» »

Бог не только милосерден но и правосуден. О грехе, страстях и борьбе с ними. Православный цитатник. Собрание кратких изречений и добрых советов святых отцов и учителей ЦерквиСоставитель Владимир Зоберн

20.12.2023
(4 голоса : 5.0 из 5 )
  • Энциклопедия изречений
  • митр. Макарий

«Правда Божия составляет такое свойство в Боге, по которому Он, любя Сам верность нравственному закону, желает, чтобы разумные творения также исполняли закон, а потому предписывает им закон и за исполнение его награждает, а за неисполнение наказывает. Таким образом правда Божия является в двух действиях и называется то правдою законодательною, то правдою мздовоздаятельную».
архиепископ

Многие обольщают себя ложною надеждою на милосердие Божие. Иной грешит и не кается и только говорит одно: «Бог милостив, Бог милостив!» Что сказать таковому? Да, скажем, что Бог-то, подлинно, милостив, но Он вместе и правосуден, и воздает каждому по делам его.
Святый учит: «Благ ли есть Бог? – спрашивает он, и отвечает, – да, благ, но и правосуден. Праведного Он награждает по заслугам его, а уклоняющихся в развращение поставит Господь с делающими беззаконие. Милостив ли Бог? Да, милостив; но вместе Он есть Праведный Судия, как и сказано: любит Господь милостыню и суд … Так, милость у Него соединена с правосудием. Так, бывает иногда и хорошая погода, а бывают иногда и гром, и молния. Иногда сияет солнце, а иногда и тьма землю покрывает. Господь посылает и дождь, а иногда дождит на землю и огонь. Одно по благости, а другое по правосудию. Потому убоимся и правосудия Божия, чтобы не услыхать нам грозный глас: или о богатстве благости Его и человеколюбия нерадиши не ведый, яко благость Божья на покаяние тя ведет ? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собиравши себе гнев в день гнева и праведного суда Божия. И неужели же можно спастись не исполняющим заповедей Господних? И неужели же можно остаться без наказания тому, кто презирает повеленное?.. Нет, на суде Божием станет против нас и само слово Божие и скажет: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя .
Итак, правда, что Господь милостив; но, как видите, Он вместе с тем и правосуден и воздает каждому по делам его. И потому пусть грешники и не обольщают себя безнаказанности и тщетною надеждою на милосердие Божие. Бог милостив только к кающимся и заботящимся о своем исправлении. А не кающихся и бесстрашных гнев Его ожидает. И на суде Его они услышат:отыдите от Мене, все делающие беззаконие! Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный дьяволу и аггелом его . Аминь. («Пролог в поучениях»).

137. Слово
по освящении храма Святыя Мученицы Татианы,
при Московском Университете.

(Говорено сентября 12; напечатано отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.)

И так вот дом молитвы под одним кровом с домом любомудрия. Святилище таин приглашено в жилище знаний, и вступило сюда, и здесь основалось и утвердилось своими тайнодейственными способами. Видно, что Религия и Наука хотят жить вместе, и совокупно действовать к облагорожению человечества. Снисходительно, со стороны Религии: возблагодарим ея снисхождению. Благоразумно, со стороны Науки: похвалим ея благоразумие.

Не скажу: высочайший Мудрец, ибо сие наименование было бы еще низко для Того, о Ком теперь думаю; – Тот, Который есть Само-премудрость, и единственный источник всякой мудрости, в Котором вся сокровища премудрости и разума со кровена, Который, открывая Свои сокровища, дает премудрость, и от лица Котораго исходит познание и разум, – Он пришел сюда ныне, и притом не только как посещающий Гость, но и как водворяющийся Обитатель; и открывает здесь Свое училище, какого никто, кроме Его, ни до Него, ни после Его, не мог образовать; – училище, всегда довольно высокое для самых возвышенных умов и душ, и вместе довольно простое для самых простых и смиренных земли; – училище, которое не ласкает надеждою степени учительской, а хочет сделать все народы, не более, как учениками, но которое, будучи так не приманчиво, при первоначальном образовании своем, привлекло и переучило по своему древле ученый мир; – училище, в котором, без нарушения справедливаго уважения и любви к известным наукам, можно заметить преимущественно достойные неповерхностнаго любопытства предметы учения. Слово жизни, – философия не по стихиям мира, художественными опытами убиваемым и раздробляемым на мелочи, и, по естественной соразмерности последствия с причиною, дающим не очень живыя и не очень огромныя познания, но по живым и животворным началам премудрости Божией, в тайне сокровенной, юже уготова Бог прежде век в славу нашу, – созерцание Верховной Единицы в единосущной Троице, и Троицы в Единице, как истиннаго корня всего числимаго, как безмернаго основания всего измеряемаго, – познание земли и неба, не то могильное познание земли, которое по глыбам и слоям сходит в глубину ея, как в могилу, и остатками разрушения хочет истолковать жизнь погребенную и оставшуюся, без надежды воскресить погребенную, и сохранить оставшуюся, не то стеклянное познание неба, которое посредством дальнозрительных стекол следит пути звезд, не пролагая зрителю пути в небо, но познание земли и неба, в начале добрых зело, потом земли проклятой в делах человека, и неба сделавшагося нечистым (Иов. XV. 15), далее, земли, которая с сущими на ней делами сгорит, и неба, которое прейдет, наконец новаго неба и земли новой, в которых правда живет, и в которыя можем переселиться и мы, если правдою жить будем, – законодательство, не какое нибудь древнее Греческое и Римское, которому время дало важность, и котораго время показало слабость, потому что Государства, которыя хотело благоустроить и упрочить сие законодательство, давно исчезли, но законодательство, которым Царь неба и земли благоустрояет Свое царство всех веков и Свое владычество во всяком роде и роде, и, что особенно важно для каждаго из нас, законодательство, которым Он хочет устроить Свое царство внутрь нас, если мы решительно и деятельно возжелаем сделаться сынами Его царствия, – врачебная наука душ, преподающая средства не только исцеления от болезней душевных, но и воскресения от смерти духовной, показывающая способы не только сохранять от разрушительных нравственных недугов жизнь, какую имеем, но и обретать новую, лучшую, открывающая не мечтательное, а подлинное, всеисцеляющее врачевство, Плоть и Кровь Богочеловека, и единственное начало высшей жизни, Благодать Святаго Духа: – не занимательны ли должны быть сии учебные предметы? Не достоин ли ревностнаго слушания и последования Единственный Учитель, Который преподал и преподает их в Своем вселенском училище? И что же препятствует слушать Его и поучаться от Него? Напротив, как близко и как удобно! Приступите к Нему, и просветитеся .

Cии призывныя к просвещению и к Просветителю слова принадлежат очень древнему и безспорно высокому служителю просвещения, Царю и Пророку Давиду. Повторим их несколько в большей полноте: взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя; приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Чтобы лучше выразуметь сиe, надобно вспомнить, что древние почитали невозможным видеть Бога, и что сам Бог некоторым образом утверждал их в сей мысли, когда рек Моисею: не возможеши видети лица Moего; не бо узрит человек лице Мое, и жив будет (Исх. XXXIII. 20). Итак державный певец псалмов не чрезмерное ли, не противное ли верованию своих времен предлагает, когда предлагает приступить ко Господу, и от Него непосредственно просвещаться? Чтобы не обременить Пророка виною погрешности в Богопознании, несообразной с просвещением Пророка, мы по необходимости должны взять в соображение другой вид Богопознания, также представляющийся у древних Евреев. Внимательное изследование священных книг Еврейских показывает, что Бог являлся в образе существа сотвореннаго, Ангела, человека, но с Божиим именем, с Божеским действием. Чем неожиданнее встречается сей человекообразный вид Богопознания под владычеством главной мысли о Боге невидимом, неприступном, непостижимом: тем легче узнать в нем особенное устроение провидения, именно, раннее к человечеству снисхождение Сына Божия, предварительно являющагося в очертании Своего будущаго воплощения, подобно как солнце, прежде восхождения своего, является в утренней заре, а иногда и в воздушном отражении круга своего. Теперь становится понятным, как Давид невидимаго и неприступнаго Бога представляет видимым, безопасно доступным и просвещающим приближающихся к Нему; а с сим вместе определительно дознается и то, что Пророк приглашает приступить для просвещения нашего к тому точно Господу, котораго мы называем Господом нашим Иисусом Христом. И так Христос есть Свет и древняго мира, также как новаго! И отдаленный древний мир указует не на иной свет, как на сияющий нам так близко во Христе! Куда же и теперь приглашать любителей просвещения, как не к сему Свету? Приступите к Нему, и просветитеся.

Если вникнуть в союз сих пригласительных слов у Пророка с предыдущими и последующими: то можно усмотреть, что с призыванием к Господу Просвещающему он желает соединить убеждение к принятию сего призывания. Когда он говорит: взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя : он указывает чрез сие на свой личный опыт, сперва несчастный, потом счастливый. От всех скорбей моих : видно, скорби его были многочисленны, тяжки; видно на обыкновенных стезях мирской жизни не встречал он ни облегчения, ни помощи, ни утешения. Взысках Господа : – видно, и помощь от Бога не легко получил он, или потому, что, не искусясь трудным опытом, не был довольно просвещен, или потому, что слишком глубокий мрак скорби скрывал от него путь Божий: ибо не говорит, что прибегнул к Господу прямо, приступил близко, но говорит, что взыскал Господа ; ищут же не того, что видят, или к чему путь верно знают. Что же однако наконец принесло искание Господа? – Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя . Как блуждающий в темноте, или в лесу, или в дебрях, голосом ищет избавителя, котораго не может видеть, и состраждущий, услышав, ответствует ему, приближается к нему, и прекра щает его затруднение: так Давид взыскал Господа гласом скорби и молитвы, и Господь, услышав, ответствовал ему гласом благодати, приближился к нему, и прекратил все его скорби . Теперь Давид, из несчастнаго счастливый, хочет делиться своим счастием; благодарный к Избавителю, хочет споспешествовать избавлению бедствующих человеков: и потому, в след за указанием на свой счастливый опыт, произносит воззвание, побуждающее не только искать Господа, как сокровеннаго, но и приступать к Нему, как уже обретенному: приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся . Такое последование изречений дает нам право разуметь сие последнее так, что Пророк обещает от Господа не только просвещение ума, светом истины Христовой, но и просвещение сердца, светом Духа Утешителя, в преизобилующем утешении котораго всякая скорбь земная исчезает, как капля горечи в чаше сладости.

Найдя, что Пророк призывает к просвещению от Господа, яко к средству против скорбей, не подумаем впрочем, будто его призывание в сем смысле относится только к некоторым людям, в некоторых обстоятельствах. Нет. Он взывает: приступите, – просветитеся , – а не называет никого, к кому бы обращал сие воззвание, без сомнения, в том знаменовании, что взывает ко всем, которые имеют уши слышати. Спросим себя: без скорбей ли прожили мы доныне, и надеемся ли прожить без скорбей? Не думаю, чтобы кто так решительно похвалился прошедшим, или поручился за будущее. Спрошу особенно: кто из нас ненарушимо обладает блаженством, о котором говорит древний благочестивый мудрец: блажен муж, иже не поползнеся устнами своими, и неуязвися печалию греха (Сир. XIV. 1)? Если паче чаяния захотел бы кто сказать, что он сохранил и сохраняет сие блаженство: таковому предварительно заграждает уста безпрекословный обличитель, избранный по чистоте, ученик Христов Иоанн: аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас (1 Иoaн. I. 8). Но если мы не так прельщены сами собою, не так чужды истины, чтобы не признавать в себе греха, и следственно подвержены печали греха: то спрашиваю всех имеющих, или когда-либо имевших притязание на про свещение и мудрость: где та мудрость, которая бы научила меня утешиться в печали греха? Где то просвещение, которое осветило бы мне путь избавления от скорбей жизни; и наипаче от скорбей совести? Где та наука, которая бы удовлетворительно разрешала, ни для кого из нас не посторонний, вопрос о возможном облаженствовании человека, и особенно человека согрешившаго и повиннаго пред Богом: ибо хотя издревле не мало любомудрствовали о блаженстве человеческом по разуму, но мало имели успеха, частию потому, что не понимали главной трудности вопроса, происходящей от мысли о грехе и о виновности пред Богом, частию потому, что суетились, как бы облаженствовать временную жизнь человека безсмертнаго, то есть, хотели подсластить каплю, не заботясь, сладко или горько будет море, которое после нея пить надобно? Где человек, который бы просветил меня так, чтоб лице мое не постыдилось пред Богом и пред собственным сердцем, зазирающим согрешающему? Изыскатели сил, движущих небо и держащих оное в порядке и равновесии! не найдете ли вы мне силы, которая бы исправляла мое уклонение от истиннаго пути неба, которая бы достаточно противодействовала моему вольному и невольному тяготению к аду? Ведцы прав Божеских и человеческих, естественных и общественных! вы не можете не признать, что нет естественне и безызъятнее права, как то, которое имеет Бог требовать, чтобы никакая тварь Его не нарушала Его воли и закона никаким действием, никаким словом, которое также есть своего рода действие, никакою мыслию и желанием, которыя в области духа и всеведения суть тоже, что слова и действия в области чувств; что поступивший в противность правам Самодержца теряет чрез cие собственныя права, которыми пользовался по его милости, и которыми, по коренным началам Царственнаго благоустройства, не мог пользоваться иначе, как с обязанностию вернаго послушания; что по тем же началам он подвергает себя укротительным или карательным действиям правосудия. Таким образом и ваша наука, так же как и совесть, постыждает лице грешника: но найдет ли она средство изгладить его стыд? Говорят у вас, что сделанное не может быть не сделанным: сие изречение осуждает грешника на вечный стыд сознаваемаго греха. Бог милосерд: говорят часто без размышления, и на сей мягкой мысли хочет уснуть неразборчивая совесть: но мысль о милосердии Божием, столь сильным, столь сладким светом просвещающая область веры, не может быть приведена в подобное действие в области естественнаго мудрствования, одними условиями умозаключающаго разума. Бог милосерд, но и правосуден; безконечно милосерд, но и безконечно правосуден; весы понятий стоят равно, и нет причины, почему бы надежда на милосердие Божие могла перевесить ужас правосудия Божия. Что грешник подлежит правосудию Божию, то очевидно; в каком он отношении к милосердию Божию, то по разуму неопределимо; а каким образом Божие милосердие может преизбыточествовать для грешника без нарушения прав Божия правосудия, сие, без особеннаго откровения свыше, совершенно непостижимо. Кто же разрешит мои недоумения? Кто просветит тьму мою? Кто утешит меня верным и непосрамляющим упованием на милосердие Божие? Кто избавит мя от всех скорбей моих . – Тебе Единому возможно сие, от Бога пришедший Учителю, Свете мира, Посетителю душ, Господи Боже, Спасителю Ииcyce! Твое чудесное явление в мире, Твое слово, которому подобно николиже глаголал человек , наипаче же Твои за меня страдания, Твои раны, Твоя крестная смерть суть такия доказательства спасающаго милосердия, которыя сильны и достаточны, – и оне только сильны и достаточны, – не только земную тьму неведения, сомнения, скорби, но и адский мрак отчаяния просветить сладким, животворным, неугасимым светом. Как бы ни глубоко уязвлено было сердце мое печалию греха ; как бы ни было изранено и растерзано скорбями земной жизни; – когда внутренним движением веры прилагаю мои сердечныя раны к Твоим крестным ранам: текущая из них Твоя безсмертная и воскрешающая жизнь касается моей жизни умирающей или уже умершей; и Твой Божественный свет просвещает омраченнаго; творческое Слово Твое возставляет падшаго, исцеляет недугующаго, воскрешает умерщвленнаго: утешение Духа Твоего или избавляет от всех скорбей, или самыя скорби делает утешительными, самыя страдания радостными, в причастии Твоих спасительных скорбей и страданий; с тобою лице мое непостыждается пред Богом Отцем Твоим и пред собственною моею совестию; ибо кровь Твоя очищает совесть мою от мертвых дел ; правда Твоя покрывает мою самоосужденную неправду; ходатайство Твое дарует мне дерзновение пред Отцем Твоим, и, как Ты научил и дал нам право нарицать Его и нашим Отцем, сего ради славлю Тебя, Единственный Просветитель, и хотя недостойным гласом, с достойным служителем Твоего вечнаго просвещения, взываю о Тебе ко всем просвещенным и непросвещенным века сего: – приступите к Нему , – благоговеющим умом, верующим сердцем, молящимся духом, послушною волею, приближьтесь, приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся . Аминь

«Вседержитель! мы не познаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает» (Иов 37:23).

«Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними» (Ис. 61:8).

«Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс. 118:137).

«Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Отк. 15:4).

Суды Божий отличны от судов человеческих. Если бы милосердный и любвеобильный Господь способен был подчиниться страсти гнева и всякое оскорбление Своего божественного величия наказывал на месте, то давно уже вымер бы весь род человеческий.

Бог милосерд, но и правосуден, бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден.

Великий в Своей благости равно велик и в Своем правосудии.

И у Долготерпеливого есть мера терпения.

Бог — Судия не только наружных дел, но и внутренних помышлений.

Хотя Бог благ и милостив, но Он и праведен. И правда Его требует, чтобы нераскаянный грешник, как неблагодарный и презревший вечный Божий закон и Самого Бога, был казнен вечно. Это непременно будет с нераскаянными и беззаконными, чтобы они ни вымышляли для смягчения и оправдания при угрызениях совести. «Бог поругаем не бывает» (Гал 6:7). Благость Божия и долготерпение в том проявляются, что Он терпит грешника, нарушающего Его святой закон, не сразу казнит его, ожидает его покаяния или, как учит апостол, «ведет к покаянию» (Рим. 2:4) Но когда грешник пренебрегает этим богатством Божией благодати и остается нераскаянным и ожесточенным, тогда правда Божия вступает в свое дело и воздает ему по делам его (Рим. 2:6) (Тихон Задонский).

Поняв Божию правду и свою виновность, не только будем терпеть приключающееся зло, но и будем желать и просить о наказании здесь, чтобы не быть осужденным с миром. Лучше здесь быть наказанным, легко и ненадолго, чем вечно и жестоко. Внемли правде Божией — и не будешь склонен к бесчинным делам, пригвожденный страхом, как гвоздями. Внемли правде Божией — и будешь с усердием каяться за прежние грехи, вздыхать и молиться об их отпущении Будем терпеть все приключившиеся бедствия! (Тихон Задонский)

Почему проклята смоковница? Чтобы ободрить учеников. Он всегда благодетельствовал и никогда не наказывал, но нужно было проявить и правосудие, и воздаяние. Ученики и иудеи должны были узнать, что Он, хотя и мог иссушить, как смоковницу, Своих распинателей, однако добровольно предает Себя на распятие (Иоанн Златоуст).

Милостыня у Него не без суда и суд — не без милости. Прежде суда Он любит милостыню, но после милостыни приходит на суд. У Него сопряжены между собой милость и суд, чтобы милость не привела нас к расслаблению, а суд не довел до отчаяния. Судия хочет тебя помиловать и сделать участником Своих щедрот, но только в том случае, если ты после греха смирился, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл содеянное тайно, просил братьев помолиться о твоем исцелении. Одним словом, если увидит, что ты пришел в сокрушение, то щедро подаст Свою милостыню. Если же увидит сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится суда, тогда призовет на суд. Так, искусный и добрый врач сначала старается исцелить опухоль смягчающими средствами, но если увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда употребляет хирургические средства. Потому человеколюбивый Бог милостив к раскаявшимся, но судит упорствующих в грехе (Василий Великий).

Если Бог откладывает Свое наказание, то ты не откладывай своего обращения (Блаженный Августин).

Бог так долго терпел и терпит тебя, несмотря на то что ты не исправляешься.

Благость Божия да подвигнет нас к тому: да не познаем на себе правды Его (Тихон Задонский).

Одним оком взирай на милосердие Божие, а другим — на правду Его (Тихон Задонский).

Необходимо иметь страх Божий, но такой, который не подавлял бы надежды; необходимо питать в душе надежду, но такую, которая не исключает страха Божия.

Чтобы не согрешить, нужен страх суда Божия; чтобы согрешившему не отчаяться, полезна надежда на милосердие Божие (Василий Великий).

Праведен ли ты — бойся гнева Божия, дабы не пасть; грешен ли ты — берись за милосердие Божие, чтобы встать (Григорий Двоеслов).

Кто, уповая на милость Божию, не перестает грешить, тому опасаться надобно, чтобы не почувствовать на себе правосудного суда Его (Тихон Задонский).

Кто грешит с надеждою на милосердие Божие, тот просит у Бога суда над собою.

Кто нерадив о благости Божией, тот правду Божию на себе узнает (Тихон Задонский).


Преподобный Иов (в миру Иоанн Железо) родился в Галиции в 1550 году. Он жил в трудное для Православия время, когда западные окраины России подвергались жестокому церковному и политическому притеснению со стороны Польши и Литвы, насаждавших католичество.
Десятилетним отроком Преподобный поступил в монастырь. В этом раннем возрасте он так преуспел в иноческих подвигах, что 12-ти лет был уже пострижен в мантию с именем Иов, по достижении совершенного возраста возведен в священнический сан, а тридцати лет удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн (но к лику святых он был причислен с именем Иова). Прп. Иов был делателем непрестанной молитвы Иисусовой, доводящей подвижника до высоких духовных степеней. Являясь игуменом Почаевской Лавры, он ввел там общежительный устав, создал Почаевскую типографию, много писал в защиту Православия.
Скончался прп. Иов 28-го октября 1651 года. Мощи его были открыты в 1659 году после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя Ангелами, молится в необычайно светлом одеянии прп. Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.
При открытии мощей прп. Иова произошло множество чудес и исцелений.
В монастыре болеющие скоро не умирают, а тянутся и тянутся до тех пор, пока болезнь принесет им настоящую пользу. В монастыре полезно быть немного больным, чтобы менее бунтовала плоть, особенно у молодых, и менее пустяки приходили в голову. А то при полном здоровье, особенно молодым, какая только пустошь не приходит в голову.

Прп. Амвросий Оптинский

Святитель Димитрий Ростовский

Будущий святитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил Туптало) родился в 1651 года в местечке Макарове, в 40 верстах от Киева. Его родители отличались большим благочестием. В 11 лет юноша поступил в киево-могилянскую коллегию, в которой ректором тогда был известный Иоанникий Голятовский.
В 1668 года Димитрий принял монашество от игумена Мелетия Дзика, в 1682 года переехал в Киев и поселился в лавре. Тогда же он приступил к составлению знаменитых Че-тий-Миней (жития святых). Всего работа велась около 20 лет. В 1690 году. Димитрий был в Москве и познакомил московское духовенство с первыми книгами Четий-Миней. Святые и их жизнь сами открывались писателю в сновидениях, свидетельствуя о его родстве миру духовному. В своем дневнике он пишет: «В сие время видел следующее видение: казалось, будто поручена была мне в смотрение некоторая пещера, в коей почивали святые мощи. Осматривая со свечою гробы святых, увидел там же якобы почивавшую святую великомученицу Варвару. Приступив к ее гробу, узрел ее лежащую боком и гроб ее, являющий некоторую гнилость. Желая оную очистить, вынул мощи ее из раки и положил на другом месте. Очистив раку, приступил к мощам ее и взял оные руками для вложения в раку, но вдруг узрел в живых Варвару святую, вещающему мне: "Святая дево Варварб, благодетельнице моя! Умоли Бога о грехах моих!". Ответствовала святая, буди бы имея сомнение некое: "Не ведаю, - рекла,- умолю ли, ибо молишися по-римски". (Думаю, что сие мне сказано для того, что я весьма ленив к молитве, и уподобился в сем случае римлянам, у коих весьма краткое мо-литвословие, так как у меня краткая и редкая молитва). Слова сии услышав от святой, начал я тужить и якобы отчаиваться, неона, спустя мало времени, воззрела на меня с веселым и осклабленным лицом и рекла: "Не бойся", - и иные некоторые утешительные произнесла слова, коих и не вспомню. Потом, вложив в раку, облобызал ее руки и ноги; казалось, тело живое и весьма белое, но рука убогая и обветшалая. Сожалея о том, что нечистыми и скверными руками и устами дерзаю касаться святых мощей и что не вижу хорошей раки, размышлял, как бы украсить сей гроб? И начал искать новой богатейшей раки, в которую бы переложить святые мощи-: но в том самом мгновении проснулся. Жалея о пробуждении моем, почувствовало сердце мое некоторую радость».
И высшие церковные иерархи, и простой народ оценил по достоинству уникальный труд - только в XVIII веке Четьи-Минеи выдержали десять изданий.
В 1701 году Димитрий был назначен митрополитом Сибирским, но на пути в Сибирь расстроилось и без того слабое его здоровье. Петр I позволил Димитрию остаться в Москве. В 1702 году Димитрий назначен был митрополитом Ростовским. В том же году он прибыл в Ростов и ревностно занялся просвещением духовенства и мирян и борьбой с невежеством и пьянством. Димитрий учредил школу для детей всех сословий, причем ввел в преподавание греческий и латинский языки. Наряду со школьным обучением Димитрий заботился о развитии проповедничества, собирал и читал книги по истории Церкви и о расколе.
Святой Димитрий скончался 23 октября 1709 году в Ростове. В 1757 году Димитрий был причислен к лику святых.
________________________________________

Житейское не чуждо Христу и христианам

Видит Господь мать плачущую о смерти сына и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак, и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу го. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождаю-щие жизнь свою. Однако, они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения. Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих. Только дух ревности меру преходящий колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по-христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: «кто меня поставил судьею»? Такою тихостью он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя Делает нелюбимым и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях.


Святитель Феофан Затворник

«Бог милосерд, но и правосуден»

Бог милосерд» - говорят часто без размышления, и на сей мягкой мысли хочет уснуть неразборчивая совесть: но мысль о милосердии Божием, столь сильным, столь сладким светом просвещающая область веры, не может быть приведена в подобное действие в области естественнаго мудрствования, одними условиями умозаключающаго разума. Бог милосерд, но^ правосуден; безконечно милосерд, но и безконечно правосуден; весы понятий стоят равно, и нет причины, почему бы надежда на милосердие Божие могла перевесить ужас правосудия Божия. Что грешник подлежит правосудию Божию, то очевидно; в каком он отношении к милосердию Божию, то по разуму неопределимо; а каким образом Божие милосердие может преизбыточествовать для грешника без нарушения прав Божия правосудия, сие, без особеннаго откровения свыше, совершенно непостижимо. Кто же разрешит мои недоумения? Кто просветит тьму мою? Кто утешит меня верным и непосрамляющим упованием на милосердие Божие? Кто избавит мя от всех скорбей моих. Тебе единому возможно сие, от Бога пришедший Учителю, Свете мира, Посетителю душ, Господи Боже, Спасителю Иисусе! Твое чудесное явление в мире, Твое слово, которому подобно николиже глаголал человек, наипаче же Твои за меня страдания, Твои раны, Твоя крестная смерть суть такия доказательства спасающаго милосердия, которыя сильны и достаточны - и оне только сильны и достаточны, - не только земную тьму неведения, сомнения, скорби, но и адский мрак отчаяния просветить сладким, животворным, неугасимым светом.

Святитель Филарет Московский