» »

Правила употребления do и does в английском. Правильное использование Do — Is в вопросах английского языка. Полная форма отрицания

10.12.2023

Глагол - это часть речи, обозначающая действие. В английском языке есть два вида глаголов: смысловые и вспомогательные . Смысловые несут определенный смысл, то есть обозначают действие или состояние. Например: ждать, любить, скучать, бежать.

А для чего нужны вспомогательные глаголы? Какие они бывают? Когда они используются и кому они помогают? Сейчас я вам расскажу.

Для чего нужны вспомогательные глаголы?

Вспомогательные глаголы не несут смысл и никак не переводятся. Они выполняют роль указателей, которые помогают нам определить:

  • Время происходящего (настоящее, будущее, прошлое),
  • Количество действующих лиц (много или один).

В английском существуют следующие вспомогательные глаголы: be, do, have . Более подробно на каждом из них мы остановимся попозже, а пока давайте разберемся, что же такое «вспомогательный глагол».

Как в русском языке?

Русским людям очень сложно понять, что такое «вспомогательный глагол» и зачем его вообще придумали. На самом деле, все очень просто. В русском языке чтобы понять, в каком времени выполняется действие и кто его выполняет, мы меняем окончания.

… гуляла - говоритнам о том, что был один человек (женщина) и в прошлом (вчера или какое-то время назад) она вышла на улицу и подышала воздухом какое-то время.

… гуляет - говоритнам о том, что один человек в настоящем вышел на улицу и дышит воздухом какое-то время (сейчас).

… гуляем - говоритнам о том, что много людей в настоящем вышли на улицу и дышат воздухом какое-то время (сейчас).

Как вы видите, врусском мы меняем само слово (окончание) и благодаря этому понимаем, кто и когда делал действие.

Как в английском языке?

Англичане (на наше счастье) ленятся изменять слова, потому что тогда их язык был бы очень сложным. Поэтому они решили, что будут ставить дополнительные маленькие слова перед действиями. Эти маленькие слова и будут показывать время и количество людей, которые действие совершают.

Внимание: Хотите преодолеть языковой барьер и заговорить на английском? Узнайте на в Москве, как наши студенты начинают говорить за 1 месяц!

При этом мы меняем только маленькие слова (вспомогательные глаголы) перед действиями, а не сами глаголы. Давайте рассмотрим, как это происходит.

Возьмем смысловой глагол swim (точнее его форму swimming).

Swimming in the pool.
___ ______ плав(-ать/-аю/-ем/-ли/-ют) в бассейне

Мы понимаем, ЧТО делает человек/люди - он разгребает руками воду, чтобы держаться на ней и не утонуть. Но можем ли мы понять, КОГДА человек/люди это делают? Вчера? Сегодня, сейчас? Завтра? И можем ли понять, сколько человек делают это действие? Один? Или больше одного? Нет.

А теперь добавим вспомогательный глагол be:

am swimming
плаваю

are swimming
плавают

were swimming
плавали

will be swimming
буду плавать

Теперь мы видим, что:

  • в первом случае , человек говорит о себе, и действие происходит в настоящий момент, сейчас (am swimming)
  • во втором , речь идет о нескольких людях (больше одного) и в настоящем времени (are swimming)
  • в третьем случае, у нас прошедшее время, то есть действие вчера или уже было, и много людей (were swimming)
  • в четвертом, мы говорим про будущее время (will be swimming)

Вспомогательный глагол мы не переводим, но он помогает нам в правильном времени и числе перевести смысловой глагол, в паре с которым он идет.

Кстати, в русском все-таки есть один вспомогательный глагол. Все вы его знаете - это слово «будет». Когда мы рассказываем про будущее, мы говорим «я буду, он будет, мы будем». Это и есть то, что указывает нам на будущее.

Я буду танцевать всю ночь.
Мы будем плавать.

Какие вспомогательные глаголы бывают в английском языке?

Как я уже говорила, в английском языке не так много вспомогательных глаголов: do, have, be.Эти же глаголытакже могут быть смысловыми и иметь значение:

  • do - делать,
  • have - иметь,
  • be - быть.

Важно : ещё раз скажу, что мы рассматриваем эти глаголы как вспомогательные. Поэтому они не переводятся. Сравним предложения в примерах.

Heis a doctor.
Он является доктором. (Здесь be - смысловой глагол. Он несет смысл «быть, являться».)

He is going to a doctor.
Он идет к врачу. (Здесь be - вспомогательный глагол - он помогает понять, что действие (смысловой глагол «идти») происходит в настоящее время)

They have a cat.
Они имеют кошку. (Здесь have - смысловой глагол. Он несет смысл «иметь, владеть».)

They have fed a cat already.
Они покормили кошку уже. (Здесь have - вспомогательный глагол. Он помогает понять, что действие (кормить) уже было завершено недавно.)

I do my homework.
Я делаю мою домашнюю работу. (Здесь do - смысловой глагол. Он несет смысл «делать».)

Do you learn English?
Ты учишь английский? (Здесь do- вспомогательный глагол. Он помогает понять, что действие (учиться) происходит в настоящее время.)

Вспомогательный глагол be

Сейчас мы рассмотрим все формы вспомогательных глаголах в разных временах: Present, Past и Future.

Местоимения Настоящее время
(Present Tense)
Прошедшее время
(Past Tense)
Будущее время
(Future Tense)
I am was will
you, they, we are were will
he, she, it is was will

She is sleeping.
Она спит.

They are dancing now.
Они танцует сейчас.

We were watching TV, when he came.
Мы смотрели телевизор, когда он пришел.

My sister will go abroad.
Моя сестра поедет за границу.

Этот глагол в смысловой форме мы очень подробно рассматривали в этих статьях:

Вспомогательный глагол do

Местоимения Настоящее время
(Present Tense)
Прошедшее время
(Past Tense)
Будущее время
(Future Tense)
I do did will
you, they, we do did will
he, she, it does did will

I don t know it.
Я не знаю это.

She doesn"t like to sing.
Она не любит петь.

He didn’t watch this film.
Он не смотрел этот фильм.

They will give up smoking.
Они бросят курить.

Вспомогательный глагол have

Местоимения Настоящее время
(Present Tense)
Прошедшее время
(Past Tense)
Будущее время
(Future Tense)
I have had will have
you, they, we have had will have
he, she, it has had will have

I have lived here for five years.
Я жила здесь в течение пяти лет.

She has worked as a doctor since 2007.
Она работала врачом с 2007 года.

They had read this text.
Они дочитали этот текст.

We will have prepared it, before you come.
Мы приготовим это до того, как ты придешь.

Как вы видите, вспомогательные глаголы очень важны, так как по ним мы определяем, какое именно время используется и сколько людей участвуют в этом. Так что не стоит забывать о них, не смотря на то, что мы их не переводим.

Надеюсь, теперь вы поняли, что такое вспомогательные глаголы, а также, как и когда их надо использовать. А теперь переходим к практике!

Задание на закрепление

А теперь для закрепления, переведите следующие предложения на русский язык, обращайте внимание на наши указатели - вспомогательные глаголы:

1. He will go to the cinema.
2. My sister is playing tennis now.
3. They have broken the window.
4. I don’t speak Spanish.
5. We will dance all night.
6. She didn’t take this pen.
7. You will not buy this dress.

Свои ответы, как всегда пишите в комментариях.

В русском языке мы очень часто усиливаем эмоциональность высказывания, делая свою речь более выразительной. Давайте рассмотрим несколько таких примеров:

«Я н а самом деле звонила тебе. Он действительно хочет помочь ей. Она все же простила его».

Как вы видите, выражениями «на самом деле», «действительно», «все же» мы подчеркиваем действия, о которых говорится в предложениях.

В английском языке мы можем использовать глагол do, чтобы добавить выразительности в свою речь. В статье я расскажу, как это сделать.

Из статьи вы узнаете:

Глагол do для усиления выразительности устной речи


Думаю, вы уже знаете, что глагол do в английском языке может выступать в нескольких ролях:

  • глагол «делать/сделать».

Сейчас мы разберем еще одно использование глагола do - для усиления высказывания.

Мы можем использовать его в утвердительных предложениях, чтобы усилить значение смыслового глагола (действие, о котором говорим). Такое усиление do переводится на русский язык как «действительно», «на самом деле», «все-таки», «все же», «точно», «обязательно» .

Например: Она действительно любит его.

В зависимости от времени, в котором вы усиливаете предложение, глагол do имеет формы :

  • в настоящем времени - do/does
  • в прошедшем времени - did
  • повелительное наклонение (просьба, приказ) - do

Давайте подробно разберем все эти случаи.

Внимание : Путаетесь в английских правилах? Узнайте на в Москве, как легко разобраться в грамматике английского языка.

Использование do/does для усиления в настоящем времени

Чтобы подчеркнуть действие, о котором идет речь в предложении нужно поставить do перед этим действием.

Во времени Present Simple (настоящем простом) мы используем do или does в зависимости от действующего лица:

  • do - когда говорим «я, ты, вы, они, мы, люди, дети и т.д.».
  • does - когда говорим о ком-то одном (он, она, оно, мой друг, его сестра и т.д.).

Само действие (глагол) мы никак не изменяем (окончание -s/-es добавлять не нужно), то есть оставляем в начальной форме.

Схема такого предложения будет следующей:

Действующее лицо + do/does + действие + остальные члены предложения

I
You
We do like
They want
She believe
He does
It

She does need your help.
Ей действительно нужна твоя помощь.

They do know it.
Они на самом деле знают это.

He does want to find a job.
Он действительно хочет найти работу.

Использование did для усиления в прошедшем времени


Когда мы усиливаем действие, которое было в прошлом, мы ставим do в прошедшее время (did). После did мы ставим само действие (глагол) в начальной форме (не нужно добавлять окончание -ed).

Схема такого предложения:

Действующее лицо + did + действие + остальные члены предложения

I
You
We want
They did believe
She know
He
It

He did call you.
Он действительно звонил тебе.

They did live in the house.
Они на самом деле жили в этом доме.

She did sign that agreement.
Она точно подписала тот контракт.

Использование do для усиления в повелительном наклонении

Повелительное наклонение - это приказ, просьба, совет. При этом мы не называем того, к кому обращаемся.

Например: Сделай это. Принеси телефон. Позвони ему.

В таких предложениях мы также можем использовать усилитель do, который будет переводиться как «обязательно, непременно, да и т.д.

В этом случае мы ставим его в самом начале предложения. После него идет действие (глагол) в начальной форме.

Не путайте такие предложения с вопросительными предложениями в Present Simple.

Схема такого предложения будет:

Do + действие + остальные члены предложения

Do come to my party.
Непременно приходи на мою вечеринку.

Do write him.
Обязательно напиши ему.

Do ask him.
Да спроси его.

Итак, теперь вы знаете, как сделать свою речь более яркой, с помощью добавления do. А теперь давайте закрепим это на практике.

Задание на закрепление

Переведите следующие предложения на английский язык. Свои ответы оставляйте в комментариях под статьей.

1. Мы действительно хотим пойти на концерт.
2. Он на самом деле верит в приведения.
3. Обязательно прочитай это.
4. Они на самом деле поженились.
5. Непременно приходите к нам.
6. Она действительно любит его.

О глаголе to do мы знаем, что он:

  • Чаще всех других употребляется;
  • Может быть основным (его еще называют главным или полнозначным) и вспомогательным.

В качестве основного глагола глагол do / does используется в своем главном лексическом значении – «делать, поступать, выполнять, играть, осуществлять».

Рассмотрим предложение: «I like to do homework every day, but I do not like to clean teeth».

Переведем его: «Я люблю делать уроки каждый день, но я не люблю чистить зубы».

В первой части предложения глагол do выступает в роли основного (полнозначного) глагола и, соответственно, переводится. Далее глагол dо — вспомогательный и не переводится. Спрягается во всех временах и залогах.

Формы глагола to do в группах времен разные. Например, во всех временах группы Present он имеет формы do / does, группы Past – did, группы Perfecthave / had done (has / had done). Также есть еще более сложные времена, которые сочетают в себе признаки времен всех групп, поэтому возникают существенные затруднения по их определению.

Употребление глагола to do в английской категории времени

Всякий, изучающий английский язык, знает, как многообразны и трудны для запоминания случаи употребления глагола to do в английских временах. В этом случае помогают таблицы английских времен.

Таблица времен для глагола to do

ACTIVE (действительный залог)
Infinitive:
to do
Simple (Indefinite) Continious (Progressive) Perfect Perfect Continious (Perfect Progressive)
Present
(настоящее)
He does. He is doing. He has done. He has been doing.
Past
(прошлое)
He did. He was doing. He had done. He had been doing.
Future
(будущее)
He will do. He will be doing. He will have done. He will have been doing.
Future in the Past He would do. He would be doing. He would have done. He would have been doing.
PASSIVE (страдательный залог)
Infinitive:
to be done
Simple Passive
(Indefinite Passive)
Continious Passive
(Progressive Passive)
Perfect Passive Perfect Continious Passive
(Perfect Progressive Passive)
Present
(настоящее)
It is done. It is being done. It has been done. (It has been being done.)
Past
(прошлое)
It was done. It was being done. It had been done. (It had been being done.)
Future
(будущее)
It will be done. (It will be being done.) It will have been done. (It will have been being done.)
Future in the Past It would be done. (It would be being done.) It would have been done. (It would have been being done.)

Сегодня существует достаточно много модификаций таблиц английских времен: в одних расписано подробно, в других применены схемы, алгоритмы с использованием условных обозначений. Таблицы рассчитаны также на пользователей, имеющих разный уровень владения английским языком.

Вот некоторые из них:

Так как же запомнить способы образования всех английских времен?

  • Самый первый совет – выучить наизусть!
  • Внимательно относиться к переводу каждого слова;
  • Логически размышлять, устанавливая лексико-грамматические и семантические связи в предложении;
  • Четко разбираться во всех вспомогательных глаголах;
  • Знать особенности , отличительные семантические и грамматические характеристики каждой из временных групп;
  • Хорошо ориентироваться в таблице нерегулярных английских глаголов (это поможет легко определять времена всех групп)
  • Всегда иметь на занятиях английским языком перед глазами данную или подобную таблицу и уметь быстро в ней ориентироваться
  • Написать карточки (столько, сколько это возможно) с примерами типичных предложений и по мере необходимости «подсматривать» в них. (НЕТ НИЧЕГО ПЛОХОГО В НАПИСАНИИ СПРАВОЧНЫХ ПОСОБИЙ И УМЕНИИ ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ, тем более, если они написаны от руки, и вы применили свои собственные обозначения, пользовались для маркировки разными цветами ручки).

Привет, друзья! Глагол do наряду с другими вспомогательными глаголами – является одним из самых распространенных в английском языке. Это связано с тем, что у него может быть множество значений, в зависимости от ситуации, где он будет употребляться. В этой статье мы поговорим о глаголе to do (делать, выполнять действие).

Как вы уже догадались, do и does - формы глагола to do в Present Simple (т.е. простом настоящем).

Употребление do и does. Как не запутаться?

Правило очень простое:

в 1 лице единственного и множественного числа (я, мы), а также во втором и третьем лице множественного числа (вы, они) → DO

в третьем лице единственного числа (она/он/оно) → DOES

1. She doesn’t do any tasks (верно! )

Здесь doesn’t уже указывает на отрицание и настоящее время, а do является смысловым глаголом

2. Does she do any tasks? (верно! )

Does в начале указало, что это вопрос и настоящее время для she (3-е лицо, единственное число), этого достаточно

3. He didn’t do it better (верно! )

После вспомогательного глагола важно использовать инфинитив без to

Рассмотрим несколько предложений:

С глаголом do:

  • I do teaching for a living. (Я зарабатываю на жизнь преподаванием.)
  • We do our job with pleasure. (Мы с удовольствием выполняем свою работу.)
  • You do the same thing every week. Why? (Ты делаешь одно и то же каждую неделю. Зачем?)
  • They do a lot of different things in their free time. (Они делают много разных вещей в свободное время.)

И предложения с глаголом does:

  • He does exercises every morning. (Он делает зарядку каждое утро.)
  • She does her shopping every Wednesday. (Она делает покупки каждую среду.)
  • We have a multi cooker. It does most of the cooking for us. (У нас есть мультиварка. Еду нам готовит в основном она.)

В целом, это правило не противоречит основному способу спряжения глаголов в английском языке. Обычно к глаголу в третьем лице единственного числа Present Simple мы добавляем -s .

Например,

  • I sit - He sits (Я сижу - Он сидит)
  • We live in Moscow - She lives in New York. (Мы живем в Москве - Она живет в Нью-Йорке)

С do происходит то же самое, только мы добавляем –es :

I do -He does .

По такой же модели образуется и соответствующая форма глагола to go

I go - He goes

Cпряжение глагола to do

I DO He DOES
We She
You It
They

Почему важно выучить спряжения глагола to do?

Глагол to do – значимый глагол. Вам будет проще двигаться вперед в изучении английского, если после первой же встречи с глаголом do, вы выучите (или запомните) его спряжение в простом настоящем.

To do может :

— выступать как смысловой глагол

В принципе мы с вами уже видели на примерах выше do в качестве смыслового глагола (т.е. глагола на котором лежит основной смысл предложения).

Вот еще несколько примеров:

  • Could you do me a favour please? (Пожалуйста, сделай мне одолжение).
  • He does his homework every day. (Он каждый день делает домашнее задание.)
  • In my family my mother does the cleaning. (В моей семье уборку делает мама.)

— быть вспомогательным глаголом (для образования вопросительного или отрицательного предложения)

Вспомогательный глагол – глагол, который не несет смысловую нагрузку, но нужен для построения грамматически правильной конструкции.

В английском языке в Present Simple (и Past Simple) общий вопрос (т.е. вопрос, ответом на который будет да или нет), а также отрицательное предложение образуются с помощью глагола to do.

Вопрос = do/does+ подлежащее + сказуемое (смысловой глагол )

  • Do they work hard? – Yes, they do. (Они много работают? – Да.)
  • Do I know him? -
  • Does he watch TV every night? – No, he doesn’t. (Он смотрит телевизор каждый вечер? – Нет.)
  • Does Mary eat apples? (Мэри ест яблоки?)

Выбор формы глагола, do или does, зависит от подлежащего:

  • I, We, You, They - DO,
  • He, She, It - DOES

Отрицание = подлежащее + do not (don’t)/does not (doesn’t) + сказуемое (смысловой глагол )

  • I do not (don’t) eat cakes. (Я не ем тортики).
  • We don’t like this film. (Нам не понравился этот фильм).
  • Peter and Mary don’t want to go there. (Питер и Мэри не хотят туда идти).
  • She doesn’t play tennis. (Она не играет в теннис).
  • Peter doesn’t live in Paris. (Питер не живет в Париже).

Выбор формы глагола, do или does, также зависит от подлежащего:

  • I, We, You, They - DO NOT (DON’T),
  • He, She, It - DOES (DOESN’T)

*Don’t / doesn’t – сокращенные формы от do not/does not, используемые в неформальной переписке, а также при передаче разговорной речи.

NB: Обратите внимание на случаи, когда глагол do выступает и как смысловой, и как вспомогательный.

  • I don t do it. (Я этого не делаю ).
  • He doesn t do it. (Он этого не делает ).

Подчеркнутый глагол – вспомогательный (благодаря ему мы образовали отрицательное

предложение), выделенный жирным – смысловой. Если в вопросе или отрицании в
качестве смыслового глагола употребляется do, то он стоит всегда в форме do.

  • I don’t do it. (Я этого не делаю ).
  • I don t like it. (Я этого не люблю ).
  • She doesn’t do the shopping. (Она не делает покупок).
  • It doesn’t do him credit. (Это не делает ему чести).

Аналогичная ситуация и с вопросительными предложениями.

  • What do you do ? (Чем ты занимаешься?/Чем вы занимаетесь?)
  • What does he do ? (Чем он занимается?)

служить в качестве глагола заменителя

Во избежание тавтологии глагол, упомянутый в предыдущем предложении можно

заменить на глагол do.

  • Jane eats apples. She does it every day. (Джейн ест яблоки. Она делает это каждый день).
  • They work at hospital. They do it for free. (Они работают в госпитале. Они делают это бесплатно).

подчеркнуть или выделить какое действие

В некоторых случаях нужно выделить значение глагола. Иногда это делают с помощью глагола do. Правило употребления do и does в этом случае остается прежним, а смысловой глагол не меняется.

  • They do want to help you. (Они действительно хотят вам помочь).
  • He does need this job. (Ему отчаянно нужна эта работа).

Итак, мы разобрали основные ситуации употребления do и does в английском языке. Надеемся, что ситуация с ними прояснилась и они вас больше не пугают. Удачи!

Простая разговорная практика

Что самое сложное для изучающих английский язык? Спросите любого, и вам ответят - времена. Но что конкретно в этих временах не так - на этот вопрос ответа нет. А ларчик просто открывается.

Причины трудности изучения времен в английском языке

Во-первых, времен много, в особенности проблемы вызывают времена глагола do. После русского, где только три времени, обилие глагольных форм вызывает настоящий шок. Неправильно преподнесенный материал может навсегда отбить желание изучать английский язык у человека. Во-вторых, после первого шока людям сложно сопоставить русские времена и глагольные формы с соответствующими глагольными формами в английском языке. Отсюда и фразы: «Зачем англичане придумали столько времен?» Особенно часто такие вопросы задают маленькие дети, когда только начинают изучать язык.

Глаголы do(does) в Present simple

Как правило, сложности начинаются уже при изучении первого времени - Present simple. Здесь подводные камни заключаются во вспомогательных глаголах. Мало того что в русском и украинском языке их нет, так еще и непонятно, зачем они в английском языке. Как бы парадоксально ни звучало, они нужны для того, чтобы не запутаться во временах. Дело в том, что в английском языке слова не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Как определить, в каком времени сказано предложение? По вспомогательному глаголу. Например, если мы видим в предложении глагол do (does), можно смело говорить, что перед нами - Present simple (простое настоящее время). Рассмотрим ниже случаи его употребления.

Употребление глагола do и does

Так ли страшен без которого невозможно в настоящем времени? Английский глагол do (does) - наиболее употребляемый. Он может быть как смысловым, так и вспомогательным. В качестве основного глагола глагол do/does используется в своем исконном значении - делать. Например, мы имеем предложение

  • Masha likes to do lessons and doesn"t like to be disturbed. That is why she does homework alone. - Маша любит делать уроки и очень не любит, когда ее отвлекают. Поэтому она делает уроки одна.

Как видим, здесь глагол do выступает сразу и как смысловой, и как вспомогательный. В частности, в части "Masha likes to do lessons" и "That is why she does homework alone" does как раз смысловой, а в части "doesn"t like to be disturbed" - вспомогательный.

Другой пример:

  • "My mom likes to do shopping, but i don"t, because she bies only things for her, not for me", - little Tony says to Jane. - Моя мама любить ходить за покупками, а я - нет, потому что она покупает вещи только для себя, - говорит маленький Томми Джейн.

Здесь тоже в части "My mom likes to do shopping" do - смысловой. Другое дело, что при переводе он не фигурирует в речи. Дело в том, что выражение "do shopping" созвучно с нашей фразой "делать покупки". Но при переводе чаще используют конструкцию "ходить за покупками". В части "but i don"t, because she bies only things for her, not for me" do как раз выступает в роли вспомогательного.

  • Do you know her? She is so pretty. - Ты ее знаешь? Она такая красивая.

Таким образом, do/does выступает в роли смыслового глагола там же, где и в русском языке мы используем глагол "делать". В качестве вспомогательного - в отрицательных предложениях, как видно из примеров, приведенных выше. Рассмотрим этот момент подробнее.

  • Why do they walk so slowly? - I don"t know, maybe they have a lot of time and don"t have to hurry. - Почему они идут так медленно? - Не знаю, возможно, у них много времени и им не нужно торопиться.

Так ли безобидны ошибки со вспомогательными глаголами?

В данном случае глагол do выступает в роли вспомогательного в отрицательном и вопросительном предложении. Отметим, что без этого глагола невозможно правильно построить отрицательное предложение в Present Simple, равно как и задать вопрос. Нет, можно конечно упустить глагол do/does, но это для англоязычного человека будет звучать как "Моя в лес ходи, белка стреляй". Вроде бы, все слова понятны, и даже смысл улавливается. Но насколько серьезно будут воспринимать человека, который разговаривает подобным образом? Станут ли его воспринимать всерьез и считать равным? Вряд ли. Наши люди любят подсмеиваться над иммигрантами, которые плохо владеют языком. Но они не думают о том, что сами в глазах британцев выглядят также смешно и нелепо. Вот мы и подходим к другому важному моменту. С глаголом do все понятно.

А что делать с глаголом does?

Для чего он нужен? Почему их два? Как вообще понять, когда какой глагол ставится? Гадать, пытаясь Не стоит. В английском, как и в любом языке, есть вполне четко прописанные грамматические правила, согласно которым употребление глаголов do/does четко ограничено. Так, does мы пишем в вопросительных и отрицательных предложениях только в том случае, если подлежащее может быть условно отнесено к 3-му лицу единственного числа. Например, в примере "That is why she does homework alone" мы говорили про Машу, которая любит делать уроки одна. Маша - существительное 3-го лица единственного числа, поэтому здесь и появилось это самое does. В остальных случаях мы ставим do. Еще один важный момент, о котором часто забывают. Если в предложении стоит уже does в качестве вспомогательного глагола, то к основному смысловому глаголу в предложении окончание s не ставится. Если же подлежащее - существительное в 3-м лице единственного числа, то к основному глаголу мы добавляем окончание s. Это тоже будет служить маркером настоящего времени.

Спросите любого школьника, что самое сложное в теме "времена" (ну, кроме их количества)? Постановка вопросов. Эта тема вызывает затруднения потому, что преподаватели редко когда дают четкую и прозрачную схему построения вопроса. Если раз и навсегда запомнить ее, то вы сможете поставить любой вопрос в любом времени по аналогии.

Итак, общие вопросы и употребление глагола do

Чтобы было понятнее, это те вопросы, на которые можно ответить да\нет.

  • Вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + что + где + когда?

На это выглядит так:

  • Глаголы Do (does) + подлежащее + смысловой глагол + что + где + когда?

То есть вспомогательный глагол просто выходит на первое место.

Специальные вопросы и предложения с глаголом do

Они строятся почти по такому же принципу. Единственная разница - в этих вопросах появляется так называемое вопросительное слово. Далее схема повторяется.

  • Вопросительное слово + вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + что + где + когда?
  • What/where/when + вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол + что+ где + когда?
  • What/where/when + глаголы do (does) + подлежащее + смысловой глагол + что + где+ когда?

Причем такая схема сохраняется всегда, даже если мы спрашиваем банальные вещи:

  • What spice do you like? - Ginger, of course. - Какую пряность ты любишь? - Конечно же, имбирь.

  • Where does your sister do her hairdo? - What do you mean? She does it yourself. - Do you really think so? - I am sure. - Где твоя сестра делает прически? - Что ты имеешь в виду? Она их делает себе сама. -Ты правда так думаешь? - Я абсолютно уверен.

Как видите, в приведенном выше примере представлены и общие, и специальные вопросы. Отметим также, что как и в случае с отрицательными предложениями, если в предложении есть вспомогательный глагол does, то окончание s к основному глаголу не прибавляем. Из-за этого получается интересная картина.

Where does your sister do her hairdo? В этом предложении представлены и do, и does. Но does - вспомогательный, потому что мы говорим о сестре, а do - смысловой. Дело в том, что в английском языке есть устойчивое словосочетание - to do smb"s hairdo. Оно значит "делать прическу" в любом контексте.

Формы глагола do

Глагол to do, как и все английские глаголы, имеет множество форм. Запомните, что to do - это просто инфинитив. Что же происходит с этим глаголом, скажем, Simple глагол to do изменяется и приобретает форму did. Это - поэтому никакого к нему не добавляем. Его надо учить, как и ряд других глаголов, по специальным таблицам.

  • They were walking across the street and the mother told little Janny: "Where did you go?" - "I am not obliged to tell you everything". - "Yes, but i am your mother. I didn"t know anything about your things and i was verry frightened because of that". - Они переходили дорогу, и между мамой и маленькой Дженни произошел следующий диалог: - Куда ты ходила? - Я не обязана обо всем тебе отчитываться! - Да, но я - твоя мать. Я ничего не знала о твоих планах и это меня очень напугало.

Как видим из примера, приведенного выше, на здесь указывает вспомогательный глагол did. Параллельно с этим в том же предложении к основному глаголу не прибавляется никаких окончаний согласно основному правилу. Это логично - зачем прибавлять какие-то окончания к этим несчастным глаголам, если и так уже есть прямой указатель и на время, и на нюансы смыслового значения предложения? Именно поэтому такая ошибка, как добавление окончаний в прошедшем времени в вопросах, кажется американцам и британцам глупой. Та же картина наблюдается и в отрицательных предложениях: I didn"t know anything about your things and i was verry frightened because of that. Конкретно часть "didn"t know" ярко иллюстрирует правило, которое разбиралось выше.

Приведем еще некоторые примеры:

  • What did you want to tell me? - Is it important? You had never listened to me, so why did you ask now? I don"t want to tell you anyway.- Что ты хотела мне сказать? - Разве это важно, ведь ты никогда не слушал меня, так почему ты сейчас спрашиваешь? В любом случае, говорить я тебе ничего не хочу.

По аналогии с предыдущим примером части "What did you want to tell me?" и "You had never listened to me, so why did you ask now?" показывают, что при наличии вспомогательного глагола did никакое окончание никуда не ставится. Часто люди путают did в качестве смыслового и в качестве вспомогательного глаголов.

Что же делать для того, чтобы не путать случаи употребления глаголов do (does)?

Во-первых, не лениться и переводить предложение. Во-вторых - учить правила употребления глаголов и схемы построения предложений. В-третьих- учить времена. В частности, образованный человек должен знать, что если did стоит в начале предложения или практически в начале - то это будет вопрос, значит, должен появиться второй, смысловой глагол. Если рядом с did стоит отрицательная частичка, то это - отрицание. Опять-таки, рядом должен стоять еще один глагол, к которому ничего прибавлять не надо. Если же did стоит как бы отдельно, то тогда его надо переводить так же, как и do.

Как бы там ни было, это еще не все do. Как и все глаголы, он имеет форму с окончанием ing. Эта форма используется и для обозначения герундиальных форм, и для формирования группы длительных времен.

  • What are they doing? - Cildren are just eating. - Что они делают? - Дети просто кушают.