» »

Холистический подход к здоровью человека. Все методы холистической медицины: как выбрать свой. Холистический подход к жизни — это обретение человеком собственной силы и самоконтроля, активация собственных скрытых возможностей, заложенных Природой

14.05.2020

В последнее время, особенно с конца XX века и до сегодняшнего дня, большую популярность приобретают нетрадиционные виды медицины. Всё больше и больше людей, не найдя лекарства от своих болезней в обычной медицине, обращаются за помощью к альтернативному варианту. Причём альтернативная медицина официально признана Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Наиболее знаменитым направлением на сегодняшний день является холистическая медицина, суть которой состоит в рассмотрении организма человека как единого целого, взаимодействия органов с иными системами.

Соответственно, холистический подход - это определённый подход к лечению пациента, при котором имеет значение не только выявление заболевания в настоящее время, но и диагностируются все факторы и причины, которые повлияли тем или иным образом на образование болезни.

Холистическая теория

Несмотря на то что данный подход в настоящее время только обретает популярность, образовался он довольно давно. Слово "холистический" уходит корнями в греческий язык и в переводе означает "целостный". Исходя из этого, можно сказать, что с этой точки зрения весь мир представляется одним целым.

Холистический подход существует не только в медицине, он еще означает, что каждый человек неделим и является частью Вселенной. С древних времён данное утверждение очень интересовало учёных, однако в середине XVII века холистическая теория приостановилась в развитии из-за того, что она стала принадлежать к философии и потеряла ценность с практической стороны.

Однако в XX веке Ян Смэтс смог сформулировать холистический подход, возродить его на былые ступени. С конца XX тысячелетия начинает зарождаться и стремительно обретать популярность холистическая медицина.

Холистический подход в медицине

Представление человеческого организма как единого целого подразумевает определённый подход. К холистической медицине прибегают многие люди, которые не нашли помощи у докторов. Профессионалы в этой области утверждают, что главным аспектом является правильное питание. С точки зрения холистического подхода правильное питание подразумевает не только получение нужных питательных веществ, но и определённую физическую нагрузку.

Чтобы поддерживать организм в порядке, необходимо правильно питаться и совмещать это с физическими упражнениями. Если проблемы уже имеются, холистическая медицина может предложить классический терапию и т. д.

Ранее данные методы являлись традиционными и были общепризнанными. Однако в связи с появлением всё новых, более современных подходов, холистическая медицина теперь считается альтернативным способом лечения, нетрадиционным.

Что именно и как лечит холистическая медицина?

Дело в том, что многое в этом направлении зависит от самого человека. Холистический подход в лечении раскрывает огромный потенциал улучшения здоровья для всех, кто действительно этого хочет.

Однако это нельзя считать панацеей. Необходимо рассматривать отдельно каждый конкретный случай, ведь факторы и причины заболевания всегда различны. Лозунгом холистического подхода является следующее высказывание: «Нет неизлечимых заболеваний, есть неизлечимые люди».

Эта цитата объясняет тот факт, что некоторые люди смогли выкарабкаться из безнадёжной ситуации, а другие не могут избавиться от простейшего заболевания. Холистическая медицина имеет широкий спектр воздействия на организм человека как на комплексную систему. Здесь определяющим фактором становится желание и стремление самого человека.

Здоровье человека со стороны холистического подхода

Своё начало данный подход к здоровью берёт ещё с древних времён. Около 4 тысяч лет назад в Китае всплывает первое упоминание о нём. Холистический подход - это система медицины, ориентированная на лечение и профилактику заболеваний с помощью различных трав, диет, физических упражнений, массажа и т. д. Основной целью являлось укрепление и поддержание здоровья. Если же человек заболевал, считалось, что он потерял гармонию и дисциплину духа.

Холистический подход к здоровью и в настоящее время предполагает обретение индивидом собственной силы самоконтроля. Достигнуть он этого должен с помощью своих скрытых способностей, которые заложила сама Природа.

На человека определённым образом оказывает влияние окружающая среда. Ещё древние учёные выявляли определённые факторы, которые являлись причиной некоторых заболеваний: погода, вода, ветер, привычки, климат. Холистический подход к здоровью человека призван прежде всего не навредить пациенту, а помочь ему обрести внутренний самоконтроль.

Пациент со стороны холистического подхода

Человек является основным звеном в этой медицине. Холистический подход к пациенту подразумевает прежде всего сотрудничество с ним. Он должен понимать, что здоровье важнее всего, и придерживаться определённых правил.

К этим правилам относится поддержание здорового образа жизни, правильное питание, занятие спортом, обретение внутреннего самоконтроля. В случае заболевания необходимо разобраться в причине, в этом поможет холистический подход. Рассмотрев все возможные факторы, которые повлияли на возникновение болезни, можно выработать план лечения, который будет наиболее эффективным для конкретной ситуации.

Холистический подход к телу человека

Это довольно новое понятие, и далеко не все учёные рассматривали тело человека с этой точки зрения. Холистический подход - это умение чувствовать организм единым целым во время физических упражнений. При физических нагрузках на какую-либо одну часть тела теряется ощущение целостности и появляется неудобство.

Если научиться контролировать своё тело, ощущать нагрузку всеми частями в одинаковой степени, выработается чувство спокойствия и комфорта. Однако это требует большой работы не только мышц, но и сознания человека.

Холистическая психология

Психология предполагает «копание» человека в себе, выявление проблем и путей их решения. Холистический подход в психологии нацелен на и профилактику различных заболеваний. Согласно этому подходу, сам человек отвечает за себя, своё здоровье и состояние.

Холистическая психология основывается на так называемом сотрудничестве. Человек должен быть ответственным за своё состояние. Он должен придерживаться здорового образа жизни. Ответственность выработает в человеке привычку корректировать стиль поведения и эмоции в пользу укрепления здоровья. Помимо этого, данный подход поможет и во взаимоотношениях с коллегами по работе, и в семье.

Основные направления

Медицина довольно разнообразна и имеет в своём арсенале множество методов. Холистический подход - это то, с помощью чего осуществляется воздействие на организм нетрадиционными методами. Рассмотрим некоторые из них:

  • акупунктура, которая является одним из древнейших методов, характеризуется лечением с помощью игл, оказывает воздействие на органы человека;
  • гомеопатия - предполагает индивидуальный подход к каждому пациенту;
  • остеопатия - восстановление двигательной части суставов и позвоночника с помощью массажа;
  • фитотерапия - применение различных трав, мазей, отваров при лечении пациента.

Холистическое здоровье (holistic health)

X. з. (целостное здоровье) адресуется к целостному чел. Первое упоминание о холистическом подходе к здоровью обнаруживается в Китае, в царствование Желтого императора Хуань-Ти, почти 4 тыс. лет назад. Эта система медицины, ориентированная на лечение и профилактику болезней, была основана на использовании трав, акупунктуре и массаже. Основным элементом подхода была Чи Кунь - психофизическая система дыхательных и физ. упражнений, диетических предписаний и дисциплины духа. Главной целью Чи Кунь было укрепление здоровья, болезнь считалась несчастным случаем вследствие потери внутренней гармонии и равновесия духа.

На Западе два наиболее влиятельных подхода к здоровью были систематизированы в Древней Греции. Гиппократ (ок. 460- 377 гг. до н. э.) считается многими отцом медицины. Метод Гиппократа был поразительно похож на китайский в том, что врач направлял чел. к признанию естественного состояния здоровья, сопутствующего жизни в гармонии с самим собой и природой.

Корни психосоматической медицины и X. з., практикуемые в совр. зап. культуре, восходят к школе Гиппократа, рассматривавшей личность в целом во взаимодействии с окружающим миром.

Гален (ок. 129-199) предложил альтернативную форму лечения. Сохраняя взгляд на необходимость лечения чел. в целом, Гален утверждал, что патология яв-ся рез-том нарушения в отдельных органах и что главным в медицине яв-ся диагноз и лечение расстройств, специфичных для данного органа.

Подавляющее влияние христианской церкви привело к вытеснению взглядов Галена в пользу концепции Гиппократа. Труды Гиппократа рассматривались в качестве подтверждения церковного представления о болезни как каре божьей. Лишь с приходом эпохи Возрождения дух любознательности позволил исследователям усомниться в методе Гиппократа и вернуться к подходу Галена. Научный метод, сформировавшийся на основе этого духа любознательности, привел к более глубокому пониманию организма чел. и его функций.

Эмпирические исслед. Гарвея вполне соответствовали философским взглядам его совр. Рене Декарта, создав установку на явления природы, к-рая привела к открытию бактерий, антител и к большинству совр. познаний мед. науки. Целью этой мед. традиции являлось свести лечение к наименьшему общему знаменателю, лечить пораженный орган и ожидать, что организм чел. вернется к своему нормальному функционированию.

Такой подход получил огромный успех. После открытия Пастером и Кохом того, что микроорганизмы вызывают заболевания, казалось, что традиция Гиппократа вытеснена физикалистской медициной.

В 30-е гг. XX в. холистическая медицина вновь появилась в виде «новой» психосоматической медицины. Отчасти это было вызвано феноменальным успехом физикалистской медицины. Многие заразные заболевания удалось эффективно контролировать в зап. мире; это привело к преобладанию новых расстройств. Хотя в то время это еще и не признавалось, новые расстройства были вызваны образом жизни. Сердечно-сосудистые, онкологические и др. заболевания яв-ся следствием подверженности человека длительному воздействию личностных факторов или факторов окружающей среды, а не микроорганизмов. Физикалистская традиция сформировала лишь один лечебный подход, соответствующий её парадигме - хирургию. Больницы стали крупнее, мед. дисциплины стали более профилированными. В 1970-е гг. лишь 0,5% национального бюджета США направлялась на цели профилактики и лишь 2,5% - на санитарное просвещение и пропаганду здорового образа жизни. В то же самое время свыше 50% случаев смертности в Соединенных Штатах было вызвано расстройствами, доступными профилактике.

Пока физикалистская медицина продолжала свои попытки лечения этих новых расстройств, возникли две большие проблемы: возрастание стоимости услуг здравоохранения и рост ятрогений. Стоимость расходов на здравоохранение поднялась с 4% валового национального продукта в 1950 г. до 7% в 1970 г.. Каждый пятый чел., поступавший в н.-и. клинику, приобретал ятрогенное заболевание. Это означало, что 20% лиц, получавших мед. обслуживание, приобретало расстройство, вызванное тем лечением, которое они получали. С нарастанием специализации медицины возрастала стоимость лечения и риск для больных.

Др. причиной обращения к холистической медицине было возрастающее осознание ведущими исследователями того, что здоровье невозможно поддерживать исключительно за счет физикалистского подхода. Наибольший вклад в это внес Ганс Селье, сформулировавший концепцию общей реакции на стресс, в к-рой акцентировалось взаимодействие индивидуума и окружающей среды. Концепция стресса была холистической, она объясняла нарушения в отдельных органах и возникновение очерченных расстройств генерализованной адаптационной реакцией всего организма на воздействия окружающей среды. Когда такие выдающиеся микробиологи, как Рене Дюбо, показали, что соц.-экономические факторы играют еще большую роль в деле здоровья, чем антибиотики, холистическая концепция здоровья получила дальнейшее признание.

Было также установлено, что факторами, обусловливающими состояние здоровья или болезни, яв-ся питание, курение, потребление алкоголя и наркотиков и наличие или отсутствие физ. упражнений. Эти «факторы образа жизни» яв-ся компонентами психопедагогического опыта, к-рый определяет собой долговременный стиль поведения.

Третий комплекс факторов, имеющих отношение к личности, близко соотносится с образом жизни. Одним из наиболее известных и широко признаваемых элементов этого измерения яв-ся А-тип личности. Два врача, Меир Фридман и Рэй Розенман, впервые идентифицировали и начали лечить заболевания у людей с А-типом личности.

Нужна была политическая и соц. обстановка 1960-х гг., чтобы концепция X. з. стала доминирующей силой в службах системы здравоохранения США. Люди стремились участвовать в поддержании своего здоровья. В 1970-е гг. стал популярным бег трусцой - все большее количество людей стремились «войти в форму». Появившаяся концепция «хорошего самочувствия» («wellness») привлекла к бурно развивающемуся бизнесу X. з. как мед. профессионалов, так и шарлатанов.

В 1980-е гг. X. з. стало более уважаемым. Эмпирические исслед. продемонстрировали эффективность этой концепции, много шарлатанов было изгнано и холистические практики были интегрированы в систему здравоохранения. Научная теория еще не охватила все последствия сдвига к подлинно холистической парадигме, да это и трудно сделать.

В практ. плоскости концепция X. з. вызвала революцию в системе здравоохранения. Это в значительной мере обусловлено финансовыми ограничениями, с к-рыми приходилось сталкиваться лечебным учреждениям и страховым компаниям вплоть до начала 1970-х гг. Лишь недавно профилактическая медицина стала экономически эффективной для отдельных секторов системы здравоохранения. Были разработаны программы «хорошего самочувствия», и страховые компании начали широко пропагандировать участие в программах поддержания здоровья для снижения расходов по лечению заболеваний.

По мере распространения этого процесса концепция здоровья в США подвергалась расширению и уточнению. Концепция X. з. имеет дело с физ., межличностными, психол., профессиональными и духовными измерениями каждого пользователя системы здравоохранения. Она яв-ся междисциплинарной - стоматологи, врачи, священнослужители, социологи, психологи, консультанты, педагоги и бизнесмены яв-ся одними из представителей многих профессий, к-рые работают вместе для создания условий, способствующих поддержанию здоровья.

Концепция X. з. ориентируется как на пропаганду здорового образа жизни, так и на лечение и профилактику заболеваний. Эмпирические данные черпаются из феноменологически спланированных исслед. Ист. религиозные учения используются как источники материала для дальнейшей разработки таких стратегий здоровья, как йога, медитация, лечение травами и акупунктура.

X. з. яв-ся феноменологическим в том отношении, что оно основано на предпосылке, что лечение окажется оптимальным, если проводится в обстановке естественного проживания чел. Лучше всего помогают службы, к-рые позволяют людям оставаться в своем доме, семье, общине. Мед. обслуживание наиболее эффективно, когда оно осуществляется с уважением к представлениям людей о здоровье, без навязывания им системы представлений, принятой в службах системы здравоохранения.

X. з. основано на сотрудничестве. Авторитарность и контроль уменьшаются по мере того, как обеспечивающие обслуживание переходят от модели врача, больного и предписаний к модели консультанта, клиента и контракта. Ответственность чел. за свое здоровье становится главным элементом любой службы здоровья. Ответственность за себя предполагает желание и способность индивидуума осуществлять и поддерживать стиль поведения, способствующий укреплению здоровья. Часто это означает необходимость отказа от стиля поведения, к-рый яв-ся дисфункциональным (напр., курение сигарет).

Этот процесс требует сильного чувства собственной ответственности. Исслед. готовности больных следовать мед. режиму свидетельствуют о том, сколь трудным яв-ся этот процесс. Во мн. работах показано, что количество больных, не следующих предписаниям врача, доходит до 60%. В 20-50% случаев больные отказываются от назначенного посещения врача.

Соблюдение пациентами требованиям в программах модификации образа жизни яв-ся еще более низким. В исслед. эффективности программ контролирования веса показано, что 90- 95% пациентов не удается достичь желаемого веса. Из тех, кто бросает курить, до 75% снова начинают курить в пределах шести месяцев.

Отсутствие готовности соблюдать требования и рекомендации специалистов - серьезная проблема для физикалистской медицины - становится еще более серьезной для холистического подхода к здоровью. Обслуживаемый контингент должен быть мотивирован к осуществлению и поддержанию положительного поведенческого образа жизни, что лучше всего достигается путем повышения чувства собственной ответственности и самоконтроля.

Если холистический подход к здоровью преуспеет в повышении у людей чувства собственной силы и самоконтроля, он сможет обеспечить высокий уровень профилактики заболеваний, добровольного соблюдения требований специалистов и укрепления здоровья.

Службы системы здравоохранения, использующие авторитарность и контроль для обеспечения соблюдения пациентами мед. предписаний, могут добиться кратковременного следования терапевтическому режиму, но не в состоянии выполнить задачу долгосрочного поддержания положительного образа жизни.

Движение X. з. к повышению интернального локуса контроля поэтому дает всей системе здравоохранения возможность обратиться к многомерной природе ответственности чел. перед собой и ее влиянию на образ жизни. Есть надежда, что чувство собственной силы распространится и на др. аспекты жизни чел. - межличностные отношения, производительность труда и семейные отношения.

Вызвать самоподдерживающие произвольные изменения, двигаться от образа жизни, ориентированного на кратковременные поощрения, к долговременному вознаграждению и к деинституционализации некоторых мед. служб - это масштабные задачи. Знание о том, что лучше для здоровья, и практикование здорового образа жизни часто не совпадают.

Ноулз предполагает, что неспособность поддерживать здоровый образ жизни может определяться пятью факторами: отрицанием смерти и болезни при сильной ориентировке на кратковременное вознаграждение; представлением о том, что природа, смерть и болезнь будут покорены наукой; нежеланием жить при определенных соц.-экономических или межличностных ограничениях; депрессией и отсутствием интереса к следованию предписаниям врача. На эти факторы должно быть обращено внимание для того, чтобы концепция X. з. могла добиться ощутимых успехов в американском здравоохранении.

За последнее время в системе здравоохранения США произошли большие изменения. Службы, к-рые диагностируют и лечат болезни, остаются важными; в то же время все большее значение для здравоохранения принимает поддержание, укрепление здоровья и мотивация.

Прогресс в совр. физикалистской медицине не следует игнорировать, но главное значение имеет профилактика. Жизнь в гармонии с природой становится основной задачей положительного здоровья.

См. также А-тип личности, Контроль веса, Общий адаптационный синдром, Поведенческая медицина, Службы системы здравоохранения


Ароматерапию и другие виды нетрадиционной медицины часто называют холистической (целостной), но, к сожалению, это слово нередко используется неправильно, иногда просто как синоним альтернативной медицины. Но на самом деле этот термин не относится к какой-либо форме лечения. В холистической медицине пациент рассматривается со всех сторон своей личности, включая физическую, эмоциональную, умственную и духовную. Врач - будь то больничный врач, ароматерапевт, травник, целитель или массажист - считает, что вся система в целом, которую составляют все стороны личности пациента, должна сама настроиться на эффективное функционирование, и он вместе с пациентом работает над достижением этого результата.

Слово «холистическая» происходит от греческого «holos», что означает «глобальный, всецелый, целостный». Это слово родственно словам «целительный» (holistic), «целостный» (whole) и «святой» (holy).

Идея о связи здоровья с целостностью и святостью хорошо выражает концепцию холизма. В медицине это означает заботу о человеке в целом, о его душе и теле, об образе жизни, а лечение включает в себя разные методы работы, например тренинг по управлению стрессом, физические упражнения, подбор диеты, консультации, массаж, акупунктура, лечение травами и т. д.

В самом широком смысле холизм подразумевает отношения между врачом, человеком, ищущим помощи, и его средой обитания.

До какой степени ароматерапия может рассматриваться как метод холистической медицины? Это зависит скорее от самого ароматерапевта, чем от средств лечения. В ароматерапии можно руководствоваться чисто механистическим подходом и лечить исключительно симптомы, но я думаю, на самом деле большинство ароматерапевтов стараются лечить не симптомы, а находить причины болезни и устранять их. Сам характер эфирных масел и их способность тонко влиять на нас на многих уровнях - на физическом, эмоциональном, умственном и даже духовном - делает их очень подходящим средством для того, кто стремится лечить человека в целом. Во время процедуры врач, вдыхая масла, которыми он обрабатывает пациента, сам подвергается их воздействию, и это создает особый вид связи между врачом и пациентом.

Другой аспект целостного подхода в ароматерапии - это возможность сочетать ее с другими лечебными программами. Доктор Жан Валне сказал: «Ароматерапия не утверждает, что будет эффективна сама по себе для каждой болезни, для каждого пациента и при любых обстоятельствах. Часто она должна использоваться в сочетании с другими методами лечения». Если мы будем всегда помнить об этом и поставим своей целью оздоровление человека в целом, то тогда мы сможем утверждать, что работаем в соответствии с принципами холистической медицины.

Токсичные вещества (эндогенные и экзогенные токсины) вызывают в организме человека защитные реакции, проявлениями которых и являются заболевания. Сущность заболеваний заключается в восстановлении нарушенного токсинами равновесия жидкостной системы. Заболевания - это состояния токсикозов, вызванных гомотоксинами, а также защитные процессы, направленные на излечение организма.

В качестве гомотоксинов Х. Х. Рекевег рассматривает все химические, биохимические, а также физические и психические факторы, которые могут вызвать нарушения здоровья человека. Появление этих патологических факторов обусловливает регуляторные нарушения в организме. Гомотоксины могут иметь, как экзогенное, так и эндогенное происхождение. Автором теории была разработана достаточно наглядная таблица прохождения гомотоксических реакций по фазам. При этом фазы были разбиты на три блока (в каждом по две фазы). Блоки расположены в таблице слева направо.
Первый блок- гуморальные фазы, то есть протекающие на уровне реакций в жидкостных средах организма и не затрагивающие пока структуру клетки. Первая фаза - фаза экскреции. Ее отличительная черта - выведение гомотоксинов через физиологические отверстия тканей. Вторая фаза - фаза воспаления. Характеризуется выраженными процессами выведения гомотоксинов в сочетании с лихорадкой, воспалением и болями.
Это фазы легко обратимые, они соответствуют выделению и при лечении надо стремиться к переходу следующих, более глубоких фаз к гуморальным фазам, что и будет соответствовать, по закону Геринга, движению процесса изнутри - наружу.
Второй блок - фазы матрикса, является промежуточным, между клеточными (дегенеративными) фазами, и выделительными гуморальными. Третья фаза - фаза депонирования. Она характеризуется доброкачественными отложениями, в результате чего могут возникать вторичные заболевания, например, вследствие уменьшения свободного пространства или избыточного веса. Четвертая фаза - фаза импрегнации. Она является скрытой фазой. Гомотоксины и ретоксины проникают во внутриклеточное пространство, поражают внутриклеточные структуры и ферменты и нарушают функции клеточной мембраны. Данная фаза может протекать латентно и стать Locus minoris resistentiae, то есть слабым звеном в общей цепи, происходящих в организме процессов. При наступлении фаз этого блока, организм становиться неспособен адекватно выводить наружу гомотоксины, при этом единственным выходом для него становится сперва депонирование (накопление) гомотоксинов, а затем и их дальнейшее проникание в клетку (за биологический барьер) - фаза импрегнации. Символизирует этот барьер, так называемое биологическое сечение, воображаемая пограничная линия между фазами депонирования и импрегнации, оно являющиеся критерием перехода патологического процесса в область органических изменений. Или иными словами, оно отграничивает процессы простого депонирования (накопления) гомотоксинов в матриксе от процессов встраивания токсичных веществ в его структурные компоненты. В то время, как в фазе депонирования все еще возможно простое выведение гомотоксинов, в импрегнационной фазе уже имеются структурные и функциональные изменения и спонтанное выведение гомотоксинов самим организмом затрудняется.
По закону Геринга продвижение от фаз первого блока к фазам второго является углублением патологического процесса - перемещением его снаружи внутрь, что мы зачастую и наблюдаем вследствие хронизации заболевания, вызванной применением аллопатического лечения. При правильном же лечении, продвижение патологического процесса от фаз матрикса к фазам гуморальным, является для пациента великим благом.
Третий блок таблицы - клеточные фазы это блок крайне трудно обратимых состояний (блок глубокой органики) при наступлении этих фаз организму нанесен вред в виде глубоких структурных нарушений. Тем не менее, даже при этих фазах выведение гомотоксинов из организма целесообразно, так как последние накапливаясь, всё больше и больше, могут окончательно блокировать выполнение органами их функций, а при адекватном их выведении (в зависимости от ситуации) нельзя исключать некоторого структурного восстановления уже повреждённых структур. Пятая фаза - фаза дегенерации. Она характеризуется разрушением внутриклеточных структур вследствие воздействия гомотоксинов, что приводит к образованию продуктов дегенерации. Согласно Рекевегу в это время уже существуют дискразии и органические нарушения. Шестая фаза - фаза дедифиренциации. Действие гомотоксинов приводит к развитию новообразований в различных тканях.
Рекевег рассматривает данную фазу как биологически целесообразные попытки организма поддержать существование путем накопления гомотоксинов в злокачественных опухолях (так называемый принцип конденсации).
Из вышесказанного должно быть понятно, что клеточные фазы, если их рассматривать в свете закона Геринга, это процесс крайне глубоко зашедших изменений и отражают они состояние организма <загнанного в угол>, а движение от клеточных фаз к фазам матрикса будет для него благом.
При помощи данной схемы можно построить, так называемую, модель феномена викариации. Викариация - это процесс перемещения заболевания из одной фазы в другую и/или из одной системы органов в другую. Так называемая, прогрессирующая викариация, означает развитие болезни, или по закону Геринга перемещение процесса вглубь (хронизация болезни) а регрессивная викариация - переход заболевания в менее опасную фазу, способствующий выздоровлению больного, по Герингу продвижение процесса изнутри - наружу.
Гомотоксикология основывается на принципе, что любая болезнь - это наиболее естественный путь выведения токсинов, вирусов и бактерий из организма.
Задача лечащего врача и назначаемого им лечения - помочь организму в этой борьбе, поддержать его, а не ослаблять и подавлять его защитные реакции.
Так, например, при пищевом отравлении возникают рвота и понос, с помощью которых организм очищается от токсинов, вызвавших отравление. При повышенной температуре угнетается развитие микроорганизмов и происходит выработка интерферона. И неразумно было бы подавлять внешние симптомы, оставляя причину заболевания внутри организма.
Это справедливо и по отношению к любым другим заболеваниям от псориаза до шизофрении и даже рака. Антигомотоксическая терапия (как дополнение к классической гомеопатии) рассматривает все заболевания как защитные реакции организма против гомотоксинов.
К сожалению ортодоксальная (аллопатическая) медицина пошла совсем по другому пути, пути ликвидации отдельных симптомов заболевания, поскольку индивидуальные, изолированные симптомы болезни легко измерить, зарегистрировать и наблюдать. В рамках именно такого подхода были затрачены значительные усилия на разработку мощных средств против лихорадки, против воспаления, против кашля, против высокого артериального давления, против бессонницы, против диареи, против запора и так далее, и тому подобное.
В результате такая терапия, стала главным образом симптоматической терапией, сузив область своего действия до уничтожения индивидуальных симптомов заболевания. Печально, что результат такого подавляющего целесообразные реакции организма лечения - прогрессирующая викариация или перемещение основного процесса внутрь, то есть против закона Геринга. А расплачивается за такой неправильный подход пациент, получая как новые болезни, так и дальнейшее углубление старых. Таким образом, схема лечения, применяемая аллопатической медициной, не учитывает два основных аспекта медицинских знаний:
1. Большинство симптомов заболевания представляют собой сигналы тревоги, возникающие в гармоничной структуре человеческого организма. Симптомы, как правило, являются конечными звеньями длинной патогенетической цепи, начало которой часто лежит значительно глубже - в процессах, весьма удаленных от видимого симптома.
2. Фармакологические и токсические эффекты, полученные при применении аллопатических лекарств, по своей природе локальны и позволяют сделать лишь ограниченные выводы об эффективности терапии на уровне целого организма.
Таким образом, очевидно что для практического врача, следующего ортодоксальной теории и настаивающего на упрощениях и удобных методах лечения, научные открытия имеют огромное значение, а общее ощущение здоровья пациентом, наоборот, практически никакого значения не имеет. Для врача же исповедующего принципы холистической медицины, субъективные ощущения пациента являются решающим фактором, для него соответственно вышеизложенные принципы и законы развития патологического процесса ценны тем, что являются путеводной нитью, позволяющей видеть, в каком направлении действительно идет процесс.
Руководствуясь взглядами холистической медицины, врачи-исследователи постоянно разрабатывают новые методы диагностики и лечения.
Одним из таких методов стал разработанный 2000 году Х.В. Шиммелем, как продолжение концепции вегетативного резонансного теста - фотонный резонансный тест (ФРТ), метод позволяющий, по мнению автора, проводить диагностику более глубокую, <вплоть до резонансного уровня клеточного ядра ДНК>, по сравнению с другими электропунктурными методами.
По Х. Шиммелю данный метод позволяет проводить диагностику как бы послойно, на четырёх резонансных диагностических уровнях.
Четыре резонансных диагностических уровня по Х. Шиммелю.
1-ый резонансный уровень - Кровь, лимфа, органы, системы органов.
2-ой резонансный уровень - Клетка (с клеточной мембраной, протоплазмой, клеточными органеллами и митохондриальной ДНК).
3-ий резонансный уровень - Ядро клетки, с внешней частью ядра ДНК (вне двойной спирали).
4-ый резонансный уровень - Ядро клетки, с внутренней частью ядра ДНК (внутри двойной спирали).
При разработке метода Х. Шиммелем был сформулирован <принцип дымовой трубы>, заключающийся в том что <Дымовая труба должна быть всегда открыта кверху (наружу, вовне)>! Это значит, что для терапии каждого последующего уровня должна быть завершена работа с предыдущим (более поверхностным), то есть, освобождён выход для выводимых токсинов наружу.
Если терапия проводится таким образом, что сказанное соблюдается, то есть освобождается сначала внешний уровень и только затем последующие, лечение проходит достаточно мягко без излишних обострений. А если внимательно проанализировать этот подход, становится совершенно ясно, что данный принцип соответствует <закону Геринга>, а так же естественно и теории гомотоксикоза, являясь дополнительным критерием для контроля терапевтического процесса, для врача владеющего данной методикой.
Таким образом, становится понятным заголовок данной статьи <Закон Геринга, теория гомотоксикоза и принцип дымовой трубы - три угла зрения на холистическую медицину>.
Современная медицина сделала в своем развитии огромные шаги. Вместе с тем, год от года, все больше становится хронических больных, появляются новые неизлечимые болезни. Все большее число пациентов принимают новые сильнодействующие лекарства, безусловно, приносящие облегчение, но никогда не излечивающие, вызывающие привыкание, чреватые массой побочных эффектов и, в конечном счете, увы, ведущие к дальнейшей хронизации процесса. Помимо того, современная медицина распалась на множество узких специализаций, в чем, кроме рационального зерна, есть и серьезный минус. Врач - узкий специалист подходит к болезни исключительно с точки зрения своей специализации, совершенно не принимая во внимание целостность организма, сложные взаимосвязи отдельных его органов и систем. Многие пациенты, особенно страдающие хроническими заболеваниями, ощутили на себе бесперспективность такого подхода, но, не имея информации об альтернативных методах лечения и убеждаемые врачами что <хронические болезни не лечатся> вынуждены идти на повсеместно практикуемое, ортодоксальное, лечение. Между тем в медицине есть, так называемый, холистический, то есть целостный подход к человеку применявшийся еще древнекитайскими врачами (небезызвестный метод иглорефлексотерапии) а так же, около двухсот лет существующая концепция гомеопатического лечения. Мы умышленно не сводим её только к гомеопатическому методу, так как она содержит, достаточно общие принципы развития болезни, давая врачу, возможность видеть в каком направлении идет процесс, к дальнейшей хронизации или излечению.
Так уж складывается история человечества, что каждый новый этап его развития является повторением предыдущих этапов, но на новом уровне познания. Здесь действует принцип развития по спирали и медицина не является исключением. Поэтому и не удивительно, что гомеопатический метод и холистический подход к лечению сегодня возрождаются и находят всё новых и новых сторонников, как среди врачей, так и среди пациентов.
Родоначальником гомеопатического метода является немецкий врач Самуил Ганеман (1755-1843), который, будучи человеком наблюдательным, заметил поразительное подобие между картиной отравления корой хинного дерева (хинина) и симптоматикой малярии, для лечения которой хинин применялся. Получив эти неожиданные результаты, Ганеман предположил: <Если хинин, вызывающий симптомы малярии у здорового человека, может излечить эту болезнь, то это означает, что лекарство действует как подобное. Оно излечивает больного за счет способности вызывать такие же симптомы у здорового!> В течение шести лет Ганеман и его последователи испытывали на себе новые вещества, записывали и обобщали результаты наблюдений. Они с изумлением замечали сходство полученных симптомов со многими болезнями. Давая пациентам с похожими симптомами испытанные на себе вещества, врачи были потрясены полученными результатами. <Целебная сила лекарств определяется их симптомами, подобными болезни, но превосходящими её по силе> пишет впоследствии С. Ганеман.
Оказалось, что гомеопатический препарат можно приготовить практически из любых веществ, взятых из окружающей нас природы. Были созданы лекарства животного, растительного происхождения, и даже из минералов, различных других неорганических веществ.
В результате проделанной работы Ганеманом были сформулированы основные законы метода: закон подобия - <подобное лечится подобным> и закон бесконечно малой дозы. А несколько позже, его выдающимся последователем Константином Герингом был открыт еще один не менее важный закон, впоследствии и названый его именем. Закон Геринга выходит за рамки гомеопатии, как метода лечения, суть его состоит в том, что при подлинном излечении происходит обратное развитие симптомов болезни, причем в последовательности противоположной, той в которой они возникли. Кроме того, сначала пропадают симптомы психические, затем физические, сначала в верхней части тела, затем в нижней. Долгие годы официальная медицина не признавала как самого Ганемана, так и его учение, однако высокая результативность метода и последовательность учеников ее основателя принесла свои плоды. Гомеопатия получила признание не только в Германии и почти по всей Европе, но и в странах Востока. В Индии, например, она, стала основным медицинским методом. В России XIX - XX в.в. гомеопатия занимала достойное место. Может быть, столь длительный срок успешного существования, а может быть, современные условия нашей жизни привели к тому, что мы сегодня наблюдаем - гомеопатическому ренессансу.
И все-таки что же такое гомеопатия? Общаясь с большим количеством людей и задавая этот вопрос, неизбежно приходишь к выводу, что очень мало кто знает, что это такое, а вот заблуждений на этот счет сколько угодно. И самое распространенное из них то, что гомеопатия-это лечение травами. Некоторые сводят суть метода к применению малых доз. Это конечно уже ближе к истине, хотя тоже неверно, так как (и это принципиально) суть в применении не малых, а бесконечно малых доз. По закону физики (закон Авогадро) при таких разведениях в растворе не остается молекул действующего вещества и, соответственно, с точки зрения биохимии такой препарат работать не может. На этом, кстати, базируют свои аргументы большинство критиков метода, объясняющие успешные результаты лечения эффектом плацебо (пустышки). Эффект, утверждают они, наступает благодаря внушаемости пациента. Такая критика не объясняет, правда, успехи применения гомеопатических препаратов на животных и грудных детях. Чтобы понять, за счет чего же все-таки работает препарат, не содержащий молекул исходного вещества (разве только отдельные случайно попавшие) стоит кратко изложить технологию приготовления гомеопатического препарата. Специалистам, кроме того, рекомендуется ознакомиться со статьёй В. Н. Сорокина <Российская гомеопатическая фармакопея - результат научных исследований спиртовых растворов в технологии лекарственных средств>.
Существует несколько методик, но классическим является метод Ганемана. Исходное вещество разводят с водой в соотношении 110 или 1100 и интенсивно встряхивают, затем процедуру повторяют нужное количество раз, иногда достаточно много (может быть и 1000 раз). Можно себе представить, сколько исходного вещества остается в таком растворе! Считается, что при интенсивном встряхивании происходит запоминание водой структуры исходного вещества, тиражирование информации о нем. Как бы то ни было, но растворитель (вода) приобретает новые свойства что, кстати, подтверждается спектральным анализом и другими физическими методами, причем при каждой новой стадии (разведения и встряхивания) действие препарата усиливается и становится более глубоким. Объём статьи не позволяет долго останавливаться на этом вопросе, но в настоящее время есть работы, объективно доказывающие, что гомеопатический препарат имеет определенные частотные свойства и вызывает в организме человека определённый резонансный отклик, запуская процесс саморегуляции.
Чем же привлекательна гомеопатия для сегодняшнего пациента? В отличие от обычных лекарств, влияющих на симптомы заболевания, гомеопатический препарат стимулирует в организме его собственные резервы, то, что Ганеман называл жизненной силой, и исключает возможность получения лечебного эффекта в одном органе или системе за счет других, позволяя избежать ряда нежелательных последствий, связанных с применением обычных, аллопатических лекарств. К тому же, правильно назначенный гомеопатический препарат вызывает, при сохранённых резервах организма, постепенное обратное развитие болезни, даже хронической.
Действие назначенного препарата тем более мощно и результативно, чем более полно он соответствует реальной картине заболевания и личности пациента, а главной проблемой гомеопатического лечения всегда была диагностика, прямым следствием которой и является назначение препарата. Назначение же препарата зависит от того, насколько точно врач-гомеопат определит конституцию человека, определенный типаж со всеми физическими, психологическими особенностями и предрасположенностями к тому или иному заболеванию.
Что ни говори, при самом глубоком анализе, все же речь идет об определенных умозаключениях врача, о его предположениях. Хотелось бы иметь в руках метод, дающий возможность проверить, насколько точны эти предположения. И такой метод есть. Оказывается, действие гомеопатического препарата вызывает в организме определённую реакцию, причём её можно зарегистрировать и измерить на биологически активных точках организма, даже если препарат не принимался внутрь, а находился просто в контакте с пациентом.
Реакция эта достаточно тонкая, зарегистрировать ее можно при помощи современной аппаратуры. Таким образом, врачи - гомеопаты получили сегодня новые возможности для диагностики и контроля над ходом лечения, а соответственно и для повышения его результативности.

Совсем недавно официальная медицина сознательно разделяла в человеке «психическое» и «соматическое» для удобства определения диагноза и дальнейшего «избирательного» лечебного воздействия. Сегодня ученые умы прилагают усилия для объединения патологических состояний в «духовном» и «телесном» в единое целое, а врачи стараются изучить заболевания в целостном видении организма. В медицине существует самостоятельная отрасль, изучающая широкий спектр заболеваний, именуемых психосоматическими болезнями – патологических состояний организма, которые развились в результате воздействия психологических факторов.
Стоит отметить, что единое восприятие всех происходящих в жизни человека проблем со здоровьем существовало несколько тысячелетий в рамках холистического подхода. Сторонники холистического учения еще на заре зарождения холизма отстаивали принципы о единстве человеческих систем, прямой взаимосвязи компонентов из сфер «душа-тело». Холистическая теория утверждает нераздельную взаимосвязь всего происходящего с человеком, естественную способность живого существа к постоянному обновлению клеток организма и к преобразованию личности.

Сегодня холистическая терапия обретает все большую популярность. Секрет успеха метода основан на главном: полной безопасности, безболезненности, безвредности для человека холистических сеансов. Последователи холизма считают, что невозможно устранить патологическое состояние, воздействуя избирательно и изолированно на какой-то орган. Необходимо смотреть на болезнь не только с учетом физиологических симптомов, а стараясь установить предшествующий негативный опыт.
Концепция холистической терапии базируется на принципе двунаправленной связи между всеми процессами, происходящими в психической сфере и системах организма. Опишем вкратце существующую взаимосвязь.
Любые болевые ощущения, которые испытывает человек на физическом уровне, независимо от происхождения боли, оказывают негативное влияние на его психоэмоциональное состояние. Независимо от того, возникла ли боль после случайной травмы или автомобильной аварии, или же она является проявлением тяжелого хронического недуга, индивид ее переживает и как мучительные телесные ощущения, и как духовные страдания. Пережитая боль формирует разнообразные психологические «блоки» в виде иррациональных страхов повторения ситуации, неконтролируемой тревоги от предвкушения длительных мук, затяжной депрессии из-за ощущения болеющим человеком собственной «неполноценности».

В свою очередь, имеющиеся у личности психологические дефекты: пережитые стрессы, перенесенные трудные ситуации, испытанные негативные переживания влияют на функционирование всех систем организма. Стали уже крылатыми фразы: «раскалывается голова от пережитого», «в горле стоит комок проблем», «согнулся из-за тяжести жизни».

Подрывают соматическое здоровье не только существующие ныне проблемы, но и травмирующие ситуации прошлого. Испытанные ранее отрицательные эмоции или преобладающие в прошлом негативные мысли прочно «врастают» в память подсознания, награждая человека физическими «блоками» в виде хронических мышечных спазмов. Одетый поневоле мышечный «панцирь» приводит к зажиманию кровеносных русел, препятствует оттоку лимфы, «перетягивает» волокна периферической нервной системы, ограничивает подвижность опорно-двигательного аппарата. Как итог, системы и органы функционируют в авральном режиме, что, в свою очередь, провоцирует быстрый износ организма, низкую сопротивляемость вредоносным факторам, раннее старение.

Эти «физические» и «психологические» блоки проявляются в стабильной «скованности» тела и устойчивом психическом напряжении. Такие хронические зажимы имеют конкретную причину. Усилия холистических медиков адресованы на комплексное освобождение человека от первичных травм. Цель холистической психологии – устранить возникшую раздробленность между психикой и физиологией, снять существующие противоречия между душой и телом, интегрировать воедино «враждующие» начала.

Возможности холистической психотерапии
Выгодное отличие холистической психотерапии – полное отсутствие насилия и принуждения. Сеанс, как правило, сочетает психотерапевтическую работу в форме партнерского диалога и проведение пульсационного массажа, устраняющего мышечные зажимы. Продолжительность одной процедуры в среднем составляет 1 час. Сеансы проходят с интервалом в три дня до полного разрешения существующей у клиента проблемы.

Методика холистической психотерапии показывает хорошие результаты в решении задач, связанных как с физическим состоянием организма, так и с психическими аномалиями. Метод рекомендован для устранения:

  • сбоев в локомоторной системе;
  • патологий периферической нервной системы;
  • синдрома хронической усталости;
  • нейроциркулярной дистонии;
  • астенического синдрома;
  • депрессий;
  • головных болей различной природы;
  • иррациональной тревоги и навязчивых страхов;
  • приступов панических атак;
  • постстрессовых явлений;
  • личностных кризисов.

  • Только открыв и осознав первопричины своего болезненного состояния, человек способен восстановить верное восприятие окружающего мира и наладить гармоничное состояние в душе и теле. Воздействие и устранение источника психической аномалии или соматического недуга позволяет обрести ясность мышления и восстановить природное здоровье.