» »

Очарованная душа. Одна из лучших картин Семирадского "Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» Фрида на празднике посейдона

19.11.2019

Воссозданное Семирадским событие произошло в древних Афинах в 364 году до н. э. На традиционном празднике в честь бога морей Посейдона прекрасная гетера Фрина изображала рождение богини любви и красоты Афродиты из пены волн. На полотне Семирадского представлен шумный и пестрый праздник с ликующим народом в праздничных одеждах с гирляндами цветов. В левой части композиции - поэты, воспевающие совершенную красоту Фрины, справа - народ, бросающий цветы к ее ногам.

Привести слова живописца о замысле картины: «Я хотел запечатлеть восторг народа-художника при виде красивейшей женщины своего времени».

Дать краткую характеристику вышеназванным произведениям, следующим, в основном, канонам академической эстетики. Особо отметим при этом, что художник Семирадский был не чужд пленэрным исканиям живописцев своего времени.

Далее подчеркнуть, что, при всей эффектной выразительности произведений академической школы с традиционными мотивами из античной и библейской истории, ведущее место в художественном процессе этого времени постепенно занимает реалистическое направление, художники которого выражали интересы и идейные устремления российского общества в новый период развития.

Входя в залы искусства 1860-х годов, обратить внимание зрителей на резкую смену героя и эстетических пристрастий живописцев по сравнению с произведениями предыдущего зала. Не религиозные и мифологические сюжеты, как в академических композициях, но окружающая действительность, повседневная жизнь различных слоев населения (в основном - бедных людей) находятся теперь в центре внимания художников нового реалистического направления.

Кратко сказать о том, что новые эстетические отношения искусства к действительности, новые взгляды на назначение искусства были обусловлены многими процессами в жизни страны и состоянием общественного сознания накануне крестьянской реформы 1861 года (отмена крепостного права в России).

Напомнить о диссертации Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855) - главном манифесте русского реализма. Идеализация и «антикизация» натуры, всевозможные мифологические «выдумки», по мысли литератора, несовместимы с реалистическим направлением. Чернышевский утверждал, что прекрасное есть жизнь, что реальная действительность должна стать предметом искусства. «Воспроизведение жизни - общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение - объяснение жизни; часто и значение приговора о явлениях жизни».

Сообщить также слушателям, что, в свою очередь, влиятельный художественный критик В. В. Стасов призывал художников: «Выбирайте сюжеты из той жизни, которая вокруг Вас свершается». В дополнение можно привести слова популярного тогда публициста Д. И. Писарева, полагавшего, что художники должны «изображать страдания голодного большинства, вдумываясь в причины этих страданий, постепенно обращать внимание общества на экономические и общественные вопросы».

Подчеркнуть, что поворот многих художников к новым темам, сюжетам из обыденной жизни обусловил появление и распространение картины небольшого размера. Указать на работы живописцев-шестидесятников В. И. Якоби, Л. Н. Соломаткина, А. И. Корзухина, И. М. Прянишникова и др.

Методическое указание. Произведения вышеназванных художников рекомендуется показывать комплексно. Картины следует рассматривать в основном с точки зрения начала формирования нового художественного видения и преодоления нормативности академической эстетики.

Сообщить далее слушателям, что особенность художественного процесса 1860-х годов - не только доминирование бытовой жанровой картины. Новые реалистические веяния проникают и в собственно историческую живопись - «основу основ» Академии художеств.

«Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» - гигантская по размерам картина польского и русского художника-академиста Генриха Семирадского (1843-1902), завершённая в 1889 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея (инв. Ж-5687). Размер - 390 × 763,5 см.

Сюжет картины основан на сказании о древнегреческой гетере Фрине, жившей в IV веке до нашей эры. Поверив в божественность своей красоты, Фрина решила бросить вызов богине красоты и любви Афродите: во время праздника Посейдона, проходившего в Элевзине, она сбросила свою одежду и на глазах у всех спустилась к морю.

Элевзин (Элевсин) - небольшой древний город, находившийся в 22 км к западу от Афин и связанный с ними священной дорогой. Современный город, расположенный рядом с ним, называется Элефсис. Иногда в названии картины употребляется другая транскрипция названия города - Элевсин. Также встречается более короткий вариант названия - «Фрина на празднике Посейдона».

Работа над полотном была завершена в начале 1889 года, и оно было представлено публике на персональной выставке Семирадского, которая проходила в рафаэлевском зале Академии художеств в Санкт-Петербурге. Прямо с выставки картина была приобретена императором Александром III. Она находилась в Русском отделе Эрмитажа, а в 1897 году была передана в собрание Русского музея.

Сюжет картины был взят художником из книги «Пир софистов» (или «Пир мудрецов») древнегреческого автора Афинея Навкратийского, создававшего свои произведения на рубеже II-III веков нашей эры.

Фрина - известная своей красотой гетера, жившая в IV веке до нашей эры в городе Мегары. В переводе с греческого её имя означает «белокожая». В частности, она служила натурщицей для древнегреческого скульптора Праксителя, создавшего по её образу знаменитую скульптуру «Афродита Книдская», а также позировала художнику Апеллесу, который писал с неё Афродиту Анадиомену. По рассказам, уверовав в свою неземную красоту, Фрина решила бросить вызов Афродите - богине красоты и любви, которая, согласно преданию, родилась в море и вышла на берег из волн. Простому смертному нелегко было увидеть Фрину нагой - ​она «носила хитон, облегающий все тело, и не бывала в общественных банях». Во время праздника Посейдона, проходившего в Элевзине, перед ритуальной процессией, идущей от храма Посейдона к морю, Фрина сбросила свою одежду и, обнажённая, на глазах у всех спустилась к морю.

В центре картины, практически разделяя её на две равные части, изображена Фрина со своими прислужницами. Фрина уже сбросила свои одежды - сначала художник изобразил её совершенно обнажённой (и даже сфотографировался на её фоне), но потом решил оставить часть соскальзывающего с неё платья. Одна из прислужниц держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит зонтик, загораживающий её от солнечных лучей.

В правой части картины изображена многолюдная процессия, спускающаяся к морю от виднеющегося на заднем плане храма Посейдона. Люди, изображённые на переднем плане, остановились и смотрят на обнажённую Фрину - некоторые с удивлением и восхищением, а другие с неодобрением и даже негодованием.

Менее многочисленная группа людей, окружающих скульптурную колонну, изображена на переднем плане в левой части картины. Здесь, судя по всему, царит единодушное одобрение и восхищение. За ними видны морские волны Саронического залива и горы острова Саламин. В нижнем левом углу изображён ребёнок, рассматривающий приоткрытый ларец с драгоценностями. Его поторапливает служанка, спускающаяся к морю и несущая на голове миску и вазу.

Пейзаж, изображённый на полотне, считается одним из лучших в творчестве Семирадского и рассматривается как «одно из несомненных достоинств картины».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

В Петербурге открылась художественная выставка, которая напомнила о той, что была почти 130 лет назад. В Академии художеств были выставлены картины Генриха Семирадского. Центральным экспонатом было гигантское полотно «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Семирадский так о ней писал: «Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, восторг народа-художника, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток». Успех был грандиозный, тридцать тысяч посетителей. «Фрину» купил император Александр III. Чехов сказал: «В Петербурге теперь два героя дня - нагая “Фрина” Семирадского и одетый я». Теперь о нынешней петербургской выставке Генриха Семирадского. Она открылась на этой неделе.

Генрих Семирадский, каким его никто не знал. В Русском музее открылась выставка, посвящённая 175-летию русского художника, который творил на рубеже XIX-XX веков. Экспозиция поражает размахом: в Петербург из разных городов привезли колоссальные по размеру полотна, над которыми трудились как сам Семирадский, так и его современники. На открытии побывал Андрей Яковлев.

4 экспозиционных зала, более 100 работ - в таком масштабе выставка, посвящённая русскому художнику польского происхождения Генриху Семирадскому, открывается впервые. Здесь вместе с его картинами представлены и произведения современников мастера, работавших, как и он, в Риме в конце XIX - начале XX веков.

«Для этой выставки предоставили свои работы 10 музеев России во главе с Третьяковской галереей, а также несколько частных коллекционеров. Для широкой публики, в том числе и для петербургской, большинство этих работ малоизвестны, но написаны они мастерской кистью на увлекательные сюжеты», - сказал ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX - XXI вв. Русского музея Павел Климов.

Идеалы античной и итальянской классики, каноны красоты - всё это было в основе учебного процесса Академии художеств. Именно поэтому её выпускники так стремились попасть в «вечный город». Первые залы выставки - это работы ярких представителей так называемой «колонии русских художников в Риме» - Фёдора Бронникова, Александра Риццони, Матвея Чижова и многих других.

Картину Вильгельма Котабринского «Оргия» не видел никто из наших современников. 90 лет она хранилась в запасниках музея, накрученная на большой вал. Реставраторы были шокированы состоянием шедевра: вся поверхность проклеена оберточной бумагой, полотно покрыто толстым слоем лака, многие фрагменты осыпались. Но теперь, спустя год, она как новая.

«Когда впервые мы увидели изображение, это, конечно, было событие в музее. Приходили наши коллеги и научные сотрудники. Ведь в нашем каталоге эта картина воспроизводится только в чёрно-белом варианте», - прокомментировал художник-реставратор отдела реставрации живописи Русского музея Марат Дашкин.

Одно из самых больших полотен и чуть ли не самая узнаваемая работа Семирадского - «Фрина на празднике Посейдона». Размер картины - 4х7,5 м. Полотно аккуратно демонтировали в зале Михайловского дворца и привезли на выставку в корпус Бенуа. Другие картины преодолели более длинный и сложный путь.

Отдельное место занимает экспозиция, посвящённая частной жизни и творчеству русских художников в Риме. Здесь их фотографии, работы, а также эскизы самого Генриха Семирадского, которые вошли в его учебник: «Гибель Содома», «Избиение младенцев», «Страшный суд». На них выросло не одно поколение студентов Академии художеств Петербурга.

Через несколько месяцев исполнится 175 лет со дня рождения художника. Этот юбилейный год станет одним из самых знаковых в его творчестве. Ведь в таком объёме на суд зрителя работы мастера не выставлялись ещё никогда.

Генрих Семирадский,Фрина на празднике Посейдона в Элевсине,1889г,Государственный Русский музей.

Продолжим знакомство с прекрасными картинами Генриха Семирадского. Сегодня рассмотрим одну из самых знаменитых картин художника Фрина на празднике Посейдона в Элевсине.(390 ; 763,5 см),1889г.

На рубеж 1880-1890-х годов приходится наивысший пик популярности Семирадского, который неизменно получал награды на академических выставках в Петербурге.
Публика в живописи Семирадского ценила увлекательность и занимательность сюжетов. Даже названия полотен, по выражению Е. Нестеровой, «звучат как заглавия дамских романов, бьют наверняка и поражают сердца жаждущих приключений обывателей»

Сбросила ризы с себя, и лицом повернувшись к народу
Медленно, словно заря, погрузилась в лазурную воду.
Ахнули тысячи зрителей; смолкли свирель и пектида;
В страхе упав на колени, все жрицы воскликнули громко:
«Чудо свершается, граждане! Вот она, матерь Киприда!»
Так ослепила своей олимпийской красой незнакомка...

Эти строки из стихотворения Льва Мея переносят нас в Афины, в 364 год до нашей эры, где на празднике морского бога Посейдона прекрасная гетера Фрина изображала рождение богини красоты и любви Афродиты из пены волн.

Через века до нас дошла легенда о прекрасной Фрине. известной своей красотой греческой гетеры,жившей в IV веке до нашей эры.
По свидетельству греческого писателя Афинея Навкратийского, в IV веке до н. э. в древнегреческом городе Мегары жила молодая женщина по имени Фрина (греч. - «белокожая»), своей красотой напоминающая богиню.

Скульптор Пракситель - ее возлюбленный - изваял с нее Афродиту Книдскую (по названию древнего города Книда, где изваяние было поставлено в храме Афродиты), а живописец Апеллес написал Афродиту Анадиомену (лат. - «выходящая из воды»).

Возгордившись, Фрина решила бросить вызов самой богине любви и красоты - Афродите. В день Элевсинских празднований красавица пришла к берегу моря, где, по преданию, вышла из вод сама богиня, рожденная из пены морской. Когда процессия двинулась из святилища Посейдона к морю, Фрина сбросила с себя одежду, представ перед замершим в восторге народом, чтобы тотчас же спуститься к морю. За это она была обвинена в «оскорблении богов».

ЗАМЫСЕЛ КАРТИНЫ.

Сюжет картины был взят художником из книги «Пир софистов» (или «Пир мудрецов») древнегреческого автора Афинея Навкратийского.
Семирадский хотел создать чувственное произведение, которое, однако, будучи эротическим, останется в рамках приличий.

Когда Семирадский начинал работу над этой картиной в конце 1886 года, он писал конференц-секретарю Академии художеств П. Ф. Исееву:
"Не знаю до сих пор, примет ли Россия официально участие в парижской Всемирной выставке? На всякий случай готовлю большую картину, крупнее Нероновых светочей. Сюжет её - Фрина, являющаяся в роли Афродиты во время праздненств Посейдона в Элевзине.

Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал!

Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, - восторг народа-художника, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток. Картина уже подмалёвана."
Прежде,чем писать картину художник съездил В Грецию и посетил Элевсин.

ОПИСАНИЕ

Шумный, пестрый праздник выплеснулся на огромное полотно, все словно пронизанное лучами средиземноморского солнца. Яркие пятна одежды и гирлянды цветов как будто расступаются перед красотой Фрины.

В центре картины, практически разделяя её на две равные части, изображена Фрина со своими прислужницами. Фрина уже сбросила свои одежды - сначала художник изобразил её совершенно обнажённой, но потом решил оставить часть соскальзывающего с неё платья. Одна из прислужниц держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит зонтик, загораживающий её от солнечных лучей.

Фигура Фрины вместе с окружающими ее служанками четко вырисовывается на фоне залива, покрытого гребешками волн с парящими над ним чайками, узкой полоски гор острова Саламин и массива голубого неба, затянутого легкой мглой.

В правой части картины изображена многолюдная процессия, спускающаяся к морю от виднеющегося на заднем плане храма Посейдона. Люди, изображённые на переднем плане, остановились и смотрят на обнажённую Фрину - некоторые с удивлением и восхищением, а другие с неодобрением и даже негодованием

Менее многочисленная группа людей, окружающих скульптурную колонну, изображена на переднем плане в левой части картины. Здесь, судя по всему, царит единодушное одобрение и восхищение. За ними видны морские волны Саронического залива и горы острова Саламин.

В нижнем левом углу изображена девочка, рассматривающая приоткрытый ларец с драгоценностями. Её поторапливает служанка, спускающаяся к морю и несущая на голове мису и вазу.

Женский образ, созданный Семирадским, величественен и спокоен, Фрина буквально излучает благородство, и в ее поступке не ощущается ничего предосудительного. Образ Фрины – один из самых восторженных гимнов женской красоте в изобразительном искусстве.

Пейзаж, изображённый на картине, считается одним из лучших в творчестве Семирадского.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ
Зимой 1889 года картина впервые выставлена в рафаэлевском зале Академии художеств в Санкт-Петербурге. Поскольку Семирадский беспокоился о том, что недостаток света может приглушить богатство красок картины, он позаботился о дополнительном искусственном освещении. Вместе с «Фриной на празднике Посейдона» на выставке были показаны другие картины Семирадского - «По примеру богов», «Перед купанием», «Искушение святого Иеронима» и «У фонтана».

Выставка имела большой успех и привлекла тысячи посетителей. Картина стала главным экспонатом выставки Семирадского в Академии художеств 1890 года; её посетило около 30 000 человек

Творчеству Семирадского был посвящён специальный выпуск «Правительственного вестника», где, в частности, даже было утверждение о том, что новая картина художника была «новым блестящим доказательством того, что ложно-реальное направление в искусстве, одно время нашедшее себе отклик в нашем обществе, недолго устояло в борьбе с провозвестниками вечных начал изящного и вскоре, вероятно, сделается достоянием истории как одна из особенностей современной культуры». Как известно, это предсказание не оправдалось.

Примечательно, что Антон Павлович Чехов писал сестре (с иронией отзываясь о популярности своих рассказов): «В Петербурге теперь два героя дня - нагая Фрина Семирадского и одетый я»

После этой выставки Академия художеств назначила Семирадского внештатным членом совета академии, выразив тем самым своё признание заслуг художника. Его картины «Фрина на празднике Посейдона» и «По примеру богов» были приобретены императором Александром III. По условиям покупки, картины были отправлены в турне по ряду европейских городов