к приходу Мессии. Когда Спаситель пришел, Иегова исполнил Свое дело, и все отдал в руки Мессии, Своего Сына, Иисуса. Теперь все решает и делает Иисус. Иегова не вмешивается в дела Иисуса, поскольку в этом нет никакой необходимости. Вмешательство Иеговы означало бы, что Иисус, либо не справляется со Своими обязанностями, либо Иегова Ему не доверяет. Новый Завет четко говорит, что спасение возможно только верой в Иисуса Христа. Новозаветные книги поясняют, что людям для спасения дано имя Иисуса, только Его. (Деяния 4:12).

Апостолы проповедовали не Иегову, не Отца. Они проповедовали Христа, Сына. И крестили они людей не во имя Иеговы, а во имя Иисуса.

В Новом Завете основным действующим Лицом является Иисус. В Новом Завете Бог Всевышний, Отец Небесный упоминается только для хвалы, благодарений и славословий.

А в «Переводе Нового мира» не так. В нем, как и до прихода Мессии, главным действующим лицом является Иегова. Данный эффект мастерски достигнут прибавлением в текст Новозаветных книг имени Иегова. И, таким образом, перевернут сам смысл Библии.

Основания для прибавления в Новозаветные писания имени Иегова, которые приводят издатели «Перевода», при ближайшем рассмотрении предстают как обыкновенное иезуитство. Например, они написали, что найдены древние манускрипты, чуть ли не со времен Апостолов, где, уже в греческом тексте, находится еврейский тетраграмматон. Они даже приложили несколько фото этих текстов. И это, де, свидетельствует, о необходимости добавления в Новозаветные писания имени Иегова.

Такая аргументация прямо копирует методы сторонников иконопочитаний. Эти тоже указывают на древние археологические документы, позволяющие сделать вывод, что еще первые христиане в своем поклонении Христу использовали некие изображения. И это, видите ли, подтверждает, что нужно поклоняться иконам.

Что сказать? Археологические свидетельства действительно имеются. Но эти документы говорят не об истинности идолопоклонников, а о том, что уже в первом веке началось отступление от истины Христа, и языческое идолопоклонство начало проникать в собрания христиан, о чем и предупреждал Иисус и Его ученики.

Артефакты с тетраграмматоном, на которые ссылаются руководители Свидетелей Иеговы – из той же коллекции. Они также показали, что уже при жизни Апостолов появились попытки принизить роль и значение Господа Иисуса, и повернуть мышление христиан в сторону старозаветных принципов. Мы знаем, сколько сил приложили Апостолы в борьбе с такими ересями.

Принципиальная тяжелейшая ошибка «Перевода Нового мира» состоит в том, что в Евангелиях, в Деяниях Апостолов и Посланиях, действующим Лицом, исполнителем, и Господом людей уже в Новозаветное время по-прежнему показан Иегова. Именно это напрямую противоречит всему смыслу Библии.

УЖЕ НЕ БИБЛИЯ

Различные религиозные деятели давно пытаются говорить, что Свидетели Иеговы - не христиане. В качестве доказательства они, как правило, приводят факт, что Свидетели Иеговы не верят в троицу. Но, используя такой аргумент, они сами себя ставят под вопрос, поскольку нигде в Библии не находится такого критерия принадлежности к христианам. Теперь же противники Свидетелей Иеговы получили шанс. Руководители Свидетелей Иеговы, опубликовав этот «Перевод», сами предоставили своим оппонентам сильное доказательство своей оторванности от Учения Христа.

Многие верующие догадывались, что с этим «Переводом» что-то не в порядке. Но сформулировать проблему они затруднялись. Хитро, скользко составлено это «Священное Писание», так, что и не ухватишь. На помощь приходит Учение Христа. Лишь применением к этому «Переводу» в качестве мерила Учения Христа, удалось распознать замаскированную подделку.

Технически авторы этого «Перевода» поступили весьма изобретательно и лукаво. Чтобы создать видимость честности своего труда, они правильно указали на некоторые вставки в Библию, внесенные в нее другими религиями. Но сами они сделали хуже. Они внесли такие вставки, которые кардинально изменили Библию. В таком случае их «Перевод Нового мира» - это уже не Библия, а скорее какие-то «Священные Веды от Руководящего совета».

Имя Бога в Библии. Правы ли Свидетели Иеговы об имени тетраграмматон?

    ВОПРОС ОТ ОЛЬГИ
    Свидетели Иеговы много говорят об имени Бога и Священным Писанием доказывают его важность. Правы ли они? Помогите разобраться

Давайте разбираться вместе. При этом, мы будем опираться только на факты, на текст оригинала Библии, а не на толкование ее представителями разных конфессий.

Итак, из моего общения с представителем Свидетелей Иеговы, я понял следующее: Свидетели считают, что имя Бога “Иегова” имеет большое значение для людей. Зная это имя, верующие спасаются, этого имени боится сатана и его демоны, поэтому имени Бога Иегова нужно уделять внимание! Свидетели Иеговы ссылаются на Иисуса, что Он учил: “Да святится ИМЯ твоё”, освящая это имя не только в молитвах, но и Своими делами.

Действительно, в Библии употребляется имя Бога тетраграмматон (Иегова) и неоднократно говорится об освящении, прославлении имени Бога. Кроме этого, Священное Писание возвещает о том, что имя Бога должно быть проповедуемо среди народов:

«Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле » (Рим. 9:17, см. также Исх. 9:16).

Однако, Библия содержит и другие имена Бога. Так какое имя Бога нужно освящать и проповедовать верующим?

Имена Бога, встречающиеся в Библии

Особенно часто в Библии Бог называется Элохим (что в переводе с иврита означает Эль (бог) с окончанием множественного числа, по-гречески Теос). Также Бог именуется Господом (производное от господин, на иврите Адонай, по-гречески Кюриос)

Сейчас мы перечислим имена Бога, встречающиеся в Библии:

Бог как минимум показывает Свои 5 имен, прямо говоря, что это Его ИМЕНА:

Ревнитель: «Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель ; Он Бог ревнитель» (Исх. 34.14).

Саваоф (в переводе Сила¸ Воинство): «Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему » (Ис. 47:4).

Святой : «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его » (Ис. 57:15).

Искупитель : «Только Ты - Отец наш; … Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш"» (Ис. 63:16).

Тетраграматон – (Иегова, Яхве): «Господь муж брани, Иегова (тетраграмматон) имя Ему » (Исх. 15:3).

Как видно из текста Священного Писания, у Бога ни одно единственное имя. Более того, простого анализа достаточно, чтобы увидеть, что имена Бога несут информацию о Нем, характеризуют Его: Ревнитель, Сила, Святой, Искупить …

Показателен в этом ключе и анализ еще одного текста Библии - 33 и 34 главы книги Исход. В 33 главе мы читаем:

«(Моисей) сказал: покажи мне славу Твою. И сказал Господь: Я ПРОВЕДУ пред тобою ВСЮ СЛАВУ Мою и провозглашу ИМЯ Иеговы пред тобою…» (Исх. 33:18,19).

«И сошел Господь (тетраграмматон) в облаке … и провозгласил ИМЯ Иеговы (тетраграмматона). И прошел Господь (тетраграмматон) пред лицем его и возгласил : Господь (тетраграмматон) , Господь (тетраграмматон), Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, … прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания … Моисей тотчас пал на землю и поклонился» (Исх. 34:5-8).

Как следует из текста, Моисей просил показать ему СЛАВУ Творца. На что Господь славу тут же связал с провозглашением Его ИМЕНИ . Но, ведь очевидно, что Создатель здесь не открывал Моисею имя тетрамматон, так как Он сделал это гораздо раньше, что мы разберем в следующем разделе статьи. Но Бог возвестил имя тетраграмматонА! Посмотрите – эта фраза повторяется неоднократно! Но если тетраграмматон – это имя, то как может быть у имени еще имя? Логическое и подтвержденное самой Библией объяснение существует только одно – имя указывает на характер. Поэтому Господь возвестил Свое имя, которое состоит не только из тетраграмматона, но и из других характеристик – человеколюбивый, милосердный, долготерпеливый, многомилостивый, истинный, прощающий, но справедливый… Это и есть ВСЯ слава Бога, которую Он, как и обещал, провел перед Моисеем!

В целом, любой человек, знакомый с Библией и историей знает, что имена в древние времена были не просто именами собственными, а носителями информации о том, кому принадлежали. Поэтому практиковалась смена имен при изменении определенных условий. Например, Иаков (проныра), был назван Израилем (победителем), Аврама (великого по отцу) Господь переименовал в Авраама (отца народов), Сару (княгиню) в Сарру (княгиню народов), Симона (Бог услышал) Христос назвал Петром (скалой)… Каждое имя имело смысл. Например, Иисус в переводе означает – Господь Спасет.

И имя Бога не является исключением из этого правила. Если с именами Ревнитель, Сила, Святой, Искупить все более менее понятно, то что обозначает имя Бога тетраграмматон (Иегова, Яхве)?

Что обозначает имя Бога тетраграмматон (Иегова, Яхве, Сущий)?

В первый раз Бог называет Себя именем тетраграмматон в Исх. 3 главе. Посмотрите, что на вопрос Моисея об имени Бога, Творец сказал патриарху…

«Сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: КАК ЕМУ ИМЯ ? Что сказать мне им?» (Исх. 3:13)

На это Бог ответил пословно в оригинале:

«Бог сказал Моисею: Скажи сынам Израилевым Сущий (היה – эхие-ашер-эхие - Я есмь Тот, Кто есмь, на иврите “быть”, на русский переведено “Сущий”) послал » (Исх. 3:14)

А вот в следующем, 15 тексте Исх. 3 главы мы встречаем знаменитый тетраграмматон (тетраграмматон по-гречески означает слово из 4 букв, т.е. четверобуквие), который верующие произносят и понимают по разному – Иегова, Яхве, Сущий… Приводим этот стих пословно как в оригинале иврита:

«Сказал снова Бог Моисею: скажи сынам Израилевым: тетраграмматон (יהוה), Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал . Имя на веки, памятование из рода в род» (Исх. 3:15).

Тетраграмматон пишется יהוה. А слово Сущий, использованное в 14 стихе היה. Посмотрите на них внимательно. И теперь перечитайте 13, 14 и 15 стихи. Видно, что в 15 тексте Бог уточняет то, что произнес в 14. У большинства богословов нет сомнения, что имена Бога, упомянутые в 14 и 15 стихах являются очень близкими, практически одинаковыми. Вот что об имени Сущий и тетраграмматоне можно прочитать в Электронной еврейской энциклопедии, сохранившей традиции предков, то есть ветхозаветных Израильтян:

“Объяснение имени, данное в Исх. 3:14 (Я есмь Тот, Кто есмь), - пример народной этимологии, характерной для библейской системы объяснения имен собственных. Однако нет сомнения, что это имя происходит от корня היה (быть). В современном библиоведении принято толковать имя Яхве как «Тот, Кто заставляет быть» или «Тот, Кто является причиной бытия».

А теперь давайте посмотрим, как понятие тетраграмматона объясняет еврей, бывший иудей, а ныне христианин, доктор богословия, обучавшийся в еврейской духовной академии, Александр Болотников:

“Божественное имя YHWH (тетраграмматон יהוה) является производным от еврейского глагола «быть» третьего лица в несовершенном времени… Несовершенный аспект означает незавершенное действие… глагол «быть» в несовершенном аспекте означает состояние бытия, не имеющего конца. Оно включает в себя «был, есть и будет»”.

Здесь стоит вспомнить, какими словами апостол Иоанн процитировал то, как представился ему Господь в книге Откровение:

«Я есмь Альфа и Омега , начало и конец, … Который есть и был и грядет » (Откр. 1:8).

Здесь Иоанн с помощью первой и последней букв греческого алфавита и глаголов в разном времени излагает ту же мысль, потому что в греческом нет глаголов в несовершенном времени, как в иврите.

То есть, тетраграмматон, это не просто имя собственное, а характеристика Бога: «был, есть и будет», которое можно перевести на русский как Сущий (вечно существующий, источник существования). Для того, чтобы убедиться в этом, поглядите на контекст Исх. 3 главы. В 15 ст. Бог, представляясь Моисею «был, есть и будет», тут же делает акцент, что Он есть тот же Бог, который был у их «отцов…, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» … Определенно, здесь на лицо прямая связь.

Как правильно читать тетраграмматон Яхве, Иегова или Сущий?

То, как правильно читать тетраграмматон на русском языке, зависит от способа. В основном, мы читаем иностранные слова, заменяя их на смысловые аналоги, то есть переводим их. В этом случае, как объяснено выше, тетраграмматон лучше произносить Сущий. Однако, иногда иностранные слова мы читаем, произнося на своем языке конкретные иностранные буквы. Особенно это касается имен собственных. В этом случае встает вопрос, правильно ли говорить Иегова? А может имя Бога Яхве?

Для Свидетелей Иеговы это чрезвычайно важно, так как они придают имени Бога большое значение, забывая, что основная его цель – отобразить характер Создателя.

Тем не менее, как правильно Иегова или Яхве, или не то и не другое?

На этот вопрос никто и никогда не сможет найти на 100% правильный ответ. Дело в том, что тетраграмматон – это записанные 4 согласные буквы, так как библейская письменность иврита не имела гласных букв. Боясь случайно нарушить третью заповедь Декалога «Не произноси имени Бога напрасно» (см. Исх. 20:7), Израильтяне несколько веков до нашей эры перестали произносить тетраграмматон вслух. Поэтому огласовка четырех согласных букв доподлинно не известна, так как об этом не сохранилось древних бесспорных письменных свидетельств. Не желая “напрасно” произносить тетраграмматон вслух при чтении Священного Писания его заменяли на слово Адонай (Господь) или Элохим (Бог). Так в некоторые переводы Библии попала ошибка – в значительной части случаев слово тетраграмматон было заменено на Адонай или Элохим.

В последствие христианские богословы попытались огласовать известные 4 согласные буквы, то есть узнать как же должен звучать тетраграмматон. И конечно христиане обратились к первоисточнику – еврейскому тексту Писания, сохраненному масоретами. Масореты – это евреи, ответственные за сохранение древних традиций, в основном Писания.

Масореты, пытаясь сохранить правильное произношение слов иврита, в начале нашей эры начали в тесте Библии ставить огласовку согласных букв. И конечно, такая огласовка была дана и имени Бога тетраграмматон. Однако, масореты не знали как правильно произносится тетрарамматон. Более того, они остались верны кардинальному исполнению третьей заповеди и не собирались произносить имя Бога тетраграмматон. Поэтому при огласовке тетраграмматона они использовали правило кере / кетиб – читаемое / написанное, согласно которому некоторые слова умышленно огласовывались неправильно из-за табу на их произношение. Согласно этому правилу, чтец, увидя такое слово, должен был читать его определенным образом. Тетраграмматон был огласован в ряде случаев гласными из слова Адонай, а в ряде из Элохим. Человек увидя на тетраграмматоне огласовку из Адоная должен был читать вместо тетраграмматона Адонай, а если были гласные из Элохима – то читалось Элохим.

Однако христиане вначале не знали этих правил иудаизма из-за дистанцирования от евреев. Поэтому, увидя в тексте масоретов огласованный тетрааграмматон, они приняли это как правильное, хоть и скрываемое озвучивание имени Бога. Огласовка тетраграматона гласными от Адоная встречается чаще и в разных вариантах произносится похоже на слово Иегова. Отсюда и появилось имя Бога Иегова.

То есть имя Иегова является придуманным именем Бога, и не может быть Его настоящим именем, ведь остаются следующие факты:

  • К чтению имени Бога иудеями применялось правило кере / кетиб (читаемое / написанное).
  • Тетраграмматон огласовывался не только гласными из Адоная, но и из слова Элохим, что даже в масоретском тексте дает несколько разных прочтений тетраграмматона.
  • Имя Иегова появилось лишь в средние века благодаря христианским переводчикам. Как можно быть уверенными, что они правы, если сами носители имени Бога иудеи никогда не употребляли имя Иегова и более того, они уверены, что это не имя Бога.
  • Произношение тетраграмматона не зафиксировано в древних (до нашей эры) иудейских источниках.

Таким образом, только при большом желании можно верить, что древнее имя Бога тетраграмматон произносилось как Иегова. Сегодня в Интернете можно найти множество статей и материалов об имени Иегова, но все они лишь являются гипотезами и теориями…

То же касается и имени Бога Яхве. У него немного другая история. Многие ученые богословы понимали, что имя Бога не может быть Иегова. Но как же тогда произносить тетраграмматон? В XIX веке учёный Г. Эвальд предложил другое чтение ЙаХВеХ (Яхве). Он ссылался на некоторых раннехристианских авторов; сокращенную форму имени Бога YAH, встречающуюся в ряде текстов Библии (см. Исх. 15,2; Пс. 67,5); а также окончания -yahu и -yah в некоторых еврейских именах.

Иудеи и значительная часть христиан согласны, что правильнее тераграмматон произносить Яхве. Но другие христиане убеждены, что верно говорить имя Бога - Иегова. Кто прав, или неправ никто, мы никогда не узнаем, пока не будут найдены древнееврейские письменные свидетельства, что представляется маловероятным.

С учетом этого, и понимая, что в первую очередь имя Бога отражает Его характер, можно сделать только один вывод – для спасения и духовной жизни верующего не важно как правильно произносилось изначально имя Бога тетраграмматон!

Задумайтесь, если бы это было важным, то все пророки и апостолы, и, конечно, Христос, настоятельно указывали бы на это верующим! Но этого в Библии нет! В следующем разделе материала мы разберем этот вопрос.

Важно ли знать имя Бога? Что значит прославлять имя Бога?

Если бы для спасения необходимо было знать имя Бога, то, повторюсь, об этом бы ПОСТОЯННО говорили ВСЕ пророки и апостолы. И никак сатана не мог помешать этому, способствуя сокрытию истинного имя Бога, ведь он не сильнее Господа! И, конечно, об этом бы возвещал Христос! Однако, в Новом завете НИ ОДНОГО РАЗА не употребляется имя тетраграмматон! Неужели Божьи вестники не знали этого или не задумывались о важности данного имени для своих последователей?! Неужели Иисус не желал спасения верующих, когда учил называть Бога не тетраграмматоном, а Отцом и папочкой (Авве)?!

Давайте вспомним, знаменитые слова Христа, которые мы упомянули в начале статьи: «Да святится ИМЯ твоё» (Матф. 6:9). Это не отдельная фраза, а часть молитвы, которая начинается следующим образом: «Молитесь же так: ОТЧЕ наш, сущий на небесах! да святится имя Твое» (Матф. 6:9, а также Лук.11:2).

Здесь Иисус призывает верующих в молитве обращаться к Богу: «Отче» . А о каком освящении имени дальше идет речь?

Вот еще интереснейшие слова Христа:

«Я открыл имя Твое человекам Я открыл им имя Твое и открою , да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Иоан. 17:6,26).

Какое имя Бога Отца открыл людям Иисус? Если это имя тетраграмматон, то почему Иисус это имя ни разу не упоминает, и апостолы об этом не вспоминают, и даже первые христиане…?

Здесь все просто. Для понимания слов Христа нужно просто хорошо знать ветхозаветное писание и менталитет народа того времени. Как уже ранее было отмечено, имена Бога символизировали Его характер, то есть все имена Бога Израилева были неразрывно связаны с Творцом. При этом другие народы верили в своих богов, которые тоже имели свои имена: Молох, Ваал и другие. Поэтому, когда в Библии речь идет о возвеличивании имени Бога, это означает, что верующие должны прославлять исключительно Бога Израилева, а не иных богов .

Об этом же говорит и другой известный текст, который часто используют в защиту своей позиции Свидетели Иеговы.

«И Господь будет Царем над всею землею; В ТОТ ДЕНЬ будет Господь един, и имя Его едино» (Захария 14:9).

Давайте посмотрим на все пророчество. Чуть ранее, в предыдущей главе, Бог говорит через пророка:

«И будет В ТОТ ДЕНЬ , говорит Господь Саваоф, Я истреблю ИМЕНА идолов с этой земли … они (Божий народ) будут призывать ИМЯ Мое , и Я услышу их и скажу: "это Мой народ", и они скажут: "Господь - Бог мой!"» (Захария 13:2,9).

А за этим в 14 главе речь идет о поражении В ПОСЛЕДНИЙ (Судный) «ТОТ ДЕНЬ» Богом врагов Его народа и восстановлении на земле Его Царства. Из смысла текста ясно, что речь тут идет о том, что ИМЕНА других богов (идолов, cм. выше) больше не будут упоминаться людьми, а все они будут взывать к Единому Богу. То есть, как видно из контекста, речь не идет о единственном имени Бога, а непосредственно об одном Боге, воцарившемся на земле.

Поэтому, Писание не указывает постоянно на конкретные имена Бога, которые нужно прославлять, а говорит об имени Бога Израилева в целом. Причем это относится не только к фактическому прославлению Господа в молитвах, письменах и песнях, но и к прославлению Его своими делами. Так как беззаконное поведение Божьего народа бесславило Его имя среди язычников! Это чрезвычайно важно, ведь раньше на богов смотрели и оценивали их «могущество и характер» по жизни народов, которые их исповедовали. В этой связи поступки евреев соответственно либо прославляли имя Бога, то есть самого Бога, либо бесславили Его.

«Я судил их по путям их и по делам их. И пришли они к народам … и обесславили святое имя Мое , потому что о них говорят: "они - народ Господа, и вышли из земли Его"» (Иез. 26:19,20).

«И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов , среди которых вы обесславили его , и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их» (Иез. 36:23).

«Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое » (Ам. 2:7).

Из данных текстов понятно, что евреи бесславили не как таковое имя Господа, но Самого их Бога. И конечно, не важно каково конкретно Его имя, но главное, что из-за поведения Израильтян в глазах других народов Бог народа Израильского был бесславлен.

В Библии есть и иные тексты, которые показывают, чем можно обесславить имя Бога и что это относится непосредственно к Самому Создателю.

«Если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое . Вы говорите: "ЧЕМ мы бесславим имя Твое? " Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб … И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? … говорит Господь Саваоф» (Мал. 1:6-8).

Поняв, ЧЕМ можно бесславить имя Господа, становится понятно и то, чем можно славить имя Бога – то о чем говорил Иисус в Матф. 6:9. Славить имя Бога – это не только озвучивать в песнях, молитвах и проповедях имя тетраграмматон, но прославлять Самого Бога Израилева в глазах других народов!

Это вытекает как из смысла Писания, так и его конкретных текстов. Показательно, как о возвеличивании имен повествует Слово Божие:

«Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое » (Быт. 12:2).

Этими словами Бог обращается к Аврааму и явно здесь речь идет не просто о возвеличивании имени “Авраам”, но о самом Аврааме – праотце народа Божьего.

«Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» (Пс. 137:2).

Из данного стиха видно, что Давид славит Самого Бога за Его милость, и также немаловажно, что здесь упоминаются наличие нескольких имен Бога… И кроме того, Божью весть (слово, Писание) пророк ставит выше имен Бога, так как Писание гораздо шире описывает характер Бога, чем это отображено в Его именах.

«И да возвеличится имя Твое во веки, чтобы говорили: "Господь Саваоф - Бог над Израилем"» (2 Цар. 7:26)

Здесь речь о том, чтобы Бог Израилев был прославлен среди народов того времени, дабы евреям гордиться, что они имеют такого Бога… И опять здесь два имени Бога…

«И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек» (3 Цар. 9:3).

Тут говорится об Иерусалимском храме. Разумеется, там не пребывало имя Бога тетраграмматон непосредственно будучи написанным на стенах… Речь идет о том, что данный храм был посвящен Единому Богу Израилеву. В Библии храм Израиля не именуется только храмом имени тетрагарамматона, а храмом Бога Израилева.

«Хвалите имя Господне... От восхода солнца до запада [да будет] прославляемо имя Господне. Высок над всеми народами Господь» (Пс. 112:1-4).

Здесь видно, что речь идет о восхвалении не просто имени, как совокупности букв, а Самого Господа, возвещении, что Он высок над всеми народами.

А что тогда значат слова Иисуса о том, что Он открыл людям имя Бога (см. выше Ин. 17:6,26)? Какое имя Бога Отца открыл Иисус верующим? Конкретно об именах Он не говорил! Зато, вспомните Исх. 34:6 “Господь человеколюбивый, милосердный, многомилостивый…”

Именно о характере Бога говорил Иисус:

«Ибо так возлюбил Бог мир , что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16, 1 Иоан. 4:10,16)

Иисус также Сам Собою - Своей жизнью, бескорыстным служением, непостижимой жертвенностью, явил людям характер Бога - Господь «человеколюбивый, милосердный, многомилостивый...»

«Видевший Меня видел Отца » (Иоан. 14:9).

«Который (Христос) есть образ Бога невидимого … Бог … озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием СЛАВЫ Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4: 4,6).

Вспомните, выше рассуждая об Исх. 33 и 34 главах, мы увидели прямую связь между именем Бога, Его характером и Его славой, которую Он провел перед Моисеем. В Новом завете мы четко видим ту же связь.

Спасает ли знание имени тетраграмматон (Яхве, Иегова, Сущий)?

Если бы для спасения важно было непосредственно знание имени тетраграмматон (Иегова или Яхве или Сущий), то Господь позаботился бы этом… Например, посодействовал, чтобы пророки не позволили Израильтянам налагать запрет на произношение этого имени, либо чтобы его произношение - огласовка сохранилось в каких-нибудь рукописях…, либо чтобы Иисус и апостолы, а затем и их последователи (христиане первых веков) донесли до своих учеников – христиан важность знания имени Бога и его правильное произношение! Но этого нет!

Также становиться странным, что Писание не упоминает имени Бога тетраграматон (Иегова, Яхве, Сущий) вплоть до 3 главы книги Исход. В этих текстах Библии Бог именуется в основном Элохим с разными эпитетами (элион – Всевышний, шаддай - Всемогущий и др.). Более того, когда Иаков попросил Бога открыть Его имя, Бог ему не назвал никакого имени. Скорее всего, Бог понимал, что для Иакова достаточно того, что он знает о Нем – Элохим Всевышний, Всемогущий…

«Спросил … Иаков, говоря: скажи имя Твое . И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там» (Быт. 32:29).

Напомню, что Моисею Бог пояснил, что Он тот же Бог, что и Бог их предков - Авраама, Исаака и Иакова, и поэтому назвался ВЕЧНО существующим – Сущим. На этом Творец акцентировал внимание в 6 главе книги Исход:

«Я являлся Аврааму, Исааку и Иакову как Бог Всемогущий, а под именем тетраграмматон (Иегова, Яхве, Сущий – вечно существующий, источник существования ) не открылся им» (Исх. 6:3, перевод с оригинала).

Неужели Иаков и Авраам, и Исаак, и Ной, и их современники не спасутся, раз не знали имени тетреграмматон? Конечно, спасутся, об этом прямо говорит Божий вестник в 11 главе послания к Евреям. Прочтите ее и сами в этом убедитесь.

Но если мы именем Бога не спасаемся, то о чем же тогда возвещает знаменитый текст Священного Писания?

«И будет: всякий, » (Иоил. 2:32).

О чем предвозвещал пророк Иоиль?

Зная главное правило толкования Библии – Слово Божие само себя объясняет (о правилах толкования Библии читайте в материале ), мы найдем ответ на этот вопрос в самой Библии. На это пророчество ссылается апостол Петр на Пятидесятницу, когда на верующих сошел Дух Святой.

«И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется » (Деян. 2:21).

Апостол Петр не просто упоминает это пророчество, но и говорит, что оно исполнилось:

«Это есть предреченное пророком Иоилем» (Деян. 2:16).

Петр связывает исполнение предреченного Иоилем с нисшествием Духа Святого, обещанного Иисусом (см. Иоан. 14-16 главы) и в целом с пришествием и служением Иисуса Христа, о чем он говорит далее, начиная прямо со стиха 22, следующего за исследуемым:

«Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея …» (Деян. 2:22).

О том, что данное пророчество возвещало об Иисусе, также говорил апостол Павел. Он тоже произнес указанное пророчество Иоиля, прямо связывая его с Иисусом.

«Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься … Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется » (Рим.10:9,13).

Только при большом желании можно не заметить в этих стихах однозначной связи пророчества Иоиля с Иисусом. Только человек, будучи настроенным категорично и убежденный в обратном, может закрыть газа на тексты Нового завета, связывающие Иисуса и пророчество Иоиля о спасении. Посмотрите, в 9 тексте Рим. 10 гл. Павел четко говорит, что спасутся люди, верующие в Иисуса как в Господа и не сомневающиеся в Его воскресении… Лишь затем Павел произносит слова Иоиля. Посмотрите внимательно - 10 глава вплоть до 14 текста посвящена исключительно Иисусу. При этом, в 9 и 13 текстах в оригинале употребляется одно и то же слово Господь - κύριος. Это же слово используется в Деян. 2:21. Не смотря на это, Свидетели Иеговы в своем переводе "Нового мира" в этих текстах ставят слово Иегова.

О том, что люди спасутся именем Иисуса, говорят и другие тексты Библии. Петр в той же книге Деяний чуть далее исследуемого текста возвещает:

«Нет другого имени под небом (речь об Иисусе), данного человекам, которым надлежало бы нам спастись » (Деян. 4:12).

В контексте проповедей Петра и Павла у пророчества Иоиля есть только одно объяснение – люди спасаются Иисусом, а не информированностью об имени тетраграмматон. Но и при этом, верующие спасаются не просто знанием имени Иисус Христос, а Голгофой - Его заместительной жертвой за человечество. Именно об этом – об искуплении посредством заместительной жертвы повествует вся Библия: Ветхий завет – в виде прообразов Иисуса - жертвенных животных, Новый открывает истинного Агнца – Христа. Я думаю, что человек внимательно изучающий Библию, и не закрывающий глаза на ненравящиеся ему тексты, понимает, что для Спасения не достаточно знать произношение тетраграмматона и призывать имя “Иисус Христос”, а необходимо жить так как учил Тот, Кто носит это имя.

И вновь мы видим то, о чем говорили ранее. Суть не в имени как в таковом, а в его носителе. Имя лишь указывает на источник – на его носителя.

Поэтому вера в то, что знание имени Бога спасает дает людям чувство ложной защищенности. Ведь имя – это не магические код или пароль, дающие пропуск к престолу Господа. Сами подумайте, что важнее для спасения – знать имя Бога или жить согласно Его воле? Что правильнее: ходить и рассказывать, что у Бога имя Иегова, или проповедовать о милости Божьей, Его человеколюбии, справедливости и жертвенной мучительной смерти за каждого человека Иисуса Христа? Все Священное Писание говорит о пагубности греха и призывает верующих стараться жить праведно. Многие тексты показывают, что спасутся те, кто стремиться жить по правде Божьей, соблюдая Его заповеди. Большинство из них приведены в моей книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения”. Данный же материал я закончу словами из последней главы последней книги Библии.

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его , чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город (Новый Иерусалим на новой земле) воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду » (Откр. 22:14,15).

Как видите, любовь к неправде и несоблюдение закона Божьего, а не незнание Его имени тетраграмматон, может закрыть человеку вход в Божий святой город, где все будут восхвалять имя Единого Бога, то есть Его Самого!

Давайте на последок повторим факты:

  1. Библия упоминает несколько имен Бога.
  2. В Библейское время имя являлось носителем информации о его обладателе.
  3. Тетраграмматон происходит от слова «быть».
  4. Ветхозаветные пророки не акцентировали внимание на необходимости знания именно имени тетраграмматон для спасения.
  5. Новозаветные апостолы, Иисус и христиане первых веков не упоминали имя тетраграмматон и не акцентировали внимание на том, что нужно знать именно имя тетраграмматон для спасения.
  6. С прославлением имени Бога или бесславием Библия связывает жизнь верующих.
  7. Нет 100% доказательств, что имя Бога тетрарамматон читается именно Иегова.
  8. Имя Иегова предложили христианские переводчики спустя столетия после жизни Иисуса и апостолов.
  9. Масоретский текст (оригинал Писания на иврите) содержит несколько разных огласовок тетраграмматона.
  10. При чтении тетраграмматона иудеями применялось правило кере / кетиб - читаемое / написанное.
  11. Иудеи - изначальные носители, хранители Писания и древних традиций, не знают имени Бога, но уверены, что это не Иегова.
  12. Новый завет говорит, что спасаются люди только именем Иисуса.

* В связи с тем, что не все программы и браузеры отображают иврит, Вы можете не увидеть в тексте слов на иврите


Валерий Татаркин

Кто такие свидетели Иеговы и во что они верят?

Секта, сегодня известная как «Свидетели Иеговы» возникла в Пенсильвании в 1870 году, как группа по изучении Библии, основанная Чарльзом Расселом. Также Рассел начал писать серию книг, под названием «Исследования Писаний», которая до его смерти насчитывала шесть томов. Эти книги включают в себя практически всю теологию Свидетелей Иеговы. После смерти Рассела, его друг и преемник, Джозеф Резерфорд, в 1917 году написал седьмую и последнюю книгу из серии – «Совершенная тайна» (“Finished Mystery”). В 1886 году было основано общество Сторожевой башни для обеспечения быстрого распространения учений движения. Эту группу называли «Расселитами», пока из-за внутриорганизационного раскола в 1931 году, она не была переименована на «Свидетелей Иеговы». Группа, от которой они отделились, стала себя называть «Исследователями Библии».

Во что же верят Свидетели Иеговы? Подробное рассмотрение их доктрин по отношению к таким вопросам как Божественность Христа, Троица, Дух Святой, спасение, искупление и др., показывает, что они не придерживаются ортодоксальных христианских позиций по поводу этих вопросов. Свидетели Иеговы верят, что Иисус – это архангел Михаил, наивысшее когда-либо созданное существо. Такое утверждение, по сути своей, противоречит Библии, ведь там ясно говорится о том, что Иисус – Господь (Иоанна 1:1, 14; 8:58; 10:30). Свидетели Иеговы также верят, что спасение достигается через сочетание веры, добрых дел и покорности. Но и это утверждение противоречит Библии, неоднократно повторяющей, что спасение достигается лишь благодаря вере (Иоанна 3:16; Ефесянам 2:8-9; Титу 3:5). Они отвергают идею Троицы, говоря, что Иисус является созданной особой, а Дух Святой они считают просто силой Господней. Свидетели Иеговы опровергают концепцию искупления Христом всех грехов верующих Своей смертью – вместо этого они придерживаются теории, которая говорит, что смерть Иисуса – это плата только лишь за первородный Адамов грех.

Как Свидетели Иеговы оправдывают и доказывают эти небиблейские доктрины? Во-первых, они утверждают, что Церковь на протяжении многих веков исказила Библию, и, во-вторых, они по-новому перевели Библию, и называют ее переводом Нового мира. Общество Сторожевой башни видоизменило текст Библии, дабы подогнать его под свое лжеучение, вместо того, чтобы сделать наоборот. Перевод Нового мира переиздавался множество раз, так как Свидетели Иеговы находят все больше стихов Библии, противоречащих их доктринам.

Свидетелей Иеговы без труда можно назвать культом, который только внешне опирается на Библию. Сторожевая башня базируется на оригинальных и расширенных учениях Рассела, Резерфорда и их последователей. Руководящий орган Сторожевой башни, является единым органом этого культа, провозглашающим свою исключительную компетентность толковать Библию. Иными словами, все, что говорит Сторожевая башня о стихах Библии, рассматривается неоспоримым, и независимое мнение решительно не приветствуется. Это напрямую противоречит Павловым наставлениям Тимофею (и нам также): стараться «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тимофею 2:15). Эти слова являются четкой инструкцией от Бога для каждого из Его детей. Он желает, чтобы все мы ежедневно изучали Библию, дабы не противоречить Его Слову.

Свидетелей Иеговы заслуживают похвалы за «евангелизационные усилия». Вероятно, не существует другой такой религиозной группы, как Свидетели Иеговы, которая так усердно в донесении своей вести. К сожалению, эта весть полна искажений, измышлений и обмана. И лишь в Божьей власти открыть им глаза на истину Евангелия и истинного учения Божьего Слова.

Мы часто сетуем и жалуемся на что-нибудь: на немощи, одиночество, начальство, на вечную нехватку денег, на наше «сложное время», старики жалуются на молодёжь и молодые на «предков», одним словом, пеняем на разные скорби и беды. И вот находятся люди, которые эту нашу черту, не самую в нас красивую и мудрую, но по-человечески объяснимую и вызванную иногда объективными причинами, умело эксплуатируют в своих целях. Пристанут прямо на улице с вопросом: «Как вы думаете, нынешние бедствия когда-нибудь закончатся?» Они обходят квартиры с настойчивым приглашением изучить Библию. Их очень интересует, известно ли нам «имя Бога?» И ещё они с удовольствием вручают свои пёстренькие журнальчики «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!»

Вы, конечно, догадываетесь: речь идёт о секте «Свидетелей Иеговы» . Она появилась в XIX веке в США, дробилась с тех пор на разные толки, управляется она из Нью-Йорка, её члены называют себя христианами, но Господа Иисуса Христа не признают Богом.

Кстати говоря, Библию они не изучают, а только читают небольшой набор одних и тех же отрывков и фраз. Ссылка на Писание — это предлог для вовлечения неразборчивых граждан в их круг. Стоит оказаться с ними вместе, как Библию скоро заменит очередной номер «Сторожевой башни» с «прекрасной» статьёй, отвечающей как будто на все вопросы… У них существуют методики и психологические приёмы воздействия на слушателей.

Зачем же всё это им нужно? Чем не устраивает их Православная вера, неразрывно связанная в сознании большинства россиян с историей России, да и с самим образом и духом нашей Родины? Кратко коснёмся некоторых «трудных» вопросов, возникающих в разговорах с сектантами.

Предварительно заметим, что «свидетели Иеговы» не пользуются подлинным текстом Библии, но предлагают свой, так называемый «Перевод Нового Мира» (1950 г.), в котором многие библейские слова и понятия искажены в целях приспособления их к сектантскому мировоззрению.

«Свидетели» отвергают, например, значение «Священного Предания», понятие это заменили словами «учение» или «традиции» (хотя у Апостола Павла — дословно «предание»); но намеренные подмены их обличаются самим же Писанием. Откуда они знают, что Евангелие от Матфея написал Матфей, а именно Марк составил благовествование от Марка? Где прочитали Каин и Авель, как им следует совершать жертвоприношения; из какого источника, как не из Предания, почерпнул Ной знание о животных чистых и нечистых? Что имеет в виду Апостол Павел, когда просит фессалоникийцев: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15). На первом месте здесь поставлено слово, а послание (слово записанное) следует после. Церковь есть живое Предание, в недрах которого рождается и бережно хранится, мудро объясняется и передаётся от поколения к поколению святыня Писания, а «свидетели», отвергающие Предание, уничтожают, образно говоря, воздух и среду, в которых Писание дышит и существует и тем самым они воюют, конечно, на Церковь.

«Свидетели Иеговы» утверждают, что с IV века до 1914 года «люди спали», а в 1914 году Иисус Христос вернулся на землю в виде их организации, точнее — её руководящей корпорации в Бруклине (Нью-Йорк). Летаргическое, сонное богословие «свидетелей» никак не согласуется со Священным Писанием. Господь заповедовал Своим ученикам и в их лице всем христианам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28, 19-20). Господь Иисус Христос пребывает со Своей Церковью не в отдельные дни, месяцы или годы, а буквально во все дни; тем более Он не допускает полу-торатысячелетних перерывов в пребывании с Церковью и в Церкви. Евангельское благовес-тие совершалось и совершается в мире непрерывно. В книге пророка Даниила сказано, что «Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится». (Дан. 2, 44). И Христос обещает, что Церковь Его, основанная на камне веры, не падёт, не «уснёт», «и врата ада не одолеют её». (Мф. 16, 18).

«Свидетели Иеговы» не понимают или не желают вникнуть в тайну Бога, Единого по Существу и Троичного в Лицах. Ссылаясь на заповедь Моисея — «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6, 4) — они стараются подчеркнуть, что Бог, это одна, как они говорят, «величайшая личность», а не «три личности».

Если внимательно прочитать слова Моисея о Единстве Творца, тогда, возможно, откроется вдумчивому взгляду некая важная грань главной заповеди: Господь не один, а именно «един». Назвать группу людей или отдельного человека «едиными», «единым», значит указать на их сплочённость, соединённость, но не на раздробленность и не на безответное одиночество.

В разных книгах Библии нередкие указания на Святую Троицу содержательно связаны с ключевыми моментами Её участия в жизни человека, в истории человечества. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1,26). «…Сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь» (Бытие 11, 7-8). Здесь, как и во многих подобных местах, мыслится и видится таинственное единство во множестве.

«Свидетели Иеговы» настаивают на том, что «сын», Иисус Христос, меньше Отца, что Он не Бог, но сотворен Богом. На чём же они основывают своё неновое, напоминающее древнюю ересь Ария, утверждение? На своём излюбленном приёме: изъятии цитаты из контекста и в принуждении её, одинокой, трудиться на их интересы. «Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28) — радуются иеговисты, приводя слова Самого Христа. Они заблуждаются, не зная Писания, хотя только его и призывают изучать. Ни слово, ни строка сами по себе ничего или мало что значат — необходимо обозреть целое, прочитать слово или фразу в контексте. «Я и Отец — одно» (Ин. 10, 30) — сказал Христос в другое время. И Он же подтвердил: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»?» (Ин. 14, 9). Разно-мысленные, на первый взгляд, цитаты, вместе поставленные говорят о двух природах во Христе — Божественной и Человеческой. Сын Божий алкал и жаждал по плоти, но в Этой Плоти нельзя не услышать голос и власть Бога: «Потому Я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших: ибо если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших» (Ин. 8, 24). «…B Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9), — поясняет Апостол Павел. Пророк Иеремия называет грядущего Христа, в подлиннике, четырёхбуквенным именем — Яхве (Иер. 23, 6). А уж это пророчество ставит «свидетелей» в неразрешимое затруднение.

Апостол Павел пишет коринфянам, что Христос есть «образ Бога невидимого» (2 Кор. 4, 4). Слово «образ», по-гречески «эикон» (икона), в греческом переводе Ветхого Завета содержит смысл, указывающий на первообраз. Во времена ветхозаветные изображать Лик Божий было немыслимо, потому что Господь являлся тогда человеку только под видом Ангела. А Ангелов как раз иудеи изображали старательно, искусно, по повелению Божию, о чём подробно излагается в Третьей книге Царств: Соломон «на всех стенах храма кругом сделал разные изображения херувимов» (3 Цар. 6, 29). И поклонялись иудеи именно храму (а не в храме по переводу иеговистов) — об этом пишет пророк Давид в пятом псалме. «Свидетели Иеговы» в своих журналах постоянно изображают Христа, пророков, апостолов, даже ангелов и Божию Матерь, но заявляют, что не поклоняются им. Когда их спрашивают, почему Бог, воззвавший к Моисею из среды горящего куста, потребовал от него снять обувь, «ибо место, — сказал Бог Моисею, — на котором ты стоишь, есть земля святая», «свидетели» отвечают, что так и надлежало поступить Моисею на земле освященной, а земля стала святой по причине присутствия на ней Бога. И отвечают они верно, только уклоняются от дальнейших выводов.

Бог требовал от Моисея видимых знаков поклонения святому месту. Действительно, материя, через которую Господь проявляет своё присутствие, становится святой или освященной. В Ветхом Завете говорится о ковчеге Божием, о богослужебных сосудах, о мощах пророка Елисея, на которых почивала благодать Божия. Платки и опоясания Апостола Павла исцеляли больных. Православные христиане почитают иконы, чтят и величают Матерь Божию и святых, но истинное поклонение, «еже подобает Единому Божескому Естеству», они воздают только Богу (Догмат 367-ми святых отцов Седьмого Вселенского Собора в Никее).

«Почитательное поклонение» Кресту, храму, святым мощам и иконам, возводящее ум и сердце благоговейного почитателя от образа к первоообразу, не имеет ничего общего с идолопоклонством, ибо «идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4), то есть, согласно Апостолу Павлу, в добром творении Божием под идолом зияет пустота и «свидетели», как, впрочем, и баптисты, пятидесятники, адвентисты и проч., уничижая иконы и уподобляя их идолам, невольно или умышленно отрекаются от первообразов. Но для человека, который сам есть образ и нуждается в общении с первообразом, небезопасно высмеивать, устранять или разрушать подобные связи в окружающей его действительности. В Иисусе Христе миру был дан видимый образ (икона) невидимого. «Слово стало плотию» (Ин. 1, 14). Во Христе, в Его душе и теле воссоздано гармоническое единство Божественного, небесного и земного. Христос и есть первая икона, образ Ипостаси невидимого Бога Отца — как же после этого не иметь в Церкви иконы Господа Спасителя? Господь Иисус Христос и Бог Отец едины по Существу Своему, а по Личным Свойствам различаются. Икона же Спасителя, выполненная в каком-либо материале, и Сам Христос по существу, конечно, различны, но образ являют единый. И в этом образе, освященном Церковью, Господь таинственно присутствует Своей благодатью.

Страшно и непривычно православному христианину (да и римо-католику, и лютеранину…) смотреть на иллюстрации Распятия Господа Иисуса Христа, помещаемые в журналах «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!». Душу охватывает ужас перед кощунственным изображением: мы видим Христа и разбойников висящими на столбах или кольях. «Свидетели Иеговы», соглашаясь на словах с истиной, что в Ветхом Завете многие действия, слова и ситуации носят прообразовательный, символический или аллегорический характер, отказываются видеть, например, в благословении патриархом Иаковом Манассии и Ефрема символическое свидетельство о форме голгофского древа, то есть Креста (Бытие 48, 13-14).

Если бы Христос был повешен на столбе, то речь шла бы, как, впрочем, и утверждают «свидетели Иеговы», об одном гвозде, пронзившем две скрещенные руки. Однако Апостол Фома в Евангелии от Иоанна «сказал им» (то есть другим апостолам): «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей… не поверю» (Ин. 20, 25). И в греческом тексте также читается множественное число, и в переводе «Нового мира» (который в употреблении у иеговистов), где простое и скорбное слово «раны» заменено на какое-то уклончивое и дамское «отметины», множественное число всё-таки (неужели по недосмотру?) уцелело. Опять «свидетели» просчитались? Или они не обращают внимания на всякие мелочи: ещё один гвоздь, ещё перекладина на Кресте, иконы, мощи, иерархия… Этот список утрат простирается до самого святого и продолжать его вот так, между делом, не следует.

«Свидетели» придерживаются того разумного мнения, что новозаветная эра благодатней и спасительней, чем времена ветхозаветные. И войти в народ Божий ныне легче представителям разных наций и государств, чем ранее, до Рождества Христова, когда только одному Израилю была открыта Истина и Вера. Но «свидетели» и здесь непоследовательны. В духовном смысле всем стало спасительней с пришествием Христа в мир, вот только положение детей ухудшилось: их вхождение в народ Божий в эру Ветхого Завета через обрезание иеговисты не оспаривают, а детям, родившимся по Рождестве Христовом, присоединяться к народу Божию через Крещение препятствуют. А обрезание — против этого им нечего возразить — есть прообраз Крещения. Апостол Павел пишет Колоссянам: «В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога» (Кол. 2, 11-12). Разве не ясно и решительно звучат слова Господа: «…Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14).

Непонятной и напыщенной торжественностью окутали «свидетели» вопрос об имени Божием. Возможно, для некоторых людей, для тех, кого блаженный Феодорит Кирский в трактате «Сокращенное изложение Божественных Догматов» назвал «несмышленными», не знающими значения еврейских имён, этот вопрос и имеет некое магическое значение…

Имя Эхйе, от которого средневековые переводчики через искажение произвели имя Иегова, среди прочих имён Бога — Адонаи, Елои, Ил, Или, Элохим, Яхве, Эхйе Ашер Эхйе — занимает по частоте употребления в еврейском тексте Библии одно из последних мест.Кроме того, имеется и сочетание согласных букв, намеренно не произносившееся евреями, но не из суеверия, как заявляют иеговисты, а по причине вполне понятного благоговения. Надо же допускать, чувствовать, что времена древние отличались культурно-психологическим своеобразием.

На самом деле имя Иеговы встречается только в «Вульгате» — в первом латинском «народном» переводе Библии блж. Иеронима. В русском переводе Ветхого Завета, частично запечатлевшем влияние латинского текста, транскрипция имени «Иегова» встречается всего 8 раз. В «Еврейской энциклопедии» подчеркивается, что форма произнесения и написания Иегова недопустима, потому что изобретена искусственно — она возникла из попытки произносить согласные буквы имени Бога (по-русски эти согласные пишутся так: ИГВХ) как если бы к ним приписали гласные, изъятые из имени Адонаи.

Кроме того, статистика также говорит не в пользу иеговистов. В еврейском тексте Ветхого Завета имя Яхве встречается 5789 раз, Элохим — 1083 раза, а Эхйе — послужившее «согласной» основой для Иегова — только 51 раз. А имени Иегова в современных переводах католиков, от которых оно когда-то проникло в русский перевод, вовсе нет.

В нашу задачу не входило обсуждение таких сторон деятельности секты «Свидетелей Иеговы» (её другое имя — «Общество Сторожевой башни»), как запрет на переливание крови, которого у них не существовало до 1961 года и из-за которого за последнее сорокалетие XX века погибло очень много детей; запрет на пересадку любых органов и тканей, даже на самые безобидные офтальмологические операции, из-за которого многие люди сделались инвалидами; запрет на прививки и вакцинации. Последние два запрета они были вынуждены отменить, но уже после того, как их директивы причинили вред здоровью людей. Ни объяснений, ни извинений от «Верного раба», то есть от Международной руководящей корпорации в Бруклине, конечно не последовало.

Здесь мы едва коснулись только того, что в особенную заслугу вменяют себе иеговисты — знания Библии. Даже при беглом обзоре далеко не всех острых вопросов обнаруживаются предвзятость «свидетелей», их ограниченность и поверхностность. Что мы можем противопоставить им? Верность и знание; постоянное поучение в Писании и усвоение Предания Православной Церкви.

— Священник Олег Стеняев. Диспут со «Свидетелями Иеговы». Москва, 2004.

— Современные ереси и секты на Руси. Изд-е 2-е. Житомир, 2001.