» »

Проведение коучинга. Кто такой коуч и в чем смысл этой профессии. Примеры жизненных целей, требующих помощи коуча

15.12.2020

Коучинг - это профессиональное партнёрство с клиентом, ориентированное на творческое создание и реализацию особых, значимых для его жизни изменений в личной и/или профессиональной сфере.

Эриксоновский коучинг предоставляет элегантный способ сопровождения изменений. С помощью комплексных современных технологий Эриксоновский коучинг открывает людям возможности ясного понимания своего уникального пути и создает поддержку во время движения к цели.


Определение коучинга Международной Федерации Коучинга (ICF).
ICF определяет коучинг как процесс партнерства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором он с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал.

Эффективность коучинга. Лайф коучинг. Суть коучинга. Модели коучинга. Коучинг вопросы. Инструменты коучинга.

Эриксоновский коучинг основан на следующих принципах:
  • Ориентация на решения – коуч помогает клиенту достигать своих истинных целей, вместо того чтобы позволять ему концентрироваться на прошлом опыте и искать причины неудач.
  • Системный подход – коуч поддерживает целостность личности клиента и фокус внимания на то, что изменения, которые происходят в одной области жизнедеятельности, влияют на более масштабную картину его жизни.
  • Концентрация на клиенте – коуч верит в то, что у клиента есть все ресурсы и навыки для достижения своих целей, уважает его планы действий и те результаты, которых он хочет достичь. Коучинг – это зона, свободная от советов.
  • Ориентирован как на ценности, так и на действия – следуя плану изменений в специфичных, вдохновляющих клиента шагах, клиент создаёт для себя фундаментальные изменения в отношениях, поведении и сформировавшихся привычках.
  • Развитие осознанности – во время трансформационного коучинга клиент расширяет осознанность себя и своей жизни, отношений, своих целей и их достижения, что создает основу для дальнейшего развития.

МЕТОДЫ: В основе всех обучающих программ Международного Эриксоновского Университета лежат методики системного мышления, технологии, направленные на результаты, новейшие исследования в области психолингвистики и управления.

Мы используем модели, основанные на творческом видении, которые дают ключи к открытию, поддержанию и развитию этого видения.

Наши методики интегрированы, цельны и наглядны. Они помогают исследовать поведение людей и помогают создать наиболее эффективное направление для личного и корпоративного развития. Мы даем возможность людям изменить взгляд на окружающий мир, на существующие ситуации. Понятие «коучинг личной эффективности», технологии, лежащие в основе наших программ, стимулируют стремительный рост творчества и выводят на новый уровень коммуникацию и качество взаимодействия в командах.

Уникальность коучинга

Психотерапия и коучинг

В отличие от терапии и консультирования, коучи не фокусируются на детском или прошлом негативном опыте, который может быть причиной того, как живёт или что чувствует человек.

Консалтинг и коучинг

Задача консультанта – определить проблему человека или организации и предложить свои решения, основываясь на знаниях и опыте решения проблем; часто они сами и реализуют эти решения. Задача коуча – использовать техники и инструменты, чтобы помочь клиенту сгенерировать собственные решения, а затем поддерживать клиентов в их исполнении.

Спортивный тренер и коуч

Когда человек, не знакомый с коучингом, слышит слово “coach”, то начинает думать о футболе, но задача спортивного тренера – ставить задачи и вести к победе. Те навыки, которые используют спортивные тренеры во всём мире – обучение, корректировка и управление. Профессиональный лайф, бизнес-коучинг или коучинг топ-менеджеров – это совсем иное; здесь клиент сам ставит перед собой цели.

Результаты обучения коучингу в Международном Эриксоновском Университете Коучинга
  • Более 40 000 человек во всем мире и больше 4000 человек в России и СНГ с помощью обучения коучингу у нас достигли своих целей.
  • 80% используют инструменты коучинга в своей нынешней работе
  • 20% стали сертифицированными коучами ICF
  • 100% каждый день используют коучинговые навыки

ЛАЙФ-КОУЧИНГ

Это совместная работа человека с коучем над решением его жизненных задач и достижением жизненных целей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЛАЙФ – КОУЧИНГА

  • Понимание происходящего в жизни, семье, отношениях, в карьере, бизнесе
  • Видение путей развития себя как личности, пути развития отношений, карьеры и бизнеса
  • Принятие и понимание себя
  • Веру в себя и свои способности, в свою уникальность и свой успех
  • Доверие себе и миру, своим близким и детям
  • Силу идти вперёд по выбранному пути
  • Гибкость, умение слышать, чувствовать, распознавать и быстро реагировать на изменения в мире, окружающем пространстве
  • Открытость миру, возможностям, изменениям
  • Эффективность в решении любых жизненных задач, то, что раньше было непостижимо, сейчас решается быстро, легко, «на раз».
  • Здоровье семьи, отношений, себя и своего тела; уходят «зажимы», психосоматические расстройства, хронические заболевания, невралгические боли.
  • (* Благодарим за участие в подготовке текста о лайф-коучинге Ирину Дыбову, выпускницу МЭУк)

КОУЧИНГ В УПРАВЛЕНИИ. EXECUTIVE COACHING

КОУЧИНГ В КОМПАНИИ (БИЗНЕСЕ)

Что дает управленцам (топ-менеджерам) работа с коучем.

  • Развивает способность создавать видение профиля текущей или желаемой должности, чтобы ей соответствовать
  • Создает план последовательных действий для воплощения видения в реальность
  • Развивает способность работать на результат
  • Развивает способность создавать видение развития бизнеса, основанное на личных ценностях
  • Помогает формировать план развития карьеры и план достижения успеха
  • Помогает выйти за личные ограничения, которые создают риски для карьерного продвижения
  • Поддерживает в преодолении значимых профессиональных и карьерных неудач, влияющих на мотивацию и приверженность
  • Поддерживает в развитии уверенности в себе и развитии навыков по управлению основными организационными изменениями
  • Определяет и поддерживает сильные стороны индивидуального стиля общения и помогает выйти за личные ограничения
  • Увеличивает эффективность общения с людьми разных личностных стилей
  • Преодолевает личные ограничения или пробелы осознания себя, препятствующие развитию отношений и достижению стратегических бизнес-результатов
  • Помогает создать личные финансовые накопления и упростить стиль жизни
  • Усиливает чувство личной идентичности и помогает создать баланс рабочей и личной жизни
  • Разрабатывает стратегию расширения социальных связей и сферы влияния
  • Помогает осознавать свои способности влиять и раскрывать потенциал других людей
  • Помогает создавать диалог между членами команды
  • Обучает проводить индивидуальный коучинг и коучинг команд для прорывов и достижения результатов
  • Помогает внедрить в компании подход к оценке лидеров по системе 360*
  • Помогает расширить личные и профессиональные горизонты
  • Создает безопасную зону для исследования событий профессиональной жизни и межличностных конфликтов

Что дает руководителям среднего звена работа с коучем.

  • Развивает навыки, необходимые для управления проектами и развития подчиненных и команд
  • Помогает определить и развивать сильные стороны индивидуального стиля общения
  • Помогает сделать более эффективным общение с людьми разных личностных стилей
  • Способствует развитию большей само-осознанности и выходу за рамки ограничений в отношениях и работе
  • Помогает создать образ себя в профессии, чтобы соответствовать текущей или желаемой должности
  • Развивает видение своей личной жизни, основанное на ценностях
  • Развивает видения себя в профессии, связанное с личными ценностями
  • Способствует развитию личных и профессиональных социальных связей
  • Поддерживает в развитии более эффективных навыков управления
  • Помогает научиться управлять стрессом на работе
  • Помогает развить уверенность в своем профессионализме
  • Развивает способности задавать продвигающие вопросы, которые воодушевляют и мотивируют других
  • Развивает управленческое видение
  • Развивает уверенность и навыки управления и влияния на организационные изменения в одном из направлений общего видения развития бизнеса
  • Поддерживает в развитии уверенности в навыках публичных презентаций
  • Развивает навыки переговоров
  • Помогает разработать план карьерного развития
  • Помогает создать финансовые резервы
  • Способствует созданию баланса рабочей и личной жизни
  • Учит проводить индивидуальный и командный коучинг для улучшения деятельности и личностного роста
  • Помогает преодолеть профессиональные проблемы и другие значимые разочарования, влияющие на мотивацию и приверженность
  • Помогает создать или развивать фундамент для личного лидерства
  • Развивает личные и карьерные перспективы
  • Помогает научиться управлять организационной политикой

Заказать коучинг

Коучинг – одно из множества новых слов, ворвавшихся в нашу жизнь и ставших привычными раньше, чем люди их до конца осмыслили. Коучинг – что это такое?

Это не тренинг, хоть у них много общего, не направление психотерапии, не консультирование. Коучингом занимаются самые разные люди, с гордостью называющие себя коучами, но нередко с трудом объясняющие принцип своей деятельности.

А дословный перевод слова «коуч» еще больше сбивает с толку, потому что переводится это понятие с английского как «карета», «повозка».

Если вы не видите цель в жизни, или она кажется труднодостижимой, если вы устали бежать по кругу за призрачной «морковкой», то вам нужна «карета». Она с комфортом довезет вас до вершины успеха по кратчайшему пути. Это и есть коучинг.

Коучинг – это личностно ориентированная деятельность, которая обеспечивает условия для самореализации человека и сопровождает его на пути к успеху.

Специалист, осуществляющий это сопровождение и создающий условия, и называется коуч.

Зачем нужен коучинг

Это сравнительно молодое явление в социальной жизни общества, ставшее известным в конце 1990-х годов в Великобритании и США. Но уже сегодня, по данным статистики на сайте WPA – «Академии коучингового мастерства», в США около 50 тысяч человек относят себя к профессии «коуч».

И количество их постоянно увеличивается. В России пока коучей значительно меньше. Согласно данным интернет-журнала «Секреты фирмы», их насчитывается всего 3 тысячи, но, по прогнозам, за ближайшие 5 лет эта цифра должна увеличиться в 15 раз.

Коучинг необходим в сложной ситуации, когда человек сам не может найти из нее выхода. А нередко даже проблемы не осознает, а просто чувствует недовольство жизнью и желание все поменять, но что и как менять не знает.

Работа не приносит удовлетворения, перспективы роста отсутствуют, а ни в каком другом виде деятельности индивид себя не видит. Любимое дело, которым человек готов заниматься 24 часа в сутки, не приносит дохода. А так хотелось бы превратить его из хобби в бизнес.

Жизнь потускнела и утратила краски, из нее исчезли цели, к которым бы хотелось стремиться.

Женщина с тревогой понимает, что ее существование превратилось в унылый бег по кругу: «дом-работа-дом». А жизнь проходит, и возникает страх из-за ее бессмысленности.

Многократные попытки организовать свой бизнес закончились крахом, и у человека опускаются руки и возникает ощущение собственной беспомощности и бездарности.

Это все реальные и знакомые нам ситуации. Найти из них выход самостоятельно очень сложно, а часто и невозможно, так как человек видит свои проблемы изнутри, а не во взаимосвязи с окружающим миром, и сосредоточен на своих переживаниях, а не на перспективах.

Можно обратиться за помощью к друзьям, но у них и своих проблем хватает, да и мало кто хочет выглядеть неудачником перед знакомыми.

Вот в таких ситуациях и требует коуч – вдохновитель, профессионал в деле раскрытия потенциала человека, о котором тот иногда даже не подозревает.

Коуч владеет комплексом приемов и техник, которые позволяют постигнуть свои способности, увидеть реальные перспективы деятельности и пути достижения успеха.

Коучинг как вид деятельности

Существует несколько направлений социально-психологической поддержки людей, желающих решить свои проблемы или заняться саморазвитием. Они имеют солидную историю, авторитет и наработанный багаж методов.

В первую очередь к ним относятся различные направления психотерапии и психоанализ, тренинги личностного роста, консалтинг и менторство (наставничество).

Коучинг родился на стыке этих видов деятельности, но имеет существенные отличия, которые позволяют ему быть конкурентоспособным на рынке подобных услуг.

Коучинг и тренинг

Особенно часто работу коучей сравнивают с тренингами, а иногда ставят между ними знак равенства. Оба эти направления представляют собой формы воздействия на человека и управления его поведением. И целью их являются позитивные изменения в жизни личности.

Коучинг можно назвать ближайшим родственником тренингов, так как родился он в спортивной среде, и «коуч» на сленге английских студентов означает «личный тренер» или «репетитор», который буквально «тащит» подопечного к успеху.

Но все же два серьезных отличия не позволяют отождествлять коучинг с психологическим тренингом.

Тренинги в том виде, в котором они распространены сегодня, имеют групповую форму, и она считается наиболее эффективной. А коучинг предполагает индивидуальный подход к каждому клиенту и индивидуальные занятия.

Хоть есть и «командный» коучинг, но он менее распространен, и даже в рамках него коуч работает с членами команды индивидуально.

Тренинг – это формирование определенных навыков – поведенческих, эмоциональных, коммуникативных и т. д. Его цель – развитие человека. А уж как и где индивид будет применять полученные навыки и будет ли вообще это делать, находится за пределами интересов тренера.

Главная задача коучинга не развитие личности, а определение целей и создание условий для их достижения. Коуч не учит, не формирует, не развивает, он направляет мышление человека так, что тот сам находит ответы на свои вопросы и варианты решения проблем.

Коучинг и психология

Коуч работает с человеком индивидуально, что без хорошего знания психологии невозможно, ведь человек должен сам увидеть свои перспективы и возможности.

Раскрытие внутреннего потенциала личности предполагает решение целого комплекса психологических проблем и снятие внутренних барьеров. Однако отнести коучинг к чисто психологическим техникам нельзя.

Психотерапия и психоанализ решают вопросы коррекции психического состояния и направлены на изменение субъективных ощущений человека, его отношения к действительности и самому себе.

Главная задача психоанализа – «вскрытие нарывов», выявление прошлых проблем.

Коучинг прошлым не занимается, он ориентирован на будущее. Он не ищет ответы на вопрос «почему?», а стимулирует человека самого найти ответ на вопрос «как?».

Как сделать жизнь лучше? Как найти свое место в мире? Как решить возникшую проблему?

Коучинг и консалтинг

В Википедии коучинг определяется, как консалтинговая деятельность, но сходство между ними только внешнее. Сессия коуча действительно похожа на консультирование и представляет собой доверительную беседу коуча с клиентом.

Однако цель консультанта – предоставить клиенту пакет советов, которые помогут ему разобраться с проблемой. Как человек их будет использовать, консультанта уже не касается.

В отличие от консультанта, коуч:

  • не дает советов;
  • не предлагает готовых решений;
  • заинтересован в раскрытии внутренних ресурсов человека, который сам должен увидеть свой путь;
  • сопровождает человека в течение всего этого пути, стимулируя преодолевать возникающие препятствия и внутренние барьеры.

Правда, на практике большинство коучей не могут удержаться от советов, хоть профессионалы считают это неуместным. Потому что наиболее результативным будет тот способ решения проблемы, который нашел сам клиент, а не воспринимает его навязанным извне.

Практика коучинга

Основная цель коучинга – пробудить в человеке творца, созидателя собственной жизни, а он способен на большее, чем ему кажется. На достижение этой цели и ориентированы методики коучинга.

Метод вопросов

Основной прием коучинга следующий: с помощью правильных вопросов вызвать мыслительную активность клиента. Поиск ответов на предложенные коучем вопросы позволяет решить несколько задач:

  • конкретизировать главную проблему клиента;
  • помочь ему осознать первостепенную задачу;
  • выяснить, что препятствует ее решению;
  • раскрыть внутренний потенциал клиента;
  • стимулировать его на поиск самостоятельного решения.

Метод вопросов не нов. Его использовал еще античный философ Сократ, который считал, что правильно заданные вопросы помогут найти решение даже очень запутанной проблемы.

К этому методу относится техника коучинга – GROW, разработанная основателем бизнес-коучинга сэром Джоном Уитменом. Она включает четыре группы вопросов.

  1. G oal (цель) – какую цель хочет достигнуть клиент.
  2. R eality (реальность) – что происходит в действительности.
  3. O ptions (опции) – возможности или варианты выхода из ситуации.
  4. W ill (намерения) – что необходимо сделать в первую очередь.

На основе метода вопросов строится общение коуча и клиента, которое называется коуч-сессия.

Организация коуч-сессии

Сессия проходит в форме диалога и длится от 30 минут до 1 часа. Задавая клиенту вопросы, коуч не столько проясняет для себя его ситуацию и проблемы, сколько стимулирует человека к поиску собственного решения.

Коуч-сессия может проводиться не только при личной встречи, но и по скайпу или по телефону.

Всего обычно бывает не менее 5 сессий, а чаще больше (до 15), и каждая встреча клиента с коучем должна иметь конкретный результат, в виде решения промежуточной задачи, составленного плана действий или готовности что-то изменить в жизни.

Кроме вопросов диалога, коуч-сессия может включать «домашние задания» - спланированные в процессе беседы действия, которые должен выполнить клиент к моменту следующей встречи с коучем.

В итоге серии коуч-сессий человек получает не только решение проблемы и реальные позитивные изменения в жизни, но и приобретает навыки раскрытия собственных возможностей, которые потом он сможет использовать самостоятельно.

Виды коучинга

Учитывая быстрое распространение этого вида услуг, сложно выделить общепринятую классификацию. Видов коучинга множество, еще больше сфер, в которых работают коучи. Но чаще всего выделяют два больших вида.

1. Бизнес-коучинг , ориентированный на работу с представителями бизнеса и решающий вопросы его организации, продвижения, эффективности, материального стимулирования, поиска ниши и т. д.

2. Лайф-коучинг , направленный на повышение качества и осмысленности жизни, решение личных проблем, преодоление конфликтов в отношениях, на разработку жизненных стратегий и т. д.

Оба эти вида в равной степени популярны, правда, лайф-коучингом больше интересуются женщины, для которых личная жизнь обычно в приоритете.

Выделяют также индивидуальный и командный виды коучинга. Но их различие не в формате проведения сессий – в командном встречи коуча и членов группы тоже проходят индивидуально.

Отличие в цели. Командный направлен на решение проблем группового характера, например, повышение эффективности работы в команде.

Встречаются и другие виды, например, эриксоновский коучинг, названный так по имени американского психотерапевта М. Эриксона. Методологические основы этой разновидности коучинга разрабатываются специалистами Международного Эриксоновского Университета. А в Лайф-коучинге в последнее время приобретает популярность метафорическое направление.

Как и в любой другой молодой и динамично развивающейся деятельности, в коучинге бурлят процессы преобразований и нововведений, вырабатываются стратегии, возникают и быстро исчезают новые направления. Пока коучинг еще далек от выработки традиций и общепринятых критериев и принципов.

Кто может быть коучем

Это довольно актуальный вопрос, так как профессия коуча только набирает популярность в нашей стране, и желающих попробовать свои силы в ней немало. Ответ на него прост: коучем может быть любой, у кого есть для этого способности.

Нужно ли образование? Да, образование нужно в любой сфере, но получить профессию коуча не так-то просто. Например, международный сертификат можно получить, пройдя обучение по программе ICF – Международной Федерации Коучей, а также в университете Global couching или в Международной академии коучинга.

Есть еще масса курсов и отдельных продвинутых коучей, которые предлагают дорогостоящее, зато быстрое обучение. Но качество его вызывает сомнение.

В овладении профессией коуча важнее не сертификат, а личные качества и способности, которыми обладают не все. Кроме общих знаний в области психологии, социологии и менеджмента, человек должен обладать следующими качествами:

  • открытость и коммуникабельность;
  • терпение и доброжелательность;
  • высокий уровень эмпатии;
  • внимательность и способность чувствовать собеседника;
  • гибкость и высокая скорость мышления;
  • креативность;
  • готовность к саморазвитию и овладению новыми приемами, техниками и т. д.

Только обладая этими качествами, человек может привести своего клиента к успеху, даже если сам он не очень разбирается в профессиональной деятельности заказчика.

Нужно ли быть самому успешным человеком? В идеале, да. Но понятие успеха у всех разное. Главное, уметь вдохновлять людей, зажигать их желанием двигаться вперед.

И все больше людей понимают важность работы коуча, который не только способен объективно и беспристрастно оценить ситуацию, но и пробудить желание и силы двигаться вперед.

И что важно, делать это самостоятельно, поэтому не чувствовать себя беспомощным неудачником, способным только подчиняться чужим указаниям.

Техники (инструменты) коучинга

Коучинг использует совокупность техник, направленных на достижение целей клиента, часто техники в коучинге называют инструментами. Техник (инструментов) коучинга очень много, и подчас инструмент создастся прямо в процессе коучинга под конкретный запрос коучи. Все техники коучинга используются творчески, тогда когда это необходимо для достижения цели клиента.

Здесь мы перечислим лишь самые распространенные и часто используемые инструменты.

  • 1. Основной техникой коучинга являются вопросы, которые бывают нескольких видов:
  • 1) закрытые - такие, на которые можно дать однозначный ответ или же ответ "да" или "нет", например: "Сколько вам лет?", "Вы замужем?", "Доставляет ли вам работа удовольствие?";
  • 2) открытые, не подразумевающие однозначного ответа и направленные на открытый рассказ клиента: "Расскажите о своей семье", "Что вы можете сказать о своем начальнике?";
  • 3) вопросы-парафраз, направленные на проверку понимания клиента: "Правильно я поняла, что..?";
  • 4) альтернативные вопросы, или "китайское меню" (вопросы, содержащие несколько альтернатив ответа).

В коучинге необходимо использовать именно открытые вопросы, так как они в большей степени побуждают коучи к анализу, поиску решения.

2. Шкалирование также можно считать базовой техникой коучинга. Оно может использоваться для различных целей, но в первую очередь его используют для оценки изменений. На шкале от 1 до 10 отмечают наличное состояние, затем в конце сессии отмечают достигнутое состояние.

Рассмотрим использование шкалирования на примере из практики.

Запрос клиента на сессию - усиление мотивации для выполнения намеченного плана.

В начале сессии, после уточнения запроса, клиента просят оценить уровень его мотивации на данный момент по 10-балль- ной шкале. Он оценивает свою мотивацию в 5 баллов (рис. 2.3, стрелка 1). Коуч спрашивает: "А какой уровень мотивации вы хотели бы достичь за эту сессию?" Клиент говорит, что хотел бы на 8, тогда этого было бы достаточно, чтобы начать действовать сразу после сессии (стрелка 2).

Рис. 23. Использование шкалирования в коучинге

Затем начинается работа с мотивацией.

По окончании сессии коуч просит клиента оценить свою мотивацию. Клиент оценивает ее на 7 баллов (стрелка 3). После этого коуч спрашивает клиента о том, что можно было бы сделать еще, чтобы усилить мотивацию до желаемого уровня. Найденные решения могут быть использованы в качестве "домашнего задания" или для проработки па следующей сессии.

Шкалирование может быть использовано для самых разнообразных целей, например для измерения "неизмеримых" целей, таких как мотивация, удовлетворенность; для оценки собственного состояния (тревога, неуверенность), и т.д.

3. Линия времени также используется очень широко на этапе планирования действий. Техника заключается в том, что на временной прямой откладываются основные этапы достижения цели.

Использование линии времени проиллюстрируем примером из практики.

Запрос клиента - выполнение проекта к намеченному сроку. Проект достаточно сложный, и клиент в растерянности, он не уверен, что сумеет все выполнить в срок.

Коуч рисует линию времени и просит клиента определить на ней срок начала и сдачи проекта (рис. 2.4). Затем определяются необходимые промежуточные этапы и их сроки. Таким образом реализуется принцип "съесть слона по кусочкам": проект кажется сложным и неподъемным, но когда он разбивается на этапы - каждый этап в отдельности уже воспринимается клиентом как вполне выполнимый. Па каждом этапе прорабатываются конкретные шаги, которые необходимо сделать для достижения цели, и составляется подробный план действий по достижению цели.

Рис. 2.4. Использование линии времени в коучинге

  • 4. Техника "что если?" используется для преодоления сопротивления и сомнений: "Никто на это не согласится", "На это нет денег", "Это невозможно" и т.д. В этом случае коуч задает вопрос: "Что будет, если кто-то на это согласится?"; "Что будет, если вдруг появятся деньги?"; "Что будет, если это вдруг станет возможным?" Эта техника помогает клиенту освободиться от цензуры здравого смысла, возникает множество новых вариантов достижения цели, и в результате она начинает восприниматься более реалистичной.
  • 5. Колесо коучинга может использоваться для различных задач: определение приоритетной цели, ситуация выбора, оценка возможностей, оценка жизненного баланса и т.п. Техника заключается в том, что рисуется круг, который делится на сектора с соответствующими названиями (например, названия сфер жизни клиента), и далее проходит оценка (шкалирование) каждого сектора.

Рассмотрим колесо коучинга на примере из практики.

Запрос клиента - найти баланс в жизни (вариант - "колесо баланса").

Клиенту предлагается выделить наиболее значимые сферы в жизни. Он выделяет такие сферы: семья, работа, профессиональный рост, друзья, хобби (танцы), общение, личное саморазвитие, здоровье. Эти сферы выносятся па колесо в виде секторов (рис. 2.5).

Затем коуч просит клиента оценить удовлетворенность клиента каждой сферой по 10-балльной шкале. После этого просит оценить по той же шкале желаемое присутствие данной сферы в его жизни.

После этого коуч просит описать, что для клиента означает каждая сфера и желаемое ее состояние. Анализируются сферы, в которых наибольший разрыв между наличным и желаемым, а также те сферы, лучшая реализация которых положительно повлияет на многие другие.

Выясняется, что клиент хотел бы усилить все сферы, кроме работы. Работа для него - это лишь способ зарабатывания денег, и она не удовлетворяет его потребности в профессиональном росте. Поэтому встал вопрос о том, можно ли найти такую работу, которая давала бы возможность развития и других сфер, например профессионального роста, а может быть, и общения, и личного саморазвития. Кроме того, обнаружилось, что наибольший разрыв между наличным и желаемым именно в сферах общения и саморазвития.

После анализа сфер коуч предлагает клиенту решить, что можно сделать в этом направлении, и клиент обнаруживает варианты работы, в которых он мог бы реализовать другие свои потребности, при этом сохраняя здоровье. Обсуждаются также пути реализации других сфер: семья, друзья, хобби. В итоге составляется план действий, первые пункты которого клиент начинает выполнять в тот же день.

Колесо коучинга может использоваться для самых разных целей, особенно его использование может быть эффективно при запросе на принятие решения, когда есть две (или более) альтернативы. В таком случае рисуется два колеса (в соответствии с количеством альтернатив) и оценивается вероятный исход каждого варианта но значимым сферам. В итоге для клиента становится очевидным более предпочтительный вариант.

6. Работа по логическим уровням. В коучинге часто используется модель логических уровней, разработанная Робертом Дилтсом на основе открытий Бертрана Рассела в области логики и математики и Грегори Бейтсона для описания процесса обработки информации в поведенческих науках. В 1973 г. Грегори Бейтсон обнаружил, что в познании, изменениях, коммуникации и просто в жизни соблюдаются некие естественные уровни классификации. Дилтс адаптировал эту идею применительно к иерархической организации информации, воспринимаемой и воспроизводимой человеком или группой (компанией). Согласно данной модели, человек перерабатывает информацию в соответствии с логикой иерархии логических уровней (рис. 2.6).

Функция каждого уровня состоит в синтезе, организации и управлении содержанием более низкого уровня. Изменения на более низком уровне могут (но не обязательно будут) оказывать

влияние на более высокие уровни; изменения же на более высоких уровнях неизбежно влияют на более низкие уровни. Каждый уровень пирамиды содержит информацию соответствующего качества. На каждом уровне используются определенные вопросы, соответствующие этой информации. Понять, на каком уровне находится клиент, можно из его рассказа, отмечая, какие именно части речи и каким образом он использует. Далее можно двигаться вверх или вниз по логической пирамиде, задавая вопросы соответствующего уровня, однако "перепрыгивать" через уровни нельзя.

Рис. 2.6. Пирамида логических уровней 1

1. Окружение. На этом уровне используются вопросы: "Что? Кто? Где? Когда? С кем? У кого?"

Этот уровень содержит информацию об условиях, окружающем мире, обо всем, что нас окружает. Лингвистически уровень окружения выражается в преобладании существительных. Например: "Этот проект я выполню к 2015 г., совместно с партнерами, в Москве".

  • 2. Действия. На этом уровне задаются вопросы: "Что вы будете делать? Что вы делали?" На этом уровне содержатся информация об изменениях и движениях. Так как действия производятся с чем-то, где-то или когда-то, этот логический уровень включает в себя, как неотъемлемую составляющую, нижний уровень - окружение. Подавляющее число служебной коммуникации (приказы
  • 1 Аткинсон М.. Чоис Р. Т. Пошаговая система коучинга. Наука и искусство коучинга. Киев: Максимум, 2009. С. 180.

руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) находятся на этих двух логических уровнях. На этих уровнях находится значительное количество целей людей. Лингвистически этот уровень выражается глаголами. Например: "Для реализации проекта мне необходимо собрать информацию, проанализировать ее, разработать план, найти финансирование и т.п.".

  • 3. Способности. Этот уровень отвечает на вопрос "Как?" и содержит информацию об опыте, ресурсах, алгоритмах и стратегиях выполнения действий. Способности определяют выбор действий - это внутренние силы поведения, источники движения. Лингвистически выражается наречиями. Например: "Я это сделаю (“как?”) быстро и эффективно, так как способен собраться (внутренние ресурсы) и могу задействовать связи (внешние ресурсы)".
  • 4. Ценности и убеждения. Этот уровень использует вопросы: "Зачем? Для чего? Почему?". Уровень ценностей содержит информацию о мотивации, основанной на ценностях и убеждениях, и структурирует весь опыт человека. Выход на этот уровень помогает человеку осознать значимость цели, отвечая на вопрос: "Почему это так важно для меня?" Например: "Я делаю это, потому что для меня важно сделать что-то для других людей, принести им реальную пользу". Ценности могут передаваться как существительными, так и глаголами.
  • 5. Идентичность. Уровень идентичности - высший уровень нижней пирамиды, отвечает на вопросы: "Кто я? Кем я стану, если сделаю это?" Этот уровень определяет смысл цели для человека в контексте его личности. Выход на данный уровень позволяет интегрировать информацию всех предыдущих уровней. Информация на этом уровне выражается существительными, часто в виде социальных ролей, или метафор. Например: "Если я это сделаю, я стану Личностью".

Выполняя технику логических уровней, коуч отслеживает но используемым клиентом словам, на каком уровне тот находится, и затем ведет его по уровням пирамиды "вверх" или "вниз" в зависимости от особенностей клиента, задавая соответствующие каждому уровню вопросы. Если клиент "глобалист" и склонен анализировать информацию на высших уровнях, строит красивые планы, но не выходит на конкретные действия - необходимо движение по пирамиде "вниз" для построения плана действий. Если же, напротив, клиент предпочитает действовать, но плохо осознает свои ценности и смыслы, зачем ему это надо - нужно двигаться по пирамиде "вверх", последовательно проходя каждый уровень.

Верхняя перевернутая пирамида обозначает выход на видение - внеличностный информационный уровень.

На этом уровне задаются вопросы: "Что еще? Для кого еще? Ради чего еще? В чем смысл?" Данный уровень затрагивает ощущение человеком того, что выходит за пределы его личности, и означает выход в более широкий контекст, видение своей миссии в широком контексте больших социальных групп и даже Вселенной.

В коучинге также разработано много специальных техник, направленных на решение конкретных задач клиента.

1. Работа с проектом. Один из наиболее частых запросов в коучинге - это работа с проектом. Проект - это некоторая идея, замысел, который есть у клиента. В процессе коучинга этот замысел приобретает более конкретную и операциональную форму, а также прорабатываются шаги по его осуществлению.

Рассмотрим основные техники, которые могут использоваться при работе с проектом.

Техника стратегии Уолта Диснея. Автором этой техники является Роберт Дилтс , но сама техника названа именем Уолта Диснея, основателя "The Walt Disney Company". Для создания творческой продукции - всемирно известных мультфильмов - он впервые применил этот способ, заключающийся в разделении функций "мечтателя" (генератора творческих идей), "критика" (критика идей) и "реалиста" - того, кто воплощает творческие идеи в жизнь.

Схема производственного процесса была построена следующим образом (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Организация производства (по модели Уолта Диснея)

Главный принцип данной модели: "мечтатели" (генераторы идей) никогда не должны непосредственно общаться с "критиками". Критика часто не дает новым идеям даже возникнуть, так как люди сразу говорят, что это невозможно. Генераторы идей должны быть свободны от критики, они взаимодействуют только с "реалистами", которым передают свои идеи для реализации.

Схема взаимодействия между тремя группами сотрудников такова.

  • 1. "Мечтатели" придумывают новую идею, делают эскизы, передают их для реализации "реалистам", которые доводят идею до готового продукта с учетом реальных условий, например бюджета.
  • 2. "Реалисты" передают готовый продукт "критикам".
  • 3. "Критики" анализируют продукт, передают "реалистам" свои замечания. "Реалисты" вносят коррективы, передают их "мечтателям".
  • 4. "Мечтатели" вносят новые идеи по улучшению продукта, передают их "реалистам".
  • 5. "Реалисты" доводят продукт до конечного состояния.

Па основе данных принципов и была разработана методика для индивидуальной работы при создании проекта. Когда человек задумывает что-то новое, ему часто мешает "внутренний критик", который говорит, что это невозможно, и человек отбрасывает идею, так и не попытавшись ее реализовать. Чтобы избавиться от "внутреннего критика", необходимо дать себе свободу мечтать, и только йотом, когда проект уже начинает приобретать зримые очертания, анализировать возможные недостатки или препятствия.

Для этого выделяются внутренние роли: "мечтатель", "реалист", "критик". В кинестетическом варианте эти роли можно написать на бумажках и разложить но полу. Перемещение по позициям помогает клиенту погрузиться в состояние, соответствующее роли. Однако можно проводить данную технику и в бумажном варианте, и даже в воображении, предлагая клиенту "включить в себе “мечтателя”" (табл. 2.2).

Этапы проведения техники следующие.

  • 1. Клиент находится в метапозиции (вне ролевых позиций) и рассказывает о своем проекте.
  • 2. Клиент переходит на позицию "мечтатель". Коуч предлагает ему представить себе, что проект уже реализован. "Что вы видите? Какой сейчас день? Что происходит?" На этом этапе важно включить визуализацию у клиента, чтобы он увидел результат своего проекта как можно подробнее (наличие визуализации коуч определяет по движениям глаз клиента, интонации, выражению лица).

В результате правильного выполнения этого этапа у клиента повышается мотивация, он загорается желанием выполнить проект.

  • 3. Клиент переходит на позицию "реалист". Коуч спрашивает его о том, что необходимо сделать, чтобы реализовать проект ("Как ты это сделал?"). Разрабатывается план реализации проекта.
  • 4. Клиент переходит в позицию "критик". Коуч спрашивает: "Что может помешать реализации этого проекта? Какие могут возникнуть трудности?" Клиент называет возможные трудности, коуч их фиксирует.
  • 5. Клиент переходит в позицию "реалист". Коуч спрашивает: "Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности?" Клиент составляет план действий, коуч записывает.
  • 6. Клиент переходит в позицию "мечтатель". Коуч спрашивает: "Что изменилось там, после всего, что вы сделали? Что-то еще хотели бы добавить?" Клиент добавляет к проекту новые идеи.
  • 7. Клиент переходит в позицию "реалист" и дорабатывает план.
  • 8. Клиент выходит в метапозицию (вне поля позиций). Коуч обсуждает с ним эффект от техники, как она повлияла на клиента.

Таблица 2.2

Этапы техники стратегии Уолта Диснея

Этап проекта

Состояние

Вопросы коучинга

Фаза желания

"Мечтатель"

Держится прямо, расслаблен, плечи расправлены, глаза направлены вверх, видит картинки

Что вы хотите? Почему вы хотите этого? Что ценного в этом? Как вы узнаете, что достигли результата? Где, когда, кто еще? (высокий тон)

Фаза реализации

"Реалист"

Смотрит прямо перед собой, может ходить туда-сюда, показывать рукой на столе этапы работы, поза выражает силу, ассоциирован

Что вы будете делать? Что будет первым шагом, вторым, третьим? Как вы проверите критерии достижения? (увлеченный тон)

Фаза вероятности

Поза асимметрична, спрашивает, прислушивается к себе, взвешивает, меняет позу с каждым вопросом, диссоциирован

Может ли что-то помешать? Какие могут возникнуть трудности? Па кого могут повлиять ваши действия, кто может помочь или помешать вам? (медленный тон)

Техника "совет директоров". Эта техника используется, когда клиент не видит вариантов решения, затрудняется самостоятельно предложить альтернативы. Техника основана на работе с подсознанием клиента, поэтому коучу необходимо иметь соответствующую квалификацию, чтобы справиться с возможными неожиданными эффектами.

Ход выполнения техники.

Коуч: Представь, что у тебя есть возможность получить совет от тех людей, у кого это получилось. Кто бы это мог быть?

Клиент называет трех людей. Это могут быть реальные люди, а могут - и герои книг или фильмов, исторические личности.

Коуч: Представь, что они готовы тебе дать совет, и ты можешь пригласить их на встречу. Куда бы ты их пригласил?

Представь это место. Представь, что ты там находишься, и встречаешься с X (называется имя первого человека, названного клиентом). Что ты ему говоришь? А теперь посмотри на себя его глазами. Что он тебе отвечает?

То же - со вторым и третьим персонажами.

Поблагодари их за советы. Возвращайся сюда.

А теперь смотри. X сказал... У сказал... X сказал... (коуч проговаривает все, что сказал клиент от имени персонажей). Что тебе ближе? Это реально? А какого результата для себя ты ожидаешь?

Затем прописывается план действий.

2. Работа с эмоциональным состоянием.

Техника диссоциации при работе со стрессом. Человек, который находится в состоянии стресса, ассоциирован с ситуацией. Ассоциированность означает полную погруженность в ситуацию, переживание ее "здесь и сейчас".

Диссоциация - это способ выйти за пределы ситуации, посмотреть на нее "со стороны". Позиция наблюдателя помогает более рационально увидеть происходящее и снимает излишние эмоциональные реакции.

Рассмотрим способы диссоциации.

  • 1. Посмотреть на ситуацию глазами других людей. Для этого можно задать клиенту вопросы: "Что по этому поводу думают ваши коллеги? Что они чувствуют?"
  • 2. Попросить клиента представить, что он видит происходящее в кино. "Вы смотрите этот фильм - что вы чувствуете? Какие мысли приходят в голову?" Затем можно попросить мысленно отодвигать экран все дальше, пока эмоции не затихнут.
  • 3. Диссоциация с использованием линии времени. Нарисовать линию времени и изобразить на ней настоящий момент, а также точки в будущем (например, через год, через 5 лет, через 10 лет)
  • (рис. 2.8). "Представьте, что прошел год, и вы вспоминаете об этой ситуации. Что вы думаете? Что чувствуете? А теперь представьте, что прошло уже 5 лет. Какие мысли, чувства возникают? Что произошло за это время с этой ситуацией?" и т.д. Взгляд "из будущего" помогает клиенту понять истинную значимость ситуации.

Рис. 2.8. Временная диссоциация

4. Пространственно-временная диссоциация. "Представьте, что вы поднялись высоко вверх и посмотрели на эту ситуацию сверху. Вы видите сейчас всю вашу жизнь, и в череде событий - эту ситуацию. Что вы видите? Как эта ситуация повлияла на вашу дальнейшую жизнь? Что вы чувствуете сейчас?" (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Пространственно-временная диссоциация

Линия состояний - вариант шкалирования, используемый для работы с эмоциональным состоянием. Эта техника используется только по запросу, когда клиенту для достижения цели надо справиться с эмоциями, например тревожностью, неуверенностью в себе, страхом. Чаще всего такой запрос бывает при подготовке к публичному выступлению, сложному разговору, собеседованию. Техника может проводиться в кинестетическом варианте (с передвижением клиента по нарисованной на полу шкале) или в бумажном варианте (когда шкала рисуется на бумаге).

Стоя вне шкалы, клиент рассказывает о ситуации.

Коуч: "Подумай о ситуации, в которой нужно успешно выступить - какое состояние нужно, чтобы это произошло?"

Клиент: "Мне необходима уверенность в себе".

Коуч: "Это шкала уверенности. Где сейчас твоя уверенность?" (Клиент встает на 2.) "Что ты чувствуешь? Насколько осознаешь, что будешь говорить?"

Клиент рассказывает о своих чувствах. Он не уверен, что все получится, в голове сумятица, не знает, что говорить.

Коуч: "А сколько тебе нужно уверенности, чтобы успешно выступить?"

Клиент: "Наверное, 9 баллов будет достаточно".

Коуч: "На сколько ты хочешь сейчас продвинуться?"

Клиент: "На 4". (Встает на 4 балла.)

Коуч: "Что сейчас происходит? Что ты чувствуешь? Какие ощущения в руках, ногах? Где сейчас твоя уверенность?"

Клиент описывает свои ощущения.

Таким образом клиент последовательно продвигается но шкале, с каждым передвижением изменяется его эмоциональное состояние.

Наконец, клиент переходит на отметку в 9 баллов.

Коуч: "Что ты сейчас чувствуешь?"

Клиент подробно описывает свои ощущения.

Коуч: Если бы ты мог это включать, как бы это было? Картинка, жест, слова?

Представь, что ты оказываешься в неожиданной ситуации - как ты это себе напомнишь?

Клиент предлагает жест, или слово, или действие, которое фиксирует то состояние, в котором он сейчас находится. При воспроизведении этого действия клиент сможет вновь войти в нужное ему состояние уверенности.

Возврат в исходное состояние (вне линии состояний).

Коуч: Что ты сейчас можешь сказать о своем выступлении? Насколько изменилась твоя уверенность в том, что все пройдет так, как нужно?

Клиент рассказывает о своих ощущениях.

3. Работа с сопротивлением клиента (коучи) в коучинге.

Сопротивление - естественная реакция человека на изменения. Чем глобальнее изменения, тем более выраженным может быть сопротивление.

Запрос клиента: необходимо выступить с презентацией проекта, результатом этого выступления будет получение или неполучение финансирования проекта. Клиент испытывает сильное волнение, неуверенность, он боится, что ничего не получится.

Коуч рисует на полу шкалу из 10 баллов.

Окончание табл. 23

Фаза осуществления

Страх стать неуспешным

"Идентификация с жертвой" - у меня не получится

А вспомни ситуацию, когда ты смог... Что из этого может тебе пригодиться?

Фаза интеграции (углубления)

Идентификация с системой

"В этой системе изменить ничего нельзя",

"в этой стране (организации) ничего не изменишь", "может, я и могу, но не в этой стране (компании)"

  • 1. Принятие - если принять систему, тогда какие шаги ты можешь в ней сделать, чтобы достичь своей цели?
  • 2. Прощение - "отпустить" ситуацию, дистанцироваться от нее

Фаза завершения

Страх завершения

4. Работа с возражениями.

Возражение - это сопротивление определенным действиям, необходимым для достижения цели - "да, но...".

Способы преодоления возражений следующие.

  • 1. 11оиск глубинной цели: "Если бы вы уже достигли этого, что тогда для вас было бы важно?" Сопротивление может быть связано тем, что клиент подсознательно чувствует, что цель не соответствует его ценностям.
  • 2. Откладывание: "Давайте отложим эту трудность, вернемся к ней позже". Такой прием может использоваться, когда клиенту кажется, что трудность непреодолима.
  • 3. Переход на более высокий логический уровень: "Что для вас ценно в этой роли?" (По логическим уровням вверх.)
  • 4. Реорганизация линии времени: "Представьте, что вы летите над вашей линией жизни. В какой точке это сомнение исчезает?"
  • 5. Сравнение альтернатив: "Представьте, что вы сидите за компьютером, и видите выпадающие списки меню-возможностей - что бы вы выбрали?"
  • 6. Проверка экологии: "Какие еще ценности здесь проявляются?"
  • 7. Генеративный рефрейминг: "Какой человек не испытывал бы трудностей в этой ситуации?"
  • 8. "Встреча с менторами" (совет директоров). Эта техника описана выше.
  • 5. Тайм-менеджмент.

При работе с запросом на тайм-менеджмент могут использоваться самые разнообразные техники. Среди них выделим технику, которая называется "пирог времени".

Эта техника предназначена для анализа и коррекции стратегии использования времени.

Рассмотрим ее применение на примере из практики. Клиенту предлагается заполнить таблицу использования времени за неделю (168 ч) (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Пример заполнения клиентом таблицы использования времени

Затем полученные данные представляются в виде диаграммы (рис. 2.10).

Коуч: "Посмотрите на эту диаграмму. Что приходит в голову? Что бы вы хотели изменить?"

Судя по полученным данным, значительная часть времени - 32,2% (цифра 9) уходит неизвестно куда, что очень удивило клиента.

Клиент и коуч обсуждают, что можно было бы изменить в ежедневном распределении времени. В итоге приходят к следующей диаграмме (рис. 2.11).

Рис. 2.10. Пирог времени (реальный):

1 - сон; 2 - работа; 3 - сверхурочная работа; 4 - транспорт; 5 - Интернет; 6 - телевизор; 7 - прогулки, общение с семьей; 8 - хобби; 9 - другое

Рис. 2.11. Пирог времени (желаемый):

1 - сон; 2 - работа; 3 - транспорт; 4 - Интернет; 5 - телевизор; б прогулки, общение с семьей; 7 - хобби

Произошло перераспределение времени в сторону увеличения количества времени, отводимого на прогулки, общение с семьей и хобби, в то же время клиент отказался от сверхурочной работы.

Коуч: "Какие шаги можно было бы сделать, чтобы достичь этого? Когда вы планируете это сделать? Кто (что) может помочь в этом?"

6. Работа с ценностями в коучинге необходима для прояснения смысла цели для клиента, ее значимости и соответствия ценностям клиента. Барьеры достижения цели могут возникать из-за того, что цель находится в противоречии с глубинными ценностями и установками клиента.

Выход на проблему ценностей обычно сопровождается сильными эмоциями у клиента, поэтому для такой работы коучу необходимо понимать психологические механизмы функционирования ценностно-смысловой сферы личности и уметь ими управлять. При необходимости коуч должен направить клиента к психотерапевту.

Ценность обычно выражается одним словом, как правило существительным, например "смелость", "любовь", "творчество", "самореализация". Когда клиент называет ценность, меняется его интонация и выражение лица - видно, что он говорит о чем-то очень значимом.

Способы выявления ценностей клиента в процессе коучинга.

  • 1. Слушание речи клиента. Обычно клиент часто повторяет ценностно заряженные слова, особенно при описании себя или других людей.
  • 2. Прямые вопросы о ценностях: "Что для вас ценного в этом?"; "Какие ценности для вас особенно важны?", "Почему для вас это так важно?" и т.д.
  • 3. Специальные вопросы и техники, направленные на выявление ценностей.
  • "Представьте, что вы на один день стали животным (или деревом). Какое это было бы животное? Почему? Что в этом животном ценного для вас?" Называя ценные качества животного, клиент выходит на собственные ценности.
  • "Необитаемый остров". "Если бы вы уезжали на необитаемый остров, что бы вы взяли с собой:
    • 1) "Назовите пять книг, которые вы бы взяли. Что ценного для вас в них?";
    • 2) "Какие пять вещей вы бы взяли? Что в них ценного?";
    • 3) "Каких пять друзей пригласили бы с собой? Что важного для вас в них? (Выбирается вариант, наиболее подходящий данному клиенту.) Названные клиентом ценности записываются и затем обсуждаются.
  • Первые и последние месяцы жизни:
    • 1) "Представьте себе ваше 100-лстие. К вам приходят самые близкие люди. Что вы хотели бы услышать от них? Что важного для вас в их словах?";
    • 2) "Что бы вы сказали людям в последний день своей жизни

о том, что было самого важного в прожитых днях?";

  • 3) "Если бы ваши близкие говорили на ваших похоронах, что вы хотели бы услышать? Что важного для вас в этих словах?
  • 4) "Если бы вы могли дать напутствие себе новорожденному, что бы вы пожелали? Что для вас важного в этом?" (Выбирается вариант, наиболее подходящий данному клиенту.)
  • "Вспомните трех людей, которыми вы восхищаетесь, которые являются для вас образцом для подражания. Какие их качества особенно важны для вас? Какие их ценности близки вам?"
  • "Вспомните “пиковые” моменты своей жизни. Что было важно для вас тогда? Какими ценностями вы жили? Как они проявлялись в вас?"
  • "Вспомните трудные моменты вашей жизни. Что именно вы боялись тогда потерять?"
  • 4. Колесо ценностей. Для работы с ценностями также может быть использовано колесо коучинга.

Коуч предлагает клиенту выделить ценности на колесе, затем проводится оценка удовлетворенности каждой ценности в жизни клиента. Таким образом выявляются зоны неудовлетворенности и зоны роста.

Пример из практики

Коуч: "Представьте, что однажды утором вы просыпаетесь и чувствуете, что это будет самый прекрасный день в вашей жизни. Благодаря каким ценностям вы могли бы узнать такой день?

А теперь нарисуйте круг, напишите главные ценности, которые вы назвали, вокруг окружности, выделите столько секторов, сколько у вас ценностей.

Выберите одну ценность, изменение которой повлечет за собой повышение общей удовлетворенности. Что можно сделать, чтобы повысить реализацию этой ценности в вашей жизни?"

Составляется план действий.

5. "Падающая стрела". Эта техника позволяет выйти на корневые ценности - основные ценности, определяющие отношение человека к жизни и другим людям. При выполнении этой техники коуч задает вопрос: "Что ценного для вас в этом?" после каждого ответа клиента, пока не дойдет до корневой ценности. При назывании корневой ценности меняется той голоса, выражение лица клиента.

После прояснения ценностей коуч обсуждает с клиентом, как достижение цели соотносится с его ценностями, какая ценность будет реализовываться при достижении цели. Если обнаруживается соответствие цели корневым ценностям, клиент испытывает воодушевление, подъем мотивации. Однако бывает и так, что клиент обнаруживает, что цель "не его", она противоречит его ценностям, и отказывается от цели. Бывает и так, что после такой работы клиент понимает, что вся его жизнь идет "не туда", и полностью меняет запрос на коучинг, а в некоторых случаях ему необходима и психотерапевтическая помощь.

  • Cм.: Dilts R. B. Strategius of Genius. Volume I: Aristotle, Sherlock Holmes, Walt Disney, Wolfgang Amadeus Mozart.. California: Meta Publications, Capitalo, 1994 ; Dilts R. B., Epstein T. Tools for dreamers. California: Meta Publications, Capitalo, 1991

Что такое коучинг простыми словами? Вы действительно хотите это знать? А зачем это Вам собственно? А…. Вы наверное увидели объявление очередного коуча, который обещает круто изменить Вашу жизнь? Вот прямо со следующей недели. После того, как купите его курс. Ну-ну… И Вы все еще верите в это?

Ладно. Вы считаете, что те кто занимается коучингом – самые умные и богатые люди. Которые действительно умеют жить и могут Вас научить чему-то? Тогда поинтересуйтесь на досуге судьбой Дейла Карнеги, автора бестселлера “Как заводить друзей”. Или узнайте про отношения Бенджамина Спока, автора трудов по воспитанию детей, с собственными сыновьями. Или про Дерека Медину. Автора “Как сохранить брак”. Ну или как закончил свои дни Аллен Карр…

Так что же такое коучинг? И нужен ли он Вам? Не торопитесь с ответом. Все не так просто…

Легким движением руки, Вы превращаетесь… Коучинг – последний бастион надежды?

Если Вы прочитали вступление к этой статье и подумали, что я буду Вас отговаривать от коучинга, то Вы ошибатесь! Или если Вы подумали, что я буду говорить, что все коучи обманщики и лжецы – то Вы тоже не угадали! Я просто хочу рассказать свое видение о том, что такое коучинг без всяких претензий на истину в последней инстанции. Ведь, кстати, если уж по честному, я на этом сайте тоже занимаюсь некой разновидностью коучинга:).

Итак, бывали ли у Вас ситуации, когда непонятно что делать. Куда идти. Какое решение вбрать? Это может быть и трудная жизненная ситуация. Или какие-то проблемы в бизнесе. Или даже проблемы со здоровьем..

Конечно же самым лучшим решением было бы спокойно самостоятельно проанализировать обстановку. Найти свои ошибки. Посмотреть, как вышли из аналогичных ситуаций другие люди. Почитать умные книжки. Которые кстати, тоже будут разновидностью коучинга. Но…

Часто в подобных ситуациях голова, как говорится, “не варит”. Стресс, нервы, ограниченное время.. Мысли путаются. Хорошо бы спросить совета что делать. Конечно, можно пойти к бабушке, дедушке. К маме или папке. К подругу или подружке. Они подскажут что делать “от чистого сердца” и совершенно бесплатно. Вот только, далеко не всегда у них могут быть готовые ответы на Ваши вопросы. Ведь для этого, желательно чтобы “домашний коуч” “побывал в “вашей шкуре” и уже решил Ваш вопрос. А ведь есть таких проблемы, которые точно очень далеки от Ваших родных и домашних…

И еще одна тонкость коучинга. Дело в том, что кроме того, что просто дать совет, что делать, желательно бы еще Вас подталкивать к нужным действиям. Так сказать, “стоять над душой”. Ну или давать “оздоровительные пендали” :). Ведь у Вы же ежик птичка гордая, пока не пнешь - не полетит запала на изменение себя может не хватит, нужно постоянно помогать Вам двигаться вперед.

Собственно говоря, вот что такое коучинг простыми словами. Коуч разбирается с Вами в проблеме, потом намечает пути выхода из проблемной ситуации. Далее ставит цели. И… помогает Вам этих целей достичь.

Ну учи меня жить! Или учи? Виды коучинга!

В целом с коучингом, надеюсь, понятно…. А чтобы стало еще понятнее, разберу основные виды коучинга и отличие от остальных видов “советов”.

Итак. Кроме коучинга есть еще и консалтинг. В чем отличие между этими понятиями? Консультанты обычно только советуют что делать. В крайнем случае они помогают и “делом”. Но… Это важно.. Тут инициатива “в толкании” исходит не от них! Они просто помогают. А вот коуч – другое дело. Иногда он просто вытаскивает за руку человека из негативной ситуации.

А есть еще и “менторство”. Ментор тоже помогает развиваться человеку. И тоже стоит над душой. И “пинает”. Иногда… Но как-бы “в общем”. Ментор задает основной вектор движения. А коуч еще и прописывает конкретные пункты, через которые нужно пройти для достижения цели.

Давайте я покажу наглядный пример из реальной жизни. Вот Вы например недовольны Вашей фигурой. Скажем так, Вы зимой кушали много колбасы и пирожных. Ну понятно…. И пошли в фитнес-зал к модному тренеру. Если такой тренер работает “консультантом”, то он скажет типа такого: “Эээээ. Да Вам нужно бы похудеть к лету… Как, как….Нужно меньше кушать и больше двигаться”. Ну и может выдаст Вам методичку по правильному питанию и правильным упражнениям. Ну и если Вы “забьете” на фитнес и не придете на следующую тренировку – такому “консультанту” будет “до лампочки”.

Ментор скажет: “Вам нужно изменить подход к своей внешности..Нужно или найти положительные стороны в Вашей…эээ..нестандартной фигуре. Или пойти в фитнес-зал и сбросить несколько кило”. А через полгода на следующем приеме он спросит: “А чего это Вы до сих пор не послушались моего совета… А нука бегом в спортзал”…

А коуч. Коуч скажет: “Эй… Я когда-то тоже не мог смотреть в зеркал без содрогания на свою фигуру. Но я пошел в спортзал. И через полгода я стал вот таким вот красавцем-молодцом. Вот тебе программа на полгода на каждую неделю как что делать. А я тебе буду звонить ежедневно и спрашивать,как идут дела. И корректировать программу в случае необходимости”. А если этот коуч еще и работает тренером, то он будет стоят рядом с Вами, пока Вы выполняете упражнения.

Вот что такое идеальный коучинг в моем понимании. Понятно, что это может быть совершенно другой пример. Из бизнеса. Или из сферы отношений с окружающими.

Что такое коучинг? Это сотрудничество , помогающее человеку чётко определить свои цели и задачи и достигать результатов в профессиональной и личной жизни. Это искусство , способствующее развитию человека. Это создание среды , облегчающей движение к заветным целям.

Слово "коучинг " произошло от англ. "coach " — наставлять, тренировать, воодушевлять, так как корни коучинга лежат области спорта и основаны на методологии позитивной, когнитивной и организационной психологии.

Как осознанно управлять своей жизнью, реализовать свой потенциал, как найти внутренний баланс, жить и действовать эффективно, — вот здесь и применим коучинг.

Коучинг — это система, в которой вы можете перейти из зоны проблемы в зону эффективного решения, система, позволяющая почувствовать новые подходы и возможности.

Коуч не даёт советов, не обучает. Он задаёт вам вопросы, приводящие к более глубокому осознанию ситуации, проблемы и путей решения. Для эффективного расслабления и задействования обоих полушарий используются приёмы НЛП и йоги . Дыхательные и медитативные техники йоги позволяют добиться потрясающих результатов.

Отвечая на вопросы коуча, человек может обнаружить свои скрытые возможности и найти совершенно неожиданные решения, выйти за рамки своих шаблонов и сдерживающих его стереотипов. Коуч бросает человеку вызов.

Каждый человек обладает всеми необходимыми ресурсами и способностями и коуч помогает человеку раскрыть свой потенциал. Прояснить свои намерения, разработать план действий по достижению целей. В основе метода Тимоти Голви , основоположника коучинга, лежит идея о том, что человек — это не пустой сосуд, который надо наполнить, а более похож на жёлудь, который уже содержит в себе всё, что необходимо, чтобы стать могучим дубом. Для этого его необходимо питать и освещать. Способность вырасти, уже заложена в человеке. "Оппонент внутри нашей собственной головы более труден, чем противник в реальной игре ", — пишет Голви в своей книге "Внутренняя игра в теннис ". Тимоти разработал эффективную методику обучения игре в теннис, которую затем перенёс в бизнес-сферу.

Потенциал человека не имеет границ и коуч помогает раскрыть этот потенциал. Человек знает о себе и своих трудностях гораздо лучше, чем любой консультант и сам может наилучшим образом и наиболее эффективно помочь себе. Коуч лишь помогает человеку активизировать его возможности и способности и развить осознание.

Открытость — важное условие эффективного коучинга .

Отличие коучинга от инструктирования, наставничества, консультирования и психоанализа в том, что это прямое воздействие с немедленным улучшением эффективности и получением результата! Коучинг работает с настоящим и направлен на строительство будущего!

Коучинг открывает перед человеком широкий выбор возможностей и фокусирует внимание на том, в какой точке человек находится в данный момент и что он готов сделать, чтобы попасть туда, где он хочет оказаться.

В процессе коучинга возможно осознать, какие ресурсы являются ограничениями, а какие ограничения могут быть одновременно и ресурсом. Освободившись от внутренних противоречий и обретя целостность, человек более осознанно движется к намеченной цели и открывает новые возможности.

Коучинг — это возможность "познать себя ", расти как личность, действовать эффективней и получать при этом удовольствие от процесса.