» »

Механизм небно глоточного смыкания при ринолалии. Роль небно-глоточного смыкания. Виды и формы врожденных расщелин

04.10.2023

К занятиям приступают на 21 сутки после проведения операции. Работа над этим направлением проводится параллельно с коррекцией физиологического и фонационного дыхания.

В послеоперационный период, когда созданы анатомо-физиологические условия для становления правильной речи, особую значимость приобретает активизация небной занавески и развитие подвижности мышц небно-глоточного кольца. Решению этих задач способствуют:

массаж мягкого и твердого неба;

гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки.

Основными целями массажа мягкого неба являются:

растяжение рубцовой ткани,

усиление работоспособности сократительных мышц,

уменьшение мышечной атрофии,

улучшение местного кровообращения,

активизация процессов заживления.

Следует обратить внимание на вопрос о сроках проведения логопедического массажа. Массаж мягкого неба проводится всем детям, которые обратились в течение 6-8 месяцев после пластики неба. Именно в это время происходит процесс рубцевания и массаж выполняет свою главную функцию: способствует формированию эластичности и подвижности мышц небной занавески. Детям с хорошей подвижностью мягкого неба, обратившимся за логопедической помощью более чем через 8 месяцев после уранопластики, массаж не проводится. В работе с такими детьми, как правило, используют только активную гимнастику мягкого неба.

  • 1. Перед тем как приступить к массажу, логопед должен тщательно продезинфицировать руки, протерев их ватой, смоченной специальным препаратом.
  • 2. Продолжительность массажа на одном участке не должна превышать 3-х минут.
  • 3. Массаж не проводится, если у ребенка фебрильное или субфебрильное состояние, наличие герпетических или гнойничковых высыпаний, судорожная готовность.
  • 3. Комплекс массажа твердого и мягкого неба

большим пальцем производить поглаживающие движения вдоль твердого неба от передних зубов и обратно; постепенно область воздействия увеличивается и доходит до мягкого неба;

большим пальцем производить поперечные поглаживающие движения по твердому и мягкому небу слева направо и наоборот;

большим пальцем производить круговые поглаживающие и растирающие движения по твердому и мягкому небу слева направо и наоборот; движения начинают выполнять от верхних боковых зубов, постепенно продвигаясь от твердого неба к мягкому;

производить аналогичные движения от резцов к глотке и обратно;

средним пальцем производить поглаживающие, надавливающие, растирающие движения вдоль и поперек рубца от резцов к глотке и наоборот;

производить поглаживающие, разминающие, растягивающие движения по мягкому небу средним пальцем от центральной части к боковым краям;

постукивать указательным или средним пальцем по твердому и мягкому небу.

Помимо массажа детям рекомендуется проводить специальную гимнастику, способствующую развитию подвижности мышц мягкого неба. В комплекс упражнений, направленных на восстановление функциональной активности мышц мягкого неба, входит пассивная, пассивно-активная и активная гимнастика. Эти упражнения помогают создать благоприятный фон для формирования точной и координированной работы мышц небно-глоточного кольца, необходимых для развития полноценного звучания голоса.

Пассивная гимнастика мягкого неба.

Пассивная гимнастика носит такое название, потому что движения органов артикуляции выполняются логопедом.

капать жидкость из пипетки на корень языка, голова ребенка при этом несколько откинута назад. Это упражнение стимулирует поднятие мягкого неба. При его выполнении вместо воды можно использовать сок;

слегка надавливать на корень языка шпателем; выполнение этого упражнения требует определенной осторожности, так как резкие движения могут вызвать рвотный рефлекс.

Активная гимнастика мягкого неба.

Пассивная гимнастика сочетается со специальными упражнениями для активизации небной занавески:

полоскать горло с запрокинутой головой маленькими глотками. Это упражнение производит наибольший эффект, если при его выполнении вместо воды использовать тяжелую жидкость типа кефира, негустого йогурта или киселя;

произвольно покашливать; при этом покашливание производится не на уровне гортани, как это делается, когда присутствуют неприятные ощущения в горле, а на уровне мягкого неба. Эти действия вызывают рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и способствуют возникновению полноценного небно-глоточного смыкания. Сначала покашливание производится с высунутым языком. Воздушный поток при этом направляется в ротовую полость. Таким образом, выполняя задание, помимо активизации мягкого неба, дети тренируются в выработке направленной воздушной струи;

имитировать позевывание. Упражнение улучшает кровообращение головного мозга и усиливает отток венозной крови;

утрированно произносить гласные А-Э-О на твердой атаке. При этом увеличивается давление в ротовой полости и уменьшается носовая эмиссия;

медленно, беззвучное произносить гласные А-Э-О, стараясь при этом соблюдать четкую артикуляцию;

пропевать гласные с постепенным усилением и ослаблением голоса.

Приведем пример упражнения для активизации мышц небно-глоточного кольца в игровой ситуации “Маша (Мишка, слоник и т.п.) хочет спать”, которое можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Для этого необходимо несколько кукол или мягких игрушек, изображающих различных животных. Логопед вместе с ребенком выбирает, какую игрушку они будут укладывать спать.

Л.: Когда наступает вечер, на улице становится темно и все игрушки должны ложиться спать. Вот и Мишка хочет спать (показывает, как он зевает), вот и собачка тоже хочет спать и зевает (показывает). А теперь ты покажи, как они зевают.

Л.: А что же кукла Машенька? Она немножко раскапризничалась и хочет, чтобы ей перед сном спели песенку. Давай споем ей колыбельную:

Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай! А-А-А.

Ребенок внимательно слушает песенку, а затем повторяет нараспев гласные звуки.

Л.: Посмотри-ка, Машенька уже закрывает глазки, зевает. Покажи как она это делает. Ну вот, теперь она точно заснула.

Такие упражнения, помимо активизации мышц небно-глоточного кольца, способствуют формированию у ребенка длительного направленного ротового выдоха при фонации.

Под нёбно-глоточной недостаточностью подразумевают нарушение нормального физиологического взаимодействия структур нёбно-глоточного кольца. У детей с врождёнными расщелинами нёба после пластики нёба нёбно-глоточная недостаточность является следствием недостаточно полного смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки и проявляется в виде речевого нарушения — ринолалии. Неразборчивость речи, гнусавость, носовая эмиссия (слышимая утечка воздуха из полости рта в полость носа) и компенсаторные механизмы артикуляции (в том числе компенсаторные гримасы на лице) — это типичные признаки нёбно-глоточной недостаточности.

Основной причиной нёбно-глоточной недостаточности является недостаточно полноценное участие мягкого нёба в механизме нёбно-глоточного смыкания: в одних случаях — мягкое нёбо слишком короткое, в других — недостаточно подвижное.

Основные причины формирования нёбно-глоточной недостаточности:

    использование хирургических методик, приводящих к формированию укороченного мягкого нёба;

    выполнение первичной пластики нёба после первого года жизни;

    нарушение нормальных процессов заживления в послеоперационном периоде.

Методы диагностики небно-глоточной недостаточности

Наиболее простым и доступным методом диагностики нёбно-глоточной недостаточности является логопедическое обследование и тестирование. Оно проводится высококвалифицированным логопедом и основано на выявлении гнусавости и носовой эмиссии при произношении специальных слов, требующих полного смыкания нёбно-глоточного кольца (читать ).

Наиболее объективным методом исследования функции нёбно-глоточного кольца является фиброоптическая назофарингоскопия. При проведении этого обследования врач может не только визуализировать все структуры нёбно-глоточного кольца и оценить степень их участия в процессе смыкания, но и определить размеры остаточного отверстия между мягким нёбом и задней стенкой глотки непосредственно в момент смыкания.

На основании результатов логопедического тестирования и назофарингоскопии, в ходе совместной консультации оперирующий хирург и логопед выбирают наиболее оптимальный способ устранения нёбно-глоточной недостаточности.

Назофарингоскопия — стандартная манипуляция, используемая в диагностике нёбно-глоточной недостаточности

Методы лечения

Разработанная в центре программа лечения детей с нёбно-глоточной недостаточностью включает следующие этапы:

1. Курсы логопедического обучения в стационаре или в условиях поликлиники центра.

2. Логопедическое обследование и назофарингоскопия.

3. В зависимости от результатов обследования — продолжение логопедического обучения или хирургическое лечение (реконструкция мягкого нёба или использование тканей глотки для достижения нёбно-глоточного смыкания).

Обратите внимание!
Ринолалия — это речевая патология, которая наблюдается практически в 100% случаев у детей с врождёнными расщелинами нёба после поздней пластики нёба.

Оптимальная профилактика её появления — выполнение пластики нёба в возрасте до 1 года. Однако, ринолалия — это обратимая патология, её проявления могут быть устранены при проведении курсов логопедического обучения.

Диагноз нёбно-глоточная — означает, что после неоднократных курсов логопедического обучения, сохраняются клинические признаки ринолалии, а при назофариноскопии — имеется значительный по площади участок несмыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки. Как правило, это подразумевает необходимость хирургического лечения.

а» и «с», а и». у» и значительно на «о», «а», «э».



и» и «у», наименьший при «а» э» и «о».

Причины возникновения ринолалии.

1) Открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной.

Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, скрытыми расщелинами твердого нёба.

Также заражение беременной на ранних сроках гестации (8 недели и ранее) токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом, курение, контакт с ядохимикатами, наркотики, алкоголь, стрессы.

Приобретенная открытая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба.

2) Закрытая органическая ринолалия выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке.

- Передняя закрытая ринолалия возникает при хроническом насморке, приводящий к гипертрофии слизистой носа, разращения в носовой полости (полипы, опухоли), искривление носовой перегородки.

- Задняя закрытая ринолалия возникает при уменьшении носоглоточной полости. Причины: разращения в носоглотке (большие аденоидные разрощения, фибромы, носоглоточные полипы, опухоли носоглотки).

3) Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

4) Открытая функциональная ринолалия встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Особенности звукопроизношения при открытой и закрытой ринолалии.

См. вопрос №8 и 11.

Тотальное нарушение звукопронзношения.

Все звуки произносятся с носовым оттенком, наиболее дефектными в этом отношении являются гласные звуки. Артикуляция согласных звуков сдвигается к месту отсутствующего небно-глоточного затвора, в результате чего звуки искажаются и приближаются к храпящему звучанию, иногда напоминающему отдельные звуки.

Дидактический материал

Для обследования (предъявляют либо на карточках, либо в отраженном произнесении):

и е я ю а э о у ы; ий ей яй аи ой уй; ифи-афа, ивиава, илиала, ипиапа, ибиаба, итиата, идиада, исиаса, изиаза, ишиаша, ижиажа, ищиаща, ициаца, ичиача, ихиаха, икиака, игиага, ириара, имиама, иниана; Филя ел вафли. Фая в фойе. Видя ел оливы. Вова вел вола. У Аллы лилии. Юля юлила юлой. Папа в поле. У Поли папа. Папа и Поля пели. Люба любит бобы. Вот белое белье. Люба побелела от побелки. У дитя лепет: тете, тятя. Теплота топит лед. У воды лебеди. Ида идет и поет. Дед дудел в дуду Оса упала в суп. Лиса в лесу. Алеся весела и т.д.

Примечание. Применяемый в обследовании речевой материал должен соответствовать возрасту и развитию детей.

В послеоперационный период, когда созданы анатомо-физиологические условия для становления правильной речи, особую значимость приобретает активизация небной занавески и развитие подвижности мышц небно-глоточного кольца. Решению этих задач способствуют:

Массаж мягкого и твердого неба;

Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки.

Основными целями массажа мягкого неба являются:

растяжение рубцовой ткани;

усиление работоспособности сократительных мышц;

уменьшение мышечной атрофии;

улучшение местного кровообращения;

активизация процессов заживления.

В комплекс упражнений, направленных на восстановление функциональной активности мышц мягкого неба, входит пассивная, пассивно-активная и активная гимнастика. Эти упражнения помогают создать благоприятный фон для формирования точной и координированной работы мышц небно-глоточного кольца, необходимой для развития полноценного звучания голоса.

Ежедневные логопедические занятия нужно начинать не раньше чем через 2-3 недели после операции и только с разрешения хирурга. После операции мягкое небо бывает отечным, малоподвижным, а чаще неподвижным, чувствительность его снижена. На первых занятиях необходимо добиться развития его подвижности. Упражнения необходимо выполнять 6-8 раз в день до появления подрагивания, а затем и движений мягкого неба.

Оперированное мягкое небо подвержено рубцеванию, вследствие этого оно укорачивается. Поэтому, как только появляется небольшая подвижность мягкого неба, логопед проводит упражнения, способствующие растягиванию рубцовой ткани и рассасыванию рубцов.

После того как мягкое небо будет удерживаться в подъеме 1-2 секунды, приступаем к нормализации произношения гласных фонем. Эти упражнения позволяют увеличить мускулатуру глотки в объеме, достаточном для обеспечения небно-глоточного смыкания.

Активизация кончика и спинки языка, перемещение его вперед в полости рта проходит параллельно с активизацией мягкого неба.

Формировать речевое дыхание при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот.

Активизировать небную занавеску (после операции она укорачивается за счет рубцевания тканей). Уделяя большое внимание активизации небной занавески, мы тем самым создаем условия для интенсивного выдоха. Работа по коррекции дыхания начинается с выработки направленной воздушной струи через рот. Стимулируем диафрагмальное (нижнерёберное) дыхание и

дифференциацию ротового и носового дыхания (отработка различных видов вдоха и выдоха).

Цель упражнений:

Закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох в процессе разучивания различных видов вдоха и выдоха;

Заложить основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха.

Под фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) понимается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Главной особенностью фонетико-фонематического недоразвития является низкая способность к анализу и синтезу звуков, что влияет на восприятие фонемного состава языка.

Этапы формирования фонематического восприятия . Формирование фонематического восприятия происходит в шесть этапов. Каждый этап содержит в себе последовательность заданий, с учётом принципа «от простого к сложному». Узнавание неречевых звуков. Различение одинаковых звуко-комлексов по высоте, силе, тембру. Различение слов, близких по звуковому составу.

1 этап - «Узнавание неречевых звуков». ​ Звуки окружающего мира. ​ Звучащие игрушки. ​ Воспроизведение ритма. Изолированные удары. ​ Серия простых ударов.

Перед ребёнком выставляются 4-5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша логопед вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока учащийся не уловит характер звука.
Упражнение «Снеговик». Дети «рисуют» руками разные по размеру три круга- «снеговика» и пропевают 3 разных по высоте звука.

2 этап - «Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру» Упражнение «Учёный медведь и воробышек». Большой медведь - низкие, тяжёлые звуки дети поют - Э-Э-Э, воробышек - высокие звуки - чик- чирик.

3 этап - «Различение слов, близких по звуковому составу». Можно предложить детям взять два кружка: желтый и синий и предложить поиграть. Если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять желтый кружок, если неправильное - синий. Усложняя работу, можно предложить такой вид работы: назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже. -​ Прослушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом: Отругала мама зайку - не надел под свитер ГАЙКУ (МАИКУ). Много снега во дворе - едут ТАНКИ по горе и т.д.

4 этап - «Воспроизведение и дифференциация слогов». Предлагается использовать следующие виды упражнений: Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий согласный звук: МУ-МЫ-МА; НО-НА-НУ; Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий гласный: ТА-КА-ПА; Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по твёрдости-мягкости: МА-МЯ; Воспроизвести сочетания слоговых пар, постепенно наращивая согласный звук: ПА-ТПА; Воспроизвести сочетания слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ.

5 этап - «Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения». На этапе дифференциации фонем дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно с дифференциации гласных.

1. «Найди пару». Цель: закреплять знания о гласных первого и второго ряда. Взрослый называет гласный первого ряда, а ребенок гласную второго ряда и наоборот. (А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И)

2. «Вставь букву». Цель: закреплять знания о гласных первого и второго ряда. Ребенку надо вставить пропущенную гласную (на каждую пару дается отдельное упражнение). Вставь А-Я: м….ч, м…к, с….д, т….почки, гр…ч, …блоко. Затем с согласных. Цель: закреплять умение различать твердые и мягкие согласные.

3. Взрослый показывает картинки с изображением предметов (из любой настольной игры типа лото).Ребенок должен разложить эти картинки по две кучки: слова, которые начинаются с твердого согласного и слова, которые начинаются с мягкого согласного.

6 этап - Развитие навыков элементарного звукового анализа. «Назови звук» Цель: развитие слухового внимания. Задание: взрослый произносит 3 – 4 слова, ребенок должен назвать звук, который повторяется во всех словах. Шуба, маШина, малыШ, суШка командиР, тРуба, кРот, Рысь и т.д.

Особенностью данной системы является то, что формирование фонематического восприятия проводится в игровой форме на подгрупповых, индивидуальных, фронтальных занятиях и в коррекционной работе логопеда.

Особый акцент в коррекционной работе делается на активизацию речевой моторики . У детей с ринолалией к моменту занятий, как правило, уже сформированы патологические особенности артикуляции, обусловленные дефектом анатомического строения речевого аппарата. Их устранение является важнейшим разделом коррекционного воздействия, так как для постановки правильного звукопроизношения необходима полноценная работа органов артикуляции. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряжения, скованности, с другой стороны, наоборот, от вялости, слабости, паретичности.

В комплекс мероприятий входит:

Массаж артикуляционных и мимических мышц;

Гимнастика артикуляционного аппарата и мимических мышц.

Артикуляционная гимнастика и массаж способствуют активизации двигательной функции артикуляционного аппарата - улучшают движения, подвижность, переключаемость и позволяют воспитать определенные кинестетические ощущения, сформировать определенный артикуляционный уклад.

В задачи логопедического массажа входит:

1) ослабить патологические проявления в органах артикуляционного аппарата;

2) подготовить артикуляционный аппарат к выполнению мышечных движений, необходимых для правильного звукопроизношения;

3) восстановить угасшие рефлексы;

4) усилить тактильные ощущения.

Помимо массажа формированию правильных артикуляционных укладов и точных артикуляционных движений способствует артикуляционная гимнастика. При работе с детьми с ринолалией артикуляционная гимнастика служит:

1) устранению высокого подъема корня языка и его смещения в глубь ротовой полости;

2) развитию полноценной губной артикуляции;

3) ликвидации чрезмерного участия корня языка в произнесении звуков;

4) последовательному формированию непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений;

5) развитию устойчивых двигательных и речевых кинестезий, развитию дифференцированного кинестетического восприятия;

6) укреплению всего мышечного фона.

Основная цель применения артикуляционной гимнастики - это выработка четкости, направленности движений всего артикуляционного аппарата и координация его работы с органами дыхания и голосообразования.

Активизация артикуляционного аппарата занимает длительное время. В комплексах артикуляционной гимнастики с целью развития функций речевого аппарата проводится пассивная и активная гимнастика. На начальных этапах работы дети выполняют упражнения с помощью логопеда (пассивная гимнастика). Постепенно переходят к тренировке активных движений. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка артикуляционные навыки закреплялись и автоматизировались.

При логопедическом обследовании ребенка с ринолалией, можно использовать пробы Гутсцмана для определения скрытой (субмукозной) расщелины. 1. Пробы Гутсцмана: Сначала ребенка просим попеременно произносить гласные А и И, при этом носовые ходы то зажимаем, то открываем. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных: с зажатым носом звуки, особенно И, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа. 2. Обследование с помощью фонендоскопа. Одну оливу логопед вводит себе в ухо, другую - в нос ребенка. При произнесении гласных особенно [У] и [И] слышится сильный гул - это показатель скрытой субмукозной расщелины.
Логопедическое обследование при ринолалии начинается с осмотра артикуляционного аппарата. Из документов, бесед, осмотра классифицируется вид расщелины. Выявляется возраст и вид операции, подробно описывается состояние органов артикуляции. При расщелине верхней губы отмечается ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки.
Описывается небо до операции: вид расщелины, размер дефекта, подвижность сегментов мягкого неба. Небо после операции описывается следующим образом: форма свода, рубцы, степень их выраженности, длина и подвижность небной занавески. Небо в норме - в состоянии покоя маленький язычок отстоит от задней стенки глотки на 1-7 мм, свисает от плоскости жевательных поверхностей верхних зубов примерно на 1 мм. Подвижность небной занавески проверяется при плавном, протяжном произношении [А], при широко открытом рте. Отмечается плотность небно-глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации. При произношении гласных может быть выявлено неподвижность мягкого неба. Логопед вызывает глоточный рефлекс, прикасаясь шпателем к задней и боковой стенкам глотки. Если функции мягкого неба не нарушены, то должен произойти непроизвольный рывок небной занавески вверх. Оценивается глоточный рефлекс: отсутствует, сохранный, повышенный или сниженный. Затухание реакции глоточных мышц может начаться в 5 и заканчиваться в 7 лет. Его оценка необходима для детей, которые будут носить функциональный глоточный обтуратор. Обследование языка Обследуется состояние корня и кончика языка, отмечается сдвиг в ротовой полости, излишняя напряженность, вялость, ограничение подвижности. Ребенок выполняет упражнения: иголочка, змейка, лопаточка, лошадка, часики, качели, вкусное варение. Все упражнения проводятся по подражанию, затем по инструкции перед зеркалом и без него. Обследование зубного ряда Состояние прикуса, зубных рядов. Фиксируют наличие ортодонтического аппарата, цель наложения, плотность фиксации, мешает или не мешает фонации. В конце осмотра проверяется направленность верхней губы. Упражнения: фокус, плюнь, задувание легкого предмета в цель. Дуть с высунутым языком, с зажатыми и открытыми крыльями носа.

Звукопроизношение проверяется также как и при дислалии. Дошкольникам предъявляется наглядность, школьникам можно предложить тексты. Отмечается характер нарушений звукопроизношения: дополнительное беззвучное произношение, т. е. артикуляция без фонации, сопутствующие шумы. Обязательно отмечается разборчивость или неразборчивость, смазанность, носовые резонансы. При обследовании всех сторон речи, сначала проверяется фонематический слух и восприятие. Обследование идет как при дислалии. Обязательно подбирается материал с паронимами (люк-лук). У старших дошкольников и младших школьников проверяется состояние звукобуквенного анализа. Слова берутся с твердыми вариантами согласных звуков. В отличие от дислалии уточняют дифференцирует ли ребенок свои недостатки на слух или знает о них со слов других.
Обследуется состояние лексики, проверяется уровень пассивного и активного словаря. Обследуется грамматический строй речи. Проверяется состояние связной речи на примере диалога и монолога. У школьников проверяется письмо и чтение. Письмо: списывание, письмо под диктовку, самостоятельное высказывание. Чтение: проверяется способ чтения (побуквенное, слоговое, словесное), обследуется понимание прочитанного.

Строение и функционирование небно-глоточного аппарата при нормальном развитии. Значение небно-глоточного смыкания в образовании носовых и ротовых, гласных и согласных звуков.

Нёбо в норме - это образование, которое разобщает полости рта, носа и глотки. Оно состоит из твердого и мягкого нёба. Твердое имеет костную основу. Спереди и по бокам его обрамляет альвеолярный отросток верхней челюсти с зубами, а сзади - мягкое нёбо. Твердое нёбо покрыто слизистой оболочкой, поверхность которой позади альвеол имеет повышенную тактильную чувствительность. Высота и конфигурация твердого нёба влияют на резонанс.

Мягкое нёбо является задним отделом перегородки между полостями носа и рта. Само мягкое нёбо представляет мышечное образование. Передняя треть его практически неподвижна, средняя наиболее активно участвует в речи, а задняя - в напряжении и проглатывании. Мягкое нёбо анатомически и функционально связано с глоткой, нёбно-глоточный механизм участвует в дыхании, глотании и речи.

При дыхании мягкое нёбо опущено и частично прикрывает отверстие между глоткой и полостью рта. При глотании мягкое нёбо натягивается, поднимается и приближается к задней стенке глотки, которая соответственно движется навстречу и вступает в контакт с нёбом. Одновременно сокращаются и другие мышцы: языка, боковых стенок глотки, ее верхнего сжимателя.

В процессе речи постоянно повторяется очень быстрое мышечное сокращение, которое приближает мягкое нёбо к задней стенке глотки по направлению кверху и кзади. Движется мягкое нёбо во время речи вверх и вниз очень быстро: время открытия или закрытия носоглотки колеблется от 0,01 до 1 секунды. Степень поднятия его зависит от беглости речи, а также от фонем, которые в данный момент произносятся. Максимальное поднятие нёба наблюдается при произнесении звуков «а» и «с», а наибольшее его напряжение при «и». Это напряжение чуть уменьшается при «у» и значительно на «о», «а», «э».

В свою очередь объем полости глотки меняется при фонации разных гласных. Глоточная полость занимает наибольший объем при произнесении звуков «и» и «у», наименьший при «а» и промежуточный между ними при «э» и «о».

При дутье, глотании, свисте мягкое нёбо поднимается еще выше, чем при фонации, и закрывает носоглотку, в то время как глотка суживается. Однако механизмы нёбно-глоточного смыкания при речи и неречевой деятельности различны.

Определение ринолалии

Это нарушение звукопроизношения и тембра голоса вследствие анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. Страдает произношение и согласных (звонких и глухих), и гласных звуков. Страдает не только звукопроизношение, но и голос. Наличие назального оттенка голоса отличает ринолалию от дислалии, которая характеризуется только нарушением звукопроизношения.

В зависимости от характера повреждения речевого аппарата, характера анатомического дефекта и нарушения функции небно-глоточного смыкания ринолалия проявляется в 3-х видах - открытая, закрытая и смешанная. По этиологии может быть органическая и функциональная.

Причины и механизм нарушения речи при ринолалии: совр подходы.

Патологические особенности строения и деятельности ре­чевого аппарата обусловливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи.

В устной речи отмечаются обедненность и аномальные ус­ловия протекания долингвистического развития детей с ри­нолалией. В связи с нарушением речедвигательной перифе­рии ребенок лишается интенсивного лепета, артикуляционной «игры», тем самым обедняется этап подготовительной на­стройки речевого аппарата.

Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие про­содических элементов речи.

Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонети­ческой ее стороны.

Наиболее существенными проявлениями дефектности фо­нетического оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового ре­зонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными.

Помимо этого выявляется специфическая окраска некото­рых согласных звуков (чаще задненёбных) за счет подключе­ния глоточного резонатора.

Встречаются также и явления дополнительной артикуля­ции в полости гортани, что придает речи своеобразный «щел­кающий» призвук.

Выявляется множество и других более частных дефектов. Например: опускание начального согласного («ак, ам» - так, там); нейтрализация зубных звуков по способу образования, замена взрывных звуков фрикативными; свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот; отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе; наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение, свист, придыхание, храп, гортанность и т. п.); перемещение артикуляции в более задние зоны.

Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива.

Таким образом, механизм на­рушения при открытой ринолалии определяется следующим:

1) отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие это­го нарушением противопоставлений звуков по признаку ро­товой-носовой;

2) изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялос­тью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в ар­тикуляции мышц глотки и гортани.

Особенности письма. Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фоне­матической системы языка.

Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению пра­вильным письмом.

Связь нарушений письма с дефектами артикуляционного аппарата имеет разнообразные проявления. Если к моменту обучения ребенок с ринолалией овладел внятной речью, уме­ет четко произносить большинство звуков родного языка и в его речи остается лишь незначительный назальный оттенок, то развитие звукового анализа, необходимого для обучения грамоте, протекает успешно. Однако, как только возникают у" ребенка с ринолалией дополнительные препятствия для нор­мального речевого развития, проявляются специфические на­рушения письма.

Дисграфические ошибки, которые наблюдаются в письмен­ных работах детей с расщелинами нёба, разнообразны.

Специфическими для ринолалии являются замены п, б на м, т, д на н и обратные замены н - д, т, м - б, п, обусловленные отсутствием фонологического противопоставления со­ответствующих звуков в устной речи, выявляются пропуски, замены, употребление липших глас­ных, распространены замены и смешения шипящих-свистящих, отмечаются трудности употребления аффрикат, звук ц заменяется на с, характерны смешения звонких и глухих согласных, нередки ошибки на пропуск одной буквы из стечения, звук л заменяется р, р на л.

Степень нарушения письма зависит от ряда факторов: глу­бины дефекта артикуляционного аппарата, особенностей лич­ности и компенсаторных возможностей ребенка, характера и сроков логопедического воздействия, влияния речевой среды.

Общая характеристика ринолалии.
Ринолалия (от греч. нос + речь ) - нарушение
тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими
дефектами речевого аппарата.
Ринолалия по своим направлениям отличается от дислалии наличием измененного
назализованного
(лат. нос ) тембра голоса.
При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы.
При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека
происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.
Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, вызываемым сокращением мышц мягкого
нёба, боковых и задних стенок глотки.
Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки
(валик Пассавана), которое способствует контакту задней поверхности мягкого
нёба с задней стенкой глотки.
Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости
от произносимых звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от
произносимых звуков. Она меньше для гласных, чем для согласных. Самое слабое
нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в , самое сильное - при с ,
обычно в 6-7 раз сильнее, чем при а. При нормальном произнесении назальных звуков м, м" , н, н" воздушная струя
свободно проникает в пространство носового резонатора.
В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные
формы ринолалии. Наличие врожденных небных расщелин глубоко отражается на всем развитии ребенка: это
дети болезненные, соматически ослабленные, у них часто отмечается снижение
слуха. При ринолалии дефект речи может сопровождаться отклонениями в развитии
высших психических функций. Эти больные характеризуются своеобразными
особенностями развития личности и формирования деятельности.
Речевой дефект ринолалика с самого рождения обусловливается рядом причин.
В первую очередь обеспечение жизненно важных функций дыхания и питания приводит к
специфическому положению тела языка (с чрезмерно поднятым корнем). Такое
положение языка ведет к нарушению его функциональных возможностей, с одной
стороны, и к дефектной компенсации нарушения - с другой (во время речи в
артикуляцию вовлекаются мышцы лица, лба, возникают многообразные синкинезии).
При ринолалии отмечается формирование атипичного специфического дыхания, развитие
гиперназализации и дефекты артикуляции звуков.
В картине речевого нарушения ведущим является дефектное звукопроизношение, вторично может
страдать лексико-грамматический строй речи, фонематический слух, письменная
речь. Коррекция дефекта осуществляется средствами медицинского, логопедического и психолого-педагогического
воздействия.