» »

Упражнения направленные на развитие опорно двигательной системы. Методическая работа по физической культуре на тему: «Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата». С чашей воды в руках

15.03.2021

Коррекционные игры

12. Кач-кач

Дети лежат или сидят на полу, ноги вытянуты. По сигналу воспитателя раскачивают ступни ног в стороны (вправо, влево), сгибают их и разгибают. Движения сопровождяются словами «кач-кач». Повторяют 2-6 раз.

13. Ель, елка, елочка.

Педагог предлагает детям пойти в лес: дети идут по залу. «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо), раздвигают руки-«ветви» слегка в стороны, ладонями вперёд. «Пойдём дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается: « Вот и сестрички ели-елки, они пониже, но такие же стройные, красивые». Педагог предлагает детям встать, как елки, - принять правильную осанку, но в полуприсяде. «Пойдём, дети, поищем ещё сестричек елей. Вот и они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Педагог просит детей стать маленькими ёлочками. Дети садятся на корточки, голова прямо, спина выпрямлена, руки ладонями слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз. Педагог поощряет детей, выполнивших задание правильно.

16. Лягушонок.

Ребёнок сидит на корточах, опираясь на руки (на четвереньках). Взрослый обхватывает его за пояс и побуждает выпрямить назад согнутые ноги (сначала одну, потом другую, затем обе одновременно); на мгновение ребёнок опирается только на руки (с помощью взрослого). Упражнение повторить 3 раза, чтобы ребёнок сначала отрывал ступни от земли и поднимал прямые ноги как можно выше.

19. Тряпичная кукла.

Ребёнок сначала знакомится с тряпичной куклой, у которой все конечности мягко подвижны. Перед ним ставится задача лечь на спину, закрыть глаза и расслабиться (как тряпичная кукла). Убедиться, хорошо ли расслабился ребёнок, можно, взяв его за руки, потрясти их. При правильном расслаблении эти пассивные движения переходят с рук на весь плечевой пояс и шею, а голова ребёнка при этом покачивается, как у тряпичной куклы. Умение расслабиться очень важно для владения телом, для снятия психического напряжения, например, при засыпании. Упражнение «тряпичная кукла» повторять при каждом занятии.

29. Часики.

Воспитатель говорит: «Дети, вы знаете, что у часов стрелки всё время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная - побыстрее, а секундная – бежит очень быстро. Вот и наши с вами язычки должны научиться ходить по кругу, как стрелки часов». Для этого дети должны выполнять медленно круговые движения язычком, вытянув его по кругу сначала вдоль верхней, потом нижней губы. Такие движения делаются слева направо, потом справа налево. При этом нужно следить, чтобы рот у ребёнка был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Упражнение развивает и укрепляет мышцы языка.

42. Сидя по-турецки.

Дети сидят на ковре, ноги по-турецки (крест-накрест), наружные края стоп одинаково ровно опираются о пол. Нужно встать, придерживаясь за какую-нибудь опору или с помощью воспитателя, или другого ребёнка – постарше; ноги должны быть прямыми (скрестно) и стоять надо на наружных краях стоп. Так же сесть; тяжесть туловища равномерно распределена на обе ноги, на наружные края стоп.

47. Зайка серый умывается.

Один из играющих назначается зайкой. Все остальные становятся в круг. «Зайка» занимает место

в середине круга. Дети, стоящие в кругу, говорят вместе с инструктором:

Зайка ходит в гости к людям. Он помоет также лапки,

Мы с ним вместе мыться будем. Оботрёт их чистой тряпкой.

Зайка вымыл рот и уши. Одевается, скок, скок –

Он хороший, он послушный. В гости мчится со всех ног.

«Зайка» проделывает все движения, соответствующие тексту. Дети повторяют за ним эти движения. Тот, к кому «зайка зашёл в гости», из стоящих в кругу, становится «зайкой», и игра заканчивается, когда сменится 5-6 «зайчиков».

57. Кто летает.

Дети становятся в круг лицом к стоящему в середине круга воспитателю. Он объясняет правила игры. Воспитатель громко называет предмет, животное, птицу и одновременно поднимает руку вверх.

Дети должны поднимать руку лишь тогда, когда воспитатель называет только то, что летает (самолёт, ракета, жаворонок и т.д.). Если ребёнок ошибся и поднял руку, когда воспитатель назвал нелетающий объект, ему засчитывают ошибку. Выигрывают наиболее внимательные дети, которые ни разу не ошиблись.

60. Кулак – ладонь.

Дети сидят или лежат. Руки перед собой. Все должны сжать левую кисть руки в кулак, пальцами вверх. Вытянутые пальцы правой руки упираются в кулак левой руки. Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки вытягиваются и упираются в кулак правой. Движения должны быть быстрыми и точными.

62. Ухо, нос.

Дети сидят или стоят. Играющие должны хлопнуть перед собой в ладоши, взяться правой рукой за своё левое ухо, а левой – за нос. Затем, хлопнув в ладоши, наоборот, взяться правой рукой за нос, а левой – за правое ухо, и так далее несколько раз. Кто меньшее число раз ошибается, тот выигрывает и назначается ведущим в следующей игре.

78. Рыбка.

Из положения лёжа на спине ребёнок быстро перекатывается на живот, руки вытянуты вверх или вдоль тела. Вначале игра проводится на мягкой подстилке (взрослый постраховывает ребёнка), а затем на твёрдой и уже самостоятельно (без подстраховки). Повторять 3-5 раз, давая небольшой отдых между повторениями.

79. Ёжик вытянулся – свернулся.

В положении лёжа на спине, ребёнок поднимает руки за голову и максимально вытягивается.

Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперёд, т.е. группируется, обхватывая ноги под коленями (ёж свернулся). Повторить 2-6 раз. Между каждым повторением отдохнуть, полежать, как «тряпичная кукла» (см. игру № 19), расслабиться.

81. Равновесие.

Родители, сидя на корточках, крепко сцепляют руки (правая мамы с левой папы), прижимая их к своему телу. Другими руками берут за руки ребёнка, который становится одной ногой на руку папы, другой – на руку мамы. Родители медленно встают и поднимают ребёнка до уровня пояса, в положении стоя (ребёнок выпрямляет спину). После чего начинают медленно ходить, побуждая ребёнка продолжать стоять, сохраняя правильную осанку. Постопенно шаг ускоряется. Через 1-2 мин родители опять становятся на корточки, и ребёнок соскакивает на землю.

85. Журавли и лягушки.

2-5 играющих изображают журавлей – стоят на одной ноге, меняя при утомлении то одну, то другую ногу. Остальные дети изображают лягушек, прыгают на четвереньках.

На сигнал ведущего «журавли», прыгая на одной ноге, ловят «лягушек», убегающих на «болото» - очерченный на полу (земле) круг в одном из углов комнаты (площадки). В «болоте» они спасаются. Потом дети меняются ролями.

86. Спящий кот.

Один играющий ложится (садится) на скамью (стулья), стоящую в середине площадки (комнаты), изображая спящего кота. Остальные дети – мыши – тихо на носках обходят его со всех сторон. На сигнал ведущего кот «просыпается» и ловит разбегающихся мышей. Пойманный в свою очередь становится котом.

106. Мыши в кладовой.

Дети изображают мышей. Они сидят на стульях или на скамейках по одну сторону площадки (мыши в норах). На противоположной стороне площадки, на высоте 40-50 см натянута верёвка, за которой находится «кладовая». Сбоку от детей сидит инструктор, играющий роль кошки. «Кошка» засыпает, «мыши » БЕГУТ В «КЛАДОВУЮ», ОНИ НАГИБАЮТСЯ И ПОДЛЕЗАЮТ ПОД ВЕРЁВКУ.

Затем, присаживаясь на корточки, «грызут сухари»: «хруп-хруп». «Кошка» внезапно просыпается и бежит за «мышами». «Мыши» выбегают из «кладовой» и бегут в «норки». «Кошка» ловит «мышей». Поймав одного, «кошка» сажает его отдельно и повторяет игру с остальными. Игра кончается, когда все «мыши» будут пойманы. По оканчании игры воспитатель предлагает всем потянуься, поднять голову вверх: «они теперь не мышки, а славные ребятишкии будут хорошо расти». При этом контролируется осанка, смыкание губ.

119. Поезд с арбузами.

Игра проводится сидя. Играющие располагаются по кругу. Воспитатель стоит за кругом. Дети перебрасывают друг другу мяч по очереди, а затем кидают его воспитателю. Это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети производят круговые движения руками, произнося: «Чу-чу-чу»… Поезд движется!» Через 2-3 мин поезд останавливается. Дети говорят «Ш-ш-ш…» После этого начинается «выгрузка арбузов»- те же движения, что и при «погрузке». При произнесении звука «Шшш» губы складываются в трубочку.

126. Догони мячи – большой и маленький.

Играющие образуют круг. Воспитатель приносит два мяча – маленький и большой. Дети должны по сигналу передавать мячи по кругу. Игра проводится стоя или сидя на стульях (скамейке). По сигналу «Большой, вперёд!» передается большой мяч, а за ним, пропустив 2 человека, по сигналу «Маленький, вперёд!» передаётся маленький мяч. Через некоторое время, по указанию воспитателя, начинают передавать мячи в другую сторону, т.е. большой за маленьким. Игра продолжается, пока один мяч не догонит другой. Тогда передача мячей осуществляется иначе: например, ударами об пол. Кто ошибается, выходит из игры. У кого мячи встретятся, может стать ведущим в следующей игре.

127. Ходим в шляпах.

Играющие стоят. Детям кладут на голову лёгкий лёгкий груз – «шляпу» - мешок с песком массой 200-500 г или дощечку, колёсико от пирамиды. Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища), воспитатель даёт сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате (площадке), сохраняя хорошую осанку. Для детей 5-6 лет усложнять игру можно тем, что детям предлагают пританцовывать, пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом, по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу (площадке). Выигравает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала и при этом он не нарушил осанку.

132. Волк.

Выбирается «волк» (водящий). Очерченное линией место считается лесом, где находится «логово волка». Дети отправляются в «лес» за грибами. Они приседают (ищут грибы) и поют:

В лес гулять мы идём,

И грибы мы найдём.

Нас ты, волк, не пугай,

Нам грибов набрать дай.

Волк идёт! Все за мной!

Побежали домой.

«Волк» бросается на ребят, они обращается в бегство. Пойманный делается «волком». Если же «волк» никого не поймает, то опять идёт в своё логово. Игра повторяется.

134. Лесная сказка.

Выбирают «ёлочек» и «зайчиков». Ведущий – «Дед Мороз» (воспитатель). Он произносит:

Стройненькие ёлочки красуются,

Зайчики на них любуются

«Ёлочки» стоят прямо, руки на поясе (пальцы впереди), «зайчики» прыгают между «ёлочками» на носках. Идёт «Дед Мороз». «Зайчики» разбегаются в разные стороны и садятся на корточки (скамейку). Затем по знаку воспитателя «зайчики»присоединяются к детям, изображающим ёлочки, становятся ими. Ведущий (Дед Мороз) говорит:

Приморожу-ка я ёлки, И вершинки распрямлю,

Распрямлю им все иголки Отойду и посмотрю.

«Дед Мороз» ставит «ёлочки» плотно к стене. Руки у детей опущены и немного отведены в стороны ладонями вперёд, кисти и пальцы тыльной стороной плотно прижаты к стене. «Дед Мороз» поправляет осанку детей, смыкание губ, затем произносит:

Можно ветками махать,

Только стройненько стоять!

Дети, стоя у стенки, перемещают нижнюю челюсть вперёд. При этом язык поднимается вверх и перемещается назад и вперёд по небу.

Дети поднимают слегка согнутые руки вверх, наклоняются вправо и влево, опускают руки вниз. «Дед Мороз» дует на «ёлочек» и «зайчиков». Дети говорят:

Ой, вьюга нас ломает:

То согнёт, то разгибает.

Все дети стоя поднимают руки кверху ладонями вперёд, наклоняются и, опуская руки, касаются пальцами пола. Движения повторяются. При словах:

Сколько снега навалило,

Как нас снегом придавило!

Дети ложатся на живот, голову кладут на сложенные руки.

«Дед Мороз»:

Можно, можно потянуться и

Немножечко прогнуться,

Ноги пряменько держать,

Ветки - руки выпрямлять.

Дети, лёжа на животе, несколько прогибаясь, потягиваются, не отрывая слегка расставленных ног от пола.

«Дед Мороз» даёт команду:

Сильно, сильно потянуться

И на спинку повернуться.

Дети поворачиваются, лежат на спине, мышцы расслаблены.

«Дед Мороз»:

Ноги будем поднимать,

Поднимать и опускать.

На живот мы повернемся

И в ребяток обернёмся.

Выполнив всё, что требует «Дед Мороз», дети в конце игры водят весёлый хоровож с «Дедом Морозом».

136. Карусели.

Дети берутся за руки и образуют круг, опускают руки и в кругу становятся друг другу в затылок. Идя медленно друг за другом, по сигнула воспитателя приговаривают:

Карусели, карусели,

Мы с тобой в машину сели

И поехали.

Произнося последнее слово, дети сгибают руки перед собой, сжимают кисти в кулаки («руль» в руках) и со звуком «р-р-р…» бегут по кругу, поворачивая «руль», делая движения руками вправо, влево. Пробежав 1-2 мин (меняя направление), дети берутся за руки. Затем поднимают руки высоко (большие ребята) – вдох, опускают вниз и наклоняются («маленькие ребята») – выдох. Затем дети опускают руки, становятся в затялок друг к другу, идут медленно по кругу и приговаривают тот же стишок.

После этой фразы дети сгибают руки в локтях, делая круговые движения в плечевых суставах и произнося «чух-чух», двигаются все быстрее (поезд набирает скорость), переходя на бег. Постепенно бег замедляется, дети берутся за руки и идут по кругу.

140. Море волнуется.

Ставят рядом две скамьи или два ряда стульев (на один стул меньше, чем играющих). Можно также начертить на земле большой круг и на нём наметить цифрами места играющих. Оставшийся по жребию без места называется «морем». Он и ведёт игру. Каждый из играющих принимает название какой-либо рыбы или морского животного. Водящий ходит около играющих, плавно взмахивая руками, приговаривает: «Море волнуется! Море волнуется». Вдруг он останавливается и называет какую-нибудь рыбу. Игрок, называвшийся этим именем, следует за ним. Вызываются и все остальные «рыбы» и вереницей следуют за «морем», подражая его движениями и приговаривая: «Море волнуется». Как только водящий скажет: «На море буря!», все кружатся на месте. Если же он скажет: «Море спокойно», все спешат занять свои места. Конечно, «море» всегда обеспечит себе место. Оставшийся без места становится «морем», и игра возобновится, тогда каждый может взять себе и другое название рыбы. Водящий («море») может крикнуть: «Море спокойно», когда захочет, даже тогда, когда вызваны не все «рыбы». Игру можно кончить, когда все играющие побывали в роли моря. Если же число играющих велико, игру кончает воспитатель произвольно.

150. Между булавами.

Обойти «змейкой» поставленные в ряд булавы (ширина прохода между ними 30 см). Выигрывает ребёнок, не сбивший ни одной булавы. Можно усложнить игру, пройдя булавами с закрытыми глазами.

Вот стоят булавы в ряд. Пусть один другого сменит

Обойди их всех подряд. И булавы не заденет.

Вариант игры: проползти по-пластунски между булавами, не задев их. То же на четвереньках. Игра может проводиться командами (эстафета).

160. Статуи.

Дети становятся в круг, оставляя между собой промежуток не менее двух шагов. Один из играющих бросает мяч другому. Тот, не меняя своего места, лоит его. Не поймавший мяч превращается в «статую», оставаясь в том положении, какое он принял при ловле мяча. Игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он, как выигравший, должен оживить «статую». Для этого он идёт на середину круга и бросает мяч каждому из игроков, а тот в сою очередь должен кинуть его выигравшему. «Статуя», поймавшая мяч, считается оживлённой и может опять принять свободную позу. Если выигравший не поймает возвращаемого ему мяча, он тоже превращается в «статую», а игру продолжает с места тот, кто бросает мяч последним.

183. Пчёлы и медведь.

Ребёнок – «пчела» вылезает из улья (пролезает под стул, канат) и «летает» - легко бегает, раскинув руки. При возгласе: «медведь» - быстро возвращается в улей. «Медведем» может быть другой ребёнок или взрослый. «Медведь» может появляться и хватать «пчелу» и без возгласа.

188. Дети нарядились.

Дети стоят по кругу, один ребёнок в центре. Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют:

По дорожке Валя шла, Валя тапки примеряла,

Валя тапочки нашла. Лишь надела, захромала.

Коле тапки отдала,

С Колей танцевать пошла.

Ребёнок, стоящий в центре, изображает все в движении (примеряет «тапочки», прыгает на одной ноге и т.д.), потом танцует кругу с выбранным из круга ребёнком. Остальные дети им подпевают и прихлопывают в ладоши.

Воспитатель обращает внимание детей на умение красиво держать голову, на правильную осанку.

190. Балерина.

Ребёнок, стоя на левой ноге, сгибает правую ногу, отводит её назад и захватывает носок правой рукой. Левая держится за стул, стол или руку взрослого, который даёт счёт.

196. Мяч не теряй!

Всем детям раздают средние или маленькие мячи. Воспитатель говорит: «Можете с мячом как хотите играть!» Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: катают, подбрасывают, ловят. На слова «Мяч не теряй, вверх поднимай!» все останавливаются и показывают свои мячи. Игра повторяется 3-4 раза. После этого воспитатель предлагает детям пройти с мячом в руках по кругу.

Расположив детей по кругу, воспитатель предлагает им проделать несколько упражнений с мячами, например: 1) поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить;

2) развести руки в стороны, затем, соединив их перед собой, переложить мяч из одной руки в другую и опустить руки вниз;

3) наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, ещё раз наклониться положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, ещё раз наклониться и поднять мяч;

4) присесть, покатать мяч по полу от правой руки к левой (и наоборот), затем встать, подняв мяч; 5) поднять мяч вверх и передать назад игроку, стоящемусзади. Во время выполнения упражнений контролируют спокойное смыкание губ.

Кто хоть один раз уронил мяч, выходит из игры. Закончив игру, дети убирают мячи в корзины или ящики.

210. Мой весёлый звонкий мяч.

Дети стоят или сидят на стульях на расстоянии 1м друг от друга. Им раздают мячи размером с ладонь. Вместе с воспитателем дети ударяют мячом о пол и ловят одной рукой под стихотворение:

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскач?

Красный, жёлтый, голубой.

Не угнаться за тобой.

Для детей младшего возраста берётся большой мяч. Дети ударяют им о пол и ловят обеими руками, затем перекидывают друг другу по очереди. У кого мяч упал, тот выбывает из игры. Остальные дети начинают игру заново. Играют 2-3 раза. Лучшие игроки проходят с воспитателем «круг почёта». Воспитатель контролирует правильность осанки.

239. Ловкие ребята.

Дети стоят или сидят. В эту игру могут играть 2-3 ребёнка, соревнующихся в ловкости (кто подлезет под верёвку или быстро перелезет через неё, не задев), в прыжках (кто выше подпрыгнет, не задев верёвку). Игра может стать командной, если детей не менее 6-8 человек. Разделившись на две команды, дети соревнуются между собой в качестве выполнения прыжков и в умении подлезать под верёвку или перелезать через неё.

276. Скок – скок – скок.

Прыгать поочерёдно на одной и другой ноге, потом встать, поджав одну ногу, как аист, затем встать на четвереньки и проскакать, как лягушка, 5-6 м. Повторить всё, поскакать на обеих ногах, держа руки на поясе. При этом контролируется носовое дыхание, спокойное смыкание губ.

Мы скачем по дорожке, То уже не аист – птица,

Сменяя часто ножки. То лягушечка – квакушка,

Поскакали, поскакали, «Ква-ква-ква!» - кричит подружкам.

А потом, как аист, встали. Скок, скок, скок,

Подойдите, посмотрите: Проскакал я, сколько смог.

277. Прыгаем на одной ноге.

Прыгаем на одной ноге правой, а зптем левой. Потом наоборот – левой и правой, продвигаясь вперёд. Вначале 1 – 1,5 метра, потом расстояние увеличивается.

290. Пересаживание.

Ребёнок из положения стоя на коленях садится вправо, без помощи рук возвращается в исходное положение. Затем садится влево. Взрослый сначала помогает ребёнку, поддерживая за руки. При наличии 2 и более детей можно организовать соревнование: «Кто это упражнение сделает лучше, с прямой спиной».

Формы борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

Занятие физическими упражнениями и спортом увеличивают прочность костной ткани, способствуют более прочному прикреплению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки.

Главная функция суставов - осуществление движения. Вместе с этим они выполняют роль демпферов, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющих производить мгновенную остановку после быстрого движения. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость.

При работе мышцы развивают определённую силу, которую можно измерить. Сила зависит от количества мышечных волокон и их поперечного сечения, а также от эластичности и исходной длины отдельной мышцы. Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц именно за счёт увеличения количества и утолщения мышечных волокон и за счёт увеличения их эластичности.

Подсчитано, что все мышцы человека содержат около 300 млн. мышечных волокон. Многие скелетные мышцы обладают силой, превышающей вес тела. Если деятельность волокон всех мышц направить в одну сторону, то при одновременном сокращении они могли бы развить силу в 25 000 кг м.

Основной физкультурной формой борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. Она применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика - основная форма ЛФК.(см. Приложение№2). Упражнения лечебной гимнастики делят на 2 группы: для костно-мышечной и дыхательной.

Первые в свою очередь подразделяются по локализации воздействия, или анатомическому принципу, - для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного - пассивные и активные. Пассивными называют упражнения для поражённой конечности, выполняемые больным с помощью здоровой конечности или при содействии инструктора ЛФК; активными - упражнения, выполняемые полностью самим больным.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что при заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на:

упражнения направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.

В методику лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата обязательно включают лечебную физкультуру.

Занятия проводят лучшие специалисты-реабилитологи. Эффективность каждого отдельного занятия и комплекса тренировок обеспечит стойкий результат.

Кенезитерапия при сколиозах, кифозах, плоскостопии, остеохондрозе, остеопорозе.

Суставная гимнастика при артритах, артрозах и травмах.

Гимнастика "релакс" - при радикулите, остеохондрозе, острых болях в позвоночнике и суставах.

Адаптивная физическая культура - для улучшения обмена веществ и адаптации к физическим нагрузкам.

Коррегирующая, деторсионная гимнастика - для формирования корректирующего мышечного корсета и нормализации мышечного тонуса.

Различают два вида лечебной физкультуры: общая тренировка и специальные тренировки. Общая тренировка в ЛФК направлена на укрепление и оздоровление организма в целом; и специальные тренировки в ходе курса лечебной физкультуры прописываются врачом для устранения нарушений в функционировании определенных органов или систем в организме.

Для достижения результатов в лечебной физкультуре применяются определенные упражнения, нацеленные на восстановление функций той или иной части организма (например, для укрепления мышц живота лечебная гимнастика включает в себя комплекс физических упражнений в положении стоя, сидя и лежа). В результате прохождения курса ЛФК организм адаптируется к постепенно возрастающим нагрузкам и корректирует вызванные заболеванием нарушения.

Назначает курс лечебной гимнастики лечащий врач, а врач-специалист по лечебной физкультуре (ЛФК) определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях - врач по ЛФК. Применение лечебной гимнастики, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания. Самостоятельно начинать занятия по ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния, методика занятий лечебной гимнастикой, назначенная врачом, должна строго соблюдаться.

Общие упражнения для подвижности суставов

Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:

Исходное положение - руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.

Исходное положение - руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.

Исходное положение - руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.

Исходное положение - руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).

Исходное положение - руки за голову. Круговые движения туловищем.

Исходное положение - руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.

Исходное положение - полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.

Исходное положение - основная стойка. Наклон влево, вправо.

Исходное положение - руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.

Исходное положение - лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).

Упражнения для мышц шеи - это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.

Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.

Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях.

Выполняются они из исходного положения стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.

Упражнения для воспитания осанки. Как правило, с возрастом в результате ослабления мышц ног и туловища, неправильно или вынужденного положения отдельных частей тела при работе или дома осанка ухудшается.

Постоянное применение специально подобранных упражнений поможет сохранить правильную и красивую осанку на долгие годы.

Выводы

Таким образом, основными формами борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура и массаж. Лечебная физкультура применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика - основная форма ЛФК. Массаж в рамках комплексного восстановительного лечения позволяет уменьшить интенсивность лекарственной терапии, и ускорить процесс восстановления организма при заболевании. В правильном и рациональном выполнении комплекса упражнений ЛФК и прохождений курса массажа, состояние пациента улучшиться. Занятия в реабилитационных центрах проводят специалисты разного профиля и высокого уровня подготовки. При каждой разновидности заболевания опорно-двигательного аппарата, разрабатывается отдельная программа реабилитации.

Основной физкультурной формой борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. Она применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика - основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на 2 группы: для костно-мышечной и дыхательной.

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на упражнения, направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов. Занятия проводят лучшие специалисты-реабилитологи и массажисты.

Наш эксперт - мастер спорта по плаванию, тренер по суставной гимнастике Александра Романенкова.

Сборная «солянка»

Суставная гимнастика вобрала в себя упражнения из самых разных спортивных направлений и методик.

Тренировка в идеале должна длиться 50 минут, но, если поначалу это тяжело, можно ограничиться получасом. Во время занятия прорабатываются все мышцы и суставы - от шейных позвонков до стоп.

Все упражнения проходят в медленном темпе: плавные вращения, сгибания-разгибания с повторами. Если суставы совершенно утратили подвижность, они массируются руками.

Также в программу входят упражнения на создание напряжения в той или иной части тела при помощи собственного мышечного усилия. Можно просто сгибать руку, а можно напрячь мышцы и сгибать, преодолевая сопротивление. За счет этого тренируются связки, плечевой и локтевой суставы.

Польза для всего организма

Гимнастика не только развивает подвижность суставов, но и увеличивает циркуляцию крови, заставляет обменные процессы идти быстрее, что положительным образом сказывается на состоянии всего организма.

Положительно действуют занятия и на нервную систему. В гимнастику включены упражнения, направленные на вытяжение срединного нерва, проходящего от области шеи до ладоней. Мышцы шеи считаются стрессовыми, и, когда человек постоянно находится в подавленном или раздраженном состоянии, они зажаты.

Стоит только расправить эти мышцы - как сам человек расслабляется, успокаивается.

Заниматься могут все

Перетренироваться суставной гимнастикой нельзя, поскольку это очень мягкая система. Но легкая усталость после первых тренировок будет ощущаться, ведь задействуются суставы, которые в обычной жизни не используются.

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата многие виды активности недоступны, поэтому суставная гимнастика может сыграть существенную роль. Здоровым людям необходимы регулярные занятия спортом - и суставная гимнастика в данном случае выступает как дополнение к основным тренировкам: аэробике, шейпингу, пилатесу. Фитнес помогает укрепить основные мышцы, а суставная гимнастика - мелкие и малоподвижные.

Двух-трех занятий в неделю вполне достаточно, чтобы поддерживать организм в тонусе. Если же вас что-то беспокоит, например характерный щелчок при сгибании-разгибании ног или рук, стоит заниматься чаще - 5-6 раз. Предварительно, разумеется, следует проконсультироваться с врачом и понять причину недомоганий.

Противопоказания для занятий суставной гимнастикой минимальны: острая боль или беременность. Но сразу же после родов, как только женщина будет морально готова к физическим нагрузкам, можно начинать занятия.

Приступаем к упражнениям!

Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Плечевые суставы

1. Прямую руку, свободно опущенную вдоль туловища, вращаем во фронтальной плоскости перед собой.

В кисти появится ощущение тяжести и набухания, от приливающей крови она станет красной. Скорость вращения постепенно увеличиваем.

Плечевые суставы тренируем поочередно. Каждую руку вращаем сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.

2. Спина прямая. Плечи тянем вперед навстречу друг другу, напрягаем, затем слегка расслабляем и опять с новым усилием даем дополнительное напряжение.

Повторяем 8-10 раз.

3. Плечи тянем вверх, отпускаем напряжение и снова тянемся. Чередуем увеличивающееся с каждым разом напряжение с расслаблением, опуская плечи как можно ниже. Напряжение усиливаем на выдохе, а расслабление - на вдохе.

Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Колени

1. Ноги чуть шире плеч, стопы параллельно друг другу (носки слегка повернуты внутрь), ладони на коленных чашечках. Спина ровная, смотрим вперед, голову не опускаем.

Совершаем круговые движения коленями: сначала 8-10 раз внутрь, затем - наружу (руки помогают вращению). В конце каждого движения колени разгибаются полностью.

2. Стопы вместе, ладони на коленях. Спина ровная, смотрим вперед, голову не опускаем. Описываем коленями круги в одну сторону, разгибая их в конце каждого движения. Выполняем упражнение в противоположную сторону аналогично.

3. Стопы вместе, ноги прямые, спина ровная. Пружинис-тыми движениями рук надавливаем на коленные чашечки, стараясь еще лучше их распрямить.

Выполняем 8-10 таких движений. Смотрим вперед.

Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Шейный отдел позвоночника

1. Корпус прямой, подбородок опущен на грудь. Подбородком скользим вниз по груди. Чередуем напряжение и легкое расслабление.

С каждым новым напряжением стараемся продолжить движение, немного добавляя усилий.

Выполняем 8-10 таких движений.

2. Корпус прямой, голову слегка отклоняем назад (но не запрокидываем). Тянемся подбородком вверх.

Затем движение на секунду останавливаем, немного отпускаем напряжение и снова тянемся подбородком ввысь.

Делаем 8-10 таких движений.

3. Спина прямая, плечи во время выполнения упражнения абсолютно неподвижны.

Голову наклоняем вправо (без поворота) и пытаемся коснуться ухом плеча. Затем наклоняем голову к левому плечу.

4. Круговые движения головой. Голова перекатывается медленно и свободно, не нужно перенапрягать мышцы шеи.

8-10 раз - в одну сторону, а потом в другую.

Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Стопы

Встаньте прямо, согните ногу в колене, бедро параллельно полу, рука фиксирует бедро, голень расслаблена.

Совершаем вращательные движения голенью по и против часовой стрелки по 8-10 раз по-очередно каждой ногой.

Оглавление

I. Введение…………………………………………………………..1

II. Основная часть:


  1. Опорно-двигательный аппарат………………………..2

  2. Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения ……………………………4

  3. Основной комплекс упражнений для укрепления опорно-двигательной системы…………………………7

  4. Закаливание организма………………………………....9
III. Заключение……………………………………………………...10

IV. Литература………………………………………………………11

Введение

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье.

Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и умной

истине стоит помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме

начинаются сбои, и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас

невозможного.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от

всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы

грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего

возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься

физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом,

добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Главное – здоровый образ жизни – комплекс оздоровительных мероприятий,

обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение

работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Основные элементы здорового образа жизни – плодотворная трудовая

деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное

питание, закаливание, отказ от вредных привычек.

Опорно-двигательный аппарат

«Опорно-двигательный аппарат составляют кости скелета с суставами, связки и мышцы с сухожилиями, которые наряду с движениями обеспечивают опорную функцию организма. Кости и суставы участвуют в движении пассивно, подчиняясь действию мышц, но играют ведущую роль в осуществлении опорной функции. Определённая форма и строение костей придают им большую прочность, запас которой на сжатие, растяжение, сгибание значительно превышают нагрузки, возможные при повседневной работе опорно-двигательного аппарата. Например, большеберцовая кость человека при сжатии выдерживает нагрузку более тонны, а по прочности растяжение почти не уступает чугуну. Большим запасом прочности обладают также связки и хрящи суставов.

Скелетные мышцы осуществляют как статическую деятельность, фиксируя тело в определённом положении, так и динамическую, обеспечивая перемещение тела в пространстве и отдельных его частей относительно друг друга. Оба вида мышечной деятельности тесно взаимодействуют, дополняя друг друга: статическая деятельность обеспечивает естественный фон для динамической. Как правило, положение сустава изменяется с помощью нескольких мышц разнонаправленного, в том числе противоположного, действия. Сложные движения сустава выполняются согласованным, одновременным или последовательным сокращением мышц ненаправленного действия. Согласованность (координация) особенно необходима для выполнения двигательных актов, в которых участвуют многие суставы (например, бег на лыжах, плавание).

Скелетные мышцы представляют собой не только исполнительный двигательный аппарат, но и своеобразные орган чувств. В мышечном волокне и сухожилиях имеются специальные нервные окончания – рецепторы, которые посылают импульсы к клеткам различных уровней центральной нервной системы. В результате создаётся замкнутый цикл: импульсы от различных образований центральной нервной системы, идущие по двигательным нервам, вызывают сокращение мышц, а импульсы, посылаемые рецепторами мышц, информируют центральную нервную систему о каждом элементе системы. Циклическая система связей обеспечивает точность движениям и их координацию. Хотя управление движением скелетных мышц осуществляется различными разделами центральной нервной системы, ведущая роль в обеспечении взаимодействия и постановке цели двигательной реакции принадлежит коре больших полушарий головного мозга. В коре больший полушарий двигательная и чувствительная зоны представительств образуют единую систему, при этом каждой мышечной группе соответствует определённый участок этих зон. Подобная взаимосвязь позволяет выполнять движения, относя их действующим на организм факторами окружающей среды. Схематически управление произвольными движениями может быть представлено следующим образом. Задачи и цель двигательного действия формируются мышлением, что определяет направленность внимания и усилий человека. Мышление и эмоции аккумулируют и направляют эти усилия. Механизмы высшей нервной деятельности формируют взаимодействие психофизиологических механизмов управления движениями на различных уровнях. На основе взаимодействия опорно-двигательного аппарата обеспечиваются развёртывание и коррекция двигательной активности. Большую роль в осуществлении двигательной реакции осуществляют анализаторы. Двигательный анализатор обеспечивает динамику и взаимосвязь мышечных сокращений, участвует в пространственной и временной организации двигательного акта. Анализатор равновесия, или вестибулярный анализатор, взаимодействует с двигательным анализатором при изменении положения тела в пространстве. Зрение и слух, активно воспринимая информацию из окружающей среды, участвуют в пространственной ориентации и коррекции двигательных реакций.

Значение физических упражнений для формирования системы опоры и

движения

Движения, потребность в которых обусловлена закономерностями роста

организма,- непременное условие нормального развития, укрепления здоровья,

формирования правильной осанки и овладения основными двигательными

навыками. Для того чтобы стать сильным, ловким, выносливым и

работоспособным, необходимо регулярно заниматься физическим трудом,

физкультурой и спортом. Способность мышцы выполнять физическую работу

зависит от ее предшествующей тренировки. В первую очередь тренировка

повышает мышечную силу. Под ее воздействием утолщаются мышечные волокна и вся мышца в целом. Тренировки способствуют улучшению координации и

автоматизации мышечных движений, повышению работоспособности. Тренированный человек, утомленный проделанной работой, способен быстро восстанавливать свои силы.

Тренировка благотворно действует и на состояние скелета. Особенно

сильно развиваются те участки костей, куда прикрепляются крупные, хорошо

развитые мышцы. Тренировка благотворно сказывается на развитии всего

организма. Усиленная мышечная работа значительно увеличивает потребность в

кислороде, т. е. способствует тренировке дыхательной и сердечно –

сосудистой системы, развитию сердечной мышцы и мышц грудной клетки.

Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает ощущение

бодрости и в конечном итоге приводит к повышению жизнедеятельности всего

организма. Человек всегда должен стремиться к развитию таких физических

качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас

множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки.

Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. У

людей развивается слабость скелетных мышц, затем возникают слабость

сердечной мышцы и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы.

Одновременно происходит перестройка костей накопление в организме жира,

развитие атеросклероза (хронического заболевания, проявляющегося в

повреждении внутренней стенки артерий и нарушении кровообращения), падение

работоспособности, снижается устойчивость к инфекциям, ускоряется процесс

старения организма.

Эпоха научно-технической революции привела к уменьшению доли ручного

труда за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. Развитие

городского транспорта и таких средств передвижения, как лифты, эскалаторы,

движущиеся тротуары, развитие телефонизации и других средств связи привели

к широкому распространению малоподвижного образа жизни, к гиподинамии –

понижению двигательной активности.

Основными способами борьбы с последствиями гиподинамии являются все

виды физической тренировки, физкультура, спорт, туризм, физический труд.

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, утренняя зарядка,

физкультминутки, прогулки, туризм призваны компенсировать двигательное

голодание. Бытовые, трудовые или случайные физические нагрузки не решают

дела, поскольку они, как правило, развиваются непропорционально. Специально

же продуманные занятия физическими упражнениями позволяют выровнять

физическую подготовленность, развиваться пропорционально и разносторонне.

Физические упражнения надо выполнять ежедневно, желательно несколько

раз в день. Можно, занимаясь несколько раз в день, тратить на это ежедневно

не более 30-40 минут. Хотя, конечно, неплохо уделить своему физическому

самоусовершенствованию, укреплению здоровья и повышению работоспособности час – полтора в день. Такой резерв времени имеется практически у всех.

Нужно помнить, что регулярные физические занятия продлевают молодость. Тем

более что через 3-4 недели занятий они станут потребностью, начнут

доставлять удовольствие.

Физические упражнения очень разнообразны. Летом хорошо много плавать,

бегать, играть на открытом воздухе в волейбол, баскетбол, бадминтон,

настольный теннис. Плавание, длительный бег, спортивные игры дают хорошую

нагрузку на все системы организма, способствуют развитию выносливости,

улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Однако не следует

переутомляться. Утомление должно быть таким, чтобы, во-первых, оно не было

неприятным (не до изнеможения), во-вторых, на следующий день оно ощущаться

не должно. Если эти условия не соблюдаются, - значит, допущено чрезмерное

утомление, к которому организм не подготовлен. В связи с этим нагрузку

следует наращивать постепенно, лишь по мере приспособления организма.

Плавание (и вообще купание) полезно еще и тем, что прохладная вода

благотворно действует на нервную и сосудистую системы, способствует

закаливанию человека. Но и тут надо знать возможности своего организма и не

терять чувства меры: переохлаждение может не только привести к простудному

заболеванию, оно вредно для нервной и сосудистой систем, нарушает работу

некоторых других органов, способствует обострению воспалительных

заболеваний. Так что не увлекайтесь длительным пребыванием в воде. Из воды

нужно выходить не тогда, когда уже чувствуется озноб, а несколько раньше.

Безвредное пребывание в воде значительно продляется, если энергично

двигаться: плавать, играть.

Зимой полезно ходить на лыжах, кататься на коньках. Эти виды упражнений

также способствуют закаливанию, но и здесь следует остерегаться

переохлаждения и переутомления.

Гимнастические упражнения имеют свои особенности. При выполнении их

легко дозировать нагрузку, причем не только общую, но и на отдельные

мышечные группы. Легко направленно развивать физические качества, влиять на

телосложение. Гимнастику можно выполнять в домашних условиях, уделяя ей

несколько минут или несколько десятков минут – по мере надобности.

Гимнастические упражнения составляют основное содержание утренней зарядки,

которую нужно выполнять ежедневно, начиная с нее день. Зачем она нужна?

Во время сна резко замедляется движение тканевой (межклеточной)

жидкости или лимфы. Дело в том, что лимфа перемещается главным образом за

счет работы (сокращения и расслабления) мышц и движений звеньев тела. Но

когда человек спит, скелетная мускулатура почти не работает. Поэтому и

лимфа почти не перемещается, застаивается в тканях и, засоряется продуктами

жизнедеятельности клеток, представляет собой плохую для них среду.

Для того чтобы снять застойные явления, следует энергично подвигаться,

вовлекая в движения все части тела. Именно для этого и служит зарядка.

Другая ее задача – помочь нервной системе поскорее «проснуться», это

позволяет быстрее втянуться в нормальный ритм жизни. Можно ставить перед

утренней гимнастикой и еще одну задачу – физическое совершенствование. Для

этого в нее включаются упражнения, направленные на развитие силы, гибкости,

прыгучести, на совершенствование фигуры, на формирование тех или иных

двигательных навыков.

Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и

мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе

роста и развития организма. Хорошая осанка, т.е. правильное положение тела

при ходьбе, стоянии, сидении, выполнении различных видов работы, не только

имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием для

нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов.

Правильная осанка не возникает сама по себе, ее необходимо формировать

с раннего детства. Дефекты осанки легче всего возникают в тот период, когда

в позвонках и других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани. После

замещения хрящей костью дефекты осанки с большим трудом поддаются

исправлению. Если ребенок, сидя за партой, постоянно сутулиться и

горбиться, принимает неправильную позу, держит одно плечо выше другого,

постоянно носит в одной руке тяжести, например портфель, у него неизбежно

возникает искривление позвоночника. Это не только приводит к внешним

нарушениям, которые потом очень трудно исправить, но и вызывает

расстройство внутренних органов, и, прежде всего сердца и легких.

Чтобы не возникла опасность искривления позвоночника, школьнику, сидя

за партой, следует держать туловище прямо, а голову лишь немного наклонять

вперед. Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3-

4 см, предплечья должны свободно лежать на столе, ноги необходимо согнуть

в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны

опираться на пол или подножку парты. Школьникам младших классов лучше всего пользоваться ранцем.

Постоянно занимаясь физкультурой, участвуя в турпоходах и спортивных

играх, надо помнить, что все эти мероприятия могут быть полезны для

организма только в том случае, если физическая нагрузка соответствует

физическому развитию. Длительные, чрезмерные физические нагрузки могут

принести неокрепшему организму не меньший вред, чем малоподвижный образ

жизни. Поэтому участию в спортивных состязаниях, забегах на длинные

дистанции, в футбольных, хоккейных, баскетбольных матчах обязательно должны

предшествовать соответствующая физическая подготовка и совет специалиста.

Комплекс упражнений для укрепления опорно-двигательной системы

Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:


  • «исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.

  • исходное положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.

  • исходное положение – руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.

  • исходное положение – руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).

  • исходное положение – руки за голову. Круговые движения туловищем.

  • исходное положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.

  • исходное положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.

  • исходное положение – основная стойка. Наклон влево, вправо.

  • исходное положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.

  • исходное положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.»
«Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).

Упражнения для мышц шеи – это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.

Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.

Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях. Выполняются они из исходного положения стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.»

«Упражнения для воспитания осанки. Как правило, с возрастом в результате ослабления мышц ног и туловища, неправильно или вынужденного положения отдельных частей тела при работе или дома осанка ухудшается. Постоянное применение специально подобранных упражнений поможет сохранить правильную и красивую осанку на долгие годы.


  • исходное положение – руки вниз в замок. 1 – 2. Руки вверх - назад, подняться на носки, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

  • исходное положение – руки на пояс. 1 – 2. Полунаклон вперёд, подняться на носки, смотреть вперёд. 3 – 4. Исходное положение.

  • исходное положение – палку на лопатки хватом за концы. Наклон влево. 3 – 4. Исходное положение. 5 – 8. Так же вправо.

  • исходное положение – основная стойка. 1 – 2. Присесть на носках, руки назад за спину. 3 – 4. Исходное положение.

  • исходное положение – упор сидя сзади. 1 – 2. Прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.
исходное положение – лёжа на полу на животе пред гимнастической стенкой. 1 – 2. Перебирая руками рейки снизу вверх, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

Закаливание организма

Современные жилища, одежда, транспорт и т. п. уменьшают воздействие на

организм человека атмосферных влияний, таких, как температура, влажность,

солнечные лучи. Уменьшение таких влияний на наш организм снижает его

устойчивость к факторам окружающей среды. Легче переносит мороз и жару тот

человек, который с малых лет закаливал свой организм, приучал его к

колебаниям температуры. Следовательно, закаливание это комплекс приемов,

которые систематически используют для тренировки устойчивости организма к

температурным колебаниям окружающей среды. Закаливание - мощное

оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней и на

велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза

снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают

вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие

на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает

кровообращение, нормализует обмен веществ.

Основными условиями, которые нужно выполнять при закаливании организма

являются систематическое использование закаливающих процедур и постепенное

наращивание силы воздействия. Надо помнить, что через 2-3 месяца после

прекращения закаливания достигнутый ранее уровень устойчивости организма

начинает снижаться.

Наиболее распространенной формой закаливания является использование

свежего прохладного воздуха. Для этого в теплое время года хороши

длительные прогулки, туристические походы, сон в помещении с открытым

окном. Дома полезно ходить по полу босиком, причем в первый раз в течение!

минуты, затем каждую неделю увеличивать продолжительность на 1 минуту. В

холодное время года прогулки пешком хорошо дополнять ходьбой на лыжах,

бегом на коньках, медленным закаливающим бегом в облегченной одежде.

Повышению устойчивости к низким температурам способствует также занятие

утренней гимнастикой на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом

помещении.

Более сильный закаливающий фактор - вода. Кроме температурного, вода

оказывает механическое воздействие на кожу, что является своеобразным

массажем, улучшающем кровоснабжение. Закаливание можно проводить в виде

обтирания или обливания водой. Начинают закаливание водой при температуре

один градус. Если со стороны организма не возникает никаких изменений,

температуру воды можно довести до температуры водопроводной

(10-12 градусов).

Большим закаливающим действием обладают купания в открытых водоемах.

При этом раздражение водой сочетается с воздействием воздуха. При купании

согреванию тела способствует усиленная работа мышц во время плавания.

Вначале продолжительность купания оставляет 4-5 минут, постепенно ее

увеличивают до 15-20 минут. Во время слишком долгого купания или купания в

очень холодной воде усиленный обмен веществ не может восполнить потерю

тепла и организм переохлаждается. В результате вместо закаливания человек

наносит вред своему здоровью.

Одним из закаливающих факторов является солнечное облучение. Оно

вызывает расширение сосудов, усиливает деятельность кроветворных органов,

способствует образованию в организме витамина D.

Продолжительность пребывания на солнце вначале не должна превышать 5

минут. Постепенно ее увеличивают до 40-50 минут, но не более. При этом надо

помнить, что неумеренное пребывание на солнце может привести к перегреванию

организма, солнечному удару, ожогам.

Заключение

Таковы основные слагаемые здоровья. Помните: здоровый образ жизни

позволяет в значительной мере раскрыть те ценные качества личности, которые

столь необходимы в условиях современного динамического развития. Это прежде

всего высокая умственная и физическая работоспособность, социальная

активность, творческое долголетие. Сознательное и ответственное отношение к

здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и

поведения всех людей. Повсеместное утверждение здорового образа жизни –

дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно

касается каждого из нас.

Использованная литература

Собрание рефератов «5балловRU»

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

1001 вопрос и ответ. Большая книга знаний «Мир книги» Москва 2004

Большая Российская энциклопедия. ОНИКС 21век. 2003

Физиология человека Е.Б. Бабский, Г.И. Косицкий, А.Б. Коган и др.

Биология. Человек. А.С. Батуева 2001

Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.

Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей. Теория и практика физической культуры. - 1993.- №5-6. - С.41.

Ольга Белошейкина
Комплекс упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

I.Основная стойка у стены, касаясь затылком, спиной, ягодицами, икрами, пятками.

1. Исходное положение :основная стойка, 1-2 руки через стороны вверх, 3-4 вернули в Исходное положение

Исходное положение :основная стойка, 1-2 подняться на носки, руки вперед, ладонями вниз, 3-4 в Исходное положение

2. Исходное положение : основная стойка, носки врозь. Присесть не отрываясь от стены, со звуком Ш-Ш-Ш, вдох Исходное положение

3. И. П. 1-2 поднять правую ногу согнуть в колене, 3-4 в Исходное положение

II. Разные виды ходьбы по залу :

На носках (руки вверх)

На пятках (руки за голову)

На внешней стороне стопы (руки в стороны)

С высоким поднятием колен (Цапля)

III.Упражнения на гимнастических ковриках.

Исходное положение : лежа на животе.

1. Качели. Исходное положение : руки вперед, 1-2-3-4-поднять голову прямые руки и ноги, качать себя мышцами, 5-6 Исходное положение 4-6 раз

2. Ласточка. Исходное положение, руки в стороны. 1-2-3-4 поднять прямые ноги и руки в стороны, 5-6 Исходное положение 4-6 раз

3. Крылышки. Исходное положение, руки вдоль туловища. 1-2 поднять голову и плечи, руки в крылышки, 3-4 Исходное положение 4-6 раз.

4. Брюшное дыхание. 1-2 вдох, живот втянуть, 3-4 выдох, надули живот. 4 раза

Исходное положение : стоя.

Исходное положение : пятки и носки вместе, поднять руки над головой, 1-2 отвести руки назад, 3-4 Исходное положение

Исходное положение ноги на ширине плеч, руки крылышки. Наклоны вправо-влево, коснуться локтем бедра.

Исходное положение : лежа на спине

1. Горизонтальные ножницы. Исходное положение, руки вдоль туловища. Поднять ноги на 30 градусов, горизонтальные движения ногами, Исходное положение на 6-8 счетов

2. Вертикальные ножницы. Исходное положение : руки вдоль туловища. Поднять ноги на 30 градусов, вертикальные движения ногами Исходное положение на 6-8 счетов

3. Велосипед. Исходное положение :руки вдоль туловища. Поочередное сгибание и разгибание ног на весу. На 6 счетов.

4. Смена дыхание. 1-2, вдох, надули грудь, 3-4 выдох, надули живот. 4 раза

Исходное положение : коленно-кистевое

1. Ласковая кошечка 1-2

Сердитая кошечка 3-4 4-6 раз

2. Полочка Исходное положение 1-2 встали на носки, выпрямили туловище, 3-4 Исходное положение 4-6 раз

Исходное положение : сидя.

1. Исходное положение :ноги согнуты в коленях, стопы параллельно, поднимание пяток вместе и поочередно. 8 раз

2. Семафор. Исходное положение., ноги прямые. Поднять руки в стороны, медленно опускать со звуком «С-С-С» 4 раза

Публикации по теме:

Психо-и сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата Важнейшим периодом интенсивного физического развития детей, развития отдельных органов и систем является дошкольный возраст. Ведущей системой.

Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности Детство – уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируются основы психофизического здоровья, происходит становление личности.

«Здоровье в порядке? Спасибо зарядке!» Конспект занятия НОД для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Технология: здоровье сберегающая. Интеграция образовательных областей: «Познание». Формировать знания о том, что полезно, а что вредно.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 3 Часть 2 Часть 4 3.4.1 Организация движения У ребенка ДЦП наблюдаются специфические недостатки моторики и психомоторики, которые являются.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 4 Часть 2 Часть 3 Трудовая деятельность Очень важно развитие трудовых умений у детей с овз, овладение элементарной культурой труда. В зависимости.

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Часть 2 Часть 3 Часть 4 2. Характеристика предметно развивающей среды. Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса.

Комплекс дыхательно-звуковой гимнастики для детей ЧБД и детей с тяжелыми нарушениями речи (5–7 лет) Цель: сформировать у детей навык правильного дыхания. Задачи: упражнять в общеразвивающих упражнениях; увеличить объем дыхания, нормализовать.