» »

«Сечин в рясе». Как Тихон Шевкунов стал главным идеологом российской реакции. Епископ Тихон (Шевкунов): секреты влияния Отец тихон шевкунов контакты

20.12.2023

К имени архимандрита Тихона (Шевкунова) постоянно приковано внимание политической прессы России. Одни считают его чуть ли не «серым кардиналом», диктующим свою волю Владимиру Путину, другие полагают, что Президенту РФ достаточно постоянного общения с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, мудро мыслящим православным духовником.

Однако, возвращаясь к имени православного проповедника архимандрита Тихона (Шевкунова), хочется непременно отметить, что это очень умный и прозорливый современный человек, который остро чувствует ответственность за судьбу своего народа и Отечества, монах, который взял на себя очень серьезные обязательства перед Богом.

История возникновения монашества

Христианское монашество представляет собой общинную жизнь, которая начинается с того момента, когда человек по собственной воле отказывается от всех мирских благ и начинает жить по определенным уставам, где всегда соблюдается обет целомудрия, скромности и полного послушания.

Первым христианским монахом стал св. Антоний Великий, который жил в Древнем Египте в 356 году до н. э. Это был человек небедный, однако он продал все свое имущество и раздал деньги нищим. А потом поселился недалеко от своего дома и стал вести отшельнический образ жизни, проводя все время в неустанной молитве Богу и чтении Св. Писания. Это послужило примером для других отшельников, которые начали селиться в своих кельях поблизости от него. Со временем такого рода общины стали появляться практически по всему Среднему и Северному Египту.

Появление монашества на Руси

На Руси появление монастырей связывают с 988 годом, временем Пришедшими греческими монахами близ города Вышгород был основан Спасский монастырь. Примерно в это же время преподобный Антоний приносит в Древнюю Русь афонское монашество и становится основателем знаменитой Киево-Печерской Лавры, которая впоследствии станет центром всей религиозной жизни на Руси. Сейчас св. Антоний Печерский почитается как «начальник всех Российских церквей».

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Биография. Путь к монашеству

До принятия монашества он был Григорием Александровичем Шевкуновым. Будущий архимандрит родился в семье медиков в Москве летом 1958 года. Будучи уже взрослым, он поступил во ВГИК на сценарно-киноведческий факультет, который успешно окончил в 1982 году. После окончания института он становится послушником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, где в дальнейшем на его судьбу самым решающим образом повлияли подвижники-монахи и, безусловно, добрейший и святейший духовник монастыря архимандрит

В 1986 году Григорий начинает свой творческий путь с работы в отделе Издательства Московской Патриархии, которой руководил (Нечаев). Именно в эти годы он трудится над изучением всех исторических фактов и документов о возникновении христианского православия и жизни святых людей. К тысячелетию Крещения Руси Григорий подготовил огромное количество фильмов религиозно-просветительского плана, где сам выступал и как автор, и как консультант. Таким образом, в атеистической жизни советских граждан набирает оборот новый виток, ведущий к познанию истинных канонов христианского православия. И в это же время будущий архимандрит занимается переизданием Древнего Патерика и других святоотеческих книг.

Принятие монашества

Летом 1991 года Григорий Шевкунов принимает монашество в Донском монастыре города Москвы, где его и окрестили Тихоном. В период своего служения в монастыре он принимает участие в обретении мощей святителя Тихона, которые были погребены в Донском соборе в 1925 году. И вскоре становится настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря, расположившегося в зданиях древнего Обязательно стоит отметить одну особенность, которую имеет архимандрит Тихон (Шевкунов): где служит он, там всегда чувствуется его истинное предназначение и твердость убеждений.

Жизнь архимандрита

В 1995 году монаха посвящают в сан игумена, а в 1998 году - в сан архимандрита. Через год он становится ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, которое потом было преобразовано в духовную семинарию. Про архимандрит Тихон (Шевкунов) всегда говорит с большой любовью и благодарностью.

Дальше вместе с братией с 1998 по 2001 год он неоднократно посещает Чеченскую республику, куда привозит гуманитарную помощь. А также активно принимает участие в воссоединительном процессе Русской Православной Церкви (РПЦ) с Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ). С 2003 по 2006 год архимандрит Тихон (Шевкунов) являлся членом комиссии по подготовке диалога и акта о каноническом обращении. Потом он получает пост секретаря Патриаршего совета по культуре и становится руководителем комиссии по взаимодействию РПЦ с музейным сообществом.

В 2011 году архимандрит Тихон - уже член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, а также член Попечительного совета благотворительного фонда Святителя Василия Великого, академик РАЕН и постоянный член Изборского клуба.

Архимандрит обладает рядом церковных наград, в их числе Орден Дружбы за сохранение духовных и культурных ценностей, врученный ему в 2007 году. Его творческими работами можно восхищаться. А беседы с архимандритом Тихоном (Шевкуновым) всегда проходят очень живо, интересно и понятно для любого человека.

Фильм «Монастырь. Псково-Печерская обитель»

Невозможно обойти вниманием удивительную и уникальную в своем роде работу, которая носит название «Монастырь. Псково-Печерская обитель». Этот фильм Григорий Шевкунов снял в 1986 году любительской камерой, когда еще не был архимандритом Тихоном, а был всего лишь выпускником ВГИКа. По окончании вуза он ушел в Псково-Печерский монастырь, где провел 9-летнее послушничество у старца Иона (Крестьянкина) и в дальнейшем принял

Главная тема фильма посвящена Псково-Печерскому монастырю, который известен русской церкви тем, что сохранил старчество. Это единственный монастырь, который никогда не закрывался, причем даже в советское время. До 30-х годов он находился на территории Эстонии, поэтому большевики не успели его разорить, а потом наступила война. Кстати, многие старцы и служители этого монастыря были на фронте.

Много насобирал в своем архиве тогда еще будущий архимандрит Тихон (Шевкунов) фото- и видеоматериалов монастырской жизни братии. В фильме он показывает самые дорогие и значимые для сердца монаха места, одним из которых является особое чудо, созданное Богом, - пещеры, в которых за все время существования монастыря похоронено 14 тысяч человек. Когда заходишь в эти пещеры, удивляет то, что там абсолютно не чувствуется никакого запаха тления. Как только человек умирает, после трех дней этот запах появляется, но после того, как тело вносят в пещеры, он улетучивается. Этот феномен до сих пор никто не может объяснить, даже ученые. В этом чувствуется духовная особенность монастырских стен.

Любовь к Псково-Печерской братии

Поражает история жизни старца Мельхисидека, одного из самых удивительных сподвижников монастыря, о котором рассказывает Григорий Шевкунов. Вглядываясь в его глаза, понимаешь, что это настоящий аскет, духовник и молитвенник, который был на войне, после пришел в монастырь и работал токарем. Он собственными руками делал аналои, кивоты и кресты. Но однажды у него случился инсульт, и врач констатировал смерть. Но Иоан (Крестьянкин), который был духовным отцом всей братии и о котором тоже очень много писал в своих рассказах архимандрит Тихон, стал молиться за отца Мельхисидека, и чудо случилось. Через некоторое время старец ожил и заплакал. После этого он принял чин пострижения в схиму и стал еще усиленнее молиться Богу.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) позже вспоминал, что однажды сам поинтересовался у старца Мельхисидека о том, что он видел, когда был мертвым. Тот рассказал, что оказался на лугу возле рва, в котором находилось все, что он делал своими руками, - это были кивоты, аналои и кресты. А потом он почувствовал, что за ним стоит Богородица, которая сказала ему: «Мы ждали от тебя молитвы и покаяния, а ты вот что принес нам». После этого Господь опять вернул его к жизни.

В своей картине будущий архимандрит Тихон (Шевкунов) показывает и замечательного старца Феофана, который тоже был на войне и там потерял руку. Он рассказывал, что всегда выполнял приказы своего командира, но убивать людей ему, Слава Богу, не пришлось. У него есть множество наград и орденов. Теперь он - сама кротость, обаяние и любовь.

Такого рода историй в монастыре не перечесть. Когда сморишь на скромный быт и постоянную работу монахов, все кажется очень мрачным и невеселым, однако поражает их доброе отношение и забота о каждом человеке, больном или здоровом, молодом или старом. После фильма остается очень теплое и светлое чувство умиротворения и спокойствия.

Книга «Несвятые святые»

Архимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» посвятил великим подвижникам, с которыми ему пришлось жить и общаться в монастырях. С какой любовью и заботой он пишет обо всех, открыто, без лжи и без приукрашиваний, с юмором и добротой... Особенно трогательно описывает своего наставника Иона архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» содержат рассказ о том, как к духовнику за исцелением души и тела обращалось огромное количество прихожан, и для всех он всегда находил слова успокоения, всем вселял надежды, многих молил поберечься, а некоторых предупреждал об опасностях. В советские годы он много лет провел в тюрьме и ссылках, но ничто не смогло сломить его божьей веры и радости жизни на Земле.

Фильм «Гибель империи. Византийский урок»

Документальное кино «Гибель империи» архимандрит Тихон (Шевкунов) посвятил 555-летию падения Византии и Константинополя.

Это не просто история средневековой здесь проводится абсолютно четкая параллель проблем Византии и современной России. Империи могут быть разные, а проблемы зачастую одинаковые. Что же смогло развалить такую могущественную и культурно-развитую Византию? Как оказалось, главной глобальной проблемой стала частая смена политических направленностей, отсутствие преемственности и стабильности государственной власти. Часто меняющиеся императоры начинали вести свою новую политику, которая зачастую выматывала народ и ослабляла экономику страны. В фильме автор описывает это просто блестяще, и в таком таланте надо отдать ему должное. По этому поводу есть и довольно интересные проповеди архимандрита Тихона (Шевкунова), которые он читает перед молодыми семинаристами и прихожанами.

О Путине

Как бы там ни было, но сегодня, по словам архимандрита Тихона, Россия переживает свое новое перерождение, она может даже погибнуть, вполне возможно создать мощную процветающую империю, прежде всего, империю духа и патриотизма.

С одной стороны, ей постоянно угрожает исламский терроризм, с другой - кто-то всеми силами пытается навязать ей и всему миру тотальную американскую гегемонию с их собственными законами.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) о Путине говорит так: «Тот, кто по-настоящему любит Россию, может только молиться на Владимира Владимировича, промыслом Божиим поставленного во главе России…»

МОСКВА, 18 мая - РИА Новости, Сергей Стефанов. Митрополит Тихон (Шевкунов), назначенный главой Псковской митрополии, в воскресенье, перед отъездом в Псков, попрощается с насельниками и прихожанами Сретенского монастыря на территории обители, сообщили в монастыре.

"Двадцатого мая, по благословению святейшего патриарха Кирилла, перед отъездом в Псковскую митрополию митрополит Тихон (Шевкунов) совершит Божественную литургию и попрощается с братией, учащимися Сретенской духовной семинарии, сотрудниками и прихожанами Сретенского монастыря", — отметили в обители.

Богослужение начнется в 10:00.

"Уходит, чтобы вернуться вновь"

На официальном портале Сретенского монастыря прихожане оставляют многочисленные комментарии со словами грусти от расставания с любимым наместником и выражением горячей поддержки ему в новом служении.

"Такая грусть в его глазах… Видно, очень тяжело ему расставаться с родным Сретенским монастырем", — написала Ольга в комментариях к фоторепортажу, посвященному встрече владыки Тихона в Сретенском монастыре после возведения его в сан митрополита 17 мая.

"А у меня чувство, что Вы всё равно вернётесь в Сретенский однажды. Как говорят, — уходить, чтобы вернуться вновь", — написала в свою очередь пользователь Марина.

Читатель, подписавшийся Евгением, отметил, что митрополиту Тихону "пришло время вернуться в родные пенаты — Псково-Печерский монастырь укреплять", и пожелал архиерею "помощи Божией" в трудах. Именно в Печорах будущий митрополит в 1980-е годы начинал свой монашеский путь.

"И радостно, и грустно. Отец Тихон был одним из тех немногих пастырей, благодаря которым жить и воцерковляться кажется намного легче, особенно в нынешней, всё более космополитичной и торгашеской, Москве", — написал Игорь Писарев.

А "читательница из Подмосковья" выразила, наверное, общее пожелание прихожан: "Хотелось бы, чтобы будущий наместник был из братии Сретенского монастыря и сохранил в нем тот дух, который был при владыке Тихоне".

Из Печор в Москву — и обратно

Пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков ранее сообщил РИА Новости, что епископ Тихон (Шевкунов), назначенный правящим архиереем Псковской митрополии, больше не сможет исполнять обязанности наместника Сретенского мужского монастыря и ректора Сретенской духовной семинарии. Решение о новом наместнике и новом ректоре пока не принято, кандидатуру должен будет утвердить Священный Синод. При этом должность главы Патриаршего совета по культуре за Шевкуновым сохранится.

В четверг, во время праздничной литургии в храме Христа Спасителя по случаю праздника Вознесения Господня, патриарх Кирилл возвел епископа Псковского и Порховского Тихона в сан митрополита в связи с назначением его Синодом правящим архиереем Псковской митрополии.

Свой монашеский путь Шевкунов начинал в Псковской епархии — в 1982 году после окончания сценарного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) он поступил трудником, а затем послушником в Псково-Печерский монастырь. Впоследствии Тихон (Шевкунов) стал игуменом Сретенского мужского монастыря, московского подворья Псково-Печерской обители.

Владыка Тихон известен как писатель. Только за один год тираж его книги "Несвятые святые", вышедшей в 2011 году, превысил 1 миллион экземпляров. В 2012 году сборник вошел в шорт-лист премии "Большая книга" и стал победителем читательского голосования. Митрополит Тихон также является кинорежиссером, среди его работ — "Псково-Печерская обитель" и "Гибель империи".

Актуальное сегодня архивное интервью с архимандритом Тихоном (Шевкуновым) о том, куда уходит вера, куда пропадает потребность в богослужении, молитве и радость.

Сретенский монастырь встает рано: интервью отец Тихон назначает на 8.30 (!). К этому времени часть дня в Сретенском уже прошла: завершился братский молебен, у семинаристов закончился завтрак, перед началом занятий они на послушаниях, некоторые, например, подметают двор перед храмом.

Я стою в монастырском саду, ухоженном не хуже ботанического, жду, когда меня проводят к отцу наместнику, и вглядываюсь в лица семинаристов и прихожан храма, которые в обычный будний день – не праздник, спешат на Литургию в такую рань… В приемных покоях отца Тихона – просторной комнате с огромными книжными шкафами, с одного портрета смотрит на нас император Александр, а с другого…

– Смотрите, правда, хороший портрет митрополита Лавра , очень точно передано выражение лица?

Да, это митрополит Лавр, приезжавший в Россию из далекой Америки много раз под видом простого монаха – поездить по монастырям, надышаться верой.

Куда уходит наша вера – об этом наш разговор сегодня с отцом Тихоном:

– Отец Тихон, куда уходит вера, куда пропадает потребность в богослужении, молитве и радость?

– Однажды я беседовал с архимандритом Серафимом (Розенбергом). Это было незадолго до его смерти. Из немецких баронов, он после окончания Тартуского университета в тридцатые годы прошлого века ушел в Псково-Печерский монастырь , где провел шестьдесят лет. Во время той беседы отец Серафим заговорил о монашестве. Он сказал, что самая большая проблема современного монашества – это отсутствие решимости . Наверное, это можно сказать не только о монахах, но и о многих наших современниках-христианах.

Решимость, мужество и связанное с ними духовное благородство заметно оскудевают. Но если люди всей жизнью своей понимают, что самое главное – несмотря ни на какие препятствия и соблазны идти к Богу, быть верным Ему – то они не колеблются в вере настолько, чтобы терять ее.

Особенно ярко кризис веры, о котором Вы говорите, виден на наших подростках. В 8-9 лет дети ходят в церковь, поют на клиросе, поражают и умиляют всех вокруг, а в 14-16 лет многие, если не большинство, перестают ходить в храм.

– Почему так происходит?

– Детей не познакомили с Богом. Нет, их, конечно, познакомили с обрядами, церковнославянским языком, с порядками в храме, житиями святых , священными историями, переложенными для детей. Но с самим Богом не познакомили. Встречи не произошло. И получилось, что и родители, и воскресная школа и, как это ни печально, священники строили дом детской веры «на песке » (Мф. 7, 26), а не на камне – Христе.

Как же происходит, что дети не замечают Бога при всех самых искренних попытках взрослых привить им веру? Как получается, что ребенок так и не находит в себе сил разглядеть Христа Спасителя в своей детской жизни, в Евангелии? Отвечая себе на этот вопрос мы поднимаем еще одну взрослую проблему, которая отражается в детях, как в зеркале. Это, когда и родители и священники, учат одному, а живут по-другому. Это самый страшный удар по нежным силам детской веры, непереносимая драма для их чуткого сознания.

Но есть и другие примеры. Можно было бы привести другой, но этот особо мне запомнился: в 1990-м, во время своей первой поездки в Германию, я, к большому своему удивлению, получил хороший урок от одного священника. Католического. Меня поразила его паства – очень чистые молодые люди лет 16-20, искренне старающиеся жить христианской жизнью. Я спросил у этого священника, как ему удается уберечь этих подростков от агрессивного напора соблазнов и столь привычных для их сверстников на Западе удовольствий? Он тогда посмотрел на меня в полном недоумении. И сказал слова, которые своей простотой и ясностью меня тогда просто сокрушили (я очень жалею, что услышал это не от православного священника): «Да просто они Христа любят больше, чем все эти удовольствия!»

– У нас другая ситуация?

– Нет, конечно! У нас светлых примеров, слава Богу, тоже немало. В нашей Сретенской семинарии я вижу удивительно чистых и искренних ребят, хотя конечно, всякие искушения бывают, жизнь есть жизнь.

– Но это подростки, а люди, пришедшие в храм во взрослом возрасте?

– А в чем разница? Нечто подобное происходит и со взрослыми. Мы тоже соблазняем друг друга (в данном случае «малые сии», о которых говорит Спаситель – не обязательно дети по возрасту) своей теплохладностью, сознательными нарушениями евангельских заповедей, нечистой жизнью. Постепенно у людей складывается представление, что христианину вообще можно жить как угодно. И, если такое происходит, люди, пришедшие к вере уже в зрелом возрасте, постепенно теряют к духовной жизни интерес, им все приедается. Нет реального общения с Богом, а значит, нет жизни духа. Первые года три вера, православие интересно, новая жизнь захватывает и приносит массу новых впечатлений, а потом наступают будни.

Знаете, а ведь есть большая опасность и в том, что мы охотно выпячиваем и раздуваем подобные болезненные моменты и этими примерами начинаем незаметно для самих себя оборонять свое нерадение и теплохладность. Да и вообще в церковной среде все больше стали крутиться такие злые и в обобщении своем неверные стереотипы: если женщины церковные – то злобные ведьмы, если молодые люди – то закомплексованные, если взрослые – то неудачники, если алтарники, то бросили семью ради храма, если монахи, то стяжатели и нечестивцы.

– Но ведь это действительно иногда имеет место быть…

– Кто ж спорит? Нельзя сказать, что такого совсем нет, что это неправда. Но зачем с упорством, достойным лучшего применения, убеждать себя и других, что такое положение вещей и есть особенность нашей Церкви.

Я как-то попутешествовал по православным форумам, и просто не по себе стало, с какой циничной злобой православные люди, считающие себя весьма церковно образованными, относятся не только к духовенству, которое они вообще ни во что не ставят, но и к самым благочестивым мирянам.

– Говорят: «православнутый» и «православие головного мозга»…

– Эти термины, боюсь, вышли не откуда-нибудь, а из православной среды. Потому что вот так изощренно уколоть могут только «свои». Впрочем, как бы то ни было, но подхвачены они в нашей среде с энтузиазмом. А вот это по-настоящему тревожное явление в нашей христианской общине. К тому же, постепенно мы сами начинаем смотреть на себя и окружающих именно через призму подобных уничижительных представлений.

– Поступать в соответствии с традиционным благочестием стало… некомильфо?

– Помните как Толстой в «Детстве, отрочестве, юности» замечательно рассуждал о комильфо, как комильфо безжалостно влияло на его жизнь. Сейчас (к счастью лишь в околоцерковных кругах, потому что церковными таких людей назвать просто невозможно), вырабатывается православное комильфо, и если человек в него не вписывается, – это изгой, совершенно презренный человек.

Так мы приходим к цинизму, а по сути к истокам той самой болезни теплохладности, которой заражены христиане со времен Лаодикийской церкви. Вражеская сила, которая начинает нагнетаться духовно охладевшими христианами изнутри Церкви, бесконечно опаснее, чем любая внешняя сила, чем гонения.

Мы учим своих студентов ни в коем случае не становиться «православными комильфо», ведь они сами не заметят, как потеряют веру, как станут карьеристами, как все ценности в их жизни абсолютно изменятся.

Люди старшего поколения часто, собираясь, говорят: «Как здорово было в 60-70-е годы, какая была вера!». Мы говорим так не только потому, что начинаем стареть и брюзжать, а потому, что так и есть на самом деле. Тогда было внешнее противостояние Церкви со стороны государства, но мы были вместе и дорожили каждым. “Православнутый” – это наверняка было бы что-то из стана противника. О православии головного мозга мог сказать только Емельян Ярославский. Православный человек таких слов, таких выражений никогда бы не употребил, не повторил. А сейчас это слышно в церковной среде, этим бравируют, гордятся!

– А почему такое отношение возникает?

– Что происходит? Люди зашли в Церковь, но полюбили ее лишь отчасти. И постепенно, через годы в тайне своей души осознали страшную истину: они с глубочайшим презрением относятся к православию. С ними начинается страшная болезнь предательского цинизма, сродного поступку Хама. И люди вокруг заражаются этим так или иначе. А ведь мы действительно единый организм – Церковь, поэтому этой болезни надо как-то противостоять.

Когда с подобного рода вещами православные сталкивались в советские годы, то понимали, что это “от врагов наших”, “от супостатов”. Сейчас уроки презрения и высокомерия все чаще преподаются людьми церковными. А мы знаем горестные плоды этих уроков.

– Невеселый прогноз…

Остается вспомнить только слова святителя Игнатия, который говорил, что «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею». Но дальше он пишет: «Устранись, охранись от него сам». Не будь циником.

– Почему? Ведь циничные суждения порой бывают меткими…

– Трезвость и остроумная колкость, когда глупца или наглеца ставят на место, когда кого-то хотят оградить от излишних восторгов – это вполне допустимо. Но цинизм и христианство – несовместимы. В основе цинизма, как бы он ни оправдывал себя, только одно – неверие.

Однажды мне довелось задать один и тот же вопрос двум подвижникам – отцу Иоанну (Крестьянкину) и отцу Николаю Гурьянову : «Какова главная болезнь сегодняшней церковной жизни?». Отец Иоанн ответил сразу – “Неверие!” «Как же так? – поразился я. – А у священников?». А он снова ответил: “И у священников – неверие!” А потом я приехал к отцу Николаю Гурьянову – и он мне совершенно независимо от о. Иоанна сказал то же самое – неверие.

– И неверие становится цинизмом?

Люди перестают замечать, что они потеряли веру. Циники вошли в Церковь, живут в ней, привыкли и выйти из нее не очень-то хотят, потому что все уже привычно. Да и как на это посмотрят со стороны? Очень часто цинизм – это болезньпрофессионального православия .

– Но ведь иногда цинизм – это защитная реакция очень уязвимого, неуверенного человека, которого обидели или сильно задели…

– Чем, например, отличается выставка “запретного искусства” от картины Перова «Чаепитие в Мытищах»? В запретном искусстве отвратительный цинизм, а у Перова – обличение. Боль и обличение, за которое мы должны быть только благодарны.

И подвижники могли сказать очень жестко, например преподобный схииеромонах Лев Оптинский. Да и сегодня у нас в Москве есть замечательный протоиерей, который может так остро пошутить, что мало не покажется. Но никому в голову не придет сказать, что он циник, потому что в его шутках нет злобы.

– Читая воспоминания М. Нестерова, я все время ловила себя на мысли, что его непременно сегодня бы высмеяли. Например: «Мать была у Иверской. Украли сумку с деньгами, зато приложилась» – сразу все скажут, вот, православнутый…

– Двадцать лет назад мы сказали бы о таком человеке: “Господи, какая вера, как хорошо!” А сегодня благоденствие относительно православной веры оказалось немалым испытанием для христиан. Помните, в Апокалипсисе: «Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 17). Мы оскудели верой, а поэтому многим людям, глядя на нас, надоедает быть православными. Они еще идут по инерции, по первой любви, они еще помнят, как много в Церкви получили и надеются еще получить благодать.

– Как же правильно ориентировать свою духовную жизнь?

Самое радостное в духовной жизни – это открывать для себя новое. Вспомни с какой радостью ты просыпался в воскресное утро на Литургию, как читал взахлеб святых отцов и все время открывал для себя новое. Если Евангелие не открывает нам ничего, это значит всего лишь то, что мы сами себя закрыли для открытия нового. Вспомните слова Христа к Ефесской церкви: «Вспомни свою первую любовь ».

Фото Анатолия Данилова. Подготовка текста: А. Данилова, О. Уткина

Святитель Феофан Затворник

Окамененное нечувствие, или духовная сухость
Средства против этого и причины его проявления

Я полагал, что у вас постоянное охлаждение… или сухость и нечувствие. Но этого у вас нет, а есть то, что со всеми по временам бывает. Об этом все почти писавшие о духовной жизни поминают. Святой Марк подвижник трех такого рода врагов выставляет: неведение с забвением, разленение с нерадением и окамененное нечувствие.

“Какое-то параличное состояние всех сил душевных”. В кратких молитовках не забыл их и святой Златоуст: “Избави мя от неведения, забвения, уныния (это разленение с нерадением) и окамененного нечувствия”.

Средства указываются не многосложные – терпеть и молиться.

Терпеть. Возможно, что Бог Сам посылает это для обучения не полагаться на себя. Иной раз много берем на себя и многого ожидаем от своих усилий, приемов и трудов. Вот Господь и берет благодать и оставляет одного, как бы говоря, вот попробуй, насколько у тебя есть сил. Чем больше имеется дарований естественных, тем такое обучение нужнее. Сознав это, будем терпеть. Посылается это и в наказание – за вспышки страстей, допущенные и не осужденные, и не покрытые покаянием. Вспышки эти то же для души, что для тела пища дурная, которая отягчает или расслабляет, или отупляет… Надо, выходит, при сухостях осмотреться, не было ли чего такого на душе, и покаяться пред Господом, и положить вперед остерегаться.

Больше всего достается это за гнев, неправду, досаждение, осуждение, возгордение и подобное. Врачевство – возвращение опять благодатного состояния. Как благодать в воле Божией, то нам остается молиться… об избавлении от сей самой сухости… и от окамененного нечувствия. Встречаются такие уроки: обычного молитвенного правила при сем не оставлять, но все его точно исполнять, стараясь всячески, чтобы мысль сопровождала слова молитвы, напрягаясь и чувство расшевелить… Пусть чувство – камень, но мысль будет – хоть половинная молитва, но все же молитва будет; ибо полная молитва с мыслию и чувством должна быть. При охлаждении и бесчувствии мысль трудно будет удерживать при словах молитвы, но все же возможно. Делать надо наперекор себе… Это преутруждение себя и будет средством преклонить Господа на милость и возвратить благодать. А бросать молитву никак не должно. Святой Макарий говорит: увидит Господь, как искренно желаем блага этого… и пошлет. Молитву же против охлаждения воссылать своим словом пред правилом и после правила… и в продолжение его к Господу взывать, как бы преднося пред лице Его мертвую душу: видишь, Господи, какова она! Но рцы слово и исцелеет. С этим словом и в продолжение дня почасту обращаться к Господу. (Вып. 1, пас. 190, стр. 230-231)

Лев Толстой «Юность»

По подразделению людей на comme il faut и не comme il faut они принадлежали, очевидно, ко второму разряду и вследствие этого возбуждали во мне не только чувство презрения, но и некоторой личной ненависти, которую я испытывал к ним за то, что, не быв comme il faut, они как будто считали меня не только равным себе, но даже добродушно покровительствовали меня. Это чувство возбуждали во мне их ноги и грязные руки с обгрызенными ногтями, и один отпущенный на пятом пальце длинный ноготь у Оперова, и розовые рубашки, и нагрудники, и ругательства, которые они ласкательно обращали друг к другу, и грязная комната, и привычка Зухина беспрестанно немножко сморкаться, прижав одну ноздрю пальцем, и в особенности их манера говорить, употреблять и интонировать некоторые слова. Например, они употребляли слова: глупец вместо дурак, словно вместо точно, великолепно вместо прекрасно, движучи и т. п., что мне казалось книжно и отвратительно непорядочно. Но еще более возбуждали во мне эту комильфотную ненависть * интонации, которые они делали на некоторые русские и в особенности иностранные слова: они говорили ма шина вместо маши на, дея тельность вместо де ятельность, на рочно вместо наро чно, в камине вместо в ками не, Ше кспир вместо Шекспи р, и т. д., и т. д.

Вконтакте

— Подобного рода журналистские вопросы и догадки мне за пятнадцать лет изрядно надоели.

Епископ Ти́хон (в миру Георгий Александрович Шевкунов; 2 июля 1958 года, Москва) — архиерей Русской православной церкви, епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Западным викарианством города Москвы.

Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Член попечительского совета «Фонда Святителя Василия Великого» (учредитель фонда — бизнесмен Константин Малофеев). По окончании вуза поступил в Псково-Печерский монастырь послушником. В сентябре 2003 года сопровождал главу государства в США, где Путин передал приглашение патриарха Алексия II первоиерарху РПЦЗ (Русская православная церковь за границей) митрополиту Лавру посетить Россию. В СМИ епископа Тихона (Шевкунова) называли духовником Константина Малофеева (но сам Малофеев утверждает, что его духовником является монах из Троице-Сергиевой лавры) и Владимира Путина.

— Давайте перейдем к другой сложной теме — как настоятель, вы понимаете устройство экономики РПЦ?

— Как настоятель, я понимаю, как устроена экономика нашего монастыря. Что касается бюджета патриархии, то, насколько мне известно, он состоит из отчислений епархий и пожертвований христиан.

— Сколько отчисляет в патриархию ваш монастырь?

— Сретенский монастырь перечисляет в патриархию ежегодный взнос — он год от года меняется, но порядок — от 3 до 5 млн руб. в год. Если ситуация сложная, и все средства уходят на поддержание жизнедеятельности монастыря, то патриарх освобождает от взносов на общецерковные нужды. Такое бывает повсеместно с возрождающимися и строящимися храмами; первые особо сложные годы и мы не перечисляли средства в патриархию.

— Ежегодный взнос переводите на счет патриархии?

— В какой банк?

— Если не ошибаюсь, в Сбербанк.

«Мы можем зарабатывать и зарабатываем сами»​

— Как финансируется Сретенский монастырь?

— Главный источник — наше монастырское издательство. Мы издаем до четырехсот наименований книг: это духовная, историческая, научная и художественная литература. Второе: у нас есть сельскохозяйственное производство — кооператив «Воскресение» в Рязанской области, мы его в 2001 году взяли в совершенно разоренном виде.

— Кажется, у вас еще есть кафе «Несвятые святые».

— Это позиция, скорее, затратная. Небольшое кафе, куда люди ходят после воскресной службы пообщаться, для этого мы его и создали. Да, еще поступают деньги от храма — но с тарелкой во время служб у нас никто не ходит, прихожане сами оставляют на содержание храма столько, сколько считают нужным.

— Есть еще свечи.

— Свечи у нас можно взять бесплатно или положить какую-то небольшую сумму. Дорогие чисто восковые и большие свечи имеют некую стоимость.

— Во сколько вам обходится содержание монастыря?

— Это большие средства, не вижу нужды их оглашать. На нашем содержании высшее духовное заведение, созданное в монастыре, — семинария. В прошлом году в ней обучались 250 человек. Семинаристы — шесть лет на полном пансионе.

— Бывший бухгалтер патриархии Наталья Дерюжкина оценивала ежегодное содержание двух семинарий — Москвы и Санкт-Петербурга — в 60 млн руб. Сколько из этой суммы вы тратите на содержание семинарии? Половину?

— Примерно. Братия монастыря сама зарабатывает средства на семинарию, на содержание и текущий ремонт всего монастыря, на помощь детскому дому, в котором воспитываются 100 детей, на сайт, на многие наши просветительские проекты, на благотворительность. На все это мы можем зарабатывать и зарабатываем сами.

— Есть ведь жертвователи…

— Да, конечно. Помощь благотворителей очень важна, и мы искренне им всем благодарны. Когда-то, в течение нескольких самых сложных лет возрождения разрушенного монастыря, нам очень помогал Сергей Пугачев (бывший сенатор и экс-владелец Межпромбанка, к двум годам лишения свободы; в данный момент находится во Франции. — РБК ). Чтобы было понятно соотношение заработанного самими монахами и полученного от пожертвований на монастырь, то и в лучшие годы благотворительные средства составляли не больше 15% от бюджета на содержание монастыря. Но в случае нового строительства необходима помощь. Так произошло, когда мы поняли, что размеры нашего храма для прихода уже безнадежно малы, и взяли благословения святейшего патриарха Кирилла на строительство нового храма.

— Я знаю, вам «Роснефть» помогает.

— Да, без нее и без помощи иных благотворителей мы бы не построили новый храм. Но и братия монастыря не остается в стороне: 370 млн руб., все средства, полученные от реализации почти двухмиллионного тиража моей книги «Несвятые святые» мы направили на строительство.

— Вам действительно много помогает бизнесмен Константин Малофеев?

— Фонд «Святителя Василия Великого» (учредитель фонда — Малофеев. — РБК ) дважды участвовал в частичном финансировании наших исторических выставок в Манеже, а один раз перечислил на содержание семинарии 50% необходимого бюджета. Вообще, благотворительная помощь — это ведь не нечто постоянное. За семнадцать лет существования семинарии мы получали такую помощь от благотворителей лишь трижды, в остальные годы обходились сами.

— Вас вопросы о деньгах раздражают?

— Скорее, удивляют. Мне, честно говоря, всегда казалось, что такие вопросы, мягко говоря, неэтичны. На всякий случай предупрежу: если где-нибудь в Германии, или в Англии, или во Франции вы будете вести беседу на подобные темы, разговор моментально будет прекращен. Но, повторюсь, если вам и вашим читателям это столь интересно, я готов ответить. Если еще о помощи — однажды мы, например, провели акцию по раздаче бесплатных Евангелий. Их издали на средства Олега Дерипаски. Это не относится собственно к Сретенскому монастырю, но наш совместный проект «Исторического парка» на ВДНХ был подготовлен общими трудами правительства Москвы, Патриаршего совета и компании «Норникель».

«Мне приходится взаимодействовать с широким кругом лиц»

— У вас, если я не ошибаюсь, большое число влиятельных знакомых.

— Я председатель Патриаршего совета по культуре, и мне действительно приходится взаимодействовать с широким кругом лиц, в том числе известных в обществе.

Епископ Егорьевский Тихон Шевкунов, патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент России Владимир Путин (Фото: Алексей Никольский/ТАСС)

— Я о другом, скорее. Вам с представителями государства легко общаться? Вы меня простите, пожалуйста, но я постоянно ловлю себя на мысли, что сотрудники ФСБ — оно у вас тут как раз под боком — фигурально выражаясь, яблоки от той яблони, которая расстреливала священников в советские времена.

— Я понимаю, что вы, как журналист, обостряете вопрос. Но ставить знак равенства между зверствами чекистов, репрессировавших и уничтожавших собственный народ, и нынешними военными, служащими в правоохранительной сфере, можно только в неизлечимом сознании ультралиберала. При таком подходе я должен отказаться и от разговора с вами, заявив: «Поскольку ваши предшественники, журналисты прежних информационных агентств и изданий, много лет нагло лгали всему миру и своему собственному народу, я с вами общаться не намерен!»

— Когда лгали? Тогда? Сейчас?

— Насчет того, что происходит сейчас, вам виднее. Но я в данном случае говорю о советских временах, когда журналисты порой лгали так, что краснели все кругом, кроме них. Есть многочисленные ныне действующие ведомства, работавшие не только в СССР, но и в прежние весьма далекие времена. Мы должны понять — изменился сегодня даже в карательных органах вектор отношения к народу, к отдельному человеку, к церкви, или же нет? Есть сейчас команда от государства репрессировать церковь? Нет.

— А в этой позиции нет противоречия? Сейчас нет гонений на РПЦ, но вступится ли церковь за тех, кого подвергают репрессиям?

— Если будут несправедливые гонения — обязательно вступится.

— Согласитесь, тем не менее, происходят парадоксальные вещи — в школах предлагают ввести единый учебник истории, в котором Иосиф Сталин выглядит едва ли не эффективным менеджером. И есть клирики, придерживающиеся той же позиции (в частности, священник Евстафий Жаков, настоятель Храма Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, открыто выражал свое уважение к Сталину и даже повесил в храме икону с изображением генералиссимуса. — РБК ).

— В том варианте будущего учебника, который я видел, оценка сталинского периода представлена весьма сбалансированно. Если у вас есть вариант учебника с иной интерпретацией, пришлите его мне, пожалуйста. Среди сегодняшнего духовенства есть самые разные взгляды на личность Сталина, но при этом я ни разу не видел священника, который бы сказал: «Сталин — мой идеал!» и тем более оправдывал бы репрессии или хотя бы снимал личную ответственность Сталина за них.

— Вам не кажется, что церковь во взаимоотношениях с государством проходит маятниковые периоды? Любовь — ненависть. Сейчас, например, любовь. Значит, должна вернуться ненависть.

— Больше девятисот лет — со времени Крещения Руси — любовь. Потом несколько десятилетий — ненависть. Так, по-вашему? Скорее, здесь все сложнее. Что касается сути вашего вопроса — о взаимодействии церкви и государства — у нас сегодня доминирует позиция о несомненной разумности и обоюдной пользе от отделения церкви от государства. Ни о каком объединении двух институтов — государства и церкви — речи быть не может. Это принесет только вред.

— Почему же складывается ощущение, что РПЦ и власть идут рука об руку?

— Ну и пусть идут рука в руку там, где это нельзя не приветствовать. Вместе церковь и государственные институты занимаются благотворительностью, помощью нуждающимся, сохранением древних памятников культуры, имеющим отношение к церкви и ее истории. А еще проектами в области культуры, исторической науки, некоторыми общими дипломатическими программами. Но вы, конечно же, говорите о политике?

— Да.

— Могу вас успокоить: в русской церкви давно принят закон о том, что священники и епископы не должны участвовать в политической жизни страны.

— Тем не менее представители РПЦ довольно активно высказываются на политические темы.

— Представители многих общественных организаций высказывают свое мнение относительно широкого спектра общественных, культурных и политических явлений, но это не означает их реальное участие в политике государства.

— Отец Всеволод Чаплин активно высказывался в поддержку жителей Донбасса.

— Отец Всеволод Чаплин — это отдельный разговор.

— Да, но Чаплин не одинок. Например, настоятель церкви под Петербургом открыто освящает бронежилеты для ополченцев ДНР .

— Ну и в чем криминал? Бронежилет позволяет сохранить жизнь.

— Если говорить об отце Чаплине, он в последнее время требует раскрыть статьи доходов и расходов РПЦ.

— Так вот в чем дело: ваше интервью о церковных финансах — это такой своеобразный привет нам от отца Всеволода?! Что ж, есть специальные органы финмониторинга, пусть они компетентно и ответственно все проверяют.

«Я слышу и знаю, что встречаются и злоупотребления со стороны церковных властей в каких-то епархиях»

— Как вы относитесь к закону о возвращении религиозного имущества? У вас, кстати, монастырь не в собственности?

— Нет. Бессрочное и безвозмездное пользование. Все в монастыре — собственность государства.

— Почему? Вам так удобнее?

— Так сложилось.

— А вам давали деньги по федеральной программе «Культура России»?

— Один раз десять лет назад — на восстановление фресок в храме. Но давали не нам, а реставрационной организации, которая эти фрески замечательным образом восстановила. В чем еще отчитаться? Городские власти выделили средства на брусчатку для древней части монастырского двора.

— Насколько я знаю, вы возглавляете общественный совет при Росалкогольрегулировании. Зачем вам это нужно?

— Очень нужно. Семь лет назад по благословению патриарха Кирилла был создан Церковно-Общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Сопредседателями стали писатель Валентин Распутин и я. Через несколько лет меня позвали возглавить общественный совет при Росалкогольрегулировании. Для меня главная задача работы — снижение потребления алкогольной продукции в стране, в первую очередь среди подростков и молодежи. Кое-что мы сделали: по последним данным, за шесть лет употребление алкоголя в России упало на 18%.

— Вашими молитвами?

— Молитвами и общими трудами многих людей.

— Насколько я поняла, священникам в Москве живется легче, чем в провинции — на периферии выше процент епархиальных отчислений, прихожан в разы меньше, да и люди беднее. Священники жалуются.

— Насчет того, что выше процент отчислений — здесь я не в курсе. Я в основном знаю приходскую жизнь лишь Псковской епархии, которую сам описал в книге «Несвятые святые». У меня друзья из весьма бедных священников, которые со своей зарплаты еще и бабушкам помогали. Вот покойный отец Никита и отец Виктор вообще ничего в Псковскую епархию не платили, потому что нечем было — совершенно нищие приходы. Но это мое знание епархии лет десять назад. Конечно же, я слышу и знаю, что встречаются и злоупотребления со стороны церковных властей в каких-то епархиях. Что ж, если так, то это — беда.

— Я ведь вам не первая о таких проблемах говорю.

— Нет-нет.

— Тем не менее на последнем Архиерейском соборе об этом речи не было.

— Финансовые темы не были предметом обсуждения на Архиерейском соборе.

Он — влиятельный епископ, возможный будущий патриарх и духовник Путина, член Афонского и Изборского клубов. Он водит дружбу с Сечиным и Михалковым, лоббирует кандидатуру Васильевой. Его по несколько часов дожидается в коридоре министр культуры Мединский. Он — идеолог крайнего церковного фундаментализма и мастер аппаратных игр. Он — Тихон Шевкунов, главный герой документального фильма Сергея Ерженкова и Владислава Пушкарева «Духовник».

Выслушайте притчу: Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Притча о злых виноградарях

Еще в девяностые он получит прозвище лубянский батюшка - за духовное окормление чекистов. А спустя двадцать с лишним лет на Большой Лубянке, на месте расстрелов, появится второй по величине в Москве храм Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, который лубянский батюшка торжественно откроет вместе с Владимиром Путиным, тоже бывшим чекистом.

Богу ведь все равно, на каком языке к нему обращаются — церковнославянском, русском или чувашском. А для прихожан это важно — через букву и слово постигать смысл таинства. Отец Георгий Кочетков, один из немногих в православной церкви, кто несет благую весть на русском.

«До 37-го года совершалось богослужение на русском языке, потом всех расстреляли. Власть очень следила за тем, чтобы люди в церкви ничего не понимали. Пришел, поставил свечку и ушел»

Преображенское братство выросло из среды религиозного диссидентства. Конец 80-х, интеллигенция открывает для себя храмы, разоренные и поруганные чекистами.

«Всем хотелось найти духовный выход из советского тупика, и многие меньше всего ожидали найти это в христианстве и православии. И нашли!» — делится искусствовед Александр Копировский.

Но эта свобода продлилась недолго — каких-то 2-3 года. А потом был октябрь 1993-ого и расстрел Белого дома. Вытесненные на периферию политической жизни реакционеры стали играть заметную роль в духовной. Это был реванш. Священник, поддержавший Перестройку, собравший вокруг себя академиков с «либеральными», как однажды скажет президент, бороденками, был для них серьезным раздражителем.

«Будет подворьем Псково-Печерского монастыря» , — сказал Тихон, и за его спиной тотчас выросли могучие фигуры казаков и черносотенцев с хоругвями наперевес — поди им возрази.

«Отец Крестьянкин посоветовал ему найти какой-то монастырь в Москве, с тем, чтобы открыть подворье Псково-Печерского монастыря, потому что ситуация, если вы помните в начале 90-х годов, экономическая очень изменилась», — говорит журналист Сергей Бычков. «А что вы хотите — люди советские, пусть они и в рясах, они привыкли к методам, которые были приняты тогда», — добавляет Александр Копировский.

Погромщики выбрасывали из храма иконы и книги, а Георгия Кочеткова обвинили в ереси жидовствующих — дескать, ведет богослужения на русском и царские врата у него нараспашку.

Алексий Второй занимает сторону консерваторов и объявляет прихожан Кочеткова «неообновленцами» — это как сейчас припечатать словом либерал и испортить человеку биографию. Кадровое решение — перевести Кочеткова в храм Успения в Печатниках, а Шевкунова назначить наместником Сретенского монастыря.

«Правда тогда уже, когда мы вынуждены были уехать, Тихон Шевкунов, сказал, что это ненадолго, что и оттуда мы вас попросим» , — рассказывает отец Георгий Кочетков.

Александр Штильмарк вышел на пенсию, стал молодым отцом и смягчился нравом. В этом седом, пушистом, подпоясанном толстовским кушаком семьянине трудно с первого раза узнать основателя «Черной сотни».

Потрепанные жизнью бойцы встречаются старым активом на квартире у Штильмарка. После молитвы — чай с сырниками и привычные уже разговоры о том, кого посадить, а кого расстрелять. Взгляд в упор, щелчок затвора и пулеметная очередь налитых свинцовой тяжестью слов: «Я уж молчу про Серебренникова, которого поймали там с миллионами. Я вот серьезно бы расстрелял».

На втором часу разговора, когда канонада смолкла, переходим к главному — нанимал ли их Шевкунов для решения имущественных споров: «Может быть, это в бизнесе там делят сферы влияния, палатки делят, да, может быть. Вот Тихон Шевкунов бы такое сделал, вот они мои конкуренты, я их выгоню. Ну, это просто несерьезно даже. Это уровень ну какого-то, ну я не знаю. Извини. Такая идея, вот что наняты, это уровень обсуждения вот каких-то идиотов в интернете»

Спрашиваю про последнюю встречу с Шевкуновым. Вдруг, как бы между делом, выясняется, что настоятель Сретенского монастыря помогал с экспертизой выставки «Осторожно, религия!». Отвечают: «Он дал очень грамотное экспертное заключение, на основании которого был как бы вынесен приговор Самодурову и Ерофееву». «Если батюшка Тихон как-то влияет на Путина, то это вот стоит пасть на колени, и умолять, чтобы ничего нового не случилось бы иначе» , — добавил Штильмарк.

Развязка конфликта между Шевкуновым и Кочетковым наступила в 1997. Вторым священником в храм Успения в Печатниках, в помощники Отцу Георгию, был назначен Михаил Дубовицкий, сторонник Шевкунова. Во время одной из служб Дубовицкий вышел из тени отца Георгия, не признал совершенной им евхаристии. Службу прервали, Дубовицкого попросили снять облачение. Тогда он заперся в алтаре и стал оттуда звать на помощь, якобы обновленцы его избивают. Дубовицкого с диагнозом шизофрения доставили в больницу. А из Сретенского монастыря, а это всего две минуты пешком, прибежали организованные шевкуновцы- казаки и экзальтированные бабушки. Между прихожанами двух храмов началась потасовка.

Отец Георгий Кочетков: «Как рассказал нам милиционер, который пришел, что, когда они только шли в храм, им позвонили из отделения милиции и сказали: только не трогайте молодого священника. То есть, это была акция, еще и согласована с милицией. Потом мы узнали, что приходили люди Сретенского монастыря, скорее всего, сам отец Тихон к начальнику милиции».

После внутрицерковного разбирательства, несмотря на заключения врача и множество других свидетельств, виновным признали Кочеткова.

«То ли сам Шевкунов, то ли кто-то от его имени пришел и сказал: нужно помочь освободить храм от кочетковцев», — рассказывает Вячеслав Демин, казачий атаман, один из участников той провокации, после которой Кочеткову запретили служить. Иначе, как отморозком и уголовником, воцерковленная интеллигенция его не называла, некоторые даже связывали его с убийством Александра Меня.

«Никто не понимал, что курирует нами Лубянка, просто они нас водят и направляют, или туда, или сюда. И тут, как раз, начинается мое знакомство с Тихоном Шевкуновым. Видимо, тогда он еще начал активно сотрудничать с этой цивилизацией, и она его очень пестовала», — добавляет Демин.

В комнате Демина два флага — американский и украинский. Это его политическая позиция. Демин уже как полгода переехал в США. Разочаровавшись и в русском национализме, и в церкви московского патриархата, чьи интересы, как ему тогда казалось, он отстаивал.

Шевкунов заявлял: «Я буду голосовать за Путина по таким-то, таким-то причинам. Я могу засвидетельствовать, как священник, что этот человек исповедуется, причащается, по крайней мере, несколько раз в год». «Отлично, прекрасно, — комментирует Демин видео с Шевкуновым, — прекрасный материал чекистской церкви. Как все у них четко выстроено, как у них все хорошо работает, как они у них причащаются. Я смотрю на Шевкунова — постарел. Раньше такой живчик был, бегал молодой. А сейчас уже конечно такой маститый, прожженный архиерей».

Отец Георгий не ушел в раскол, остался верен московской патриархии, хоть это было нелегко. Запрет на служение сняли спустя три года. Сейчас он служит по воскресеньям в Новодевичьем монастыре.

— Вы с отцом Тихоном общались лично, и у меня, может быть, нестандартный вопрос, а он верит в Бога?

Отец Георгий: В какого-то, конечно, верит, в какого — не знаю. Мне очень трудно сказать точно, что это Христос, что у нас один Бог, что у нас одна вера. Мне было бы очень трудно с ним, скажем, вместе причащаться и вместе совершать евхаристию. Один раз я это делал по требованию патриарха в 1994 году, и когда он мне сказал в алтаре, как положено по чину «Христос посреди нас», то я думал, что ответить. И я ответил, не «Есть и будет», как положено по служебнику, а «Надеюсь, что будет». Вот это не понравилось отцу Тихону, но что делать, врать перед Богом нельзя.

ГЛАВА ВТОРАЯ. Несвятые святые

Мальчик из Чертанова, а это, на минуточку, другой конец Москвы, мать, заведующая лаборатории по лечению токсоплазмоза, хотела, что Гоша поступил в медицинский. Но друг попросил поддержать его на вступительных экзаменах, поехать вместе с ним. И вот такая ирония судьбы: друг не поступил, а у Гоши получилось. Сценарный факультет, мастерская Евгения Григорьева.

Зураб Чавчавадзе старше Шевкунова на 15 лет. Потомок вернувшихся в России эмигрантов и выпускник ВГИКа, это была дружба с первого взгляда.

Зураб Чавчавадзе: «Мы с ним познакомились в Дивеево. Он еще не защитил диплом в ВГИКе»

Защитив диплом, Гоша едет в Псково-Печерский монастырь, откуда возвращается уже Тихоном.

«И вот тогда у Елены Анатольевны появились панические настроения, так как ее мечта была о его карьере, о будущих внуках, которых бы она могла нянчить. Я знаю, что Гоша очень рано остался без отца, поэтому она все силы и надежды вложила в Гошу. Я то все понимал, но был бессилен ей помочь с этим, бедной» , — рассказывает Зураб Чавчавадзе.

Тихая затворническая жизнь и деятельная натура Шевкунова плохо уживаются. Немного осмотревшись, он находит применение полученным во ВГИКе знаниям — снимает кино- и фотохронику монастыря, чтобы сохранить для истории образ и голос Иоанна Крестьянкина, провидца, которого почитали великим уже при жизни.

Именно с подачи Тихона Шевкунова и олигарха Сергея Пугачева Владимир Путин в начале своего первого президентского срока решил встретиться со старцем. В православной среде эта встреча обрастет легендами — патриотические сайты будут писать, что последний пророк России благословил президента ни много ни мало Феодоровской иконой Богородицы, со словами «Гряди же с Богом!»

«На Путина отец Иоанн не произвел ни малейшего впечатления, он сказал: “Забавный старичок”. Он когда вышел из кельи, сказал: “Забавный старичок”. Причем меня лично просил присутствовать. Я думал он там с ним запереться, если есть такая возможность, и из с кельи не выйдет как минимум час. Но через минуту свидание окончено», — рассказывает Сергей Пугачев.

Зарисовки из жизни монастыря и его обитателей лягут в основу сборника рассказов «Несвятые святые». Байки про батюшек, матушек и чудесные исцеления, такие лубочные рассказы когда-то публиковались в Троицких листках и поощрялись обер-прокурором Победоносцевым, что «простер над Россией совиные крыла».

Все герои шевкуновских рассказов положительные. Даже когда они подличают и сотрудничают с органами, как наместник монастыря Гавриил Стеблюченко. Креатура КГБ, человек настолько крутого и необузданного нрава, что заслужил от братии прозвище — архибандит.

«Он создал такой отряд, как бы таких хунвейбинов что ли, православных. То есть это были те, кто ему доносил. Он начал изгонять наиболее активных монахов» , — говорит Александр Огородников. Тихон Шевкунов и Огородников шли параллельными курсами — оба учились во ВГИКе, много грешили, а потом пылко уверовали. «Люди, которые пытались понять, для чего они вообще на земле живут, они как-то стали больше задаваться вопросами духовными», — говорит Огородников.

Дальше их пути разошлись. Шевкунов стал подниматься все выше и выше по церковной иерархии, а Огородников отправился в лагерь, где провел в общей сложности 9 лет: три года — за тунеядство и шесть — за антисоветскую агитацию. И вот в 1987 году они встретились — освободившийся исповедник и монах Тихон. Познакомил их брат Александра Рафаил. В книге «Несвятые святые» ему посвящено несколько глав.

Александр Огородников: «Так получилось, что я с ним общался очень мало, потому что в основном он был связан с иеромонахом Рафаилом. Но я знаю, что он слушал с большим интересом мои рассказы. Меня спрашивали о зоне и прочее, как это было, я рассказывал, ему это было очень интересно, он это внимательно слушал. Я рассказывал о каких-то чудесных случаях, которые были со мной: о том, как меня «ломали», о всех этих репрессиях».

Познакомил их иеромонах Рафаил, брат Александра и один из тех, кого Шевкунов называет своим духовным ориентиром. Изгнанный из монастыря из-за брата-диссидента вскоре Рафаил погиб в автокатастрофе. В книге ему посвящено несколько глав: «Отец Рафаил начал костерить советскую власть. Я встревожился и намекнул батюшке, что телефон действительно может прослушиваться. Вот и Георгий Александрович уже перетрусил до полусмерти».

Советская власть рухнула — и Шевкунов пригласил Огородникова на презентацию своей книги. Спросил в кулуарах, не много ли он соврал? Огородников честно ответил. С тех пор они больше не виделись.

«Это сергианское благочестие, которое как бы пронизывает эту книгу, несмотря на живые сцены, оно как бы и показало тем, от кого зависела карьера, что он свой человек — все понимает. Обратили внимание, что в это книге нет ни одного осуждения ГБ? Оно как бы такое, понимаете, его как бы там и нет», — делится Огородников.

Александр организовал и содержит приют для бездомных. Со строительством — и деньгами, и руками — помогли иностранные волонтеры. «Я не могу видеть бездомных детей, пытаюсь что-то сделать, что в моих очень скромных силах, для того, чтобы как-то помочь. Это же долг наш, мы же должны, наше поколение, это наши дети. Если не мы, то кто же?» объясняет он.

Последние несколько лет в приюте живут беженцы с юго-востока Украины. Здесь, в России, они оказались не нужны своим вчерашним единомышленникам, руку помощи протянул диссидент.

В Москве Александр появляется редко, большую часть года проводит у себя в доме на Волге. Там он принимает журналистов, писателей, документалистов, в основном иностранных. За границей о его исповедническом подвиге написано несколько книг, в России — пока ни одной.

Александр Огородников: «Факт того, что я сидел, и не один, в зоне, как бы ставит вопрос: а почему вы, например, как-то обошли это? Если им задавали вот вопросы: а что бы вы сделали в защиту гонимых христиан? Называли, например, мое имя или имя Якунина, или там остальных участников семинара, то что они говорили? Они говорили, что они сидят за свои дела, то есть как бы, что к нам они отношения не имеют. Они фактически отказывались от нас».

Ноябрь 1991 года, Донской монастырь. Наместник в отъезде, в монастыре три человека: сторож, инок Тихон и его друг Зураб Чавчавадзе, который рассказывает: «Поболтали мы час, я вижу, что-то он спать, по-моему, хочет. Я простился и ушел. Когда я вышел из монастыря, открыл ворота, вдруг я вижу машина к воротам, почти въехала огромная машина пожарная. И какой-то там, брандмайор, мне говорит: ”У вас здесь пожар?”».

В мае 1991 года, как только в Донском монастыре была возобновлена монашеская жизнь, монахи попросили благословение патриарха начать поиски мощей святителя Тихона, но получили отказ. И вот 18 ноября в Малом Донском соборе неожиданно вспыхивает пожар. Злоумышленники кинули бутылку с зажигательной смесью прямо в окно храма — это по версии Тихона Шевкунова. Вообще-то в этой истории очень много странностей. Судите сами. 18 ноября — это день вступления на патриарший престол Тихона. При постриге Гоша Шевкунов, как вы, наверное, уже догадались, получил имя именно в честь патриарха. В одном из своих интервью он вспоминал, что незадолго до пожара в Донском монастыре получил от Василия Родзянко телеграмму, где он ему писал: «Скоро повстречаешь Тихона».

Поджог храма Шевкунов назвал диверсией и обвинил во всем прихожан Русской православной церкви за рубежом, назвав их агентами иностранной разведки. Только вот неясно, для чего зарубежникам поджигать усыпальницу патриарха Тихона, которого они сами же канонизировали в 1981 году — задолго до того, как это сделала московская патриархия. Как бы то ни было, правду о том пожаре мы никогда уже не узнаем. Все архивы уничтожены — ответили на наш запрос в полиции.

«Утром мы стояли на пепелище, внутри храма закопченный деревянный икотостас, сожженные киоты. Не прошло и нескольких дней, как снова пришлось делать ремонт. Ну мы это восприняли как непосредственное указание — ищите», рассказывал Шевкунов. Пророчество Василия Родзянко, если оно действительно было, исполнилось: Тихон встретил Тихона:«Когда подняли крышку гроба, я дерзновенно, господи, прости, запустил туда руку, с благословения, и просто схватил человека за руку, за плечо, живое плечо. Я как закричал: «Здесь! Здесь!». Все — закрывай, закрывай».

Воскресение Лазаря, умножение хлебов — что это как не чудо? «Бог идеже хочет, побеждается естества чин». Но сознание современного человека так устроено, что ему уже недостаточно веры в древние предания, ему хочется чуда здесь и сейчас.

Тихон Шевкунов: «Все те, кто бурно аплодировали Пусси, те бурно аплодируют Левиафану».

И выпускник сценарного факультета понимает это как никто другой. Шевкунов входит в патриарший совет по культуре и часто высказывается о творчестве российских режиссеров:«Вот ваше православие, вот ваша культура, вот ваша история, вот ваша государственность вот к чему пришла. Жрите».

Несколько собеседников рассказали Дождю, епископ неоднократно при встречах с Путиным нелестно отзывался о Кирилле Серебренникове. Слежка за режиссером была установлена в начале года, рассказали близкие ФСБ источники, и недовольство владыки могло повлиять на решение о начале оперативных действий.

«Я узнал, что за мной ведется слежка, намного раньше, чем из материалов дела. Официанты говорили: «У вас там магнитофон под столом». То есть я об этом знал», — эти слова Кирилл Серебренников сказал в Басманном суде. А то, что за ним велась слежка, причем не один год, знали не то что друзья, но даже те, с кем Кирилл периодически общался, как и то, что возможным заказчиком его преследования выступил могущественный владыка Тихон.

Сам Тихон Шевкунов от комментариев отказался, а вот что сказал его друг Зураб Чавчавадзе:«Кирилл Серебренников и Тихон — а вообще где там точки соприкосновения? Что с Кириллом Серебренниковым… А ну пошлости, в его так называемом искусстве? Конечно, отец Тихон не будет это приемлить никогда. Я вообще не вижу нормального человека, который пришел бы в Большой театр смотреть на половые органы».

Офицеров с Лубянки — как действующих, так и в отставке — часто можно встретить в расположенном неподалеку Сретенском монастыре. Для генерала-разведчика Николая Леонова Шевкунов стал и крестным отцом, и духовником. «Я был атеистом, естественно, некрещеным, с 50-летним почти стажем пребывания в КПСС. И вот вопрос, кто будет меня крестить? Отец Тихон тогда говорит: “Я вас покрещу”. Потому что отец Тихон объяснил, что когда вы креститесь, то все грехи, которые вы накопили за это время, с вас снимаются», — говорит он.

Когда Игорь Смыков уволился из органов, так сразу осенил себя крестным знамением. Он уже не первый год гастролирует по стране с иконой царя Николая и совершает с ней облеты вдоль священных государственных границ. Самой фамилией он как бы символизирует смычку церкви и силовиков. Смыков вручал Шевкунову орден Святого Страстотерпца Николая, и был на заседании монархического кружка. Куда ни посмотри, везде знакомые лица: Чавчавадзе, Малофеев, Бородай, генерал Решетников. Разве что генерал-майора религиозной службы отца Звездония не хватает.

Икона — та самая, с которой Наталья Поклонская вышла на акцию Бессмертный полк — впервые замироточила именно в Сретенском монастыре. 7 ноября, аккурат в день Октябрьской революции, во время службы отца Тихона. Опять чудеса, да и только!

3 сентября, во время визита в Екатеринбург, Шевкунов выступил против фильма «Матильда», назвав его клеветой. А уже в ночь с 3 на 4 сентября Денис Мурашов протаранил кинотеатр, где должна была состояться премьера. Накануне, как признался сам царебожник, он участвовал в литургии в Храме на Крови, которую провел Шевкунов.

«Не случайно совершенно, что с фильмом «Матильда» возник такой гигантский совершенно общественный взрыв, потому что, возможно, это тоже будет как-то встроено (может, это уже неуправляемо), по крайней мере изначально, возможно, это тоже встраивалось в привлечение публичного интереса к истории царской семьи, возможно, это должно было выйти в итоге через несколько ходов на признание царских останков», — рассказывет Сергей Чапнин, бывший редактор журнала «Журнала московской патриархии».

Красивая получится постановка: столетие расстрела Романовых, четвертый срок и всероссийских крестный ход. Занимайте места поудобнее.

Сергей Пугачев: «В истории с “Матильдой” он не скрывает своей позиции. Отец Тихон все-таки советский нормальный человек, который был пионером, октябренком, комсомольцем, то есть он искренне в это верит. Но к сожалению, это выходит довольно странно. По-советски».

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Гробницы пророкам

С Сергеем Пугачевым мы встречаемся в Ницце. Парк по периметру оцепили телохранители с рациями, их в кадр попросили не брать — да они бы и не поместились.

Сергей Пугачев: «Он звонит мне, с праздниками поздравляет. Надеюсь, что поминает. Он мне, кстати, говорит, что поминает и молится».

Пугачев был прихожанином Шевкунова и первым спонсором Сретенского монастыря. Уже после его отъезда за границу отца Тихона рукоположили в епископы, а это прямой путь к патриаршему престолу.

Сергей Пугачев:«Без ложной скромности, он, конечно, рад, что он уже епископ, у него есть патриаршие амбиции, очевидно».

1996 год, будущий президент только-только перебрался в Москву. Пугачев и Путин едут в одной машине мимо Сретенского монастыря.

Сергей Пугачев:«Ну, отца Тихона с Путиным познакомил я. Мы приехали в Сретенский монастырь. Была служба, по-моему, вечерняя, я уже сейчас не помню. И на всенощной познакомились. После этого мы достаточно много общались, Тихона привозил к Путину на дачу, на церковные праздники и так далее. То есть Путин очень любил послушать хор Сретенского монастыря» .

Людмила Путина стала прихожанкой Сретенского монастыря. А вот фотография с дня рождения жены Пугачева, за одним столом — Сечин, Патрушев и Шевкунов. Введенный банкиром в ближний путинский круг владыка Тихон быстро там освоился.

Сергей Пугачев: «У Путина естественно нет никакого духовника. По крайней мере, по моему мнению, Путин неверующий человек».

Правда, сам Шевкунов эти слухи о духовном наставничестве развеивать не спешит. Сколько ни допытывались журналисты — епископ, жеманничая, уходил от прямого ответа.

Сергей Пугачев:«Многие министры мечтают попасть к нему на прием — это уже примерно так выглядит».

— А когда вы в последний раз с ним общались?

Сергей Пугачев:Ну, не знаю, у него паранойя, он думает, что его подслушивают, и вообще со мной опасно разговаривать. Я высказался. Он промолчал, сказал ладно, я тебе перезвоню, давай, сейчас неудобно, туда-сюда. Мединский сидит в приемной, ждет уже два часа.

Важной политической фигурой Шевкунов стал после объединения церквей. Переговоры проходили в Америке. Для клириков РПЦ это были своего рода смотрины — зарубежники хотели убедиться, что московская патриархия изменилась и раскаялась в грехе сергианства. В делегацию, помимо Шевкунова, включили священника Георгия Митрофанова, сторонника белой России, — это был очень расчетливый политический ход.

Георгий Митрофанов: «Когда вы задаете мне вопрос, использовал ли меня кто-то в политических целях во время этого диалога, я могу сказать только одно: я был и оставался, и остаюсь клириком Русской православной церкви. Неслучайно архимандрит Тихон сопровождал президента Путина на встрече с руководителями зарубежной церкви еще до воссоединения. Ну что, любое государство стремится к расширению».

Как только акт о каноническом общении был подписан, все вернулось на круги своя. И вот уже в издательстве Сретенского монастыря выходят панегирики патриарху Сергию, а спикеры РПЦ, пока осторожно, говорят о его канонизации.

Сергей Чапнин: «Стало очевидно, что идет строительство новой империи. И этой новой империи естественно нужна единая церковь. Он понял, что не просто правитель России, а он восстанавливает разорванную ткань прошлого, и ключевую роль в этом сыграл именно Тихон».

«Ничего другого, кроме как строить империи, русский народ не умеет» , — сказал однажды Шевкунов. Империя, в ее новом изводе, всеядна, ей без разницы, чем причащаться, — белым или красным. Так появился сложный синкретический культ из православия и большевизма. «Большинство из нас жили в Советском Союзе. Это была да, искаженная в чем-то Россия, но это была Россия настоящая. Правильно сказал наш президент, что тот, кто не скорбит о разрушении Советского Союза, у того нет сердца», — говорил он.

В 2005 году русская национальная идея превращается в прах. В Донском монастыре под звуки возращенного советского гимна хоронят белого генерала Деникина и философа Ильина. Этот акт, по задумке авторов, в числе которых и Шевкунов, символизирует историческое примирение.

Рассыпанные в публичных выступления цитаты из Ильина, любимый правитель — Александр III (его портрет, кстати, висит в кабинете владыки), священная Корсунь. Можно подумать, краткий курс истории Путину читает лично Шевкунов.

Открытие памятника Владимиру. Символический ответ Украине. Сценарист все тот же. Теперь в России три Владимира — один в Мавзолее лежит, второй в Кремле сидит, ну а третий стоит — прямо напротив.

Сергей Пугачев: «Он, собственно, несостоявшийся режиссер, поэтому… вернее, состоявшийся, даже в большей степени, чем Никита Михалков. Михалкову такая слава не снилась, вот такой опорой власти он никогда не становился. А отец Тихон является такой опорой власти».

Село Красное, Рязанская область. Это могло бы стать эпизодом книги Сорокина. Председатель колхоза «Воскресение» и архиерей Русской православной церкви в одном лице. Глава сельской администрации Камалутдин Пашаев показывает нам владения Сретенского монастыря: «Они хотели просто полностью отгородиться сплошным бетонным забором, а потом, когда возмущение населения пошло, естественно, огородили сеткой».

Несколько колхозных полей, каскад прудов, духовная семинария и скит на месте восстановленной усадьбы генерала Ермолова — общая площадь хозяйства более 30 гектаров. И «Нива» упирается в забор. Дальше — колючая проволока и злая собака. Попасть в резиденцию Шевкунова можно только с благословения, в котором нам отказано.

При выключенной камере сельский глава куда разговорчивее. Гостей столько, что только и успевай латать к их приезду дороги и выгонять все село на субботник! Собирался приехать и Путин, но в последний момент планы поменялись.

Православие с кулаками. Это — кадровый резерв Сретенского монастыря, семинаристы-первокурсники. Со скалы, как будущие губернаторы, пока не прыгают, но стойку принимать уже научились.

Вокруг скита сразу же образовалась своя «золотая миля» — коттеджи отставных силовиков. К слову, управляющие колхоза «Воскресение» — выходцы из ставропольского ФСБ.

2013 год, стенограмма выступления перед читателями, рассуждения о цензуре: «Я отношусь к цензуре хорошо. Я считаю, что разумная цензура, правильная цензура, конечно, должна быть». А это цитата изп рограммной статьи для борцов с ИНН и других фундаменталистов — статья называется «Шенгенская зона», она была опубликована в газете Баркашова «Русский порядок»: «Меня поразило в Нью-Йорке какое-то несоизмеримое количество цифр 666».

Уберизация коснулась и церкви. Узоры на фасаде Храма новомучеников и исповедников вырезали не мастера-резчики — их распечатывали на 3D-принтере. Ради новой доминанты снесли несколько исторических зданий. Центр Москвы и не такое видел — он и сам превратился в один большой памятник страданиям. Архитектурным страданиям.

Сергей Чапнин: Возникает идея примирения советской истории и истории, соответственно, Российской империи.

Архитектором нового храма стал 32-летний Дмитрий Смирнов, до этого ни одной церкви не построивший. В его портфолио — декорации к «Фабрике звезд» и загородные дома российским чиновников. Говорит, победа на конкурсе явилась для него полной неожиданностью.

Дмитрий Смирнов: Кстати говоря, через день я начал читать вообще про монастырь и узнал, что у меня в день основания монастыря день рождения. Это так прикольно было.

Параллельно со строительством храма Смирнов разрабатывал дизайн исторических выставок. Благодаря Шевкунову воцерковился.

Дмитрий Смирнов: До этого последний раз в церкви был на свое крещение.

— Что тебя поразило больше всего? Может быть, какую-то книгу тебе владыка посоветовал?

Дмитрий Смирнов: «Несвятые святые» на самом деле, если вы читали, слышали, я аудиокнигу слушал, там так это достаточно интересно подано, очень человеческим языком, то есть так интересно. Плюс я пару проповедей слушал именно владыки. То есть то, что он там говорил, я сейчас уже не помню, правда, но в тот момент, когда я это слушал, мне внутри что-то так вот, какое-то такое чувство было.

— А вы читали житие этих новомучеников?

Дмитрий Смирнов: Ну, немного. На самом деле особо про них ничего не написано.

— Кто такие исповедники, ты знаешь?

Дмитрий Смирнов: Не могу сказать. Честно говоря, в теологии я, мягко говоря, не силен.

— Многие из этих людей, они до сих пор живы.

Александр Огородников: Доставили в штаб-квартиру КГБ здесь, на Лубянке, полковник Шилкин задумчиво, смотря на меня, сказал: «Саша, мы не хотим делать новых мучеников».

Александр Огородников решил выбраться в Москву — посмотреть на новый храм Новомучеников и исповедников. Он ведь и в его честь построен.

Александр Огородников: Не поддерживаю отношения с Тихоном. Все те иеромонахи, которых он собрал вокруг себя, которые были около иеромонаха Рафаила, моего погибшего брата, все потом они потихонечку уехали. Церковь должна быть свободной. Это главное ее условие. Вне этого она теряет свою харизму и право на свободный голос. Я не хочу сказать, что это фейк, но это похоже на большую красивую игрушку. Я могу почувствовать себя чужим на празднике других, понимаете? Его открывали, естественно, никто не пригласил, хотя эти люди еще есть. Казалось бы, вот они, пока живы. Православный чекист — вот это достойная фигура. А кто мы такие? Они там думали о стране, о Родине, защищая страну от оккупантов, от «пятой колонны». А мы и есть эта самая «пятая колонна».

Георгий Кочетков: Это могло бы быть символом преодоления того, что делалось на Лубянке или от имени Лубянки на протяжении длительного времени, когда уничтожался наш народ и наша церковь, а это как раз то, что скрывают люди, которые прославляют храмы. Эти гробницы пророкам строят, а пророков-то убивают.

В интервью Дождю Тихон Шевкунов отказал: «Мне известно, что в настоящее время на Вашем телеканале снимается фильм, в котором его заказчики и авторы уделяют особое внимание моей скромной персоне. Но и этот факт нисколько не может изменить моего решения относительно невозможности нашего сотрудничества при нынешних обстоятельствах».