» »

Население заюково. Таинственное заюково. Как защищаться от Солнца

25.02.2024
Я O L

Географическое положение

Селение расположено в ущелье реки Баксан , в юго-западной части Баксанского района . Находится в 25 км к юго-западу от районного центра Баксан , и в 50 км от Нальчика .

Площадь территории сельского поселения составляет - 143,33 км².

Граничит с землями населённых пунктов: Атажукино на севере, Верхний Куркужин на западе, Кенделен , Жанхотеко и Лашкута на юге, а также с землями Государственного Лесного Фонда (Гослесфонда) на востоке.

Населённый пункт находится в переходной от предгорной в горную, зоне республики. Рельеф местности представляет собой сильно разветвленную систему хребтов, возвышающиеся над селом по обоим его сторонам. Средние высоты на территории села составляют 905 метров над уровнем моря.. Над западной частью села возвышаются вершины - Заюко (1 401 м), Хара Хора (1 233 м), и Матхука (1 071 м). Также на территории села находятся много надземных и подземных пещер , и древние подземные сооружения.

Из недр земли в основном добываются туф и известь . Имеется предварительно разведанная Заюковское месторождение нефти .

Гидрографическая сеть представлена реками - Баксан , и его притоками Гунделен, Хекуарде, Хангок и другие. Местность богата подземными водами . Имеется горячий лечебный источник.

Климат умеренный. Лето жаркое с температурами +25…+30°С, зима прохладная, и температура редко опускается ниже −10…−12°С. Среднее количество осадков составляет 400-600 мм в год, и основная их часть приходится на период с апреля по июнь.

Через село проходит трасса Баксан-Эльбрус ведущая в Национальный парк «Приэльбрусье» .

История

До образования современного села на его территории располагалось несколько аулов . Так на месте, где ныне расположена верхняя плотина Баксанской ГЭС , обитал княжеский род Шогемоковых, которые были валием (верховными князьями) Кабарды в XVII веке .

В междуречье рек Баксан и Гунделен был аул Дюменово (Думэн хьэблэ ). На правом берегу реки Баксан располагались аулы - Хамгурово (Хьэмгъур хьэблэ ) и Казаноково (Къазэнокъуей ), а на левом берегу находился аул Бжахово (Бжьахъуэ хьэблэ ). Перед входом в ущелье разбросано располагались аулы - Борово (Борей хьэблэ ), Хатуково (Хьэтыкъуэ хьэблэ ) и Пшицуково (Пщыцӏыкӏу хьэблэ ), а на реке Хекуарде находился аул Мешоко (Мыщокъуэ хьэблэ ). В 1810 году аул, находившийся на левом берегу реки Хангок, был полностью разрушен и сожжён русскими войсками .

Ядро современного села основано в 1830 году , и первоначально называлось Верхнее Атажукино . Основателем был кабардинский князь Хатокшуко Атажукин (сын Касея Атажукина), который со своими людьми переселился из села Атажукино .

Село быстро росло и расширялось благодаря объединению близлежащих аулов. Однако с окончанием Кавказской войны многие жители вынуждено покинули село в ходе мухаджирства .

В ходе Земельной реформы Кабарды в 1867 году к аулу Хатокшуко Атажукина был присоединен аул Герендуки Шогенова, располагавшийся выше по ущелью.

Местное самоуправление

Структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют:

  • Глава сельского поселения - Хацуков Заур Гидович.
  • Администрация сельского поселения Заюково - состоит из 6 человек.
  • Совет местного самоуправления сельского поселения Заюково - состоит из 15 депутатов.

Образование

Здравоохранение

Культура

Ислам

Предприятия

Археология

Неподалеку от села Заюково в гроте Сарадж-Чуко (или Зараджуко ) найдены мустьерские орудия, возрастом 50-70 тыс. лет назад (средний палеолит) . Обсидиан из грота Сарадж-Чуко доставлялся неандертальцами в Мезмайскую пещеру в Апшеронском районе Краснодарского края за 250 км. Орудия неандертальцев из Сарадж-Чуко по технологии изготовления близки к орудиям неандертальцев, живших на Восточном и Южном Кавказе и на территории современного Ирана .

Известные жители

  • Жабаги Казаноко (1686-1750 гг.) - легендарный народный просветитель у восточных адыгов (кабардинцев). Ныне в центре села Заюково (рядом с домом культуры) возвышается памятник в его честь.
  • Измаил-бей Атажукин - прототип одноименного героя в произведении Михаила Юрьевича Лермонтова - «Измаил-бей» (Восточная повесть).
  • Нахушев Черим Хачимович (род. 1970) - адыгский исполнитель национальной этнической музыки, популярный в среде адыгов как на Кавказе, так и за рубежом среди адыгской диаспоры.
  • Гетаов Оли Билимготович - обладатель полного комплекта Георгиевских крестов «для мусульман», участник Русско-Японской и Первой Мировой войнах.
  • Хафицэ Мухаммед - заслуженный деятель культуры РФ. Один из председателей Международной Черкесской Ассоциации (Адыгэ Хасэ).
  • Артур Жемухов - краевед.
  • Шаова Нану Цуковна (1891-2019) - самый пожилой человек России по версии Книги рекордов России с июля 2017 по январь 2019 года.
  • Кармоков Хачим Мухамедович (род. 1941) - российский политический деятель.

Ссылки

Примечания

  1. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года (неопр.) . Дата обращения 31 июля 2019.
  2. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 27 февраля 2005 года N 13-РЗ «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике»
  3. Историческая справка селения Заюково (неопр.) .
  4. Абитов Х. Ц., Жиляев Н. Х. Заюково. - Нальчик: Эльбрус, 1978.
  5. Баксанский район (1939 г.) (неопр.) . Дата обращения 22 сентября 2013. Архивировано 22 сентября 2013 года.
  6. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населённых пунктов - районных центров по полу
  7. Баксанский район. 1970 год (неопр.) . Дата обращения 14 октября 2013. Архивировано 14 октября 2013 года.
  8. Всесоюзная перепись населения 1979 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населённых пунктов - районных центров (неопр.) . Дата обращения 29 декабря 2013. Архивировано 29 декабря 2013 года.
  9. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.) .

Существует несколько преданий относительно истории происхождения с. Заюково. Остановимся на одном из наиболее реальных вариантов.

Атажукино II (Нижнее Атажукино) образовалось раньше, чем Атажукино I (Верхнее Атажукино). В Атажукино II проживала семья князя Касея Атажукина. У него был сын Хатокшуко. После смерти отца Хатокшуко воспитывался у дяди Бекмурзы. Когда подрос, Хатокшуко не ужился с дядей, между ними час­то происходили споры, которые в конце концов закончи­лись судебным разбирательством. По обвинению Бекмур­зы, Хатокшуко был выслан из Кабарды. После возвра­щения на родину Хатокшуко окончательно решил уйти от дяди и выбрать себе новое местожительство. Когда дело дошло до раздела имущества и людей, Бекмурза, думая, что никто не пойдет с Хатокшуко, сказал: «Возь­ми из подчиненных тех, кто согласен с тобой жить». Тог­да Хатокшуко обратился к крестьянам и уоркам: «Кто хочет со мной жить, переходите на левую сторону реки Баксан, на поляну кизиловой рощи. Я там выбираю но­вое местожительство». За ним пошли семьи Батоко Апшева, Кары и Пшимахо Шурдумовых, Хажибатыра Бжихатлова, Марема Шаова, Матгери Шидова, Едика и Пата Гедгафовых, Закрея Бирсова, Гулы Шорова, Хариса Каранашева, Али Абазова и Ибрагима Купова. На второй день, рано утром к ним прискакал какой-то всад­ник и забрал с собой молодого князя. Через несколько дней вернулся Хатокшуко, известивший о том, что был на торжестве в честь переименования станицы Горячие Воды (Псыхуабэ) в город Пятигорск. 14 мая 1830 г. был опубликован сенатский указ «по высочайше утвержден­ному положению Комитета министров по учреждении при Кавказских минеральных водах нового города Пя­тигорска и о переводе туда присутственных мест из горо­да Георгиевска» ". Выходит, Заюково - ровесник г. Пя­тигорска.

Таким образом, князь Атажукин выбрал место на бе­регу Баксана, где сейчас находится вспомогательная школа-интернат. В настоящее время там стоит дом, построенный в 1909 г. его внуком Альгери Асланбековичем. Остальные поселенцы расположились рядом, на левой стороне реки.

Через некоторое время из низменной части Большой Кабарды приехал Герандуко Шогенов и занял свободное место справа от князя. Все его родственники поселились также на этой территории: образовался большой квар­тал Шогеновых. Со временем этот квартал выделился как отдельное поселение. Атажукино было разделено на несколько кварталов (хьэблэ): Жемуховых, Шомаховых, Шурдумовых, Шогеновых и т. д.

В 1861 г. в Атажукино I насчитывалось 33 двора. По­сле отмены крепостного права в Кабардино-Балкарии (1867 г.) количество дво­ров значительно увеличилось.

В 1867 г. поселения Атажукино I и Герандуко Шогенова были объединены в одно село с общей численностью 117 дворов.


Необходимо отметить, что описываемые события происходили в период русско-кавказской войны (согласно российской историографии война шла в 1817-1864гг., согласно исследований местных историков эта война началась в первой половине XVIII века и завершилась в 1864 г.). Общегосударственные события не могли обойти стороной селение. Как известно, основным последствием, итогом русско-кавказской войны стало выселение значительного числа горцев в Турцию. Выселение это проводилось на основе договоренности, достигнутой между Россией и Турцией. Выселение горцев в Турцию обернулось трагедией для кабардинского народа. По некоторым историческим сведениям во время переселения погибло около 500тыс. черкесов. Но независимо от этих жертв духовенство и многие кабардинские князья призывали народ к переселению в Турцию. Влияние мусульманского духовенства отрица­тельно сказывалось на росте и развитии населения Заюково. Мул­лы беспрерывно раздували межнациональную рознь, вызывали у трудящихся ненависть ко всему христианско­му, агитировали людей за переселение в Турцию, где якобы всех ожидали блаженство и счастье. Царское правительство поддерживало стремление духовенства, потому что ему нужны были свободные (освободившие­ся) земли для вознаграждения своих верноподданных - местных князей. Многие поддались агитации. Турция также была заинтересована в расселении черкесов на своей территории. Черкесы были расселены на границах Турции, чтобы защищать страну от внешних посягательств. Объяснялось это тем, что черкесы издавна славились своей воинственностью, храбростью, стойкостью. Во второй половине XIX в. в Турцию из Атажукино I переселились многие семьи из родов Шурдумовых, Шо­геновых, Хаповых, Хацуковых, Сабанчиевых, Бирсовых, Жиляевых, Шерховых, Кардановых и других. Царское правительство добилось желаемого: значительные территории, на которых проживали черкесы, в том числе и кабардинцы, была освобождена для расселения на ней своих верноподданных. Жители Атажукино I и Атажуки­но II, не испытывавшие раньше никаких противоречий по поводу распределения между ними земли, поставлены были перед угрозой потери значительной части своих владений. Посевные, сенокосные угодья и пастбища, которые распределя­лись по семьям (родам), становятся объектом спора.

Для решения различных вопросов, затрагивавших ин­тересы всех жителей, специально созывались собрания (хасэ), в которых участвовало только взрослое население муж­ского пола. Такие собрания обычно проводились на кур­гане, который возвышался позади дома Атажукина. На них разбирались земельные и имущественные вопросы, конфликты между родами, дела об убийствах, избира­лись судьи. На сходах привилегиями пользовались князья, муллы, народные мудрецы, воины. Однако со временем древний народный порядок уступил место «дворянскому праву», что обеспечивало «избранным» господствую­щее положение в обществе.

Проводились и поквартальные собрания, где в основ­ном решались вопросы о строительстве квартальной ме­чети, найме пастуха и т. д.

Население Атажукино I в основном занималось земле­делием и скотоводством. Как известно, к концу 1869 г. в Кабарде наделение сел землей, основанное на принци­пе общинного права владения, было закончено. Тогда на 214 дворов селу Атажукино I было отведено 11500 де­сятин земли, из них под посевами 860 десятин. Участок князя Хатокшуко Атажукина составлял 800 десятин.

Жители села главным образом возделывали просо и кукурузу. Заделку семян в почву производили терновой волокушей. Но в конце XIX в. у сельчан начали появ­ляться деревянные бороны с металлическими зубьями и железные плуги.

Урожайность сельскохозяйственных культур была весьма низкой.

Многие крестьяне не имели рабочего скота. Поэтому своими силами они не могли обрабатывать свой клочок земли. Им приходилось объединяться в супряги (дзей).

Основным занятием атажукинцев было скотоводство, которое оставалось наиболее выгодной отраслью хозяй­ства в данной местности. Между представителями раз­личных слоев населения крупный и мелкий скот рас­пределялся неравномерно. Значительной частью лоша­дей, крупного рогатого скота и овец владела феодальная верхушка, лучшие пастбища также принадлежали бо­гатым.

Среди атажукинцев встречалось много семей, не имевших ни одной лошади, ни одной коровы. Так, в 1889 г. из общего количества 269 дворов число безлошад­ных составляло 52,4%.

В основном занимались мясным животноводством. На повышение надоя молока и улучшение породности жи­вотных почти не обращали внимания.

Атажукинцы занимались промыслами: каждая четвертая семья изготовляла бурки (многие мастера, изготовлявшие бурки,были известны по всему Северному Кавказу), арчаки (уанэпхъафэ), ремни, металлические принадлежности седла, уздечек, занимались пошивом подушек.

Многие жители занимались кузнечным ремеслом, изготовлением тавро­вых знаков, частей плугов, арб, борон, серпов.

В 1899 г. в Атажукино грамотных насчитывалось все­го 11 человек, среди которых четверо имели духовное звание.

Обнищание, голод, разруха, плохие материально-жилищные условия сопутствовали трудовому народу. Поэтому заболеваемость и смертность среди населения были велики. На каждую тысячу взрослого населения ежегодно в среднем умирало 30 человек, а на 100 родив­шихся детей - больше половины, не достигнув одного года. Так, в 1898 г. на 2444 жителя села за один год родилось всего 45 человек, а умерло 32, в том числе де­тей до 5 лет - 14.

В Атажукино I не было ни одного врача. Но некоторые жители научились врачевать и оказывать больным элементарную медицинскую помощь. Пользовались они различными народными средствами и снадобьями.

Атажукинцы имели своих певцов, музыкантов, танцо­ров и сочинителей. Музыканты-импровизаторы не только хорошо исполняли кабардинские народные напевы и танцы, но и сами сочиняли песни о своих односельчан, воспевали их мужество в походах и обыденной жизни, высмеивали трусов и лентяев.

Координаты : 43°36′20″ с. ш. 43°18′00″ в. д.  /  43.60556° с. ш. 43.30000° в. д.  / 43.60556; 43.30000 (G) (Я) Основан Прежние названия Высота центра Тип климата

умеренный

Население Плотность

81,02 чел./км²

Национальный состав Конфессиональный состав Названия жителей

заюковцы

Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Код ОКАТО
К:Населённые пункты, основанные в 1830 году

Географическое положение

Селение расположено в ущелье реки Баксан , в юго-западной части Баксанского района . Находится в 25 км к юго-западу от районного центра Баксан , и в 50 км от Нальчика .

Площадь всего сельского поселения составляет - 143,33 км².

Граничит с землями населённых пунктов: Атажукино на севере, Верхний Куркужин на западе, Кенделен , Жанхотеко и Лашкута на юге, а также с землями Государственного Лесного Фонда (Гослесфонда) на востоке.

Населённый пункт находится в переходной от предгорной в горную, зоне республики. Рельеф местности представляет собой сильно разветвленную систему хребтов, возвышающиеся над селом по обоим его сторонам. Средние высоты составляют 905 метров над уровнем моря. Абсолютные превышают 1 000 метров. Над западной частью села возвышаются три вершины - Заюко (1 401 м), Хара Хора (1 233 м), и Матхука (1 071 м). Также на территории села находятся много надземных и подземных пещер, и древние подземные сооружения.

Из недр земли в основном добываются туф и известь. Имеется предварительно разведанная Заюковское месторождение нефти.

Гидрографическая сеть представлена реками - Баксан , и его притоками Гунделен, Хекуарде, Хангок и другие. Местность богата подземными водами. Имеется горячий лечебный источник.

Климат умеренный. Лето жаркое с температурами +25…+30°С, зима прохладное и температуры редко отпускаются ниже −10…−12°С. Среднее количество осадков составляет 400-600 мм в год, и основная их часть приходится на период с апреля по июнь.

Через село проходит трасса Баксан-Эльбрус ведущая в Национальный парк «Приэльбрусье» .

История

До образования современного села на его территории располагалось несколько аулов. Так на месте, где ныне расположена верхняя плотина Баксанской ГЭС , обитал княжеский род Шогемоковых, которые были валием (верховными князьями) Кабарды в XVII веке .

В междуречье рек Баксан и Гунделен был аул Думэн хьэблэ (Дюменово). На правом берегу реки Баксан располагались аулы - Хьэмгъур хьэблэ (Хамгурово) и Къазэнокъуей (Казаноко), а на левом берегу находился аул Бжьахъуэ хьэблэ (Бжахово). Перед входом в ущелье разбросано располагались аулы - Борэ хьэблэ (Борово), Хьэтыкъуэ хьэблэ (Хатуково) и ПщыцIыкIу хьэблэ (Пшицуково), а на реке Хекуарде находился аул Мыщокъуэ хьэблэ (Мышоко). В 1810 году аул, находившийся на левом берегу реки Хангок, был полностью разрушен и сожжён русскими войсками .

Ядро современного села основано в 1830 году , и первоначально называлось Верхнее Атажукино . Основателем был кабардинский князь Хатокшуко Атажукин (сын Касея Атажукина), который со своими людьми переселился из села Атажукино .

Село быстро росло и расширялось благодаря объединению близлежащих аулов. Однако с окончанием Кавказской войны многие жители вынуждено покинули село в ходе мухаджирства .

В ходе Земельной реформы Кабарды в 1867 году к аулу Хатокшуко Атажукина был присоединен аул Герендуки Шогенова, располагавшийся выше по ущелью.

Образование

Здравоохранение

Культура

  • Дом культуры
  • Музей посвященный жизни и творческой деятельности Жабаги Казаноко
  • Спортивно-оздоровительный комплекс

Общественно-политические организации:

  • Адыгэ Хасэ
  • Совет старейшин
  • Совет ветеранов труда и войны.

Ислам

В селе две мечети, в составе которых также действуют школы-медресе , для изучения Корана , арабского языка и письменности.

Предприятия

  • Верхнее водозаборное сооружение Баксанской ГЭС и её деривационный канал
  • Маслосырзавод
  • Известковый завод
  • Туфкарьер
  • Соковый цех

Известные жители

  • Жабаги Казаноко (1686-1750 гг.) - легендарный народный просветитель у восточных адыгов (кабардинцев). Ныне в верхней части села Заюково возвышается памятник в его честь.
  • Измаил-бей Атажукин - прототип одноименного героя в произведении Михаила Юрьевича Лермонтова - «Измаил-бей» (Восточная повесть).
  • Нахушев Черим Хачимович - адыгский исполнитель национальной этнической музыки, популярный в среде адыгов как на Кавказе, так и за рубежом среди адыгской диаспоры.
  • Гетаов Оли Билимготович - обладатель полного комплекта Георгиевских крестов «для мусульман», участник Русско-Японской и Первой Мировой войнах.
  • Хафицэ Мухаммед - заслуженный деятель культуры РФ. Один из председателей Международной Черкесской Ассоциации (Адыгэ Хасэ).
  • Артур Жемухов - краевед.

Напишите отзыв о статье "Заюково"

Ссылки

Примечания

  1. www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  2. .
  3. Абитов Х. Ц., Жиляев Н. Х. Заюково. - Нальчик: Эльбрус, 1978.
  4. . Проверено 22 сентября 2013. .
  5. . Проверено 14 октября 2013. .
  6. webgeo.ru/db/1979/rus-kavkaz.htm Перепись населения СССР 1979 года. РСФСР - Северо-Кавказский район
  7. . .
  8. . Проверено 16 марта 2015. .
  9. . Проверено 21 сентября 2014. .
  10. . Проверено 31 мая 2014. .
  11. . Проверено 16 ноября 2013. .
  12. . Проверено 2 августа 2014. .
  13. . Проверено 6 августа 2015. .
  14. .
  15. (рус.) . Проверено 2 августа 2011. .

Отрывок, характеризующий Заюково

– А ты думал как! Гляди ко, что народ говорит.
Слышались вопросы и ответы. Целовальник, воспользовавшись увеличением толпы, отстал от народа и вернулся к своему кабаку.
Высокий малый, не замечая исчезновения своего врага целовальника, размахивая оголенной рукой, не переставал говорить, обращая тем на себя общее внимание. На него то преимущественно жался народ, предполагая от него получить разрешение занимавших всех вопросов.
– Он покажи порядок, закон покажи, на то начальство поставлено! Так ли я говорю, православные? – говорил высокий малый, чуть заметно улыбаясь.
– Он думает, и начальства нет? Разве без начальства можно? А то грабить то мало ли их.
– Что пустое говорить! – отзывалось в толпе. – Как же, так и бросят Москву то! Тебе на смех сказали, а ты и поверил. Мало ли войсков наших идет. Так его и пустили! На то начальство. Вон послушай, что народ то бает, – говорили, указывая на высокого малого.
У стены Китай города другая небольшая кучка людей окружала человека в фризовой шинели, держащего в руках бумагу.
– Указ, указ читают! Указ читают! – послышалось в толпе, и народ хлынул к чтецу.
Человек в фризовой шинели читал афишку от 31 го августа. Когда толпа окружила его, он как бы смутился, но на требование высокого малого, протеснившегося до него, он с легким дрожанием в голосе начал читать афишку сначала.
«Я завтра рано еду к светлейшему князю, – читал он (светлеющему! – торжественно, улыбаясь ртом и хмуря брови, повторил высокий малый), – чтобы с ним переговорить, действовать и помогать войскам истреблять злодеев; станем и мы из них дух… – продолжал чтец и остановился („Видал?“ – победоносно прокричал малый. – Он тебе всю дистанцию развяжет…»)… – искоренять и этих гостей к черту отправлять; я приеду назад к обеду, и примемся за дело, сделаем, доделаем и злодеев отделаем».
Последние слова были прочтены чтецом в совершенном молчании. Высокий малый грустно опустил голову. Очевидно было, что никто не понял этих последних слов. В особенности слова: «я приеду завтра к обеду», видимо, даже огорчили и чтеца и слушателей. Понимание народа было настроено на высокий лад, а это было слишком просто и ненужно понятно; это было то самое, что каждый из них мог бы сказать и что поэтому не мог говорить указ, исходящий от высшей власти.
Все стояли в унылом молчании. Высокий малый водил губами и пошатывался.
– У него спросить бы!.. Это сам и есть?.. Как же, успросил!.. А то что ж… Он укажет… – вдруг послышалось в задних рядах толпы, и общее внимание обратилось на выезжавшие на площадь дрожки полицеймейстера, сопутствуемого двумя конными драгунами.
Полицеймейстер, ездивший в это утро по приказанию графа сжигать барки и, по случаю этого поручения, выручивший большую сумму денег, находившуюся у него в эту минуту в кармане, увидав двинувшуюся к нему толпу людей, приказал кучеру остановиться.
– Что за народ? – крикнул он на людей, разрозненно и робко приближавшихся к дрожкам. – Что за народ? Я вас спрашиваю? – повторил полицеймейстер, не получавший ответа.
– Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа…
– Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки.
Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее.
– Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками.
Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку.
– Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе.

Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.
Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d"en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.
Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии.
На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ?
Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется.
Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.

Солнце - источник жизни на планете. Его лучи дарят необходимые свет и тепло. Вместе с тем ультрафиолетовое излучение Солнца губительно для всего живого. Чтобы найти компромисс между полезными и вредными свойствами Солнца, метеорологи рассчитывают индекс ультрафиолетового излучения, который характеризует степень его опасности.

Какое УФ-излучение Солнца бывает

Ультрафиолетовое излучение Солнца имеет широкий диапазон и подразделяется на три области, две из которых достигают Земли.

  • УФ-А. Длинноволновое излучение диапазона

    315–400 нм

    Лучи почти свободно проходят через все атмосферные «заграждения» и доходят до Земли.

  • УФ-B. Средневолновое излучение диапазона

    280–315 нм

    Лучи на 90 % поглощается озоновым слоем, углекислым газом и водяным паром.

  • УФ-C. Коротковолновое излучение диапазона

    100–280 нм

    Самая опасная область. Полностью поглощаются стратосферным озоном, не достигая Земли.

Чем больше в атмосфере озона, облаков и аэрозолей, тем меньше губительное воздействие Солнца. Однако эти спасительные факторы имеют высокую естественную изменчивость. Годовой максимум стратосферного озона приходится на весну, а минимум - на осень. Облачность ― одна из самых непостоянных характеристик погоды. Содержание углекислого газа также все время меняется.

При каких значениях УФ-индекса существует опасность

УФ-индекс дает оценку величины УФ-излучения Солнца на поверхности Земли. Значения УФ-индекса варьируются от безопасного 0 до экстремального 11+.

  • 0 – 2 Низкий
  • 3 – 5 Умеренный
  • 6 – 7 Высокий
  • 8 – 10 Очень высокий
  • 11+ Экстремальный

В средних широтах УФ-индекс приближается к небезопасным значениям (6–7) только при максимальной высоте Солнца над горизонтом (происходит в конце июня - начале июля). На экваторе в течение года УФ-индекс достигает 9...11+ баллов.

Чем полезно Солнце

В малых дозах УФ-радиация Солнца просто необходима. Солнечные лучи синтезируют необходимые для нашего здоровья меланин, серотонин, витамин D, предотвращают рахит.

Меланин создает своеобразный защитный барьер для клеток кожи от вредного воздействия Солнца. Из-за него наша кожа темнеет и становится эластичней.

Гормон счастья серотонин влияет на наше самочувствие: он улучшает настроение и повышает общий жизненный тонус.

Витамин D укрепляет иммунную систему, стабилизирует кровяное давление и выполняет антирахитные функции.

Чем опасно Солнце

Принимая солнечные ванны, важно понимать, что граница между полезным и вредным Солнцем очень тонка. Чрезмерный загар всегда граничит с ожогом. Ультрафиолетовое излучение повреждает ДНК в клетках кожи.

Защитная система организма не может справиться с таким агрессивным воздействием. Это снижает иммунитет, повреждает сетчатку глаз, вызывает старение кожи и может привести к раку.

Ультрафиолет разрушает цепочку ДНК

Как Солнце влияет на людей

Восприимчивость к УФ-излучению зависит от типа кожи. Наиболее чувствительны к Солнцу люди европейской расы - для них защита требуется уже при индексе 3, а опасным считается 6.

В то же время для индонезийцев и афроамериканцев этот порог составляет 6 и 8 соответственно.

Кто больше всего попадает под влияние Солнца

    Люди со светлым

    тоном кожи

    Люди, имеющие много родинок

    Жители средних широт во время отдыха на юге

    Любители зимней

    рыбалки

    Горнолыжники и альпинисты

    Люди, имеющие семейную историю рака кожи

В какую погоду Солнце опаснее

То, что Солнце опасно только в жаркую и ясную погоду - распространенное заблуждение. Обгореть можно и в прохладную облачную погоду.

Облачность, какой бы плотной она ни была, вовсе не сводит количество ультрафиолета к нулю. В средних широтах облачность значительно уменьшает риск обгореть, чего нельзя сказать о традиционных местах пляжного отдыха. Например, в тропиках, если в солнечную погоду можно обгореть за 30 минут, то в облачную - за пару часов.

Как защищаться от Солнца

Для защиты от губительных лучей соблюдайте простые правила:

    Меньше находитесь на Солнце в полуденные часы

    Носите светлую одежду, в том числе широкополые шляпы

    Пользуйтесь защитными кремами

    Надевайте солнцезащитные очки

    На пляже больше находитесь в тени

Какой солнцезащитный крем выбрать

Солнцезащитный крем различается по степени защиты от Солнца и маркируется от 2 до 50+. Цифры означают долю солнечной радиации, которая преодолевает защиту крема и достигает кожи.

Например, при нанесении крема с маркировкой 15, только 1/15 (или 7 %) ультрафиолетовых лучей преодолеют защитную пленку. В случае с кремом 50 - только 1/50, или 2 %, воздействуют на кожный покров.

Солнцезащитный крем создает на теле отражающий слой. Вместе с тем важно понимать, что ни один крем не способен отразить 100 % ультрафиолета.

Для повседневного использования, когда время нахождения под Солнцем не превышает получаса, вполне подойдет крем с защитой 15. Для загара на пляже лучше брать 30 и выше. Однако для светлокожих рекомендуется использовать крем с маркировкой 50+.

Как применять солнцезащитный крем

Крем следует наносить равномерно на всю открытую кожу, в том числе лицо, уши и шею. Если планируете загорать достаточно долго, то крем следует наносить дважды: за 30 минут до выхода и, дополнительно, перед выходом на пляж.

Необходимый объем для нанесения уточняйте в инструкции крема.

Как применять солнцезащитный крем при купании

Солнцезащитный крем следует наносить каждый раз после купания. Вода смывает защитную пленку и, отражая солнечные лучи, увеличивает дозу получаемого ультрафиолета. Таким образом, при купании риск обгорания возрастает. Однако за счет эффекта охлаждения вы можете не почувствовать ожог.

Обильное потоотделение и обтирание полотенцем - также повод, чтобы повторно защитить кожный покров.

Следует помнить, что на пляже, даже под зонтиком, тень не обеспечивает полноценной защиты. Песок, вода и даже трава отражают до 20 % ультрафиолетовых лучей, увеличивая их воздействие на кожу.

Как защищать глаза

Солнечный свет, отражаясь от воды, снега или песка, может вызвать болезненный ожог сетчатки глаз. Для защиты глаз используйте солнечные очки с ультрафиолетовым фильтром.

Опасность для горнолыжников и альпинистов

В горах атмосферный «фильтр» тоньше. На каждые 100 метров высоты УФ-индекс увеличивается на 5 %.

Снег отражает до 85 % ультрафиолетовых лучей. Кроме того, до 80 % отраженного снежным покровом ультрафиолета вновь отражается облаками.

Таким образом, в горах Солнце наиболее опасно. Защищать лицо, нижнюю часть подбородка и уши необходимо даже в облачную погоду.

Как бороться с солнечными ожогами, если вы обгорели

    Обработайте тело влажной губкой, чтобы смочить ожог

    Смажьте обгоревшие участки противоожоговым кремом

    При повышении температуры обратитесь ко врачу, вам могут рекомендовать принять жаропонижающее

    Если ожог сильный (кожа сильно набухает и пузырится), обратитесь за медицинской помощью