» »

Задание 9 огэ русский язык. Однородные члены предложения

14.03.2024

Задание 9

Обособленные обороты

Формулировки задания:

9. Среди предложений 24–28 найдите предложение

(24)Пробираюсь вдоль забора и вдруг слышу голоса; один голос я тотчас узнал: это был повеса Азамат, сын нашего хозяина; другой говорил реже и тише. (25)"О чем они тут толкуют? - подумал я, - уж не о моей ли лошадке?" (26)Вот присел я у забора и стал прислушиваться, стараясь не пропустить ни одного слова. (27)Иногда шум песен и говор голосов, вылетая из сакли, заглушали любопытный для меня разговор.

(28)- Славная у тебя лошадь! - говорил Азамат, - если бы я был хозяин в доме и имел табун в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна, Казбич!

9. Среди предложений 15–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

(15)- Постой, постой! - закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за дверцы коляски, - совсем было забыл... (16)У меня остались ваши бумаги, Григорий Александрович... я их таскаю с собой... думал найти вас в Грузии, а вот где бог дал свидеться... (17)Что мне с ними делать?..

(18)- Что хотите! - отвечал Печорин. - Прощайте...

(19)- Так вы в Персию?.. а когда вернетесь?.. - кричал вслед Максим Максимыч...

(20)Коляска была уж далеко; но Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?..

(21)Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге.

Ответ: ___________________________

9. Среди предложений 3-10 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

(3)- Mesdames, а где же тапер? (4)Я спрашивала у всех в доме, и никто ничего не знает. (5)Тот говорит - мне не приказывали, тот говорит - это не мое дело... (6)У нас постоянно, постоянно так, - горячилась Тиночка, топая каблуком о пол. - (6)Всегда что-нибудь перепутают, забудут и потом начинают сваливать друг на друга...

(7)Самая старшая из сестер, Лидия Аркадьевна, стояла перед трюмо. (8)Повернувшись боком к зеркалу и изогнув назад свою прекрасную обнаженную шею, она, слегка прищуривая близорукие глаза, закалывала в волосы чайную розу. (9)Она не выносила никакого шума и относилась к «мелюзге» с холодным и вежливым презрением. (10)Взглянув на отражение Тины в зеркале, она заметила с неудовольствием:

Ответ: ___________________________

9. Среди предложений 26–35 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

(26)- Так что же? - спросил Гвоздев.

(27)- Да что же я могу вам сказать? (28)Откровенно говоря, я не совсем ясно представляю себе, что именно хотели бы вы...

(29)- То-то вот и есть!.. Ничего вы мне не можете ответить, - усмехнулся Гвоздев.

(30)Редактор облегченно вздохнул, справедливо предполагая, что разговор окончен и Гвоздев уже не будет больше к нему приставать с вопросами... (31)И вдруг он подумал:

(32)«А что, как он побьет меня? (33)Он - такой злой».

(34)Ему вспомнилось выражение лица Гвоздева там, в редакции, во время этой глупой сцены. (35)И он подозрительно покосился на него.

Ответ: ___________________________

9. Среди предложений 18–24 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

(18)- Сыграйте, пожалуйста, еще раз рапсодию № 2.

(19)Он заиграл, сначала робко, неуверенно, гораздо хуже, чем он играл в первый раз, но понемногу к нему вернулись смелость и вдохновение. (20)Присутствие того, властного и необыкновенного человека почему-то вдруг наполнило его душу артистическим волнением и придало его пальцам исключительную гибкость и послушность. (21)Он сам чувствовал, что никогда еще не играл в своей жизни так хорошо, как в этот раз, и, должно быть, не скоро будет еще так Хорошо играть.

(22)Юрий не видел, как постепенно прояснялось хмурое чело Антона Григорьевича и как смягчалось мало-помалу строгое выражение его губ. (23)Когда он кончил при общих аплодисментах и обернулся в ту сторону, то уже не увидел этого привлекательного и странного человека. (24)Зато к нему подходил с многозначительной улыбкой, таинственно подымая вверх брови, Аркадий Николаевич Руднев.

Ответ: ___________________________

Согласно спецификации 9 задание проверяет знание следующих тем:

- Осложненное простое предложение?

- Знаки препинания в простом осложненном предложении

- Знаки препинания при обособленных определениях?

- Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

- Знаки препинания при сравнительных оборотах?

Алгоритм выполнения задания

1) Хорошо выучите всю теорию по этому заданию. Важно не запутаться в терминологии. Важно знать, что такое обособленные, однородные члены предложения, что такое осложненное простое предложение, и чем оно бывает осложнено. В задании не просят расставить запятые. Формулировка может быть следующей: "Среди предложении? 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения."

2) Внимательно прочитайте все предложения. Особое внимание обратите на слова-помощники в задании: "обособленное", "однородное" , "распространенное" и т.д.

3) Выучите разницу между определениями, обстоятельствами и дополнениями.

Нужно знать некоторые особенности терминологии. Например, обособленные определения - это очень часто причастные обороты, но, конечно, не всегда. Бывают и одиночные определения. Обособленные обстоятельства часто бывают выражены деепричастным оборотом, но тоже не всегда. Приложение - это определение, выраженное существительным.

Вот все эти тонкости важно знать, прежде чем вы приступите к выполнению задания.

Что нужно знать?

Осложненное простое предложение - это предложение, в составе которого есть: однородные члены предложения. обособленные определения или приложения, дополнения, обстоятельства. вводные конструкции вставные конструкции слова-обращения междометия уточнение сравнительный оборот Но в данном задании проверяются только осложнения, грамматически связанные с членами прделожения. Поэтому теорию о вводных словах, конструкциях, междометиях, обращениях можно найти в следующем задании.

Однородные члены предложения – это члены предложения, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному слову.

Будьте внимательны!

  • рядом стоящие определения не всегда являются однородными. Например: Большой зеленый дом . В данном случае прилагательные красивый и зеленый не являются однородными, так как описывают предмет с разных сторон: размера и цвета). Также мы можем заметить, что одно прилагательное является качественным (большой), другое – относительным (зеленый). Как проверить себя? Попробуйте подставить между определениями союз И. Проверьте как звучит подобное сочетание. Большой и зеленый дом. (режет слух, есть ощущение, что слова неоднородны или неравноправны в этой конструкции)

Запомните: однородными могут быть любые члены предложения, даже обособленные (определения, обстоятельства и дополнения).

Запятая при однородных членах

Запятая нужна

Запятая не нужна

между однородными членами, не связанными союзами

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи. , , , , .

между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их. , и .

между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли. , , , но .

между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару

Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их. и .

между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: сочинительнымии, да (в значениии), ни… нии разделительнымиили, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то)

Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи. , и , и , и , и .

в устойчивых сочетаниях ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря и т.д

перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др

Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи. [ не только], [но и ], , .

Запятые не ставятся, если несколько определений не являются однородными членами

между парными однородными членами, связанными союзами И и ИЛИ Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи. и , и .

Обособленные члены предложения.

Обособленное – это значит выделенное запятыми с двух сторон (или с одной, если стоит в конце предложения).

Здесь необходимо повторить, что же такое определение, дополнение и обстоятельство.

Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос как(ой, ая, ое, ие)?

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: как? когда? каким образом? и т.д.

Дополнение – отвечает на вопросы косвенных падежей.

ОБОСОБЛЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение - это определение, выраженное именем существительным, которое дает предмету, человеку или явлению другое название, по-новому характеризующее эти предметы, людей или явления. Например: Мороз-воевода дозором обходит владенья свои . Приложение может указывать на степень родства, национальность, звание, профессию и т.д. Часто приложения в тексте обособляются. Обособление приложения в тексте - это выделение приложения запятыми. Однако не путайте обособленное приложение и обособленное определение, выраженное причастным или определительным оборотом. Обособленное определение отвечает на вопрос: какой? Например: Березу, срубленную под корень , убрали с тропинки. В этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Приложение же будет отвечать на вопрос: кто? что? Например: Разносчик болотной влаги , меня прознобил туман . Приложением здесь является выражение - «разносчик болотной влаги». Оно относится к имени существительному «туман», по-другому называет это явление. Пример приложения: Часов в одиннадцать к нам зашел Егор Лизунов, сосед . Приложением здесь является существительное «сосед», относящееся к определяемому существительному, имени собственному - «Егор Лизунов». В обоих случаях приложения являются обособленными, т. е. они выделяются запятыми. Иногда приложение может выделяться в тексте с помощью тире. Рассмотрим случаи обособления приложений:

ПРИЛОЖЕНИЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ ЗАПЯТЫМИ

Распространенное приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (определяемому слову); может находиться в постпозиции и в препозиции.

Там соловей, весны любовник , всю ночь поет; Он был сирота, сын мелкого чиновника ; Разносчик болотной влаги , меня прознобил туман.

Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова.

Бурая кобылка, забияка , всегда дразнившая старика и делавшая ему всякие неприятности, и тут по воде подошла к нему.

Приложение (одиночное и распространенное), относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого слова.

Но в старину княжна Алина, Ее московская кузина , Твердила часто ей об них; Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста .

Приложение, стоящее перед именем собственным, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, уступительное).

Талантливая пианистка , Анна все-таки не поехала на фестиваль; Умница и отличная хозяйка , Наталья быстро привела дом в порядок.

Приложение, выраженное именем собственным и уточняющее нарицательное существительное - определяемое слово (при этом определяемое слово обычно идет с зависимыми словами).

Дочь господина Перекатова, Машенька , с лица походила на отца; Товарищ Петра Ивановича, Шварц , сходил сверху.

Приложение, присоединяемое союзом как , словами по имени , по фамилии , по прозвищу , родом и др.

Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искренно полюбил Лаврецкого; Герасиму, как отличному работнику , тут же дали косу в руки; Этот жид, по прозвищу Гиршель , то и дело таскался в наш лагерь.

Приложение при личном местоимении (в постпозиции и в препозиции, одиночное и распространенное).

Меж тем как мы, враги Гимена , В домашней жизни зрим один Ряд утомительных картин; Нас, женщин , не обманешь.

ПРИЛОЖЕНИЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ТИРЕ

Приложение, имеющее характер пояснения по отношению к главному слову.

Какая-то ненатуральная зелень - творение скучных беспрерывных дождей - покрывала жидкою сетью поля и нивы.

Приложение, перед которым можно вставить слова а именно , то есть , без изменения смысла.

Рядом помещалась каморка -хранилище каталогов ; Он шел в направлении прежнего своего жилища - постоялого двора .

Распространенное приложение, стоящее в конце предложения.

У каждого из нас был свой любимый ребенок - орудие драки .

ПРИЛОЖЕНИЕ НЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ

Одиночное и распространенное приложение, стоящее перед определяемым словом - именем собственным (приложение не имеет добавочного обстоятельственного значения).

Сперва опишу вам отставного генерал-майора Вячеслава Илларионовича Хвалынскаго; Кучер Антон и кузнец Архип пропали неизвестно куда; Доктор Соловьева приехала на конференцию.

ОБОСОБЛЕННОЕ СОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Согласованное определение может быть выражено одиночным причастием, двумя или несколькими однородными причастиями, причастным оборотом, двумя или несколькими однородными причастными оборотами, прилагательным с зависимыми словами.

ОДИНОЧНЫЕ И РАСПРОСТРАННЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОСОБЛЯЮТСЯ

Определения, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами и стоящие после определяемого слова.

Муму, отроду еще не бывавшая в таких великолепных хоромах , очень испугалась; Сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев , вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками .

Два или более одиночных определения, стоящие после определяемого слова.

День ее, нерадостный и ненастный , давно прошел; Крыльцо, темное и похилившееся , было тоже не заперто; У него была жена, пухлая, чувственная, слезливая и злая ; Анна Павловна, бледная, негодующая, разгневанная , собиралась говорить.

Одиночные определения, стоящие после определяемого слова и образующие ряд однородных членов с определительным оборотом.

Мне чудятся другие звуки, длинные, тонкие, подобные звукам эоловой арфы ; Появились горы, темные, волнистые, покрытые лесом .

Одиночные определения (в препозиции и в постпозиции), имеющие добавочное обстоятельственное значение (причины или уступки).

Алена, обрадованная , весело рассмеялась; Сергей Сергеевич, очарованный , долго не сводил глаз с пейзажа; Уставшая , Ольга Ивановна все же поехала вечером к Садовским.

Распространенные определения, стоящие перед определяемым словом и имеющие добавочное обстоятельственное значение (причины, условия, уступки).

Взволнованные известием , путешественники не могли продолжать путь; Занятый своими мыслями , Никита не обращал внимания на суету, царившую в доме.

Определительные обороты или одиночные определения, отделенные от определяемого слова другими членами предложения.

Воздух густел, отягченный ночной влагой ; Все цветы мои были вырваны разом, разбросанные и истоптанные ; Мне навстречу, чистые и ясные, словно обмытые утренней прохладой , принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками , промчался отдохнувший табун.

Определения (одиночные или распространенные, в постпозиции и в препозиции), относящиеся к личному местоимению.

Волнуемый воспоминаниями , я забылся; Бледный , он лежал на полу; Он умер в час перед обедом, Оплаканный своим соседом, детьми и верною женой ; Он стоял, весь взъерошенный и выпачканный красками , перед натянутым холстом.

Два определительных оборота, связанных одиночным соединительным союзом и выступающих в функции однородных членов

Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром ,

начали выступать из мрака.

ОДИНОЧНЫЕ И РАСПРОСТРАННЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ

Распространенные определения, стоящие перед определяемым словом и не имеющие добавочного обстоятельственного значения.

Услыхавшая шум няня стояла в дверях; Приютившийся к берегу городок показывал свои дома и улицы; Недавно расчищенная дорожка скоро вывела нас из липовой рощи.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Обособленные обстоятельства выражаются одиночным деепричастием или деепричастным оборотом, а также именами существительными с предлогами «благодаря», «вопреки», «в отличие», «несмотря на» и т.д. В тексте такие конструкции выделяются запятыми. Вспомним следующие правила:

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ОБОСОБЛЯЮТСЯ

Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, независимо от места в предложении.

И княгиня внутренне радовалась, глядя на свою дочку ; Кругом, теряясь в золотом тумане утра , теснились вершины гор; Мы с ним невольно подружились, живя вместе ; Она вышла из беседки, что-то напевая .

Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями (если сохраняют значение глагольности, выступают в функции второстепенного сказуемого).

Но я, любя , был глуп и нем; Утром, просыпаясь , сажусь у окна; Отдохнув , он собирался уходить; Муму съела полтарелки и отошла, облизываясь ; Уголья, вспыхивая , ярко освещали его молодое лицо; Уезжая , я значительно пожал его руку.

Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами и стоящие рядом с сочинительным или подчинительным союзом.

Но, испугавшись своего шепота , он грозит кому-то пальцем; Доктор вскочил и, не отдавая себе отчета в своих движениях , размахнулся и изо всей силы ударил фельдшера по лицу; Я думаю, что, анализируя произведение , критик не заметил главного.

Обстоятельства, выраженные двумя одиночными деепричастиями или двумя деепричастными оборотами, выступающими в функции однородных членов.

Туманы, клубясь и извиваясь , как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал; Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе , мы невольно становимся детьми; Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая .

Распространенные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, ввиду, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в противоположность, в силу, вследствие, в случае, за неимением, за отсутствием, несмотря на, подобно, по причине, по случаю, при условии, при наличии, согласно и др.

Он вышел и, благодаря искусно принятым мерам , успел незаметным образом пронести под полой большую бутылку; Несмотря на паклю , вода скоро появилась у нас под ногами; Несмотря на все мои старания , я никак не мог заснуть.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ

Деепричастные обороты, выраженные фразеологизмами.

Она кричала не переводя духа ; По улице бежала сломя голову собачонка; Вы работаете спустя рукава ; Они мчались высунув язык ; Бухгалтер незаметно перекрестился и побежал очертя голову .

Деепричастия, утратившие глагольное значение

Буду в институте начиная с трех часов .

Одиночные деепричастия, близкие к наречию образа действия

Не спеша бредут кони средь зеленых лугов; Они сидели не шевелясь ; Вы нас слушали не перебивая .

ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА)

При уточнении разграничиваются уточняющие и уточняемые члены предложения. Уточняющими называют те члены предложения, которые поясняют другие. Уточняться могут все члены предложения - и главные, и второстепенные. Уточняющие члены предложения могут быть присоединены к уточняемым словам союзами то есть , или , иначе , именно , а также словами особенно , даже , в частности , в том числе , например .

Например: Шесть мальчиков, в том числе и Артем, отправились на рыбалку. Часто в тексте используется уточнение без союзов. В этом случае уточняющие члены предложения могут быть выражены именами существительными в косвенных падежах с предлогами, наречиями, словосочетаниями и т.д. Например: Там, вдали, разгоралась заря. Уточнения в тексте всегда обособляются, т.е. выделяются запятыми.

УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ

Уточняющие обстоятельства места, времени, образа действия.

В сенях, в темном углу , стояла старостиха; Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне , возвышалась одинокая усадьба Хоря; Здесь, в спальне , царил мертвый покой; По еле обеда, в семь часов, в комнату его вошла Прасковья Федоровна; Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза.

Уточняющие определения.

Вошел молодой, лет двадцати пяти , кареглазый мужчина.

Сравнительный оборот

Оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения.

Выделяются запятыми

Не выделяется запятыми

Сравнительные обороты со словами: как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, что, как и.

Пример: Вдруг запахло пирогами, будто из дома.

Сравнительные обороты с указанными союзами, входящие в состав сказуемого или тесно связанные с ним по смыслу.

Пример: Звезды на темном небе словно блестки, рассыпанные по бархату

Если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь.

Пример: Иван был так возмущен его поведением, как и все окружающие.

Если на первый план в обороте выступает значение обстоятельства образа действия (на вопрос как?); обычно такие обороты можно заменить творительным падежом существительного или наречием.

Пример: Как град посыпалась картечь (Лермонтов)

Словосочетания как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно выделяются запятыми с двух сторон, как вводные слова. (если не входят в состав сказуемого)

Если основное значение оборота – приравнивание или отождествление.

Пример: ...Ты любил меня как собственность.

Словосочетания не кто иной, как и не что иное, как .

Пример: Не кто иной, как Иванов к нам пожаловал.

Если союз как имеет значение «в качестве».

Пример: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (Пушкин)

Если оборот с союзом как характеризует предмет одной стороны и стоит в конце предложения.

Я говорю как литератор (Горький).

если сравнительному обороту предшествует отрицание НЕ или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, прямо, просто и т.п.,

Пример: Я воспитал в себе это чувство праздника не как отдыха и просто средства для дальнейшей борьбы, а как желанной цели, завершения высшего творчества жизни (Пришвин)

Если сравнительный оборот является фразеологизмом.

Пример: У льва как гору с плеч свалило (Крылов); Да сказать лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берег его как зеницу ока (Пушкин); Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу (Чехов).

Сравнительные фразеологические обороты, которые не выделяются запятыми:

белый как лунь, белый как полотно, белый как снег, бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, бояться как огня, бродить как неприкаянный, бросился как безумный, бубнит как пономарь, вбежал как сумасшедший, вертится как белка в колесе, визжит как поросенок, вижу как днем, все как на подбор, вскочил как ужаленный, глядел как волк, глуп как пробка, гол как сокол, голодный как волк, далек как небо от земли, дрожал как в лихорадке, дрожит как осиновый лист, ему все как с гуся вода, ждать как манны небесной, заснул как мертвый, здоров как бык, знать как свои пять пальцев, идет рядом как пришитый, катался как сыр в масле, колыхался как студень, красив как бог (но перед именем собственным: красив, как Аполлон; то же: быстрый, как Аякс; мудрый, как Соломон; сильный, как Геркулес, и т.п.), красный как рак, крепок как дуб, кричит как оглашенный, летит как стрела, лупить как Сидорову козу, лысый как колено, льет как из ведра, машет руками как мельница, мокрый как мышь, мрачный как туча, народу как сельдей в бочке, не видать как своих ушей, нем как могила, носится как угорелый, нужен как воздух, остановился как вкопанный, остался как рак на мели, острый как бритва, отличаться как небо от земли, побледнел как полотно, повторял как в бреду, пойдешь как миленький, поминай как звали, поразить как обухом по голове, похожи как две капли воды, пошел ко дну как камень, преданный как собака, пристал как банный лист, провалиться как сквозь землю, пропал как в воду канул, прямо как нож по сердцу, пылал как в огне, развеялся как дым, расти как грибы после дождя, свалился как снег на голову, сидел как на иголках, сидеть как на угольях, сидел как прикованный, слушал как завороженный, смотрел как зачарованный, спал как убитый, стройный как кедр ливанский, твердый как кремень, темно как ночью, тощий как скелет, труслив как заяц, умер как герой, упал как подкошенный, уперся как баран, упрям как осел, устал как собака, хлещет как из ведра, ходил как в воду опущенный, холодный как лед, черный как черт, чувствовать себя как дома, шатался как пьяный, шел как на казнь и т.п.

Попробуйте свои силы:

Рассмотрим типовые задания 9 ОГЭ по математике. Тематика 9 задания - статистика и вероятности. Задание не является трудным даже для человека, не знакомого с теорией вероятностей или статистикой.

Обычно нам предлагается набор вещей - яблок, конфет, чашек или чего угодно различающихся цветом или другим качеством. Нам необходимо оценить вероятность попадания одного из класса вещей одному человеку. Задача сводится к вычислению общего количества вещей, а затем делению числа вещей необходимого класса на общее количество.

Итак, перейдем к рассмотрению типовых вариантов.

Разбор типовых вариантов задания №9 ОГЭ по математике

Первый вариант задания

У бабушки 20 чашек: 6 с красными цветами, остальные с синими. Бабушка наливает чай в случайно выбранную чашку. Найдите вероятность того, что это будет чашка с синими цветами.

Решение:

Как было сказано выше, найдем общее число чашек - в данном случае это известно по условию - 20 чашек. Нам необходимо найти число синих чашек:

Теперь мы можем найти вероятность:

14 / 20 = 7 / 10 = 0,7

Второй вариант задания

В магазине канцтоваров продаётся 138 ручек, из них 34 красные, 23 зелёные, 11 фиолетовые, ещё есть синие и чёрные, их поровну. Найдите вероятность того, что при случайном выборе одной ручки будет выбрана красная или чёрная ручка.

Решение:

Найдем вначале число черных ручек, для этого из общего числа вычитаем все известные цвета и делим на два, так как синих и чёрных ручек поровну:

(138 - 34 - 23 - 11) / 2 = 35

После этого можем найти вероятность, сложив количество чёрных и красных, разделив на общее количество:

(35 + 34) / 138 = 0,5

Третий вариант задания

В фирме такси в данный момент свободно 12 машин: 1 чёрная, 3 жёлтых и 8,зелёных. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет жёлтое такси.

Решение:

Найдем общее число машин:

Теперь оценим вероятность, разделив количество желтых на общее число:

Ответ: 0,25

Демонстрационный вариант ОГЭ 2019

На тарелке лежат пирожки, одинаковые на вид: 4 с мясом, 8 с капустой и 3 с яблоками. Петя наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что пирожок окажется с яблоками.

Решение:

Классическая задача по теории вероятностей. В нашем случае удачный исход - это пирожок с яблоком. Пирожков с яблоками 3, а всего пирожков:

Вероятность того, что попадется пирожок с яблоками - это количество пирожков с яблоками, деленное на общее количество:

3 / 15 = 0,2 или 20%

Четвертый вариант задания

Вероятность того, что новый принтер прослужит больше года, равна 0,95. Вероятность того, что он прослужит два года или больше, равна 0,88. Найдите вероятность того, что он прослужит меньше двух лет, но не меньше года.

Решение:

Введем обозначения событий:

X – принтер прослужит «больше 1 года»;

Y – принтер прослужит «2 года или больше»;

Z – принтер прослужит «не менее 1 года, но меньше 2-х лет».

Анализируем. События Y и Z независимы, т.к. исключают друг друга. Событие X произойдет в любом случае, т.е. и при наступлении события Y, и наступлении события Z. Действительно, «больше 1 года» означает и «2 года», и «больше 2-х лет», и «меньше 2-х лет, но не менее 1 года».

Р(X)=Р(Y)+Р(Z).

По условию вероятность события Х (т.е. «больше года») равно 0,95, события Y (т.е. «2 года и больше») – 0,88.

Подставим в формулу числовые данные:

Получаем:

Р(Z)=0,95–0,88=0,07

Р(Z) – искомое событие.

Ответ: 0,07

Пятый вариант задания

За круглый стол на 9 стульев в случайном порядке рассаживаются 7 мальчиков и 2 девочки. Найдите вероятность того, что девочки окажутся на соседних местах.

Решение:

Для расчета вероятности используем классическую ее формулу:

где m – кол-во благоприятных исходов для искомого события, n – общее кол-во всех возможных исходов.

Одна из девочек (которая села первой) занимает стул произвольно. Значит, для другой имеется 9-1=8 стульев, чтобы сесть. Т.е. кол-во всех возможных вариантов событий равно n=8.

Другая девочка должна занять один из 2-х стульев, соседствующих со стулом первой. Только такая ситуация может считаться благоприятным исходом события. Значит, кол-во благоприятных исходов составляет m=2.

Подставляем данные в формулу для расчета вероятности:

Найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.

Русский язык 9 класс |

Вопрос № 1

Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.

(1) С нами был маленький мальчик. (2) Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов. (3) Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал. (4) Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (5) Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. (Паустовский К.)

Введите ответ:

Вопрос № 2

(1) Анна Павловна Орликова, хозяйка дома, любила отдыхать в маленьком садике возле дома. (2) Тут на клумбах, обложенных вокруг камнями, цвели махровые астры, анютины глазки и маргаритки. (3) Нам даже близко к садику подходить запрещалось. (4) Увидев нас, Анна Павловна начинала кричать и звать прислугу или сына. (5) Можно было подумать, что на хозяйку напали грабители. (Коковин Е.)

Введите ответ:

Вопрос № 3

Среди предложений 1-4 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.

(1) Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. (2) У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. (3) Лучше не мешать. (4) Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух. (Паустовский К.)

Введите ответ:

Вопрос № 4

Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Повсюду на болоте торчали обгрызенные волчатами пни, темнели вырытые в земле ямы, наполненные чёрной болотной водою, по которой во все стороны разбегались длинноногие паучки. (2) Запах звериного логова был неприятен. (3) Моя охотничья собака, зачуяв зверя, не отходила от ног, испуганно дрожала. (4) Мы шли очень тихо и осторожно, иногда переговариваясь знаками и тихим свистом. (5) На краю мохового болота, где кончался густой темно-зеленый ельник, мой спутник, деревенский охотник Вася, остановился. (Соколов-Микитов И.)

Введите ответ:

Вопрос № 5

(1) Ян родился через сорок лет после гибели деда. (2) Отец его редко бывал дома. (3) На своем огромном океанском теплоходе он надолго уходил в заграничные рейсы, в далекие европейские и африканские порты. (4) Ян походил на отца. (5) Светловолосый, молчаливый и застенчивый, он был крепким и сильным. (6) Гимнаст и яхтсмен, он оживлялся лишь тогда, когда разговор заходил о спорте. (Коковин Е.)

Введите ответ:

Вопрос № 6

Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Вечером, накануне боя, командующий армией переговорил по телефону со своими командирами дивизий. (2) От каждого он принял доклад о том, что подготовка к наступлению закончена или будет закончена до рассвета. (3) Каждому он пожелал удачи, но не всем вполне поверил. (4) Поэтому офицеры тотчас же отправились на командные пункты частей. (5) Бригадный комиссар Уманен, член военного совета армии, ещё с утра объезжал соединения. (6) Ночью он позвонил и донес, что армия к действиям готова, но ухудшившаяся погода внушает тревогу за исход операции. (7) Командующий подтвердил, однако, приказ о наступлении. (Берёзко Г.)

Введите ответ:

Вопрос № 7

Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Утро приветливо встретило путников. (2) Изумрудное, обрамленное тростниками длинное озеро, на берегу которого остановились, кипело жизнью, пока в синеве безоблачного неба не встало жгучее солнце. (3) Носились чайки, вдоль берега суетливо перебегали стайки малюсеньких куличков-песочников. (4) Время от времени показывались вереницы бакланов, пролетал со свистом выводок уток. (5) Изредка появлялась вдали осторожная белая цапля - красавица южных озер. (6) На воде можно было увидеть неуклюжего, грузного пеликана, стройных лебедей. (7) В тростниках над водой скрипучей песнью заливались скрытые в них крошечные камышовки, серебристыми голосами звенели стайки усатых синиц. (Зверев М.)

Введите ответ:

Вопрос № 8

Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Вскоре все уже сидели в моторной лодке. (2) Только Прохор остался на причале. (3) Михаил Степанович поместился на корме у руля. (4) Илюша возился у двигателя, как настоящий моторист, быстро запустил его. (5)Если бы Прохор не видел сейчас все это своими глазами, он никогда бы не поверил, что мальчишка, почти его ровесник, может обращаться с мотором. (6) Прохор вспомнил историю с пуговицей, и ему стало досадно за себя. (Коковин Е.)

Введите ответ:

Вопрос № 9

Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Для Малыша наступили чудеснейшие дни. (2) За всю свою, правда, еще короткую жизнь он не имел столько благ одновременно: свободы, внимания людей, обилия пищи и питья. (3) Прежде чем попасть во двор дома номер двадцать четыре, Малыш побывал у троих хозяев. (4) Его рано оторвали от матери – ненецкой лайки, которую он вскоре забыл. (5) Некоторое время он жил у одного колхозника, невдалеке от города. (6) Малышу была предоставлена полная свобода. (7) Целыми днями он гонялся по тракту за проходящими автомашинами или лаял на старого добродушного Полкана, изредка вылезавшего из своей будки. (8) Полкан относился к щенку снисходительно, как и подобает старшему, и никогда не обижал его.(Коковин Е.)

Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 09. Обособленные обстоятельства» для 9 класса

Начало формы

1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку. (3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Коковин Е.)

2. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Коковин Е.)

3. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (Короленко В.)

4. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Полевой Б.)

5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1) Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь. (2) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (3) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (Соболев Л.)

6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.

7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Едва расклюет грач зиму, едва появится первая прогалинка на солнечном склоне увала, как ноги сами несут нас в степь. (2) Скинем надоевшие за зиму валенки и ну гонять босиком в догоняшки по оттаявшей полянке, играть в лапту, в бабки или выковыривать сломанными складешками кандык - первую сладкую травку! (3) Внятен дух просыхающей земли, талого снежка, прошлогодней травяной прели и еще чего-то, отрадного сердцу, долгожданного, весеннего. (4) А кругом ещё снег. (5) Но умолкли вьюги-подерухи, отступился трескун мороз, и земля, дождавшись заветного часу, отходит. (6) С каждым днем сугробы съеживаются, оседают, отрываются друг от дружки. (7) Издали - будто гуси-лебеди присели отдохнуть и вот-вот снимутся и улетят. (Соболев

8. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.

(1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома. (Сотник Ю.)

9. Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Девочка ловила форель. (2) Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала ее шумом. (3) Глаза ее были опущены вниз. (4) Но взгляд их, утомленный блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. (5) Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осененные лесом, стояли над самой рекой. (6) Воздух был ещё светел, и небо, стеснённое горами, казалось только равниной, чуть озарённой закатом. (7) Но и этот воздух, знакомый ей с первых дней жизни, и это небо не привлекали ее сейчас. (8) Широко открытыми глазами следила она за вечно бегущей водой, силясь представить в своём воображении те неизведанные края, куда и откуда бежала река. (Фраерман Р.

10. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

(1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут. (Фраерман Р.)

Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 09. Обособленные определения» для 9 класса

Начало формы

1. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) День заканчивался. (2) За корявыми вершинами мертвых пихтачей багровел закат. (3) Темнело небо. (4) В просветах деревьев, освещенных костром, танцевали силуэты. (5) После ужина лагерь угомонился. (6) Съежившись от холода, у огня спали люди. (7) У возов кормились лошади. (Федосеев Г.)

2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными нераспространёнными определениями. Напишите его номер.

(1) Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. (2) Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. (3) И в ней отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на полянку. (Полевой Б.)

3. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Чигарева они нашли в одном из блиндажей. (2) Владимир сидел, подперев ладонями давно не бритое лицо, и словно спал с открытыми глазами. (3) Он даже не шевельнулся, когда товарищи вошли и сели напротив него, пододвинув к себе коробки с пулеметными лентами. (4) Норкин осмотрелся. (5) Уткнувшись стволом в земляную стенку, стоял пулемет, словно наказанный мальчишка. (6) Ленты торчали из коробок, валявшихся по всему полу, а пулемётный чехол бесформенным комом лежал у порога. (Селянкин О.)

4. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Все эти годы, как только у девочек кончались экзамены, Арсеньевы переезжали на свой хутор. (2) С первым весенним солнышком Динка начинала считать дни, оставшиеся до переезда. (3) И каждый раз, обегая знакомые, дорогие ей местечки, удивлялась, как вырос и разросся сад, какая вкусная вода в холодном, обжигающем губы роднике, как ласково шумит ореховая аллея. (4) Динка уверяла, что даже лягушки на пруду сразу узнают ее и, раздуваясь от крика, всплывают наверх... (Осеева В.)

5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) К кораблям быстро привыкли, как привыкают к домам, к деревьям на улице, к полосатым будкам часовых. (2) Их перестали замечать. (3) Только в те редкие ясные дни, когда над ледяным заливом подымалось белое солнце, офицеры, солдаты и жители Мариегамна жмурились от блеска кораблей, заросших инеем, и удивлялись красоте этого зрелища. (Паустовский К.)

6. Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленным определением. Напишите их номера.

(1) Было видно, как под пароходом кипит и кружит вода двух сталкивающихся течений, как далеко и грозно ходят в океане волны. (2) От правого берега, выступавшего в море, навстречу пароходу шел катер. (3) Повернувшись быстро, катер подвалил к борту, и стало видно, что в нем стоят две женщины и мужчина. (4) Женщины, смеясь, махали платками, им отвечала пассажирка, держась за стойку и свесясь в море. (5) Матросы, спустившие трап, опять увидели, как она ловко и быстро сбежала вниз. (6) Она три раза махнула платочком стоявшему на мостике капитану и улыбнулась. (Соколов-Микитов И.)

7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Далеко тянется казенный лес. (2) Прорезают его глубокие овраги, густые ельники и заросшие крапивой чащи. (3) В середине этого леса на развилке двух дорог стоит хата. (4) Давно проржавела ее крыша, повалился плетень, засох старый колодезь. (5) Позади хаты круто сбегает вниз глухой овраг, густо заросший ежевикой и малиной. (6) На дне оврага, не смолкая ни днем ни ночью, журчит ручей. (7) Из-за густой зелени и обступивших со всех сторон деревьев хата Якова только одним боком высовывается на дорогу, словно любопытная девушка большой белой шали. (Осеева В.)

8. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Девочка осталась одна. (2) Она взглянула на солнце, которое было уже близко к закату и клонилось к вершине еловой горы. (3) И хотя было уже поздно, девочка не спешила уйти. (4) Она медленно повернулась на камне и неторопливо зашагала вверх по тропинке, где навстречу ей по пологому склону горы спускался высокий лес. (5) Она вошла в него смело. (6) Шум воды, бегущей меж рядами камней, остался за ее спиной, и перед ней раскрылась тишина. (Фраерман Р.)

9. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Лошади сбились в кучу и насторожились. (2) Все молчали, а ветер крепчал и скоро перешел в ураган. (3) От грохота и шума, царивших вокруг нас, создавалось впечатление, будто между бурей и мертвым лесом происходила последняя схватка. (4) И, отступая, лес стонал, ломался, падал. (5) Прошло всего несколько минут, как мощные порывы ветра пронеслись вперед, оставляя после себя качающуюся тайгу. (6) И долго слышался удаляющийся треск падающих деревьев.(Федосеев Г.

10. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Как только Гиляров начинал говорить, мы, студенты, уже ничего не замечали вокруг. (2) Мы следили за неясным бормотаньем профессора, завороженные чудом человеческой мысли. (3) Гиляров раскрывал ее перед нами неторопливо, почти сердясь. (4) Великие эпохи перекликались одна с другой. (5) Нас не оставляло ощущение, что поток человеческой мысли нельзя разъять на части, что почти невозможно проследить, где кончается философия и начинается поэзия, а где поэзия переходит в обыкновенную жизнь. (Паустовский К.)

Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 09. Обособленные приложения» для 9 класса

Начало формы

1. Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.

(1) С нами был маленький мальчик. (2) Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов. (3) Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал. (4) Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (5) Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. (Паустовский К.)

2. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Анна Павловна Орликова, хозяйка дома, любила отдыхать в маленьком садике возле дома. (2) Тут на клумбах, обложенных вокруг камнями, цвели махровые астры, анютины глазки и маргаритки. (3) Нам даже близко к садику подходить запрещалось. (4) Увидев нас, Анна Павловна начинала кричать и звать прислугу или сына. (5) Можно было подумать, что на хозяйку напали грабители. (Коковин Е.)

3. Среди предложений 1-4 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.

(1) Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. (2) У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. (3) Лучше не мешать. (4) Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух. (Паустовский К.)

4. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Повсюду на болоте торчали обгрызенные волчатами пни, темнели вырытые в земле ямы, наполненные чёрной болотной водою, по которой во все стороны разбегались длинноногие паучки. (2) Запах звериного логова был неприятен. (3) Моя охотничья собака, зачуяв зверя, не отходила от ног, испуганно дрожала. (4) Мы шли очень тихо и осторожно, иногда переговариваясь знаками и тихим свистом. (5) На краю мохового болота, где кончался густой темно-зеленый ельник, мой спутник, деревенский охотник Вася, остановился. (Соколов-Микитов И.)

5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Ян родился через сорок лет после гибели деда. (2) Отец его редко бывал дома. (3) На своем огромном океанском теплоходе он надолго уходил в заграничные рейсы, в далекие европейские и африканские порты. (4) Ян походил на отца. (5) Светловолосый, молчаливый и застенчивый, он был крепким и сильным. (6) Гимнаст и яхтсмен, он оживлялся лишь тогда, когда разговор заходил о спорте. (Коковин Е.)

6. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Вечером, накануне боя, командующий армией переговорил по телефону со своими командирами дивизий. (2) От каждого он принял доклад о том, что подготовка к наступлению закончена или будет закончена до рассвета. (3) Каждому он пожелал удачи, но не всем вполне поверил. (4) Поэтому офицеры тотчас же отправились на командные пункты частей. (5) Бригадный комиссар Уманен, член военного совета армии, ещё с утра объезжал соединения. (6) Ночью он позвонил и донес, что армия к действиям готова, но ухудшившаяся погода внушает тревогу за исход операции. (7) Командующий подтвердил, однако, приказ о наступлении. (Берёзко Г.)

7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Утро приветливо встретило путников. (2) Изумрудное, обрамленное тростниками длинное озеро, на берегу которого остановились, кипело жизнью, пока в синеве безоблачного неба не встало жгучее солнце. (3) Носились чайки, вдоль берега суетливо перебегали стайки малюсеньких куличков-песочников. (4) Время от времени показывались вереницы бакланов, пролетал со свистом выводок уток. (5) Изредка появлялась вдали осторожная белая цапля - красавица южных озер. (6) На воде можно было увидеть неуклюжего, грузного пеликана, стройных лебедей. (7) В тростниках над водой скрипучей песнью заливались скрытые в них крошечные камышовки, серебристыми голосами звенели стайки усатых синиц. (Зверев М.)

8. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Вскоре все уже сидели в моторной лодке. (2) Только Прохор остался на причале. (3) Михаил Степанович поместился на корме у руля. (4) Илюша возился у двигателя, как настоящий моторист, быстро запустил его. (5)Если бы Прохор не видел сейчас все это своими глазами, он никогда бы не поверил, что мальчишка, почти его ровесник, может обращаться с мотором. (6) Прохор вспомнил историю с пуговицей, и ему стало досадно за себя. (Коковин Е.)

9. Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Для Малыша наступили чудеснейшие дни. (2) За всю свою, правда, еще короткую жизнь он не имел столько благ одновременно: свободы, внимания людей, обилия пищи и питья. (3) Прежде чем попасть во двор дома номер двадцать четыре, Малыш побывал у троих хозяев. (4) Его рано оторвали от матери – ненецкой лайки, которую он вскоре забыл. (5) Некоторое время он жил у одного колхозника, невдалеке от города. (6) Малышу была предоставлена полная свобода. (7) Целыми днями он гонялся по тракту за проходящими автомашинами или лаял на старого добродушного Полкана, изредка вылезавшего из своей будки. (8) Полкан относился к щенку снисходительно, как и подобает старшему, и никогда не обижал его.(Коковин Е.)

10. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Зима отступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи, эти неутомимые связные весны. (2) Город полнился ярмарочным гамом. (3) Одержимо, разноголосо дудели автомашины, наверно оттого, что улицы полны народу. (4) Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах звенели детские голоса, а над домами и дворами, над улицами и перекрестками выписывали головокружительные виражи горластые грачи. (Пришвин М.)

Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 09. Обособленные члены предложения» №1 для 9 класса

Начало формы

1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) На Старице по берегам - песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой.(2) На дюнах растет трава, ее зовут живучкой. (3) Это плотные серо-зелёные шарики, похожие на туго закрывшуюся розу. (Паустовский К.)

2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

(1) Знакомство всегда происходит по раз навсегда установленному обычаю. (2) Сначала мы закуриваем, потом идёт вежливый и хитрый разговор, направленный к тому, чтобы выведать, кто мы такие, после него - несколько неопределённых слов о погоде. (3) И только после этого беседа может свободно переходить на любую тему. (Паустовский К.)

3. Среди предложений 1-4 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

(1) В сентябре пошли дожди. (2) Они шуршали в траве. (3)Воздух от них потеплел, а прибрежные заросли запахли дико и остро, как мокрая звериная шкура. (4) По ночам дожди неторопливо шумели в лесах по глухим, неведомо куда ведущим дорогам, по тесовой крыше сторожки, и казалось, что им так и на роду написано моросить всю осень над этой лесной страной. (Паустовский К.)

4. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.

(1) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (2) Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (3) В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста. (Паустовский К.)

5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(1) О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». (2) Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. (3) А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (Паустовский К.)

6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными дополнениями. Напишите номер этого предложения.

(1) Всё это - только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. (2) Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой: (3) «Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мёртвой природе. (4) Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит». (Паустовский К.)

7. Среди предложений 1-4 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» - одно из прекраснейших слов русского языка. (2) Это слово никогда не говорят громко. (3) Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. (4) Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. (Паустовский К.)

8. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным уточняющим членом. Напишите номер этого предложения.

(1) В этот заревой час низко над самой землёй пылает утренняя звезда. (2) Воздух чист, как родниковая вода. (3) В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. (4) На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. (5) И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки. (Паустовский К.)

9. Среди предложений 1-3 найдите предложение, которое не осложнено обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

(1) Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы. (2) Словарь этот будет, конечно, толковым. (3) Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и учёных, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову. (Паустовский К.)

10. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным распространённым приложением, относящимся к личному местоимению. Напишите номер этого предложения.

(1) Кровью мы, конечно, не истекали, но все же и нам, молодым и весёлым людям, бывало иногда чересчур холодно и голодно. (2) Но никто не роптал. (3) Внизу, в первом этаже магазина, развёртывала суетливую и несколько подозрительную деятельность художественная артель. (4) Во главе этого предприятия стоял старый ворчливый живописец, известный в Одессе под кличкой «Король вывесок». (Паустовский К. Конец формы

Тест по русскому языку «Готовимся к ОГЭ. Задание 09. Обособленные члены предложения» №2 для 9 класса

Начало формы

1. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

(1) Выйдя из парка, бродячая труппа спустилась крутой, сыпучей тропинкой к морю. (2) Здесь горы, отступив немного назад, дали место неширокой плоской полосе, покрытой ровными, обточенными прибоем камнями, о которые теперь с тихим шелестом ласково плескалось море. (3) Саженях в двухстах от берега кувыркались в воде дельфины, показывая из нее на мгновение свои жирные, круглые спины. (4) Вдали на горизонте, там, где голубой атлас моря окаймлялся темно-синей бархатной лентой, неподвижно стояли стройные, чуть-чуть розовые на солнце паруса рыбачьих лодок.

2. Среди предложений 1-4 найдите предложения с однородными обособленными распространённым обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

(1) Он наконец подплыл к берегу, но прежде чем одеться, схватил на руки Арто и, вернувшись с ним в море, бросил его далеко в воду. (2) Собака тотчас же поплыла назад, выставив наружу только одну морду со всплывшими наверх ушами, громко и обиженно фыркая. (3) Выскочив на сушу, она затряслась всем телом, и тучи брызг полетели на старика и на Сергея. (4) По тропинке быстро спускался вниз, неразборчиво крича и махая руками, тот самый мрачный дворник в розовой рубахе с черными горошинами, который четверть часа назад гнал странствующую труппу с дачи.

3. Среди предложений 1-5 найдите предложение с однородными обособленными распространёнными определениями. Напишите номер этого предложения.

(1) У дедушки Лодыжкина был давным-давно примечен одни уголок между Мисхором и Алупкой, книзу от нижней дороги, где отлично можно было позавтракать. (2) Туда он и повел своих спутников. (3) Неподалеку от моста, перекинутого через бурливый и грязный горный поток, выбегала из-под земли говорливая, холодная струйка воды. (4) Она проделала в почве круглый неглубокий водоем, из которого сбегала в ручей тонкой змейкой, блестевшей в траве, как живое серебро. (5) Около этого родника по утрам и по вечерам всегда можно было застать набожных турок, пивших воду и творивших свои священные омовения.

4. Среди предложений 1-9 найдите предложение с однородными обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1) Принялись трое за свой скромный обед. (2) Слышно было только, как жевали три пары челюстей. (3) Арто ел свою долю в сторонке, растянувшись на животе и положив на хлеб обе передние лапы. (4) Дедушка и Сергей поочередно макали в соль спелые помидоры, из которых тек по их губам и рукам красный, как кровь, сок, и заедали их сыром и хлебом. (5) Насытившись, они напились воды, подставляя под струю источника жестяную кружку. (6) Вода была прозрачная, прекрасная на вкус и такая холодная, что от неё кружка даже запотела снаружи. (7) Дневной жар и длинный путь изморили артистов, которые встали сегодня чуть свет. (8) У дедушки слипались глаза. (9) Сергей зевал и потягивался.

5. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

(1) Старик и мальчик легли рядом на траве, подмостив под головы свои старые пиджаки. (2) Над их головами шумела темная листва корявых, раскидистых дубов. (3) Сквозь нее синело чистое голубое небо. (4) Ручей, сбегавший с камня на камень, журчал так однообразно и так вкрадчиво, точно завораживал кого-то своим усыпительным лепетом. (5) Дедушка некоторое время ворочался, кряхтел и говорил что-то, но Сергею казалось, что голос его звучит из какой-то мягкой и сонной дали, а слова были непонятны, как в сказке.

6. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным распространённым определением, относящимся к личному местоимению. Напишите номер этого предложения.

(1) Дальше мальчик ничего не слыхал. (2) Нежная и сладкая дремота овладела им, сковав и обессилив его тело. (3) Заснул и дедушка, потерявший вдруг нить своих любимых послеобеденных мыслей о блестящем цирковом будущем Сергея. (4) Один раз ему сквозь сон показалось, что Арто на кого-то рычит. (5) На мгновение в его затуманенной голове скользнуло полусознательное и тревожное воспоминание о давешнем дворнике в розовой рубахе, но, разморенный сном, усталостью и жарой, он не смог встать, а только лениво, с закрытыми глазами окликнул собаку.

7. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

(1) Миновав белую мечеть, окружённую молчаливой толпой темных кипарисов, мальчик спустился по тесному кривому переулку на большую дорогу. (2) Для легкости Сергей не взял с собой верхней одежды, оставшись в одном трико. (3) Месяц светил ему в спину, и тень мальчика бежала впереди его черным, странным, укороченным силуэтом. (4) По обоим бокам шоссе притаился темный курчавый кустарник.

8. Среди предложений 1-4 найдите предложение с однородными обособленными нераспространёнными определениями. Напишите номер этого предложения.

(1) Сергею было немного жутко среди этого величавого безмолвия, в котором так отчетливо и дерзко раздавались его шаги, но в то же время в сердце его разливалась какая-то щекочущая, головокружительная отвага. (2) На одном повороте вдруг открылось море. (3) Огромное, спокойное, оно тихо и торжественно зыбилось. (4) От горизонта к берегу тянулась узкая, дрожащая серебряная дорожка; среди моря она пропадала, - лишь кое-где изредка вспыхивали ее блестки, - и вдруг у самой земли широко расплескивалась живым, сверкающим металлом, опоясывая берег.

9. Среди предложений 1-8 найдите предложение с уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.

(1) Беззвучно проскользнул Сергей в деревянную калитку, ведущую в парк. (2) Там, под густыми деревьями, было совсем темно. (3) Издали слышался шум неугомонного ручья и чувствовалось его сырое, холодное дыхание. (4) Отчетливо застучала под ногами деревянная настилка моста. (5) Вода под ним была черная и страшная. (6) Вот наконец и высокие чугунные ворота, узорчатые, точно кружево, и обвитые ползучими стеблями глициний. (7) Лунный свет, прорезавшись сквозь чащу деревьев, скользил по резьбе ворот слабыми фосфорическими пятнами. (8) По ту сторону был мрак и чутко-пугливая тишина.

10. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

(1) Изящные чугунные завитки, составлявшие рисунок ворот, служили верными точками опоры для цепких рук и маленьких мускулистых ног. (2) Над воротами на большой высоте перекинулась со столба на столб широкая каменная арка. (3) Сергей ощупью взлез на нее, потом, лежа на животе, спустил ноги вниз, на другую сторону, и стал понемногу сталкивать туда же все туловище, не переставая искать ногами какого-нибудь выступа. (4) Таким образом он уже совсем перевесился через арку, держась за ее край только пальцами вытянутых рук, но его ноги все еще не встречали опоры. (5) Он не мог сообразить тогда, что арка над воротами выступала внутрь гораздо дальше, чем кнаружи, и по мере того как затекали его руки и как тяжелее свисало вниз обессилевшее тело, ужас всё сильнее проникал в его душу.

Конец формы