» »

Симптоматическое лечение интеллектуально мнестических нарушений. Интеллектуально-мнестические расстройства — комплекс нарушений интеллекта и памяти. Нарушения памяти при поражении затылочной области

13.10.2023

Мнестическая деятельность — это способность мозга фиксировать, запоминать любую информацию, и в нужный момент воспроизводить. Человеческий мозг имеет хорошо развитую способность воспроизводить факты и события точно.

Но у некоторых людей случаются мнестические расстройства. Почему это происходит и как их корректировать будет рассмотрено в статье.

Мнестическая деятельность человека. Особенности

Мнестическая деятельность — это работа коры мозга, направленная на восприятие, систематизацию и последовательное воспроизведение информации. Только у человека есть способность запоминать информацию, не связанную с непосредственным восприятием мира через органы чувств. Однако именно чувства связаны с вниманием.

Мозг человека постоянно воспринимает и анализирует поступающий поток сигналов. Но как сознательные существа, мы можем избирательно фиксировать внимание на нужных областях знаний и запоминать абстрактные утверждения, не имеющие наглядности.

Процессы мнестической деятельности. Этапы

Процесс запоминания последовательно проходит несколько этапов.

  1. Узнавание материала. Необходимо внимательное чтение или слушание материала, чтобы остался какой-то след в мозге.
  2. Затем этот след нужно зафиксировать волевыми усилиями.
  3. Систематизация, когда новые знания накладываются на уже имеющиеся в разных структурах мозга и ассимилируются. При этом те блоки, которые не соответствуют ранее усвоенному материалу, и помеченному как важный, те знания стираются. Это необходимо для того, чтобы не возникало внутренних «сбоев» в системе воспроизведения.
  4. Воспроизведение. Тот материал, который успешно интегрировался в общую картину мира, построенную мозгом, надежно хранится в долгосрочной памяти.

На обработку новой информации нужно довольно много времени. Мало кто из людей имеет феноменальные мнестические способности, чтобы быстро схватить и навсегда запомнить что-то. Мозг к тому же тратит невероятно много энергии.

Особенность мнестической деятельности в том, что механизм восприятия всегда в работе. Но чтобы новые нейронные связи сформировались, в организме должно быть достаточно белка и нейромедиаторов: дофамин, серотонин. Кроме этого, необходимо не менее 8 часов сна, чтобы мозг отдохнул и мог также успешно концентрироваться на систематизации усвоенного.

Виды памяти. Кратковременная и бессрочная память

Мнестическая деятельность — это особая активность мозга, которая позволяет научится держать в голове большие объемы информации длительно; оперировать понятиями.

Память делят по модальности на моторную, эмоциональную, образную, словесно-логическую. Есть деление также на произвольную и непроизвольную.

Память по длительности хранения разделяют мгновенную, краткосрочную и долгосрочную, или бессрочную. Информация, попадающая в краткосрочную память, при постоянном фиксировании внимания на этом материале и многоразовом повторении, переходит в долгосрочную.

Интеллектуально-мнестическая деятельность

Запоминание тесно связано с И тренируя интеллект, мы тем самым развиваем память.

Мнестическая деятельность — это способность обучатся новому, адаптироваться к изменяющейся реальности. Если много лет работать на одной работе и выполнять стандартные требования, интеллект снижается. Человек должен постоянно что-то изучать, интересоваться новыми веяниями науки, иметь развивающее хобби.

Дети до 5 лет развиваются очень быстро. Их сознание не дифференцирует входящий поток информации на - "плохо" и "хорошо", "выгодно" - "невыгодно". Они воспринимают абсолютно все.

Для развития мнестической деятельности у детей важно общение с ними в игровой форме. Именно игра развивает интеллект, а не зазубривание.

Мнестическая деятельность - это развитие. Как только личность перестает тренировать свой интеллект, устанавливать новые связи между нейронами, запускается механизм старения мозга и всего организма.

Взаимосвязи внимания интеллекта и памяти

Процессы мнестической деятельности обусловлены умением произвольно удерживать внимание на одном объекте. Внимание — это такая программа, которая обеспечивает удержание в поле сознания информации, нуждающейся в обработке. Слабый контроль внимания является залогом того, что человеку трудно запомнить факты, даже при хорошем интеллекте, он не сможет достигнуть успеха в своей профессии.

Также и с низким интеллектом. Даже хорошее внимание, способность сосредотачиваться надолго на одном объекте не поможет развить хорошую память, если интеллект слабо развит.

Методы исследования памяти

Как было сказано, память бывает произвольной и непроизвольной; а по срокам хранения — краткосрочной и долгосрочной. Чтобы изучить свойства непроизвольной памяти, испытуемым предлагали выполнить не тяжелую работу. А по окончании ее выполнения, просили рассказать об основных этапах, о том, что запомнилось наиболее ярко.

Краткосрочную память исследуют более подробно. Испытуемых проверяют на возможность запомнить разные по модальности объекты, на длительность сохранения этой информации. А также важен объем краткосрочной памяти. У каждого субъекта эти свойства особенные. Но исследования позволяют выделить общие закономерности — почему мы помним хорошо одни мысли и факты, и почему забываем другие.

Классический метод исследования памяти придумал психолог Для испытания памяти он предложил использовать слоги, абсолютно лишенные смысла. Невозможность провести какие-либо ассоциации, применить свои интеллектуальные способности дает возможность определить чистый объем "технической памяти". То есть тот резервуар в мозге, где хранятся сведения лишь для какой-нибудь срочной задачи.

Нарушения памяти. Причины

Когда человек при исследовании не может запомнить 4 предмета или слова из 10, исследователи могут констатировать нарушения мнестической деятельности. Причинами сбоев в памяти могут быть физиологические нарушения либо психологические.

Попробуем разобраться в причинно-следственных связях, приводящим к ухудшению способности воспринимать, анализировать и запоминать информацию^

  1. Истощенность нервной системы стрессами или неврозом.
  2. Тяжелые нарушения лобных долей мозга вследствие травмы или инсульта.
  3. Последствия инфекционных заболеваний (менингит, арахноидит), повлиявших на структуру мозга.
  4. Аффективно-эмоциональная неустойчивость.
  5. Врожденные аномалии мозга. Как, например, шизофрения, детский аутизм или дислексия.
  6. Неспособность к регуляции внимания, отсутствие целенаправленного усилия.

Функциональные расстройства памяти, в основе которых лежит продолжительный невроз или нарушения внимания лечатся с помощью психолога. Но более серьезные нарушения нуждаются в длительном лечении. Причем поздно начатое лечение часто приводит к тому, что устранить нарушения уже становится невозможно.

Дислексия из-за нарушений памяти у детей

Нарушение запоминания слов и объектов, трудности с речью в раннем детском возрасте могут быть связаны с дислексией. Это особое нарушение мнестической деятельности, связанное с врожденной аномалией в области языкового центра мозга.

При этом синдроме ребенок испытывает трудности с восприятием речи, разделением потока звуков на составные части. Естественно, что развитие памяти и мышления у таких детей замедлено. Исследования мнестической деятельности у детей показывают, что работа с ними, общение, указание на ошибки восприятия способствуют излечению от синдрома.

Бывает, причиной трудностей при освоении письма связаны со зрительно-перцептивными расстройствами.

Коррекция

Проблемы с запоминанием негативно отражаются на учебе и карьере. Что сделать, чтобы улучшить память? Есть несколько приемов коррекции мнестической деятельности:

  • Если человек работает с информацией, ему нужно постоянно высыпаться.
  • Делать паузы в процессе обучения. Мозг должен отдохнуть и "перегрузиться".
  • Организовывать материал, чтобы его было легче осознать и запомнить. Строить таблицы, рисунки, схемы.
  • Использовать ассоциации при обучении.
  • Чаще вспоминать стихи, которые учили в школе.

Для улучшения способности к запоминанию, рекомендуется принимать витамины для мозга. Это Омега-3, глицин, все витамины группы В.

Если есть серьезные нарушения в функционировании коры мозга из-за травм, необходимы более серьезные химические препараты и лечение под наблюдением врача.

Память -- одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности

Память представляет собой процесс сохранения информации о раздражителе после прекращения действия раздражителя. Мнестическая деятельность обеспечивается сложной системой совместно работающих отделов мозга, причем каждый из этих отделов вносит свой вклад в эту сложную деятельность.

Существуют различные типологии памяти:

1. По сенсорной модальности -- зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

3. По организации запоминания -- эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

4. По временным характеристикам -- долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

5. По физиологическим принципам -- определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

6. По наличию цели -- произвольная и непроизвольная;

7. По наличию средств -- опосредованная и неопосредованная;

8. По уровню развития -- моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

Процессы памяти

1. Запоминание -- это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей -- результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

2. Хранение -- процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

3. Воспроизведение и узнавание -- процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание -- опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание -- потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая память отвечает за сохранение и воспроизведение услышанных звуков, слов

Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.

Эпизодическая память -- память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были. Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета кино, которое вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.

Семантическая память -- память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 6547 х 8791 = 57554677, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.

Процедурная память, или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой. Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».

Топографическая память -- способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места.

Физиологические исследования обнаруживают два основных вида памяти: кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный Эббингаузом, -- количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

Считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем. Долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ.

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена. Джордж Миллер провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что ёмкость кратковременной памяти увеличивается за счёт процесса, называемого группировка объектов.

Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. В своих исследованиях Конрад показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны, то есть слова по произношению фонематически схожи.

Долговременная память

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли в своих исследованиях показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

Одной из первичных функций сна является консолидация информации. Возможно показать, что память зависит от достаточного периода сна между тренировкой и тестом. Причем гиппокамп воспроизводит активность текущего дня во время сна.

Память ребенка отличается большей пластичностью, что создает благоприятные условия для быстрого пассивного запечатления и его легкого забывания. Развитие памяти ребенка выражается в том, что:

1. Увеличивается объем запоминаемого материала;

2. Нарастает полнота, системность и точность воспроизводимого материала;

3. Удлиняется скрытый (латентный) период;

4. Запоминание все чаще опирается на смысловые связи, что обеспечивает ученику возможность свободно оперировать приобретенными знаниями в разного рода задачах;

5. Память приобретает произвольный характер.

Развитие произвольной памяти обеспечивается расширяющимися возможностями самостоятельной разнообразной деятельности ребенка и все более активным его включением в разные виды общения с взрослыми и сверстниками. Непроизвольное запоминание продолжает сохранять свое значение. В зависимости от разных задач этот вид памяти оказывается у ребенка иногда более продуктивным, чем волевая память.

При локальных поражениях мозга обычно выделяются 2 основных вида нарушения памяти:

1. Модально - неспецифические нарушения - группа патологических явлений, не однородных по своему характеру, для которых общим является плохое запечатление стимулов любой модальности и связано с нарушением разных уровней срединных неспецифических структур мозга и повышенной реминисценцией следов;

2. Модально - специфические нарушения - которые связаны с определенной модальностью стимулов и распространяются только на раздражители, адресующиеся к одному анализатору.

К особенностям памяти при дисфункции мозговых структур относятся:

1. При поражении диэнцефального уровня - нарушение кратковременной памяти, усиление действий механизмов интерференции;

2. При поражении медиальных и базальных отделов лобных долей мозга - нарушения кратковременной памяти, повышение интерференции следов, расстройство семантической памяти, страдают процессы опосредованного запоминания;

3. При поражении анализаторных систем мозга - нарушения слухоречевой памяти зрительно-речевой памяти (преимущественно при поражении левого полушария), а также амузии, агнозия на лица, нарушения зрительно-пространственной памяти (преимущественно при поражении правого полушария головного мозга).

В предыдущем параграфе было отмечено, что различные нарушения памяти у детей имеют место быть при органическом поражении любого участка мозга, следовательно, можно сделать вывод, что не существует такого участка мозга или зоны коры, которые бы отвечали исключительно за память. Таким образом, сам собой напрашивается второй вывод о том, что при различных мозговых нарушениях, нарушения памяти у детей тоже будут носить различный характер и для накопления терапевтического опыта необходимо изучить нарушения памяти при всех возможных органических поражениях мозга.

Зрительная память может быть образной или смысловой, в зависимости от характера воспринимаемого материала. Рисунки, диаграммы или окружающее пространство запечатлевается в образную память, а прочитанные слова, тексты и цифры (хоть и несут абстрактную информацию) запечатлеваются смысловой памятью. Смысловой памятью может быть сохранено всё, что имеет наделенность логическим смыслом для субъекта.

Слуховая память, как и зрительная, в зависимости от характера воспринимаемого звука, разделяется на образную и словесно - логическую. К словесно - логической относят непосредственные речевые высказывания, в то время как окружающие и бытовые звуки относятся к образной слуховой памяти.

Нарушения памяти при поражении лобного отдела головного мозга

Нарушения памяти при поражении медиальных отделов лобных долей характеризуются тремя чертами:

1. Модальной неспецифичностью;

2. Нарушением отсроченного (в условиях интерференции) воспроизведения по сравнению с относительно сохранным непосредственным воспроизведением;

3. Нарушением избирательности процессов воспроизведения.

По первым двум признакам мнестические расстройства аналогичны нарушениям памяти при поражении медиальных отделов височной области, а также тем ее дефектам, которые будут охарактеризованы далее в связи с поражением гипоталамо - диэнцефальной области. Нарушение мнестической функции распространяется на запоминание материала любой модальности, независимо от уровня смысловой организации материала. Объем непосредственного запоминания соответствует показателям нормы в их средних и нижних границах. Однако введение в интервал между заучиванием и воспроизведением интерферирующей задачи оказывает ретроактивное тормозящее влияние на возможность воспроизведения. При сходстве этих признаков мнестического дефекта на различных уровнях первого блока мозга поражение медиальных отделов лобных долей вносит в амнезию свои черты: нарушение избирательности воспроизведения, связанное с недостатком контроля при актуализации. В продукте воспроизведения появляются «загрязнения» (контаминации) за счет включения стимулов из других заучиваемых рядов, из интерферирующей задачи. При воспроизведении рассказа имеют место конфабуляции в виде включения в него фрагментов из других смысловых отрывков.

Правосторонние поражения характеризуются:

1. Более выраженными конфабуляциями, что коррелирует сречевой расторможенностью;

2. Нарушения избирательности касаются и актуализации прошлого опыта. Например, перечисляя персонажей сказки «Колобок», ребенок постоянно присоединяет к ним действующих лиц сказки «Красная шапочка»;

3. Возникает «амнезия на источник» - ребенок непроизвольно воспроизводит ранее запоминающийся материал по случайной подсказке, но не в состоянии произвольно вспомнить сам факт имевшего место запоминания. Например, усваивая двигательный стереотип «на один удар поднять правую руку, на два -- левую», после интерференции ребенок не может произвольно припомнить, какие именно движения он выполнял. Однако, если начать постукивать по столу, он быстро актуализирует прежний стереотип и начинает поочередно поднимать руки, объясняя это необходимостью «подвигаться в условиях гипокинезии»;

4. Интерферирующая задача может приводить к отчуждению, отказу от признания продуктов своей деятельности. Показывая ребенку его рисунки или написанный им текст спустя какое- то время, иногда можно видеть его недоумение и невозможность ответить на вопрос:

«Кем это нарисовано?».

Левосторонние поражения медиально - лобных отделов, характеризуясь всеми перечисленными выше общими признаками, в том числе и нарушениями избирательности воспроизведения, выглядят менее выраженными в плане наличия контаминации и конфабуляции, что, видимо, обусловлено общей инактивностью и непродуктивностью деятельности. Одновременно с этим здесь наблюдается преимущественный дефицит в запоминании и воспроизведении смыслового материала.

Нарушения памяти при поражении височных областей

Единственным экспериментально исследованным нарушением, связанным с патологией медиальных отделов височной области, являются нарушения памяти. Они имеют модально - неспецифический характер, протекают по типу антероградной амнезии (память на прошлое до болезни остается относительно интактной), сочетаются с нарушениями ориентировки во времени и месте. Они обозначаются как амнестический (или корсаковский) синдром. Больные осознают дефект и стремятся компенсировать путем активного использования записей. Объем непосредственного запоминания соответствует нижней границе нормы (5--6 элементов). Кривая заучивания 10 слов имеет явную тенденцию к подъему, хотя процесс заучивания растянут во времени. Однако при введении между запоминанием и воспроизведением интерферирующей задачи (решить арифметическую задачу) видны отчетливые нарушения актуализации только что запоминавшегося материала.

Клинические и экспериментальные данные позволяют говорить об основном механизме формирования амнестического синдрома -- патологической тормозимости следов интерферирующими воздействиями, т.е. рассматривать нарушения памяти в связи с изменениями нейродинамических параметров деятельности мозга в сторону преобладания тормозных процессов.

Характерно, что при поражении этого уровня нарушения памяти выступают в «чистой» форме без привлечения в продукт воспроизведения побочных элементов. Больной либо называет несколько доступных актуализации слов, отмечая, что остальные он забыл, либо говорит, что забыл все, либо амнезирует сам факт запоминания, предшествующего интерференции. Эта особенность свидетельствует о сохранности контроля за деятельностью воспроизведения. Помимо признака модальной неспецифичности описываемые нарушения памяти характеризуются тем, что они «захватывают» различные уровни смысловой организации материала (серии элементов, фразы, рассказы), хотя смысловые конструкции запоминаются несколько лучше и могут воспроизводиться с помощью подсказок.

Есть основания рассматривать корсаковский синдром как следствие билатерального патологического процесса, но это окончательно не доказано. Можно лишь рекомендовать не ограничиваться исследованием мнестических расстройств, а искать (или исключать) признаки унилатерального дефицита в других психических процессах.

Нарушения памяти при поражении теменной области

При верхнетеменных нарушениях имеют место модально-специфические нарушения памяти и внимания. Нарушения тактильной памяти выявляются при запоминании и последующем узнавании тактильного образца. Симптомы тактильного невнимания проявляются игнорированием одного (чаще слева) из двух одновременных прикосновений.

Нарушения памяти при поражении затылочной области

При нарушениях в затылочной области происходит ухудшение зрительной памяти и ослабление зрительных представлений. Обычно, у ребенка они проявляются в дефектах рисунка. Рисунок распадается чаще при правосторонних очагах поражения.

Самостоятельную группу симптомов при поражении теменно-затылочной коры (на границе с височными вторичными полями) составляют нарушения речевых функций, при которых нарушается припоминание слов, обозначающих конкретные предметы. Этот распад зрительных образов объектов отражается в рисунках и нарушениях некоторых интеллектуальных операций.

Нарушения памяти при поражении центральных отделов мозгового ствола и структур гипоталамуса

При массивных поражениях этой области (например, при аденомах гипофиза) возникают яркие психопатологические расстройства, напоминающие корсаковский синдром.

Массивное двустороннее поражение таламуса может привести к грубым нарушениям когнитивных процессов и личности, которые, однако, наблюдаются не всегда.

Разрушение левого VL ядра таламуса (у правшей) приводит к достаточно отчетливым (но преходящим) дефектам узнавания и называния предметов, нарушениям кратковременной памяти на вербальные стимулы, персеверациям и нестойким парафазиям. При разрушении правого VL ядра наблюдаются преходящие расстройства кратковременной памяти на невербализуемые объекты, например, незнакомые лица, идентификации ритмов и нарушения зрительно-пространственных преобразований.

При поражении гипоталамо-диэнцефальной области на фоне зрительно-хиазмальных и эндрокринно - обменных расстройств формируется так называемый амнестический синдром. Он имеет модально-неспецифический характер и различную степень выраженности от легкой, выявляемой лишь в специальных клинико-экспериментальных условиях, до массивной, аналогичной выраженному корсаковскому синдрому с патологическим забыванием больным текущих событий.

Характерно, что независимо от глубины мнестического дефекта у больных сохраняется установка на запоминание и достижение требуемой продуктивности воспроизведения, а также возможность контроля за осуществлением мнестической деятельности. Одним из признаков, свидетельствующих о сохранности высших регуляторных компонентов мнестической деятельности, является относительная доступность больным выполнения процедуры заучивания 10 слов. В целом особенности «кривой заучивания» соответствуют так называемому общеорганическому типу, когда процесс заучивания растянут во времени, колеблется по уровню продуктивности и не достигает стопроцентного окончательного результата, ограничиваясь максимумом продуктивности, равным 7--8 словам. Тем не менее важно, что задача заучивания больным принимается, а ее выполнение контролируется и что доступный объем продуктивности воспроизведения как бы противоречит общему грубому снижению памяти.

Еще одним признаком в структуре функции памяти у больных с локализацией процесса в диэнцефально-гипоталамической области является относительная сохранность непосредственного воспроизведения, т.е. воспроизведения, прямо примыкающего по времени к предъявлению стимульного материала. Он соответствует нижней границе нормы и составляет 5--6 элементов. Таким образом, и здесь, в звене непосредственной фиксации в памяти, не обнаруживается патологических знаков, коррелирующих с выраженностью амнестического синдрома. Относительная сохранность объема непосредственного воспроизведения отличает данный синдром от модально-специфических нарушений памяти при поражении анализаторных зон мозга.

Обнаруживается также и возможность удержания в памяти в течение двух -- трех минут (пустая, ничем не заполненная пауза) материала, который был уже непосредственно воспроизведен, что свидетельствует об относительной интактности звена перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Введение в интервал между запоминанием и воспроизведением какой-либо деятельности и в норме отрицательно влияет на продуктивность актуализации. Этот феномен связывается с развитием ретроактивного торможения, возникающего вследствие выполнения интерферирующей задачи и блокирующего возможность актуализации следов предшествующего интерференции научения. При поражении первого блока мозга развитие разлитых тормозных состояний приобретает патологический характер, и нарушение нейродинамических параметров деятельности мозга формирует феномен патологического забывания при амнестическом синдроме.

1. Проанализировав литературу по органическим поражениям головного мозга у детей и взрослых, мы пришли к выводу, что вопрос о нарушениях памяти у детей с органическими непсихотическими расстройствами, если и упоминается, то, в лучшем случае, не структурирован или же не описан в должной степени. Основной упор в этих работах приходится на клинические проявления мозговых нарушений у взрослых, описание клинических проявлений органических нарушений мозга у детей представляет большую сложность, ввиду «стертости» этих проявлений или невозможности диагностики нарушения до определенного возраста;

2. У всех детей с органическими поражениями головного мозга наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного, зрительного и слухового. Такие данные еще раз свидетельствуют о том, что вне зависимости от характера и локализации мозгового нарушения при любом поражении головного мозга нарушаются когнитивные функции, в частности, мнестические функции. Отталкиваясь от этого заключения, можно сделать следующий вывод о том, что не существует участка коры или зоны мозга, отвечающего исключительно за мнестические функции. Основные критерии, характеризующие эти нарушения, зависят от степени выраженности и характера мозгового нарушения, области поражения головного мозга, возраста ребенка, давностью травмы и др.;

Для больных с портальной гипертензией характерны нервно-психические расстройства эпизодического характера: паракосизмальные состояния с полиморфными нарушениями, иногда с изменением сознания и вегетативными нарушениями, периодически возникающий тремор кистей, эпизоды дневной сонливости, приступы цефалгии, крампи. Указанные нарушения чаще встречаются у больных с наличием оперативно наложенного сосудистого анастомоза и хронической энцефалопатией.
Губский (1970) указывает, что интеллектуально-мнестические нарушения могут иметь диагностическое значение при изучении хронической ГПЭ. АВТОР проводил экспериментально-психологическое oбследование больных с использованием методов исследования памяти, мышления, темпа моторных реакций. Экспериментально-психологическое обследование больных показало, что для них характерно снижение памяти, выражающееся в нарушении процесса заучивания и падении продуктивности длительного сохранения материала. При исследовании мышления выявлены изменения его операциональной стороны, что выражалось в снижении уровня обоб¬щений, а в ряде случаев - в их искажении (Зейгар- ник, 1962).
Интеллектуально-мнестические нарушения обна¬ружены главным образом у больных с внутрипеченочной формой портальной гипертензии.
Карделл (Kardell et al., 1970) использовал набор психологических тестов для оценки степени ухудше¬ния познавательной деятельности у 34 больных с портальной гипертензией после оперативного нало¬жения порто-кавального анастомоза. К сожалению, авторы не провели структурного анализа выявлен¬ных нарушений, а ограничились общей оценкой ус¬пешности выполнения использованных тестов, отме¬тив лишь, что при хронической ГПЭ, в отличие от алкогольной энцефалопатии, нет избирательного страдания памяти. Эта особенность психоорганиче¬ского синдрома при ГПЭ была еще раньше отмече¬на Викфором (Vicfor et al., 1965), который использо¬вал набор психологических тестов Векслера.
Полученные различными авторами результаты свидетельствуют о нарушениях динамики психиче¬ских процессов, которая выявлялась в колебаниях внимания, истощаемости больных, снижении способ¬ности к концентрации внимания, неустойчивости ра¬ботоспособности, инертности мыслительных процес¬сов, нарушениях продуктивности ассоциативного про¬цесса. Наряду с изменением динамики описаны кон¬кретность мышления, затруднения при выполнении сложных обобщений, склонность больных к детали¬зации. Подобные нарушения познавательной деятель¬ности квалифицируются в патопсихологической ли¬тературе как нарушения операционального компо¬нента мышлений (Зейгарник, 1962, 1976).
Степень выраженности нарушений мыслительной деятельности зависит от тяжести состояния, дли¬тельности и интенсивности интоксикации и является объективной характеристикой соматогенной энцефа¬лопатии (Цивильно, 1970, 1977; Цивильно, Гудкова, 1972; Карева и др. 1979).
Как видим, психологические аспекты проблемы мало разработаны. В то же время клиника хрониче¬ских соматических заболеваний ставит перед психологами целый ряд вопросов. Один из них: как влияет болезнь и лечение на личность больного? Чаще всего больные знают о своем заболевании, становятся раздражительными, депрессивными. Здесь необходима помощь психиатра и психолога, выбор ими адекватного психотерапевтического воздействия на больного. Применение гемодиализа позволило продлить жизнь тем, кто прежде погибал от уремии, и провести подготовку к трансплантации почки. Но применение гемодиализа поставило и ряд проблем: больной должен принять решение лечиться гемодиализом, и отсюда вытекают проблема зависимости от аппарата «искусственная почка», страх перед первым гемодиализом, ожидание установки артериовенозного шунта и т.д.
Аппарат «искусственная почка» далеко не совершенен, вместе со шлаками из организма удаляются и полезные вещества (калий, витамины и др.). В связи с этим должны решаться вопросы влияния гемодиализа на психическое и соматическое состояние больного.
Другой вопрос – это вопрос об отношении больных к своему заболеванию, к факту получения инвалидности. Установлено, что среди больных, как правило, намечаются две группы: больные, полностью «ушедшие» в болезнь, и те, которые желают продолжать работать, не быть оторванными от жизни.
Перед психологами также стоит сложная проблема социально-трудовой реадаптации и реабилитации больных. А решение этого вопроса невозможно без изучения познавательной сферы больных.

Корсаковский (амнестический) синдром - это состоя­ние, в котором преобладает расстрой­ство памяти на события настоя­щего при сохранности ее на события прошлого. Характерны конфа­буляции и астенические расстройства. Больные не ориентированы в месте, времени, не запоми­нают окружающих лиц, не находят свою палату, постель, не знают, принимали они пищу или нет, что ели. Больные не способны запомнить только что услышанное и увиден­ное. Однако они совер­шенно точно удерживают в памяти все, что происходило до начала болезни, правильно называют даты, имена, сохраняют весь запас приобретенных знаний. Нередко у больных возникают конфа­буляции, как правило, обыденного содержания. Наплыв конфабуляции может привести к разви­тию конфабуляторной спутанности. Больные обычно малоподвижны, вялы, у них наблюда­ются астенические расстройства в виде повышенной утомляемости, истощаемости, раздражительной слабости, иногда аффективная ла­бильность или эйфория. Этот синдром может наблюдаться при симптоматических психозах (в ви­де преходящего транзиторного расстройства), а также при раз­лич­ных органических заболеваниях головного мозга.

Психоорганический синдром - это состояние общей психической беспомощ­ности со сниже­нием памяти, сообразительности, ослаблением воли и аффективной устойчивости, снижением трудоспособности и иных возможностей адаптации. Психопатологическая симптоматика неред­ко сочетается с очаговыми поражениями головного мозга и может быть ими обусловлена. В легких случаях выявляются психопатоподобные состояния органического генеза, нерезко выраженные астени­ческие расстройства, аффективная лабильность, ослабление инициа­тивы. Психоорганиче­ский синдром в той или иной степени выражен­ности может быть резидуальным состоянием, но развивается и прогредиентно последовательно, по тем этапам, которые описаны ниже как вари­анты синдрома.

Варианты синдрома. Астенический вариант. Преобладают выра­женные астенические расстрой­ства в виде повышенной физической и психической истощаемости, явления раздражительной сла­бости, не­редко гиперестезии. Наблюдается недержание аффекта.

Эксплозивный вариант. Раздражительность, брутальность, аффек­тивная лабильность, снижение адаптации, иногда нерезко выражен­ные дисмнестические расстройства. Как при астеническом, так и при эксплозивном вариантах психоорганического синдрома наблю­дается выраженная дина­мика состояния в зависимости от интеркуррентных заболеваний, интоксикаций, метеорологиче­ских факторов (например, колебаний атмосферного давления) и психогенных травм. В последнем случае у больных могут развиваться также разнообраз­ные истерические расстройства в виде при­падков, сумеречных со­стояний, явлений псевдодеменции. Эйфорический вариант. Повышенный фон настроения с оттенком эйфории и благодушия, бестолковость, снижение критики, дисмне­сти­ческие расстройства, расторможение влечений. Нередки взрывы гневливости, сменяющиеся бес­помощностью, слезливостью, аффек­тивным недержанием. Апатический вариант. Аспонтанность, резкое снижение круга ин­тересов, безразличие к окружающему, дисмнестические расстройства. В прогностическом отношении наиболее грозны эйфорический и апа­тический варианты. Этот син­дром может развиваться в качестве отдаленных последст­вий черепно-мозговой травмы, в резуль­тате интоксикаций, хрониче­ских соматогенных заболеваний, инфекций, органических заболева­ний головного мозга.

Синдром экспансивного конфабулеза выражается в возникновении изменчивых фантастиче­ских мегапоманических конфабуляций, мало связанных между со­бой, относящихся обычно к прошлому, при негрубых наруше­ниях памяти и ясном сознании. Настроение, как правило, повы­шено, расстройство восприятия и бреда не возникает.

Данный синдром встречается как "переходный" при симптоматических психозах, травмах го­ловы и других цереб­рально-органических поражениях. В позднем возрасте содержание конфабу­ляций относится к далекому прошлому больных или носит сказочно-наивный характер.

Синдром старческого огрубения личности выражается, с одной стороны, в заострении неко­торых личностных черт, с другой - в чрезмерном развитии ряда "общевозрастных" свойств лично­сти, нивелирующих индивидуальные особенности человека, которым сопутствует негрубое интел­лектуально-мнестическое снижение. Заострение черт характера заключается в тенденции к по­степенному перерастанию определенных качеств личности в их карикатурные формы (например, твердости - в упрямство, аккуратности - в педантизм, бережливости - в скупость и т. п.). Эти изме­нения сочетаются с общевозрастными личностными сдвигами в виде 1) снижения психической активности и работоспособности с непродуктивной деловитостью; 2) ригидности психики; 3) на­растания эгоцентризма, сосредоточе­ния интересов на физиологических отправлениях (сон, еда, действие кишечника), обидчивости, ворчливости, неприязни к окружающему, диффузной подоз­рительности; 4) снижения живости восприятия и аффективного резонанса, 5) на более поздних этапах - снижение дифференцированных форм поведения, такта, расстройства влечений (прожор­ливость, сексуальные извращения, бродяжничество, собирание хлама).

Синдром глобарного слабоумия. Его основные признаки: 1) наличие прогрессирующий ам­незии, проявляющейся последовательным стиранием запасов памяти, в первую очередь тех, кото­рые были приобретены последними, и оживлением запасов памяти, относящихся к далекому про­шлому, выраженных случаях происходит распад всех запасов па­мяти; 2) возникновение фиксаци­онной амнезии, обуславливающей потерю способности к образованию новых условных связей, т.е. к запоминанию, наличие мнестических расстройств ведет к полной алло- и аутопсихической дез­ориентировке или даже к ложной ориентировке в месте, времени и окружаю­щих больного лицах; 3) прогрессирующая амнезия и оживление прошлых мнестических запасов приводит в так назы­ваемой "жизни в прош­лом", сопровождаемой экмнестическими (т.е. заимствован­ными из про­шлого) конфабупяциями, а наличие фиксационной амнезии - к так называемым мнемоническим (заме­щающим) конфабупяциям; 4) отсутствие не только критики, но даже сознания бо­лезни; 5) преобладание тупо-безразличного, либо беспечно-эйфоричного, либо угрюмо-раздражительного или даже злоб­ного настроения. Синдром наблюдается чаше при сенильных процессах, для кото­рых помимо перечисленных, типичны еще два признака: а) по меньшей мере на ранних этапах, диссоциация между психическим распадом и некоторой сохранностью при­вычных внешних форм поведения, значительного запаса ре­чи, сохранностью автоматизированных моторных реакций; 6) "обращенность больных во вне", их говорливость, по­вышенная откликаемость на происходящие кругом них собы­тия, а также их стремление к непродуктивной деятельности.

Синдром лакунарной деменции характеризуется: а) нарушением памяти по дисмнестическому типу, при котором расстройство запасов памяти никогда не достигает степени прогрессирующей амнезии, а расстройства запоминания - степени фиксационной амнезии. Характерным является "неравномерность" поражения мнестических функций, при стирании хронологической ориентации достаточно хорошо сохраняется последовательность событий; при невозможности вспомнить ка­кой- нибудь факт в данный момент больной вспоминает его в другой обстановке; б) почти всегда может быть обнаружена достаточная сте­пень аллопсихической и аутопсихической ориентировки; в) не характерны для этих больных сдвиг ситуации в прошлое и экмнестические конфабуляции; г) как правило, больные выглядят старше своего возраста. Их движения неловки и замедленны. То же самое касается и их речи, в которой почти всегда можно выявить явления дизартрии; д) боль­ные бывают погружены в себя, что проявляется в отсутствии откликаемости на внешние события и стремления к деятельности; е) имеется та или иная степень сознания своей психической и осо­бенно физической неполноценности, а нередко даже известная критика. Чаще всего данный син­дром встречается при сосудистой деменции. Для последней характерен также пониженный фон настроения с тревожными опасениями, раздражитель­ностью, легко сменяющейся слабодушными реакциями или насильственным плачем.

Амнестическая деменция (деменция с корсаковским синдромом). Нередко в связи с ухудше­нием течения сосудистого процесса, после состояний спутанности, дисмнестический тип слабо­умия приобретает характер амнестического. Становится выраженной фиксационная амнезия, по­являются конфабуляции, амнестическая дезориентировка и ложная ориентировка (нередко экмне­стического характера) на фоне общего оскудения психической деятельности со снижением уровня личности и некритическим отношением к болезни.

Синдром псевдопаралитической деменции - для этой формы слабоумия характерны благоду­шие, беспечность или тупая эйфория, двигательная расторможение и облегчение ассоциаций. Уровень суждений и умозаключений резко снижен, что проявляется, в частности, полным отсут­ствием критики. Расторможенность низших влечений. Запоминание и запасы памяти обычно со­хранены сравнительно удовлетворительно. Сочетание перечисленных расстройств с дурашливо­стью или пуэрилизмом позволяет говорить о мориаподобном сла­боумии. Грубые изменения лич­ности, возникающие при этом вари­анте сосудистой деменции, сближают его с группой глобарного слабоумия.

Указанный тип деменции чаще возникает в среднем воз­расте у больных гипертонической болез­нью. Псевдопаралитический синдром вне рамок деменции мо­жет встречаться как обратимый, "пе­реходный" синдром при ряде экзогенно-органических психозов.

Синдром постапоплектической деменции характеризуется сочетанием признаков лакунар­ной (ча­ще), псевдопаралитической или тотальной деменции с оча­говыми неврологическими рас­стройствами.

Сенильное слабоумие. Данный синдром определяет появление огрубения личности, угрюмо­сти, отгороженности, ворчливой раздражительности, недоверия к окружающим, идей ущерба в сочетании с рас­стройством памяти по дисмнестическому типу и обычно не резко выраженной ла­бильностью аффекта. Синдром возникает главным образом при начале сосудистого заболевания в старости, безинсультном течении процесса и преимущест­венном поражении мелких сосудов коры.

Глобарная деменция с афатическо - апрактическими и агностическими расстройствами. При болезни Альцгеймера центральное место в процессе распада психической деятельности зани­мают расстройства памяти, протекающие по типу прогрессирующей амнезии, ведущей к полной амнестической дезориентировке и тоталь­ному опустошению запасов памяти. При сохранности не­которого чувства измененности относительно рано развиваются и постепенно нарастают такие симптомы, как потеря навыков, расстройства пространственной ориентировки, общая моторная растерянность и суетливость. Закономерно, в разные сроки и в разной последовательности, к про­грес­сирующей деменции присоединяются афатические (амнестически - сенсорно - афатические, распад моторной речи, логоклонии и насильственная речь, нарушения письма и чте­ния), апракти­ческие и агностические расстройства. Примерно в одной трети случаев наблюдаются эпилептиче­ские припадки.

Синдромы деменции при органической атрофии мозга (болезнь Пика) (так называемое "лоб­ное слабоумие"). В начальной стадии деменции при болезни Пика, в частности, в случаях с пре­имущественным поражением лобных долей, преобладают изменения личности, то в виде развития псевдопаралитического, так называемого орбитального синдрома с эйфорией, расторможенностью влечений, снижением критики и неправильным поведением, то в виде развития эмоциональной тупости, общепсихической, моторной и речевой аспонтанности (так называемый синдром выпук­лости лобной доли). Интеллектуальные способности поражаются при болезни Пика как бы сверху, в то время как "инструментальные функции" интеллекта, в том числе и память длительно остаются относительно сохранными. В рамках деменции при болезни Пика, как правило, также развиваются афатические расстройства, в частности своеобразное оскудение речи, эхолалия и речевые стереотипии (так называемые стоячие обороты); выраженные апрактические расстройства возникают обычно позднее.

Синдром хореатической деменции. Синдром деменции при хорее Гентингтона отличается пре­жде всего относительно медленным темпом прогредиентности, в силу чего большая часть больных в течение многих пет на­ходится вне больницы, а полная дезориентировка и полная утрата запаса приобретенных знаний наступают редко. Характерно психопатоподобное изменение личности с чертами возбудимости, эмоциональной неустойчивости, черствости. Из-за выраженной неустой­чивости внимания больные легко теряют направление и цель умственной работы, результаты ин­теллектуальной деятельности в целом бывают крайне не­равномерными. В речи встречаются только легкие амнестически - афатические затруднения.

Деменции при опухолях мозга. Психоорганический синдром или синдром выраженной демен­ции, является в старости довольно часто (примерно в 50% случаев) единственным клиническим проявлением опухо­лей мозга. В центре клинической картины деменции при опухолях мозга раз­личной локализации находится, как пра­вило, амнестический синдром. Выраженность деменции, возникающей при мозговых опухолях, увеличивается с нарастающим возрастом больных.

Снижение памяти и интеллекта становилось очевидным по мере восстановления сознания у 53 больных. Можно было условно различить нарушения: 1) абстрактного познания (вербальной памяти, речи, мышления); 2) чувственного познания (образной памяти, восприятия пространства и времени).

При первых особо страдала вербальная (слухоречевая) память, было замедленным осмысление текущей ситуации. Больные забывали названия предметов, но были способ­ны описать их форму, цвет, назначение и т.д. Как правило, выявлялось осознание собст­венной беспомощности. Проявлялась даже эмоциональная реакция на эти нарушения. Больные могли применять приемы компенсации - записи в дневниках о необходимых действиях и т.д.

При вторых грубее были выражены эмоционально-личностные изменения. Преоб­ладали благодушие вплоть до эйфории, снижение критики - до анозогнозии. Больны^ быстро забывали только что увиденное, услышанное, а также ощущения - осязатель­ные, вкусовые, обонятельные и т.д. Отсутствовала активная установка на восстановле­ние сниженных психических процессов. ,

Отнесение имеющихся у одного больного нарушений к одному из описанных вари^ антов было затруднительным, так как часто присутствовали признаки обоих вариан-» тов, поэтому анализировалась частота отдельных компонентов интеллекту ально-мне- стического снижения.

Наличие нарушений памяти, не достигающих степени КС, установлено у 44 бо.ть*| ных; элементы моторной, сенсорной, акустико-мнестической афазий -у 27; наруше- ^ ние чувства времени, установленное при помощи оригинальной методики оценкм| и воспроизведения временных интервалов, - у 12; аспонтанность с выраженным жением инициативы, произвольного начала поведения - у 38; заметное замедл психической деятельности - речи, мышления, движений - у 34; резкое снижение тики - у 32.

Была нарушена память не только на текущие события, только что сообщен информацию, но и на события, предшествовавшие или следующие за ОЧМР: р кон- и антероградная амнезии. Их протяженность была различной (табл. 7.3). Они час оставались устойчивыми и после более или менее полного восстановления психиче­ской деятельности и социального статуса.

Таблица 7.3. Распределение больных по протяженности промежутков, охваченных ретроградной, конградной и антероградной амнезиями
Промежуток времени Число раненых с соответствующей длительностью амнезий (%) [
конградной и антероградной ретроградной
Не было 5(7%) 28 (42%)
До 1 сут. 9 (13%) 17 (25%)
1-6 сут. 6 (9%) 0(0%)
7-13 сут. 10(15%) 0(0%)
14-21 сут. 9(14%) 0(0%)
22-60 сут. 6(9%) 1(2%)
Свыше 2 мес. 7(11%) 8(12%)
Неизвестно 15 (23%) 13(19%)

Из-за трудностей ретроспективного разграничения в таблице объединены такие виды амнезии как: 1) конградная - выпадение воспоминаний о событиях, происходив­ших в тот отрезок времени, когда больной находился в состоянии неясного - угнетен­ного, выключенного сознания, и 2) антероградная - отсутствие (исчезновение) воспо­минаний о событиях, происходивших после прояснения сознания. Эти виды амнезии оставались постоянными, не сокращаясь в дальнейшем.

Протяженность ретроградной амнезии - отсутствия воспоминаний о событиях, происходивших вокруг больного и с ним самим до ОЧМР, - приведена на момент по­следнего осмотра. Отрезок прошлого времени, охваченный ретроградной амнезией, уже резко сокращен по сравнению со временем первых ее проявлений в отдельных на­блюдениях значительно - от 10 лет до нескольких часов, непосредственно предшест­вовавших ОЧМР. Такая уже определившаяся в своих границах амнезия, как правило, (оставалась в дальнейшем постоянной.