» »

Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь. История николаевская берлюковская пустынь Мужской монастырь в авдотьино

20.12.2023



Николо-Берлюковская пустынь - мужской монастырь в Ногинском районе Подмосковья, зародился в пещерах. В давние времена здесь жили племена вятичей. Язычников пришел просвещать известный миссионер Кукша из Киево-Печерской Лавры, где монахи жили в пещерах. Первые монахи поселились в Берлюках в XIV веке. Расцвет монастыря наступил, когда 24 мая 1829 года была обретена чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», исчезнувшая в годы советской власти. Возрождение монастыря началось совсем недавно, только в 2000-х годов.


Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни

Чудесное Исцеление

Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
«Как только я переступила порог монастыря, ощутила сильнейшую благодать», - поделилась одна паломница. Монахи говорят, что по-другому и быть не может, ведь здешние места с давних времен овеяны молитвою».
Церковное предание рассказывает, что в селе Кудиново, которое находится недалеко от села Авдотьино, жила крестьянка Татьяна Кузнецова. У нее была страшная болезнь глаз. Она постоянно просила: «Господи, исцели!» И вот однажды во сне приходит к ней благообразный старец, показывает икону и говорит: «Помолись перед этим образом, Господь тебя исцелит». Утром больная рассказала родственникам, какой образ видела: «Иуда окаянный хочет Господа поцеловать. Сзади с веревками воины стоят, чтобы пречистые ручки связать». В ближайшем Николо-Берлюковском монастыре такой иконы не оказалось. Поехали по другим храмам, но ничего не нашли. Снова во сне приходит к женщине старец и спрашивает: «Что же ты молебен не служишь?». - «Так, отче, не нашли икону». Тогда старец подсказал, что искать образ надо в пекарне Николо-Берлюковского монастыря. Именно там и обнаружили потемневшую от времени икону. Изображения на ней не было видно. Решили отслужить водосвятный молебен. Дали больной попить святой воды после молебна - все струпья с ее глаз исчезли. Окропили святой водой икону, она засияла красками. И собравшиеся увидели, что икона точно такая, как рассказывала крестьянка.


Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Летописец описывает, как Татьяна Ивановна падала то в ноги монахам, то лобзала икону и все показывала на глаза: «Вижу, вижу… Глаза у меня открылись». Слух об этом чудесном исцелении прошел по окрестным деревням. В монастырь хлынули паломники.
Чудотворную икону поместили в храме Пресвятой Троицы. Через несколько лет он уже не мог вместить всех паломников. И тогда специально для этой иконы был построен большой храм Христа Спасителя (строительство шло с 1835 по 1842 годы). От иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудой» было много исцелений.
Тем не менее, нередко верующие говорили с сожалением: «Вот прославилась такая икона. К ней прикладываешься, а там Иуда окаянный стоит».

Монахи объясняли, что этот чудотворный образ - напоминание людям о том, что жить надо по Христовым заповедям, не предавать Господа даже в мелочах.


Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
После революции 1917 года наступили большие испытания для Русской Православной Церкви. Некоторые священнослужители считают, что явленная икона предзнаменовала эти страшные события. Как Иуда предал Христа, так и народ православный предал свою веру, царя и Отечество.
После революции Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, монахов сослали в лагеря. А чудотворная икона исчезла. О ее судьбе до сих пор ничего не известно. До нас дошли только списки.

До революции в монастыре была иконная мастерская. Там было сделано множество копий с чудотворной иконы. Паломники покупали в церковной лавке этот образ и увозили с собой. Когда несколько лет назад обитель начала возрождаться, паломники привезли несколько таких списков в монастырь. Одна из этих икон находится в алтаре берлюковского Храма Христа Спасителя, который сейчас восстанавливается.

По старым фотографиям и оттискам уже в наше время написана новая икона на этот библейский сюжет «Лобзание Иуды предателя».

Аллея Романовых


Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
Кроме того, в обители собрано огромное количество материала о царской семье. Здесь издаются книги о Романовых, собраны 3 тысячи фотографий.
А 1 марта 2013 года на единственной «Романовской Аллее Славы», заложенной на территории Николо-Берлюковского монастыря, состоялось торжественное открытие и освящение памятника Государю императору Всероссийскому Александру II Освободителю. Также на Аллее установлены памятники царям Александру I, Александру III и Николаю II.

Самая высокая колокольня Подмосковья

Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
В 2003 году, с приходом настоятеля отца Евмения (Лагутина) началось возрождение монастырского комплекса. Совсем недавно здесь размещалась психбольница. Теперь территорию древней обители разделяет длинный забор. Одна часть принадлежит Церкви, другая - больнице.
Сейчас на территории монастыря восстанавливается колокольня, которая была возвращена Церкви в аварийном состоянии. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области - она достигает 90 метров, то есть даже выше колокольни

В сорока двух километрах к северо-востоку от Москвы, на берегу реки Вори расположен Николо-Берлюковский переживший вместе с большинством святых обителей России и периоды расцвета, и годы запустения. На его судьбе со всей наглядностью отразились и гнев, и милость власть предержащих. И сегодня, когда народ очнулся после десятилетий атеистического безумия, он вновь необходим людям как хранитель их исконных духовных ценностей.

Первые иноки на реке Воре

Среди историков бытует мнение, что Николо-Берлюковский монастырь берёт своё начало от пещер, выкопанных здесь первыми иноками, пришедшими сюда в XII-XIII вв. Несмотря на то что в русских землях пещерножительство, ввиду климатических условий, было уделом лишь сравнительно небольшого круга наиболее ярых аскетов, примеры этого монашеского подвига можно встретить на протяжении всей нашей истории.

Установлено, что в давние, ещё дохристианские времена на берегу находилось языческое капище, и первые насельники монастыря, обосновавшись в этих местах, воздвигли на месте поверженных ими истуканов два храма - во имя святого Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца Мирликийского. В связи с этим невольно приходит на память история основания Киево-Печерской Лавры, где первые постройки были возведены на месте сброшенных в днепровские воды идолов.

Иеромонах-погорелец

Место, выбранное находилось невдалеке от деревни Берлино (в последующие годы Авдотьино), поэтому основанная ими обитель поначалу именовалась Свято-Никольской Берлинской пустынью. Её история получает активное развитие после появления в этих краях иеромонаха Варлаама, пришедшего сюда в начале XVII века, когда русская земля была охвачена пожаром Смутного времени. Прежде он был насельником Стромынского Успенского монастыря, находившегося вблизи посёлка Фряново, но разорённого поляками и сожжённого ими в 1603 году.

Любопытно отметить, что именно после его появления в исторических документах той эпохи обитель начинает именоваться как Николо-Берлюковский мужской монастырь. О происхождении этого названия у исследователей нет определённого мнения. Народная же молва связывает его с именем некоего, промышлявшего в этих краях и затем раскаявшегося разбойника по кличке Берлюк, что означает «волк», или просто «зверь».

Имеет ли эта легенда под собой реальные основания - неизвестно, тем более что приписывать основание монастырей бывшим покаявшимся злодеям вошло в народную традицию. Примером тому может служить знаменитая также якобы основанная разбойником Оптой.

Начало монашеского общинножития

О том, как начинал своё монашеское служение на берегах Вори отец Варлаам, сохранились лишь отрывочные сведения, которые донесли до нас документы той эпохи. Однако известно, что вскоре после того, как подвижник ископал себе земляную келью и, поселившись в ней, предался посту и молитве, к нему стали приходить другие иноки из разорённых монастырей, а вместе с ними и миряне, желавшие посвятить жизнь служению Богу. Постепенно число насельников пустыни стало увеличиваться.

Известно также, что однажды к отцу Варлааму явились две почтенные старицы - игуменья Евдокия, возглавлявшая находившейся невдалеке Успенский Предтеченский монастырь, и её казначея Иулиания. Они принесли в дар обители древнюю икону святителя Николая Чудотворца.

Для этого святого образа старец Варлаам и братия поставили деревянную часовню, срубленную из стволов раскинувшегося вокруг соснового леса. О появлении святыни вскоре узнали жители окрестных деревень и начали во множестве приходить в Николо-Берлюковский монастырь. Очень скоро по молитвам перед образом начали совершаться чудеса, и многие страждущие получили исцеление.

Первая каменная постройка монастыря

По мере увеличения числа паломников, желавших поклониться чудотворной иконе и внять наставлениям старца Варлаама, пополнялась и скудная до той поры монастырская казна. Прошло несколько лет, и на пожертвования богомольцев и вклады посетивших обитель бояр на месте прежней часовни был воздвигнут каменный храм, освящённый во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1710 году, поскольку монастырь (Николо-Берлюковский) ещё не имел официального статуса по решению епархиального руководства, храм получил статус подворья московского Чудова монастыря, и для служения в нём, а также общего обустройства из столицы прибыли несколько монахов во главе с настоятелем Похомием. Это был существенный шаг на пути признания обители Московским Патриархатом.

Патриаршее повеление об учреждении новой обители вышло семью годами позже, и, получив официальный статус, пустынь была изъята из ведения Чудова монастыря. История сохранила имя первого им был иеромонах Диодор, отдавший служению Богу в стенах вверенной ему обители двадцать лет.

Игумен-диссидент

В 1731 году его сменил иеромонах Иосия, пользовавшийся большим авторитетом у царевен Марии и Феодосии - родных сестёр почившего к тому времени государя Петра I. Судьба этого верного сына Русской православной церкви сложилась трагически. Он имел смелость открыто выступать против политики правившей в те годы императрицы Анны Иоанновны.

Как известно, десятилетие её царствования было характерно засилием иностранцев во всех государственных структурах и общей прозападной ориентацией политики. Будучи патриотом России, отец Иосия не побоялся публично обличать и саму императрицу, попиравшую национальные интересы, и её коррумпированное чиновничество. За своё диссидентство он был сослан на вечное поселение на Камчатку, где вскоре и умер, не выдержав её сурового климата.

Крамольный монастырь

В опалу попали и многие монахи, согласно поступившим в Тайную канцелярию доносам, «благосклонно внимавшие» своему игумену. Правда, в отношении братии приговор не был столь суров, и власти ограничились лишь их высылкой в другие обители. Однако с тех пор сам монастырь (Николо-Берлюковский) стал постепенно приходить в упадок. В России светская власть всегда имела приоритет над церковной, естественно, что обитель, запятнавшая себя политической крамолой, не могла рассчитывать на поддержку Святейшего Синода.

Первое упразднение обители

Положение обители не изменилось к лучшему и в последующие царствования. Более того, в 1770 году, при Екатерине II, проводившей, как известно, политику секуляризации, то есть отъёма церковных земель, монастырь Николо-Берлюковский и вовсе был упразднён, а находившийся на его территории Никольский храм получил статус приходской церкви.

Лишь по истечении девяти лет, благодаря многочисленным обращениям местных жителей и представителей духовенства, указом Московской Духовной Консистории монастырь (Николо-Берлюковский) вновь обрёл свои права. Однако прежнее вольнодумство его братии не прошло даром - обитель получила статус заштатной пустыни, то есть лишалась со стороны церковных властей всякой материальной поддержки и должна была существовать исключительно за счёт собственных ресурсов. В тот год таких заштатных монастырей в Московской епархии насчитывалось восемь.

Под покровительством митрополита Платона

Настоятелем возрождённой обители был назначен иеромонах Иоасаф - человек не только глубоко религиозный, но и обладавший незаурядной хозяйственной и деловой хваткой. Он сумел заслужить доверие у выдающегося церковного деятеля того времени митрополита Платона (Левшина), пользовавшегося большим влиянием при дворе, и, благодаря его поддержке, получить благословение и, что немаловажно, средства на строительство нового храма в честь Святой Троицы. Когда строительство было завершено, митрополит Платон лично освятил его, и от себя сделал значительный вклад богослужебными книгами и различной утварью.

Век активного строительства монастыря

После кончины игумена Иоасафа, в 1794 году, монастырь продолжал расширяться. В течение всего XIX века на его территории воздвигались различные постройки как богослужебного, так и хозяйственного назначения. В 1835 году состоялась закладка храма Христа Спасителя, ставшего впоследствии архитектурным центром монастырского комплекса.

Кроме того, наиболее заметными сооружениями являются: построенная в 1840 году надвратная каменная церковь в честь Василия Великого, а также воздвигнутая в 1851 году колокольня, на которую был поднят колокол весом более тысячи пудов. Кроме того, двумя годами позже братия совершила торжественное освящение новой каменной церкви, выстроенной на пожертвования купца Ф. Ф. Набилкина.

Уникальная монастырская колокольня

Конец XIX века ознаменовался постройкой наиболее грандиозного сооружения, которым на всю Россию прославилась Николо-Берлюковская пустынь. Монастырь сумел изыскать средства и возможности на возведение одной из Это сооружение, построенное по проекту московского зодчего Александра Степановича Каминского, уникально и как архитектурный памятник, и как смелый инженерный проект.

Её высота равна восьмидесяти восьми метрам, и сверху она была увенчана крестом, отлитым мастером Шуваловым из красной меди и весившим более шестисот килограмм. Всё строительство осуществлялось на добровольные пожертвования столичных купцов Самойлова и братьев Ляпиных.

Второе упразднение монастыря

В 1920 году антирелигиозная кампания, предпринятая новыми властями, докатилась и до Авдотьино. Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, большинство его строений стали использоваться для различных хозяйственных нужд, а главный храм превращён в приходской. Через год, усиливая атеистическую деятельность, власти запретили крестные ходы, а в 1922 году произвели изъятие ценностей.

Реквизировали всю серебряную утварь, включая сосуды, оклады икон и богослужебных книг, а также наперсные и напрестольные кресты. Последний раз Божественная литургия в храме была совершена в феврале 1930 года. Весь дальнейший период, вплоть до начала девяностых годов, постройки монастыря использовались в сугубо хозяйственных целях.

Возрождение монастыря

Началом возрождения обители следует считать осень 1992 года, когда при храме Христа Спасителя была создана и зарегистрирована религиозная община. Однако восстановительные работы в нём заняли значительное время, и первая литургия была отслужена лишь в 2004 году. Это событие стало началом нового исторического периода, в который вступил Николо Берлюковский монастырь. Расписание богослужений, появившееся на его дверях после многолетнего перерыва, стало первой ласточкой наступающего духовного обновления. Тогда же храм, колокольня и часть территории монастыря были официально переданы вновь образованной общине.

Важным этапом возрождения обители стало решение Священного синода, принятое им на январском заседании 2006 года. Согласно его постановлению, храм, действовавший прежде как приходской, вновь преобразовывался в Николо-Берлюковский монастырь. Фото обители, возвращённой верующим после шестидесяти лет поруганий, представлены в статье. Они говорят сами за себя.

Работы, начатые в монастыре

Впереди предстоит ещё длительная работа по восстановлению всего, что было так безжалостно уничтожено, и она уже началась. В скором времени после придания монастырю официального статуса на вершину колокольни была поднята пятнадцатиметровая главка, увенчанная позолоченным крестом. Вновь над обителью воссиял символ искупительной Христовой жертвы.

В 2011 году братия монастыря приступила к реализации уникального проекта - созданию «Романовской Аллеи Славы». По замыслу авторов, на ней должны быть установлены памятники представителям династии, правившей в России на протяжении трёхсот лет. Сегодня в этом мемориале, создаваемом как дань памяти Романовых, воздвигнуты первые четыре монумента.

В полном объёме восстановлены и церковные службы, привлекавшие в прежние годы тысячи паломников в Николо-Берлюковский монастырь. Расписание богослужений храма Христа Спасителя в целом соответствуют графику, установленному для большинства храмов. В будние дни полуночница, утреня и часы начинаются в 6:00, Божественная литургия - в 8:00, вечерня - в 17:30. В праздничные дни расписание может меняться, но об этом можно узнать на монастырском интернет-сайте.

Николо-Берлюковский монастырь - как доехать до него?

Несмотря на то что строителям и реставраторам обители ещё предстоит большая работа, уже можно видеть значительное число паломников, приезжающих сюда не только из Москвы и близлежащих городов, но и со всех концов страны. Сообщаем для тех, кто желает посетить Николо-Берлюковский монастырь, адрес: Московская область, Ногинский район, д. Авдотьино. Добраться до него можно автобусом № 321 от станции метро «Щелковская» до остановки д. Авдотьино. Другой вариант: электропоездом с Ярославского вокзала до станции Чкаловская, а далее тем же автобусом № 321.

Katerina ★★★★★

(30-05-2016)

Святое место! Благодатное!
Мы побывали здесь 29 мая и были так счастливы. Матушка Херувима, монахиня, рассказала трогательную историю монастыря и его возрождения. Трапезная -чудесная! Вкусные пироги, картошка обалденная, иван чай очень вкусный. Я накупила всего себе.
Трапезная находится за аллей славы, где государям дома Романова стоят памятники.
Нижний подземный храм впечатлил, сыро, холодно....и молитвенно.
Очень понравился игумен монастыря Евмений. Открытый батюшка, очень тактичный, я его встретила по пути из трапезной. Благодать!
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Хочу вернуться еще раз в этот монастырь.

елена ★★★★★

(19-03-2016)

В этом монастыре такой батюшка, что года 2-3 и вся территория превратится в райские кущи. Дай бог здоровья!

23 ноября 2015,освятили Колокольню! Стоит,красавица! Выселили больницу, окончательно.Сразу стало просторно, но, работы, видимо, еще больше-площадь монастыря увеличилась!Аллея Царей, увеличилась на Павла. В Соборе Христа Спасителя,уже тоже приятно посмотреть(правда,в иконостасе только центральная часть), особенно на оформление Иконы Лобзание Иисуса Христа Иудой. Ну, и в храме Архангела Михаила в подклете, уютнее всего.Стоит посмотреть на перемены!За перемену к лучшему-5!

Игорь ★★★★★

(4-12-2014)

Первый раз попал в монастырь в 2008 году. Теперь стараюсь каждое воскресение приезжать на литургию. Раньше работал только нижний храм. Удивительное место. Побывав в нем не хочется уходить.

Avtodor ★★★★★

(2-07-2014)

Сам недавно узнал про этот монастырь, заехали. Колокольня по состоянию на июль 2014 года вся в лесах, идет активно реставрация. По окончании реставрации будет очень красиво. Храм Христа Спасителя без лесов, был открыт нижний храм. Территория достаточно ухоженная, есть маленькая трапезная с чаем и пирожками. Не самый известный монастырь Подмосковья, но заехать однозначно стоит.

Монастырь активно реставрируется. В храме ведутся службы, много прихожан. При входе на территорию монастыря и до храма аллея славы дома Романовых – бюсты представителей династии, с пояснительными табличками. Колокола по прежнему не земле. Колокольню даже не начинали реставрировать.Поражает своей высотой. Со слов местных жителей, не могут решить территориальный спор – часть зданий монастыря до сих пор занимает психиатрическая лечебница.

Место очень приятное, тихое, спокойное, величественное. Дорога хорошая, природа вокруг - просто обалдеть, особенно сейчас, осенью. Жаль только что сам монастырь восстанавливается, причем как видно, весьма неспешно. Храм, например, реставрируют с 2004-го года (судя по надписи на нем) и он до сих пор в лесах. Большая часть территории вокруг храма занята какими-то стройматериалами. От этого возникает ощущение, будто пришел к другу на дачу у которого ремонт. Зато можно полюбоваться на красивые колокола, которые пока стоят прямо во дворе. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

И, самое главное, прогуляйтесь по противоположному берегу реки Вори, там замечательный лес и открывается лучший вид на монастырь.

★★★★★

(13-09-2012)

Монастырь восстанавливается, недалеко в лесу находится святой источник. Красивая природа. Немного удручает то обстоятельство, что до сих пор по соседству с монастырем ещё с советских времен находится психиатрическая больница...

Evgesha83 ★★★★★

(23-08-2011)

Да, действительно красивые места. Высота колокольни (105 метров) поражает.
За монастырем находится кладбище, а на кладбище стоит часовинка. Около часовинки отрыли два входа в подземный "лабиринт". Когда спускаешься дух завораживает. Кирпичные стены и мраморные полы. Для похода в "подземелье" запоситесь рациями и фонарями, а так же не мешало бы взять с собой баллоны с кислородом, пройдя под землей под кладбищем метров сто дышать уже тяжело.
Если кто зайнтересуется могу выслать фото и подробное...продолжение src="/jpg/plus.gif">

описание с схемой.

Валерий ★★★★★

(6-07-2011)

Часто бываем в этом храме. Впечатляет отношение служителей храма к прихожанам. Очень доброе, приветливое и, на фоне московских церквей,человеколюбивое. Освещал свой автомобиль. На вопрос: сколько стоит эта услуга? получил ответ - сколько дадите. А в Московских церквях озвучивали по 5-15000 р. Дал сколько мог. Получил благодарность и теперь стараюсь всегда, когда там бываю, жертвовать по мере возможности и делаю это с радостью.

Самым впечатляющим для меня оказалась даже ещё не восстановленная колокольня. Красива! В остальном сейчас монастырь-это стройка. Восстанавливается церковь, закладывается фундамент для какой-то новой постройки. У братского корпуса, едва заметно к стене прислонён старый иконостас. С ходу сразу и не приметишь.

Татьяна ★★★★☆

(11-04-2011)

Снова побывали в монастыре 09.04.11г. Действительно, реставрация идет очень медленно. Монастырю пока отданы только одна церковь и мощная колокольня. Церковь пока отремонтирована только снаружи, службы ведутся в подвале.

Огромный по площади монастырь, находится в состоянии постоянной реставрации. Колокольня видна издалека, и когда на ней поставили крест, это было очень заметно. Постоянно проезжаю мимо. В Воскресенском тоже был много раз, и гулял по территории церкви.

Наблюдаю реставрацию в монастыре много лет, т.к. часто проезжаю мимо. Она идет очень медленно. Впервые с экскурсией посетил это место. Архитектура любопытная, положительные сдвиги тоже есть. Почти отреставрирован главный храм, в его подвале создан с нуля теплый храм с кирпичными сводами, очень интересный с т.з. технических и архитектурных решений. На колокольне несколько лет назад установлен крест, однако работы по ее реставрации почти не сдвинулись с места.

Юлия Альбертовна ★★★★★

(6-09-2010)

Да действительно красиво!бываем очень часто!там при монастыре есть трапезная,очень вкусный квас и мед,а еще там можно купить молоко (коровье,козье),сметану.В источнике вода прсто класс!!!всем советую,(лечит ноги)

Наталья ★★★★★

(17-04-2008)

Любим бывать в этом монастыре проездом. Сильное впечатление оставляет внезапно открывающийся вид на монастырские стены и (конечно) колокольню, если ехать со стороны шоссе.
Возможно, когда всё восстановят, тоже будет красиво, но, по-моему сейчас особую прелесть монастырскому комплексу придаёт именно его "невосстановленно-кирпичное" состояние, травка и молодые деревца, растущие на колокольне. Характерно: на стене рядом с колокольней висит табличка "Осторожно, падают кирпичи".
Кстати, об источнике...

3 14 1468

Таких ураганов Москва не видела уже сто лет. И помимо с виду забавных (особенно если наблюдать их с монитора) летающих остановок и деревьев - есть и то, от чего мороз по коже.

Погибли люди.

Много людей.

Самых обычных москвичей и жителей Подмосковья, которые шли по своим делам. Наших друзей и соседей - нас самих. Просто почему-то на нашем месте оказались они, случайно.

Упокой Господи их души.

И все мы прекрасно понимаем - виноваты не дорожники, которые плохо закрепили дорожные знаки и светофоры (хотя, конечно, виноваты) и не чиновники, которые не проконтролировали (хотя и эти тоже), и даже не МЧС, которое не оповестило о шторме (впрочем, и оно виновато), и не родственники и коллеги, которые могли бы удержать, помочь, защитить, и даже не сами погибшие.

При этом многие верующие кивают на небо. Оно виновато. И даже неверующие язвят.

Где Он был, когда ураган губил людей?

Или Сам направил этот жестокий ветер?

А другие, которые поехиднее, замечают: а этот самый Бог и своих православных даже не пощадил - с купола церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Королёве упал крест.

Как же это понимать? Особенно тем, кто не понимает?

Ну варианты многим приходят в голову однозначные: жестокий Бог карает и своих и чужих, даже тех, кто и отношения к нему не имеет - неверующих то есть. И как от Него спастись? Отречься как-то поосновательней, с юмором и богохульствами, авось не тронет?

А может, наоборот, - так православные своими грехами тут напачкали, что Богу приходится их вразумлять, да так по-отечески жестко, что страдают и свои дети и соседские.

Попробую ответить я, с неофитским пылом уверовавшего грешника, который крестил своего сына именно в этом храме в Королеве.

Где Он был? На кресте. Наш Господь - это не Бог карающий и жестокий, а Бог страдальцев, грешников и плачущих. Он Сам плакал, и страдал.

Наслал ли Господь ураган? Люди давно съехали от Бога (если точнее, их об этом настойчиво попросили) и живут в своей квартире - огромном мире. И управдом этого мира - Князь мира сего (если говорить мистически) - совсем не Бог.

Да, Господь «попускает», то есть дозволяет совершаться катастрофам и даже войнам - но кто их устраивает? Разве отец виноват, когда давно перебравшиеся из родительского дома дети разнесли всю квартиру? Должен ли он был каждый день и час проверять, выключают ли они у себя газ и закрывают воду? Нет. «Вы молодые - люди свободные, живите как считаете нужным, а мы если что - поможем», - вот как говорят мудрые уважаемые отцы.

Виноваты ли православные в своих грехах - да так, что из-за них погибли невинные? Да, виноваты. Я лично виноват. Так мерзко, гадко, не по-христиански мы живем, что странно, что крест этот не слетел с купола и нас не пригвоздил к земле, как жуков. И не залил сверху яростным огнем Своего гнева. Вместо нас пострадали невинные. Простите нас - и примите наши молитвы и скромные пожертвования.

Что такое ураган? Движение ли дланей Бога? Или наоборот? Христос сражается с вечным Врагом, которого называет князь мира сего (Ин. 12, 31) «князь власти воздушной» (Еф. 2, 2; церковно-слав. перевод). Апостол Павел говорит: «Наша брань не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). Мир по-гречески звучит как «космос».

А почему все-таки крест сорвался? Да потому что испокон веков крест на колокольне был самым высоким местом. Туда били молнии, и на них обрушивался шторм - черные, совсем не Божеские энергии.

Как сторожевая башня, блокпост - этот крест и храм приняли на себя первый удар. В церквах, помните, закрывалась последняя горстка уцелевших при набегах кочевников - и часто церкви становились им последним домом.

Может, крест этот упал, защитив нас, как защищает крест на шее от вражеской пули?

Упал - но не сорвался.

Упал, чтобы подняться.

И мы поднимемся.

Если не сорвемся.