» »

Финансовая система. Федеральные и муниципальные финансовые институты. полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Финансовая система и финансовые институты

17.03.2024

Финансовый рынок в организационном отношении можно рассматривать как систему, как совокупность финансовых институтов - экономических субъектов, осуществляющих эмиссию и куплю-продажу финансовых инструментов, поскольку основная задача финансовых институтов -обеспечение эффективного перемещения свободных финансовых средств от собственников этих средств к заемщикам средств.

Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению финансовых операций с финансовыми инструментами, характеризующимися конкретным набором.

Принято выделять финансовые институты следующих видов:

Коммерческие банки;

Взаимосберегательные банки;

Кредитные союзы;

Страховые компании;

Негосударственные пенсионные фонды;

Инвестиционные фонды;

Финансовые компании.

Финансовых посредников можно подразделить на четыре группы:

Финансовые учреждения депозитного типа;

Договорные сберегательные учреждения;

Инвестиционные фонды;

Иные финансовые организации.

Наиболее распространенными финансовыми посредниками выступают учреждения депозитного типа. Основные институты данной группы посредников - коммерческие банки, сберегательные институты и кредитные союзы. Коммерческие банки, как правило, предлагают широкого диапазона услуги по привлечению денежных средств от экономических субъектов и по предоставлению займов. Поскольку значимость коммерческих банков в развитии экономики в целом достаточно велика, они являются объектом жесткого государственного надзора и контроля.

Наряду с коммерческим банками активную роль на финансовом рынке России играет Центральный Банк России, который подотчетен Государственной Думе РФ. Правовое регулирование его деятельности регламентируется прежде всего Федеральным законом № 65-ФЗ от 26.04.1995 г. «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Основная стратегическая функция ЦБ РФ - защита и обеспечение устойчивости рубля.

К конкретным задачам, решение которых лежит на Банке России, относятся следующие:

Эмиссию наличных денег, организация их обращения;

Регулирование объема выдаваемых им кредитов;

Регистрация кредитных организаций, выдача и отзыв лицензий на осуществление банковских операций;

Осуществление контроля за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства РФ;

Назначение временной администрации кредитной организации в случаях выявления нарушений банковского законодательства.

В качестве основных инструментов и методов воздействия на финансовый рынок ЦБ РФ использует следующие:

Процентная политика, т.е. установление одной или нескольких процентных ставок по операциям различных видов, что в значительной мере предопределяет рыночные ставки процента как на привлекаемый коммерческими банками капитал, так и на выдаваемые ими кредиты;

Установление нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России;

Купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, организация кредитования коммерческих банков;

Осуществление валютного контроля;

Установление ориентиров роста показателей денежной массы.

Как и любой банк ЦБ РФ может осуществлять банковские операции всех видов.

Наряду с коммерческими банками, Центральным Банком на финансовых рынках функционируют и небанковские кредитные организации, имеющие право выполнять отдельные банковские операции в соответствии с лицензией ЦБ РФ.

Сберегательные институты (сберегательные банки) - специализированные финансовые институты, основными источниками средств для которых выступают сберегательные вклады и разнообразные срочные потребительские депозиты. Эти финансовые институты заимствуют денежные средства на достаточно короткий срок с использованием текущих и сберегательных счетов, а затем ссужают их субъектам финансового рынка на длительный срок, в основном, под обеспечение в виде недвижимости. Хотя сберегательные институты предоставляют кредиты разных видов, главным образом, они занимаются ипотечным кредитованием и финансированием операций с недвижимостью.

Кредитные союзы - финансовые институты взаимного кредитования. Они принимают вклады физических лиц и кредитуют членов кредитного союза. Обязательства этих союзов формируются из сберегательных счетов и чековых счетов (паев). Финансовые средства кредитные союзы предоставляют членам этого союза в виде краткосрочных потребительских ссуд. Кредитные союзы имеют ряд преимуществ перед остальными финансовыми институтами депозитного типа, поскольку они освобождаются от уплаты налога на прибыль и не являются субъектом антимонопольного законодательства. Являясь институтами взаимного кредитования, кредитные союзы не обладают акционерным капиталом, их собственный капитал состоит из резервов, избыточного капитала и нераспределенной прибыли. В России деятельность кредитных союзов еще не получила достаточного распространения и не имеет достаточной законодательной базы.

Страховые компании и пенсионные фонды относятся к сберегательным учреждениям, действующим на договорной основе. Финансовые институты этого типа отличаются стабильным притоком финансовых средств от владельцев страховых полисов и счетов в пенсионных фондах, по этой причине страховые компании и пенсионные фонды обладают возможностью инвестировать свободные средства в долгосрочные финансовые инструменты с высокой доходностью.

Любой страны имеет ключевой элемент - финансовые институты. Это учреждения, которые занимаются передачей денег, кредитованием, инвестированием, заимствованием денежных средств, используя для этого различные финансовые инструменты.

Цели и задачи

Главная задача финансового института - организовать эффективное перемещение средств от сберегателей к заемщикам. То есть все операции проводятся между теми, у кого есть деньги, и теми, кому они нужны. Цели финансовых институтов следующие:

  • сберегать финансовые ресурсы;
  • осуществлять посредничество с заемщиками;
  • совершать финансовые трансформации;
  • передача риска;
  • организовывать валютные операции;
  • содействовать ликвидности;
  • организовывать операции по изменению организационно-правовых форм компаний.

Рассмотрим каждую цель подробнее.

В чем выгода?

Финансовые институты - это которых состоит в накоплении денежных средств, которые впоследствии будут рационально использоваться. Подобный более выгодный и безопасный.

Посредничество - основная функция финансовых институтов, так как важна не только но и их рациональное использование в дальнейшем. Получается, что финансовые институты - это посредники между сберегателем и заемщиком, причем последний берет средства под определенные обязательства, связанные с возвратом полученных денег. Финансовое посредничество имеет ряд выгодных моментов:

  1. Не все сберегатели могут сами разобраться с финансовыми операциями и принять действительно выгодное решение.
  2. Обращаясь в финансовые компании, потребитель экономит свое время, силы, нервы и может заняться основным бизнесом.
  3. Полученные денежные средства работают более эффективно.
  4. Благодаря финансовым посредникам есть возможность аккумуляции больших объемов денежных средств, которые вкладываются в выгодные проекты, потенциально интересные крупным инвесторам.

Главное - чистота операций

Финансовые институты - это возможность сделать краткосрочные денежные активы долгосрочными. В данном случае важную роль играют несколько моментов:

  • расчеты с краткосрочными инвесторами должны выполняться аккуратно, чтобы все взятые средства возвращались вовремя;
  • когда вкладчиков слишком много, происходит нивелирование колебаний в отношении сумм денежных средств.

Обращаться в подобные организации выгодно по той причине, что любые финансовые операции рискованные по своей природе, а потому каждому хочется избежать рисков и принять правильное решение.

Валютные операции

Институтов направлена в том числе на проведение в которых задействованы многие компании, особенно те, что планируют выйти на международный рынок. Валютные операции интересны которые помогают найти иностранных инвесторов или открыть зарубежное представительство.

Любая компания, ведущая свою деятельность на финансовом рынке, обращается в соответствующие институты за средствами. И важную роль в этом процессе играет создание страхового запаса средств, которыми можно воспользоваться в трудных ситуациях, при кредиторской задолженности, например. Чтобы застраховать себя от подобных проблем, и нужны финансовые институты, роль которых высока.

Виды и особенности

Существует несколько видов финансовых институтов:

  • коммерческие банки;
  • небанковские кредитно-финансовые организации;
  • инвестиционные институты.

Все виды финансовых институтов ведут свою деятельность с акцентом на то, чтобы аккумулировать свободные денежные средства и впоследствии вложить их в экономику страны. Но, с другой стороны, каждый финансовый институт работает по-своему.

Банки

Основной инвестиционный потенциал сосредоточен в учреждениях именно банковской системы, возможности которых исключительны. Именно в банках аккумулируются которые впоследствии распределяются в те секторы и отрасли, которые наиболее динамично развиваются. В основе современной банковской системы лежат коммерческие банки, которые проводят операции в разных сферах финансового рынка. Но по мере специализации банковских услуг как основные финансовые институты стали популярными инвестиционные банки, которые ориентируются на мобилизацию долговечного капитала и предоставление средств посредством выпуска и размещения акций, ценных бумаг, а также на долгосрочное кредитование.

Все инвестиционные банки делятся на два вида - первые предоставляют услуги в сфере торговли и размещения ценных бумаг, вторые ориентируются на выдачу кредитов (долгосрочных и среднесрочных). Первый популярен в Англии, Канаде, США, Австралии, причем они не могут принимать вклады населения, организаций. Второй вид инвестиционных банков распространен в странах Западной Европы. Они занимаются кредитованием различных секторов экономики, реализацией проектов различной направленности.

Не менее распространены такие финансовые институты, как ипотечные банки. Их задача - выполнение кредитных операций, связанных с привлечением и размещением средств на долгосрочной основе по залог земли, строений. В качестве ресурсов ипотечных банков используются средства, которые привлекаются в результате выпуска облигаций, закладных листов.

Небанковские организации

Небанковскими финансово-кредитными институтами являются ломбарды, кредитные товарищества, кредитные союзы, пенсионные фонды и страховые общества. Опишем особенности каждого вида в нескольких словах:

  • Ломбарды выдают ссуду по залог движимого имущества, могут быть государственными, коммунальными, частными и смешанного типа. Ломбарды работают без кредитного договора с клиентом и без залога.
  • Кредитные товарищества рассчитаны на кредитно-расчетное обслуживание своих членов, а капиталом считаются средства, полученные при покупке паев и оплаты обязательных страховых взносов.
  • Кредитные союзы - это специальные кооперативы, которые собираются физическими лицами. Они могут заниматься привлечением вкладов, предоставлением ссуд под обеспечение аудиторских и консультационных услуг.
  • Страховые общества реализуют страховые полисы, а полученные за это средства помещают в государственные или корпоративные ценные бумаги.
  • Частные пенсионные фонды - это самостоятельные компании, ресурсы которых - это регулярные взносы работающих, отчисления фирм.

В отдельную группу выделяются инвестиционные финансовые институты, которые ведут свою деятельность на рынке ценных бумаг без иных видов деятельности.

Проблемы и перспективы

Финансовая система - основа развития экономики любой страны. Они не только позволяют судить об конкретного государства, но и позволяют формировать его и отвечать тем самым за его качество. Сегодня назрела потребность в формировании эффективных методов финансирования предприятий. Но из-за финансового кризиса в России доверие к финансовым институтам не так высоко, да и сама банковская система не отличается высокой технологичностью. Современное развитие финансовых институтов имеет определенные перспективы, если будет происходить рост экономики, но для этого нужно развивать и модернизировать основные средства, привлекая к тому инвестиции.

Санкт-Петербургский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации"

Санкт-Петербургский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" () значительно подробнее приводится к сведению в соответствующей статье, рубрики "государственные университеты Санкт-Петербурга", на собрании. Без лишних колебаний осмотреть этот вуз как замену подобным, часто в России. Что и многие другие государственные университеты Санкт-Петербурга такой вариант готовит спецов высшего класса вида "финансовые".

Московский финансовый колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации"

Что и многие другие государственные колледжи Москвы данный вариант обучает и выпускает профессионалов по тематике "финансовые". Московский финансовый колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" () более детально приведен среди других материалов, рубрики "государственные колледжи Москвы", на БД-интерфейсе. Предлагаем принять к сведению это учебное заведение и другие государственные колледжи Москвы, как альтернативу аналогичным в России.

Как и другие негосударственные институты Москвы это учебное заведение принимает и подготавливает профессионалов вида "финансовые". Финансово-промышленный институт (автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Финансово-промышленный институт") немного приведен, и оформлен разделе, рубрики "негосударственные институты Москвы", на БД-интерфейсе. Предлагаем принять это учебное заведение как замену аналогичным в Москвы.

Можно вполне серьезно осмотреть этот вуз как замену подобным, часто на нашем сайте. Что и многие другие негосударственные институты Ростова-на-Дону это учебное заведение готовит неплохих работников в сфере "финансовые". Институт финансового контроля и аудита (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования " Институт финансового контроля и аудита") значительно подробнее описан для вас в одной из заметок, рубрики "негосударственные институты Ростова-на-Дону", на БД-интерфейсе.

Омский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации"

Вероятно, как и государственные университеты Омска такой вариант повышает квалификацию неплохих работников по тематике "финансовые". Омский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" () подробно приведен в анонсах и статьях на текущем портале. Без лишних колебаний отложить для последующего анализа это высшее учебное заведение как замену упоминаемым в каталоге.

Предлагаем принять это высшее учебное заведение как замену аналогичным на нашем сайте. Московский экономико-финансовый институт (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский экономико-финансовый институт") отлично рассмотрен нами, и оформлен разделе на нашем портале. Напоминающий остальные негосударственные институты Москвы это предложение принимает и подготавливает мастеров своего дела по специальности "финансовые".

Сургутский финансово-экономический колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации"

Как и другие государственные колледжи Сургута данный вариант принимает и подготавливает неплохих работников по направлению "финансовые". Сургутский финансово-экономический колледж - филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации" () подробно приводится к сведению в одной из заметок на текущем списке вузов. Предлагаем принять это предложение как достойную альтернативу подобным, часто в списке.

Столичная финансово-гуманитарная академия

Возможно отложить для последующего анализа данный вариант как достойную альтернативу сходным по теме на нашем сайте. Такой же как и негосударственные академии Москвы это предложение повышает квалификацию лидеров по профилю "финансовые". Столичная финансово-гуманитарная академия (Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Столичная финансово-гуманитарная академия") более детально приводится к сведению в одной из заметок, рубрики "негосударственные академии Москвы", на списке вузов.

Не будет преувеличением сказать, что финансовые институты в постсоветской России в силу специфики их деятельности оказались наиболее динамичным и рыночным сегментом экономики. В тоже время и именно в силу этого обстоятельства финансовый сектор страны за менее чем двадцатилетний период пережил ряд крупных кризисов и несколько раз поменял свою конфигурацию.

Эволюция российской банковской системы может служить наглядной иллюстрацией формирования и развития новых институтов в результате взаимодействия множества сторон, интересы и нормы которых не имели устойчивого характера, менялись в зависимости от позиций и состава участников. Общим вектором происходящих трансформация является упрощение общей структуры рынка при увеличении сложности отдельных его участников, концентрация рыночной власти при сокращении числа участников.

Существует множество научных публикаций и аналитических обзоров, посвященных развитию финансовой системы страны и отдельных ее элементов (банковский сектор, финансовые и страховые компании и т.д.), развитию отдельных финансовых рынков и инструментов.

Большинство работ в этой области отличает следующее:

· Некомплексный характер рассмотрения проблемы. Отдельные институты или рынки рассматриваются в лучшем случае на фоне развития всего финансового сектора. При этом недостаточное внимание уделяется взаимосвязям финансового сектора с реальным сектором экономики, в частности, взаимодействию финансового сектора с государственными структурами и предприятиями нефинансового сектора.

· Макроэкономический подход, который предполагает исследование финансовых институтов (или банковской системы) как единого целого без учета региональной специфики их функционирования. Другая противоположность – исследование функционирования региональной финансовой системы и ее элементов преуменьшает или даже игнорирует воздействие высокой мобильности капитала и финансовых институтов.

· Неадекватная оценка роли государства в регулировании финансового сектора, которая заключается как в недооценке степени воздействия властных структур, особенно на региональном уровне, на развитие финансовых институтов, так и в переоценке возможностей контрольных и регулирующих функций профильных ведомств, прежде всего Банка России.

Последние 6 лет финансовый сектор страны и банковская система, как его главная и ведущая часть развивались достаточно стабильно, хотя наблюдались периоды стагнации, спады и, по мнению некоторых аналитиков, даже кризисы. В частности банковская система пережила нечто подобное кризису летом 2004 г. Наблюдается высокая адаптивность банковского сектора к меняющимся макроэкономическим и институциональным условиям. В частности, банковская система неожиданно легко преодолела последствия кризиса 1998 г., перевод бюджетных средств в федеральное казначейство и т.д. Что касается кризиса 1998 г., то банковская система в целом пережила его без сколько-нибудь масштабной национализации и широкомасштабной помощи со стороны Банка России (стабилизационные кредиты ЦБ РФ коммерческим банкам были незначительны в сравнении с масштабами кризиса, а деятельность АРКО носила весьма ограниченный характер) в значительной степени из-за слабости контроля со стороны надзорных органов и низкой степени защиты прав кредиторов и миноритарных акционеров. Так называемые «системообразующие» банки успели создать параллельные финансовые структуры и перевести в них наиболее ценные активы. Потому последствия финансового кризиса оплатили предприятия нефинансового сектора (в основном средние и мелкие) и население. Перевод средств из коммерческих банков на счета Федерального казначейства шел на фоне постоянного улучшения экономической ситуации и был достаточно растянут во времени для того, чтобы банки смогли адаптироваться и изменить структуру пассивов.

Правительственные программы по реформированию и развитию финансового сектора в основном адекватно оцениваютсовременное состояние и проблемы развития финансового, в частности, банковского сектора. Например, констатируется недостаточная способность банков аккумулировать и размещать ресурсы в соответствии с потребностями национальной экономики, трансформировать сбережения в инвестиции, удовлетворять потребности предприятий и семейных хозяйств в заемных средствах.

В то же время, как государственные программы реформирования финансового сектора, так и частично альтернативные им программы ассоциаций финансовых институтов (например, АРБ), игнорируют или не придают должного значения генетическим особенностям российской финансовой системы, а также политике государства в нефинансовом секторе.

Прежде всего остановимся на особенностях российской финансовой системы с позиций эволюций институтов. С этой точки зрения формирование новых (преимущественно частных) финансовых институтов происходило не просто путем частичной приватизации государственных структур и их функций. Например, в 1990-е годы коммерческие банки, созданные на базе специализированных госбанков, как и новые банки активно привлекали на работу старые кадры, прошедшие социализацию в прежних условиях государственной экономики и имевшие длительные доверительные отношения с руководством предприятий и органов власти, особенно на региональном и местном уровнях. Это было необходимо для привлечения клиентов и использования государственных финансовых ресурсов. По-видимому, именно такие решения обусловили эволюционный характер формирования новых финансовых институтов. Другим фактором, обусловившим скорость эволюции финансовых институтов, стала инерция в развитии государственного аппарата. Поскольку изменение государственных институтов происходило крайне медленно (в качестве примера можно сослаться на фактический ход административной реформы), тормозились реформы и в финансовом секторе. Исключением были крайне незначительные (маргинальные), как тогда представлялось, такие сектора как институты коллективных инвестиций.

Эволюцию и взаимодействие финансовых институтов рассмотрим на примере инвестиционной деятельности (табл. 1).

Таблица 1.

Институты

Традиционное государственное финансирование

Новое частное финансирование

Традиционные

1) Прямое бюджетное финансирование

2) Долгосрочные кредиты государственных банков

Частно-госудаственное партнерство в инвестиционной деятельности

(подписание соглашений между администрациями и инвесторами о сотрудничестве)

Новые

1) Субсидирование (частичное) процентной ставки по кредитам

2) Налоговые каникулы

3) Предоставление гарантий

4) Погашение части издержек

Ипотечное кредитование

Кредитование малого бизнеса

Потребительское кредитование

Образовательные кредиты

Квази-новые

1) Прямое участие в капитале

2) Специальные процедуры проведения инвестиционных конкурсов

3) Предоставление индивидуальных льгот

Лизинг сельхозтехники

Перекрестное кредитование

Из приведенных выше данных следует, что характер деятельности российских банков,особенностиих пассивных и активных операций не могут быть адекватно описаны без учетафакторов преемственности и структуры собственности.

Иллюстрация этой преемственности приведена на рис. 1 и рис.2.

На рис. 1 показаны основные направления взаимодействия по каналам традиционного государственного финансирования, то есть одновременное существование ряда модификаций традиционного института государственного, бюджетного финансирования инвестиций (расщепление), а на рис.2 – по каналам нового частного финансирования. При этом эмпирические оценки (по крайней мере, по данным региональной статистики НСО) показывают, что усиливается роль и значение «чистых» модификаций – традиционный формат и рыночный формат растут, а значение «квази» модификаций сокращается.

Рис. 1.

Рис.2

Приведенные выше данные позволяют утверждать, что процесс взаимного приспособления поведения государственных и финансовых институтов в регионах России протекает достаточно быстро и является следствием не только их взаимного обучения и трансляции позитивного опыта, но и приспособления к имениям федерального законодательства и политики федерального центра.

Как отмечалось выше, другой группой факторов, определяющей развитие финансовой (более узко – банковской) системы является промышленная политика государства или политика по отношению к предприятиям нефинансового сектора. Такие действия государства как поощрение экспансии государственных корпораций, фактическое содействие монополизации экономики путем поощрения сделок по слиянию и поглощению (что очень странно в период благоприятной конъюнктуры и далеко не всегда эффективно), прямо противоречат программным установкам и тормозит развитие банковской системы.

Так, политика, направленная на формирование «локомотивов национальной экономики» и превращение их в транснациональные корпорации приводит к тому, что финансовые возможности отечественных банков оказываются просто несопоставимы с потребностями крупных корпораций. Поэтому последние привлекают ресурсы с международных рынков, что существенно тормозит развитие отечественных финансовых институтов. Кроме того, для финансирования текущей деятельности и внутрикорпоративного трансферта капитала крупные корпорации имеют собственные «карманные банки», которые являются скорее рассчетно-кассовыми центрами, нежели банками и фактически выпадают из банковской системы.

Другой особенностью отечественной банковской системы является высокая степень участия государства в капитале банков. Не смотря на неоднократные заявления, обещанного сокращения участия государства (включая региональные органы власти) не происходит. Более того, озвучено большое количество инициатив по созданию всякого рода инновационных банков и фондов, банков развития (включая и банки на наднациональном уровне), специализированных финансовых институтов. Все это приведет лишь к усилению роли бюджетов в кредитовании предприятии и населения со всеми вытекающими из этого рисками для бюджетной системы страны. Поскольку в настоящее время доходная база федерального и большинства региональных бюджетов растет, а действующее законодательство и политика Минфина РФ сдерживают рост непроцентных расходов региональных бюджетов, ситуация в целом находится под контролем. В то же время при изменении макроэкономической ситуации риски для бюджетной системы могут существенно возрасти.

Описанная выше конкуренция между старыми и новыми институтами дополняется влиянием внешних факторов, в качестве которых выступают международные и транснациональные финансовые институты и ожидания, связанные со вступлением России в ВТО. Хотя присутствие иностранного капитала в банковской системе РФ незначительно (менее 12%), в последние 1,5-2 года оно удвоилось на фоне быстрого роста капитализации отечественной банковской системы. Более того, последние сделки по приобретению миноритарных пакетов акций региональных баков ЕБРР и слияний в банковском секторе с участием транснациональных банков, подготовка и проведение IPO , привели к определенным качественным изменениям. Во-первых, многие региональные банки стали раскрывать структуру собственности, вывели владельцев крупных пакетов акций из состава исполнительных органов банков, разработали внутренние нормативные документы в соответствии с международными правилами. Принятие системы стратегического планирования, кодексов внутрикорпоративного поведения и изменение системы внутренней и внешней отчетности не могли не сказаться на качестве управления и расширении доли рыночного поведения в банковских операциях.

Этому же способствовала политика федеральных надзорных органов, прежде всего ЦБ РФ и Федеральной службы по финансовому мониторингу по «расчистке» банковской системы.

С другой стороны, в преддверии ожидаемого вступления России в ВТО идет быстрый процесс не только усиления государственного контроля над системой коммерческих банков (что можно только приветствовать), но и расширение доли непосредственного и, особенно, опосредованного участия государства в капитале коммерческих банков. Если тенденция сохранится, то через 10-15 лет российская банковская система будет представлена в основном двумя группами банков: государственными и иностранными или с иностранным участием. В этом случае наиболее важным окажется вопрос о том, будут ли эти группы субъектов финансового рынка играть по одним или по разным правилам.

На региональном уровне разворачиваются подобные процессы, что доказывают результаты анализа ситуации и перспектив развития финансовых институтовСибирского Федерального округа.

В 2006 г. по основным индикаторам развития банковской системы Новосибирская область занимала 3 место среди регионов Российской Федерации (после Москвы и Санкт-Петербурга) и устойчиво лидировала среди регионов Сибирского федерального округа. По абсолютным значениям таких показателей как стоимость активов и пассивов, кредиты нефинансовым организациям, населению, средства предприятий, вклады физических лиц и кредиты банков Новосибирская область занимает 8-10 место среди крупнейших финансовых центров страны. Однако по относительным показателям (в расчете на 1 млрд. руб. ВРП и в расчете на 1000 чел. населения) область занимает 3-5 место в России. При этом относительные индикаторы развития банковской системы в настоящее время примерно соответствуют заявленным в программных документах Правительства РФ и АРБ на 2010 г. Так активы банковской системы составляют40% ВРП, кредиты нефинансовым предприятиям– около 20% ВРП, величина сбережений населения - около 21% ВРП, при этом доля вкладов населения составляет 13,3%.

Российский банковский сектор в целом представляет собой сегментированный рынок, состоящий из нескольких групп кредитных организаций, слабо связанных между собой и ведущих основные операции на разных секторах рынка. Подобная ситуация характерна и для НСО (см. табл.2).

Таблица 2.

Сегментация банковской системы

Сегменты

РФ, 2005 доля в совокупных активах, %

НСО,1.4.2006

доля в совокупных активах,%

НСО, величина активов банков

«Государственные» банки

Сибирский банк СБ РФ – 39,5 млрд. руб; Внешторгбанк – 5,1 млрд. руб.

Крупнейшие банки

Сибакадембанк – 32,6 млрд. руб.

Средние и мелкие

29 банков с величиной активов от 1 до 9 млрд. руб.;

Все остальныебанки с активами менее 1 млрд руб

Контролируемые нерезидентами

Раффайзенбанк – 4,0 млрд.руб

В первую группу входят крупнейшие банки с высоким уровнем государственного участия и контроля, для которых характерен высокий уровень развития филиальной сети и высокая доля вкладов населения.

Основной специализацией крупнейших банковявляется кредитование экспортеров, прежде всего компаний сырьевого сектора.

Группе банков, контролируемых нерезидентами, принадлежит около 8% активов банковской системы. Данная группа ориентирована на обслуживание своих традиционных клиентов - иностранныхи транснациональных компаний.

Мелкие и средние банки специализируется на обслуживании, в том числе кредитовании, предприятий, производящих товары и услуги для внутреннего, прежде всего регионального рынка. Большинство региональных банков попадают именно в эту группу и являются основным финансовым партнером мелкого и среднего бизнеса, предпринимателей и физических лиц. Небольшие региональные банки обладают или могут приобрести конкурентные преимущества прежде всего за счет большей информированности и вовлеченности в деятельность местного делового сообщества, что и позволяет использовать не только формальные методики и инструменты, но и быстрее реагировать на возникающие потребности клиентов и рыночные ниши.

На рис. 3 мы выделили возможные направления развития банковской системы НСО на основе анализа проявившихся в последнее время тенденций. Потребительские кредиты и межбанковские кредиты, занимая небольшую долю рынка, растут чрезвычайно высокими темпами, в то время как кредиты предприятиям нефинансового сектора, составляя более половины активов банков НСО, растут почти в два раза медленнее. Особенностью ситуации можно считать отсутствие явно выраженных финансовых услуг, сочетающих высокие темпы роста и значительную долю рынка. Снижение вложений банков НСОв ценные бумаги и их низкая доля в структуре активов может быть объяснена как недостаточной привлекательностью доступных для вложений объектов, так и высокой активностью присутствующих на территории НСО небанковских инвестиционных институтов. Такая ситуация сулит новые возможности для региональных банков, которые могут выступить, как это уже и бывало, пионерами в разработке новых финансовых продуктов и услуг.

Доля в структуре активных операций

Рис.3. Матрица БКГ для банковской системы НСО, 1.01.2006

Результаты анализа демонстрируют опережающее развитие (в сравнении с другими регионами СФО) финансовой системы Новосибирской области, прежде всего банковской. Более того, на фоне крупнейших финансовых центров России по относительным показателям область занимает весьма достойное место. При этом следует отметить, что онадемонстрирует хорошие способности восстанавливаться после кризисов: в 90-х годах область пережила ряд банкротств крупнейших банков, что отбросило ее с примерно 5 места по развитию банковского сектора на 20-25, однако в настоящее время она восстановила свои позиции.

Мы полагаем, что достаточно успешное развитие финансовой системы НСО в целом и ее банковского сектора связано с влиянием двух основных факторов. Прежде всего, следует выделить экономические факторы: диверсифицированную структуру экономики области, отсутствие явно выраженных доминирующих компаний, крупнейших экспортно-ориентированных предприятий сырьевого сектора, имеющих выход на мировые финансовые рынки, высокую долю предприятий с быстрым оборотом (прежде всего услуги торговли), сравнительно высокой уровень развития малого бизнеса и т.д. Во-вторых, в НСО наблюдается самая высокая за Уралом концентрация социального капитала. Именно это обстоятельство позволило не только быстро сформировать работоспособные коллективы финансовых организаций, но и послужило дополнительным стимулом при размещении филиалов иногородних банков, других финансовых организаций и консалтинговых компаний. Быстрое развитие финансового сектора привело к значительному росту занятости в финансовом секторе(она выросла примерно на 70% - 80% в последние 5 лет), а такжесущественно повлияло на структуру специалистов, обучающихся в системе высшего образования НСО.

Анализ развития финансовой сферы НСО показывает как высокий потенциал, так и серьезные риски развития всех элементов финансовой сферы, включая ее основные элементы: государственные финансы, финансы финансового и нефинансового секторов.

Пессимистичный сценарий развития региональной финансовой системысвязан со стагнацией региональной экономики и неизбежным в этом случае ростом государственного вмешательства по типу «латание дыр». Соответственно,произойдет существенное упрощение финансовой системы области и утрата самостоятельности большинства финансовых институтов.

Оптимистичный сценарий предполагает повышение совокупной капитализации активов всех субъектов области и возможен только в случае целенаправленных усилий в области политики развития региона (социальной, промышленной, инновационной и др.) и повышению качества управления общественными финансами. В этом случае растет разнообразие, масштаб операций и взаимодействие финансовых институтов, что позволяетНовосибирску претендовать на статус регионального финансового центра. Сценарные расчеты показывают, что в этом вариантеактивы финансовой системы к ВРП вырастут примерно в три раза, в том числе кредиты нефинансовым организациям и населению – в два раза. Численность занятых в секторе финансовых услуг увеличится не мене чем в 2,5 -3 раза и составит 50-60 тыс. человек.

Принципиальным представляется то обстоятельство, что, в целом копируя политику федерального центра региональные администрации в своем большинстве не имеют тех возможностей и ресурсов, которыми располагают федеральный центр и обе столицы. В результате негативные последствия для развития как финансового, так и нефинансового секторов на региональномуровне более существенны. Это выражается в высокой концентрации банковских и иных финансовых услуг в региональных столицах (по сравнению с периферией), низкой конкуренции, приводящей к росту процентных ставок, медленному развитию инфраструктуры и т.д.

Эти очевидные проблемы заставляют региональные администрации еще активнее включаться в регулирование финансовых рынков, прежде всего, вмешиваться в процессы кредитования бизнеса и населения, устанавливать особые отношения и заключать соглашения с финансово-промышленными группами и банками. В результате такого частно-государственного партнерства происходит обмен функциями между государством и предприятиями. Бюджет все больше задействуется в качестве квази-банковской структуры, а предприятия выполняют квазибюджетные функции. В результате происходит размывание границы между частным и государственным секторами, что ведет к увеличению рисков со всеми понятными последствиями для устойчивого развития.

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны.

Необходимо отметить, что содержание и структура финансовой системы по-разному трактуются в отечественной и зарубежной литературе. В западной литературе понятие "финансовая система" обычно определяется как совокупность финансовых институтов, финансовых рынков и финансовых инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Однако следует обратить внимание па ограниченность этого определения, так как оно связывает финансовую систему только с ее институциональными элементами. Такой односторонний подход не отражает функциональной основы и, соответственно, функциональной структуры финансовой системы как национальной системы, обеспечивающей аккумуляцию и распределение денежных средств различными субъектами экономики (государством, организациями, домохозяйствами), цели функционирования которых, а следовательно, и методы аккумуляции, распределения и использования ограниченных денежных средств принципиально различны.

Напротив, в отечественной литературе превалирует функциональный подход к раскрытию содержания финансовой системы, которая определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. Таким образом, в основу трактовки финансовой системы положен принцип наличия различных функциональных звеньев и сфер специфических финансовых отношений. Необходимость выделения ее отдельных сфер (звеньев) обусловливается различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании денежных фондов и доходов.

Каждому звену финансовой системы присущи специфические цели функционирования и, следовательно, формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, финансы организаций в основном обслуживают материальное производство и услуги, создание ВВП, его распределение внутри организаций и перераспределение части созданного дохода в бюджет и внебюджетные фонды. Через бюджетную систему страны мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспределением его средств между регионами, отраслями, социальными группами населения.

Следует иметь в виду, что первичные денежные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу финансовой системы любого государства.

В соответствии с рассматриваемой точкой зрения отечественных экономистов финансовая система России в целом состоит из трех укрупненных подсистем:

  • 1) государственных и муниципальных финансов (централизованных финансов);
  • 2) финансов хозяйствующих субъектов и финансов домашних хозяйств (децентрализованные финансы);
  • 3) финансовых посредников, обеспечивающих функционирование финансовых рынков.

В зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов они, в свою очередь, делятся на звенья:

  • 1) государственные и муниципальные финансы:
    • бюджетная система (включая государственные внебюджетные фонды);
    • суверенные фонды;
    • государственный кредит;
  • 2) финансы хозяйствующих субъектов:
    • коммерческих предприятий и организаций;
    • некоммерческих организаций;
  • 3) финансы домашних хозяйств;
  • 4) финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, страховые организации и другие финансовые институты), обеспечивающие функционирование финансовых рынков.

Рассмотрим каждое из названных звеньев. В настоящее время бюджетная система России представлена следующими уровнями:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга);
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Современная бюджетная система России трех уровней определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство (подробно см. параграф 4.1).

Государственные внебюджетные фонды входят в состав бюджетной системы, но обладают определенной автономией (подробно см. 6.1). Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших общественных благ, как пенсии, социальное страхование и здравоохранение. Для аккумуляции и использования средств этих фондов государство применяет специфические формы и методы, в том числе - обязательное страхование. В связи с этим правомерно их выделение в самостоятельное звено государственных финансов.

Суверенные фонды (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), несмотря па их тесную взаимосвязь с федеральным бюджетом, правомерно относить к самостоятельному звену финансовой системы в связи с их высокой значимостью, особым порядком распределения нефтегазовых доходов государства, специальным режимом сохранения и использования.

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами. В данном случае государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта (подробно см. гл. 9). В этом звене наиболее широко представлена деятельность государства как заемщика средств. Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить финансирование запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней. Операции государства в качестве кредитора, предоставляющего кредиты и гарантии юридическим лицам, другим бюджетам значительно уже. Тем не менее в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило существенное развитие.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности - самостоятельное звено финансов. Именно здесь формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме бюджетных субсидий, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий (прежде всего - государственных и муниципальных), в соответствии с действующим законодательством.

В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяются следующие звенья:

  • финансы коммерческих организаций;
  • финансы некоммерческих организаций.

Финансы каждого из этих звеньев имеют специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств (подробно см. параграф 11.1).

Финансы домашних хозяйств как самостоятельное звено национальной финансовой системы в учебной литературе стали выделять сравнительно недавно, так как в условиях командно-административной системы их рассмотрение в качестве самостоятельного звена не имело смысла, поскольку практически отсутствовала частная собственность, а большинство населения жило "от зарплаты до зарплаты", не имея легальных накоплений, приносящих ощутимый доход. Это звено финансовой системы имеет огромное значение в развитых капиталистических странах, так как в этом секторе сосредоточивается до 80% национального богатства. Формирование среднего класса в России, рост семейных доходов, развитие фондового рынка и финансовых инструментов, способствующих сохранению и преумножению средств (денежных накоплений) населения создают условия для формирования этого звена в национальной финансовой системе России. Так, в 2012 г. расходы домашних хозяйств в России составили 39,6 трлн руб. Для сравнения - расходы консолидированного бюджета и внебюджетных фондов в Российской Федерации за тот же период составили 23,4 трлн руб.

Появление термина "финансы домашних хозяйств" обусловлено также внедрением Системы национальных счетов (СНС) в России и является развитием понятия "финансовая система" в широком смысле. Финансы домашних хозяйств представляют собой обособленную сферу денежных отношений, в процессе которых формируются и используются денежные фонды, необходимые для обеспечения жизнедеятельности домашних хозяйств, понимаемых как группу лиц или отдельное лицо, совместно принимающих экономические решения и ведущих совместный бюджет.

Характерными чертами финансов домашних хозяйств России, в отличие от индустриальных стран, являются:

  • низкая степень организованности (по сравнению с другими звеньями финансов);
  • почти полное отсутствие контроля и регламентации со стороны государства (контроль в основном имеет место лишь при уплате налогов и иных обязательных платежей);
  • отсутствие "старых, семейных" капиталов;
  • отсутствие общей финансовой культуры, традиций (например, в области страхования, накопления, сбережения)
  • низкий уровень знаний в области финансов вообще и личных финансов в частности;
  • преобладание субъективных, иногда иррациональных, факторов при принятии тех или иных финансовых решений.

Следует отметить, что степень организованности финансов домашних хозяйств, а значит и правильность принятия решений в этой сфере, напрямую зависит от уровня финансовой грамотности населения. Этот вопрос рассматривается в параграфе 2.3.

Финансовые посредники - это финансовые институты, основной функцией которых является аккумулирование свободных денежных средств экономических субъектов и предоставление их от своего имени на определенных условиях другим субъектам, нуждающимся в этих средствах. Финансовые посредники являются необходимым звеном современной финансовой системы. Деятельность финансовых посредников подробно будет рассмотрена в разделе IV настоящего учебника. Важно заметить, что финансовые посредники одновременно являются и хозяйствующими субъектами, создающими ВВП, уплачивающими налоги и т.д.

Таким образом, в отечественной трактовке финансовой системы, как уже отмечалось, преобладает функциональный подход. При этом в рамках финансовой системы, как правило, не рассматриваются институты, инструменты и информационные системы, обеспечивающие распределение и перераспределение денежных ресурсов в экономике. Необходимо отметить, что такое одностороннее определение является отражением действовавшей ранее командно-административной системы, при которой все перераспределительные функции выполняло государство, и фактически не существовало финансовых рынков.

Обобщая рассмотренные подходы к трактовке финансовой системы, следует исходить из того, что в странах с рыночной экономикой она представляет собой сложно структурированную систему, которой имманентно присущи как функциональная, так и институциональная основы. Согласно этому можно дать следующее определение финансовой системы в институциональном аспекте.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства, организаций и населения.

Таким образом, финансовая система как структурированный объект состоит из трех взаимосвязанных подсистем (рис. 1.2.1), каждая из которых в свою очередь включает несколько подсистем более низкого уровня.

Институциональная подсистема представляет собой инфраструктуру финансовой системы. Институциональная подсистема как совокупность финансовых рынков, организаций (учреждений) - посредников, финансовых инструментов и информационных технологий обеспечивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов с избытком этих ресурсов в определенный период времени к экономическим субъектам, имеющим недостаток этих ресурсов. Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков (рис. 1.2.2).

Рис. 12.1.

Рис. 1.2.2.

Таким образом, если исследовать финансовую систему с позиции движения денежных потоков, то она представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.

Финансовые организации и учреждения, как коммерческие, так и некоммерческие (финансовый сектор экономики), являются активными посредниками в реализации финансов как отношений, обеспечивающих движения финансовых потоков, а следовательно, и в обеспечении реализации финансовой политики всех субъектов системы. Их основная деятельность заключается в предоставлении финансовых услуг и продуктов. К таким финансовым институтам относятся фондовые и валютные биржи, коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании, государственные и частные пенсионные фонды, использующие для оказания услуг различные финансовые инструменты.

Финансовая система является динамичной, что обусловливает ее относительное равновесие в условиях развития и изменения структурных компонентов системы, финансовых институтов, инструментов и технологий, обслуживающих эти компоненты. Финансовая система, постоянно развиваясь, предлагает новые финансовые инструменты и услуги, обеспечивающие бесперебойное движение финансовых потоков в пространстве и времени.

Современная финансовая система приобретает глобальный характер, поскольку финансовые рынки и финансовые посредники взаимосвязаны через всеобъемлющую международную телекоммуникационную сеть и систему контрактов, обеспечивающую бесперебойное движение капитала и финансовых потоков. Глобальный характер развития финансовых систем наряду с созданием благоприятных условий для трансграничного движения денежных потоков и капитала, тем не менее, несет в себе дополнительные глобальные риски для национальных финансовых систем.

Это проявилось в мировом финансовом кризисе, возникшем в 2008 г. в США и охватившем практически все страны мира. Одним из путей преодоления его последствий и последствий долгового кризиса 2009-2012 гг. в странах Европы эксперты считают необходимость коренной модификации как глобальных, так и национальных финансовых систем, их институтов. Ряд таких мер институционального характера (изменения законодательства в бюджетной и налоговой сфере) уже проведены в Российской Федерации для обеспечения устойчивости национальной финансовой системы.

Под устойчивостью финансовой системы мы будем понимать готовность и способность ее институтов, инструментов и информационных технологий обеспечивать эффективное функционирование всех каналов аккумуляции, распределения и перераспределения ограниченных денежных и финансовых ресурсов между всеми секторами экономики в пропорциях, необходимых для достижения стратегических, социальных и экономических целей при наличии отрицательных внутренних и внешних шоков.

Развитие финансовой системы необходимо исследовать в совокупности с развитием всей экономики, однако есть и частные факторы. В современной финансовой системе России действует целый ряд отрицательных факторов, угрожающих ее устойчивости, в том числе:

  • возрастающая коррупционная составляющая экономики, что ведет к крайне неэффективному финансированию государственных расходов, особенно в системе размещения госзаказов и приватизации государственного имущества;
  • ограниченные возможности в получении финансирования, долгосрочного кредитования инвестиций;
  • высокие процентные издержки по краткосрочным и долгосрочным кредитам;
  • неразвитость фондового рынка и финансовых инструментов;
  • высокие транзакционные затраты в экономике, особенно в распределительной сфере;
  • административное давление на бизнес и усиление политических рисков;
  • усиление зависимости доходов бюджета от экспорта энергоносителей, возможного их сокращения в силу низких темпов экономического роста неустойчивости мирового развития.

Вступление России в ВТО в 2012 г. создало дополнительные риски для финансовой системы России в силу возможного сокращения доходов и необходимости государственной поддержки предприятий целого ряда отраслей.

Финансовая система России в современных условиях нестабильного мирового развития требует активной настройки и проведения финансовой политики, соответствующей стратегическим целям России с учетом внутренних и внешних вызовов.