» »

Явление антихриста. Когда придет антихрист

18.11.2023

Некоторые замечания к учению об Антихристе профессора богословия Виктора Михайловича Чернышёва.

Прежде, чем приступить к рассмотрению этой темы, которая сегодня вызывает яростные споры и порождает всевозможные домыслы, следует указать на признаки Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, поскольку Его пришествие на землю предварит согласно Писанию воцарение Антихриста на три с половиной года.

Какие же это признаки?

Первый признак – повсеместное распространение Евангелия: «Проповедано будет Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14).
Второй признак – появление лжехристов: «Многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос» (Мф. 24:5). «И многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф. 24:11).
Третий признак – глубокое падение нравственности: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).
Четвертый признак – разрушительные войны: «Также услышите о войнах и военных слухах ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф. 24:6,7).
Пятый признак – природные катаклизмы: «Будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24:7). «Море восшумит и возмутится» (Лк. 21:25).
Но, как было сказано выше, перед Пришествием Господа для суда над народами прежде должен будет прийти Антихрист, которого дьявол выдвигает как свое особое орудие зла.

Кто же это такой?

В греческом языке слово «анти» может иметь два значения: «против» и «вместо». По отношению к Антихристу оба значения правомочны, так как Антихрист будет и противником Христа, всячески истребляющим христианство, и тем, кто попытается занять его место.
В широком значении персонаж Антихриста следует понимать как всякого, кто отрицает богочеловечество и богосыновство Иисуса Христа (1Ин. 2:22).

Апостол Павел называет Антихриста «человеком греха и сыном погибели» (2Фесс. 2:3). Причем его пришествие по действию сатаны будет со всякою «силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фесс. 2:9).
Имя Антихриста неизвестно, но известно его число – 666, точнее числовой эквивалент его имени. Мы не знаем, что означают эти три шестерки, хотя было достаточно спекуляций на эту тему не только среди сектантов, касающихся «расшифровки» этих шестерок (например, у адвентистов), но и в околоправославной среде, где с завидной регулярностью появляются буклеты и листовки с очередными «откровениями» о них. Люди упорно стремятся расшифровать это число. К сожалению, этому сопутствуют неадекватные акции, ажиотаж в обществе, призывы к «уходу из мира» (по аналогии с пензенскими закопанцами), отказ от идентификационных номеров, сотовых телефонов, компьютеров, решительной борьбе с масонами (знать бы еще, где их искать!) и проч.

В Новом Завете об Антихристе говорится следующее:

1. Придет он во имя свое: «…превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» (2Фесс. 2:4), «…придет во имя свое» (Ин. 5:43), то есть будет бороться против всех религий, поскольку характерной чертой его будет богохульство (Откр. 13:5,6).

2. Будет выдавать себя за Бога: «В храме Божьем сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фесс.2:4).

3. У него будут лжепророки, которые «дадут великие знамения и чудеса» (Мф. 24:24).

4. У сатаны религиозная власть будет сочетаться с властью политической – своеобразная сатанократия: она будет «…над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13:7).

5. Его власть будет продолжаться 3,5 года (Откр. 13:5) – или 42 месяца, а точнее 1260 дней (Откр. 12:6). Этот срок равняется продолжительности общественного служения Христа на земле.

6. Все, кто не примет его власти, будут истребляться: «…убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13:15).

7. Церковь вынуждена будет «скрываться в пустыне» (Откр. 12:1-6). Но «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), и Евхаристия не прекратится до Второго Пришествия (1Кор. 11:26).

8. Отдельных святых этой сатанинской власти будет попущено победить: «И дано ему вести войну со святыми и победить их» (Откр. 13:7).

Сокрушит же силы зла окончательно и бесповоротно Сам Иисус Христос; Он поразит Антихриста «…духом уст Своих и истребит явлением Пришествия Своего» (2Фесс. 2:8). После всех этих событий начнется Суд Христов.

Процитируем некоторых известных святых отцов, как древних, так и XIX века, об Антихристе, чтобы дать патристическое толкование этому явлению.

Святые об Антихристе

Преподобный Ефрем Сирин (IV в.) писал: «Злочестивый и грозный тать придет прежде, в свое время, с намерением похитить, заклать и погубить избранное стадо Истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не похож на голос Истинного Пастыря, но язвителен: голос татя притворен и вскоре делается известным, каков он…».

Святитель Иоанн Златоуст (V в.) писал: «Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего только он не наделает в то время! Все придет в смятение и в замешательство, как посредством повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях: и своею властью, и жесткостью, и беззаконными повелениями… Апостол называет антихриста человеком беззакония, потому что он совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. А сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет. Кто же он будет? Ужели сатана? Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу (сатаны). Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе вместо Бога и будет восседать в храме Божием, не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах… Не сказал, что он будет называть себя богом, но что будет стараться показать себя богом. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения».

Преподобный Антоний Великий (IV в.) возвестил об этом времени так: «Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо них в богатые города, где вместо этих пустынных пещер и тесных келий воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей, вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств, смирение заменится гордостью, многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие будут заботиться о роскошных явствах, не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и, несмотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками».

Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.) говорит: «В церкви Божией (сядет) – не в нашей, но в древней, иудейской; ибо он придет не к нам, но к иудеям; не за Христа, но против Христа и христиан: почему и называется антихристом. Итак, должно, чтобы сперва было проповедано Евангелие у всех народов (Мф. 24:14). «Тогда явится беззаконник, его же есть пришествие по действу сатаны во всякой силе и знамениях и чудесах ложных, и во всякой льсти неправды, погибающих, его же Господь убиет глаголом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего» (2 Фесс. 2:8). Итак, не сам дьявол делается человеком, подобно вочеловечению Господа, - да не будет! Но рождается человек от блудодеяния и принимает на себя все действие сатаны. Ибо Бог, зная наперед развращенность будущего произволения его, попускает дьяволу вселиться в него… В начале своего царствования, или вернее – тирании, он прикрывается личиною святости; когда же сделается победоносным, то начнет гнать Церковь Божию и выкажет всю свою злобу. Придет же он в знамениях и чудесах ложных, вымышленных, а не истинных, и тех, которые имеют слабый и нетвердый ум, обольстит и отвратит от Бога».

Святитель Игнатий Брянчанинов (XIX в.) наставляет: «Явит себя антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели: признают его таким, и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую правду, и не отреклись от нее для правды Евангелия.

Знамения антихриста преимущественно будут являться в воздушном слое: в этом слое господствует сатана. …Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, а потом, как последствие и плод отступления, откроется человек беззакония, сын погибели, который дерзнет назвать себя обетованным Мессией…

Обильное земное преуспеяние и огромные земные предприятия, как очевидные для всех, выставлены словом Божиим в признак последнего времени и созревшей греховности человечества, большей частью неявной и непонятной при поверхностном и неопытном взгляде на человечество. Постигли временные и вечные бедствия ветхого Израиля за отвержение Искупителя: эти бедствия – слабый образ страшных бедствий, долженствующих быть карою нового Израиля за его преступление…

Церковь будет низвращена от меча – от убийственного насилия соблазнов – и пуста весьма. Умножившиеся отступники, называясь и представляясь по наружности христианами, тем удобнее будут преследовать истинных христиан; умножившиеся отступники окружат бесчисленными кознями истинных христиан…Они будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщениями, и гонениями лютыми».

Об Антихристе святитель пишет: «Своей внешней показной стороной жизни он будет стараться подражать Христу. Большинство христиан, руководствующихся …плотской мудростью, не увидят обмана и признают антихриста Христом, вторично пришедшего на землю… Испытания для святых Божиих настанет страшное: лукавство, лицемерство, чудеса гонителя будут усиливаться, стремление обмануть и обольстить их, утонченные и продуманные, прикрытые коварной изобретательностью преследования и стеснения, неограниченная власть мучителя поставит их в самое затруднительное положение…Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся прикрытому и открытому преследованию…».

У Владимира Соловьева есть в «Повести об Антихристе» характеристики, совпадающие со святоотеческой мыслью о нем почти в деталях. Прообразом Антихриста стал некий император.

«Император, ставши около трона и с величественною благосклонностью протянувши руку, произнес звучным и приятным голосом: «Христиане всех толков! Возлюбленные мои подданные и братья! От начала моего царствования, которое Вышний благословил такими чудными и славными делами, я ни разу не имел повода быть вами недовольным; вы всегда исполняли свой долг по вере и совести. Но мне этого мало. Моя искренняя любовь к вам, братья возлюбленные, жаждет взаимности. Я хочу, чтобы не по чувству долга, а по чувству сердечной любви, вы признали меня вашим истинным вождем во всяком деле, предпринимаемом для блага человечества. И вот, кроме того, что я делаю для всех, я хотел бы оказать вам особые милости. Христиане, чем мог бы я вас осчастливить? Что дать вам не как моим поданным, а как единоверцам, братьям моим? Христиане! Скажите мне, что для вас всего дороже в христианстве, чтоб я мог в эту сторону направить свои усилия?»

И далее этот император–антихрист начинает активную благотворительную деятельность в отношении всех христианских ветвей, где, в частности, православным предлагает: «Любезные братья! Знаю я, что между вами есть и такие, для которых всего дороже в христианстве его священное предание, старые символы, старые песни и молитвы, иконы и чин богослужения. И в самом деле, что может быть дороже этого для религиозной души? Знайте же, возлюбленные, что сегодня подписан мною устав и назначены богатые средства всемирному музею христианской археологии, в славном нашем имперском городе Константинополе, с целью собирания, изучения и хранения всяких памятников церковной древности, преимущественно восточной, а вас прошу завтра же избрать из среды своей комиссию для обсуждения со мною тех мер, которые должны быть приняты с целью возможного приближения современного быта, нравов и обычаев к преданию и установлениям святой православной церкви! Братья православные! Кому по сердцу эта моя воля, кто по сердечному чувству может назвать меня своим истинным вождем и владыкою, пусть взойдет сюда». И большая часть иерархов Востока и Севера, половина бывших староверов и более половины православных священников, монахов и мирян с радостными кликами взошли на эстраду, косясь на горделиво восседавших там католиков.

Значительное большинство собора, в том числе почти вся иерархия Востока и Запада, находилась на эстраде. Внизу оставались только три сблизившиеся кучи людей, жавшихся около старца Иоанна, папы Петра и профессора Паули.

Грустным тоном обратился к ним император: «Что еще могу я сделать для вас? Странные люди! Чего вы от меня хотите? Я не знаю. Скажите же мне сами, вы, христиане, покинутые большинством своих братьев и вождей, осужденные народным чувством: что всего дороже для вас в христианстве?» Тут, как белая свеча, поднялся старец Иоанн и кротко отвечал: «Великий государь! Всего дороже для нас в христианстве Сам Христос, Он Сам, а от Него все, ибо мы знаем, что в Нем обитает вся полнота Божества телесно. Но и от тебя, государь, мы готовы принять всякое благо, если только в щедрой руке твоей опознаем святую руку Христову. И на вопрос твой: что можешь сделать для нас, - вот наш прямой ответ: исповедуй здесь теперь перед нами Иисуса Христа Сына Божия, во плоти пришедшего, воскресшего и паки грядущего, - исповедуй Его, и мы с любовью примем тебя как истинного предтечу Его второго славного пришествия». Он замолчал и уставился взором в лицо императора. С тем делалось что-то недоброе. Внутри его поднялась такая же адская буря, как та, что он испытал в ту роковую ночь. Он совершенно потерял внутреннее равновесие, и все его мысли сосредоточились на том, чтобы не лишиться и наружного самообладания и не выдать себя прежде времени. Он делал нечеловеческие усилия, чтобы не броситься с диким воплем на говорившего и не начать грызть его зубами. Вдруг он услышал знакомый нездешний голос: «Молчи и ничего не бойся». Он молчал. Только помертвевшее и потемневшее лицо императора все перекосилось, и из глаз вылетали искры. … В открытые окна храма было видно, что нашла огромная черная туча, и скоро все потемнело. Старец Иоанн не сводил изумленных и испуганных глаз с лица безмолвного императора, и вдруг он в ужасе отпрянул и, обернувшись назад, сдавленным голосом крикнул: «Детушки, антихрист!» В это время вместе с оглушительным ударом грома в храме вспыхнула огромная круглая молния и покрыла собою старца. Все замерло на мгновение, и, когда оглушенные христиане пришли в себя, старец Иоанн лежал мертвый».

Дни лукавы

Сегодня мы видим активную подготовку к пришествию в мир Антихриста, чему предшествуют не только различные многомерные парапсихологические феномены, через которые «прельстятся, если возможно, и избранные» (НЛО, полтергейст, телепортация, телекинез и проч.), где вся эта бессмыслица варьируется с одной целью – похитить наше драгоценное время, которое принадлежит Богу. Эти феномены, интригующие и завораживающие исследователя, – хронофаги, ибо сказано, что «дни лукавы» (Ефес. 5:16). Перенасыщенность информацией уже достигла критического уровня, за которым управление самочувствием, настроением, мировоззрением человека в частности и общества в целом становится реальностью, особенно учитывая технические средства, позволяющие осуществлять информационное воздействие на неосознаваемом самим человеком уровне.

В последнее время многие ученые отмечают увеличение количества людей, обладающих экстрасенсорными способностями. В связи с этим возникает опасность проявления так называемого «феномена открытой личности», сущность которого заключается в следующем. Оказывается, значительная часть человечества психологически не защищена от воздействия отдельных людей и коллективов, обладающих развитыми экстрасенсорными способностями или соответствующими техногенными возможностями. Это создает угрозу формирования общества, состоящего из покорной, безвольной толпы, управляемой «сверхлюдьми».

Во времена своего правления А.Гитлера, который являлся большим приверженцем оккультизма, с целью манипулирования подсознанием противника создал особое подразделение из людей «гималайской расы», пытаясь применить их экстрасенсорные способности в ходе военных действий.

В наше время практически все не защищены от воздействия чужой воли. Более того, экстрасенсы и колдуны делают все, чтобы повысить гипнабельность (внушаемость) людей и лишить их воли, сознания, характера и мировоззрения – одним словом, своего «Я». И это уже дает свои результаты. Люди быстро уверовали в магию, инопланетян, переселение душ, гадания и предсказания, доверяются шарлатанам и аферистам, лечатся от несуществующих болезней и вкладывают последние деньги в сомнительные банки, акции, предприятия, хотя здравый смысл мог бы удержать от этой вакханалии доверия тем, кто его не заслуживает.

Путь «сверхчеловеку» проторен.

Противостоять всему этому может только человек, защищенный Божьей благодатью, живущий христианской верой, принимающий участие в церковных Таинствах и всецело уповающий на Его милость.

Если Антихрист реально появится, то как об этом узнать? Как подтвердить, что он близко? В Библии и некоторых других источниках есть специальные признаки и знамения того, что Антихрист скоро появится или уже властвует.

Знамения пришествия Антихриста можно разделить на несколько групп:

  • До его прихода: многочисленные страшные и кровавые войны, болезни, природные катаклизмы, конец Римскому государству, распространенность Евангелия во всем мире.
  • Во время его прихода: Антихрист станет главой всех стран, он воссядет в храме Иерусалима, его будут считать Спасителем, он будет творить «чудеса», имя Антихриста будет написано на лбу и правой руке людей, страдания последователей Христа, недолгая власть Антихриста (чуть больше трех лет).
  • После прихода Антихриста: Иисус Христос придет во второй раз, свершится страшный суд, наступит конец света.

Пришествие Антихриста принесет много бед людям. Оно будет символизировать конец всего: жизни, мира, света.

Некоторые признаки пришествия Антихриста уже сбылись, а некоторые еще нет. Вот какие это признаки:

Будет ли вообще приход Антихриста? Некоторые исследователи считают, что события, которые происходят в мире в двадцатом и двадцать первом веках, это и есть первые признаки. С этим можно частично согласиться. Действительно, повсюду ведутся кровопролитные войны, люди погибают от стихийных бедствий. Но, может быть, это всего лишь совпадение?

Появление Антихриста коснется всех жителей планеты. Поэтому многие экстрасенсы и предсказатели высказывали свои предположения и пророчества об Антихристе. Вот некоторые из них:

Какое же пророчество о пришествии Антихриста правдиво? Это может показать только время. Возможно, что не сбудется ни одно из них. Ведь пророчества – это всего лишь предположения.

А откуда придет Антихрист? Это один из самых сложных вопросов. Один из вариантов – Рим, вечный город. Второй – это Иерусалим. В Библии говорится, что ждать его нужно из какого-то северного государства. Есть и такие данные, что он придет с территории близ рек Тигр и Евфрат. Как известно, сегодня в этих регионах очень напряженная обстановка (Сирия, Иран, Ирак, Турция). Может быть, это знак? Или простое совпадение? В любом случае, откуда бы ни пришел Антихрист, это имеет уже второстепенное значение. Гораздо важнее, что же произойдет со всем населением мира и с планетой Земля.

Пришествие Антихриста. Кто будет Антихристом?

Точное время его пришествия нам неизвестно, ибо Господь сказал: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7). Тот, кто попытается вычислить дату конца света, преступит повеление Господа и будет наказан, так как Бог гордым противится (1 Пет. 5, 5). Гордые и высокомерные, желающие проникнуть в тайны, которые Господь запретил нам исследовать, становятся врагами Божиими.

Мы знаем, что вслед за приходом антихриста наступит второе славное пришествие Господа Иисуса Христа (2 Фес. 2, 8). Священномученик Ипполит Римский († 236 г.), один из самых ранних учителей Церкви, писал, что история человечества завершится мировым господством антихриста. Но Господь не оставит нас и по Своей любви будет о нас заботиться и помогать нам, сократив время пребывания на земле антихриста до одной седмины, как говорит святой пророк Даниил: И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя (9, 27).

Согласно толкованию святого Ипполита, слово "седмина" имеет символическое значение и его следует понимать не как нашу семидневную неделю, а как семь лет; за это время и произойдет то, о чем писали пророки относительно последних времен ("О кончине мира"). Семь лет разделяются, по мнению святого Ипполита, на два равных периода, что следует из Откровения святого Иоанна Богослова, где говорится: И дам двум свидетелям Моим (Илии и Еноху), и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (Откр. 11, 3). 1260 дней равняются трем с половиной годам. Знание об этих двух периодах весьма важно для уяснения последующего.

Святой Ипполит учит, что в первый период, завершающий мировую историю, явятся два пророка, Илия и Енох, чтобы возвестить всему миру скорое пришествие антихриста и грядущего за ним Судии Христа. Они будут в течение 1260 дней проповедовать, что Один Господь Иисус Христос есть Спаситель и Бог, говоря: "Не верьте врагу, который придет и явится вам, так как он противник, завидующий Христу, сын погибели, пришедший обольщать и прельщать вас". Пророки не сотворят знамений и чудес, потому что будут посланы на проповедь покаяния; они будут одеваться во вретище, чтобы уже своим видом призывать людей к покаянию.

За эти три с половиной года антихрист постарается завоевать популярность, подкупая людей своей мнимой добротой, справедливостью и благочестием. Мир поверит его добродетели, но Илия и Енох обличат истинные намерения антихриста, которые обнаружатся позже. Цель антихриста одна - обольстить людей, чтобы они поверили в него как в истинного Бога и поклонились ему, то есть добровольно отдали себя ему в послушание. Его стремление - помрачить ум человеческий. И дабы преуспеть в деле обольщения, он призовет своего единомышленника-лжепророка, который сотворит великие чудеса именем антихриста, чтобы люди поклонились ему (Откр. 13, 13). Эти двое как бы уподобятся Христу и Илии. Лжепророку будет дана сила низводить огонь с неба на землю - известно, что пророк Илия взят на огненной колеснице с земли на небо (4 Цар. 2, 11). Не менее "чудесными" будут их слова. В первый период антихрист покажет миру свою поддельную добродетель, и почти все человечество примет его как нравственно совершенную личность.

Святой Ипполит отмечает основные признаки антихриста: во-первых, он совершит неслыханные чудеса силой диавола, но они окажутся ложными, мнимыми. Он будет исцелять прокаженных, парализованных, изгонять бесов, предсказывать будущее, воскрешать мертвых для прельщения как своих приверженцев, так и по возможности избранных, чтобы они забыли Христа и тем самым сделались отступниками и изменниками. Во-вторых, он на время наденет на себя личину кроткого, смиренного, любящего и миролюбивого человека, будет примирять враждующих словами апостола Павла: Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26). Он завоюет популярность борьбой с ложью, коррупцией, идолослужением; явится прилежным в изучении Священного Писания; будет уважать священнослужителей, почитать старших, отвращаться блуда, порицать прелюбодейство, не потерпит клятвопреступлений и предательства. В-третьих, антихрист покажет себя гостеприимным, щедрым, сострадательным, будет помогать вдовам, сиротам, с любовью относиться к каждому. Особенно он постарается выглядеть добрым по отношению к христианам, окажет им покровительство, причем нарочито внимательным и благоговейным будет его отношение к духовенству и монашествующим.

В результате такой хитроумной политики в первый период антихрист добьется значительных успехов: народы земли, прельщенные его мнимыми добродетелями, талантами и заслугами, станут предлагать ему мировое господство, но он притворится смиренным и откажется от этого предложения, однако потом примет его "под давлением просьб большинства".

В самом конце этого периода некоторые фанатичные приверженцы антихриста, одержимые страстной любовью к своему кумиру, осудят Илию и Еноха за их якобы противодействие всемирной стабилизации и благоденствию и публично казнят их. Это произойдет не без участия самого вождя эпохи. Время убиения пророков святой Ипполит называет показыванием малого рога, современники же, напротив, будут считать его золотым веком, харизматической эрой обновления и возрождения культуры и всех сфер человеческой деятельности.

Во второй же период, сразу после воцарения антихриста, произойдет его внезапное изменение. Теперь он покажет себя совсем другим, чем прежде, то есть гордым, безжалостным, жестоким, мстительным и богохульным тираном, и вскоре начнет претендовать на вечное владычество над миром. Вместе с тем коренным образом изменится и его политика. Он прогонит избравших его на царство - так закончится эпоха демократии - и возьмет в состав мирового правительства бесов в человеческом облике. Тогда осквернятся души многих людей, то есть большинство здравомыслящих и добропорядочных людей согласятся с новым положением вещей и станут служить новому мировому порядку.

Тогда некоторые начнут прозревать - ведь тот, кого они привыкли видеть добрым и справедливым, на деле окажется лютым, грубым, бессердечным и злым, возненавидит все человечество и захочет его уничтожить. Однако антихрист будет продолжать заниматься благотворительностью, совершать чудеса, дабы все его признавали и служили ему как царю и богу. Он станет передвигать горы, ходить по морю, низводить огонь с неба, день превращать в ночь, повелевать солнцем, и все решат, что ему подвластна природа. Цель всего этого - отвратить людей от веры в истинного Бога, заставить их забыть о поисках пути в Царство Небесное. И люди прославят его и сделают богом, будут превозносить его и поклоняться ему, как творящему великое и славное. Это будет апогеем его успеха. "Кто господин, больший меня? Кто Бог великий, кроме меня?"

Своими действиями и словами антихрист постарается копировать евангельские события и церковное учение, и как Христос запечатлевает Духом Святым Своих рабов в таинстве Миропомазания, так и антихрист даст своим рабам, тем, кто уверует в него как в бога, некое помазание, печать - видимый знак своего покровительства, свидетельство того, что он доволен своим слугой. Эта печать будет охранять от насилия и нужды, явится своего рода пропуском. Единственным условием ее получения станет добровольное признание всемирного властителя богом. Того же, кто не признает его богом и не захочет его слушаться, он предаст на лютые и невиданные пытки и мучения.

Таким образом, прежде чем антихрист объявит себя богом, никакой печати не будет. Она появится только после того, как его правление превратится в "теократию". Поэтому сегодня, когда антихрист еще не явился и не объявил себя богом, нельзя говорить о наложении его печати. Те же, кто поднимают шум по поводу числа 666, заблуждаются и вводят в заблуждение других.

Но и после того, как большинство людей признают антихриста богом, многие христиане не примут его религии. Это вызовет тотальное преследование инаковерующих, намного более жестокое и страшное, чем все бывшие в истории Церкви гонения. Те из христиан, которые засвидетельствуют свою веру и не отрекутся от нее, будут прославлены более мучеников первых веков и получат венцы в Царствии Божием. Но многие связанные делами житейскими и похотью мира сего не выдержат и отступят от веры из-за крайней жестокости истязаний и лишений. Будучи неокрепшими духовно, привязанными к земному, они придут к антихристу и попросят его печати, причем сделают это по своему личному желанию и свободному выбору.

Цель преследований - окончательно отвратить остаток верующих от истинного богопочитания и вместо знамения Честно€€го Креста навязать христианам печать антихриста, то есть заставить их всем сердцем, всей душой и всем разумением исповедать нового бога, а истинного отвергнуть и забыть. Тогда все полностью извратится, и хотя религия и ее атрибутика останутся, но изменится их сущность - это будет служение иному богу. Само имя Христа станет запретным, и память о Нем будет искореняться. Настанет мерзость запустения, предсказанная пророком Даниилом, когда храмы Божии начнут использоваться для "иных нужд". "В то время Христос будет представлять для людей ту же ценность, что мусор на обочине дороги",- говорит преподобный Нил Мироточивый.

Возникает вопрос: значит, епископы и священники - духовные руководители народа Божия - допустят все это и пойдут за антихристом? Да не будет этого! Очевидно, некоторые соблазнятся, но не все, и те, кто останутся верными Христу, будут мужественно совершать свое служение, приносить бескровную жертву, за что подвергнутся пыткам и истязаниям. На них обратится вся ярость антихриста, который подвергнет их небывалым в истории мучениям.

Немногих оставшихся верных Христу постигнет страшная скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет (Мф. 24, 21). Христиане будут изнемогать от тяжких гонений, скрываться от преследований, и милосердный Господь ради избранных сократит дни мучений до 1260. Окончание второго периода властвования антихриста совпадет с концом мировой истории.

Разочарование же некоторых приверженцев антихриста в достоинствах своего кумира не будет покаянием в христианском смысле. Они попытаются скрыться от него, но не смогут этого сделать, так как по начертанию его имени их легко будет отыскать.

Антихрист будет верить в свое божественное бессмертие и в бесконечность своего царства и радоваться своему могуществу, но как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада (Мф. 24, 27) - так явится в небе знамение Честного Креста, сияющее светлее солнца, в предзнаменование второго славного пришествия Судии и Господа Иисуса Христа. И Господь, пришедший во славе Своей, уничтожит царство антихриста Своим явлением, а самого его убьет духом уст Своих (2 Фес. 2, 8).

Таким образом, антихрист будет выступать в качестве политического деятеля и харизматического, религиозного лидера. Само по себе такое сочетание не ново - например, римский император Нерон провозгласил себя богом и потребовал приносить жертвы своей статуе. И хотя апостол Павел именует императора высшей властью, но он тем самым воздает лишь кесарю кесарево. Священномученик Поликарп Смирнский категорически отказался воздать божественные почести императору, за что был усечен мечом. Признавать существование верховной власти и соблюдать установленные ею законы - это одно, но совсем иное - принимать ее сердцем и верить ее религиозным доктринам.

Подобно святому Поликарпу, в Римской империи пострадали многие тысячи христианских мучеников. Например, Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор, Андрей и Савва Стратилаты были воинами, оказывали подчинение своим военачальникам и при этом были замучены за отказ почтить статую императора. Они храбро сражались под римскими знаменами с изображенным на них орлом, однако никто из них, воюя под языческим флагом, никогда не отрекался от Христа.

То же мы видим и во времена исламского владычества над христианскими народами. Святые патриархи Софроний Иерусалимский и Геннадий II Схоларий Константинопольский получали от мусульманских властей фирманы - грамоты, удостоверявшие их легитимность и признание государством. Эти документы выдавались во имя Аллаха, в них приводился текст из Корана, а летоисчисление велось по мусульманскому календарю. И эти святые, хотя вовсе не собирались отрекаться от Христа, относились к фирманам как к официальным государственным документам, регламентирующим права Церкви в исламском обществе. Они воспринимали написанные в этих грамотах цитаты из Корана и имя Аллаха лишь как выражение веры султана или халифа, правящих государством.

Святой Косьма Этолийский говорил, что тот, кого мы имеем во главе нас, то есть султан, есть антихрист. И в то же время он поклонился до земли турецким чиновникам, предоставившим ему возможность законно проповедовать Христа.

Все это свидетельствует о том, что во властителе следует отличать государя от насадителя враждебной Христу религиозной идеи. Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). В этом отношении актуален и важен опыт православных в Советском Союзе. Они имели паспорта с символикой отнюдь не христианской, подчинялись советским законам, служили в армии, были послушны представителям власти, однако никогда никоим образом не принимали коммунистической идеологии: атеизма, антихристианства и т. п.- словом, не отрекались от Христа.

Так же поступим мы и когда придет антихрист. Нам не удастся изолировать себя от мира сего, но придется жить его реалиями, поэтому нужно уяснить, что государство и все его институты, включая паспорта, документы, ценные бумаги, деньги,- это одно, но совершенно другое - Христос и наше исповедание веры в истинного Бога. И когда наступит время антихриста, надо будет следовать тем же принципам, которыми руководствовалась Церковь в условиях враждебного ей государства.

Но пока эти времена не наступили, миром не правит "владыка вселенной" и от нас никто не требует, чтобы мы служили ему как богу - логично сделать вывод, что ни первый, ни второй периоды конца света еще не наступили.

Май 6, 2017

Пытливые умы хотят найти дату, когда придет антихрист . Предсказания разных предсказателей говорят по-разному.

Сначала нужно посмотреть, кто такой антихрист, как таковой. Посланник Иоанн в своих посланиях упоминает слово антихрист, которое никто более не упоминает из других апостолов. Греческое слово, которое присутствует в его посланиях αντίχριστος , означает буквально – АнтиХристос . Для того, чтобы понять смысл слова, нужно рассмотреть смысл слов Анти и Христос.

Анти – приставка, обозначающая противопоставление или противодействие. Рассмотрим пару примеров:

  1. Антирадар – это прибор, который подавляет сигнал радара при приближении автомобиля на определенное расстояние.
  2. Антивирус - специализированная программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных (считающихся вредоносными) программ вообще.

Христос – (помазанник).

В Израиле установлено Богом два вида помазанников:

  1. первосвященник Аарон, помазанный Богом через Моисея и все его потомство (мужского рода), уполномоченные на первосвященство.
  2. царь Давид, которого помазал Бог в цари через пророка Самуила.

На основании этих данных, Мессия, который очистит свой народ и сделается его царем – это помазанник Бога, которого христиане называют по-гречески Христом. Еврейское название Машиах.

Если теперь мы соединим эти два смысла, мы получим примерно следующую фразу – противодействующий помазаннику. О разновидностях антихристов будет рассказано в другой статье.

Когда придет антихрист пророчества о его появлении

Нигде нет прямого упоминания о том, что на землю придет Антихрист. Поэтому, когда придет антихрист, пророчества таковые отсутствуют. Отсутствует так же и учение о том, что в мир должен прийти некий АнтиХрист и захватить власть. Если нигде, ни в Танах, ни в Новом Завете (Брит Хадаша), не говорится об Антихристе Властелине мира, то откуда же появилась идея о его пришествие? Все что у нас есть, это слова Иоанна:

18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.

(1Иоан.2:18)

Цель Иоанна, была указать на то, что мы живем в последние дни. Для доказательства он приводит факт, что в мире появилось много антихристов. Как уже говорилось, антихрист – это противодействующий против Помазанника (Машиаха). По словам Иоанна, в мире появилось много тех, кто, по словам Иоанна, стали антихристами – стали оказывать противодействие учению о Мессии Израиля. Возможно, и настанет такое время, когда придет какой-то особый человек, который возглавит самое активное противодействие против Мессии Израиля, но для всего мира, это не отразится никоим образом негативно. Есть страны, где доминируют другие мировые религии и появление так называемого Антихриста, противодействующего против еврейского Мессии, для них не имеет никакого отношения.

Но если мы рассмотрим этот вопрос с Танахической точки зрения, то увидим, что активное противодействие против Мессии Израиля произойдет после 1000 царства. Об этом же сказано и, у Иоанна в книге Откровение Иисуса Христа .

7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.

9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;

(Откр.20:7-9)

Об этом же событии говорит псалмопевец:

1 Псалом Давида. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

3 “Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их”.

4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

6 “Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника”.

10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.

12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

(Псалом 2)

Судя по этим двум повествованиям, народы восстанут после 1000 летнего правления еврейского Мессии и пожелают скинуть с себя иго Мессии и иго Бога Израилева. Этот мятеж закончится полным крахом антихристов.

Из всего выше сказанного, у нас есть некий ответ, когда придет антихрист. Предсказания псалмопевца и апостола Иоанна показывают это время – это произойдет в конце 1000 летнего царства Машиаха.

Май 7, 2017

Откуда придет Антихрист и куда

Немалое число верующих и не очень, интересуются вопросом: откуда придет Антихрист. Если не считать, что он придет из другой Вселенной, то придет он не просто на землю, а в определенное место – страну, город.

Из какой страны придет Антихрист

Если мы узнаем, из какой страны придет антихрист, если считать, что таковой вообще придет , то, что нам это даст? Пока не ясно. Но если мы предположим, что Антихрист все же придет, то для чего, для какой цели он придет? Если мы не узнаем этих данных, мы не сможем понять, какая опасность исходит от него для определенной категории людей.

Так же важно узнать – какой он будет нации, пола, в какой стране и в каком городе он получит власть Антихриста, каковы его политические интересы.

Апостол Иоанн об Антихристе

В своем послании, Иоанн много говорит об Антихристе. Давайте по порядку рассмотрим в контексте суть этих стихов с упоминанием Антихриста.

18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.

19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши.

(1Иоанна 2)

Ахарит-hа-Йамим – последнее время (последние дни, дни последних веков). Именно в это время пришел Мессия из Назарета Йешуа. С его рождением, служением, смертью и оживлением из мертвых, появляется противостояние, которое возглавляется людьми, именуемые Иоанном – антихристами.

Иоанн нес служение апостола, как и прочие, исключительно еврейскому народу. Исключение составлял Павел (Шаул), у которого была особая миссия. Поэтому, свои послания он направляет в Иерусалимскую общину. Говоря в данном отрывке об антихристе, перед этим он говорит о том, что те, к кому он обращается в своем письме – победили мир и с его похотями. После этого он переходит к предупреждению, в котором говорит: вы видите, сколько появилось в городе антихристов? – это говорит о том, что время последнее. Перед этим он сказал: вам было известно, что когда-то, придет враг Мессии, который будет бороться против Мессии. Так вот, это время уж пришло. И появление антихристов – говорит, что это действительно так.

Кто эти антихристы? Иоанн поясняет: они вышли из нашей среды. Вышли – значит, образовались в нашей среде и отделились от нас. Каким образом? Отклонились от истинного понимания вещей и образовали свое понимание учения о Мессии. Иоанн называет их лжецами, потому что они исповедуют не по истине, вопреки учению Торы.

22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.

23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.

24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.

25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.

(1Иоан.2:22-25)

Эти люди не признают в Йешуа бен Йосифа – Машиаха Израиля. Причина, по которой они не признали его – это не признали в нем сына Божьего. Следует внести некую поправку, что у Бога нет ни сыновей, ни дочерей, ни племянников, ни внуков, ибо он не человек и не размножается. Поэтому, они не признали его сыном, о котором сказано в 13 гл. Деяния Апостолов, где объясняется древнее пророчество, каким образом, Мессия является, сыном Богу.

29 Когда же исполнили все написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.

30 Но Бог воскресил Его из мертвых.

31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.

32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,

33 как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.

34 А что воскресил Его из мертвых, так что Он уже не обратится в тление, [о сем] сказал так: Я дам вам милости, [обещанные] Давиду, верно.

35 Посему и в другом [месте] говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление.

36 Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление;

37 а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления.

38 Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов;

39 и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.

(Деян.13:29-39)

33 стих повествует о том, что пророчество это сбылось, когда Йешуа ожил из мертвых и стал сыном Богу, а если говорить языком псалмопевца – Я родил тебя сегодня . Каким образом родил – оживил из мертвых. С этого момента Йешуа стал сыном Божьим – первый из умерших. При наступлении дня славного оживления из мертвых, все мы станем подобны сыну Его – станем бессмертны и не увидим больше тления.

Так вот, вернемся к антихристам. Эти люди не верили в такого Мессию, считая, что Мессия вообще не может умереть. И соответственно они отвергали Йешуа как человека, ожившего из мертвых. Отвергая его, они отвергали по сути и Того, кто родил (воскресил) Йешуа из мертвых. Поэтому, они проповедовали, что Йешуа не оживал, что и являлось той ложью, о которой говорил Иоанн.

В данном случае, антихристы, о которых говорит Иоанн – это разочаровавшиеся в Йешуа, евреи, по видимому, ожидающие другого Мессию, который принесет процветание.

1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;

3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.

5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.

6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.

(1Иоан.4:1-6)

В данном отрывке Иоанн предупреждает о лжепророках. Как их определить? Иоанн поясняет: исповедует ли этот т.н. пророк, Йешуа – Мессией, который ожил из мертвых. Пророки, исповедующие что Йешуа есть Мессия – это пророк от Бога, если этот человек не признает, что Йешуа был оживлен из мертвых, то такого не следует слушать.

Ну и, главное, Иоанн говорит: вам было известно, что в мир придет противник Мессии, который уже, кстати, пришел и существует в мире. Иоанн говорит не о том, что в мир пришел Антихрист, а о том, что в мир пришел дух противостояния, который отвергает оживление из мертвых Йешуа Машиаха. Никто не отвергает, что жил такой человек и что его убили. Но отвергают то, что этот человек Мессия и так же отвергают и его оживление из мертвых. И в итоге, они отвергают Того, Кто оживил Йешуа из мертвых.

Из всего вышесказанного, мы не находим того, что в мир должен прийти человек, именуемый себя Антихристом. Но мы находим учения, которые отвергают ожившего из мертвых Йешуа, не признавая его Мессией.

Рассмотрим еще один стих:

5 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.

6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.

7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист.

8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.

9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.

10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.

11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.

(2Иоан.1:5-11)

Речь в данном отрывке идет о том, чтобы ученики любили друг друга. Любовь выражается между учениками в том, что они соблюдают Заповеди Торы, которые направлены на созидание и мир. Почему Иоанн, напоминает об этом? Далее он поясняет: потому что в мире появилось много обольстителей, которые могу посеять раздор между братьями ради своей выгоды. Если бы этот человек был бы учеником, то он бы был вместе с другими учениками. Но так как он не с учениками, то он не ученик. А не ученик по той причине, что не признает в Йешуа – Мессию.

Далее Иоанн предупреждает – остерегайтесь, чтобы то, что было создано, кропотливым трудом, не было развалено лжебратьями. Такие проповедники есть обольстители и противники Мессии. Иоанн называет их безбожниками, по той причине, что они не признают в Йешуа обещанного Мессию. И дальше Иоанн говорит: не принимайте в свои общины подобных проповедников, потому что они враги вам. Принимающий, такого проповедника, позволяет наносить проповедями этого человека, вред, членам общины, разрушая в них истинное понимание вещей. И, Иоанн называет такого, пастыря соучастником зла, которое исходит от этого смутьяна и антихриста.

Итак, мы видим, что нет никакого намека на то, что в мир должен прийти правитель, по прозвищу Антихрист. Все, кого Иоанн, называл антихристами, это были религиозные люди, одни из которых в конечном счете, отказались от Мессии Йешуа, не видя в нем Мессии и не веря в то, что он был оживлен из мертвых; другие же были блуждающими проповедниками и пророками, искавшие людей, которые бы им верили. Из общих текстов Иоанна, мы видим, что дух антихриста, это дух противления, отвергающий ожившего из мертвых Мессию. Этот дух должен был прийти в мир, и об этом евреи того времени уже знали. И, Иоанн уточняет, что тот дух противления, о котором вы слышали, уже в мире, о чем свидетельствует умножение антихристов.