» »

Народные традиции и здоровье ребенка: Советы врача-педиатра православного священника. Дети и православный пост Православные педиатры о посте

08.01.2022

Великий пост все верующие люди воспринимают, как весьма важный отрезок времени, во время которого приходится придерживаться строгих правил в еде. Во время поста, поэтическим словом, приходится словно разворачивать два своих крыла, одно из которых – ограничение, другое - молитва. Такой «дуэт» даже медики готовы воспринимать, как способ истинного врачевания души и тела.

Великий пост считается самым строгим и значительным из всех установленных постов. Во все дни поста запрещено курить и выпивать спиртные напитки, есть скоромные блюдо. Назначение поста – удалить человека от зла, обуздать язык, отложить гнев, укротить похоть, прекратить клевету, клятвопреступление и ложь. К этому и приходится любыми способами стремиться. В противном случае пост остается только очередной диетой, и не больше. Так что нужно изменить степень напряжения духовной жизни. В результате есть шанс стать чище.

Как правильно вступить в пост

К посту подходите грамотно. Было бы ошибкой просто в один день просто ограничить себя во всех не постных блюдах, это станет большим стрессом для организма. Медики говорят, что в этом случае есть шанс подхватить вирус или заполучить обострение болезни желудочно-кишечного тракта. Лучше все-таки входить в пост плавно. На первом этапе стоит отказаться от более жирных продуктов - мяса (говядины, свинины, баранины), майонеза и жирной рыбы. Далее - от яиц и молока.

Стоит отказаться от жирного мяса, колбас, сосисок, алкоголя, сдобного хлеба, конфет, булочек, майонеза. В этом случае пост пойдет организму во благо и разгрузит труженицу-печень. Между тем, врачи полагают, что было бы ошибкой лишать себя полезных микроорганизмов и источника белка (кисломолочных продуктов, к примеру). По мнению врачей, стоило бы оставить в рационе индейку, курицу, морскую рыбу и кролика.

Ограничения должны быть разумными

Если принято решение провести пост по полной программе, в обязательном порядке стоит есть орехи (до двадцати штук на день), а также блюда из бобовых. Это позволит восполнить дефицит белка в организме. Теорию о щадящем подходе к ограничению в еде разделяют множество врачей. Каждому постующему стоит ответственно подходить к ограничениям. Стоит не раз подумать: не обернется ли пост вредом для вашего здоровья, достаточно ли у вас сил – физических и моральных. При этом стоит помнить: человек, который сознательно вредит своему здоровью, свершает большой грех.

Кому не стоит поститься

Не стоит вступать в пост:

  • ребенку;
  • пожилому человеку;
  • беременной и тем, кто и планирует беременность;
  • тем, кто не так давно болел;
  • больному хроническом заболеванием;
  • лицам, занимающимся умственным или тяжелым физическим трудом.

Психотерапевты предлагают время поста сделать временем работы над собой, начать можно с того, чтобы:

  • изменить свои ожидания, по максимуму приблизиться к реальным возможностям другого человека – ваших близких;
  • признать факт обиды – это ослабит обиду, позволит эмоции самой угаснуть;
  • попытаться разобраться, что вас цепляет - обижают не нас, обижаем мы себя сами;
  • попытайтесь просканировать вашего обидчика – вас окружают живые люди, так что стоит быть снисходительней;
  • научитесь прощать;
  • своим эмоциям дайте волю.
  • Не надо копить обиды
  • Не думайте об обидах по ночам.
  • Не стоит выяснять отношения, пока нет уверенности, что вас готовы выслушать.
  • Не прощайте недруга насильно (нужна внутренняя готовность это сделать).

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Вопрос о необходимости воздержания от скоромной пищи в дни поста и детям, мы не раз затрагивали в статьях и вопросах-ответах священников.

Однако, мнение священника Алексия Грачева, который до служения в священническом сане был практикующим врачом-педиатром, выразительно подчеркивает позицию Церкви, освящая многие важные аспекты здорового детского питания.

Отталкиваясь от вопроса: — почему сейчас так много больных детей? — врач-священник дает необходимые советы, применяя которые, мы можем растить духовно и телесно здоровых детей!

ПОСТ также необходим и детям

Священник Алексий Грачев

У нас, родителей, часто бывает одно стремление: дать ребёнку за столом как можно больше, и мы не успокоимся, пока не накормим его до отвала. Мол, чем больше ребёнок ест, тем он здоровее.

Между тем, в жизни бывает прямо наоборот.

Почему сейчас так много больных детей? Почему, например, такое количество заболеваний у детей желудочно-кишечного тракта? Потому что мы оставили традиционный уклад нашей жизни, в том числе и питания.

Наши предки были воспитаны в Православии, которое освящало всю их жизнь. И дети их были куда здоровее нынешних наших детей.

В последнее время в медицине довольно широко распространилась концепция болезней накопления. Эти болезни начинаются в детском возрасте. Часто, сами того не зная, мы перекармливаем наших детей. А многие заболевания возникают из-за неспособности детского организма справиться с тем количеством веществ, которые в него поступают.

Тело, данное человеку Богом, удивительно гармонично устроено. Оно отказывается от того, что ему не нужно, и испытывает потребность в том, чего ему не хватает. И когда мы пытаемся насильно питать детей как можно сытнее, это им не приносит пользы.

Каждый человек имеет свои особенности конституции, обмена веществ, причём внутри этого обмена существует многоэтажная система ещё более мелких подразделений обмена различных его элементов. Белковый обмен, углеводный, жировой…

У нас в Православии постных дней в году больше, чем скоромных. И пост оказывает на нашу жизнь многообразное благоприятное воздействие. Он полезен и для души, и для тела, и взрослым, и детям.

Так что мы не должны пугаться того, что наши дети отказываются от тех или иных видов пищи, не должны бояться, что они ослабеют, потеряют здоровье, если начнут поститься. Напротив, многочисленные наблюдения говорят о том, что:

дети, которые соблюдают пост, чувствуют себя гораздо лучше, даже с точки зрения чисто физического здоровья, и меньше болеют, чем дети, которые не знают, что такое пост. Более того, есть примеры того, как больные дети, начав поститься, постепенно обретали здоровье.

У одного ребёнка, например, с детства была тяжёлая форма диатеза, которая потом переросла в хронический астмоидный бронхит, в стойкую аллергию. Семья стала воцерковляться, поститься, ребёнок - вместе со всеми. И все явления аллергии быстро ушли.

В православных семьях мамы умеют готовить удивительно вкусную и разнообразную постную пищу: фасоль с луком, пироги с капустой, с грибами, фруктовую рисовую кашу, коврижки… пальчики оближешь!

Жизнь показывает, что эти опасения не имеют под собой основания. Дети, которые постятся с ранних лет во все постные дни года, обычно бывают более крепкими физически, они лучше сопротивляются не только инфекционным заболеваниям, - есть такие наблюдения, - но могут понести гораздо больший объём и психической нагрузки. Хотя они и устают к концу дня, проучившись в школе, позанимавшись музыкой, после секций, кружков, домашних уроков, - тем не менее, эта нагрузка не чрезмерна для них, но вписывается в рамки нормы для конкретного детского организма. Дети не постящиеся - как правило, более рыхлые, с избыточным количеством жира, у них менее совершенная иммунная система, психика таких детей более лабильная, неустойчивая, они бывают плаксивы или вспыльчивы, с трудом переносят нервные перегрузки.

Конечно, всё надо делать с рассуждением, постепенно приучать детей к посту. В выборе меры поста нужен индивидуальный подход к каждому ребёнку. Если ребёнок болен, то пост ослабляется.

Другое дело, что некоторые сердобольные бабушки или мамы в телесно-немощные готовы записать всех детей - они же ещё не набрали полную силу! А то и вообще всех современных людей: мол, и вода нынче не та, и воздух, и все продукты… Все дети сейчас чем-нибудь болеют, куда им ещё поститься?

Но в том-то и дело, что силу и здоровье человеку дает отнюдь не обильное мясо-молочное питание, а Господь. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Человека прежде всего укрепляет благодать Божия, а для принятия её нужно очищение души. Очищение души даётся молитвой и постом, участием в таинствах Святой Православной Церкви.

Мы знаем, что растительная пища не ослабляет человека. Монахи вообще не едят мяса, но живут, бывает, иногда и до ста лет, и всю жизнь трудятся.

Пост как таковой не может быть отменён ни для кого. Он может быть только ослаблен, в зависимости от состояния здоровья человека. Ведь недаром в нашем православном Уставе существуют различные ступени поста: пост с растительным маслом, без растительного масла, пост с рыбой…

Пост - дело нашей совести, дело нашей любви к Богу, желание хоть немного соединиться с Ним в Его страданиях за нас, грешных. Мы принимаем его верой, помня о том, что Сам Господь сорок дней постился в пустыне, прежде чем выйти на дело Своего общественного служения. И в конце поста к Нему приступил дьявол, предлагая превратить камни в хлебы (Мф. 4, 3).

Мысли против поста дьявол старается внушить всем людям, потому что пост - важнейшее оружие против него: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21) - сказано в Евангелии. Поэтому, принимая решение о мере поста для ребёнка, нужно помолиться Богу, чтобы была Его святая воля в этом, посоветоваться со священником. Как говорят, кто хочет, ищет пути, а кто не хочет, ищет причины.

Дай Бог всем нам найти путь к посту - для себя и для всей семьи, ибо это - путь, указанный нам Самим Создателем нашим, подателем всех благ.

Здоровье детей не может не волновать их родителей. Правда, иногда эта забота приобретает странные формы: взрослые теряют рассудок, отказываясь от привычных методов профилактики и лечения своих чад, а иногда и вовсе впадая в мракобесие. О здоровье и болезнях нынешних детей, о детской медицине и о роли православных врачей в этой области здравоохранения рассказывает Иван Анатольевич Дронов – врач-педиатр, кандидат медицинских наук, автор более 30 научных работ.

– Иван Анатольевич, сегодняшние дети более нездоровы, чем их родители?

– Сегодня часто приходится слышать, что наши бабушки и дедушки были намного здоровее, чем сегодняшние дети. В этом есть доля, подчеркиваю – только доля, истины. Потому что в 1901 году младенческая смертность в России была близка к 30 процентам. То есть до возраста одного года не доживал почти каждый третий ребенок. Много детей умирало в дошкольном возрасте. И в итоге получалось, что до взрослого возраста, когда человек вступает в брак и становится родителем, доживали люди, которые от рождения были физически крепкими, обладали сильной иммунной системой, в общем, имели хорошее здоровье.

В последние годы младенческая смертность в России составляет менее одного процента. Этот показатель, зависящий от многих факторов, в первую очередь определяется качеством медицинской помощи. В настоящее время, например, дети, родившиеся глубоко недоношенными, даже с массой менее 1 килограмма, помещаются в отделение интенсивной терапии и выживают. Сто лет назад такой ребенок фактически был обречен и погибал в первые дни жизни. Соответственно, можно сказать, что здоровье нынешнего поколение хуже, чем сто лет назад. Но при этом надо понимать, что тогда оставались жить далеко не все.

– Какие детские болезни наиболее характерны и распространены сегодня?

– Дети продолжают все так же болеть инфекционными заболеваниями, несмотря на то, что количество таких болезней и их тяжесть уменьшились. Я работаю в Клинике детских болезней 1-го Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова , и раньше подавляющее число пациентов сюда поступало с инфекционными заболеваниями. Ведь именно от инфекций очень много детей умирало в первые годы жизни. Сегодня в клинике инфекционного отделения нет.

С другой стороны, сегодня стало больше больных детей с аллергическими заболеваниями, неинфекционными заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Что касается аллергии, то причина роста заболеваемости во многом связана с техническим прогрессом. Хорошо известно, что экологическая ситуация в мегаполисах крайне неблагоприятна. Эта причина вкупе с широким распространением табакокурения является причиной легочных заболеваний. К сожалению, возраст курильщиков сегодня очень сильно снижается.

– А как современная школа влияет на здоровье ребенка?

– Когда ребенок идет в школу, то он проходит период многофакторной адаптации: физической, психологической, социальной. На мой взгляд, этому уделяется очень мало внимания. К детям предъявляются очень высокие требования, при этом забывают, что организм ребенка должен как следует адаптироваться к принципиально новой форме жизнедеятельности. У каждого ребенка такой период проходит по-разному, но именно в это время возникает очень много новых заболеваний. Это могут быть заболевания нервной системы и психики, связанные с повышенными нагрузками и стрессами, особенно когда у ребенка что-то не получается – в такой момент очень важно понимание со стороны родителей. Это могут быть и заболевания желудочно-кишечного тракта, возникающие вследствие изменения режима питания. Это могут быть заболевания опорно-двигательного аппарата, причина которых в том, что ребенок много времени проводит за партой; при этом не всегда отслеживается, чтобы у него была правильная осанка или школьная сумка не оказалась чересчур тяжелой. Также в это время могут начаться проблемы со зрением.

– Но ведь до революции школьные нагрузки были не меньше, чем сейчас. Объем учебных часов в классической гимназии уж точно был выше, чем в современной школе.

– Однозначный ответ на это возражение дать трудно. Это тема отдельного большого разговора с врачами соответствующих специальностей, которые занимаются школьной гигиеной. Но опять же не забывайте, что до школы в то время доживали самые здоровые дети.

– Сегодня очень многим родителям сложно разобраться в большом потоке информации, а некоторые так вообще идут на поводу у представителей антинаучных течений, прибегая к нетрадиционным методам лечения или отказываясь делать прививки своим детям. Насколько сильно на здоровье ребенка влияет компетенция родителей в вопросе медицины?

– Сложно сказать, что является традиционным методом лечения, а что нетрадиционным. Многие методы, ранее считавшиеся альтернативными, сейчас находят свое место в медицинской науке. Но это, действительно, непростая проблема.

Вы в курсе, что в октябре прошлого года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Воронеже состоялся 2-й всероссийский съезд православных врачей. На нем была организована отдельная секция, посвященная вопросам распространения в православной среде различных лженаучных взглядов. В частности, в резолюции съезда было сказано, что «православных врачей России тревожит широкое распространение в православной среде псевдонаучных сведений, касающихся ряда актуальных медицинских вопросов, имеющих большое социальное значение: вакцинопрофилактики, родовспоможения, ВИЧ-инфекции и др. Используя существующие проблемы медицины и неоднозначность ряда медицинских положений, различные группы лиц проводят активную, по сути антимедицинскую пропаганду по указанным вопросам: антивакцинальные выступления, духовное акушерство, отрицание существования ВИЧ-инфекции и т.д.». Тогда на съезде было обращено особое внимание на то, что эти явления представляют реальную угрозу здоровью населения России. Также была выражена серьезная обеспокоенность тем, что печатная продукция с пропагандой этих антинаучных взглядов распространяется даже в церковной ограде.

Конечно, борьба с антинаучными взглядами не является основной задачей общества, она обусловлена временем. К сожалению, сегодня православные врачи очень часто сталкиваются с такими псевдонаучными проявлениями.

– Где истоки этого явления?

– Корни у него разные. Есть исследование психологов, которое показало, что реально движет людьми, выступающими против вакцинации. Действительно, бывают ситуации, когда дети страдают от вакцинации, но это единичные случаи. При этом надо помнить, что вакцинация не гарантирует стопроцентного результата, но это не дает права говорить о том, что она неэффективна. Есть псевдопострадавшие. Это когда проблемы здоровья безосновательно связывают с вакцинацией. Другая группа – это тревожно-фобическая, куда входят люди, чрезмерно пекущиеся о здоровье, требующие стопроцентной гарантии эффективности и безопасности для себя и близких. Но, к сожалению, такой гарантии быть не может. И есть идеологическая группа, в которую как раз входят люди, отказывающиеся от вакцинации по религиозным соображениям либо конспирологическим мотивам. Еще одна группа – те, кого увлекает сам процесс участия в альтернативном движении. Ну и, наконец, движущая группа антипрививочников – предпринимательская. То есть это те, кто зарабатывают на этом деньги: представители альтернативной медицины, юристы и журналисты, занимающиеся этим вопросом.

Сейчас сложилась благоприятная ситуация для противников вакцинации. Инфекционная заболеваемость снизилась. В том числе благодаря вакцинации, хотя, безусловно, не только ей. И вот в этих условиях появляются активные выступления против прививок. Знаете, это похоже на то, как против армии начинают выступать тогда, когда долго нет войны. В истории есть много примеров того, когда на фоне снижения вакцинации возникали эпидемии. Не стоит забывать об этом.

Ну, а что касается распространения антипрививочных идей в православной среде, то это парадокс. Ведь Святейший Синод в 1804 году своим указом предложил всем архиереям и священникам разъяснять пользу вакцинации. Прививание оспы в те годы входило в программу обучения будущих священнослужителей. В 1811 году было издано «Пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы», написанное Вологодским епископом Евгением (Болховитиновым). В житии святителя Иннокентия (Вениаминова) рассказывается, как благодаря оспопрививанию была открыта возможность для распространения христианской веры на отдаленной окраине Российской империи. Великий русский хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий, в последующем архиепископ Лука, когда работал земским врачом, лично проводил оспопрививание и негодовал по поводу действий противников вакцинации. Лет десять назад тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в передаче «Слово пастыря», отвечая на вопрос о прививках, сказал, что никаких принципиальных возражений у Церкви против вакцинации никогда не было. Есть некоторые вопросы, которые могут обсуждаться с биоэтичеких позиций. Но канонических препятствий делать прививки православным, как иногда пытаются представить антипрививочники, не существует.

– Насколько Общество православных врачей в состоянии повлиять на эту ситуацию?

– Одной из причин таких лженаучных идей является слабая информированность нашего населения, в том числе и православных родителей. То, что в советское время называлось санпросветработой, когда людям базовые вещи об их здоровье объясняются популярным языком, сегодня развито недостаточно. Мы пытаемся в меру своих сил включиться в разрешение сложившейся ситуации. Что касается вакцинации, то подготовлена брошюра для православных родителей, которая будет издана в ближайшее время. Кроме того, эти вопросы обсуждаются в рамках различных форумов для верующих врачей, потому что православные люди стараются обращаться именно к таким докторам. Важная информация по животрепещущим проблемам, связанным со здоровьем, публикуется на сайте Общества православных врачей России .

– Хотелось бы задать личный вопрос: насколько вам, как врачу, помогает православное мировоззрение?

– Помогает очень сильно. К сожалению, сегодня медицина очень часто переходит в сферу услуг в худшем понимании этого словосочетания. При этом теряются милосердие и сострадание, без которых оказание качественной медицинской помощи, на мой взгляд, просто невозможно.

Клиника существует более 100 лет; она была создана при медицинском факультете Московского университета. Первым ее директором был известный педиатр Н.Ф. Филатов.

Предыдущий Следующий

Сегодня все больше наших соотечественников соблюдают пост. Конечно, в первую очередь - Великий. И если пост взрослого человека воспринимается как «религиозные убеждения» или «мода», то детский пост нередко считают «варварством». Так ли это? Поститься детям - зачем? Как? Не опасно ли для здоровья? Предлагаем мнение доктора, интервью со священником и опыт поста "всей семьей".

Мнение доктора

Начнем с самого острого вопроса. Пост - и здоровье ребенка. Здесь мы можем обратиться к мнению врачей - и обнаружить: как во многих других вопросах, единственного ответа мы не найдем. Так, распространено мнение, что ребенку (до завершения подросткового периода, т.е. примерно до конца школы) совершенно необходимо ежедневно употреблять определенное количество мясных и молочных продуктов.

Но есть и другая позиция. Известный московский педиатр с более чем пятидесятилетним стажем, к.м.н. А.М. Тимофеева в своей книге «Беседы детского доктора» пишет:

«Бытует мнение, что только мясные продукты могут обеспечить все необходимое для растущего организма и насытить его, что мясные продукты

полезны как старым, так и молодым, больным и здоровым... А как вообще правильно питаться? Это очень серьезный вопрос. Надо учитывать не только состояние окружающей среды, но и климат, географическое положение, религиозные воззрения каждого народа.
В России всегда были приняты очень большие перерывы в приеме мясной пищи... Ели каши, овощи, ягоды, грибы.... Не стоит ли вернутся к опыту прошлых лет? Очень многих болезней можно было бы избежать, правильно организовав питание.
Детям полезно иметь не менее двух вегетарианских дней в неделю, а в остальные дни мясные блюда должны не употребляться не чаще одного раза в день...
...Вы убедитесь, что кишечник начнет нормально работать, исчезнут такие неприятные явления как вздутие живота, отрыжка, тяжесть в правом предреберье, запоры... Подобное питание предохранит детей от многих хронических заболеваний пищеварительной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, и особенно от аллергических состояний» (с. 92-93).

Когда начинать поститься - об этом А.М. Тимофеева говорила в интревью, данном нашему сайту:
«Во время поста можно спокойно снять мясное уже в том возрасте, когда ребенок начинает переходить на такую пищу. Я никогда не видела, чтобы отсутствие мяса приводило, как считает официальная медицина, к малокровию, к снижению прибавки в весе. Если дети не едят в пост мясного - у них аллергия снимается! И облегчается процесс пищеварения... Если ребенку больше двух лет, и у него какие-либо аллергические проявления, то ему просто необходимо убрать не только мясо, но и молоко. Рыбку можно давать. Здесь нужно посоветоваться с духовником. Если благословит - я легко снимаю и рыбу - это только на пользу малышу. И для беременных пост тоже полезен» См. http://www.roditelinfo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6&Itemid=11

Таким образом, если вы соласны с подобной позицией, можете спокойно поститься всей семьей, невзирая на возраст ее членов - исключая грудного малыша, который будет, конечно, продолжать есть мамино молоко. Но если вы считаете, что лишаете вашего ребенка полноценного питания, да еще неизвестно ради чего - лучше, конечно, изучить вопрос более тщательно. Ведь отвечаете за вашего ребенка только вы сами.

Духовная сторона вопроса - интервью со священником

Но не кормить ребенка мясом, может быть, и молочными продуктами - это не пост. Это вегетарианская диета. Пост взрослого человека - это духовная практика, установленная церковной традицией. И здесь возникает другой вопрос - в чем тогда смысл «детского» поста, зачем вообще ребенку пост. Об этом мы спросили священника Максима Первозванского, главного редактора журнала «Наследник», отца девяти детей:

- С точки зрения Церкви - необходимо ли ребенку поститься?
- На этот счет нет задокументированного мнения Церкви. При этом существуют разные традиции.
- С какого возраста - тоже нет определенного мнения?
- Некоторые постятся с трех лет, некоторые с семи, но определенного понятия о том, как поститься ребенку и с какого возраста - тоже нет. В некоторых семьях постится вся семья, и дети постятся с момента перехода на общий стол. В пост просто нет в холодильнике ни мясного, ни молочного. При этом маленькие дети могут есть свою «специальную» молочную еду. В советское время многие священнослужители считали, что в пост ребенка должен быть только «без конфет», а все остальное - можно. Кто-то считает, что в пост ребенок должен не есть только мясо.
Есть два момента. Пост - ценность не сама по себе. Это вопрос сознательной жизни человека. Это духовная практика, а не заповедь Божия. Хотя сказано - «род сей изгоняется молитвой и постом», это помощь в борьбе со страстями.
- А для ребенка тогда в чем смысл поста?
- Здесь другой момент - педагогический. Пост приучает детей к воздержанию. При этом если в 7 - 8 лет ребенок не привык отказываться от мяса, ему будет уже очень тяжело научиться воздерживаться от каких-то продуктов. Так что самый простой способ приучить детей к посту - сделать пост частью жизни: как чистить зубы, ходить в школу.
- Как ребенку поститься в нецерковной школе?
- Если дети постятся дома, то им нужно поститься и в школе. Именно в такой ситуации пост становится сознательным выбором ребенка. Когда «домашней» привычки к посту нет - это сложно, конечно. А когда ребенок привык к посту, он уже сам хочет поститься. К тому же сейчас не советское время, в школе обычно и со стороны учителей, и со стороны других детей отношение к этому нормальное, ребята даже говорят: «О, ты постишься - круто!». Можно брать постную еду с собой. Рыбные котлеты, бутерброд с рыбой. Кстати, рыбу разрешают употреблять школьникам даже в самый строгий пост, и к тому же это отличный источник белка.
- Как постятся дети в вашей семье?
- С момента перехода на общий стол. В пост на столе у нас не бывает ничего непостного. Хотя маленькие дети едят свое молочное. Например, трехлетний малыш на ночь получает бутылку с кефиром.

Как это бывает в обычной современной семье

Теперь перейдет к вопросу «как». На самом деле действительно, дело в привычке. Я постилась с тех пор, как себя помню. Училась в обычной школе (уже не в советское время) - в пост брала с собой, например, яблоко (это в добавление к школьному завтраку, если будут давать сосиску: хлеб съедала, компот выпивала, и яблоко в довесок). На обед в школе обычно вполне постное первое, а на второе - знаю, мне повезло в жизни - наши школьные повара готовили специальную постную еду «для постящихся». И пока все ели котлеты, некотрые - и нас было не так чтобы сильно мало - с удовольствием уплетали картошку с квашеной капустой (между прочим, кладовая витаминов, которую «непостящиеся» не получали). В институте тоже в столовой Великим постом в меню ставили пометки: «постное». Вообще сейчас народ постится, так что никакого изумления этот факт не вызывает. Никто пальцем не тычет, и у виска не крутит.

Если дома на столе только постное, никакого подвига нет в том, чтобы не съесть мяса. Поди его найди. А вот в обычной школе простой обед - уже испытание силы воли. На самом деле нередко бывало, что очень хотелось эту самую сосиску съесть. И кругом все едят, едят, а у тебя внутри все сводит - нет, конечно не от голода, а от желания, почти страсти. Но если все знают, что ты «постишься», и вдруг увидят тебя с сосиской... Стыдно уже. Потом, к средней школе уже не так сложно. Кстати, это неплохой пример того, что ребенок обособляет себя от других детей, понимает, что он не должен и не может вести себя как все. Сначала - не есть сосику, хотя все едят. Потом - не курить, хотя все курят. Потом - не страдать от того, что «мне уже двенадцать, а я до сих пор ни с кем не целовалась». Ведь я со всеми, но не как все, это уже привычка - не следовать за большинством, а спрашивать себя: мне-то как лучше поступить? К тому же и одноклассники воспринимают такого «постящегося» в особом свете (даже дети в состоянии оценить подвиг добровольного отказа от колбасы), и в итоге часто «разрешают» ему быть «не как все», хотя другим обычно не спускают такой «провинности». Эта наша Маша «верующая», поэтому не пьет с нами на перемене «Кровавую Мэри», а вовсе не потому, что синий чулок. Здесь главное с самого начала считать и показывать все это как собственные убеждения, а не то, что «не повезло с родителями» - но это другой совсем разговор...

Итак, пост для детей. Это, конечно, не так просто организовать, даже если поститься вся семья. Пост может быть тяжким, скучным, непрерывным ожиданием «когда же он, наконец, закончится?! Еще целых шесть недель - да это полтора месяца!!!». А может быть так, что пост - в радость, даже детям. У нас в семье как раз это получается. Основной секрет - в том, чтобы пост... не был той самой «просто диетой». Задолго до поста мы, родители, напоминаем - скоро пост. И ни в коем случае не с тоской, и ни с тем, что побольше мяса есть, до поста наесться. Наоборот - с радостью. Дети хорошо чувствуют настроение родителей, и ловят именно его, а не морализаторские рассуждения. Перед Великим Постом на Масленицу - или в первый же день поста - мы вместе с детьми делаем «Календарь на пост». Большой лист, семь недель (на каждой строке - одна неделя). Над каждой неделей - свое название. Самые строгие недели - первая и четвертая обозначаются фиолетовым, страстная - каждый день совсем черный, «грустный» (кстати замечу, что некоторые постятся не все семь недель, а только эти «строгие» три недели). Все воскресенья делаем веселыми, желтыми или красными, и обязательно - с названием («Торжество Православия» и т.п.). И обязательно заканчиваем пасхальным днем - самый веселый, белый с красным, с яичком, или вырезанную открыточку приклеиваем. С детками постарше можно перейти к еще одному, очень важному аспекту поста - духовному. Например, выяснить, какой недостаток - один, не так важно, какой - можно попробовать исправить за этот пост. Не дразнить сестру. Или убирать за собой в комнате. Или не обманывать. Или не грубить бабушке.

В первый день Великого Поста (в русской традиции - «Чистый Понедельник») у нас день наведения порядка. Моем полы, дети тоже с тряпочками все чистят, протирают дверные ручки; сами моемся, надеваем все чистое. И потом весь дом кадим ладаном. На иконы вешаем черные, «постные» полотенца, меняем на кухне тюль - вместо праздничной, которая висела с Рождества, вешаем зеленую. То есть делаем весь дом «особенным», «постным», это настраивает на определенный лад. И вешаем на холодильник тот самый календарь. Наши дети знают, что все это будет в первый день поста, и с нетерпением ждут этого дня.

Следующий этап поста - четвертая неделя Великого поста, Крестопоклонная. Тоже «строгая». В третье воскресенье поста (вернее, под воскресенье) в храме выносят крест для поклонения, и все трижды делают земной поклон, поют «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». То же самое делаем и дома потом всю неделю. Уже необычно и интересно, правде? Но этого мало - по старинной русской традиции мы с детьми печем на этой неделе печенье в виде крестиков. Дети сами делают перекладинки и украшают крестики присыпками и ягодами. В пятое воскресенье поста, в день Иоанна Лествичника опять-таки по традиции печем из теста «лестницы». А там уже на подходе Лазарева суббота, и шестое воскресенье поста - Вербное, с вербочками, цветами... А там и страстная неделя, где почти каждый день - особый: в среду Иуда предал Христа, в четверг - день Тайной Вечери, Причастия, а вечером - 12 Евангелий, после которых надо донести до дома огонек из храма... Потом, в пятницу, день Распятия, вынос и погребение Плащаницы. Дети, конечно, бывают не на всех этих службах, но и небольшого участия достаточно для того, чтобы помнить эти дни, ждать и жить ими. А еще готовиться к пасхе - делать открытки, украшения для дома, красить яйца, деревянные и съедобные... Если знать все это - что ждеть тебя постом, если отмечать эти дни на календаре, то пост оказывается не тоскливым черно-серым никак-не-заканчивающимся однообразием, а особой жизнью, которой нет и не может быть в другое время.

А напоследок хочу сказать о том, что еще в детстве, еще в самом начале моей «постящейся» жизни я хорошо усвоила: без поста праздник совсем не тот. Мне всегда было жалко тех моих друзей, кто встречал пасху без поста. Если дни оказываются особыми, и еда становится особенной, и начинаешь всегда заново открывать для себя вкус обычной пищи. Это всегда - свежее, что ли? - ощущение жизни. Если елка будет стоять всегда наряженой - она больше не принесет в дом праздник. А еще я поняла уже сейчас, когда пощусь вместе со своими детьми: когда нельзя мясо, начинаешь открывать для себя такое многообразие растительной пищи, и котором часто напрочь забываешь в «скоромные» периоды. Оказывается, есть такое море способов приготовить овощи, каши! Но... все-таки, действительно, поститься совсем не обязательно. Не обязательно не есть молочного и мясного. Обязательно помогать тем, кто нуждается в нашей помощи, приносить мир и радость нашим близким, особенно, мужу, родителям, детям. А если не есть мяса и при этом огорчать тех, кто рядом - то пост станет просто вегетарианской (и очень полезной, конечно) диетой, и больше ничем.

Анна Сапрыкина, многодетная мама и педагог

Литература:
1. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. Составитель О.А.Платонов - М., 2000.
2. И.Шмелев. Лето Господне. - М., 2006.
3. А.М. Тимофеева. Беседы детского доктора. Издание 6-е. М., Теревинф, 2008.
4. Интервью с А. М. Тимофеевой: http://www.roditelinfo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6&Itemid=11

Фотография календаря на пост сделана Наталией Пантюх

С 28 ноября по 6 января православные соблюдают Рождественский пост. Но насколько целесообразен пост для детей? Узнаем мнение церкви и врачей.

Мнение церкви

Пост и дети – это сочетание вызывает неоднозначные мнения. Представители церкви признают, что пост для детей – это больше именно отказ от определенных блюд, а не духовный подвиг. Но приветствуется отказ от увеселительных детских мероприятий, посещения центров развлечений. Хотя служители и убеждены: ребенку нужно подчеркнуть, что это путь к Христу, а не наказание. Кроме отказа от мяса, детям придется забыть на время поста и про сладости.

Детский пост, согласно позиции церкви, может быть ослаблен. Чрезмерно строгий пост по афонскому уставу в этом случае не годится. Для малышей допустимы молочные блюда, а для тех, кто постарше, в постоянном меню остается рыба.

Мнение врачей

Педиатры оценивают пост для детей больше с позиции физиологического развития ребенка, чем духовного. Считается, что до конца подросткового возраста детское меню должно включать молочные и мясные продукты ежедневно.

Хотя есть и немного иное мнение врачей. Отдельные педиатры даже рекомендуют вводить в питание ребенка 2 вегетарианских дня в неделю, а мясо разрешают давать только 1 раз в день. Специалисты убеждены, что это снизит риск аллергии, заболеваний ЖКТ и сердечнососудистой системы у детей.

Мнение врачей о том, в каком возрасте допустимо вводить пост для детей (вне зависимости от условий), тоже разошлись. Одни считают, что это допустимо с момента включения в питание ребенка мяса. Другие озвучивают возраст 3 года или 7 лет.

Кстати, раннее приобщение детей к посту поддерживают некоторые педагоги. Они основываются на том, что легче приобщить ребенка к посту как к привычке именно в раннем возрасте.

Отсутствие четких норм не должно показаться родителям чем-то негативным. Свобода родительского выбора в том, вводить ли ребенка в пост, – это возможность оценить все факты и принять индивидуальное, лучшее для ребенка решение.

Постные овощные котлетки

Возьмите:

  • 500 г картофеля
  • 1 морковь
  • 300 г корня сельдерея
  • 1 яйцо
  • 3 стол. ложки муки
  • 3 стол. ложки паниро­вочных сухарей
  • 7 стол. ложек расти­тельного масла
  • 1 луко­вица
  • 500 г шампиньонов
  • 3 веточки укропа
  • 2 зубчика чеснока
  • молотый черный перец

Приготовление:

  1. Картофель, морковь и корень сельдерея очисти­те, крупно нарежьте и отва­рите до готовности. Затем откиньте на дуршлаг и разо­мните.
  2. В остывшее пюре до­бавьте яйцо, муку, посолите, поперчите и перемешайте. Сформуйте котлеты, обва­ляйте в сухарях и обжарь­те с обеих сторон на 5 стол. ложках масла.
  3. Для соуса лук, грибы и веточки укропа мелко на­режьте, затем обжарьте все вместе на оставшемся мас­ле. Измельчите в блендере, добавьте чеснок, про­пущенный через пресс. Посолите и поперчите по вкусу. Получившийся соус подайте к овощным котлетам.

Картофельные зразы

Конечно, диетическими картофельные зразы назвать сложно, но ведь не обязательно есть их каждый день. Кстати, картошка исключительно полезный продукт, особенно в холодное время, в ней содержится рекордное количество калия, который крайне важен для укрепления мышц, в том числе – сердечной. Необходим калий и для нормализации перистальтики кишечника, поддержания водно-солевого баланса.

Возьмите:

  • картофель – 500 г, примерно 3-4 клубня среднего размера
  • мука – 4 столовые ложки
  • яйца – 1-2 шт.
  • сода – ¼ чайной ложки
  • соль по вкусу
  • шампиньоны — 100 г
  • лук – 0,5 средней головки
  • морковка – 1 шт (маленькая)

Приготовление:

  1. Картошку почистить и сварить до готовности в подсоленной воде. Пока картошка горячая, помять ее и сделать однородное пюре. Блендер использовать не стоит, потому что он превратит пюре в клейстер.
  2. Готовим начинку. Для этого нужно очистить и нарезать мелкими кубиками лук, почистить и натереть на крупной терке морковку, все сложить в толстостенную сковороду, смазанную растительным маслом. Пассировать овощи до тех пор, пока лук начнет приобретать золотистый цвет. Шампиньоны помыть, удалить темные участки кожицы, если они есть, мелко нарезать и добавить к луку и морковке. Посолить и тушить до готовности.
  3. В остывшее картофельное пюре добавить соль, соду, яйца и муку. Аккуратно перемешать до однородного состояния. При необходимости можно добавить еще ложку муки, консистенция зависит от того, насколько сухое пюре и от количества клейковины в муке.
  4. На доску насыпьте муку, столовой ложкой наберите готовое картофельное тесто и выложите на доску, посыпанную мукой, сделайте из него лепешку, уложите в центр чайную ложку жареных грибов с луком и морковкой. Аккуратно залепите тесто так, чтобы получилась зраза. Для удобства можно обмакнуть руки в муку.
  5. Подготовленные зразы выложите на сковороду с разогретым растительным маслом и поджаривайте на небольшом огне с обеих сторон до готовности. Есть вкусно как в горячем, так и в холодном виде, в качестве гарнира прекрасно подойдет салат из капусты, соленые помидоры или огурцы.

Также предлагаем приготовить детям вкуснейший постный морковный пирог по видеорецепту: