» »

Анализ опыта работы учителя логопеда на уроках русского языка в школе для обучающихся с тнр. Опыт работы учителя-логопеда в условиях логопункта Из опыта работы учителя логопеда в школе

03.06.2022

Учиться, чтобы учить!

Прошел выпускной вечер в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи, закончился еще один учебный год. Родители, заведующая, воспитатели и коллеги детского сада сказали много добрых и теплых слов, вручили грамоту и благодарственные письма. Двое выпускников будут учиться в гимназиях, одна девочка зачислена в школу с углублённым изучением испанского языка, один мальчик успешно прошел тестирование в школу с математическим уклоном.

Гордилась ли я в этот момент своей профессией? Да! Логопеды – элита педагогического сообщества. Возможно, это звучит не скромно. Но представьте, какой путь нужно пройти, чтобы оказывать действенную помощь детям с системными речевыми нарушениями. Необходимо знать причины возникновения того или иного нарушения, систему коррекционного воздействия при различных отклонениях в развитии – значит нужно получить высшее образование. Дошкольникам с дизартрией необходим логопедический массаж, специальные дыхательные упражнения, следовательно, необходимо пройти дополнительные курсы у авторов новейших методик. Мы учимся постоянно, чтобы оказывать логопедическую помощь своим маленьким ученикам.

Хочу сказать слова благодарности тем, кто помогал мне овладеть секретами профессии: это преподаватели Московского государственного заочного педагогического института, ныне Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А. Шолохова Т.Б. Филичева, В.К. Воробьёва, Н.Ю. Борякова, В.П. Глухов, А.П. Егидес. Безмерно признательна Е. А. Дьяковой, научившей меня логопедическому массажу и М.Н. Щетинину, энтузиасту и преданному ученику А.Н. Стрельниковой – автора уникальной дыхательной гимнастики.

За время работы в детских садах, школах, детской поликлинике мне приходилось работать со многими руководителями. Не все относятся с пониманием к проблемам логопеда. Людмила Васильевна Самедова, заведующая детским садом компенсирующего вида № 2249, много лет работающая в коррекционной педагогике, как никто другой знает, что раннее начало логопедической и коррекционно-воспитательной работы дает возможность наиболее эффективным образом исправить отклонения в речевом и общем развитии ребенка, предупредить трудности обучения в школе и в социальной адаптации. Поэтому мои нынешние выпускники пришли в детский сад в три года. У всех было общее недоразвитие речи, первый уровень речевого развития отмечался у шестерых малышей, второй уровень – у восьмерых, один мальчик имел третий доречевой уровень развития речи. Тогда мне казалось, что научить их говорить, не говоря уже о подготовке к обучению чтению, просто невозможно.

Они вращались каждый по своей орбите, как маленькие планеты, а когда сталкивались друг с другом, начинали отнимать друг у друга игрушки. Опыт подсказывал – надо понаблюдать за тем как они играют, как общаются. Привычка быть наблюдательной — качество необходимое для логопеда. Цель наблюдения — определить зоны развития малыша, которым мы должны уделять особое внимание в работе. Это позволит концентрировать усилия на тех образовательных областях, где больше всего заметно отставание.

Результаты наблюдений, информация о том, на что наш маленький ученик способен в настоящее время, позволяют лучше спланировать мою работу. Если коррекционная программа подготовлена в соответствии с уровнем способностей ребенка, занятия ему будут интересны, и он побежит в кабинет впереди меня.

Родители – самые заинтересованные участники этой работы, поэтому специалисты нашего детского сада информируют и обсуждают с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Мы считаем, что мамы и папы, дедушки и бабушки должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребенка. Может быть, им тяжело осознавать отставание их сына или дочери в развитии речи, но лучше идти по жизни с открытыми глазами, и, помогать своему ребёнку в преодолении трудностей, чем прятать голову под крыло. Горжусь родителями многих воспитанников нашей группы, которые были моими первыми помощниками и в подготовке детей к утренникам, и к конкурсу чтецов на фестивале «Открытая книга», и в оформлении детских портфолио.

Думаю, сейчас уже не осталось логопедов, которые бы не знали, что такое портфолио дошкольника. Это своеобразная копилка личных достижений ребенка в разных видах деятельности. В нашей группе родители отозвались на наше предложение – создать такие папки не сразу. Но потом я стала на занятиях по развитию речи практиковать рассказы детей по материалам портфолио и дети сами просили родителей: «Мама, давай напишем о том, как мы ходили в Музей космонавтики». Умение правильно произносить звуки и употреблять их в самостоятельной речи – маленькая победа «речевого ребенка».

Оформление логопедической странички в портфолио помогает ему критичнее относиться к своей речи. Многие дети пишут о том, что им нравится выполнять задания, требующие выполнения звуко-буквенного анализа, разгадывать кроссворды, ребусы. В конечном итоге у дошкольника повышается контроль над самостоятельными высказываниями.

Портфолио играет важную роль в создании позитивных взаимоотношений в триаде «логопед – ребёнок – родитель». Помогая ребенку сочинять рассказы и сказки с нужным звуком, родители открывали творческие способности в себе и удивлялись фантазии своих «маленьких сказочников». Все это укрепляет связь между родителями и детьми, делая её более прочной. А моя роль сводилась к тому, чтобы создать , дать советы в создании красочного и запоминающегося портфолио.

Конкурсы чтецов внутри группы мы проводили для того, чтобы дать возможность раскрыться всем детям с речевыми нарушениями, и тем, кому трудно выступать на публике, и тем, кто уверен в себе. Дети читали стихи Э. Асадова, Ф. Глинки, А. Ветрова.

В конкурсе чтецов на фестивале «Открытая книга» в 2012 году принимали участие лучшие чтецы. Они сумели передать смысл стихотворений о Родине наиболее эмоционально и выразительно. Жюри фестиваля по достоинству оценило работу всех ребят, они получили грамоты и дипломы.

О многом говорит тот факт, что девочки из нашей группы в своих интервью «Кем ты хочешь стать?» говорили о своём намерении выбрать профессию учителя-логопеда. В наше время купить можно всё, а вот любовь детей – нет.

Позволю себе привести отрывки из некоторых родительских отзывов: «Я впервые за долгие годы столкнулась со специалистом с большой буквы. Галина Владимировна своей добротой, строгостью и уверенностью в положительном результате заставила работать всю нашу семью», «Выражаю искреннюю благодарность учителю – логопеду Балашовой Галине Владимировне. Благодаря её высокому профессионализму, вниманию, терпению и чуткому отношению к детям, моя дочь наконец-то начала говорить и продолжает делать значительные успехи!», «Галина Владимировна очень внимательный педагог: всегда старается найти особый подход к каждому ребенку, уделяет много внимания индивидуальным занятиям с детьми. Учитель – логопед проводит совместные занятия детей с родителями, а также консультации по всем волнующим нас вопросам».

Мальчик Дима сейчас учится в пятом классе, но случай был трудным и запомнился на всю жизнь. Его бабушка была не только равноправным участником педагогического процесса, самым внимательным и заботливым, но и самым отзывчивым. «Мой внук страдает сахарным диабетом в инсулинозависимой форме (сахарный диабет 1 типа – это постоянный контроль уровня сахара в крови и инсулиновые инъекции). У мальчика большие логопедические проблемы, осложненные его заболеванием. Галина Владимировна делала специальный логопедический массаж и дыхательную гимнастику с ребенком, развивала фонематический слух и вырабатывала направленную воздушную струю. Всё это делалось с учётом самочувствия моего внука. К окончанию детского садика Дима хорошо произносил все звуки, умел читать достаточно хорошо. И ещё, я хочу отметить, что Галина Владимировна давала нам советы и рекомендации по исправлению речи детей. И ни один вопрос не оставался без ответа».

Находясь на церемонии награждения участников конкурса «Методическая копилка», проходившего в рамках Фестиваля Северо-Восточного окружного управления образования «Открытая книга», я испытывала гордость за свою профессию, была удивлена, как много молодых логопедов принимало в нем участие, какие прекрасные пособия они придумали и используют в своей работе. Интерес у коллег вызвали пособия и игры предложенные мной. По окончании показа учителя-логопеды спрашивали как, из чего изготовлены пособия. Это была настольная игра «Серебряный ручей», тренажер для развития дыхания «Парящий шарик», подвижные и вместе с тем обучающие игры «Кегельбан для дошколят», « Мы шаги считаем — буквы изучаем», которые я использую в работе много лет.

Очень надеюсь, что дети сумеют сохранить теплоту общения, которая царила в нашей логопедической группе. Созданию такой атмосферы способствовало чтение сказок, сочинение собственных историй. На протяжении всего учебного года в подготовительной группе мы учились анализировать известные авторские и русские народные сказки, разбираться в поступках героев, их чувствах, делать выводы. Все тексты, созданные детьми на основе метода каталога, были добрыми. Их герои помогали друг другу, выручали из беды. Радость и гордость за своих «маленьких сказочников» испытывала я, когда держала в руках «Калейдоскоп сказок» — сборник, составленный из их произведений и иллюстраций.

Вот некоторые из них.

В комнате на столе стояла корзина с фруктами. Надоело им лежать в корзине, решили груши, яблоки, лимон, ананас и клубничка отправиться в путешествие, в сладкую страну Фруктозию. Однажды ночью, когда все в доме крепко спали, фрукты убежали. Шли они, шли и попали в волшебную страну фруктов. Когда они узнали, что всю страну захватили злые насекомые. Они поедали листочки фруктовых деревьев, портили плоды. Городские фрукты решили спасти своих друзей. Они знали рецепт чудесного средства, которого боялись все вредные насекомые. Фрукты приготовили волшебный порошок и посыпали его на насекомых. Конечно, маленьким вредителям не понравился запах и они ушли в лес.

Так фрукты спасли своих друзей. Все жители волшебной страны сказали им спасибо и устроили карнавал».

В лесу, в самой чаще, где стояли вековые дубы, жила — была девочка Женя. Дятлы продолбили большие дупла в старых деревьях. В них можно было спать и играть. К Жене иногда приходили мальчишки, приносили ей еду, чтобы она не умерла с голода. А девочка делала для них игрушки из дерева и бересты. Однажды, друзья пришли навестить Женю, а её дома не оказалось. Тут раздался голос: «Ну, что! Не можете найти свою подругу. Вот вам клубок, он вас приведет к Жене». Это говорила старая мудрая сова, сидевшая на ветке дуба. Пошли мальчики за клубком и оказались у болота. Их подруга там застряла и не могла выбраться. Петя взял палку, бросил девочке и вытащил её из болота. Настоящие друзья познаются в беде!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Росинка»

Представление опыта работы по теме: «Система взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и родителями в детском саду»

Учитель-логопед: Шутрова О.П.

пгп. Пионерский, 2014 г.

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменять друг друга.

В законе РФ "Об образовании" указано, что одна из основных задач , стоящих перед детским садом - это взаимодействие с семьёй для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.

Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем - устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома и не знают, как заниматься.

Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье, и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Я строю своё общение с родителями, на основе принципа " Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ ", так как считаю, что у нас с ними одна общая задача - воспитание высоконравственной личности. Взаимодействие учителя-логопеда и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие "взаимодействия с семьёй" нельзя путать с понятием "работа с родителями", хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Опыт работы показал, что семья - компетентные родители, которые берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью, тем самым создают благоприятные условия для развития своего ребенка.

Всё наше взаимодействие с коллегами, родными, близкими, друзьями основано на общении. Иногда очень важным становится, что и как мы говорим. Убедить в своей правоте, произвести впечатление на понравившегося человека, защитить свои права, завоевать себе должное положение в жизни - всё это можно сделать с помощью красноречия.

К сожалению, в последнее время такое явление как нарушение речи и замедление речевого развития ребенка встречается довольно часто. Это, безусловно, осложняет его коммуникации в социуме и, впоследствии, может сказаться на социальной адаптации и успешности уже взрослого человека. Поэтому очень важно как можно раньше обратить внимание на возможные нарушения у малыша в этой области и предотвратить их развитие.

Целью логопедической работы с детьми в детском саду является развитие речи, коррекция ее фонетических и фонематических недостатков, формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.

Правильная речь - это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, еще и родителей, тех, кому подражают крохи, для кого родители - пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Значимость и разнообразие форм работы учителя - логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны дошкольного учреждения и родителей.

Для обучения и развития этих детей я определяю современный концептуальный подход, стремлюсь к поискам вариативных разработок, используя новые подходы к обучению, тщательно отбираю формы и методы направленные на коррекцию речевых нарушений.

В своей коррекционной работе использую следующие теоретические подход ы:

личностно ориентированный и компетентностный подходы, предполагающие анализ и обобщение, разработку методических условий для изучения запросов современной семьи, формирование родительской компетентности;

сферный подход, предполагающий изучение состояния взаимодействия педагога с семьями воспитанников, и внедрение таких форм сотрудничества, которые позволяют согласовать педагогические установки на развитие, воспитание и обучение детей;

дифференцированный подход, направленный на разработку индивидуального коррекционно-образовательного маршрута ребёнка совместно с родителями.

Основныенаправления деятельност и (схема 1)

Аналитическое.

Изучение семьи ребёнка со сложной структурой дефекта, мониторинг.

Планово-организационное.

Планирование и организация работы с родителями по преодолению структуры дефекта детей.

Методическое.

Разработка методической поддержки системы работы с родителями по коррекции ОНР у детей дошкольного возраста в рамках очной и заочной форм работы.

Коррекция дошкольного возраста осуществляется по разработанной системе, которая включает в себя:

определение цели и задач;

планирование работы с родителями;

индивидуальный маршрут развития ребёнка совместно с родителями;

организация коррекционно-образовательной деятельности совместно с родителями;

методическое обеспечение;

мониторинг

Мой ДЕВИЗ в работе с родителями: МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ, НО НЕ ВМЕСТО ВАС!

Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия. Назову основные формы взаимодействия с семьями:

Семейный клуб «Школа успешного родителя» (приложение № 1 –положение о работе семейного клуба, конспекты детско-родительских мероприятий, видеозапись «Осенний огород»)

Такая форма позволяет заинтересовать родителей, активизировать их, сделать их участниками мероприятия. Праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Ведь, не зря гласит пословица "Ребенок растет не от хлеба, а от радости".

Участие родителей в проектной деятельности

Родительские собрания (приложение № 2–модель родительского собрания, презентация слайд № 1)

Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. На первом групповом родительском собрании я разъясняю родителям, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (консультация невропатолога, психоневролога, ортодонта). Подчёркиваю важность систематической работы с ребёнком. Также родители получают информацию, как заниматься дома, как вести индивидуальные тетради.

Информационные буклеты (приложение №3- памятки, буклеты) содержат краткий информационный материал по коррекции речевых нарушений

Семинары-практикумы (Приложение№ 4, конспекты семинаров-практикумов)

"Родитель + ребенок" по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: "Учимся у тех, кого любим". КПД значительно повышается ещё и потому что родитель постепенно овладевает сугубо логопедическими навыками и умениями, хороший родитель неизбежно становится "немного семейным логопедом". Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

Совместное разучивание мамой и ребенком приемов артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т.д.

Дни открытых дверей (Приложение № 5 - конспекты НОД, видеозапись НОД).

Дни открытых дверей проводятся 1-2 раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в детском саду, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним.

Такая форма знакомит родителей с организацией воспитательно-коррекционной работы в группе

Тематические выставки

Развивают умение действовать совместно, развивая знания об окружающем, приобретая опыт общения

Праздники и развлечения

В течение учебного года для детей и родителей проводятся различные увеселительные мероприятия. Я принимаю в них активное участие, дети и родители слышат правильную речь и уместную интонацию не только на занятиях, но и в часы досуга.

Анкетирование (Приложение № 6 – анкеты, анализ анкетирования)

Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная осведомлённость степенью удовлетворённости родителей позволяет выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении.

Тетради по автоматизации звуков (Приложение №7 – тетрадь для индивидуальной работы)

Позволяет в домашних условиях автоматизировать звуки и вводить их в речь

Родительские пятиминутки - кратковременная личная консультация

Знакомство родителей с интересными играми для развития логического мышления и речи

Консультирование по запросам

Включает в себя: констатацию динамики речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности), обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.

Домашняя библиотечка авторских пособий

Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью. Используется в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребенком по заданию логопеда

Средства массовой информации (веду личную страничку на сайте )

Предлагается материал не только для родителей ДОУ, но и доводится информационный материал для широкой публики по работе с детьми-логопатами.

Уголок для родителей (Приложение № 8 – папка «Лексические темы для родителей»)

Кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т.п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии "В кабинете логопеда" (которые периодически обновляются), как позаниматься дома по лексической теме и т.д.

Папки-передвижки (Приложение № 9 – папки-передвижки) содержат материал с разработанными комплексами игр, упражнений, а также закрепляющий материал знания детей по лексическим темам для практического использования с детьми дома.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства для развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Взаимодействие с воспитателями

Успех коррекционной логопедической работы в условиях ДОУ во многом зависит от слаженности в работе логопеда и воспитателей группы. Только тесный контакт учителя-логопеда и воспитателей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Совместно с воспитателями оформляем родительский уголок , готовим и проводим и родительские собрания (см. протоколы родительских собраний).

Во взаимодействии с педагогами применяю такую форму работы как семинары-практикумы («Эффективные приёмы обучения дошкольников с ОНР по составлению описательных рассказов» и др.).

Принимаю участие в работе «Школа молодого педагога» («Организация взаимодействия с семьёй по предупреждению ОНР у детей дошкольного возраста»).

Совместно с педагогами, организую проектную деятельность (презентации творческих проектов: «Сказка о весёлом язычке», «Детско-родительский клуб как форма взаимодействия учителя-логопеда и семьи»).

С воспитателями компенсирующей группы ведётся « Тетрадь взаимодействия с учителем-логопедом», где воспитатели по рекомендациям учителя-логопеда в вечернее время отрабатывают, закрепляют речевой материал с детьми в индивидуальной форме.

На МО педагогов ДОУ делимся с воспитателями своим педагогическим опытом (выступление «Профессиональные стандарты педагога в условиях ФГОС»).

Вместе с воспитателями принимаю участие в работе творческой группы «Коррекционная работа в ДОУ».

Выводы:

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями и воспитателями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда. Выросла заинтересованность и степень участия родителей в коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Наталья Попова

Слайд № 1

Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед , детский сад № 40 «Бригантина» , г. о. Балашиха.

Слайд № 2

Уважаемое жюри, уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме : «Инновационные методы и приемы в работе учителя - логопеда ».

Слайд № 3

Актуальность.

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в детском саду.

Инновационные методы , не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма, что и подтверждает мой педагогический опыт .

Слайд № 4

Красивая, чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы .

Слайд № 5

Через использование инновационных методов и приемов я решаю следующие задачи. А именно :

развиваю : языковые компоненты речи (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) и умение применять их на практике;

Артикуляционную, мелкую и общую моторику;

ВПФ (речь, воображение, мышление, память) ;

Активность, самостоятельность, творчество;

Мимические, пантомимические навыки;

Невербальный навык общения;

Формирование положительного психо – эмоционального состояния ребенка;

Снижение вероятного переутомления, снятие мышечного напряжения.

Слайд № 6

В своей практике я использую следующие инновационные методы и приемы :

Креативная игротерапия (пескотерпия) ;

Камешки Марблс;

Вокалотерапия;

Сказкотерапия;

Куклотерапия;

Логопедический массаж;

Ритмодекламацию;

Кинезиотерапию;

Су – джок терапию;

Информационную технологию обучения.

Слайд № 7

Но сегодня остановиться я хочу на более ярких методах и приемах , которые применяю в своей практике.

Слайд № 8

В индивидуальных занятиях каждый логопед классическую методику и приемы для развития артикуляционной моторики. Я разработала авторское пособие «Живое» зеркало», где метод показа и объяснения наиболее эффективен, так как ребенок концентрирует свое внимание на четком выполнении артикуляционного упражнения.

Вот и ты, вот и я,

Посмотри – ка на меня!

Это зеркало,

Оно – отражение твое!

Будем весело играть,

Упражненья повторять!

А чтобы вызвать интерес, желание заниматься, стремление выполнить правильно упражнение, я использую волшебные фигурки, как сюрпризный момент.

Слайд № 9

Вокалотерапия.

Дети очень любят петь. Я считаю, что при пропевании чистоговорок, потешек под музыкальное сопровождение улучшается общее психофизическое состояние детей. Данный метод развивает ритмичность, выразительность, стимулирует речевые функции, нормализует просодическую сторону речи.

Потешка «Жук» (Е. Железнова) .

Жук, жук, пожужжи.

Как летаешь – покажи.

Жу – жу – жу.

- Я летаю и жужжу :

«Жу – жу – жу» .

Слайд № 10

Ритмодекламация.

В сочетании с вокалотерапией я использую ритмодекламацию. В работе с детьми я применяю деревянные палочки и тексты для речевых игр. Тексты подбираю простые, чтобы легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, потешки, колыбельные, прибаутки.

Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции, четкой артикуляции, правильному звукопроизношению.

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали.

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали.

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали … Мы устали …

Слайд № 11

Один из наиболее эффективных методов по развитию речи я применяю метод синквейн .

Синквейн помогает найти наиболее существенный элемент в большом информационном материале. Делать выводы и кратко их формулировать. Он развивает речь, мышление, память, интерес к окружающему миру.

Синквейн – это маленький стих из пяти строк, без рифмы.

А теперь поиграем в синквейн.

Время года зима. Давай составим синквейн о зиме.

1. Начинаем с предмета. Что? Зима.

2. Зима какая? (Лютая, трескучая) .

3. Зима что делает? (Кружит, завывает, метет) .

4. А теперь сделаем вывод и кратко его сформулируем в одном предложении. (Падают пушистые снежинки) .

5. Слово – ассоциация. (Волшебство) .

«Зима» .

1. Зима. 2. Лютая, трескучая.

3. Кружит, завывает, метет. 4. Падают пушистые снежинки.

5. Волшебство!

Слайд № 12

А для развития связной речи я использую камешки Марблс. Они помогают окунуться в мир игры, сказок, чудес и волшебства.

Формируют правильный захват камешка пальчиками, развивают ВПФ, ориентировку на плоскости, в пространстве, развивают фантазию.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные :

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

Я использую художественное слово по лексической теме, дети волшебными камешками выкладывают сюжет сказки. Это помогает им в составлении своего рассказа.

Я хочу вам продемонстрировать использование данного метода на практике .

Рассказ «Снегири» .

Конец зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, все зернышки в лесу уже съедены! И прилетают птички поближе к человеку. Люди - добрые. Они пожалеют несчастных пташек и покормят их : кого крошками, кого зернышками, а кого сальцем, да маслицем.

Вот и к тебе, прилетели снегири. Красивые птицы снегири : на голове черная шапочка, а грудка красная.

Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками.

Слайд № 13

Моя практика не ограничивается только работой с детьми . Я включаю в коррекционно – развивающий процесс и родителей. Выступаю в роли партнера, наставника, консультанта.

Оптимизм, терпение и целеустремленность помогают мне установить эмоциональный контакт, объединить родителей в коллектив, снять коммуникативное напряжение. Для этого я использую, мастер – классы, консультации, анкетирование.

Слайд № 14

Я с удовольствием делюсь с коллегами профессиональным опытом на семинарах , методических объединениях , круглых столах.

Мои статьи публикуются на разных интернет – ресурсах, журналах.

Я стремлюсь к тому, чтобы в моем общении, взаимодействии с коллегами всегда была радость, творческое начало, постоянное желание что – то изменить, идти вперед, искать новые подходы в решении непростых задач педагогической практики.

Слайд № 15

Инновационные методы и приемы , которые я применяю в своей работе эффективны , так как вижу положительные результаты.

Спасибо за внимание. Всего доброго!



Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Методическое.

Обобщенный педагогический опыт учителя-логопеда Обобщенный педагогический опыт Тема опыта: «Развитие мелкой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 гг Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 гг. Цель - создание педагогической среды, направленной на своевременную.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 уч. г. Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 уч. г. Цель - создание педагогической среды, направленной на коррекцию.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 гг. Цель – привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к коррекции речевых нарушений воспитанников.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 уч. год Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016-2017 уч. год Цель работы с родителями - активизировать родителей, создать.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Библиотека изображений:

Использование логосказки в коррекционной работе с детьми логопедических групп

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Считается нормой, если первые слова у ребенка появляются в возрасте около года, а между тем, многие дети начинают говорить после 2,5 – 3 лет. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в современном детском саду. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям. Чтобы помочь им справиться с возникающими сложными задачами, нужно позаботиться о современном и полноценном формировании у них речи. Что следует делать, чтобы речь у ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос коммуникабельным, активным, деятельным, гармонично развитым человеком?
Проведя педагогические наблюдения за детьми общеобразовательных детских садов, выявляется большое количество детей с бедным словарным запасом, нарушенным звукопроизношением, не развитой связной речью.
С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменно художественная выразительность.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – логосказку.
Основная идея логосказки – всесторонне, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям) .
Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении) .
Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию) .
Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки) .
Произвольность (От переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре) .
Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету) .
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые: Б. Беттельхейм, Э. Фромм, Э. Берн, Р. Гарднер,
А. Менегетти, К. Юнг, В. Пропп, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова,
Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, был открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. По мнению Винарской Е.Н., эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитие всех сторон речи.
Детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и другими особенностями развития предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям. Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности и последовательности, учета возрастных особенностей, учета индивидуальных особенностей, учета структуры дефекта, поэтапности воспитания речи. А также учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память.

Методические приемы по логосказке :
Словесно-режиссерская игра.
Задачи:
1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.
2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.
3. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов.
Психогимнастика.
Задачи:
1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслабления мышц тела.
2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме.
Словесное комментирование.
Зада чи:
1. Довести до детей смысл сказки, вызвать соответствующий отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.
2. Подводить к совместному составлению словесных описаний, активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.
Совместная словесная импровизация.
Разгадывание отдельных эпизодов сказки.
Словесное фантазирование по музыкальной композиции.
Прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки.
Словесное рисование.
Обсуждая, как можно воссоздать образ героев сказки с помощью красок, дети проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний.
Логосказка может использоваться в разных видах деятельности :
Продуктивная деятельность.
Театральная деятельность.
Коммуникативная
Музыкальная деятельность
Познавательная деятельность
Виды логосказок:
Артикуляционные
Пальчиковые
Фонетические
Лексико-грамматические
Сказки, способствующие формированию связной речи
Сказки по обучению грамоте
Имитационная игра :
Песенки, потешки, загадки, поговорки, считалки считаю неизменным средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у детей радость. С помощью фольклора удается легко установить контакт с детьми. Именно чаще всего через элементы фольклора можно донести до ребенка свою нежность, заботу, любовь и веру в него. Особенно важным обращение к фольклору считаю в первые дни посещения детского сада. Особенно уговорушки способствуют скорейшей адаптации ребенка. Но и мы логопеды постоянно используем потешки, фольклорные стишки в своей работе

Артикуляционная и дыхательная гимнастика в игровой форме, с использованием логосказок, так же способствует повышению интереса детей к выполнению упражнений.

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики . Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи, мышлением ребенка. Влияние ручных действий на развитие головного мозга было известно с давних времен. Известно, что чем большее число систем задействовано в воспитании и обучении ребенка, тем эффективнее происходит его развитие. Использование пальчикового театра театров картонажного, перчаточного, с использованием плоскосных фигур - героев сказок - одна из форм развития мелкой моторики и одновременно формирования всех разделов речи детей.

Формирование грамматического строя речи. Один из основных раздело в работе учителя – логопеда. При обследовании детей старшей логопедической группы в начале года, выяснила, что только
2 –е из 15 человек пользуются предложениями из 3-4 слов, у остальных фраза из 2-3 слов и с грамматическими ошибками. . На основании этих данных основными задачами по развитию речи считаю:
расширять словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи, так же используя нетрадиционные виды работ, такие как логосказки.

Развитие связной речи важный этап в работе учителя – логопеда логопедических групп. Каждое индивидуальное занятие в период автоматизации звуков обычно заканчиваю заучиванием стихотворения, пересказом рассказа, сказки. И если это проводить в игровой форме с использованием мимики, масок, с использованием музыкального сопровождения, диалогического пересказа, интерес детей повышается, улучшается запоминание текста. Как завершающий этап по звкопроизношению, развитию грамматики, связной речи провожу фронтальные занятия в виде путешествий в сказочные страны или с использованием сказочных персонажей.

В подготовительной группе , когда мы начинаем проводить занятия по обучению грамоте, если эти занятия проводить в игровой, сказочной форме, дети быстрей запоминают буквы, осваивают по-слоговое чтение.

Итогом своей работы считаю , что уже давно мои дети, даже с тяжелыми речевыми диагнозами, редко попадают в речевую школу, идут в общеобразовательную.

Наталья Шведюк
Обобщение опыта работы «Инновационные технологии в работе логопеда»

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы : во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии .

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми , имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы , не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Инновационные технологии - это внедрённые , новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности » технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация , используемая в логопедической практике , относится к так называемым «микроинновациям » , поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи , а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная : создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн.. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк» , пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ :

Арт - терапевтические технологии ;

Современные технологии логопедического и пальцевого массажа;

Современные технологии сенсорного воспитания;

Телесноориентированные техники ;

Су - Джок –терапия;

Информационные технологии .

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии, а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии., основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

Виды арт-терапии :

Музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах) ;

Кинезитерапия (танцтерапия, телесно -ориетированная терапия, логоритмика , психогимнастика);

Сказкотерапия;

мнемотехника ;

Креативная игротерапия (песочная терапия) .

ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии :

Прослушивание музыкальных произведений.

Ритмические движения под музыку.

Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует :

Улучшению общего состояния детей;

Улучшению исполнения качества движений ;

Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

Стимуляции речевой функции;

Нормализации просодической стороны речи .

Коррекционные задачи :

нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций) ;

улучшение общего состояния детей;

улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность) ;

коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

стимуляции речевой функции;

нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации) ;

формирование навыков словообразования;

формирование слоговой структуры слова .

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ :

растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие :

развивают мозолистое тело,

повышают стрессоустойчивость,

улучшают мыслительную деятельность,

способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь» , «Зайчик – колечко – цепочка» ,

«Зайчик – коза – вилка» и др.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Однако становится ясно, что логопедический массаж , как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник . С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе , с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звуков.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым, страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом .

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа , проводимого логопедом , самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. произношения у ребенка.

ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ

массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

прищепочный массаж;

массаж орехами, каштанами;

массаж шестигранными карандашами;

массаж чётками;

массаж зондами, зондозаменителями;

массаж приборами Су-Джок терапии.

ЭЛЕМЕНТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

Коррекционные задачи :

создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

совершенствование лексико-грамматических средств языка;

совершенствование звуковой стороны речи;

развитие диалогической и монологической речи;

эффективность игровой мотивации детской речи;

взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

МНЕМОТЕХНИКА

Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти . Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать» , используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе . Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ.

Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает в развитии :

связной речи;

ассоциативного мышления;

зрительной и слуховой памяти;

зрительного и слухового внимания;

воображения;

ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) .

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи, которые решаю на занятиях :

Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

способствует :

совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

обогащению словарного запаса;

развитию связной речи;

побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком :

Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.

Происходит обогащение игрового опыта и , как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.

У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.

Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику , необходимо решить две основные задачи специального обучения : сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Приоритетная задача применения компьютера в работе состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники , а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.