» »

Признаки простых и сложных предложений. Что такое сложное предложение? Признаки расчленённых структур

22.11.2019

>>Русский язык: Значение и строение сложного предложения. Основные виды сложных предложений". Средства связи между частями сложного предложения. Интонация в сложных предложениях.

Значение и строение сложного предложения . Основные виды сложных предложений". Средства связи между частями сложного предложения. Интонация в сложных предложениях.

Сложные предложения.- это предложения, которые состоят из двух и более частей. Части по форме однотипны с простыми предложениями, но в составе сложного предложения они образуют единое смысловое и интонационное целое.

На письме части сложного предложения могут выделяться парной запятой пли разделяться, в зависимости от синтаксической ситуации, одиночной занятой, точкой с занятой, двоеточием или тире.

В зависимости от средств связи между частями сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные сложные предложения.

В союзных сложных предложениях части предложения соединяются с помощью интонации и союзов или слов, выступающих в роли союзов.

Сложные союзные предложения делятся на две группы: сложносочинённые и сложноподчинённые .

В сложносочинённых предложениях части связаны с помощью сочинительных союзов и, а, но, да, зато, ни - ни, и - и, или - или и т. д. Части сложносочинённого предложения равоправны и не зависят одна от другой. На письме части сложносочинённого предложения в основном разделяются одиночной занятой: Ночь уж ложилась на горы, и ту мет начинал бродить по ущельям (М. Лермонтов).

В сложноподчинённых предложениях части связаны с помощью подчинительных союзов и слов, выступающих в роли союзов что, чтобы, если, где, когда, потому что и т. д. В этих предложениях части неравноправны: одна часть зависит от другой, поэтому в них выделяются главная , поясняемая, и придаточная , поясняющая, уточняющая, части. На письме придаточная часть отделяется от главной занятой: Хлеб, если проголодаешься, всегда бывает свеж и пахуч .

В бессоюзном сложном предложении части предложения соединяются только с помощью интонации: Стояла ясная осенняя ночь, луна озаряла поредевшие листья (Ф. Искандер) . В зависимости от смысла части бессоюзного сложного предложения могут разделяться одиночной запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире.

Сложные предложения по сравнению с простыми предложениями помогают передать больший объём информации.

1. Выборочно-распределительная работа

І. Работа в парах . Выразительно прочитайте данные в упражнении предложения вслух, соблюдая интонацию, с которой произносятся союзные и бессоюзные предложения.

ІІ. Выпишите пословицы в такой последовательности: 1) сложные предложения, связанные сочинительными союзами (сложносочинённые предложения); 2) сложные предложения, связанные подчинительными союзами (сложноподчинённые предложения); 3) сложные предложения, связанные по смыслу без помощи союзов (бессоюзные сложные предложения). Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

1. Вечер покажет, каков был день. 2. Учи других, и сам поймёшь. 3. Глупа та птица, которой гнездо своё не мило. 4. Корова черна, да молоко бело. 5. Всё минется, одна правда останется. 6. Дитя не заплачет - мать не знает. 7. Не давай себе воли - не будет неволи. 8. Деньги не щепки: на полу не подымешь. 9. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. 10. Пашню пашут - руками не машут. 11. Зелен
виноград не сладок, млад человек не крепок. 12. Вор не паутина всегда крадёт, а всегда берегись. 13. Закон как паутина: шмель пролетит, а муха останется. 14. Попытка не пытка, а спрос не беда. 15. Глуп совсем, кто не знается ни с кем. 16. Всем надобно желать, чтобы друга сыскать. 17. Лучше худое отложить, чтобы после не тужить. 18. Лето припасает - зима поедает.

ІІІ. Объясните написание не со словами. Укажите в упражнении случаи раздельного написания не с именами существительными и краткими прилагательными, вызванные скрытым противопоставлением. Подчеркните эти слова как члены предложения. Сформулируйте правило «Как распознать скрытое противопоставление».

Части сложного предложения могут быть разными по составу грамматической основы : двусоставные (двоскладні), односоставные (односкладні). Виды односоставных частей: определённо-личные (означсно-особові), неопределённо-личные (неозначено-особові), безличные (безособові), назывные (називні)

2. Пунктуационно-орфографическая работа

І. Спишите предложения, вставляя пропущенную частицу ни в отрицательных местоимениях. Расставьте пропущенные занятые;.

ІІ. Подчеркните грамматические основы в каждой части сложного предложения, укажите тин сказуемого.

ІІІ. Найдите односоставные предложения и в скобках укажите их вид: определённо-личные (опр.-л.), неопределённо-личные (неопр.-л.), безличные (безл.), назывные (п.). Односоставных предложений какого вида нт в данном упражнении? Назовите неполные предложения.

1. Я там чуть-чуть не умер с голода да ещё вдобавок меня хотели утопить(М. Лермонтов) . 2. Мне двадцать четыре года я самый настоящий инженер-электрик (А. Вампилов) . 3. Словно кричат что-то да...чего не разберёшь (А. Островский). 4. Было видно что ей...чего не хотелось делать (В. Белов) . 5. Когда я проснулся в доме уже...кого не было. 6. Я ей...чего не сказал чтобы не волновать её (Ф. Искандер) . 7. Она сразу же сказала ему что не знает... о каких таких родственниках и...когда с ними не встречалась (Ф. Искандер) . 8. Мама и папа спорили о моём воспитании а я не подчинялся...кому чтобы...кого не обитель (А. Алексин). 9. Дверь у Гусевых...когда не запиралась - не потому что доверяли людям а потому что теряли ключи (В. Токарева).

IV. Укажите предложение с косвенной речью.

3. Выборочно-распределительная работа

I. Выпишите предложения в такой последовательности: 1) сложные предложения с причастным оборотом : 2) сложные предложения с деепричастным оборотом: 3) сложные предложения с обособленными приложениями; 4) сложные предложения с вводными словами и обращениями, вставьте пропущенные буквы и дефисы (место пропуска дефиса не обозначено). Расставьте пропущенные запятые.

1. Я схватил бумаги и поскорее унёс их боясь чтоб штабе капитан но раскаялся (М. Лермонтов) . 2. Прямо перед глазами было окно по которому движется плоская щёточка дворник очищающая стекло (В. Липатов) . 3. Я пошёл к соседу старику к Олёше Смолину чтобы попросить помощи (В. Белов) . 4. Опять застучал по крыше дождь но Воронцов завёрнутый в плащ-палатку н..чего не видел и не слышал (В. Распутин) . 5. Единстве..ый вое..ый корабль ныне ставший кораблём музеем первым встал на защиту городка однако весь его экипаж погиб в бою. 6. Старики помещики сверстники Хвощинского рассказывают что он когда-то слыл за редкого умницу (И. Бунин). 7. Друзья советчики умудрё..ые опытом настаивали чтобы он н.. о чём н..кому не рассказывал. 8. Это значит сударь что вам наследства вашего не видать н..когда(Н. Островский). 9. Матушка и тётка не раз творили, что она несомне..о была в своё время красавица (И. Лесков). 10. Я проводил её крепко накрепко предупредив чтобы она н..кому н..когда не открывала по вечерам дверь (Ф. Искандер).

ІІ. Объясните написание не с разными частями речи.

4. Слушание с опорой на текст

І. Прослушайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его. Передайте содержание текста в 4-5 предложениях.

ІІ. Выпишите примеры сложных предложении разных типов: бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое. Выпишите предложения, включающие прямую речь и диалог, повторно запишите их в виде косвенной речи.

Я вспомнил, как в детстве ждал дня рождения и в ночь перед ним долго не мог уснуть. Сердце никак не успокаивалось, оно громко и часто стучало от волнения. Я ворочался и уговаривал себя заснуть, понимая, что, как только я засну, сразу наступит завтра. То есть надо уснуть - и день рождения настанет. Но из-за того, что я так напряжённо об этом думал, именно от этого и не мог уснуть, ворочался, громко издыхал или.лежал и слушал тишину в других комнатах, тиканье часов да звуки редко проезжавших машин. Как же я ждал дня рождения!

Хотя чего я ждал? Я знал заранее, что утром мне мама даст белую рубашку, потому что в школе в день рождения мне нужно быть нарядным. Родители меня поздравят, но сразу все подарки не дадут, придётся ждать вечера. В школу я брал с собой конфеты, чтобы всех
угостить. Учительница в начале первого урока сообщала классу, что у меня сегодня день рождения, и не тревожила потом вопросами и не вызывала к доске.

Вечером ко мне приходили друзья, бабушка и тётя с маленькой моей троюродной сестрой. Все дарили какую-нибудь ерунду, бабушка дарила книгу и тайком от всех совала мне в руку сложенную вчетверо купюру. «Купи себе что-нибудь и сходи в кино», - шептала она.

Родители дарили, конечно, что-то ценное, не всегда то, что я хотел, но всё же ценное. Друзья, пришедшие меня поздравить, сначала родительским подарком восхищались, но вскоре находили в нём массу недостатков и раскритиковывали его, доводя меня чуть ли не до слёз. Потом мы ели, потом пили чай с маминым тортом. Потом недолго «бесились», ссорились, кто-то уходил раньше остальных. Мне казалось, что мои приятели затевали какую-то интригу против меня, и вообще недостаточно мне благодарны за праздник и угощение. Потом папа праздник заканчивал.

Всё! Давайте-ка по домам! Завтра в школу, - говорил он, - за уроки-то ещё не садились.

Ребята уходили, и становилось пусто...
(Е. Гришковец)

5. Устное сочинение

Работа в группах . Составьте устное высказывание о праздновании дня рождения, используя опорные слова, данные в тематическом словаре, и Фото "День рождения".

Тематический словарь :

День рождения, семейный праздник, гости, поздравления , пожелания, угощение, торт, подарки, сюрпризы, развлечения, радость, хлопоты.

Восстановите пропущенные слова и пропущенные реплики диалога. Прочитайте составленные диалоги по ролям.

У меня вчера был день рождения.
-
- Мама, отец, мамина сестра с мужем и двумя детьми, моими двоюродными братом и сестрой, бабушка и дедушка.
-
- По это же семейный праздник. Конечно же, пришли самые родные. А с друзьями мы устроили целое шоу: разыграли сюжет Фабрика звёзд».
-
- Да подарков много: …, … , … .Но больше всего мне понравились … , … , … .

7. Домашнее задание

Вариант 1 . Из упражнения 5 спишите часть, посвященную празднованию дня рождения. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы, обосновав таким образом постановку запятых между частями (ложного предложения.

Вариант 2. Напишите сочинение-повествование о каком-либо событии, связанном с днём рождения, - как вы ждали этот праздник, как у вас приходил этот день, - или расскажите о самом памятном дне рождения, эпизоде илиподарке.

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык онлайн, электронные издания бесплатно, конспекты уроков, рефератов, бесплатные учебники по русскому языку, домашние задания вопросы и ответы

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации

§1. Сложное предложение. Общие понятия

Сложное предложение - это единица синтаксиса.

Сложными называются предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, связанных в единое целое по смыслу, грамматически и интонационно.
От простого предложения сложное отличает то, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном - более одной. Сложное предложение, таким образом, состоит из частей, каждая из которых оформлена как простое предложение.
Но сложное предложение - это не случайный набор простых предложений. В сложном предложении части связаны между собой по смыслу и синтаксически, с помощью синтаксических связей. Каждая часть, будучи оформлена как предложение, не обладает смысловой и интонационной завершённостью. Эти признаки характерны для всего сложного предложения в целом.

Сложные предложения, как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными.

В отличие от простого предложения сложное требует определения, из скольких частей оно состоит и какой связью соединены его части.

§2. Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:

  • союзной
  • бессоюзной

Союзная связь - это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.

Союзная связь может быть:

  • сочинительной
  • подчинительной

Сочинительная синтаксическая связь - это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: сочинительных союзов.

Гроза прошла, и выглянуло солнце.

Подчинительная синтаксическая связь - это вид синтаксической связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна - главное предложение, другая - подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Мы не пошли гулять, потому что началась гроза.

(Мы не пошли гулять - главное предложение, а потому что началась гроза - придаточное предложение.)

Бессоюзная синтаксическая связь - это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:

Тренер заболел, занятие перенесено на следующую неделю.

Характер синтаксической связи между частями сложного предложения - это важнейший классификационный признак сложных предложений.

§3. Классификация сложных предложений

Классификация сложных предложений - это классификация по синтаксической связи между его частями. Сложные предложения делятся:

на 1) союзные и 2) бессоюзные, а союзные, в свою очередь - на 1) сложносочинённые и 2) сложноподчинённые.

Следовательно, выделяются три типа сложных предложений:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные

Каждый из этих типов подлежит дальнейшей классификации по значению.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Сколько грамматических основ в сложном предложении?

    • две и более
  2. Как связаны между собой части в сложном предложении?

    • по смыслу
  3. Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?

    • да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение
  4. Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?

  5. Могут ли сложные предложения быть восклицательными?

  6. Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?

  7. Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?

    • главной
    • придаточной
  8. Возможна ли синтаксическая связь между частями сложного предложения без союзов?

  9. Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?

    • равноправное отношение характеризует подчинительную связь
  10. Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?

    • неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

Правильные ответы:

  1. две и более
  2. по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)
  3. нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением
  4. сочинительной и подчинительной
  5. равноправное отношение характеризует сочинительную связь
  6. неравноправное отношение характеризует подчинительную связь

Сложное предложение – это структурное, смысловое и инто-национное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому предложению. Сложное предложение явля-ется особой синтаксической единицей коммуникативного уровня, отличной от простого предложения, имеющей более сложное стро-ение и содержание и состоящей из предикативных частей, подоб-ных по структуре простому предложению, но не имеющих смысло-вой, функциональной и интонационной самостоятельности.

Сложное предложение характеризуется следующими признаками:

· полипредикативность, т.е. наличие двух и более предикативных частей, связанных синтаксической связью,

· полисобытийность или полипропозитивность (в отличие от про-стого предложения, сложное предложение сообщает нам не об од-ной отдельной пропозиции (ситуации), а о нескольких пропозициях и об отношениях между ними: ),

· смысловая завершённость,

· интонационная законченность,

· структурная схема.

Единство и цельность сложного предложения создаются раз-личными средствами связи, к которым относятся:

· Интонация :части сложного предложения не обладаютинтонационной законченностью, являющейся одним из основ-ных признаков предложения как коммуникативной единицы (этот признак присущ сложному предложению в целом): Пена кипела, и брызги воды летали по воздуху (перед союзом и голосповышается, а характерное для повествовательного предложения понижение голоса оказывается только в конце второй части слож-ного предложения);

· Союзы или союзные слова : Сын молча взял цеп, и работа по-шла в четыре цепа; Куда конь с копытом, туда и рак с клешней ;

· Лексический состав :в той или иной части сложного пред-ложения могут быть слова, указывающие на ее несамостоятель-

ность: Одно было несомненно: назад он не вернется (первая часть нуждается в разъяснении имеющегося в ней слова одно);

· Синтаксическое строение частей(неполнота одной из ча-стей, структурный параллелизм частей): Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (первая частьнуждается в распространении); Она Алексея еще не видала, между тем как все молодые соседки только объем и говорили (параллелизм расположения членов предложения в обеих частях);

· Порядок частей :некоторые типы сложного предложениядопускают только один определенный порядок следования частей:



Веревка была длиною почти во всю комнату, так, что один толь-ко противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя (перестановка частей невозможна);

· Сотношение форм глаголов-сказуемых: Лисье бритое лицо его приятно улыбалось, и глаза щурились, оглядывая всех собрав-

шихся (значение одновременности передается формами несовер-шенного вида);

По характеру средств связи между предикативными частями сложные предложения делятся на два типа: союзные и бессоюзные.

· союзных связь осуществляется при помощи сочинительных или подчинительных союзов или союзных слов. В бессоюзных предло-жениях, ввиду отсутствия союзов, на первый план выдвигается ин-тонация как средство связи между предикативными частями.

Союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложносочинёнными называются предложе-ния, предикативные части которых равноправны в смысловом от-ношении и связываются между собой сочинительными союзами: И было душно в ущелье тёмном и пахло гнилью .

Сложносочинённые предложения имеют следующие струк-турно-семантические типы. В науке описаны несколько структурно семантических типов сложносочинённого предложения. Выделя-ются несколько структурно-семантических типов ССП, о которых ниже пойдёт речь.

ССП с соединительными союзами и, да, ни (повторяющийся),

которые связывают обычно однородные предикативные части и выражают при этом соединительные отношения со значением од-новременности действий, состояний, явлений или их временной

последовательности: На солнцепёке было совсем тепло и пахло землёй. Чуть слышно дрогнула струна, и песня стелется на воле .

Соединительные отношения могут осложняться распростра-нительным значением. При этом во второй предикативной части используются местоимение это , с помощью которого распростра-няется смысл первой предикативной части: Все кругом говорили о любви, и это раздражало Веру Петровну .



Значительно реже в ССП с союзом и могут наблюдаться условно-следственные, причинно-следственные и противительно-уступительные отношения. Условно-следственные отношения вы-ражаются с помощью союза и и глагола-сказуемого в форме услов-

ного наклонения: Пришла бы ты вовремя, и мы не опоздали бы на поезд .Причинно-следственные отношения выражаются с помощьюсоюза и и наречий потому, поэтому, оттого или вводных слов

значит, следовательно : Лётчик Федосеев смотрел на меня строго, и потому я не мог ослушаться. Река занесена снегом, и значит можно свободно перейти на другой берег .Противительно-

уступительные отношения выражаются сочетанием союза и с частицами все-таки, все же, тем не менее : У неё много работы, и все-таки она всё успевает делать .

Редко в литературном языке употребляется ССП с союзом да . Обычно такие предложения имеют разговорно-бытовой оттенок:

Только кукушка в дали куковала, да как безумная галка кричала. Союз да выражает временные отношения .

Иногда используется соединительный повторяющийся союз ни-ни ,связывающий отрицательные предикативные части и усили-

вающий при этом отрицание: Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели .

ССП с соединительными союзами могут иметь как гибкую, так и не гибкую структуру, как открытую так и закрытую структу-ру.

ССП с противительными союзами (а, но, однако, зато, же и

др.) выражают отношения противопоставления или сопоставления явлений, их несоответствие. Эти предложения состоят не более чем из двух предикативных частей и имеют закрытую структуру. Са-мый распространённый вид ССП с противительным союзом – это ССП с союзом а . Этот союз называется сопоставительным, так как

· его помощью в ССП сопоставляются предметы или лица по их

свойствам и действиям: На берегу горели два костра, а в море ни-кого не было. Лёнька задремал, а дед Архип не мог уснуть .

Союз но выражает противопоставление тому, о чём говорится в первой части предложения: Солнце село, но в лесу ещё светло .

Союз но выражает противительно-ограничительное значение, а именно: во второй части предложения называется действие, пре-пятствующее действию, названному в первой части: Мне очень хо-

телось посмотреть охоту на перепелов, но мать не пускала .

Союз зато , помимо общего значения противопоставления, содержит добавочный смысловой оттенок возмещения: Ржавеют в арсеналах пушки, зато сверкают кивера .Такое же значение с от-

тенком усиления содержит сочетание союзов но зато .

Союз же , соотносительно с частицей же совмещает в себе значения противопоставления и усиления: Веселее и громче всех смеялся сам студент, он же скорее всех и перестал .Союз же рас-

полагается не между предикативными частями, а в составе второй предикативной части.

Иногда в ССП с противительными отношениями использует-ся союз да в значении союза но . Этот союз придаёт высказыванию оттенок разговорной речи: Близок локоть, да не укусишь .

Союз однако имеет добавочный смысловой оттенок вводного слова, если стоит не в начале второй части: Канонада стала слабее,

однако трескотня ружей слышалась всё чаще и чаще. Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный .

Обычно ССП с противительными союзами имеют негибкую и закрытую структуру.

ССП с разделительными союзами (или, либо, ли… ли, то… то и др.)указывают на взаимоисключение явлений,на их чередо-вание, на неопределённость их восприятия: Пусть перебирается в деревню, или я переберусь отсюда. То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит во-лосы тёплая рука .

ССП с разделительными союзами обычно имеют гибкую и открытую структуру.

Значительно реже встречаются ССП с присоединительными, градационными и отождествительными союзами. Эти предложения имеют негибкую и закрытую структуру.

ССП с присоединительными союзами (да и, и, да и др.)выражают присоединительные отношения, при которых содержание второй части сложного предложения представляет собой дополни-тельное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части: Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце моё загрубело .Иногда к союзу присоединяется место-именные наречия притом, потому , служащие выражению уточнению какой-либо мысли: В один день можно было многое сделать, и при том время бежало незаметно .

ССП с градационными союзами (не столько… сколько, не то чтобы… но )выражают отношение одновременного существованиядвух однородных явлений, второе из которых имеет большую значимость: Он не столько болел, сколько вся душа его пыталась найти себя в этом мире .Градационные союзы являются двойны-ми, то есть части союзов располагаются одновременно в обеих предикативных частях сложного предложения.

ССП с отождествительными союзами (и, тоже, также )

выражают отношения одновременного существования тождественных или близких явлений: Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе .Отождествительный союз располага-ется внутри второй предикативной части.

Сложные союзные предложения позволяют передать все многообразие причинно-следственных, временных, условных и других связей в тексте. Такие предложения обычно употребляются в книжной речи, художественных и специализированных текстах (научных, публицистических, юридических и т. д.).

Что такое сложные союзные предложения?

Сложные союзные предложения (ССП) - предложения, которые состоят из двух и более частей, объединенных сочинительной или подчинительной связью, интонацией, союзами и союзными словами. Сложные союзные предложения могут включать простые, распространенные и сложные предложения.

По типу связи союзные сложные предложения делятся на две группы:

  • Сложносочиненные - сложные предложения, состоящие из равноправных частей.

    Примеры: Мужчину окликнули, и он обернулся. Катя вытирала доску, а Аня мыла пол в классе.

  • Сложноподчиненные - сложные предложения, состоящие из неравноправных частей (главного предложения и зависимого от него).

    Примеры : У женщины в руках была тяжелая сумка, поэтому Саша предложил помочь. Мы не знали, во сколько начнется фильм.

Особенности сложносочиненных предложений

Сложносочиненные предложения - предложения, в которых равноправные части связываются сочинительными, разделительными или противительными союзами. В таблице приведены основные виды сложносочиненных предложений с примерами.

Какое значение выражают

Какие союзы употребляются между частями ССП

Примеры

Временные значения (одновременности, последовательности), реже - причинно-следственные

соединительные союзы и, да (в значении и ), ни – ни, как – так и, не только – но и, тоже, также

Дедушка налил свежего меда, и две пчелки закружились над блюдцем.

Как ты скажешь, так мы и сделаем.

Значение противопоставления, сопоставления явлений

противительные союзы а, но, да (в значении но ), однако, же, зато

Мы собирались пойти гулять, но к вечеру похолодало.

Пробило полночь, а он все не мог уснуть.

Значение чередования явлений либо указание на возможность реализации одного из указанных явлений

Разделительные союзы или (иль), либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли

То мышь в углу скребется, то сверчок за печкой стрекочет.

Можешь завтра ко мне прийти, или времени свободного нет?

Между частями сложносочиненных предложений перед союзом всегда ставится запятая.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Если в сложносочиненном предложении есть второстепенный член предложения, относящийся к обеим частям ССП, либо если обе части ССП являются вопросительными или побудительными, запятая между ними не ставится. Примеры : К празднику был испечен торт и куплены воздушные шарики. Какую краску выберем и кто будет красить?

Особенности сложноподчиненных предложений

Сложноподчиненные предложения состоят из неравноправных частей, одна из которых является главной (независимой), а вторая придаточной (зависящей от главной). Части сложноподчиненных предложений соединяются при помощи союзов или союзных слов, которые включены в придаточную часть. В таблице приведены типы сложноподчиненных предложений с примерами.

Тип придаточного предложения

На какой вопрос отвечает придаточная часть

Союзы и союзные слова

Примеры

Определительное (относится к существительному)

который, какой, чей, когда, где, куда, откуда, что

На окраине стоял дом, который построили еще в прошлом веке.

Изъяснительное (относятся к глаголам со значением речи, мысли, чувства)

Падежные вопросы

что, кто, как, как бы, чтобы, и др.

Мы обрадовались, что погода улучшилась.

Присоединительное (относится ко всей главной части, выражает дополнительное, пояснительное значение)

что, отчего, почему, зачем и др.

Профессор уже ушел, о чем студент узнал от лаборанта.

Обстоятельственное (выражают значение обстоятельства)

Когда? Как долго?

когда, как, пока, едва, прежде чем, в то время как, с тех пор как

Когда я приду домой, мы обсудим этот вопрос.

Где? Откуда? Куда?

где, куда, откуда

Саша не помнит, где находится старая библиотека.

Почему? Отчего?

потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку

Я купил яблок, потому что груш в магазине не было.

следствия

Вследствие чего?

так что

Поезд задержался на час, так что мы успели выпить кофе.

При каком условии?

если, если – то, коли, коль скоро, раз

Если начнется дождь, спрячемся под тем деревом.

С какой целью? Зачем?

чтобы (чтоб), для того чтобы, дабы, лишь бы, только бы

Чтобы ничего не забыть, я написал список.

Вопреки чему? Несмотря на что?

хотя (хоть), несмотря на, даром что, пусть, пускай

Хотя Маше не нравилась эта книга, она ее дочитала до конца.

сравнения

Подобно чему? Как что?

как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как

В квартире было темно, словно наступила ночь.

образа действия

Каким образом?

как, будто, как будто, точно, словно

Миша собирал модель самолета так, как было показано на рисунке.

меры и степени

В какой мере и степени?

как, что, сколько, настолько

Тут так красиво, что просто дух захватывает.

На письме придаточное предложение всегда отделяется от главного при помощи запятых с двух сторон. Пример : Тропинка, на которую указал лесник , была усыпана желудями и шишками.

Что мы узнали?

  • Сложные союзные предложения – сложные предложения, части которых объединяются при помощи интонации, союзов и союзных слов.
  • В русском языке выделяют сложносочиненные и сложноподчиненные союзные предложения.
  • Сложносочиненные предложения - сложные предложения, состоящие из равноправных частей.
  • Сложноподчиненные союзные предложения - сложные предложения с союзными словами и союзами, которые состоят из неравноправных частей.
  • На письме между частями сложного союзного предложения ставится запятая.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 203.