» »

Об укусах насекомых и их лечении. Аллергия из-за укуса пчелы — серьезная угроза Укусы насекомых код по мкб

08.04.2020

Аллергия входит в базу международного классификатора болезней – документа, выступающего в роли базовой статистической и классификационной основы здравоохранения разных стран. Разработанная медиками система позволяет преобразовывать словесную формулировку диагноза в алфавитно-цифровой код, обеспечивающий удобство хранения и использования данных. Так аллергическая реакция по МКБ кодируется цифрой 10 . Код включает одну латинскую букву и три цифры (от A00.0 до Z99.9), что позволяет закодировать в каждой группе еще 100 трехзначных категорий. Группа U зарезервирована для особых целей (фиксации новых заболеваний, которые нельзя отнести к уже существующей системе классификации).

В 10 классификации заболевания, вызванные откликом иммунной системы, распределены по разным группам в зависимости от симптоматики и особенностей течения:

Важно! Говорить о наличии аллергии можно только в том случае, когда результаты анализов и другие методы обследования исключают заболевания, провоцирующие возникновение схожих симптомов.

Правильно поставленный диагноз – залог успешной борьбы с недугом, ведь разные виды аллергии зачастую требуют различных подходов к лечению и соблюдения ряда правил, позволяющих свести к минимуму неприятные проявления и повысить качество жизни.

Аллергический контактный дерматит (L23)

В отличие от большинства «классических» аллергических реакций, запускаемых гуморальным иммунитетом, контактный дерматит – это клеточный иммунный ответ. С момента контакта кожи с аллергеном до очевидных кожных проявлений, пример которых можно увидеть на фото, в среднем проходит 14 суток, поскольку процесс запускается механизмом гиперчувствительности замедленного типа.

На сегодняшний день известны более 3000 аллергенов:

  • элементы растительного происхождения;
  • металлы и сплавы;
  • химические соединения, входящие в состав резины;
  • консерванты и вкусовые добавки;
  • лекарственные препараты;
  • другие вещества, встречающиеся в красителях, косметических продуктах, клее, инсектицидных средствах и др.

Контактный дерматит проявляется покраснением кожи, локальной сыпью, отечностью, образованием пузырей и интенсивным зудом. Как видно на фото, воспаление кожи имеет локальный характер. Выраженность проявлений зависит от длительности контакта с аллергеном.

Различают острый и хронический дерматит. Острая форма чаще наблюдается при единичном контакте, тогда как хроническая может развиться со временем, если человек будет постоянно контактировать с опасным для организма элементом. Картина хронического дерматита характерна для людей, профессиональная деятельность которых предполагает частый контакт с агрессивными соединениями.

Аллергическая крапивница МКБ-10 (L 50)

Статистические данные ВОЗ свидетельствуют, что 90% людей хоть раз в жизни сталкивались с этой проблемой. На фото показано, как выглядит аллергическая крапивница мкб 10, возникающая в результате контакта с аллергенами.

Согласно классификации, данный вид аллергии отнесен к группе L50 «Болезни кожи и подкожной клетчатки». Буквенно-цифровой код крапивницы, вызванной реакцией на аллерген – L50.0.

Чаще всего крапивница, вызванная ответом иммунной системы на определенный раздражитель, возникает внезапно, вызывая такие симптомы, как:

  • волдыри, которые могут образовываться как на коже, так и на слизистых оболочках и достигать в диаметре 10-15 см;
  • зуд и жжение;
  • озноб или лихорадка;
  • боль в животе и тошнота (возможна рвота);
  • ухудшение общего состояния.

Острая крапивница, при условии назначения соответствующего лечения, проходит за 6 недель (в ряде случаев значительно быстрее). Если же проявления сохраняются дольше, говорят о переходе заболевания в хроническую форму, что может существенно ухудшить качество жизни. Для хронической крапивницы характерны не только кожные проблемы, но и нарушение сна, изменение эмоционального фона, развитие ряда психологических проблем, которые нередко приводят к социальной изоляции человека.

Аллергический ринит (J30)

Ринит часто возникает при контакте слизистой с определенным видом аллергенов. В группе J30 перечислены такие диагнозы:

  • J30.2 – , который может возникать на фоне вегетативного невроза или под действием какого-либо аллергена.
  • J30.1 – Поллиноз (сенная лихорадка). Вызывается пыльцой, в большом количестве присутствующей в воздухе во время цветения растений.
  • J30.2 – Другие сезонные риниты, возникающие у беременных и людей, страдающих от аллергии на цветение деревьев в весенний период.
  • J30.3 – Прочие аллергические риниты , возникающие как ответ на контакт с парами различных химических веществ, медицинские препараты, парфюмерную продукцию или укусы насекомых.
  • J30.4 – Ринит аллергический неуточненный. Этот код используется, если все анализы свидетельствуют о наличии аллергии, проявляющейся в виде ринита, но нет четкого ответа на пробы.

Заболевание сопровождается воспалением слизистой оболочки носа, что провоцирует чихание, насморк, отечность и затрудненное дыхание. Со временем к этим симптомам может присоединиться кашель, который без лечения грозит развитием астмы.

Улучшить состояние помогают препараты общего и местного действия, комплекс которых подбирается аллергологом с учетом степени выраженности симптомов, возраста пациента и других заболеваний, имеющихся в анамнезе.

Дисбактериоз аллергической природы (K92.8)

Дисбактериоз – это совокупность симптомов, вызванных клиническими нарушениями работы желудочно-кишечного тракта, которые возникают на фоне изменения свойств и состава кишечной микрофлоры или под действием веществ, выделяемых в процессе жизнедеятельности гельминтов.

Врачи и ученые отмечают, что взаимосвязь аллергии и дисбактериоза очень прочна. Как нарушения работы ЖКТ провоцируют развитие реакции на отдельные пищевые аллергены, так и уже имеющаяся у человека аллергия может стать причиной дисбаланса микрофлоры кишечника.

К симптомам аллергического дисбактериоза относятся:

  • диарея;
  • запоры;
  • метеоризм;
  • боли в желудке;
  • общие кожные проявления, характерные для пищевой аллергии;
  • отсутствие аппетита;
  • головная боль;
  • общая слабость.

Важно! Поскольку подобные симптомы характерны для многих недугов, включая острые отравления и инфекционные заболевания, важно как можно быстрее обратиться за помощью к специалистам для выявления причины, вызвавшей описанную выше симптоматику.

Особенно опасна диарея для детей, так как обезвоживание организма в комплексе с накоплением токсических веществ может иметь серьезные последствия вплоть до летального исхода.

Неблагоприятные эффекты, не классифицированные в других рубриках (T78)

В группу T78 вошли неблагоприятные эффекты, возникающие при воздействии на организм различных аллергенов. В 10 редакции МКБ классифицированы:

  • 0 – Анафилактический шок на фоне пищевой аллергии.
  • 1 – Другие патологические реакции, возникающие после приема пищи.
  • 2 – Анафилактический шок неуточненный. Диагноз ставится, если не выявлен аллерген, вызвавший столь сильный иммунный отклик.
  • 3 – Ангионевротический отек (отек Квинке).
  • 4 – Аллергия неуточненная. Как правило, такая формулировка используется, пока не проведены необходимые пробы и не выявлен аллерген.
  • 8 – Другие неклассифицированные в МКБ неблагоприятные состояния аллергического характера.
  • 9 – Неблагоприятные реакции неуточненные.

Состояния, перечисленные в данной группе, особенно опасны, поскольку могут представлять опасность для жизни.

В большинстве случаев аллергическая реакция по МКБ 10 имеет код Т78, однако бывают исключения. Аллергией называется чрезмерная активация иммунной системы в ответ на воздействие каких-либо внешних факторов.

Состояние могут вызывать растения, пищевые продукты, лекарства, бытовая химия, шерсть животных, пыль, укусы насекомых, иногда вода, ультрафиолет и многие другие факторы.

Очень часто не получается достоверно определить причину патологической реакции, из-за чего затрудняется лечение. Кроме того, проявления аллергии тоже могут быть разными.

Аллергия находится в международной классификации болезней в девятнадцатом классе, который включает в себя травмы, отравления и другие поражения, вызванные воздействием внешних факторов. Код аллергии по МКБ 10 требует уточнения в зависимости от ответа организма на внешний раздражитель. Основной код подразумевает, что у человека возник неблагоприятный эффект, который не удалось классифицировать в других рубриках.

Особенности кодировки

Не все аллергические реакции человеческого организма относятся к рубрике неуточненных воздействий. Исключение составляют дерматиты, которые находятся под кодом L27.2. Также сюда не относится крапивница, которая закодирована под символами D50. Отдельную рубрику составляют патологические состояния, вызванные терапевтическими и хирургическими мероприятиями, куда относятся: лекарственная аллергия (Т88.6), сывороточная болезнь (Т80.6), анафилаксия под введением сыворотки (Т80.5). Под другим кодом находится сенная лихорадка (J30.1).

В МКБ 10 аллергическая реакция может быть представлена следующими кодами:

  • Т78.0 – анафилактический шок на какой-либо пищевой продукт;
  • Т78.1 – различные проявления аллергической реакции на пищу;
  • Т78.2 – анафилактический шок без уточнения этиологии;
  • Т78.3 – ангионевротический отек или отек Квинке;
  • Т78.4 –неуточненный реактивный ответ организма;
  • Т78.8 –разнообразные реакции, которые не классифицируются в других рубриках;
  • Т78.9 – неуточненный неблагоприятный ответ организма на внешний фактор.

Для диагностики чрезмерного иммунного ответа проводятся провокационные кожные пробы с аллергенами и другие подобные методы исследования. Выявление раздражителя позволяет снизить патологический процесс или избегать его возникновения . Однако чаще всего пациенту ставится неуточненная аллергия. На лечение подобный диагноз никаким образом не влияет, так как протоколы, как и классификация, зависят от вида иммунного ответа организма. Например, отек Квинке и анафилактический шок являются ургентными состояниями, требующими реанимационных мероприятий. А обычная пищевая аллергия будет проявляться лишь высыпаниями и требовать длительного применения антигистаминных средств.

На чтение 7 мин. Просмотров 979

Клещи – это древние обитатели земли. Существует более 50 тысяч их видов. Большую угрозу для людей несут иксодовые клещи.

При укусе они могут заразить человека серьезными болезнями, которые могут довести до инвалидности либо летального исхода. Чтобы обезопасить себя, каждому человеку необходимо знать, как распознать опасные симптомы и оказать помощь при укусе клеща.

Укус клеща — код по МКБ 10

Чем опасен укус клеща?

Последствия атаки зависят от того был ли заражен клещ. Наиболее опасный — энцефалитный клещ.

Результаты его нападения весьма тяжелые (в случае инфицирования либо несвоевременного лечения):

  • паралич;
  • образуется затрудненное дыхание;
  • ухудшается функционирование мозга;
  • смерть.
  • гноится укушенная зона;
  • появляется аллергия;
  • образуются отеки, может быть отек Квинке.

Отметим! Без помощи специалистов выяснить какой именно клещ укусил (заразный или нет) нереально. Его внешний вид и цвет ни о чем не говорит. Если напал зараженный клещ, то своевременное лечение может спасти жизнь человеку.

Клещ присасывается к телу благодаря гипостому. Данный отросток осуществляет роли органа чувств, прикрепления и кровопития.

Самая потенциальная зона прикрепления клеща к телу человека:

  • паховая зона;
  • живот и поясница;
  • грудная клетка, подмышки, шейный отдел;

Классический укус похож на отпечаток от точечного удара с небольшим красным кругом вокруг.

Отметим! Если после вытаскивания на участке всасывания обнаружилась маленькая точка, то голова не вырвалась, поэтому ее нужно вытащить. Для этого необходимо место укуса обработать спиртом и дезинфицированной иглой очистить рану. После того как голова будет убрана следует смазать рану йодом.

Можно ли не заметить укус?

Симптомы укуса клеща

К симптомам относятся:

  • слабость;
  • дрожь;
  • боль в суставах;
  • болезненная чувствительность глаз к свету;
  • повышенная температура;
  • пониженное АД;
  • возникает тахикардия.

Примечание! Через несколько часов могут увеличиться лимфатические узлы, покраснеть место укуса, возникнуть зуд, который будет усиливаться.

Опасные признаки после укуса

Среди самых опасных можно выделить:

  • тошнота;
  • рвота;
  • обморок;
  • сбой в работе нервов;
  • галлюцинации;
  • затрудненное дыхание.

Устали бороться с вредителями?

На даче или в квартире завелись тараканы, мыши или другие вредители? С ними нужно бороться! Они являются переносчиками серьезных болезней: сальмонеллеза, бешенства.

Многие дачники сталкиваются вредителями, которые уничтожают урожай и повреждают растения.

В таких случаях наши читатели рекомендуют использовать новейшее изобретение - отпугиватель Pest Reject .

Он обладает следующими свойствами:

  • Избавляет от комаров, тараканок, грызунов, муравьев, клопов
  • Безопасен для детей и домашних животных
  • Работает от сети, не требуется подзарядка
  • Нет эффекта привыкания у вредителей
  • Большая площадь действия прибора

Симптомы клещевого энцефалита

По медицинским показателям признаки клещевого энцефалита проявляются через 10-14 дней с момента укуса. Не стоит впадать в панику, нередко высокая температура и мышечная боль могут быть проявлением защитной психологической реакции организма после стресса.

Возникнувшее заболевание проходит следующие этапы:

  1. Беспочвенный и кратковременный озноб, повышение температуры. Этот этап похож на заражение гриппом.
  2. Далее у пострадавшего могут образоваться тошнота, рвота, сильная головная боль. Все симптомы указывают на нарушение ЖКТ.
  3. Через пару дней у человека внезапно появляются признаки артрита либо артроза. Боли в голове больше нет, но возникает ломота в теле. Движения больного очень усложняются, появляются трудности с дыханием. Кожа краснеет и отекает, в месте укуса образуются гнойники.
  4. Далее симптомы только усугубляются, так как инфекция попадает в кровеносную систему и приступает к разрушению. Несвоевременное лечение может привести к летальному исходу.

Симптомы Боррелиоза

Боррелиоз проявляется после укуса инфицированным клещом. Инфекция проходит поэтапнос поражением суставов, нервной системы, в редких случаях сердца. Может быть абсолютно излечена если приступить к лечению вовремя.

Симптомы Боррелиоза:

  • повышенная температура;
  • дрожь;
  • боль в голове;
  • боль в теле, суставах, мышцах;
  • слабость;
  • сонливость;
  • недомогание;
  • увеличение региональных лимфатических узлов;
  • конъюнктивит;
  • в отдельных ситуациях появится признаки менингита.

Отметим! При возникновении симптомов данного заболевания следует незамедлительно направиться к квалифицированному врачу.

Проявление лихорадки геморрагического типа

Лихорадка геморрагического типа имеет следующие этапы, которые проходят последовательно:

  • инкубация продолжается пару дней и никак не выражается;
  • продромальный этап выражается неспецифическими признаками интоксикации;
  • разгар заболевания – возникновение свойственных клинических симптомов болезни;
  • излечение.

Примечание! В начале заболевания у пациентов возникают симптомы интоксикации: озноб, лихорадка, запутанность рассудка, бред, галлюцинации, гипотония, аритмия.

Острая аллергическая реакция

К признакам аллергии на укус можно отнести:

  • сильная краснота пораженного участка и места вокруг него;
  • зуд и жжение;
  • опухлость либо отек;
  • боль в мышцах, голове;
  • кашель;
  • трудности в дыхании;
  • слезотечение и покраснение глаз;
  • чихание, нос закладывается.

Помощь при укусе клеща

Как правильно удалить вредителя?

Чтобы правильно вытащить клеща необходимо действовать в такой последовательности:

Укус клеща может спровоцировать появление разных болезней. Если это проигнорировать, вероятны тяжелые осложнения.

Имеют шансы проявится такие последствия клещевых инфекций:

  • энцефалиты, энцефаломиелиты, эпилепсия, гиперкинезов, головные боли, парезы, параличи;
  • артралгия и артрит;
  • артимия и изменение АД;
  • пневмония;
  • нефриты, гломерулонефриты;
  • сбои в пищеварении.

Отметим! При серьезных формах этих инфекций вероятна утрата дееспособности, снижение трудоспособности, приступы эпилепсии и появление слабоумия.

Как избежать укусов клещей?

Существуют определенные профилактические меры, которые помогут избежать укусов клещей:

В последнее время количество клещей увеличивается. По этой причине многие люди отказываются от отдыха на природе.

Примечание! Клещи – это переносчики многих серьезных заболеваний. Они способны пагубно воздействовать на здоровье людей и животных. Но, несмотря на это, боятся их не стоит. Необходимо знать средства защиты от клещей, уметь оказать помощь пострадавшему человеку и отличать признаки опасных болезней.

Международная классификация болезней МКБ -10. Электронная версия. Наши проекты: МКБ -10 · МКБ -С-3 (стоматология).

Международная классификация болезней МКБ -10 онлайн Коды МКБ -10 N20-N23 Мочекаменная болезнь (11).

Вы находитесь в разделе: Международная классификация болезней, По коду, Введите не менее трех символов названия или знаков кода нозологии.

Артифакия. Перечень заболеваний для определения инвалидности

Артифакия код по мкб Офтальмологи код за мкх 10 артифакія История болезни иридоциклит правого глаза История болезни.

МКБ 10. Международная классификация болезней. Коды диагнозов, наименования. Вы можете бесплатно скачать электронную версию справочника.

Не могу понять, это опять опечатка или что, про код МКБ 10 — Н53.51. Есть такой вариант: Цитата: H53.5 Аномалии цветового зрения.

Артифакия. (МКБ Н25-Н28). Степень нарушения функций организма, Клинико-функциональная характеристика нарушений, Степень ограничения.

Коды МКБ-10

Афакия и артифакия. Афакия - это отсутствие хрусталика. Глаз без хрусталика называется афакичным. Врожденная афакия наблюдается редко.

Артифакия Код Мкб

Артифакия. артифакия — хрусталика проведенной ранее. артифакии с другими заболеваниями обоих или лучше видящего глаза глаза. Код по МКБ 10. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ -10, По коду, Введите не менее трех символов названия или знаков кода нозологии.

Класс III — Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм (164) >. Класс XV — Беременность, роды и послеродовой период (423) >. Класс XVI — Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (335) >.

Артифакия правого глаза. Начальная катаракта Русский Артифакия мкб 10 Артифакия глаз мкб English Артифакия глаза код мкб.

Код по МКБ 10: H26 Другие катаракты. При необходимости идентифицировать причину используют дополнительный код внешних причин (класс XX). Код МКБ — 10. Н 52.4. Признаки и критерии диагностики: Пресбиопия — старческая дальнозоркость. Развивается вследствие прогрессирующей потери. Артифакия. (МКБ Н25-Н28). Степень нарушения функций организма, Клинико-функциональная характеристика нарушений, Степень ограничения.

Класс XVII — Врожденные аномалии [пороки развития], деформации и хромосомные нарушения (624) >. Класс XVIII — Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (330) >.

Класс XIX — Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (1278) >. Класс XX — Внешние причины заболеваемости и смертности (1357) >.

Всё про укус клеща по МКБ 10

Если человека укусил клещ, чтобы поставить ему диагноз врачи используют классификацию под шифром МКБ 10. За ней каждому насекомому присваивается код. В классификацию входят кровососущие клещи, длина которых 3 мм. Их можно довольно часто встретить не только в местных лесах и парках, но и во многих странах на разных континентах. Опытные специалисты в сфере медицины и науки распределяют всех клещей на несколько видов.

Из них выделяют те, что питаются только органикой и безопасны для человека и животных, а также те, что пьют кровь и переносят вредные для здоровья инфекции: боррелиоз, лихорадка, энцефалит. За собранными данными лишь у немногих людей впоследствии укуса клеща возникают заболевания. Если это случилось, нужно как можно раньше обратиться за медицинской помощью в травмпункт.

Международный классификатор болезней

Существует множество социальных сфер, каждая из которых имеет свои стандарты. В медицине они обозначаются шифром МКБ 10 (Международная классификация болезней). Она используется всеми врачами по всему миру. Спустя каждые 10 лет врачи ее пересматривают. Международная классификация под шифром МКБ 10 состоит из 3 томов. К каждому из них отдельно прилагается инструкция.

Основная цель создания МКБ 10 – собрать и проанализировать информацию из разных частей мира о всех болезнях некоторые из которых приводят даже к смерти. Из-за того что их насчитывается достаточно большое количество, каждому заболеванию был присвоен код. Этот код состоит из нескольких цифр и букв. За счет наличия кодов в международной классификации МКБ 10 для каждого заболевания, можно намного быстрее и проще находить для себя нужную о них информацию.

В этом разделе МКБ 10 есть также и другие коды болезней от укуса клеща по МКБ 10:

Место укуса клеща

  • Код В 88.0 соотноситься с иным акариазом;
  • Код В 88.1 обозначает болезнь тунгиоз, впоследствии которой нарушается работа организма;
  • Код В 88.2 описывает остальные инфестации рода членистоногих;
  • Код В 88.3 относиться к болезни наружный гирудиноз;
  • Код В 88.9 используется для лечения болезней с утонченной формой;
  • Код А 84.0 применяют для обозначения диагноза весенне-летнего энцефалита;
  • Код А 84.9 нужен когда нет уточнений при заболевании энцефалитом;
  • Код А 69.20 раскрывает информацию о таких болезнях как бероллиоз и Лайма.
  • Извлечение клеща ниткой

    Когда приходит весна и погода становиться очень теплой, на листья растений и деревьев начинают вылезать клещи и искать новую жертву чтобы поживиться. Их можно заменить именно в это время года, так как зимой от прячутся от холода глубоко в земле. Поэтому не удивительно, что находясь где-нибудь на природе, возможно, заметить у себя на теле укус клеща.

    После укуса клеща вокруг поврежденной кожи образуются покраснения. Заметив это нужно как поскорее пойти в больницу. Самостоятельно лучше не пытаться вытащить клеща и все же обратиться за помощью к доктору. В некоторых случаях, когда такой возможно все-таки нет, можно вытащить клеща самому, но нужно быть очень аккуратным и внимательным чтобы получилось изъять не только его тельце, но и хоботок. Если сделать это сразу же после его укуса, значительно снизиться риск заражения инфекцией.

    Аэрозоль от клещей

    К особенностям жизнедеятельности данных насекомых относиться то, что они могут почувствовать жертву, находясь на далеком расстоянии. При этом они совершенно ничего не видят. Считается что самый опасный укус клеща: шифр по МКБ 10 можно получить от лесного или таежного кровососущего насекомого. В момент укуса в кровь человека или животного проникает инфекция. За последнее время количество людей, которые заболели боррелиозом превышает тех, кто заразился энцефалитом.

    Из-за того что эти разновидности клещей являются очень распространенными, случаи с укусами этих клещей по МКБ 10 Международной классификации болезней постепенно увеличивается. Чтобы определить заражен ли человек инфекцией от укуса насекомого, врачи проводят исследование и ставят диагноз за МКБ 10. Результаты диагноза от укуса клеща по МКБ 10 можно узнать сразу же или на следующий день после обращения в медицинское учреждение.

    За статистикой каждый год в России насчитывается около 500 тыс. людей, которые пострадали от укуса клеща по МКБ 10 Международной классификации болезней. Они специально нападают как на детей, так и взрослых людей, только если чувствуют голод.

    Поэтому отправляясь на природу нужно одевать одежду, которая максимально закрывает тело. Таким образом, можно уберечь себя и детей от укуса вредоносных насекомых. Также не допустить укуса клещей можно, если использовать кремы и спреи против них. В окружении растительности и зелени, где обычно есть клещи, запах этих средств будет противостоять тому, чтобы они сели на кожу и сделал укус.

    МКБ 10 — Международная классификация болезней

    В любой отрасли, какую бы вы ни взяли, есть единые стандарты и системы классификаций. Безусловно, подобная система должна существовать и в сфере здравоохранения, и она есть. «Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем» (сокращенно МКБ — Международная классификация болезней) представляет собой базисный нормативный документ, который используется медиками во всем мире. Пересматривается этот документ раз в 10 лет. Издание состоит из трех томов, которые включают инструкцию, саму классификацию и алфавитный указатель.

    Целью МКБ-10 является создание оптимальных условий для обработки и анализа статистических данных о заболеваемости и смертности, полученных из разных регионов и стран. Словесные диагнозы благодаря МКБ-10 преобразуются в буквенно-цифровой код. Это значительно облегчает анализ, хранение и извлечение данных. Кроме того, Международная классификация болезней обеспечивает общность методических подходов и международную сопоставимость информационных данных.

    Структура МКБ подразделяет болезни на 21 класс, каждый из которых обозначается римскими цифрами. Сами коды диагнозов состоят из латинской буквы и цифр. Например «Грипп, осложненный пневмонией» обозначается как J11.0 . а «Опьянение патологическое (острое)» – F10.0 . «Ожирение» — E66 . Выше приведен список групп заболеваний и зарезервированных за ними латинских букв и цифр. Из него можно сделать вывод, что грипп относится к болезням органов дыхания, о чем говорит буква J (стоящая в начале кода), опьянение – к психическим расстройствам и расстройствам поведения (буква F), а ожирение – к болезням эндокринной системы, расстройствам питания и нарушениям обмена веществ.

    ??????????????????? ??: ???????????? ? 14-9/10/2-4150 ?? 26.04.2011

    ???????????? ?? ??????????? ????????? ??????????? ?? ?????? IX «??????? ??????? ??????????????» ???-10

    ????????????? ?????????????? ????????????? ???????? (???) ???????? ?????? ??????????? ?????????? ??? ???????????? ??????? ????? ?????????????? ? ??????????, ? ????? ????????? ??? ??????????? ????????????? ? ?????????????? ?????????????? ?????? ? ???????????????.

    ????????? ???-10

    ????????????? ????????? ?? ?????????????? ????????: ?????, ????, ???????, ??????????.

    ??????????? ????????????? ????????????? ???????? ???????? ??????????? ???, ?????????? ???????????? ??????? ??????????? ?????? ? ?????????? ??? ?????????????? ? ???, ? ????? ??? ?????????? ????????????? ?????????.

    10 ?????? ????????? ???????? ????????-???????? ??? ? ?????? ??????????? ???????? ? ???????? ??????? ????? ? ?????? ?? ??????, ??????? ? ????????? ????? ????. ????????? ???? ??????? ?? ?????????? ??????. ?????? ????? ????? ???????? ?? A00.0 ?? Z99.9. ????????? ???? ?? ???????? ???????????? ??? ????????????? ?????? ?? ????????????? ??????, ??? ?????????? ?? ???? ??????????? ????????????.

    10 ?????????? ??????????? ????????, ????????? ???? - ?????????????? ???????????. ?????? ? ???? ???-10 ????? ?? ????? ????????? ????? ??????????? ?????? ? 999 ?? 2600, ? ?????????????? - ???????? ? 10000 ?? 25000, ??? ????????? ??????????? ?????????????.

    10 ??????? ?? ???? ?????:

    ??? 1 - ??????? ?? ???? ?????? (? ?????????? ???????? - ????) ? ????????:

    — ?????? ???????? ??????????? ?????? ? ?????????????? ?????????, ?????????? ??????????????? ?????????????? (??????????????) ???????????? ????????? ??????????? (?????????), ?????, ??????? ??????, ????????, ???????? ?? ???????? ? ?????????;

    — ???????????? ???????????? ?????????? ???????????????;

    — ??????????? ??????? ???????? ??????????? (?????????) ??? ??????? ?????????????? ?????????? ?????? ?????????? ? ??????????????.

    ??? 2 - ???????? ???????? ???????? ? ??????? ??????????? ???-10, ?????????? ?? ??????????? ?????????? ? ??????????????, ??????? ????????????? ?????????????? ?????? ? ??????? ???????? ???.

    ??? 3 - ???????????? ????? ?????????? ????????? ????????, ????? ? ??????? ??????, ? ????? ??????? ????????????? ??????? ? ?????????? ???????, ?????????? ????? 5,5 ???. ????????.

    ????????????? ????????? ?? 22 ?????? . ????? XXII ??? ?????? ? 2003 ????. ?????? ????? ???? ????????????? ????????????? ??????, ?? ??????????? ????? D, ??????? ???????????? ? ?????? II ? III, ? ????? H, ??????? ???????????? ? ??????? VII ? VIII. ?????? ?????? - I, II, XIX ? XX ?????????? ????? ????? ????? ? ?????? ????? ????? ?????.

    ????? - ??? ??????????????? ???????? ????????, ??????? ????? ????????. ?????? ????? ???????? ??????????? ????? ?????? ??? ?????? ???? ????????? ??????????? ? ?????????. ????? ????????? ????? (??? ???????????) ????????????? ??? ????????????? ??? ??????? ???????????.

    I - XVII ???????? ??????????? ? ?????????????? ?????????;

    XIX - ??????;

    XVIII - ????????, ???????? ? ?????????? ?? ?????, ?????????? ??? ??????????? ? ???????????? ?????????????;

    XX - ??????? ??????? ?????????????? ? ??????????.

    10 ???????? 2 ????? ??????: XXI ????? («???????, ???????? ?? ????????? ???????? ? ????????? ? ?????????? ???????????????»), ??????????????? ??? ????????????? ??????, ??????????? ??????? ????????? ????????, ?? ??????????? ? ?????? ????? ??????? ??? ?????? ????????????? ????????? ??????????? ??????; ? ????? XXII ????? («???? ??? ??????????? ?????»).

    ?????? ?????????????? ?? ???????????? ????? . ??????????? ???????? ? ??????? ???????? (????????, ?????? ???????? ????????, ??????????? ??????????????? ? ?.?.).

    ????? ? ???? ??????? ??????? ?? ??????????? ?????? . ??????? ???????????? ????? ???, ????????? ?? 3-? ?????? - ????? ? 2-? ????. ????????? ?? ??????????? ?????? ???????????? ?????? ???? ???????????, ?????????? ? ??????????? ?? ??????? ????????????? ??? ?????????? ??? ???????????????. ?????? — ??? ????? ????????.

    ??????????? ??????????? ?????? ???????????? ??? ?? ?????????????? ?????????? . ?.?. ????? 4-? ????. ?????????? ????? ???????????? ??????????: ??? ????? ???? ????????????? ???????????, ??????????, ???????? ???????, ????? ???????? ? ?.?.

    0 ?? 9. ??????? ????? ????????? ?? ??? 9 ??????, ??????? ???????????? ?????. ???? ????? 4-? ???? «8» ???????? «?????? ?????????? ?????????», ??????????? ? ?????? ???????, ??????? ? ??????????? ??????? ???????? ? ??? 3 ???-10, ?????????? ?????????? ??????????. ?????????? ? ?????? «9» ??????????????? ?????????? «???????????? ?????????», ?.?. ??? ???????? ??????????? ??????? ??? ?????????????? ????????.

    ??? ??????????? ?????? ?? ????? ?????????????? ?????????. ??? ????????, ??? ?? ??????????? ????? ???????? ??????????? ?????, ??? ??????? ?? ????? ????????????? ?????????????. ?????????? ????? ???? ????????? ??? ??????????? ??????????? ? ???????????.

    ??????? ??? ?????????????? ?????????? ??? ???????? ?????????????? ????????? ?????? ???? ????????? ????????? ?????? - ?????? «?» (???????????? ????? «9» ??????).

    ?????????????? ?????????? ???????? ???????????? «?????? ????????», ??? ??? ????????? ? ??????????? ??????? ???????? ???????????? ?????? ???????? ???????????. ???? ???? ???????? ??????? ???????? ???????????, ??? ????? ???????? ???????? ??? ??????? ????????????? ???????? ? ???????????????, ????????? ???????????? ????????????, ?????? ?????????????? ??????????? ??????????? ? ???????? ? ?.?.

    ? ?????? ???? ???????????? ????????? ???????, ????????, ???????? ???????????, ?? ??????? ?????? ?????????? ???????? ???????? ??? ???????????.

    ??? ??????????? ???????, ??????? ??????????? ? ???????? ??????????? .

    ? ??????????? ???????? ?????????:

    — ?????????? ???????;

    — ??????????? ???????;

    — ???????? ? ???? ?????????.

    ??????? ??????????? ????????? ?????????:

    1. ??????? ??????????? ??????? (†) ? ????????? (*).

    ????????? ??????????????? ???????????? ????? ??? ????. ??????? ?? ??? ???????? ??? ????????? ???????????, ?????????? ????????? (†); ?????????????? ?????????????? ???, ??????????? ? ?????????? ???????, ??????? ?????????? (*). ? ??????????? ?????????? ???????????? ?????? ???? ??? - ? ????????? (†).???? ?? ?????????? (*) ???? ??? ????????? ??????????? ??????? ? ??????????????? ???????????? ? ??????? ?? ??????????? ??? ???????????????.

    2. ?????? ???? ???????? ???????????:

    2.1.??? ??????? ????????, ????????? ??????? ??????????? ?????????????, ????? ?????????????? ?????????????? ???? ?95-?97 ??? ????????? ???????????? ??????? (????????, ?97.0 - ???????????).

    2.2.??? ????????????? ???????? ??????????????? ?? ?????? II ????? ?????????????? ??? ????????????? ???????????????????????? ???? ?? ?????? IV (????????, ?05.8, ?07.0, ?16-?31, ?34.-).

    2.3.??? ??????????? ???? ??????? ? ???? ??????????????? ????? ??????????? ?????????????? ??????????????? ??? (???-10, ??? 1, ????? 2, ???. 579 - 599) (????????, ?8003/3 ??????????????? ??????? ????????????????).

    2.4.???????????? ?????????? ???????????? (F00 - F09) ????? ????? ?????????????? ??? ??? ????????????? ??????????????? ???????????, ?????????? ??????????? ???????????? (????????, G30.1 ??????? ??????? ???????????).

    2.5.???? ????????? ???????? ?????????? ??????????? ???????????? ????????, ?? ?????????? ?????????????? ??? ?? ?????? ?? ??? ????????????? ????? ???????? (????????, Y49.4 ????????????).

    2.6.??? ??????? ? ??????????? ????????? ??????? ??????????? . ???? ??? ?? ?????? XIX - ??? ????????? ??????, ?????? - ??? ??????? ??????? (????? ??). ? ??????? ?????????? ??? ??????? ??????? ????????? ????????, ? ??? ????????? ?????? - ??????????????. ? ?????????? ????????? ??? ??????? ? ??????????? ?????????? ??? ???? ??? ????????????. ?????? ???????? ?? ???????????? ??????? ?????????? ? ????????? ???????? ????????????? ?????? (????????, S02.0 ??????? ????? ??????; V03.1 ???????, ???????????? ??? ???????????? ? ???????? ???????????, ???????? ?????????? ??????).

    ???????? ???????????:

    — ??????? ?????? ()

    — ?????????? ??????

    — ????????? (:)

    — ???????? ?????? «>»

    — ???????????? («???» — ??? ?????????????? ?????????, «????» — ?? ?????????????????? ? ?????? ????????)

    — ???? «?» ? ?????????

    — ????? ???? «. - ».

    10 ??????? ??????? ? ?????? ??????????. ? ??? ?????????:
    ??????? ?? ?????????? (*)

    ???????, ?????????? ?????? ?????? ????

    ??????? ??????????? ???????

    ??????? ????????? ????? ??????????? ????????

    10 (??? 2, ???. 28-29).

    10 ????? ???? ???????????.

    ????????? ???????? «??????? ???????», ????????????? ? ????? ??????? ? «??????????????» (??????????) ???????, ????????????? ?? ?????? ??????? ??????? ??? ????.

    ???????????, ?? ??????????? ??????? ?? ???, ????????? ? ??????? ??????. ??? ????? ?????????????? ??? ????????????? ? ???????????? ????????.

    4-?? ????? ????? ????, ??? ????????, ??? ??????????? ?????????? ????? ????? ? ???????? ? ?????? ??????? (1-? ???).

    ? ???????? ???????????? ???????? ???? ????????? «????» (?????????, ?? ?????????????????? ? ?????? ????????) ? ???????????? ??????.

    ???????? ??????????? ?????????

    ??? ?????????? ???? ??? ??? ???? ???????????? ???????? ?????????? ??????????? ???????? ???????????:
    ? ??????? ??????????? ?????????, ?????????? ?????????? ? ??????? ??? ??????? ??????, ????? ?????????? ???????????? ????????, ?????????? ???????????.

    ? ???????????? ???????? ????? ?????????? ??????? ?????????????? ?????? ? ??????????? ??? ????? ? ?????????? ????????? (3 ??? ???-10). ? ????????? ?????? ???? ????? ??????? ? ????? ????????????????. ?????? ??????? ???????, ??? ? ???????? ??????? ???????? ? ????????? ??????????? ???????? ????????? ??????????? ????????? ? ????? ??????????????? ??? ?????????.

  • ????? ? ????????? ??????? ?????????????? ??????, ?????????? ???????????? ?? ????? ????????????, ?????????????? ??? ???, ? ????????????????? ???.
  • ????? ????? ???????????? ?? ????? ?????????, ?????????? ? ??????? ??????? ????? ???????? ??????? (??? ??????????? ?? ????????? ??????? ?? ??????? ?????), ? ????? ?? ????? ?????????, ??????? ? ???????? ??? ??????? ???????? (??? ??????????? ????? ????????? ??????? ?? ??????? ?????), ?? ??? ???, ???? ?? ????? ?????? ??? ????? ? ?????????????? ???????????? ????????.

    ?????????? ??????????? ????????? ?? ?????? ????????????? ???????? ("??." ? "??. ?????"), ?????????? ? ?????????.

    1 ???? ???-10 ? ??????, ??? ??????????? ??? ? ????????? ? ???? ?? ????? ?????????? ????? ????????, ??? ? ???? 1 ????? ????? ??????????????? ?????????? ? ????????? ??????. ?????????? ????????? ????? ?????? ? ??????? ?????????????? ?????? ???? ? ????????? ?? ??????????, ? ???? ??? ????????????, ?? ?????? ???? ??????? ? ???? 1.

    1-? ??? ???-10, ?????????? ????????????????? ????? ??????????? ??? ???????????? ?????????, ???????? ??? ????????? ????? ??? ??? ????????? ??????, ????? ??? ???????.

  • ????? ???????????? ???????? ?????????? ????????? ???.
  • ????? ?? ?????? ??? ??????? ??????????? ????????? ????????? (??????? ???????? ?? ???????? "†" ? "*"). ????? ?? ??????? "*" ? ??????????? ?????????? ?? ???????????? ? ??????????? ?????? ??? ??????????? ?????.

    ? ???????????? ?????????? ?????????? ?????? ???????? ??????????? (?????????? ????????? ???????????, ???????, ????????????? ? ????????????? ??????? ?? ??????????). ? ???????????-??????????????? ?????????? ????? ????????? ??????????? ?????????? ??? ?????? ????????? ???????????, ????? ?????????? ???????? ???????. ? ?????? ?????? ?????????? ??? ?????????? ?????????, ?? ? ?????????? ?????????? ?????? ?????????????? ??????? ??????, ??????? ?????? ?? ????????? ? ????????????? ??????????????? ???????????? ??? ?????????????????????? (???????-????????????) ????????. ???? ???? ????????? ????????? ???????????? ??? ??????? ?? ????????????? ????????.

    ???????? ??????????? ?????????, ???????????? ? ?????????? ?????????????? ?? ????????????

    ???????????? ????, ??? ?????????? ???????????? ?? ?????? ??????, ??? ?????? ???????? ??????????? ??????, ??????, ?????? ?????, ??????? «????????» ????????? ??? ???????????, ? ??? ?? ???????? ????????????? ???????????.

    ????????? ??????????? ??????????? ???????????? ?????????? ??? ???????????? ??????????? ?????? ???????? ? ???????? ????? ?? ?????? ?????????? ?????????????????? ? ???? ?????????????? ?????????? ? ?????????????? ? ?????? ?????????, ????????? ? ????????? ??????????? ??????.

    ?????? «??????????????» ??????????????? ???????????? ?????? ???? ?? ??????????? ????? ?????????????, ????? ???????????????? ????????? ??????????????? ???????? ???.

    ???? ? ????? ??????? ??????????? ?????? ?????? ??????? ?? ??? ??????????, ?? ??????? ?????????????? ?? ??????????, ??????? ? ?????????? ??????? ????????? ????????? ???????? ?????????? ? ?????? ????????????? ? ?????????, ?? ?????? ???????? ??????????? ??????? ??? ????????????.

    «????????» ????????? ? «??????» ?????????, ??????????? ? ??????? ??????? ??????????? ??????, ?????? ????????? ??????? ????, ? ??????????? ? ????? ??????? ?? ???????????? ??????????, ????????? ??? ??????????? ? ????????? ?????? ??????? ????? ???????????? «????????» ?????????.

    ???? ? ?????-?????????? ??? ???????????? ?????????? ????????? ????????? ??? ???????? ?????? ? ??????????? ?????? «?????????» ?????????, ?? ???? ??????? ??????????? ???????? ? ???? ????????????? ??? ??????????? ?????????? «????????» ??????????, ??? ??????? ?????????? ????? ??? ?????????.

    2 ???-10.

    ?????? ?????? ???? ???????? «??????» ?????????, ??????????? ? ??????? ??????????? ??????, ? ?????????? ? «?????????» ????????? ???? ? ?????? ??????? ?????????????? ?? ????????? ???????, ??? ??? ??? ?????????? ????? ??????? ?????? ??? ?????? ??????????? ???? ??? ??? «?????????» ?????????.

    ???????? ??????????? ?????? ??????

    ?????????? ?????? ?????? ???????? ?? ????????? «?????????????? ??????? ??????», ??????? ???? ???????? ?? ????????????? ??????????? ?? ??????? ?????????? ? ?????? ? 1948 ????.

    ?????????????? ??????? ?????? - ???:

      ??????? ??? ??????, ????????? ???? ???????, ??????????-

    ????? ????????? ? ??????;

    ?????????????? ??????????? ?????? ??? ???? ???????, ??????? ??????? ??????????? ??????.

    ??? ??????????? ???????????? ???, ???, ???????? ???? ???????, ????????? ? ??????, ????? ? ???? ??????? ???????? ?? ???, ? ????? ?????????????? ??????.

    ? ?????? ?????? ?????? ??? ?????????? ??????????? ??????????? ????????????? ? ?????? (????? - ?????????????). ?????????? ????????????? ???????????? ?? ???????????? ????????.

    19 ??????? «??????? ??????» ????????????? ?????? ???? ???????? ?? ????????? ????????? ??????????? ???????????? - «??????????? ????????», ? ?????????????? ????? ???????? ?????? ???? ????? ??????? ?????????????? ???????: ???????? ???????????, ??? ????????????????????? ??????? ? ????????????, ???????, ????????????? ? ????????????? ???????????.

    ?????? ?????? ?????? ???????????? ? ??????? ???????????? ? ?????????????? ???????????? (?????? ??????????????????? ?? ?? 19.01.09 ?. ?14-6/10/2-178):

    I ??????????? ?????? ???? ??????? ??????, ??? ???? ????? ???? ????????? ?????? ????????? ?), ?????? ?????????? ?) ? ?) ??? ?????? ?????????? ?), ?) ? ?). ?????? ????????? ?) ??????????? ??????, ???? ???????? ?????? ???????? ?????? ? ??????????;

    I ?????? 19 ???????????? ????????????? ???????????? ? ???????? ?????????????????? ? ????????? ??????????? ? ????????????: ???????????? ????????? ??????????? ?????????, ??? ???????, ?? ?????? ????????? ?). ????? ?????????? 1-2 ??????????, ?? ??????? ?????????? "?????????? ??????????????????" ? ?????????? ?? ?? ??????? ?????????? ?) ? ?). ??? ???? ?????????, ?????????? ??????? ????, ?????? ???????? ???????? ????????????? ?????????, ??????????? ??????? ????. ??????????? ??????????? ????? ?????? ?????? ??? ???????????? ????????????? ? ? ?????? ???????, ??????? ? ???????????????? ???????;

    I ?????? 19 ????? ???? ???????? ?????? ???? ?????????????? ???????, ???? ??? ?? ????????? ???????????? ????????? ???-10.

    II ?????? 19 ???????? ?????? ??????? ?????? — ??? ?? ?????? ?????? ???????????, ????????? (???????, ????????????? ? ?????????????), ??????? ?? ???? ??????? ? ?????????????? ???????? ??????, ?? ?????????????? ??????????? ??????. ??? ???? ???????????? ????? ?????? ??? ?????????, ??????? ??????? ???? ??????? ?? ?????? ?????? (????????? ???????? ??????????? ? ???????? ??????). ? ?????? ????? ????? ????????? ???? ???????????? ????????, ????????????? ???????, ???????????? ? ?????? ??????????? ???????, ?????????? ?? ? ?????, ? ????? ????????????? ???????? ??? ?????? ??????????? ????????????? (????????, ????), ???????, ?? ?????? ?????, ????? ????????? ? ??????. ?????????? ???????????? ????????? ?? ??????????.

    ??? ????????, ????? ??? ????????? ?????????????????? ???????????, ??????????? ??????? ??????, ???????????? ?????, ???????, ????????? ? ????????????? ????????, ? ??. ????? ???????????? ??????, ???????, ???? ??? ???? ??? ????? ? ????????(??), ?? ?????????? ???????? ? ????? II ?????? 19 ???????????? ?????????????.

    ?? ????????????? ???????? ? ????????????? ? ???????? ?????? ?????? ???????? ? ?????????, ?????????????? ???????? ??????, ????????, ?????, ??? ????????? ??? ??????????? ???????????????, ??????? ??????????? ? ???? ???????.

    ?????????????? ?????????? ?????? ????????????? ?? ?????? ?? ??????????????, ?? ? ?? ????????????? ???????? ??????. ??????? ? ????????????? ???????? ??? ?????????? ??????????? (?????????), ??????? ?????? II. ?? ??????????? ??????????? ??? ?????????? ?????????????????? ??????????????? ??????.

    10 ???????????? ? ????? "??? ?? ???-10" ???????? ????????? ?????????????? ??????? ?????? ? ??????????????. ???? ?????? ?????? ?????? ???????????? ? ??? ?? ?????, ???????? ?????? ?????? ??? ?????????????.

    ? ????? "??????????????? ?????? ??????? ????? ??????? ??????????????? ???????? ? ???????" ???????? ?????? ?????????? ??????? ??????????? ?????? ??????? ? ???????, ?????, ????, ???????, ???????, ?????. ??? ???? ??????? ?????????, ??? ??????, ????????? ?? ?????? ????, ?? ????? ???? ?????? ???????, ?????????? ??????? ????. ?????? ???????? ?????????? ??? ????????? ?????????? ? ??????? ???????? ??????? ??? ????????? ???????????? (??????????).

    19 ???????????? ????????????? ? ?????? ?????????? ????????? ??? ???? ?????????? ?????????? ? ????? ?????????????? ??????? ??????.

    ???? ????????????? ????????? ? ???????????? ? ?????????????? ???????????? ? ????????? ?????????? ??????????????????, ?? ? ???????????? ? «????? ?????????» ?????????????? ??????? ?????? ?????? ????? ?????????? ?? ????? ?????? ??????????? ?????? ??????? I.

    2 ???-10.

    ??????????? ?????????? ??????????? ???????????? ? ??????????? ?????????

    1999 ???? ?? ????????????? ?????????????? ????????????? ???????? ? ???????, ????????? ?? ?????????, 10 ?????????? ??????????? ???????? ????? ????????????? ????????????, ????????????? ?? ?????? ??????? ????.

    ? ????? ? ???? ???????? ????? ?????? ????????? ????????? ? ?????????? ????????? ??????????? ????????????, ?????????? ?????????? ???????? ? ??????????? ????????? ??????????? ? ?????????.

    ? ???????? ????? ??????? ????????? ??????????? ???????????? ??????????? ? ?????????? ?????????:

    «??????????? ????? ????????????? ????????» (?. 025/?-04);

    «????? ????????????? ????????» (?. 025-12/?-04);

    «??????????? ????? ????????????? ????????» (?.003/?);

    «?????????????? ????? ????????? ?? ??????????» (?. 066/?-02);

    «??????????? ????????????? ? ??????» (?. 106/?-08).

    ???????? ???? ???????? ??????????? ????????????:

    12 «???????? ? ????? ???????????, ?????????????????? ? ???????, ??????????? ? ?????? ???????????? ????????? ??????????»;

    14 «???????? ? ???????????? ??????????».

    ? ????????? ??????????? ???????????? ??????? ?????? ???? ??????? ?????????, ??? ??????????, ?????????? ????????.

    ??? ?????????????? ???????????? ???????? ??? ??????? ??????????????? . ?? ???? ??????? ?? ???????. ??????????????? ????????? ????????? ???????:

    1. ???????? ???????????;

    2. ?????????? ????????? ???????????, ??????? ?????????? ???????- ?????? ?? ??????? ???????;

    3. ??????? ? ????????????? ???????;

    4. ????????????? ???????????.

    ???????? ????????? ?? ??????????? (??????, ??????????), ??????? ???? ?? ???? ??? ????? ???? ?????????? ??????? ??????? ??? ????????? ?? ??????????? ???????, ????? ???????? ?????????????? ? (???) ??????. ??? ??????? ????? ?????? ???????????, «????????» ??????? ??, ?? ???? ???????? ???????? ?????????? ????? ?????????????? ??????????? ????????.

    ????????????? ?????????????? ????????????? ???????? ?? ???????? ???????? ??? ?????????????? ???????????? ????????, ? ?????? ?????? ??? ??? ????????????.

    ??????????? ? ???????? ???????? ????????? ???????? ???????, ?????? ? ????? ???????? («??????????? ??????? ??????», «?????????????????? ???????», «????? ????????????» ? ?.?.). ? ???????? «?????????» ??????????? ?????? ???????????? ?????? ???? ?????????? ?????????????? ???????. ??????????? ??????? ?????? ????????? ????????????? ????????? ??? ????????? ???????.

    ??????? ?????? ???? ??????????? ? ????????????? ???, ????? ??? ????? ???? ????????? ? ????????????? ?????????????? ???, ???????????? ? ?????????? ??? ?????????? ?????????????? ??????.

    ??????????? ??????????? ???????? ???????????? ???????? ?????. ????-????????? ??? ??????????? ????????? ???????? ?? ???????? ???????? ???????????, ?? ?????? ????????? ???????????? ??????????? ????????? ??????, ? ? ?????? ?????????????? - ????????? ???; ???? ? ??????????? ????????? ?????????? ????????? ??? ???-10, ??????? ????????? ?????????????? ???????? ?????? ???? ????????? ???????? ????? ??? ???????????.

    IX «??????? ??????? ??????????????» ????? ???????? ??????????? ? ?????? ? ?? ???????????? ???????????? ? ????? ???? ???????????.

    ?. ???????????-??????????????? ?????????? ? ?????????????.

    1. «????? ????????????? ????????» - ???????? ??????? ???????? ???????????, ? ??????? ??? ??????????????? ????? ?????? ???? ????????? ????????????? ? ??????? ??????? ? ???????????? ??? ?????????, ????? ?????????? ?????????.

    ???? ??????? ????????? ?? ??????????? ???????, ????? ???????????, ? ????????, ?? «????? ????????????? ????????» (????? - ?????) ????????? ? ??????????? ????? ??????? ?? ????????? «????????? ????????». ??? ???? ???? ??????? ?????? ?? ?????, ?? ???????????? ??????? ? ??????????? ???? ??????????? ??? ???????? ????? ?12 ? ??????? ? ?????????. ???? ??????? ?? ????? ?? ??????, ?????????????? ??? ??????????? ??? ??????? ? ?????????.

    ????????? - ??? ??????? ???????? ? ?????? ???????????-???????????????? ?????????? (?????????????) ??? ?????????? (??? ??????????? ??????????????) ?? ?????? ?????? ? ??????????? ??????? ? «??????????? ????? ????????????? ????????», ?????????? ??????, ???????, ??????????? ??????, ???????? ? ???????????? ?? ?? ???-10, ?????? ????????, ?????? ???????????? ? ????????????? ??????????, ??????????? ???????, ????????????.

    ??? ?????????? «?????? ????????????? ????????» ???? ????? ?????? ??????? ? ???? ??????? ??????????? ????????? ? ????????????? ???????????, ?????? ? ?????? ? ????????????? ?????. ??? ?????? ?????????? ??? ?????????? ???????? ????? ? 12.

    1.1. ???? «?????? ????????????? ?????????» (I00-I02).

    «?????? ????????????? ?????????» - ?????? ???????????, ?????????????????? ?? 3-? ???????. ??????: ????????????? ? ??????? ? ?????? ??????????? - ??????????? ????????????? ??????? ??????.

    1.2. ???? «??????????? ??????? ??????» (I20-I25).

    - ??? ?????? ????? ??????????? ???????? ??????. ???? ??????? ???????? ??????????????? ? ???????? ?????? ??? ? ?????, ?? ?????????? ??? «?????? ??????? ????????» (I21), ??? ??????????? ???????? ???????? ? ?????? ? ???? ?? ???????? ?????????? ??? «????????? ??????? ????????», ??? I22.-, ??????? ??????????.

    10 ? ?????????? 4 ??????, ??? 28 ???? ?? ?????? ???????????.

    ??????? ???????? (?????? ??? ?????????), ???????????? ??? ???????? ?????????, ????????????????? ? ????? ??????? ???????? ??????????? ?????? (??????????? ??? ???????????) ?????? ?????????????? ??? ?????? ??????? ?????????? ??????????? (?? ?????? +).

    2.1.1. ?? 3-? ??????? ?? ?????? ??????????? «?????? ????????????? ?????????» ?????????????? ?? ??????????????? ?????? ?????? 1000, 2000, 3000 ? 4000 ??? ??????? ?????????? ??????????? (? +).

    2.1.2. ??? ??? «?????? ????????????? ?????????» ??????????? ????? ?? ?????, ?? ?? ??? ???????? ??????????????? (?????? ?????? ?? ?????? «???????????????? ?????» ? «? ?.?. ? ?????????, ????????????? ??????? ? ?????» ?????? 1000, 2000, 3000 ? 4000 ?????? ???? ?????).

    2.1.3. ????????????? ????? «?????? ????????????? ?????????» ???????? ? ??????? 3-? ??????? (?????? ????? «??????? ??? ???????????? ???????????» ?????? 1000, 2000, 3000 ? 4000 ?????? ???? ????? ???????? 25% ?? ????? ??????? ??????????).

    2.1.4. ? ?????? ?????????????, ???? ? ????? ?????? ?????, ?????????? ?????????? ??????????, ?? ??????? ???????????? ???? ?????? XXI «???????, ???????? ?? ????????? ???????? ????????? ? ????????? ? ?????????? ???????????????» (Z54 ????????? ?????????????; Z86.7 ? ?????? ???????? ??????? ??????? ??????????????; Z91 ? ?????? ???????? ??????? ???????? ?????). ???????? ???????? ? ???????? 1100, 2100, 3100 ? 4100.

    2.1.5. ???? ??????? «?????? ????????????? ?????????» ??????? ??????????? ????????????? ??????? ??????, ?? ??????????? ??????????? ????????????? ??????? ?????? ???????????? ?? ??????????? ??????, ??? ??????? ?????????? ??????????? (?????? ?????????????? ???????), ? ? ?????????? ?????????????????? ? ????????????? ??????? (1 ??? ? ??? ? -) ? ??????? ????? ??????? ????????????? ??????????. ??? ???? ?? ?????? «?????? ????????????? ?????????» ???????? ??????? ? ?????.

    2.1.6. ? ?????? ?????? ???????? ?? «?????? ????????????? ?????????» (???? ??????? ?????????? ? ??????????? ??? ??????? ??????????????? ??????????? ????????????), ???????? «??????????? ????????????? ? ??????» (??????? ????? ? 106/?-08, ???????????? ???????? ??????????????????? ?????? ?? 26.12.08 ?. ? 782?).

    2.2. ???? «??????????? ??????? ??????» (I20-I25).

    ??????? «?????? ? ????????? ???????? ????????» (I21-I22) - ? ???????????? ? ???-10 ??????????? ???????? ???????? (??????? ??? ??????????) ?????????????? ?? 28 ???? ?? ??? ???????????.

    2.2.1. ? ???????? ??????? ???????? ??????????? ??????, ???? ??????? ?????????? ?? 28 ???? ?? ?????? ???????????, ?? ???????????? ?????? ??? ????????? ??????? ????????, ?????????? ?? ????????????????? ??????????????;

    2.2.2. ???? ?????? ???????? ??????????? ?????? ??????? ??????? 28 ??? ?? ??? ?????? ???????????, ?? ???????????? ????????????? ????????????? (I25.8). ????, ? ???????? 28 ???? ??????????? ?????? ?????????????? ? ???????? ??????, ?? ??? ?????? ?????????????? ?????????????? ?????????????? ????????????? (??? I25.8);

    2.2.4. ??? ??? ?????? ??????????? ??????????????? ?? ????????, ?? ?????? ??????????????? ????? ?? ?????? «???????????????? ?????» ? «? ?.?. ? ?????????, ????????????? ??????? ? ?????» ?????? 3000 ? 4000 ???????? ????? ? 12 ?????? ???? ?????.

    2.2.4. ?????? ? ????????? ???????? ???????? ???????? ????????????? ?????????? ? ??????? 28 ????, ? ?????, ? ??? ? ????? «??????? ??? ???????????? ???????????» ?????? 3000 ? 4000 ?????? ???? ???????? ?????? ?? ???????? ????????, ??????? ???? ???????????????? ? ???? ?????? ??? ????? ? 12, ?.?. ? ??????? ?????? ????????? ????;

    2.2.5. ? ?????? ?????? ?? ??????? ??? ?????????? ???????? ???????? ??????? ???????, ??? ?? ??? ?????? ????????? ???????? ?????????? I21-I22:

    — ??? ????????? ??????? ??? ?????????? ???????? ???????? ?? ??????????????? ????????????????, ???????? ???????? ??? ???????????? ?????? ?????????????? ???????? ?????? ??????? ??? ???????????, ? ???????? ???????? - ?? ???????????? (???-10, ?. 2, ???. 75), ?????? ????????? ?????? ???? ????????? ???????? ? ?????????????? ?????????? ????????, ?????????? ??????? ??????????? - ?? ??????? 28 ???? ?? ?????? ????????????? ???????? ??? ? ???????? ??????? ???????? ??????????? ??????;

    — ? ????????? ??????? ?????????????? ???????? ?????? ??????? ??????? ?????? ??? ????????? ??????? ???????? (???? I21-I22) ? ?????????? ??????? ?? 28 ???? ??? ? ???????? ??????? ???????? ??????????? ?????? (????, ???? ?????? ?????????? ????? 28 ????);

    — ???? ??????? ???????? ???????? ??? ?????????? ????? 28 ???? ?? ??? ?????????????, ?????????????? ???????? ?????? ??????? ??????? ?????????????? ?????????????, ??? I25.8 (???-10, ?. 1, ?. 1, ???. 492);

    — ??? I25.2 ? ???????? ?????????????? ??????? ?????? ?? ???????????, ?????? ????????? ?????????? ??????? ????????, ???????????? ? ??????? ? ????????????????? ?? ???, ? ??????? ?????? - ?????????????. ??? ??????? ? ????????? ??????????? ???????????? ?????? ? ???????????? ? ??????? ???????? ???????? ??? ????????? ????????? ? ?????????? ????????? ?????? ???????????, ?????????????? ???????? ?????? ??????? ??????? ?????????????? ?????????????, ??? I25.8;

    — ???? I23 ? I24.0 ? ???????? ?????????????? ??????? ?????? ????? ?? ???????????, ?????????? ???????????? ???? I21-I22 (???-10, ?. 2, ???. 61);

    — ??? ????????? ???????? ???????? (??????? ??? ??????????) ? ?????????, ?????????????????? ?????????? ???????? ?????????, ????????? ??? ?????? ?????????????? ??????? ?????? ?????? ???????? ???????? ???????? (???-10, ?. 2, ???. 59-61).

    2.2.6. ? ?????? ?????? ???????? ?? «??????? ??? ?????????? ???????? ????????» (?? ?????????????? ??? ???????????????? ??????? ??????), ???????? «??????????? ????????????? ? ??????» (??????? ????? ? 106/?-08, ???????????? ???????? ??????????????????? ?????? ?? 26.12.08 ?. ? 782?).

    Пчелы не нападают и жалят только в целях самообороны, так как после погибают. Как ответная реакция на укус у человека может появиться аллергия. Яд из жала, попавшего под кожу, может привести к опасным последствиям.

    Многие люди путают ос с пчёлами. Чтобы правильно оказать необходимую первую помощь, нужно узнать, какое насекомое укусило:

    • осы назойливые и жалят без причины. Пчелы кусают только для защиты и когда чувствуют опасность;
    • пчела ужалив, достать зазубренное жало не может. Оно, отрываясь от тела с мешочком яда, остаётся в коже, а насекомое гибнет. Оса кусает много раз, т.к. жало гладкое и легко проникает в кожу и выходит назад;
    • тело пчелы округлое, с ворсинками бледного цвета. Осиное тело гладкое, продолговатое, яркого окраса;
    • рацион осы разнообразный, пчёлы питаются только пыльцой;
    • жалят осы больнее, чем пчелы.

    Как выглядит оса?

    Пчелиный яд- секрет деятельности желез пчел, предназначенный для самообороны. Прозрачная жидкость бледно-жёлтого цвета, горьковатого вкуса, обладающая ароматным ярко выраженным запахом. Он быстро высыхает, так как состоит на 40% из сухого белка, однако моментально разносится по крови. Токсичность его сохраняется длительное время. Реакция развивается быстро и опасна своими последствиями, от анафилактического шока до летального исхода.

    Пчелиный яд приносит людям и пользу. Это ценное лечебное средство, используемое в народной медицине и фармакологии:

    • лечит ревматизм;
    • улучшает работу сердечной и ферментной системы, мозга;
    • увеличивает артериальное давление
    • стимулирует иммунную систему;
    • снижает температуру, обезболивает и уменьшает воспаление.

    Мёд, продукты жизнедеятельности (маточное молочко, перга) – кладезь полезных микроэлементов, обладающих целебными свойствами. Статистически, 1,5% из существующих подвидов аллергии отводится пчелиному яду. В особенности подвержены дети, ответные реакции возникают у них часто и протекают тяжело.

    Инсектная аллергия зависит от реакции, скорости и распространения:

    • местная;
    • системная (обширная);
    • ранняя;
    • поздняя.

    При первом ужаливании происходит сенсибилизация. Ответная реакция - выработка антител-иммуноглобулинов класса Е. Следующий укус усиливает проявления. Большие аллергены (фосфолипазы и гиалуронидазы), содержащиеся в яде, быстро запускают ответную реакцию в теле, мелитин медленнее.

    Находящиеся на клетках базофилы и эозинофилы взаимодействуют с иммуноглобулинами. Тучные клетки в ответ активируются и выбрасывают в ткани вокруг ранки гепарин, серотонин, гистамин. Повреждённая кожа воспаляется и отекает.

    Люди, менее чувствительные к аллергену, справятся в течение 20-30 минут. После того как укусила пчела, аллергия может проявиться лишь реакцией вокруг ранки: жжение, покраснения и болезненность.

    Когда укусов много (8-10 и больше), возникает интоксикация всего организма: лихорадка, повышенная температура, мигрень, головокружение, тошнота, вялость.

    Пчёлы остро реагируют на человека в состоянии алкогольного опьянения. Некоторые учёные считают, что пчёлы чувствуют страх и агрессию. Яд напоминает по химической природе гормон для коммуникации между насекомыми. Одного нападения достаточно, чтобы подать сигнал другим особям для атаки.

    Специфика и опасность укусов

    Аллергия на пчёл это не только реакция на жало, но и на касание насекомого, вдыхание воздуха, содержащего продукты жизнедеятельности. Реакция возникнет рядом с ульями, оборудованием для откачки мёда.

    Давно известно, что продукты жизнедеятельности человека вызывают агрессию со стороны насекомого, поэтому вспотевший ребёнок или взрослый имеют все шансы быть ужаленными.

    Провоцирующими насекомых на агрессию являются запах лука, аромат туалетной воды, духов и крема. Они посчитают за нападение резкие взмахи рук человека, поэтому не рекомендуется отмахиваться от летящих мимо букашек или пытаться раздавить ногой. Погибая, насекомое выделяет определённое вещество, вызывающее агрессию роя, что приведёт к нападению всего семейства.

    Опасность представляют укусы в лицо, особенно глаза. Жало попавшее в глазное яблоко вызовет активную реакцию: опухание века, резкую боль, красноту, слезоточивость. Глаз заплывет, осложняя удаление жала. Не оказанная своевременная помощь приведёт к осложнениям и вмешательству хирурга.

    Нападение насекомых опасно для женщин в положении и детей, при лечении которых многие антигистаминные препараты применять нельзя.

    Дикие пчёлы и пчёлы-плотники, занесённые в Красную книгу, жаля, вызывают моментальную интоксикацию. В яде находятся химические вещества, которые притупляют нервную систему и могут вызвать смерть.

    Действия после укуса и профилактика последствий

    Если на теле после нападения осталось много жал, не рискуя здоровьем нужно срочно обращаться в медицинское учреждение.

    С единичными покусами человек может справиться самостоятельно:

    • не чешите укушенное место;
    • обратите внимание, какое насекомое ужалило, недалеко будет лежать тельце пчелы;
    • постарайтесь достать жало из ранки. Используйте пинцет или иголку.
    • промойте место укуса мыльной водой или протрите спиртом, используйте любое дезинфицирующее средство. Или обратитесь к народной медицине: соком чистотела, одуванчика смажьте ранку.

    Наблюдайте за своим состоянием или состоянием ребёнка, не оставляйте пострадавшего одного. Не расчесывайте ранку, перебинтуйте место укуса или наложите повязку, чтобы не было контакта с поврежденной кожей.

    Жар, озноб, тупая боль в голове, зуд свидетельствует о развитии аллергии на укус пчелы. Выпейте противоаллергенные препараты и обратитесь за помощью к медикам. Чтобы яд не распространялся по крови, противопоказано употребление алкогольных напитков. Курение тоже не желательно.

    Риск появления и выявление нестандартной реакции организма до момента укуса

    Если иммунитет сильный, то реакция не будет выраженной. Отек и покраснение спадут, зуд и боль пройдет на 3 день.

    Интоксикация организма может начаться в неблагоприятных условиях:

    • ослабление в результате продолжительной болезни;
    • рецидивы заболеваний;
    • многочисленные укусы насекомых, доза яда превышает 2 мг (ужалило 7-8 и больше пчел);
    • 3-4 насекомых укусили с маленьким интервалом;
    • кожные патологии: атопический дерматит, псориаз;
    • предрасположенность к аллергии;
    • сверхчувствительность организма;
    • приём лекарств, ослабляющих иммунитет.

    Чтобы выяснить, появится ли ответная реакция, пройдите обследование в специальной лаборатории:

    • врач соберёт анамнез о реакциях на мошек, комаров, пчёл, уточнит генетическую предрасположенность;
    • проведет кожный тест на непереносимость;
    • возьмёт кровь на анализ, чтобы выяснить есть ли антитела (иммуноглобулины вырабатываются уже после 2-3 укусов);
    • дополнительно проведет обследование на грибковые инфекции, вирусные заболевания и гельминты.

    Антитела обнаруживают не у всех. У младенцев и тех людей, которых пчёлы не кусали, наличие иммуноглобулинов анализ не покажет.

    При проведении теста используется минимальная доза. Яд вводится под верхний слой эпидермиса или на кожу, предварительно потертую специальной щеткой до состояния ссадины. Если появятся внешние проявления: краснота, болезненность, зуд, незначительное повышение температуры, значит, есть аллергия.

    Симптоматика

    Аллергии на укус по симптомам развиваются практически моментально в течение 1-2 минут. Лишь в 4% случаев реакция появится позже, через 5-10 часов. Такая ситуация характерна при сверхчувствительности на насекомых и приводит к серьёзным поражениям внутренних органов (сосудов, печени, лёгких).

    В результате анафилактического шока люди, имеющие склонность к аллергии, могут погибнуть, если не оказать своевременную медицинскую помощь.

    Развивается аллергия по стадиям:

    1. Первая: легкая реакция, видимая по кожным изменениям (сыпь, отек, покраснение). Общие симптомы: озноб, гипертермия. Могут наблюдаться першение в горле, ринит, слезотечение.
    2. Вторая: аллергия средней тяжести – отек пищевода, гортани, спазмы бронхов, желудка и матки. Появится общая вялость, головокружение, аритмия, упадет давление.
    3. Третья: анафилактический шок. Характерна острая сосудистая недостаточность, спазмы ЖКТ и матки, симптомы ишемической болезни, потеря сознания. Замедляется работа сердечной мышцы, отекает лицо и шея, что приводит к прекращению дыхания вплоть до летального исхода.

    Доказано, при укусе роя, если за короткое время ужалит 200-300 пчёл, интоксикация организма приведёт к летальному исходу.

    Симптомы на укус условно разделяют на местные и негенерализованные (общие, распространяющиеся на весь организм).

    • резкая боль в ране;
    • отёк и опухоль;
    • раздражение и чес;
    • рост температуры в укушенном месте.
    • болезненность в затылке и головокружение;
    • рвотные позывы;
    • расстройство, рези в желудке и кишечнике, понос;
    • жар и лихорадка;
    • боль и повышенная чувствительность всей кожи;
    • отёк ног, рук, головы, шеи и гениталий;
    • падение давления, отключение сознания;
    • судороги, нарушение координации движения и проблемы с дыханием.

    Редко, но аллергия на укусы проявляется спустя 10-15 дней, возникает сывороточная болезнь со следующими симптомами:

    • малиновые волдыри;
    • болезненность суставов;
    • общая слабость;
    • высокая температура.

    Анафилактический шок представляет серьёзную опасность для жизни. Развивается за 15-20 минут. Увидеть начало развития шока, как аллергии на пчёл, можно по симптомам:

    • отек глотки, трахеи, надгортанника;
    • опухоль лица, шеи, предплечий, голени (ангионевротический отек);
    • красные волдыри;
    • чес всего тела;
    • коллапс сосудов и падение давления;
    • спазмы мочевого пузыря, толстой кишки, неконтролируемое мочеиспускание и диарея;
    • судорожные припадки, расстройство сознания.

    Особую опасность представляет развитие шока у детей, беременных и пожилых. Среди лиц, страдающих сердечно-сосудистыми болезнями, риск летального исхода возрастает.

    Аллергия у детей

    Риск быть укушенным пчелой у ребёнка выше, чем у взрослого. Дети не замечают опасность, срывая цветок, садясь на траву. Из-за их небольшого веса аллергия проявится острее. Родители должны знать, каким образом проявляется аллергия на пчел, что делать, для облегчения реакции.

    Детская симптоматика та же, что у взрослых:

    • местные реакции: раздражение, краснота, воспаление, болезненность;
    • общие: отёк, затруднённое дыхание, кашель, слабость, температура.

    Серьёзную опасность представляет укус в ротовую полость. Яд, попав на слизистые поверхности рта и носа, моментально разносится кровью по органам. Реакция на укус у малышей проявляется более серьёзными осложнениями, чем у подростков: отеком Квинке или анафилактическим шоком.

    Аллергические реакции у беременных

    Укусы пчёл чреваты для беременных женщин своими последствиями. Проявляется аллергия так же, как у большинства людей. Однако, скачки давления, температура, интоксикация могут ухудшить общее состояние.

    При шоке на укус возникают спазмы органов, в том числе и матки, что спровоцирует выкидыш. Трудности возникают и при лечении, так как большинство лекарственных препаратов принимать нельзя, чтобы не нанести вред плоду.

    • цветущие сады и поля;
    • площадки, где расположены ульи;
    • помещения, где хранится оборудование по уходу за пчёлами и откачки меда.

    При аллергии на укус пчелы первая помощь должна быть оказана быстро. Это ослабит интоксикацию организма.

    1. Вымойте руки и вытащите жало из ранки, используя продезинфицированные щипчики или иголку. В крайнем случае, помойте руки с мылом и доставайте ногтями. Делать это надо медленно и аккуратно, чтобы жало не проникло глубже и мешочек, содержащий яд, не лопнул. Слегка зажмите место укуса и быстро выдерните жало, таким образом, яд не успеет распространиться по организму.
    2. Обработайте рану мыльным раствором с добавлением спирта или марганца. Можно использовать раствор нашатыря, разведённого с водой.
    3. Приложите к месту укуса холод (лёд, любой продукт из морозильника) или соляной компресс (1 ч. л. соли развести в 250 г воды), меняйте каждые 3-4 часа.
    4. Пейте больше жидкости, предпочтительно воду, детям можно сладкий чай – это поможет бороться с обезвоживанием организма.
    5. Примите антигистаминные средства, но предварительно проконсультируйтесь с педиатром или гинекологом, ведущим беременность – Супрастин, Фенкарол, Димедрол, Кларитин.
    6. Воспользуйтесь народными средствами, ускоряющими заживление, снимающими отёк и зуд – петрушкой, луком, томатом, кислым яблоком, подорожником.
    7. Наблюдайте за состоянием пострадавшего. При ухудшении вызывайте скорую помощь или врача, который назначит нужное лечение.

    Терапия аллергической реакции

    Если после оказания первой помощи состояние не ухудшатся, пейте много жидкости и спустя несколько дней следы укуса пройдут. При госпитализации из-за аллергии лечение назначит врач, исходя из проявлений интоксикации:

    • в вену вводят Глюконат кальция, хлориды, Аскорбиновую кислоту;
    • внутримышечно делают уколы противоаллергенных препаратов, Гидрокортизон, Преднизолон для стимулирования сердца;
    • укол адреналина для снятия спазма и расширения бронхов;
    • болевой синдром снимается обезболивающими препаратами местного действия (Фенистил, Пантенол, Меновазан);
    • при сильном жжении, зуде, расчёсывании места укуса применяют противозудные средства (Совентол) и антибактериальные препараты (Левомеколь);
    • отёчность слизистых убирают Ксилометазолином и Тетризолином;
    • проводят иммунотерапию для профилактики аллергических реакций. Один раз в 7 дней, в течение 5-6 недель вводится пчелиный яд. Доза постепенно увеличивается, до 0,3 мг, т.е. до количества яда при одном укусе. Делают такую процедуру детям от 3 до 6 лет;
    • в тяжёлых случаях проводится трахеотомия и сердечно-лёгочная реанимация.

    Профилактика

    Лето – период активного времени на природе. Зная о своей реакции на укусы пчёл, соблюдайте профилактические меры:

    1. Берите с собой инсектицидные средства, выезжая на природу.
    2. Не снимайте обувь, чтобы не наступить голой стопой на насекомых.
    3. Ограничьте использование туалетной воды, косметики, спреев для волос с сильным ароматом, особенно во время цветения.
    4. Защищайте голову шляпой, банданой или кепкой.
    5. При работе на приусадебном участке используйте перчатки.
    6. Обходите мусорные свалки, насекомых притягивают запахи и остатки еды.
    7. Летом поставьте на окна противомоскитные сетки.
    8. Готовя на улице, обращайте внимание на насекомых, летающих и садящихся на еду.
    9. Прикрывайте стоящие на столе фрукты, соки, сладкие блюда и напитки.
    10. Вытирайте рот и руку после еды на улице влажной салфеткой.
    11. При угрозе быть укушенным не машите руками, отгоняя пчёл, а замрите на месте или медленно отходите.