» »

Признаки аутизма. Лечится ли аутизм у детей? Как воспитать ребенка, больного аутизмом? Лечится ли аутизм? И если у ребёнка есть предрасположенность к аутизму, можно ли это предотвратить с раннего детства? Что такое аутизм излечим ли вопрос

26.05.2020

Аутизм у детей - это особое психическое расстройство у детей, которое объясняют нарушениями в работе головного мозга и ЦНС. Термин в первый раз был употреблён в 1910 году. Этому диагнозу всегда сопутствуют проблемы с развитием речи, социализацией ребёнка в обществе, неспособностью создавать контакты и поддерживать общение. Учёные, наблюдая за развитием этой болезни у детей, приходят к диаметрально противоположным выводам как в отношении диагностики, так и в объяснении причин появления заболевания и его лечения.

Виды детского аутизма

Известны несколько детских расстройств, которые могут классифицироваться как разновидности аутизма :

  • Ранний инфантильный аутизм (синдром Каннера);
  • Атипичный аутизм;
  • Синдром Аспергера;
  • Кататонический синдром.

Ранний детский аутизм (РДА) обычно наблюдается в первые жизни ребёнка. Иногда такую форму аутизма путают с дезинтегративным расстройством, «детской деменцией», которое проявляется у малышей до . Дети резко утрачивают все усвоенные до этого навыки: от социальных вместе с речью и желанием общаться до контроля мочевого пузыря и кишечника. В США это заболевание относится к расстройствам аутеистичного спектра.

Атипичный аутизм характеризуется ослаблением связи ребёнка с окружающим миром, отсутствием интереса к окружающему, нежеланием устанавливать эмоциональный и речевой контакт с людьми. Атипичная разновидность аутизма дает о себе знать у малышей старше 3-х лет; ей могут сопутствовать одни из основных симптомов - коммуникативное расстройство и эхолалия.

Синдром Аспергера проявляется в маниакальном стремлении к повторяющимся действиям, монотонности и трудности в общении с окружающими. У подростков его проявления отягощаются депрессией и постоянной тревожностью.

Психопатологический синдром , называемый кататонией , проявляется у ребёнка в виде двигательных расстройств, резкой смены различных типов поведения и обычно сопутствует аутизму.

Видео аутизм у детей

Симптомы аутизма у ребенка

Многолетние наблюдения врачей и психологов позволяют составить практически полную картину признаков детского аутизма. Сюда относят весь комплекс нарушений в поведении, которые проявляются в патологических изменениях психомоторных качеств и речевых навыков.

  1. Отсутствие социализации . У ребёнка имеются трудности в выражении эмоций, общении с другими людьми. Он может противиться поцелуям и объятиям, другим формам демонстрации привязанности.
  2. Задержка развития речи . Малыш не умеет и не проявляет желания к выражению своих мыслей с помощью слов.
  3. Отсутствие навыков коммуникации - речь для общения с людьми не применяется.
  4. Эхолалия . Бездумное повторение слов и выражений за другими людьми. При этом у ребёнка наблюдается хорошая механическая память.
  5. Ребёнок не применяет местоимение «я» к самому себе, вместо него использует «ты». Это связано с трудностями самоидентификации . При обращении к крохе с просьбой «Подними руку!», аутист выполняет поручение не со своей рукой, а с рукой человека, который к нему обратился.
  6. Синдром Аспергера . Стремление к однообразию, повторяющимся играм, поглощение и увлечение внимания какой-либо одной деталью игрушки. Появление болезненного беспокойства при нарушении распорядка дня, игры.
  7. Отсутствие инстинкта самосохранения - ребёнок может не бояться высоты и не понимать, что представляет для его жизни опасность.
  8. Тяга к самоповреждению . Такая аутоагрессия проявляется в причинении своему телу физических увечий и травм.
  9. Сенсорные нарушения - непереносимость , прикосновений к телу во время мытья или стрижки.

При постановке диагноза могут наблюдаться все перечисленные симптомы или только некоторые из них.

Причины возникновения аутизма у ребенка

Генетический сбой, который повлиял на работу головного мозга, вероятность наследственной отягощённости у ребёнка - первые из причин происхождения болезни.

Япония является страной с самым высоким показателем аутизма в мире: в ней на каждые 10 000 здоровых жителей приходится 181 больной с этим синдромом. Учёные страны восходящего солнца ещё в 70-е годы ХХ века отказались от прививки АКДС: после введения вакцины наблюдалась высокая смертность; у детей в разы увеличивался риск развития аутизма. Некоторые мировые исследователи связывают появление болезни с влиянием на головной мозг ртути, содержащейся в большинстве прививок, которая поражает детскую ЦНС.

Часть учёных считают, что высокое содержание химикатов в окружающей среде и их проникновение в организм влияет на состояние серого вещества в мозге. Одна из причин появления аутизма - влияние как на будущую маму, так и на уже родившегося малыша генномодифицированной продукции . Главным врагом признан гербицид глифосат, который вместе с пищей поступает в организм и вмешивается в процессы пищеварительного тракта. Химикат приводит к сокращению количества очень важных аминокислот (тирозина, триптофана и фенилаланина) в желудке, что приводит к ожирению, болезни Альцгеймера, депрессии и аутизму.

Генная инженерия изменила сою и кукурузу так, чтобы они выдерживали большие дозы этого гербицида. Лидером последних десятилетий по использованию технологии ГМО является США. Страна-чемпион по употреблению генномодифицированных продуктов, в 2016 году насчитывала по одному больному аутизмом ребёнку на каждые 68 здоровых детей. США входит в пятёрку стран, где зарегистрировано наибольшее количество детей с аутизмом, что, вполне возможно, напрямую связано с ГМО.

Лечение аутизма у детей

Наиболее результативно производится коррекция раннего детского аутизма. Только 30% больных с тяжёлыми формами заболевания, с синдромом Каннера и атипичным аутизмом, имеют не самые благоприятные прогнозы лечения. В 60% у детей наблюдается стабильное улучшение состояния после курсов психокоррекции и приёма медицинских препаратов.

Настольной для родителей, чьи дети имеют нарушения в развитии, стала «Книга Я» клинического психолога Ивора Ловааса. Учёный призывает маму и папу вместе со специалистами принимать активное участие в терапии и акцентирует внимание на трёх китах методики - обучении языку, игре и привязанности. Лаваас относит агрессию и несогласие некоторых ребятишек с требованиями родителя или психолога к позитивным моментам терапии, считая это ответной реакцией.

В традиционные программы по лечению аутизма входят: посещение детьми курсов нейрокоррекции поведения и тренировки силы воли; работа с психологом для развития способностей коммуникации; занятия с логопедом и дефектологом.

Самым популярным на сегодня является метод АВА-терапии . Он состоит в пошаговом изменении у ребенка привычной для него модели поведения. Работа начинается с имитирования - повторения жестов малышом-аутистом за специалистом, после чего наступает постепенный переход к выполнению простых действий: закрыть дверь, подать книгу или включить свет. Так развивается эмоциональный отклик - детям становится приятно совершать какие-то действия и получать за это поощрение, происходит их социологизация.

Двигательные и когнитивные навыки малыш может приобрести во время игры. Для этого используют компьютерные технологии - коррекционные комплексы с видеоуправлением для развития типа «Timocco». Во время их использования у детей развивается двусторонняя координация, увеличивается скорость реакции, тренируется внимание и координация движений, развивается абстрактное мышление.

Медикаментозное лечение аутизма осуществляется с помощью, прежде всего, препаратов ноотропной группы . Они призваны стимулировать деятельность детского мозга, активизировать в нём процессы мышления и запоминания информации. Некоторые виды лекарств могут оказывать на психику как тормозящее воздействие, к ним относят «Панограм» и «Фенибут», так и возбуждающее с антидепрессивным эффектом: «Когитум», «Энцефабол», «Пикамилон».

В терапии аутизма для повышения концентрации внимания, интеллектуального и речевого развития хорошо себя зарекомендовали «Церебрализин» и «Кортексин».

При наличии у страдающего аутизмом страха и тревожных состояний врачи выписывают транквилизаторы . С помощью нейролептиков у детей корректируются такие симптомы, как аутоагрессия, двигательная расторможенность и стереотипное поведение. На базе приёма антидепрессантов создаются условия для увеличения контакта с больным ребёнком специалистов-психологов, а у самого малыша начинает появляться интерес к окружающему миру.

Аутизм - тяжёлое и не до конца изученное наукой заболевание. Печальные статистические прогнозы предрекают: этот диагноз к 2025 году будет поставлен каждому второму ребёнку на Земле. Современные методы коррекции и правильно подобранные медикаментозные препараты способны помочь и родителям, и детям в борьбе с этим заболеванием.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Для родителей диагноз «детский аутизм» звучит как страшный приговор. Однако не нужно отчаиваться и опускать руки. Доказано, что дети с такими отклонениями вполне успешно могут влиться в социум, главное – своевременно принять меры. Давайте поговорим о том, какое лечение аутизма у детей признано эффективным.

Под аутизмом подразумевают различные нарушения развития, которые проявляются в первые месяцы или годы жизни ребёнка и сопровождают его на протяжении всей жизни. Распознать аутизм можно по нарушению речевой деятельности, затруднению взаимодействий с людьми, нетипичным поведенческим реакциям и образу мышления. Аутисты живут в своём мире, им сложно найти место в социуме, однако зарубежная медицинская практика показывает, что адаптировать «других» детей возможно.

В России, к сожалению, диагностика и лечение аутистических расстройств у детей часто ложатся на плечи родителей. Если такие проблемы знакомы вам, то не отчаивайтесь: ищите хорошего специалиста и тем временем занимайтесь с малышом по специальным программам развития особых детей, которые сегодня легко найти в Сети.

Излечим ли аутизм у детей

Все родители, обнаружив аутизм у ребёнка, первым делом задаются вопросом можно ли вылечить это расстройство. Многочисленные исследования показывают, что побороть проблему действительно можно. Речь идёт не о выздоровлении как таковом, а о социализации ребёнка-аутиста, расширении его стереотипных реакций, формировании важных для жизни навыков и развитии речевой функции. Эффективность методик полностью зависит от степени развития расстройства, так, к примеру, при лёгких формах аутизма удаётся практически полностью решить проблему. К тому же чем раньше будет выявлено расстройство и начнётся работа над ним, тем лучшего результата удастся достичь. Именно поэтому рекомендуется обращать пристальное внимание на поведенческие особенности ребёнка ещё с первых месяцев, а при отклонениях от нормы обращаться к специалисту.

На вопрос излечим ли аутизм, к сожалению, нет однозначного ответа, у детей патология развивается по различным сценариям, поэтому то, что даёт результаты одним, не работает с другими. Узнать, удалось ли победить проблему можно только после длительного наблюдения по окончанию адаптационных программ.

Если этот диагноз не понаслышке знаком вашей семье, не спешите отчаиваться: хоть единого рецепта лечения нет, но положительные результаты пациентов по всему миру дают надежду. Во многих странах аутисты являются полноценными членами общества и живут нормальной жизнью.

Лечение аутизма у детей

Если у ребёнка диагностировали аутизм, то первое о чём хочется узнать родителям, как вылечить расстройство. Многие забывают, что аутизм - это не совсем заболевание, по крайней мере в прямом понимании этого слова, поэтому единого плана лечения не существует, методы подбираются индивидуально для каждого конкретного случая. Лечение в любом случае должно опираться на поведенческую терапию, только так можно свести проявления аутизма у детей к минимуму. Существует масса программ, нацеленных на коррекцию аутистических расстройств. Ребёнка учат жить в этом враждебном, как ему кажется, мире, коммуницировать с людьми, быть самостоятельным, решать хотя бы минимальные повседневные бытовые задачи. Если у малыша проблемы с речью, то важной частью лечения являются занятия с логопедом. Ребёнок должен научиться контролировать свои эмоции и своё тело, поэтому частью терапии являются психологические и физические упражнения.

Бытует мнение, что аутистические расстройства можно вылечить медикаментозно. Но как с помощью лекарств лечить аутизм у детей? К сожалению, никак, это - миф. Как и миф то, что появление аутизма у детей могут спровоцировать прививки. Лекарственные препараты как метод лечения абсолютно бесполезны, однако они могут убрать сопутствующую симптоматику, если она присутствует (например, аутистам часто выписывают успокоительные). При аутизме у детей показана специальная диета, которая ограничивает приём продуктов, содержащих казеин и глютен в большом количестве, так как считается, что эти белки влияют на функции головного мозга.

Аутизм - патология, имеющая врожденный характер. При данном недуге у ребенка снижена способность к установлению социальных контактов. Пациенты испытывают трудности в общении, распознавании и выражении эмоций, понимании речи. Сегодня специалисты активно изучают такое заболевание, как аутизм. Лечится ли эта патология? Данный вопрос является очень актуальным для родственников пациентов. В статье говорится о методах борьбы с недугом, его симптомах и диагностике.

Общие сведения

Заболевание возникает из-за недостаточно слаженной деятельности различных участков мозга. У пациентов имеются трудности с установлением адекватных взаимоотношений. Интеллект остается нормальным у многих людей с аутизмом. Лечится ли патология полностью? Согласно медицинским исследованиям, ответ на данный вопрос отрицательный. Однако выявление расстройства на раннем этапе и адекватная терапия помогают многим больным вести относительно нормальную и самостоятельную жизнь.

Причины возникновения недуга

На сегодняшний день специалистам не удалось установить, какие факторы способствуют его развитию. Существует несколько гипотез о том, почему появляется болезнь. Например, некоторые ученые полагают, что аутизм возникает у детей, которые растут в определенных условиях окружающей среды. Например, мать, жесткая и подавляющая либо страдающая депрессией, не способна создать условия для нормального воспитания младенца. В результате у малыша возникают нарушения развития и поведения.

Другая гипотеза основана на генетической предрасположенности. Она так и не была подтверждена.

Некоторые специалисты предполагают, что патология развивается в результате влияния таких факторов, как инфекции или интоксикации организма матери в период вынашивания плода, тяжелое родоразрешение. Есть еще одна гипотеза, которая появилась недавно. Она заключается в том, что признаки болезни возникают у ребенка после проведения вакцинации. Исследования показали, что данная теория не соответствует действительности. Кроме того, отказ от прививок отрицательно влияет на здоровье малыша. Сегодня у многих детей диагностируется аутизм. Лечится или нет это заболевание? Как вовремя распознать его? Эти вопросы волнуют родителей пациентов.

Когда и как проявляется заболевание?

Симптоматика, как правило, возникает у детей примерно в 3 года. Но время начала недуга может варьироваться. Родственники замечают у малыша признаки отсталости в развитии. Его речь и манера поведения нетипичны для данного возраста. Иногда ребенок начинает говорить вовремя, но затем быстро теряет приобретенный навык. Затем родители замечают у малыша нарушение способности к общению, однообразие игр, поведения, жестов и увлечений.

Патологию, о которой идет речь в статье, ученые начали исследовать сравнительно недавно - около 70 лет назад. У многих детей, которым был поставлен диагноз «шизофреническое расстройство» или «умственная отсталость», на самом деле присутствовал аутизм. Лечится ли данный недуг? Специалисты утверждают, что чем раньше выявлено заболевание, тем эффективнее мероприятия по борьбе с ним. Многие препараты, которые применяются при шизофрении или олигофрении, оказываются не только бесполезными, но даже вредными для пациентов с аутизмом. Иногда состояние, о котором идет речь, является не менее тяжелым, чем другие душевные расстройства. Его итогом становится инвалидность.

Признаки патологии в детском возрасте

Типичных проявлений заболевания, характерных для всех пациентов, не существует. Для каждого человека, в зависимости от его индивидуальных особенностей, свойственны определенные сочетания симптомов. Специалисты говорят о том, что заподозрить аутизм в раннем возрасте можно при наличии таких признаков:

  1. Малыш не испытывает привязанности к близким, не плачет, если мама или папа уходят.
  2. Его интеллектуальное развитие задерживается.
  3. Ребенок не стремится к коммуникации со сверстниками. Может демонстрировать необоснованную жестокость, вспышки злости. Любит играть один, избегает ровесников.
  4. Малыш испытывает стойкую привязанность к определенным предметам. При этом он не замечает других вещей. Например, пользуется одной игрушкой, отказываясь от всех остальных.
  5. Аутист болезненно реагирует на яркий свет и громкий звук. Он не переносит шума пылесоса или кухонной техники. Для здорового ребенка такие вещи кажутся естественными. У аутиста они вызывают испуг, истерику.
  6. Малыш не отличает одушевленные предметы от неживых вещей.
  7. Он не стремится поддерживать телесный контакт, не просится на руки, не любит прикосновений.

Обнаружив у сына или дочери такие проявления, родители обращаются к специалистам. Аутизм у детей лечится или нет? Эта проблема сегодня волнует многих.

Другие признаки расстройства

Об аутизме могут свидетельствовать и другие симптомы:

  • Игры и развлечения малыша имеют необычный характер, часто они однообразны.

  • Ребенок не интересуется прогулками, познанием окружающего мира. Он кажется замкнутым, отстраненным.
  • Малыш плохо распознает язык жестов, выражение лиц.
  • Он избегает прямого взгляда, не смотрит в глаза окружающим.
  • Речь ребенка и его жесты отличаются странностью, манера поведения - нервозностью.
  • Голос малыша монотонный.

Многие родители, заметив у сына или дочери подобные симптомы, задают вопрос о том, лечится ли аутизм у ребенка 3 лет. Специалисты советуют внимательно отнестись к ранним признакам расстройства и вовремя показать ребенка доктору. Тогда есть надежда на то, что нарушения развития можно будет корректировать.

Особенности речи больных

Следует отметить, что многие малыши с данной патологией почти не разговаривают до 3 лет. Пациенты могут придумывать слова. Они также любят копировать речь других. Ребенок говорит о себе в третьем лице, не обращается к людям по именам. Когда кто-то пытается заговорить с аутистом, он не реагирует. Такие малыши производят впечатление глухих. Отсталость в развитии и приобретении новых умений - черта, характерная для многих детей с аутизмом. Лечится ли подобное расстройство? Можно ли избежать тяжелых последствий? Эти вопросы волнуют родителей. Доктора утверждают, что особый подход к обучению и развитию ребенка, специальные занятия с педагогами помогают скорректировать проявления расстройства.

Нарушения взаимодействия

Аутисты боязливы и робки. Не умеют играть с ровесниками, дружить. Такие дети не способны усваивать нормы поведения. Не любят, когда кто-то беспокоит их. Если другой малыш подходит к аутисту и пытается наладить общение, тот может убежать, спрятаться. Кроме того, пациент склонен к приступам злости. Больной направляет агрессию на себя или окружающих. Малыши с подобным отклонением боятся изменений. Если передвинуть мебель, переставить книги или выбросить сломанную игрушку, аутист бурно отреагирует на это. Еще одной чертой таких больных является неразвитое абстрактное мышление. Они могут повторять лишь то, что слышали или видели. Эти малыши совершают странные движения (раскачиваются, прыгают, трясут руками, вертят пальцами). Подобное поведение затрудняет пребывание в обществе. Социальная адаптация - проблема, которая волнует родителей пациентов с аутизмом. Лечатся ли такие нарушения? Сможет ли ребенок нормально жить в обществе?

Родители часто задают данные вопросы специалистам. К сожалению, нет лекарств, которые бы позволили аутистам адекватно общаться. Однако есть методики, позволяющие скорректировать расстройства поведения и помочь ребенку лучше взаимодействовать с окружающими.

Проявления недугов у подростка

С возрастом у пациента возникают новые признаки. Например, многие испытывают трудности в учебе. Они плохо усваивают навыки чтения и письма. Однако некоторые аутисты демонстрируют глубокие познания и хорошие способности к отдельным дисциплинам. Это может быть математика, музыка, изобразительное искусство. К 12 годам дети все-таки приобретают элементарные коммуникативные навыки. Но они предпочитают находиться в одиночестве. В пубертатном периоде пациенты могут испытывать тревожность.

Нередко наблюдается подавленное эмоциональное состояние, вспышки злости, повышение полового влечения. Судорожные припадки - еще одно типичное явление для подростков с аутизмом. Лечится ли подобный симптом? С приступами можно бороться при помощи препаратов. В тяжелых случаях применяется оперативное вмешательство. Иногда припадки проходят сами по себе, без использования медикаментов.

Аутизм у совершеннолетних

Симптоматика во взрослом возрасте зависит от тяжести патологии. Для пациентов с этим расстройством характерно следующее:

  1. Бедность жестов и мимических проявлений.
  2. Несоблюдение норм поведения в социуме.
  3. Причинение неосознанного вреда окружающим.
  4. Плохая способность к установлению дружеских, семейных отношений.
  5. Невыразительность речи, повторение одних и тех же фраз.
  6. Боязнь перемен.
  7. Привязанность к предметам, четкое соблюдение распорядка дня.

Известно, что при легком аутизме пациенты могут относительно нормально приспосабливаться к условиям окружающей среды и общаться с людьми. Есть индивиды, которые создают семьи, работают.

Если патология протекает тяжело, пациент не способен обслуживать себя самостоятельно.

Выявление расстройства

Для того чтобы диагностировать заболевание, необходимо показать ребенка специалистам: педиатру, неврологу, психиатру. Они способны определить наличие недуга. Необходимо помнить, что признаки патологии во многом сходны с проявлениями других отклонений - ДЦП, умственной отсталости. И хотя на вопрос о том, лечится ли аутизм у детей полностью, доктора не дают положительного ответа, существуют методы коррекции расстройства.

Терапия

Специфических медикаментов, которые могли бы устранить проявления недуга, пока не существует. К таким пациентам просто требуется определенный подход.

Специалисты рекомендуют обучать их в особых учреждениях (детсадах и школах). Важно помогать детям преодолевать трудности, связанные с общением, контролировать вспышки злости, тревожность и другие симптомы. Если заболевание сопровождается судорожными приступами, назначаются лекарства.

Аутизм хотя бы частично? Это зависит от своевременной диагностики. В странах, где болезнь определяется в раннем возрасте, пациенты могут вести нормальный образ жизни. Такие люди заканчивают учебные заведения, занимаются умственной работой.

Лечится ли детский аутизм другими методами?

Патология считается одним из типов душевных расстройств. Но не все доктора используют антипсихотики в качестве терапии. Конечно, эти лекарства способны уменьшить проявления недуга. Однако их использование сопряжено с побочными эффектами. Здоровье малыша может ухудшиться.

Некоторые родители полагают, что детский аутизм лечится при помощи диеты, исключающей молочную продукцию и глютен. Однако доктора утверждают, что такой рацион не способствует уменьшению симптомов. Специалисты рекомендуют уделить внимания другим аспектам. Например, надо хвалить сына или дочь даже за небольшие достижения.

Важно соблюдать четкий распорядок дня. Ответ на вопрос о том, лечится ли ранний аутизм полностью, отрицательный. Но и особый подход к обучению и воспитанию помогают пациентам лучше адаптироваться в обществе.

Возможно ли вылечить аутизм?
После выхода одноименного фильма их стали называть «люди дождя». Они не похожи на других, совсем не похожи. Без эмоций, без общения, они живут на «своей волне», в загадочном мире образов и фантазий. Они не глупы, но понять, какой у них интеллект невозможно, потому что такие люди не идут на контакт. Аутисты - особенные люди, но как жить с ними, как правильно общаться и как пережить, когда врач произносит диагноз: «У вашего ребенка аутизм…»?!
История аутизма начинается с легенд и сказок о живых и веселых детях, которых похищали эльфы, оставляя взамен детей не говорящих и замкнутых. В 1911 году швейцарский психиатр Е. Блейлер впервые ввел термин «аутизм» для описания клинической картины ухода больного в мир фантазий.
Аутизм - это психическое заболевание, связанное с ослаблением или полной потерей контактов с окружающей действительностью, глубоким погружением в мир исключительно личных переживаний. Таких людей называют неполноценными. В мозге аутистов при передаче сигнала происходит «сбой», вызывающий искажение получаемой информации. Отсюда появляются проблемы с общением, неумение выражать и осознавать свои чувства и эмоции в привычном для нас понимании. Такие люди все делают по определенному распорядку, понятному только им, и, как только этот порядок нарушается, впадают в панику.

Откуда берется это заболевание?
К середине XX века количество научных трудов, посвященных теме аутизма, начинает увеличиваться буквально лавинообразно. Психиатры приходят к выводу, что в возникновении у детей этого заболевания виноваты родители. Только в середине 70-х годов прошлого века новые исследования в этой области убедительно доказали всю абсурдность этого подхода. Детская психиатрия начала более взвешенно и ответственно относиться к вопросам диагностики детского аутизма, принимая во внимание все многообразие форм этого заболевания.
Аутисты в каком-то смысле уникальны, недаром, про них говорят: это люди, с которыми разговаривает Бог
К сожалению, даже современные достижения и возможности медицины не позволяют выявить причины появления аутизма. Наиболее правомерной считается биологическая теория, нарушения могут быть вызваны одним или несколькими биологическими или генетическими факторами.

Возникает ли аутизм от прививки?
Аутизм - очень тяжелое заболевание, которое, согласно утверждению врачей, неизлечимо, - можно только частично повлиять на развитие больного ребенка с помощью психологии и поведенческой терапии. Однако в конце 80-х годов прошлого века зародился миф о том, что аутизм появляется от прививки. Возник он в Великобритании: английский гастроэнтеролог Эндрю Вэйкфилд вместе с коллегами опубликовали статью, в которой говорилось, что введение вакцины против кори, краснухи и паротита (аналог нашей вакцины АКДС) может вызвать симптомы, ассоциированные с аутизмом. По европейским странам прокатилась волна протестов против обязательной вакцинации: родители предпочитали воздерживаться от прививок, результатом стали сотни госпитализаций и 3 смертельных случая. Происхождение аутизма стало объясняться очень просто - наличием в вакцинах препаратов ртути, которые применяют для консервации. Появилось масса частных клиник, которые за большие деньги якобы лечили аутизм хелатированием - применением препаратов, способных связывать и выводить из организма тяжелые металлы. К сожалению, победить аутизм подобным образом не удалось, многие семьи потратили значительные суммы на лечение, которое, как выяснилось совсем недавно, могло убить детей или причинить значительный вред их здоровью (вплоть до отказа почек и обезвоживания). К счастью, миф о связи прививок, аутизма и «пользе» хелатной терапии был полностью разрушен: в 2000 году в Европе было проведено 18 широкомасштабных исследований с одними и теми же результатами: никакой связи между вакцинацией и риском развития аутизма у детей не существует.

Они другие…
Многие родители, которые впервые сталкиваются с тем, что их ребенок страдает проявлениями аутизма, впадают в шок. Вначале они тешат себя надеждой, что все можно исправить, но со временем понимают, что в этом нет смысла. Надо научиться жить с таким человеком, понимать и принимать его, полюбив таким, какой он есть. Аутисты в каком-то смысле уникальны, недаром, про них говорят: это люди, с которыми разговаривает Бог. Нередко аутисты гораздо умнее любых профессоров, они могут выполнять задания повышенной сложности, запоминать такое количество информации, которое обычный человек не в состоянии выучить. Научитесь восхищаться такими людьми и понимать: аутисты не хуже и не лучше нас, они просто ДРУГИЕ. Кто знает, может быть, мир фантазий аутистов гораздо ярче и интереснее, чем тот, в котором живем мы с вами…

Справка
В большинстве случаев аутизм развивается у детей до 3 лет. Врачи утверждают, что, если аутизм возник у взрослого, это в чистом виде шизофрения. Существует несколько типов аутизма, каждый из которых отличается степенью выраженности нарушения и рядом симптомов, влияющих на жизнь больного. Например, люди с синдромом Аспергера (аутистическая психопатия), не обращают внимания на окружающих, но могут проявлять большой интерес к встречам и установлению дружеских отношений, у них развивается чувство привязанности к членам семьи или близкому кругу друзей. Также при данном синдроме отсутствуют аномалии речи.
Аутизм при синдроме Ретта встречается только у девочек - в более чем 1 случае на 10000. Синдром Ретта и ранний детский аутизм (РДА) имеют разный прогноз: дети с аутизмом при своевременной соответствующей коррекции могут со временем развить необходимые им навыки, дети с синдромом Ретта наоборот проявляют ухудшение в физическом и психо-эмоциональном развитии.

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Накануне этого дня мы предлагаем вашему вниманию статью из британской газеты Daily Mail «Излечим ли аутизм»? Это несколько историй, несколько точек зрения.

Это пройдет!

Как и все молодые родители, Рона и Кристофер Робертсон были очарованы своим малышом. Они не находили ничего страшного в том, что он преодолевал рубежи нормального для своего возраста развития чуть позже своих сверстников. Но когда Джейми исполнилось два года, родители забили тревогу.

«Сын начал ходить в 18 месяцев, что, конечно, немного поздно, но говорить он так и не научился, – вспоминает Кристофер, консультант по маркетингу из Кембриджа. – Он мог выучить новые слова, а затем вновь забыть их. Он не общался с окружающими, мы не могли наладить с ним зрительный контакт и он любил бегать по комнате взад-вперед».

Их семейный врач и прочие специалисты в один голос твердили, что у Джейми просто позднее развитие – это случается у мальчиков.

Но когда Джейми исполнилось три года, а он так и не заговорил, Робертсоны сводили его к психологу проверить на наличие аутистического расстройства. «Да мы уже почти и не сомневались в этом», – говорит Кристофер.

У малыша нашли тяжелую форму аутизма – нарушение развития, порождающее проблемы с коммуникацией и обучением. Принято считать, что такое бывает у одного ребенка из ста, и чаще у мальчиков, нежели у девочек.

«Расстроились мы очень сильно, – вспоминает Кристофер. – Нам сообщили, что Джейми никогда не сможет пойти в обычную школу, что от аутизма нет лекарств, что все, что нам остается – это пытаться решать свалившуюся на нас проблему самим. Это было не просто горькой правдой – теперь я знаю, что это не было правдой вообще».

Аутизм не приговор

Джейми, которому сейчас 11 лет, разрушил все опасения и не оправдал ни одного предсказания. В четыре года он пошел в первый класс обычной подготовительной школы (в Великобритании дети идут в школу в 4,5-5 лет – Д.С.), где получает неплохие оценки. Его родители и учителя надеются, что все у него и дальше будет хорошо. В школе у Джейми есть друзья, а сам он был выбран секретарем школьного совета. Недавно он научился играть в «Монополию».

Робертсоны принадлежат к тем людям, кто верит, что аутизм – это не приговор на всю жизнь, а лишь болезнь, поддающаяся лечению.

Так можно ли вылечить ребенка от аутизма? «Мы, конечно, встречались и с теми, кто, несмотря ни на что, думает по-другому и считает, что в этой ситуации нельзя ничего поделать, но продолжали отстаивать свое мнение, – говорит Кристофер Робертсон. – Аутизм – сложное состояние, и я не стал бы использовать слово “лечить”. Я верю, что дети могут полностью восстановиться. Думаю, что такое возможно, мы просто не знаем, как».

Можно ли вырасти из аутизма?

По данным Национального общества исследования аутизма (National Autistic Society), в Англии сейчас насчитывается около 500 тысяч людей с расстройствами аутистического спектра. Важнейшие его признаки – нехватка социального инстинкта, интерес к вещам, которых в обычной жизни не заметишь, трудности с речью и нахождение удовольствия в рутине и постоянном повторении. У людей, страдающих аутизмом, присутствуют все симптомы, но у состояния бывают разные степени тяжести.

Люди с аутизмом часто талантливы. Например, они проявляют себя в математике или музыке. Принято считать, что так мозг «компенсирует» недостаток чего-то одного успешным продвижением в чем-то другом. Хотя многие эксперты считают, что аутизм – это на всю жизнь, так как обусловлен генетикой, исследования в этой области показывают, что некоторые дети могут «вырасти» из этого состояния. В прошлом году в Англии проводилось исследование, в котором приняли участие почти 1,5 тысячи родителей детей-аутистов, и треть опрошенных заявили, что их дети уже не больны.

Эксперты полагают, что часть этих случаев может быть объяснена тем, что некоторым детям был поставлен неправильный диагноз. другая часть выздоровевших – дети с самыми слабыми проявлениями недуга.

Много надежд сейчас возлагается на исследования в области поведенческой терапии аутизма, которые активно ведутся в последнее время. Профессор Саймон Барон-Коэн, психолог Кембриджского университета и один из лучших британских экспертов по этому вопросу, недавно сказал: «Люди с аутизмом абсолютно такие же, как и остальные, и их возможно обучать. Это может изменить природу их мозга, поскольку пока ребенок учится, сам этот процесс делает возможным изменения в его мозге».

Ричард Миллс, директор по науке в благотворительном фонде исследования аутизма Research Autism, говорит: «Так происходило и прежде. В детстве человеку ставится диагноз “аутизм”, а потом, когда он вырастает, этого диагноза уже нет – мы только до сих пор не можем выяснить причину этого. Быть может, все дело в хорошем, поддерживающем окружении. Однако нельзя показать на что-то и сказать, что именно здесь корень всех зол».

Папа за ПАП

Кристофер Робертсон говорит, что наиболее эффективной для его сына оказалась методика Прикладного анализа поведения (Applied Behavioural Analysis, сокращенно – ПАП). Разработанная в Калифорнийском университете, она использует систему вознаграждений, чтобы привить ребенку необходимые навыки и научить вести себя в соответствии с принятыми в обществе нормами. Под руководством опытных психологов ПАП-тренеры работают на дому в семьях, разбивая задания на кусочки и повторяя их снова и снова. Этой технике они обучают и родителей. ПАП может использоваться во всем – в обучении пользования туалетом, прохождении школьной программы, приобретении умения играть и общаться.

В три года Джейми начал проходить интенсивную программу ПАП, которая занимала 40 часов в неделю. «Мы потратили 50 тысяч фунтов на это, взяв их из своих пенсионных сбережений», – говорит Кристофер. – Но уже после года занятий, Джейми продемонстрировал такие результаты, что мы стали подумывать, что ему кроме нашего домашнего обучения нужно что-то еще». Помимо ПАП, Кристофер и Рона перепробовали массу других методик, что-то работало, что-то нет.

Мистер Робертсон полагает, что пребывание в обычной школе очень помогло Джейми. Когда тому исполнилось три с половиной года, родители сделали ему анализ на наличие ртути в крови: существует ряд исследований, доказывающих связь между повышенным уровнем этого металла в организме человека и развитием аутизма. Действительно, ртути в крови Джейми оказалось в шесть раз больше нормы, и ему стали давать препарат для выведения ее из организма.

Родители говорят, что именно тогда наступил переломный момент. Например, Джейми стал рисовать – то есть, делать то, чего раньше никогда не делал. В четыре года Джейми стал ходить в обычную школу 2 дня в неделю, в остальное время занимаясь дома ПАП. В семь лет начались ежедневные школьные уроки с помощником.

«Специальные школы дают очень упрощенную программу, они ориентированы на самый низкий уровень учеников, – говорит Кристофер. – Те выходят без аттестата о среднем образовании, адаптироваться во внешнем мире им очень сложно и, таким образом, жизнь в специализированном учреждении для них становится почти неизбежной. Я полагаю, таких детей нужно “выводить в свет”, чтобы научить их независимости».

Панацея или пустышка?

Но далеко не все считают, что аутизм настолько простое дело. Ричард Миллс, эксперт ассоциации Research Autism, говорит, что многие родители считают психологические методики – такие, как ПАП, полезными и эффективными, но предупреждает: находясь в состоянии стресса после получения диагноза, легко поддаться на разговоры о «чудесном исцелении».

«Эффект плацебо – очень мощный, – добавляет он. – Если вы видите, что все идет хорошо, продолжайте. Но будьте честны сами с собой, и если чувствуете, что что-то пошло не так, прекращайте. Существует очень много экстравагантных, а, зачастую, просто бесполезных способов лечения, от которых пользы ноль, зато стоят они очень много».

Национальное общество исследования аутизма также призывает родителей к осторожности. «Существует множество способов лечения, – говорит его представитель, – об эффективности которых мы до сих пор ничего не знаем. Лишь немногие методики могут похвастаться независимой научной оценкой».

Вот случай с Джун Кокс-Смит. Ее сын Эдвард (сейчас ему 15) проходил ПАП на протяжении четырех лет – с трех до семи. Вот что рассказывает его 58-летняя мама Джун, которая вместе с мужем Патриком и двумя детьми она живет в Айкшеме, графство Сассекс: «Это стоило 15 тысяч фунтов в год. Мне пришлось продать все свои драгоценности. ПАП стал непрерывной, тяжелой работой. Мы сидели и делали десятки попыток издать хоть один звук, немного отдыхали – и все начиналось сначала. Первые попытки были просто кошмаром, но спустя год поведение Эдварда стало намного лучше. В последующие два с половиной года мы научили его говорить. Это на самом деле потрясающее достижение!»

В течение следующего года, Эдвард научился читать. В шесть лет он пошел в обычную школу, где Джун была его ПАП-помощником. Но что-то пошло не так. «В школе Эдварду стало хуже, – говорит его мама. – Он не понимал, что происходит. Он привык работать один на один, а не сидеть тихо в группе других детей и слушать урок. Если меня не было рядом, он пугался и пытался сбежать.

Через восемь месяцев родители были вынуждены перевести сына в специализированную школу. Хотя Джун и признает, что Эдвард научился говорить и читать благодаря ПАП, теперь она полагает, что была излишне оптимистична относительно выздоровления ее сына: «Мы потратили тысячи часов, пытаясь обучить его таким предметам, как математика, география и история – все тщетно. Пытались обучить его играм. Но аутисты не играют. Была запущена целая пропагандистская кампания с рассказами об исцеленных детях – и мне так хотелось, чтобы все это оказалось правдой. Ты так хочешь помочь своему ребенку, что забываешь на время о собственном недоверии и скептицизме».


Сейчас Джун твердо убеждена: дети с аутизмом могут лишь научиться жить со своим состоянием, но улучшений в нем не будет никогда: «Ничто не может изменить их картину мира. Их мозг поврежден, и вы ничего с этим не поделаете. Если вы считаете, что ваш ребенок вылечился, значит, у него вовсе не было аутизма, – говорит она. – И еще. Я пришла к выводу, что пытаться “лечить” их вообще неправильно. Мой сын похож на мягкого славного медвежонка. Просто так случилось, что он немного другой».

Мы войдем в его мир сами

Многие родители солидарны с Джун: с годами аутизм их детей только ухудшается, и никаких улучшений в их состоянии не наблюдается.

Сыну Пола Стюарта Эндрю поставили диагноз «аутизм», когда ему было четыре года. «Пока ребенок маленький, его проблемы могут быть незаметны. Люди часто говорят: “Все нормально, вырастет”, – говорит Пол, учитель из Глазго. – Сейчас Эндрю 16, и его проблемы видны невооруженным глазом. Ведь люди ожидают от него большего, чем от 8-летнего ребенка».

Пол понимает родителей, которые никак не хотят смириться с диагнозом своего ребенка. «Они отдают детей в обычные школы в надежде, что там они станут “как все”, но это никогда не срабатывает. Хотелось бы, конечно, взмахнуть волшебной палочкой и сказать: “аутизма больше нет” – но это невозможно».

Пол с женой решили не тратить попусту время и деньги на методики, которые, скорее всего, не помогут. Они решили сами войти в мир Эндрю, и попробовать сделать так, чтоб облегчить его жизнь настолько, насколько это вообще возможно.

«Хуже всего Эндрю по утрам, – говорит Пол. – Сам он может надеть не те брюки, забыть деньги на школьный завтрак или свое пальто, забыть почистить зубы, и так далее. Поэтому мы придумали для него контрольный лист, по которому ему надо жить, и теперь в девяти случаях из десяти он все делает правильно. Но это происходит не потому, что он стал думать по-другому. Просто мы создаем соответствующие условия для того, чтобы он действовал правильно. Аутизм никуда не денется, и сын никогда не сможет что-то делать автоматически, как, скажем, я».

Эндрю сейчас ходит в специализированную школу, но посещает футбольные курсы в обычном колледже. У него много друзей в молодежной группе местной церкви. Его родители считают, что со временем он сможет жить независимо.

«Эндрю очень хочет быть самостоятельным, а я не смогу быть с ним вечно, поэтому, когда придет время, мы поселим его отдельно. У него будут помощники, он будет чувствовать себя комфортно и постепенно привыкать к жизни без нас», – говорит Пол.

Рецепт прост – отдать себя без остатка

Кристофер и Рона Робертсон, с которых мы начали рассказ, со страхом ждут времени, когда их сын станет подростком. Ведь он будет сталкиваться со все новыми и новыми трудностями. Они очень боятся, что в его состоянии наступит регресс и стараются сделать все возможное, чтобы предотвратить это.

«Проблемы уже здесь, и их надо как-то решать, что мы и делаем, – говорит Кристофер. – Мы знаем, что должны научить Джейми тем социальным навыкам, без которых жить нельзя. Не существует волшебной пилюли, и нельзя сказать, что наша формула подходит всем. Я боюсь лишь, что другие родители, выслушав все те неприятные вещи об аутизме, которые слушали мы, опустят руки, и у них не будет сил бороться. Я верю, что аутизм излечим, надо всего лишь отдать ребенку всего себя».