» »

Как правильно отвечать на бестактные вопросы? Разговор с психологом. Какие вопросы задает психиатр на медкомиссии на работу? Вопросы которые можно задать психологу

28.01.2022

Время на чтение: 3 мин

Прием психотерапевта традиционно для многих людей проходит в волнительном и тревожном ожидании. А вот в развитых странах давно уже стало привычным делом посещения врача психотерапевта. Зачастую это связано с тем, что в помощи на определенных жизненных этапах нуждается практически каждый индивид. Люди в этих странах осознают необходимость посещения таких специалистов, поскольку обращение за консультацией говорит об осознанной насущной потребности изменить свою жизнь и взять ответственность за собственное здоровье. Поэтому если человек сам решился пойти на прием к психотерапевту, то это является первым шагом на пути к его выздоровлению и главным условием успеха в лечении.

Обращение к специалисту является важным событием и всегда возникает вопрос, к какому специалисту лучше обратиться за помощью и почему. При наличии каких-либо проявлений тягостных ощущений и переживаний, связанных с психикой, а также при снижении качества жизни из-за непонятных проявлений с психикой, связанных с нервной системой, необходимо обращаться к врачу-психотерапевту, поскольку это человек, получивший специальное образование и имеющий опыт в решении проблем данной направленности.

В каких случаях необходимо отправляться на прием к психотерапевту?

Консультация специалиста необходима при различных психических расстройствах:

При зависимостях (табакокурение, наркотическая, алкогольная, игровая и др.);

При нарушениях поведения, вследствие переутомлений, стрессов, отравлений, воздействий химических и физических факторов, болезней внутренних органов и других состояниях.

Как найти психотерапевта, который поможет? Выбор врача-психотерапевта дело не из простых. На данный момент интернет и пресса переполнены предложениями по оказанию психотерапевтической помощи.

Перед консультацией специалиста, необходимо ознакомиться с документами врача, который предлагает необходимую услугу. Обязательно это должен быть человек, имеющий полное высшее медицинское образование и в дипломе должно быть указано высшее медицинское учебное заведение, а в строке «специализация» – лечебное дело.

Следует убедиться, что у специалиста есть диплом врача-психиатра или удостоверение об окончании ординатуры по психиатрии, также у него должен быть отдельный диплом врача-психотерапевта.

Поэтому записаться на прием к психотерапевту необходимо к тому, кто имеет высшее медицинское образование по психиатрии, проработал в должности врача-психиатра клиники не менее 5 лет и прошел курсы повышения квалификации по психотерапии. В компетенцию психотерапевта входит все то, что касается врача психиатра, а также дополнительно этот специалист имеет право на проведение психотерапии при лечении психических расстройств.

Прием у психотерапевта, что говорить

У людей часто возникают вопросы, как вести себя на приеме у психотерапевта? Как проходит прием и какие вопросы задает психотерапевт на приеме?

Не нужно переживать на приеме за то, что психотерапевт не поймет пациента. При правильном подборе врача, он поймет в любом случае, на то он и специалист. Но это произойдет только тогда, когда установится взаимопонимание и доверие между пациентом и врачом. Человек должен полностью довериться специалисту и точно выполнять все его указания, а также рекомендации, поскольку без этого лечение будет бесполезным.

Что делает психотерапевт на приеме? Врач-психотерапевт полностью оценивает ситуацию, выясняет особенности развития высшей нервной системы, а также причины проявления тех симптомов, на которые у пациента есть жалобы. На это примерно требуется около одного часа. От врача нельзя скрывать что-либо или искажать истину, поскольку специалист может принять неверное решение, что скажется на качестве лечения.

Первый прием у психотерапевта включает знакомство с пациентом. На первой консультации врач большую часть времени расходует на то, чтобы оценить эмоциональное состояние пациента и сориентироваться в его жизненной ситуации (настоящее, прошлое, планы на будущее). Происходит своеобразная "проверка на совместимость" между пациентом и врачом, формируется психоэмоциональный контакт и задачей врача-психотерапевта выступает умение правильно "подстроиться" к пациенту.

На приеме у врача-психотерапевта выясняются все аспекты течения и формирования заболевания, индивидуальные параметры развития организма, особенности адаптации и социального функционирования.

Во время первого приема психотерапевт пытается установить истинные психические реакции, а также возможные нарушения в мыслительных процессах и поведении пациента.

Заканчивая первую консультацию, специалист определяет состояние высшей нервной деятельности человека и уже по результатам направляет его домой с рекомендациями о нормализации режима дня, при необходимости направляет на подробное обследование к смежным специалистам.

Если на приеме психотерапевт обнаруживает по своей специализации какие-либо нарушения, то он принимает решение о начале терапии, при этом он подробно оповещает пациента о предполагаемом плане лечения и применении в случае необходимости медикаментозных средств, получая на это у него письменное согласие.

Примерная схема лечения у врача психотерапевта выглядит так:

Врач-психотерапевт может выполнять все функции самостоятельно либо вместе с клиническим психологом или обычным психологом, но при обязательном условии – наличии у последнего высшего психологического образования.
Ели врач назначил медикаментозную терапию после первой консультации, то пациенту назначается день следующего визита. Это делается с целью прохождения более детального обследования, а также для подготовки к сеансам психотерапии. Для этого потребуется еще 2-3 посещения, которые назначаются обычно через 2-3 дня. В эти дни посещений, психотерапевт ведет активное обследование с применением лечебных технологий. Также он контролирует действие медицинских препаратов, в случае необходимости проводит коррекцию медикаментозной терапии и готовится непосредственно к психотерапии.

Пациенту следует понимать, что если специалист принимает решение о проведении медикаментозной терапии, то он руководствуется конкретными основаниями. А ввиду того, что лечение подбирается индивидуально, то невозможно узнать сразу реакцию организма на препараты, поэтому необходимо время, для отслеживания их действия, чтобы пациенту не навредить. С другой стороны, если требуется медикаментозная терапия, то, это значит, что организм человека еще не готов принять психотерапевтическое лечение, и необходимо время для начала позитивного действия препаратов.

Психотерапия может помочь пациенту тогда, когда она осуществляется на фоне улучшения состояния, а это достигается медикаментозно и не всегда быстро. Параллельно психотерапевт отслеживает и корректирует четкость и правильность выполнения его рекомендаций по диете и режиму дня.

В лечении пациенту очень важно взять ответственность за свое здоровье. Человек, который желает получить гарантированный результат, должен полностью довериться врачу-психотерапевту и четко выполнять все его рекомендации.

Лечение у психотерапевта является достаточно сложным процессом, который не все пациенты выдерживают. Он включает ежедневный, ежечасный, ежеминутный, кропотливый контроль над собой. Больным зачастую тяжело изменить свои привычки и ход привычного ритма жизни. Но, если пациент желает вылечиться, то следует на период лечения забыть о некоторых желаниях и привычках.

Итак, стоит записываться на прием к психотерапевту, если:

Возникли различные проблемы (личностные, эмоциональные, социальные);

Если человек нуждается в психологической поддержке;

Если есть желание избавиться от чувства психологического дискомфорта и неуверенности;

Если необходима помощь в решении психологических проблем;

Если человек страдает от усталости, внутренней напряженности, чувства .

Профилирующими направлениями деятельности психотерапевта на приеме являются:

Неврозы;

Психосоматические расстройства;

Депрессивные состояния;

Итак, психотерапевт на приеме методом беседы, установив личный контакт с пациентом, выясняет проблему, ее причину и начинает лечение, применяя различные когнитивные, поведенческие, медикаментозные и другие методики.

При необходимости в каждом конкретном случае проводятся специальные исследования. Зачастую это:

Патопсихологическое обследование;

Лабораторные исследования крови, мочи, электрокардиография, электроэнцефалография;

При предполагаемом возможном органическом поражении головного мозга или с целью подтверждения диагноза проводятся сложные аппаратные методы обследования - МРТ, КТ головного мозга;

На основании полученных индивидуальных данных обследования, специалист назначает комплексную терапию;

Во время первой консультации психотерапевт устанавливает «рабочий диагноз», принимающийся за основу, который за окончательный диагноз не принимается. Как правило, окончательный диагноз пациенту устанавливается специалистом в течение 10-15 посещений, что при амбулаторном лечении осуществляется в течение одного месяца;

Прием психотерапевта на периодических консультациях заключается в отслеживании состояния больного в течение всего периода лечения и при необходимости осуществлении коррекции терапии, как психотерапевтического, так и медикаментозного характера;

На приеме у врача-психотерапевта лечение не должно включать только однонаправленный характер. Должны применяться различные методики психотерапии, варьирующиеся в количестве (4-7), что будет достаточно для достижения терапевтического стойкого эффекта;

Психотерапевт может прибегать в работе к помощи психолога, который ему помогает получить дополнительную, нужную информацию. С этой целью психотерапевт направляет пациента на .

Всем людям важно помнить, что психотерапия помогает в лечении не только психических расстройств, но и многих различных соматических заболеваний.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Здравствуйте, дорогие читатели! Интересно, что происходит в кабинете психолога за закрытыми дверями? Сегодня вы узнаете некоторые вопросы, которые задают психологи своим пациентам. Надеюсь, эта статья поможет вам избавиться от дискомфорта и смело отправиться на свой первый прием или со спокойной душой отправить к нему своего ребенка или подростка.

Что делает психолог

Если вы идете на прием психолога или он проходит в школе, а вы хотите подготовить своего ребенка заранее, то беспокоиться не нужно. Первым делом, врач попытается расположить к себе посетителя, узнать, что привело его или с какими проблемами он столкнулся, что его .

Не бойтесь осуждения. Большинство ситуаций, которые обычному человеку кажутся из ряда вон выходящими на самом деле широко распространены. В психологии нет понятий «правильно» или нет, есть тонкий , именно на нем и заострит внимание врач. Вы поймете, что ваша ситуация вполне естественна и не стоит лишних .

Задача психотерапевта – помочь человеку и в большинстве случаев, его внутренних ресурсов вполне достаточно, чтобы это сделать. Вот только психика настолько сложный механизм, что наряду с возможностями существует невероятное количество , которые не позволяют человеку справиться самостоятельно.

Не стоит обманывать или настаивать на том, чтобы ваш психологу. Специалист постарается помочь, он не в праве никого осуждать, но сможет открыть новые возможности, а также найти новые пути решения давно сложившихся проблем, о которых человек даже не подозревал.

Вопросами психолог проясняет ситуацию для себя, а потому ответы на них заранее подготовить не получится. Хотя, убеждена, что если вам в скором времени предстоит встреча, то вы постараетесь самостоятельно разобраться, продумать несколько вариантов диалога. Это в любом случае хорошо. Вы сможете выявить все эпизоды, которые вас беспокоят и может найти новые ответы на старые вопросы, волнующие лично вас.

Каких-то особых, стандартных вопросов, которые обычно задает психолог всем своим посетителям не существует. Каждая ситуация индивидуальна. же помогают самому человеку взглянуть на проблему под другим углом и найти неожиданные варианты решения, а также заметить моменты, на которые раньше он не обращал внимания.

Что спрашивать

Некоторые клиенты сами готовят широкий список , семье и работе. Если они у вас возникают – вы можете смело их задавать, но и стараться придумывать что-либо заранее не обязательно. В процессе диалога они возникнут сами собой. Если же этого не произойдет, нет ничего страшного. Это не обязательная часть.

Вы сами сможете по-новому взглянуть на привычные вещи и это очень полезно. Часто на приеме клиенты начинают – свое истинное отношение к партнеру, своей работе, и многому другому.

Если вам уже сейчас стало интересно, могу порекомендовать книгу Барбары Шер «О чем мечтать. Как понять чего хочешь на самом деле» . В ней очень много занимательной информации не только по определению , но и несколько стратегий их достижения.

Как подготовиться к встрече правильно

Если совсем скоро вам предстоит , то самое важное для вас успокоиться. Вы прекрасно понимаете, что здоровы, а проблемы, неприятности и непонимание – очень распространенное явление, за которое вам не должно быть стыдно.

Если вы не захотите говорить или боитесь, что не сможете откровенно вести себя, ничего страшного. Каждому человеку необходимо время, чтобы убедиться в надежности оппонента и почувствовать себя в безопасности.

Если к концу встречи вы чувствуете, что контакта нет или чем-то не понравился психолог, значит это просто не ваш специалист. Ищите другого и не разочаровывайтесь во всех остальных, такое бывает.

Ну вот в целом и все. Не забывайте подписываться на рассылку. До новых встреч и удачного дня.

Как к любому большому и важному деле, к началу обучения в школе лучше готовиться заранее. Предлагаем Вам ознакомиться с примерными вопросами, которые могу задавать педагоги Вашему ребенку при приеме в школу. Данный тест поможет Вам выявить как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе, при необходимости внести коррективы.

Вопросы:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
4. Как называется город, в котором ты живешь?
5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
6. Кем работают твои родители?
7. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
8. Назови дни недели, времена года.
9. Какое сейчас время года? Чем отличается зима от лета?
10. В какое время года на деревьях появляются листья?
11. Как называется планета, на которой мы живем?
12. Ты хочешь учиться в школе?
13. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
14. Зачем надо учиться?
15. Какие профессии ты знаешь? Что делает врач (учитель, продавец и т.п.)?
16. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов

Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.

Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь, пожалуйста, к следующим рекомендациям:

Советы психолога родителям.

Начало обучения в школе - сложная пора, как для ребёнка, так и для родителей. Малыш попадает в новые условия, в которых необходимо выполнять определённые требования, подчиняться дисциплине. В этот период ему особенно нужна помощь взрослых:

Будьте готовы проявлять терпение, спокойствие и доброжелательность, потому что из-за больших нагрузок, ребенок может капризничать больше обычного. Стресс который переживает малыш в первые месяцы занятий в школе приравнивается к нагрузкам космонавтов, поэтому он особенно нуждается в вашей поддержке и понимании.
Важно, чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутренне ощущение перехода в новый статус "ученика", необходимо уважительное отношение взрослых ко всему что происходит в школе, как к ответственному, серьезному шагу в жизни ребенка.
Постарайтесь, чтобы в семье достижения ребёнка не сравнивались ни с достижениями старших детей, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!). Единственный с кем его можно сравнивать это он сам. Каким был и как изменился, вырос, научился и т.д. Показывайте ребенку его личные успехи и достижения, анализируйте ошибки с точки зрения, как это можно сделать по-другому, чтобы в следующий раз все получилось. Это увеличивает его веру в себя и станет залогом адекватной самооценки в будущем.
Не стоит пугать ребенка школой, говорить, что если он будет что-то не так делать то станет «двоечником» или его там накажут. Ребенок должен чувствовать, что родители в него верят, что обязательно помогут, им очень важно и интересно знать, что происходит в его жизни. Обязательно поддерживать интерес к учебе, перенося новые полученные знания ребенка на повседневную жизнь.
Поощряйте хорошее поведение, а не акцентируйте внимание на просчётах, поддерживайте советом. В этом возрасте дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя. Поэтому похвала и внимание - это рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

Еще до начала занятий организуйте жизнь ребёнка по чёткому распорядку, чтобы потом ему было проще войти в ритм школы.
Больше играйте и разговаривайте с малышом, рассказывайте о себе, как вы учились в школе. Рассказывайте на ночь интересные истории, добрые сказки, это помогают снять напряжение "рабочего" дня, поддержать благоприятное эмоциональное состояние ребёнка.

Примеры развивающих мини-игры

Игра: Волшебный рисунок
Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, изучение букв, цифр и т.д.
Тупым концом карандаша рисуете на спине ребенка геометрическую фигуру, букву или цифру. Ребенок должен угадать, что вы нарисовали. Затем меняетесь, и тогда вы будете угадывать рисунок. Детям всегда интереснее играть из разных ролей.

Игра: Вежливое слово
Цель: развитие внимания, координации, вежливости.
Вы просите ребенка выполнить какое-то действие. Но выполняет он только те просьбы, в которых есть вежливые слова. Например:

Сделай три хлопка руками, подпрыгивая на правой ноге.
Пожалуйста, подними левую руку вверх!

Выполнить нужно вторую просьбу. А потом всё происходит наоборот.

Чтобы Вы не делали, помните главное, именно Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша!

Жукова Александра Анатольевна

Психолог

Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми 22 года..

Направление работы:

Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе

Сама постановка вопроса, сам факт его зарождения у вас внутри говорит о том, что психотерапевт, скорее всего, нужен. Все мы носим в себе непрожитые конфликты, и когда они обостряются, начинаем испытывать смутное волнение, выраженное, помимо прочего, и в таких вопросах.

Впрочем, это философия. Если вынести ее за скобки, то можно выделить несколько вполне конкретных признаков, которые помогут понять, что помощь психотерапевта как минимум не помешает.

Сразу отмечу, что речь идет не о клинических случаях – людях с диагностированной депрессией или какого-либо рода расстройством, – но о воспетых Вуди Алленом городских невротиках, о тех, у кого вроде бы "все нормально", но все-таки «что-то беспокоит». Не то чтобы я закрываю глаза на первых, – просто на их счет никаких сомнений быть не может: очная работа с психотерапевтом (а часто еще и медикаментозное вмешательство) необходима им безо всяких ответов на thequestion. Вторым же доступна такая роскошь как сомнения. Психотерапевт нужен им не для того, чтобы выжить, – но, скорее, чтобы жить хорошо. И в отличие от первых они могут работать с ним удаленно –

1. Постоянное чувство вины
Представьте себе простую ситуацию – вас вызывает начальник. Вы не знаете, зачем и по какому вопросу, однако внутри у вас все сжимается, и вы начинаете судорожно думать, в чем именно провинились.

Или, скажем, так – вы выясняете отношения со своим партнером, однако сразу же теряетесь, потому что тот буквально в двух-трех предложениях убеждает вас, что ваша позиция не имеет права на существование и что во всем виноваты именно вы (опять).
Если эти ситуации вам знакомы, то психотерапевт может оказаться весьма кстати, потому что это означает, что внутри у вас засело сильное чувство вины и собственной неадекватности. Согласитесь, интересно было бы разобраться, откуда оно у вас взялось.

2. Ощущение, что вы занимаетесь не тем
...А также, что ваш партнер не такой, работа не та, квартира какая-то не такая, и что вообще вы живете чьей-то чужой, взятой напрокат жизнью.

Все это – симптом старой, как мир ситуации, в которой родители навешивают на ребенка множество своих ожиданий, а он затем чувствует себя обязанным их исполнять.
Эти ожидания въедаются так глубоко, что становятся частью личности, и человек не всегда может понять, по каким именно причинам он работает юристом, несмотря на то, что всю жизнь испытывал сильную склонность к графическому дизайну.

3. Постоянная прокрастинация
Об этом много говорилось за последние несколько лет, однако никто так и не сказал самого важного: прокрастинация – это не проблема, а ее симптом. Это не вирус гриппа, который можно подхватить в общественном транспорте и затем от него вылечиться, но некое более-менее постоянное состояние, вызванное сбоем в психической структуре. Составление списков дел, тайм-менеджмент или простое напряжение воли здесь не помогут. Прокрастинация означает, что вы либо не видите смысла в том, что вы делаете (см. предыдущий пункт), либо носите в себе запрет на успешную деятельность.

Но что значит – запрет?
Полагаю вы знаете, что между родителями и детьми существует особая и весьма прочная связь. Полагаю также, вы понимаете, что разрыв этой связи может оказаться для них весьма болезненным. Помните, как мама в детстве говорила вам "не отходи слишком далеко" или "положи, это слишком тяжелое", или "это слишком сложно для тебя"?
Это было вызвано не только желанием обеспечить вашу безопасность, но также и страхом позволить вам проявить самостоятельность, отпустить вас от себя, потерять навсегда.
Страх этот помещается в вас и приводит к тому, что любое действие, способное привести к отделению от родителей (читай: любое проявление самостоятельности) воспринимается как нечто нежелательное или даже опасное. И, грубо говоря, когда вы в очередной раз садитесь за маркетинговый план или собираетесь получать автомобильные права, в вашем бессознательном раздается тот самый окрик – "не отходи слишком далеко".

4. Чувство тревоги и страха
Отставим крайние случаи, выраженные в панических атаках (точно нужен психотерапевт) и сосредоточимся на обычной тревоге. Например, перед важной встречей. Или перед свиданием. Или перед походом на вечеринку. Казалось бы – что такого, ну волнуюсь, да. Не могу двух слов связать в разговоре с незнакомым человеком. Ну я просто стеснительный, это в какой-то степени даже мило.

Все это так. Однако попробуйте задать себе простой вопрос. Что именно вызывает у вас тревогу? Возможно, вы боитесь показаться не таким классным, как вам хотелось бы? А почему для вас важно быть классным – настолько важно, что у вас руки трясутся? И почему это желание преследует вас всегда и везде? Почему оно стало частью вашей жизни?
Не знаете.
А с психотерапевтом – узнаете.

5. Проблемы в отношениях
Вы влюбляетесь, но теряете интерес как только понимаете, что чувства взаимны. Вы склонны выбирать эмоционально недоступных партнеров. Ваши симпатии всегда направлены на тех, кто уже находится в отношениях. Вам кажется, что если вы полюбили, то между вами и объектом любви не должно быть никаких секретов, границ и что, вообще, вы должны тут же слиться в одно сияющие целое и жить затем счастливо и вечно.
Вариантов может быть множество, но смысл всегда один – неразрешенный детский конфликт, который вы пытаетесь воспроизвести во взрослой жизни. Если у мальчика была эмоционально недоступная мама, то он будет выбирать таких же женщин – и случись ему по счастливой ошибке встретиться с той, кто будет готова любить его по-настоящему, он сбежит от нее через две недели, поскольку совершенно не имеет опыта жизни в любви и эмоциональном контакте.

Если девочка росла в семье, из которой ушел папа, то отношения с мужчинами могут быть связаны для нее с болью и отвержением, и чтобы застраховать себя от них, она будет выбирать только тех мужчин, которые изначально на них неспособны – замужних, незрелых или иностранцев.
Повторюсь, вариантов – миллион. Но, согласитесь, ужасно интересно, понять, какой из них – ваш.

6. Патологическая неудовлетворенность своей внешностью
Нет-нет, это совершенно нормально – время от времени смотреть в зеркало и думать "чего-то я потолстел". Однако если эта мысль преследует вас неотступно, если она, как это часто бывает, расходится с реальностью (а мы все знаем людей, которые отлично выглядят, но при этом испытывают множество комплексов), то это значит, что кто-то засадил в вас сильное недовольство собой. Кто именно? Зачем? Почему?
К психотерапевту.