» »

Миф прометей за что был наказан. Прикованный прометей. За что же на самом деле Зевс наказал Прометея

20.02.2024

За что же на самом деле Зевс наказал Прометея?

О Прометее человечество впервые узнало от Гесиода, жившего, как известно, в восьмом веке до нашей эры. И этот первый известный нам по имени древнегреческий поэт рассказал историю еще более древнюю. И при всём при том, что тысячелетия отделяют нас от легендарного создателя первого человека из глины, его подвиг веками оставался и остаётся предметом новых версий и предположений – все минувшие века люди открывали для себя что-то новое в этой мифической истории. Например, Перси Шелли в «Освобожденном Прометее» утверждает, что именно знания, которые передал Прометей людям, дают последним всю ту свободу, которой мы сегодня располагаем. Без этого знания мы остались бы несвободны. Ведь без знания мы не ведаем, ни о действительном положении дел, ни о своих правах.

Огонь того древнего знания в наше время несёт Экспертно-правовой центр «Прометей», который – в результате проведённой экспертизы – может выяснить абсолютно неожиданные обстоятельства. Зайдите на сайт центра http://epcp.ru/ и сами убедитесь в том, что он может. Здесь затруднительно даже просто перечислить все сферы деятельности…

Взять, к примеру, техническую экспертизу документов. Вот у вас – по каким-то косвенным или даже случайным признаками – возникли сомнения в подлинности тех бумаг, которые представил ваш возможный партнёр, подрядчик, конкурент или кто-то ещё, кто претендует на участие в деле, непосредственно затрагивающем ваши интересы. Что делать? А вот и ответ на этот вопрос. Экспертно-правовой центр может профессионально изучить бумаги и сделать выводы об их подлинности и вообще о происхождении. Без участия опытного специалиста вы сами можете даже не увидеть того, что, например, реквизиты в договоре, указанные в документе, на самом деле просто не могут существовать в природе, выдуманы «из головы». Или подпись под документом может принадлежать вовсе не тому лицу, которое указано в её расшифровке. А то и просто подпись механически перенесена с другого, настоящего документа, на некий иной – ненастоящий.

Экспертно-правовой центр «Прометей» занимается, не только – далеко не только – установлением подлинности бумаг. Предметом экспертиз могут стать и самые, на первый взгляд, неожиданные сферы вашей деятельности. Строительная экспертиза, пожарная экспертиза, биологическая, экологическая, баллистическая… Полный список и подробное описание, что входит в то или иной вид экспертизы, читайте на сайте.

А что же в конце концов произошло с легендарным Прометеем? По версии Эсхила, его спас от гнева Зевса Геракл. Почему? Да потому, что Геракл узнал истинную причину гнева царя богов. Ведь Зевс наказал Прометея вовсе не за то, что тот украл у него огонь и отдал его людям, но за то, что Прометей отказался раскрыть Зевсу тайну его грядущего, то есть тайну его будущего свержения. Да, так бывает, что несправедливый правитель готов даже закрывать глаза на чьи-то преступления – до тех пор, пока не покушаются на его личную власть. Зевс был в своем гневе несправедлив, чего не прощают даже подданные богов (Геракл).

Карел Чапек

Наказание Прометея

Покашливая и кряхтя после длинного, скучного судебного разбирательства, сенаторы собрались на чрезвычайное совещание, происходившее в тени священных олив.

Итак, господа, - зевнул председатель сената Гипометей (1), - до чего затянулось это проклятое разбирательство! Я думаю, что мне даже не следует делать резюме, но чтобы не было формальных придирок... Итак, обвиняемый Прометей, здешний житель, привлеченный к судебной ответственности за то, что нашел огонь и тем самым как бы... гм, гм нарушил существующий порядок, признался в том, что он, во-первых, действительно нашел огонь, затем в том, что он может, как только ему заблагорассудится, с помощью так называемого высекания вызвать этот огонь, в-третьих, в том, что он не скрыл соответствующим образом тайну этой предосудительной находки и даже не оповестил о ней надлежащие власти, а самовольно выдал ее, или, другими словами, передал в пользование простым людям, как явствует из показаний допрошенных нами свидетелей... Я полагаю, что этого вполне достаточно и мы можем немедленно проголосовать и вынести решение о виновности и о наказании Прометея.

Простите, господин председатель, - возразил заседатель Апометей, - я считаю, что, принимая во внимание серьезность этого чрезвычайного заседания, было бы, может быть, удобнее вынести приговор только после обстоятельного и, так сказать, всестороннего обсуждения.

Как вам угодно, господа, - торжественно проговорил Гипометей. - Хотя дело ясное, но, если кто-либо из вас желает добавить еще что-нибудь, пожалуйста.

Я позволил бы себе напомнить, - отозвался присяжный Аметей и основательно откашлялся, - что, по моему мнению, во всем этом деле следует особенно подчеркнуть одну сторону. Я имею в виду религиозную сторону вопроса, господа. Будьте добры определить, что такое этот огонь? Что такое эта высеченная искра? По признанию самого Прометея, это не что иное, как молния, а молния, как всем известно, есть проявление силы бога-громовержца. Будьте добры объяснить мне, господа, как добрался какой-то Прометей до божественного огня? По какому праву он овладел им? Где он взял его вообще? Прометей хочет уверить нас, что он просто изобрел его, но это ерунда: если бы это было так легко, то почему не изобрел огня, например, кто-нибудь из нас? Я убежден, господа, что Прометей просто-напросто украл этот огонь у наших богов. Нас не собьют с толку его запирательство и увертки. Я бы квалифицировал это преступление как самую обыкновенную кражу, с одной стороны, и как злостное надругательство и святотатство - с другой. Поэтому я за то, чтобы наказать его самым суровым образом за безбожную дерзость и тем самым защитить священную собственность наших национальных богов. Вот все, что я хотел сказать, - закончил Аметей и громко высморкался в подол своей хламиды

Хорошо сказано, - согласился Гипометей. - Кому еще угодно выступать?

Прошу прощения, - сказал Апометей, - но я не могу согласиться с выводами уважаемого коллеги. Я видел, как упомянутый Прометей разжигал огонь, и скажу вам откровенно, господа, - между нами, конечно, - в этом нет ничего трудного. Открыть огонь сумел бы каждый лентяй, бездельник и козий пастух; мы не сделали этого лишь потому, что у таких серьезных людей, как мы, разумеется, нет ни времени, ни желания развлекаться какими-то камешками, высекающими огонь. Я уверяю коллегу Аметея, что это самые обыкновенные естественные силы, возиться с которыми недостойно мыслящего человека, а тем паче бога. По-моему, огонь - явление слишком ничтожное, чтобы как-нибудь задеть наши святыни. Однако я должен обратить внимание коллег на другую сторону вопроса. А именно, огонь - по- видимому, стихия очень опасная и даже вредная. Вы слышали показания свидетелей, говоривших, что, испытывая мальчишеское открытие Прометея, они получили тяжкие ожоги, а в некоторых случаях пострадало даже и имущество. Господа, если по вине Прометея использование огня получит распространение, а этому, к сожалению, помешать уже нельзя, никто из нас не может быть уверен в своей жизни и даже в целости своего имущества, а это, господа, может означать конец всей цивилизации. Достаточно малейшей неосторожности - и что остановит эту непокорную стихию? Прометеи, господа, с легкомыслием, достойным наказания, вызвал к жизни это опасное явление. Я бы обвинил его в преступлении, которое влечет за собой ряд тяжелых увечий и угрожает общественной безопасности. Ввиду этого я предлагаю лишить Прометея свободы пожизненно, присовокупив к этому строгий режим и кандалы. Я кончил, господин председатель.

Вы совершенно правы, коллега, - засопел Гипометей. Спрашивается, господа, на что нам вообще нужен какой-то огонь? Разве наши предки пользовались огнем? Предложить что-либо подобное - значит высказать неуважение к установленному веками порядку, это... гм... значит заниматься подрывной деятельностью. Не хватало нам еще игры с огнем! Примите также во внимание, господа, к чему это поведет: люди возле огня слишком изнежатся, они предпочтут лежать на боку, вместо того чтобы... ну, вместо того чтобы воевать и тому подобное. От этого произойдет смягчение, упадок нравов и - гм... вообще беспорядок и тому подобное. Короче говоря, необходимо предпринять что-то против таких нездоровых явлений, господа.

Время серьезное и вообще. Вот о чем я хотел напомнить.

Совершенно правильно, - воскликнул Антиметей. - Все мы, конечно, согласны с нашим господином председателем, что огонь Прометен может вызвать не предусмотренные никем последствия. Господа, не будем скрывать от себя, - огонь дело огромной важности. Какие новые возможности открываются перед тем, кто владеет огнем! Только один пример: он может сжечь урожай неприятеля, спалить его оливковые рощи и так далее. Огонь, господа, дает нам, людям, новую силу и новое оружие: с помощью огня мы будем почти равны богам, прошептал Антнметей и вдруг громко крикнул: - Обвиняю Прометея в том, что он доверил эту божественную и неодолимую стихию пастухам, рабам и всем, кто к нему приходил; что он не отдал ее в руки избранных, которые берегли бы ее как государственное сокровище и владели бы им! Обвиняю Прометея в том, что он разгласил тайну открытия огня, которая должна была принадлежать правителям страны! Обвиняю Прометея, кричал возмущенно Антиметей, - в том, что он научил пользоваться огнем чужестранцев; что он не утаил его от наших врагов! Прометей украл у нас огонь, потому что дал его всем! Обвиняю Прометея в государственной измене! Обвиняю его в преступлении против общественного порядка! Антиметей кричал так, что закашлялся. - Предлагаю покарать его смертью, - произнес он наконец.

О мифах и реальности
Глава 10. Наказание Прометея. Атлантида

В наказание за похищение огня Олимпа и передачу его людям Прометей был приковал к скале Кавказского хребта, а чтобы усугубить его страдания, орел выклевывал его печень, которая затем отрастала вновь. Мучения Прометея прекратил Геракл, который с разрешения Зевса освободил титана и вместе они отбыли очень далеко. Так сказано у греков.

У них же есть миф о том, что Зевс, ослепленный яростью огненным Перуном убил сына Аполлона Асклепия, лучшего в те времена врачевателя, который мог даже оживлять некоторых усопших. В отместку Аполлон убил циклопов, ковавших Зевсу перуны. За это Зевс хотел убить Аполлона, но его отговорили, и Аполлон отправился в услужение простому смертному царю. Памятуя о том, что Аполлон был покровителем Трои, то становится понятно в какую сторону его послали. Кстати, циклопов звали Арг, Бронт и Стероп, что означает Сияющий, Громовой и Сверкающий, соответственно.

Хочу привести и еще один миф о том, что Геракл, ослепленный яростью, вызванным отравным зельем, убил свою жену и детей. В наказание он должен был совершить двенадцать подвигов.

А вот скандинавские мифы. Однажды на одном из пиров хитрый ас Локки, бог веселья, направил стрелу слепого аса в доброго бога Бальдра. За это Локки был прикован к скале, а над его головой поместили мертвую змею, яд которой капал на голову Локки и приносил ему страшные мучения.

Сравнив эти мифы, я понял, что речь шла об одном и том же событии. Что это было за событие?

Силой или хитростью, но Прометей из далекой Гипербореи предстал пред троном Владыки Олимпа, он же и Владыка Асгарда. Что хорошего мог сказать Прометей убийце своего отца, который превратил свою жизнь в один сплошной праздник? Понятно, что сии слова пришлись не по нраву Владыке Олимпа. В ярости Зевс выпустил огненную стрелу в мятежного титана, но промахнулся. Этой стрелой на земле был убит сын Аполлона. Не смотря на это, Прометей был наказан и наказан жестоко. Не буду вдаваться в подробности казни.

Спустя некоторое время из Гипербореи на поиски Учителя явился Таргитай. Узнав о судьбе Прометея, его ученик сделал все, что было в его силах и даже больше. Он совершил двенадцать подвигов. Причем девятый подвиг заключался в похищении пояса Ипполиты - царицы амазонок. Да, именно Таргитая греки знали как Геракла. По окончании службы Зевс разрешил герою освободить своего учителя. И когда Прометей со своим учеником собирались отбыть в Гиперборею, греческая жена Таргитая, чтобы навсегда приворотить к себе мужа, натерла его одежды кровью кентавра, это был яд. Но Прометей успел забрать ученика и на огненной колеснице они отбыли восвояси. Со стороны это конечно же выглядело так, как Геракл в страшных страданиях бросился в костер и в дыму и пламени вознесся на небо. Но после Таргитай скорее всего умер. Возможно от яда, а может пришел срок, так как на тот момент ему как и Адаму исполнилась почти тысяча лет.

Встает вопрос, а было ли это на самом деле, и если было, то когда? Хороший вопрос, и ответ на него есть.

После смерти сына Аполлон уничтожил циклопов, ковавших огненные перуны. Циклопов звали Арг, Бронт и Стероп, что означает Сияющий, Громовой и Сверкающий, соответственно. То есть Сияющий, Громовой и Сверкающий ковали огненные молнии. Что-то это напоминает. Скорее всего это промышленные роботы. Но тогда уничтожение целого завода не должно было пройти бесследно. После некоторых поисков ответ был найден. Около 1627 года до нашей эры взрыв вулкана на острове Санторини, рядом с островом Крит полностью уничтожил остров. В результате взрыва образовалась гигантская волна. Взрыв и волна просто-напросто смели Минойскую цивилизацию на Крите - резиденцию Молодых богов. Свершилось предсказание Древнего бога после битвы на Боргильдовом поле о Рагнареке. После этого бог уже не насылал Потопы и не уничтожал целые города. Сдается, что это проделки Кроноса в отместку за Содом и Гоморру, но всю вину свалили на Аполлона. Аполлон скорее всего сам бежал в Малую Азию, хотя в мифах сказано, что его туда сослали.

Спустя несколько сот лет на просторах Малой Азии вознесла к небесам свои стены могучая Троя, хранителем которой был Аполлон. Но это будет уже совсем другая история.

Возможно остров Стронгила, остатки которого ныне зовутся Санторини, и был той загадочной Атлантидой. Именно там ковались огненные перуны для Владыки Олимпа.

Http://andresh.ru/avtor/mif/159--10-.html

Почему Прометей был наказан свыше за помощь людям?

Говоря простым языком, чувство правоты и превосходства - это источник будущих несчастий. Но есть вещи и пострашнее. Это защищенность души. Появляется она тогда, когда человек узнает законы, управляющие вселенной. Тысячи лет евреи усердно читали Тору и с молоком матери впитывали правильное отношение к окружающему миру: не завидуй, не лги, не воруй, не грабь и не убивай.

Сотни и тысячи лет они видели, как человек, соблюдающий заповеди, выживал, а завистливый, жадный и похотливый болел и истреблялся с земли. А если он был здоров, то болели и умирали его дети. Евреи получили инструкцию по выживанию. Знание причинно-следственных механизмов вселенной, знание законов души - это колоссальное богатство. Знание о том, что больная душа плодит физические болезни и несчастья по судьбе, - это огромный капитал. Но эта защищенность может и закрыть видение Божественного. Многие верующие стали искренно считать, что Бог обязан их защищать, если они выполняют все заповеди. Так появилось ощущение богоизбранности. Таким образом, заповеди и ритуалы они сделали целью, а Творца - средством. Но защищенность и любовь несовместимы.

Идею абсолютного превосходства над остальными людьми, идею высшей избранности и защищенности свыше приняли фашисты, которые провозглашали: «С нами Бог!» Они уничтожили около шести миллионов евреев, и были уничтожены сами. Почему Прометей был наказан свыше за помощь людям? Потому что, передав им божественный огонь, он сделал их более защищенными. Не зря существует пословица «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Именно в момент разрушения окружающего мира и полной беззащитности мы стремимся найти защиту, объединившись с вечностью.

Выполняя Божественные заповеди, мы подключаемся к любви и вечности и замечаем, что начинают выздоравливать наши душа и тело. Но как только мы думаем, что заповеди и ритуалы нас защитят, мы теряем главное, ради чего существуют эти заповеди, - чувство любви и единства с Богом. И тогда на верующего, высокодуховного человека вдруг начинают сыпаться несчастья и болезни.

Божественное не требует защиты, поскольку оно вечно. Если душа потребовала защищенности, это означает, что она уже утратила единство с Божественным. Она утратила ощущение вечности и, значит, должна выживать и обороняться. Мы знаем, что у верующего человека и его потомков открываются гораздо большие возможности для любви, чувственности-, исполнения желаний и накопления материальных благ. Но мало кто знает о том, что ответственность верующего за чувство любви гораздо выше, чем у остальных, и за утерю любви верующий будет наказан гораздо строже, чем остальные.

Почему одна из главных заповедей гласит: не лжесвидетельствуй? Вроде бы все понятно, часто мы лжем для собственной выгоды, значит, лгать нельзя, иначе концентрация на материальной выгоде приведет потом к болезням и неприятностям. Но давайте вдумаемся, что такое лжесвидетельство? Это неискренность, а неискренность - это закрытие души, то есть повышение ее защищенности. Искренность делает душу беззащитной и, значит, открывает ее для боли и подталкивает к любви.

Человек может скрывать свои мысли, но не должен скрывать чувства в своей душе, потому что сокрытие чувства - это его подавление, а подавление чувства делает душу агрессивной. Поэтому неискренний человек всегда внутренне агрессивен. И чем активнее человек прячется от душевной боли, тем быстрее он теряет чувство любви. Чем более искренен душой человек, тем большую боль он может испытать и тем интенсивнее он должен идти к любви и верить в Бога. О таких Христос говорил: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Любое событие, как волна, развернуто во времени. И то событие, которое должно случиться, уже в какой-то степени незримо присутствует в настоящем. Если мы неправильно реагируем на первые знаки; то мы можем не пройти испытание, когда еще совсем не догадываемся о нем.

Я часто видел следующую картину. Человек должен получить огромную порцию счастья. Это могут быть деньги, которые он заработает; дом, который он построит; способности, которые у него разовьются и принесут ему почет и известность; любовь, которую он почувствует к женщине. Перед тем как чем-то наградить человека, Бог сначала проверяет, может ли он жертвовать. Тот, кто не умеет терять, не имеет права на приобретение. И тогда вместо возможного счастья человек получает болезнь или смерть.

Опытный тренер не допустит неподготовленного спортсмена к соревнованиям. Так вот, самая первая волна, которая идет из будущего, взаимодействует с нашей душой и нашими чувствами. И если душа агрессивна, то вместо счастья в будущем можно получить болезни, потери или смерть. Потому что самый главный выбор делается не на уровне нашего тела и сознания и не на уровне нашего духа, а в самой глубине нашей души, где Божественное превращается в человеческое.

«Царство Небесное подходит к нам, - думаю я. - Слухи о конце света, оказывается, не беспочвенны. Тот импульс времени, в котором мы живем, похоже, выработал свою мощность, и новый временной импульс уже недалеко. Так устроено в жизни, что форма разрушается и уходит в прошлое, а содержание создает новую форму, сохраняя преемственность со старой. Те, для кого форма намного значимее содержания, останутся в прошлом. Проще говоря, выживут те, кто научится любить».

Лазарев С. Н. из книги "Человек будущего. Первый шаг в будущее"

Золотой, серебряный и медный века. Сотворив сначала мир, потом создали бессмертные боги людей и населили его. Счастлив был род людской, жил он в золотом веке. Все на земле произрастало в изобилии, и не было нужды возделывать поля и сады. Беззаботно проводили жизнь люди, не зная болезней и печалей. Сами боги в то золотое время нередко приходили к людям в гости: то посоветоваться, то повеселиться на дружеском пиру. Но завершился золотой век, умерли люди; превратили их боги в добрых духов, которые дарят удачу и защищают справедливость.

Второй род людей был уже не таким счастливым — наступил век серебряный. Стало у людей меньше сил и меньше мудрости; жили они до ста лет, но видели много горя и несчастья. В поте лица своего добывали пропитание. Не приносили они даров бессмертным богам, не повиновались их воле. Разгневался Зевс и отправил всех в мрачное царство Аида. Там и живут они, не зная ни радости, ни печали.

На смену им пришли люди медного века. Превыше всего в жизни любили они войну, не знали земледелия, не ели плодов и хлеба, одно только мясо. Дал им Зевс огромный рост и несокрушимую силу: неукротимо было их сердце и неодолимы руки. Оружие их было из меди, и медными же были их дома. В беспрерывных войнах уничтожали они друг друга.

Зевс и царь Ликаон. Гневался Зевс и на людей медного века, особенно рассердил его царь Ликаон. Однажды Зевс появился в его стране в облике простого смертного. Правда, знаки божественности жителям явил, они пали перед ним ниц. Ликаон же не только не воздал Зевсу почестей, но и смеялся над всеми, кто это сделал. Решил Ликаон накормить путника человеческим мясом: если он — Зевс, то, конечно, угадает, чем его потчуют. Разгневался отец богов и людей на поведение нечестивого царя, молнией испепелил его дворец, а самого обратил в кровожадного волка.

Потоп. Девкалион и Пирра. Люди медного века так вывели из себя Зевса, что решил он уничтожить всех до единого. “Пусть обрушится на землю страшный ливень и затопит их”, — решил он. И сгинул бы навсегда человеческий род, но прознал о замыслах Зевса титан по имени Прометей, не зря его имя означало “Предусмотрительный”. Понял он, что плохо будет в мире без людей, и решил помешать Зевсу. О намерениях бога Прометей рассказал своему сыну Девкалиону, который был человеком. По совету отца Девкалион сколотил огромный ящик, натаскал в него припасов, а потом и сам забрался туда вместе с женой Пиррой.

И вот хлынул на землю ливень: день и ночь обрушивались вниз потоки дождя, скрылись под водой города со всеми домами и храмами, исчезли высокие горы и густые леса. Там, где раньше зеленели поля, теперь проплывали стаи рыб, где росли леса — резвились дельфины. Девять дней и ночей носился ящик с Девкалионом и Пиррой по волнам, а когда прекратился ливень, прибило его к вершине горы Парнас, которая возвышалась над водой.

Появление поколения героев. Когда вода схлынула, Девкалион и Пирра выбрались из ящика. Пуста и безмолвна была земля после потопа. Вдруг явился Девкалиону вестник богов Гермес и молвил: “Знает великий Зевс твое благочестие и потому дарует тебе и твоей жене счастье начать новый людской род. Для этого должны вы бросить через голову кости вашей праматери”. Опечалился Девкалион: где отыскать теперь кости, как выполнить волю богов? Но догадался он: общая праматерь всего живущего — земля, а кости ее — камни! Набрали они с Пиррой камней и стали кидать через головы; из камней, брошенных Девкалионом, возникли мужчины, Пиррой — женщины. Так появились новые люди — поколение героев. Были они мужественны, как люди медного века, но более благочестивы, благородны и справедливы. Вскоре земля вновь оказалась заселенной.

Прометей и люди. Вначале люди не знали, как противостоять грозным силам природы, не умели защищать себя от хищников, боялись пускаться в плавания по бурному морю. Решил Прометей прийти к ним на помощь: познакомил людей с металлами и открыл тайну их добычи и обработки, смирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы тот тянул плуг и возил грузы, построил первый корабль, понесший человека в безбрежные морские просторы, научил распознавать травы и готовить лекарства. Много даров преподнес людям Прометей.

Но Зевс не хотел, чтобы люди были могущественны и независимы, боялся, что перестанут они приносить дары богам-олимпийцам. А тут еще Прометей провел его. Возник однажды спор, какие части туши быка люди должны приносить в жертву богам. Рассудить попросили Прометея. Разделал он бычью тушу и разложил по двум мешкам: в один — всю мякоть, прикрыв сверху требухой, в другой — кости, спрятав их под толстым слоем жира. Соблазнился Зевс жиром и выбрал второй мешок. А когда понял, что Прометей обманул его — пришел в ярость. “Так пускай люди едят мясо сырым!” — воскликнул он и лишил их огня. Страшным было такое наказание, стали многие гибнуть от холода.

Прометей похищает огонь

Прометей добывает людям огонь. Не мог Прометей спокойно смотреть, как мучаются люди, и решил дать им огонь вопреки воле Зевса. Явился он однажды на Олимп, опираясь на дорожный посох. Никто не обратил внимания на этот посох, и напрасно: был он изнутри пустым. Прометей незаметно наложил в него угольков из божественного очага и отнес на землю. Вновь у людей был огонь! Перестали они бояться тьмы и холода, весело затрещали дрова в очагах домов, зажглись в горах пастушеские костры. Понял Зевс, что Прометей опять перехитрил его.

Пандора. Но не таков был Зевс, чтобы признать свое поражение. Задумал он новое бедствие для людей. Позвал Зевс искусника Гефеста, повелел ему смешать землю и воду и сделать из этой смеси девушку, да такую, чтобы красотой и очарованием она не уступала богиням. Одежду для девушки соткала сама Афина Паллада; Афродита дала ей неотразимую прелесть, а Гермес — хитрый ум, изворотливость и лживые речи. Нарекли ее Пандора, то есть “Наделенная всеми дарами”: ведь от каждого из богов и богинь получила она что-нибудь в дар.

Сосуд Пандоры. Привели красавицу Пандору в дом Эпиметея, брата Прометея. Был он простодушен и доверчив. Мудрый Прометей не раз говорил ему: “Не бери даров от Зевса, не любит он нас, губительны его дары!” Обещал Эпиметей брату, что наотрез откажется от любого подарка Зевса. Но когда увидел он Пандору, забыл свои клятвы, подумал: “Какую опасность может таить в себе женщина, даже если ее дарит Зевс? Мой брат чересчур осторожен! Возьму я прекрасную Пандору себе в жены”. И сделал ее хозяйкой в своем доме. Была в доме Эпиметея небольшая комната, в которой находился закупоренный сосуд. Принес его Прометей и строго-настрого запретил брату открывать. Про запрет знала и Пандора, и мучило ее любопытство. “Должно быть, у нас в доме Прометей прячет свои сокровища. Как бы на них взглянуть?” — думала Пандора. Однажды, когда Эпиметея не было дома, прокралась она в таинственную комнату, подошла к сосуду, приоткрыла крышку. И... вылетели из сосуда Заботы, Невзгоды, Печали, Горе, Болезни, Голод, загнанные туда Прометеем. Вылетели и разлетелись по всей земле. Хотел Прометей сберечь людей от них, да не вышло, помешало любопытство Пандоры.

Зевс наказывает Прометея. Жестоко сказалась на людях доверчивость Эпиметея. Но и Прометею Зевс не мог простить попыток оградить людей от напастей. Решил бог так наказать строптивого титана, чтобы все поняли, сколь опасно мериться силой с громовержцем, и остерегались ему перечить. Призвал Зевс своих прислужников, Власть и Силу, и приказал им отвести Прометея в дикие места — на край земли, где не ступала нога человека.

Неприступно возвышались там снежные вершины, у их подножия пенилось и грохотало море. Там-то и приказал Зевс приковать Прометея к вершине скалы несокрушимыми цепями. Гефест, повинуясь приказу Отца богов, заковал Прометея в тяжелые цепи. И хотел бы он облегчить страдания Прометея, да не мог: зорко следили за всем Власть и Сила. И вот уже руки и ноги Прометея притянуты цепями к камню, а в грудь ему вбит острый стальной клин; навеки пригвожден мятежный титан к скале!

Проклятия Зевсу и его урозы. Страдания не сломили величия и гордости Прометея. Ни в одном из своих поступков он не раскаялся и, хотя люди не могли облегчить его страданий, верил, что не забудутся его добрые дела. С высокой скалы прикованный Прометей посылал проклятья Зевсу, его жестокости и несправедливости: “Не вечно и твое царство, надменный громовержец! — воскликнул он однажды. — Знаю я тайну грядущего, знаю твою судьбу, знаю и как тебе ее избежать — но не скажу! Никакие муки не вырвут у меня тайну!”

Устрашился Зевс; послал он Гермеса выведать тайну у Прометея. Не тут-то было! “Не променяю я своих мук на рабское служение твоему Зевсу! — гордо ответил Прометей. — Нет такой казни, таких мук, какими мог бы он меня устрашить!” — “Ну, так вот что тебя ожидает, дерзкий, — воскликнул Гермес. — Ударом молнии Зевс низринет тебя вместе со скалой в мрачную бездну. Много веков проведешь ты без солнечного света в каменной темнице, а когда Зевс вновь поднимет тебя на свет, станет и это тебе не в радость! Каждый день будет орел исклевывать твою печень, и каждую ночь она будет отрастать для новых мучений. И будешь ты терзаться долгие века!”

Страдания Прометея. Ничто не могло устрашить сердце гордого титана, остался он непреклонным. И тогда все случилось так, как обещал Гермес: в реве бури, грохоте землетрясения и блеске молний рухнула скала вместе с Прометеем в страшную бездну, в жуткий мрак. Через много-много веков поднял ее Зевс на землю, принеся новые муки титану. Страшен был орел, терзавший ежедневно его тело! Но страдания не сломили Прометея!

Однажды в тех местах, где был прикован Прометей, оказался Геракл. С ужасом смотрел он на муки Прометея, час от часу росло в его душе сострадание. Когда прилетел разжиревший орел, чтобы продлить свой кровавый пир, Геракл не дал ему и приблизиться к титану. Натянул он тугой лук и пустил смертоносную стрелу. Пронзила она орла, и упал тот в бурное море у самого подножья скал.

Тайна Прометея и его освобождение. А вскоре примчался с Олимпа Гермес и сказал: “Видишь, Прометей, снова я здесь; незлопамятен Зевс и готов примириться с тобой и положить конец всем мукам, если откроешь ты ему тайну”. — “Хорошо! — ответил Прометей. — Ты говоришь со мною по-доброму, потому и я открою то, чего не исторгли у меня никакие муки. Пусть громовержец не вступает в брак с Фетидой, дочерью седого Океана. Будет у нее сын, который силой своей превзойдет отца, кто бы он ни был. Нужно отдать Фетиду за смертного человека, и родится тогда у нее великий герой!”

Доволен был Зевс. Узнал он, наконец, страшную тайну, ничто больше не угрожало его власти. Разбил Геракл палицей оковы Прометея, вырвал острый клин, которым пригвожден был титан к скале. Но повелел Зевс, чтобы всегда носил Прометей на руке кольцо, в которое был вставлен кусочек той скалы, у которой он столько веков терпел невыразимые муки.