» »

Смотреть что такое "Виды транспорта" в других словарях. Классификация автомобилей: специальные автомобили К универсальному транспорту относятся

21.02.2024

Универсальные (ж/д, а/м, водный, воздушный):

Широкая номенклатура;

Двухсторонняя корреспонденция перевозимых грузов;

Высокая концентрация перевозок;

Снижение затрат общественного труда;

Использование преимущественно крупного производства;

Специальные (конвейерный, канатно-подвесной, трубопроводный, гидравлический, пневматический):

Станционный характер;

Узкая специализация транспортных средств;

Одностороннее направление потока;

Низкие издержки на транспортировку;

Необходимость наличия других видов транспорта;

2.Классификация специальных видов промышленного транспорта.

1.По способу действия:

Периодического (циклического) действия;

Непрерывного действия;

2.По способу перемещения груза:

Скольжение по опорной поверхности;

Перемещение грузонесущим органом(стационарных опорах, катках, колесах, воздушной подушке, гидропоток, пневмопоток);

3.По конструктивным признакам:

С тяговым органом;

Без тягового органа;

4.По виду(роду) перемещения груза:

Кусковой

В горизонтально плоскости

В вертикальной плоскости

В пространстве

6.По назначению на производственной площадке:

Передвижные

Станционные

3.Производительность транспортных машин.

В единицах массы(т/ч)

В объемных единицах(м 3 /ч)

1.Теоретическая Q T (определяется конструктивными возможностями машин)

2.Техническая Q техн –учитывается:

Физико-механические свойства, влияющие на грузонапряженность и вместительность.

Технологические перерывы.

3.Эксплуатационная – за более длительный период времени(сутки/месяц/год) с учетом:

Надежности

Приемка сдача смены

Праздники/выходные дни.

Для машин циклического действия. Q T зависит от:

Вместимость грузонесущего органа V k (м 3)

Номинальная грузоподъемность q(г)

Длительность рабочего цикла Т р (ч)

Q ц.т = V k /Т р

Q ц.т = q/Т р

Для машин непрерывного действия:

Q н.т = 3600*F 0 *V(м 3 /ч) ; Q н.т = 3600*F 0 *γ р * V(т/ч)

V – вместимость грузонесущего органа на единицу длины и линейной скорости его движения.

F 0 –вместимость на единицу длины, выражается площадью поперечного сечения материала на грузонесущем органе.

Для транспорта непрерывного действия где перемещение груза производит в отдельных сосудах:

Канатно-подвесные дороги

Ковшевые элеваторы

Q н.т = 3600*V/α

V- скорость движения

.α- дистанция между отдельными сосудами.

Для циклического транспорта:

Q ц.т = V k *К v /Т р; Q ц.т = q*K q /Т р

4.Характеристика транспортных грузов.

Основные виды массовых сыпучих грузов, перемещенных промышленным транспортом.

Железная руда

Песок и песчано-гравийная смесь и т.д

Их характеристики:

1.Насыпная масса материала- масса материала в единицу объема в свеженасыпном виде.

K р =γ /γ р >1; K р -коэффициент разрыхления.

Насыпная масса < удельной массы на K р.

Коэффициент разрыхления K р:

Уголь, руда, скальные попроды(1,3.....1,6)

Рыхлые погоды(1,1....1,3)

γ р -насыпная масса.

γ-масса материала в плотном виде.

2.Угол естественного откоса- угол, образованный боковой поверхностью свободно насыпанного штабеля сыпучего материала с горизонтом.

(рисунок) При движении φ изменяется в расчетах ф≈0,7

3.Кусковатость - колличественное распределение частиц груза по их крупности.

4.Степень однородности размеров частиц насыпного груза.

Она характеризуется коэффициентом:

К 0 =α мах /α мин; α мин и α мах -размеры наибольших и наименьших частиц.

сортированные - грузы - рядовые

α ср =α мах +α мин /2 либо α мах или α мин каких частиц≥10%

К специальным видам транспорта относится конвейерный, канатно-подвесной, тру-бопроводный, гидравлический и пневмоконтейнерный транспорт.

Основные отличительные особенности специальных видов транспорта-стационарный характер и узкая специализация транспортных средств на транс-портировке одного рода груза, одностороннее направление потока. Специальные виды транспорта, как и всякое специализированное производство, обладают мно-гими преимуществами по сравнению с универсальными, что выражается в более низких издержках на транспортировку грузов. Но, с другой стороны, им присущи и определенные недостатки, главным из которых является отсутствие возможно-сти концентрации транспортной работы. Вследствие этого необходимо иметь, кроме того или иного специального, также и другой вид транспорта. Тем не менее применение специальных видов транспорта в определенных, условиях экономи-чески более целесообразно по сравнению с универсальным.

Технический прогресс на транспорте и в промышленности основывается на многих общих закономерностям которые находят конкретное выражение не только в постоянном и всестороннем совершенствовании техники, но и в специализа-ции транспортной работы, так же как и всякого производства вообще. В результа-те этого по мере развития техники создаются новые, главным образом специаль-ные виды транспорта, применение которых при определенных условиях обеспечивает максимальную эффективность, которая требует перераспределения транс-портной работы между различными видами транспорта.

Последние годы характеризуются интенсивным развитием и созданием но-вых специальных видов транспорта. Практика подтверждает, что применение их для перемещения массовых сыпучих грузов на расстояния до 200 км является бо-лее эффективным по сравнению с универсальными видами. Однако доля специ-альных видов транспорта в общем объеме перевозок, особенно массовых сыпучих. грузов, пока еще незначительна. Одной из основных причин этого является не-достаточная изученность сравнительной эффективности специальных видов транспорта и отсутствие в связи с этим научно обоснованных рекомендаций по областям их рационального взаимодействия как между собой, так и. с универ-сальными видами транспорта.

Ленточные конвейеры. Ленточные конвейеры - основной вид конвейеров, применяемых на промышленном транспорте для перемещения сыпучих грузов. По характеру установки они бывают стационарные, передвижные и переносные. По виду трассы в профиле ленточные конвейеры могут быть наклонными, гори-зонтальными и со сложной трассой, имеющей участки горизонтальные и с накло-ном вниз и вверх.

По конструкции отдельных узлов оборудования ленточные конвейеры бы-вают с:

Резинотканевой, резинотросовой, стальной и специальной лентами;

Одно-, двух- и трех барабанным и специальным приводами;

Подвесными и жесткими роликовыми опорами;

Жесткими и канатными ставами;

Винтовыми, грузовыми, тележечными и тележечно-грузолебедочными натяжными устройствами.

При проектировании необходимо предусматривать применение конвейер-ного транспорта:

В производстве нерудных строительных материалов - для транспорти-ровки известняка от карьеров до цементных заводов, гравия и щебня - от карьеров до гравийно-щебеночных и обогатительных фабрик, песка - от карьеров до грузо-вых причалов и т.д.;

На металлургических предприятиях - для доставки руды, концентрата и известняка от вагоноопрокидывателя на складе сырых материалов и со складов на аглофабрику; агломерата - от аглофабрики в бункера доменного и сталеплавильного цехов; угля - от вагоноопрокидывателя на склад угля и угле переработку, со склада угля и углепереработки на коксовые батареи; кокса - от коксовых батарей в бункера доменного цеха; угля - со склада или от углемойки до ТЭЦ; сыпучих материалов для сталеплавильных цехов - со склада в бункера и известняка на из-вестково-обжигательные установки; окатышей - с фабрики окомкования, извести и боксита в расходные бункера конвертерного цеха; гранулированного шлака, дробленой пемзы, глиноземистого клинкера - от отделений переработки, домен-ных и сталеплавильных шлаков на склады и к погрузочным устройствам; коксо-вой мелочи – из коксохимического и доменных цехов, окалины - к погрузочным устройствам для отправки на внешнюю сеть и т.д.;

На машиностроительных предприятиях - для подачи угля от приемных устройств на склады и со складов в котельные ТЭЦ и формовочных материалов от приемных устройств в землеприготовительные отделения литейных цехов, а также для отгрузки горелой земли в отвалы;

На тепловых электростанциях - для транспортировки топлива от прием-ных устройств и вагоноопрокидывателей на склады и со складов в бункера мель-ниц или котельных агрегатов;

В гидроэнергостроительстве - для транспортировки щебня, гравия песка и других заполнителей от приемных устройств на склады бетонных заводов или непосредственно в бетоносмесительные цехи; щебня, гравия, песка, глины, суг-линка и крупнообломочных материалов - от карьеров до мест строительства на-сыпных земляных и каменно-набросных плотин и дамб;

В химической промышленности - для транспортировки сыпучих мате-риалов от складов до агрегатов в начале технологического процесса и в самом технологическом процессе, вывоза готовой продукции на склад, а также отходов производства в отвалы;

На открытых горных разработках - для транспортировки полезных иско-паемых от добывающих механизмов; до промежуточных складов или мест пере-работки горной массы, а также вскрышных пород в отвалы;

В целлюлозно-бумажной промышленности - для транспортировки при-возной технологической щепы от приемных устройств на биржу и с биржи в ва-рочный цех, балансовой и дровяной древесины - из распиловочного цеха в дре-весно-подготовительный цех, на склад и др.

Монорельсовые подвесные дороги. Грузовые монорельсовые подвесные до-роги служат для перевозки штучных, тарно-штучных, сыпучих и жидких грузов в различных отраслях промышленности. Различают монорельсовые дороги одно-путные, двухпутные и кольцевые. Дороги в цехах монтируют на кронштейнах и тягах, на открытых участках - на эстакадах в галерее или под навесом. Эстакады различают одностоечные и двустоечные. Для однопутных монорельсовых под-весных дорог применяют Г и П-образные опоры, для двухпутных - Т и П--образные. В качестве подвижного состава используют тягачи с прицепными те-лежками, самоходные тележки (грузовые), электротали с адресующими устройст-вами. Для обеспечения возможности перевода подвижных единиц с одного пути на другой, расположенный под углом или на другом уровне; служат путевые уст-ройства: стрелочные переводы, подъемно-опускные секции, лифты и другие вспомогательные механизмы. В качестве средств механизации погрузочно-разгрузочных работ применяют электротали, установленные на подвижной еди-нице, или специальные погрузочно-разгрузочные устройства на станциях. Управ-ление движением может быть централизованным, децентрализованным или программным.

Применение подвесных монорельсовых дорог на внутризаводских перевоз-ках позволяет:

Полностью механизировать и автоматизировать погрузочно-разгрузочные и транспортные работы и на этой основе высвободить значительное число грузчиков и подсобных рабочих предприятия;

Обеспечить независимость перевозки грузов от работы наземного транс-порта, что позволяет организовать перевозку грузов по технологическому графику работы механизма, агрегата;

Осуществить подачу груза на рабочие места без выполнения промежу-точных перегрузочных операций и высвободить значительные складские площади;

Повысить коэффициент застройки предприятий;

Полностью исключить отрицательные факторы воздействия транспорт-ного средства на окружающую среду.

Преимуществами подвесных монорельсовых дорог являются простота и надежность конструкции, сравнительно небольшие энерго- и трудозатраты на ремонт и обслуживание, быстрая окупаемость. Основным недостатком подвесных монорельсовых дорог являются значительные капитальные затраты на строительство эстакады.

Подвесные конвейеры. Принцип действия подвесных конвейеров - непре-рывное (в некоторых случаях периодическое) перемещение груза с помощью гибкого тягового органа, подвесок и направляющих элементов по замкнутой пространственной трассе. Подвесные конвейеры применяются в различных отраслях промышленности для внутрицеховой и межцеховой доставок различных грузов (штучных или сыпучих, помещенных в тару) в процессе их технологической обработки, участия в производственном цикле и складирования. По способу соеди-нения тягового органа с подвесками подвесные конвейеры представлены двумя основными типами - грузонесущими и толкающими. К разновидностям этих конвейеров относятся несущетолкающие, несущегрузоведущие.

Трубопроводный транспорт. Для транспорта промышленных предприятий предусматривается расширить применение на внешних и внутризаводских перевозках гидравлического, пневматического и трубопроводного конвейерного транспорта.

Гидравлический транспорт. Гидравлический транспорт применяют для пе-ремещения сыпучих материалов:

· из шахт и карьеров - на перерабатывающие предприятия и обогатитель-ные фабрики (уголь, руда, цементное сырье, песок, песчано-гравийная масса и др.);

· с обогатительных фабрик - на предприятия (уголь, рудный концентрат);

· от предприятии и карьеров - в отвал (золошлаки тепловых электростан-ций и металлургических заводов, отходы обогащения, отходы металлургического и химического производств, вскрышные породы);

· от предприятий - на объекты утилизации или гидрозакладку (отходы обогащения, металлосодержащие шламы металлургического производства и др.);

· грунтов в гидротехническом, транспортном и гидромелиоративном строительстве и т.п.

Система промышленного гидротранспорта состоит из ряда взаимоувязан-ных сооружений, установок и устройств. Начальное звено системы - подготови-тельный комплекс - обеспечивает прием исходного материала от поставщика, подготовку его к транспортировке и загрузку в транспортные средства. Транс-портный комплекс - совокупность устройств, осуществляющих насосную пере-качку по трубопроводам материала от поставщика к потребителю. Заключительное звено системы – обезвоживающий комплекс; он обеспечивает прием гидросмеси, обезвоживание поступившего материала и выдачу его потребителю.

Гидравлический транспорт имеет технико-экономические преимущества:

Исключение трудоемких погрузочно-разгрузочных работ и непрерывность транспортно-технологического процесса;

Отсутствие пылеобразования и потерь транспортируемого материала, воздействия на окружающую среду;

Возможность прокладки трубопровода по кратчайшему расстоянию между двумя пунктами;

Малые площади, занимаемые транспортными коммуникациями;

Возможность создания полностью автоматизированных и дистанционно--управляемых систем транспорта.

К недостаткам гидротранспорта следует отнести, главным образом, значительный расход воды и износ гидротранспортного оборудования при работе на абразивных материалах, а также трудности обезвоживания материала, выдаваемого потребителю.

Трубопроводный пневмоконтейнерный транспорт. Системы (установка) трубопроводного пневмоконтейнерного транспорта (ТПК) грузов являются срав-нительно новым видом промышленных перевозок. В основу положено пневмо-поршневое движение груженых цилиндрических контейнеров по трубопроводу. Нагнетание воздуха в трубопровод обеспечивает их движение. Контейнеры или составы из них оборудуют ходовыми колесами для уменьшения сопротивления и поперечными кольцевыми уплотнениями, снижающими потери воздуха.

В системах ТПК в большинстве случаев используют стальные трубопрово-ды диаметром 200-1200 мм. Предполагают применение ТПК для доставки грузов на расстояние до 30- 50 км при грузопотоках 0,1-5 млн. т. в год (0,06-3 млн. м 3 в год) и преимущественно при стационарном расположении пунктов погрузки и выгрузки. Решение о применении этого вида транспорта должно приниматься в результате технико-экономического сравнения с учетом специфических условий будущей эксплуатации.

Годовые объемы перевозок определяют виды применяемых систем. При не-больших грузопотоках и расстояниях перевозок целесообразно применять одно-трубные ТПК. Так, для путепровода диаметром 1200 мм однотрубная линия применима при грузопотоке до 1 млн. т в год (0,6 млн. м в год) и расстояниях до 10 км.

При больших объемах транспортной работы следует применять двухтрубные ТПК. В первом виде установок один и тот же трубопровод используется для движения груженых контейнеров и возврата порожних. Эти системы часто называют челночными или линиями периодического действия.

Возможны и иные схемы однотрубных систем с двумя нагнетательными. станциями, расположенными по концам линии, с путевыми разъездами для мар-шрутного пропуска встречного состава, с большим числом участков погрузки и выгрузки и т. п. В двухтрубных пневмоконтейнерных линиях осуществлено ра-зобщение встречных потоков контейнеров. Каждый из них имеет свой трубопровод и движение на каждом - однонаправленное. Это линии циклично-непрерывного действия. Они могут иметь как кольцевые, так и тупиковые участки по концам.

Пневмотранспорт. Пневмотранспортные установки по принципу работы.

Разделяются на всасывающие, нагнетательные и смешанные. Применение пнев-матического транспорта эффективно для транспортировки пылевидных, зерни-стых и мелкокусковых грузов (угольная пыль, цемент, песок, зола, щепа и др.) на небольшие расстояния. Подобно тому, как в гидротранспортных установках насыпной груз перемещается по трубопроводу в струе воды, на пневмотранспорт-ных установках он перемещается в струе воздуха. Движущаяся по трубопроводу с большой скоростью струя воздуха образует с порошковым и легким мелкокуско-вым грузом более или менее однородную аэросмесь, заполняющую сечение тру-бопровода. В качестве воздуходувного оборудования в нагнетательных системах применяют компрессоры, воздуходувки и вентиляторы, а в вакуумных (всасы-вающих) - вакуум-насосы и вентиляторы.

Подвесные канатные дороги. Грузовые подвесные канатные дороги (ПКД) следует применять на внешних и внутризаводских перевозках насыпных грузов, особенно в условиях пересеченной и горной местности. Канатные подвесные до-роги подразделяются на двухканатные и одноканатные, которые могут быть как с кольцевым движением вагонеток (одна за другой), так и с маятниковым движени-ем одной или двух вагонеток.

При больших объемах перевозок предусматривается сооружение параллельных ПКД, а также интенсификация процесса загрузки вагонеток и других станционных операций с целью уменьшения временного интервала между ваго-нетками. При малых объемах перевозок проектируются ПКД маятникового типа, а также одноканатные дороги.

Основными элементами канатно-подвесных дорог являются привод, подвижной состав (вагонетки) и линейные опоры. Предусматриваются элементы автоматизации работы ПКД:

Дистанционное управление главными приводами с диспетчерского пункта;

Автоматизация операций с вагонетками на станциях;

Автоматизация остановки дороги при нарушениях режима работы.

Канатно-подвесной транспорт отличается от других специальных и универ-сальных видов транспорта многими положительными особенностями, основными из которых являются:

Малая зависимость от рельефа местности;

Большие допустимые уклоны пути (до 50 о) и пролеты между опорами (свыше 500 м), позволяющие прокладывать трассу дорог по кратчайшему рас-стоянию и пересекать естественные и искусственные преграды без устройства до-рогостоящих искусственных сооружений;

Гибкость трассы дорог в плане (радиусы кривых до 5 м и углы поворотов трассы до 180 о);

Малая зависимость от атмосферных условий;

Возможность полной автоматизации погрузки, транспортировки и вы-грузки грузов.

Схемы транспортировки. Анализ движения массовых сыпучих грузов от мест добычи к пунктам потребления показывает, что применение специальных видов транспорта наиболее целесообразно на перевозках:

Сырой руды от рудников и железорудных карьеров на обогатительные, агломерационные, дробильно-сортировочные фабрики и фабрики окомкования. В зависимости от величины грузопотока ее можно транспортировать конвейерным, канатно-подвесным и пневмоконтейнерным транспортом. Гидротранспорт сырой руды в расчетах сравнительной эффективности специальных видов транспорта не предусматривается, так как применение его требует сооружения дополнительных устройств по обезвоживанию руды;

Железорудного концентрата от обогатительных фабрик на металлурги-ческие заводы. Применение на этих грузопотоках гидравлического транспорта обеспечивает высокую эффективность и соответствует технологическому процессу глубокого мокрого обогащения концентрата, вследствие чего отпадает необхо-димость его обезвоживать, а следовательно, исключает затраты на сооружение соответствующих устройств;

Угля от гидрошахт на обогатительные фабрики и от них обогащенного угля (концентрата) на коксохимические заводы. На этих грузопотоках наиболее целесообразен гидротранспорт, так как он соответствует не только технологии добычи угля гидравлическим способом, но, как и на грузопотоках железорудного концентрата, технологическому процессу мокрого обогащения угля. Известно, что измельчение последнего - непременное условие эффективной гидротранспор-тировки. Степень измельчения угля играет важную роль и в коксохимическом производстве. Это определяет тщательность смешения различных компонентов шихты, ее насыпную массу и связанную с ней усадку коксового пирога, а также структуру кокса. В связи с этим и с ростом использования в шихте тощих и сла-боспекающихся углей (что существенно расширяет ресурсы углей для коксова-ния) особенно возрастает значение их тонкого дробления, а следовательно, и це-лесообразность применения гидротранспорта для доставки угля от гидрошахт на обогатительные фабрики и от них на коксохимические заводы;

Угля от гидрошахт, шахт и карьеров на ГРЭС; транспортировка его мо-жет осуществляться всеми специальными видами транспорта, включая и гидро-транспорт. Применение последнего с учетом опыта отечественных и зарубежных методов непосредственного сжигания гидропульпы в циклонных топках является весьма перспективным. Как показывают расчеты, некоторое снижение тепловой экономичности вследствие высокой влажности угля компенсируется исключени-ем больших капитальных затрат и эксплуатационных расходов на обезвоживание угольной пульпы и подсушку угля, причем все сооружения системы гидротранс-порта весьма упрощаются;

Песка, щебня и песчано-гравийной смеси от песчаных и гравийных карь-еров на заводы железобетонных изделий и различные объекты строительства. Для транспортировки этих сыпучих грузов могут применяться все специальные виды. транспорта, которые учитываются во всех расчетах. Однако при прочих равных условиях предпочтителен тот из них, который соответствует применяемой техни-ке - гидротранспорт при гидромеханизации разработки рыхлых и несвязанных пород (песок и песчано-гравийные грунты) и конвейерный транспорт;

Агломерата, окатышей и мелкой сортированной руды соответственно от аглофабрик, фабрик окомкования и дробильно-сортировочных фабрик на метал-лургические заводы. На этих грузопотоках можно применять все специальные ви-ды транспорта, за исключением гидротранспорта, который не может обеспечить неизменности свойств агломерата и окатышей н наибольшей эффективности при транспортировке руды, если необходимо ее последующее обезвоживание.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Обучения: систематизировать, расширить и обобщить представления детей о видах наземного транспорта; создать условия для формирования понятия “специальный автотранспорт”, “проблесковый маячок”, “сирена”; закрепить знания учащихся о номерах телефонов экстренных служб и обеспечить усвоение умения сопоставлять эти номера со специальными транспортными средствами.

Развития: способствовать развитию познавательного интереса учащихся, связной речи, памяти, внимания, воображения; формировать умение сравнивать и обобщать; содействовать развитию любознательности посредством решения проблемных задач, вовлечения в дискуссии, приучать к системе аналитического поведения в окружающей среде.

Воспитания: создать условия для воспитания культуры безопасного поведения на дороге, формировать потребность быть предельно внимательным и осторожным, применять адекватно разумное решение в опасных ситуациях.

Тип урока: изучение нового.

Вид урока: урок теоретической и практической работы с элементами игры и постановкой проблемных ситуаций.

Метод обучения: сочетание монологической речи и диалогического изложения с постановкой проблемных ситуаций, исследовательские задания, ситуативный.

Метод преподавания: объяснительно – иллюстративный, стимулирующий, информационно-сообщающий.

Метод учения: исполнительный, с элементами частично – поискового, практический.

Метод воспитания: стимулирующий, репродуктивный, включение школьников в активную деятельность на уроке, создание игровых и ПС.

Материально – техническое и дидактическое оснащение: компьютер, кроссворд, загадки, тесты, презентация по теме урока, мультфильм, аудиозапись песни по ПДД.

Методические ключи к теме:

Что нужно вспомнить учащимся:

  • Понятия “транспорт”, “наземный транспорт”, “пешеход”, “водитель транспортного средства”.
  • Номера телефонов экстренных служб (01,02, 03, 04).

Что нужно узнать учащимся:

  • Понятия “специальные автотранспортные средства”, “проблесковый маячок”, “сирена”
  • Виды специальных средств и их особенности.
  • Порядок движения специального транспорта по дорогам.
  • Поведение пешеходов при движении специального транспорта.

Что нужно уметь учащимся:

  • Правильно ориентироваться на дороге при звуках сирены.
  • Различать специальные транспортные средства по их особенностям.
  • Ответить на тестовые вопросы.
  • Отвечать на вопросы учителя.
  • Дополнять ответы одноклассников.

Конспект интегрированного урока окружающего мира и ОБЖ для 2-го класса по теме

“Виды специальных автотранспортных средств. Номера телефонов экстренных служб”

I. Мотивация к уроку

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Много нового узнать.

II. Актуализация опорных знаний

– Сегодняшний урок, ребята, мы проведем с героями мультфильма “Смешарики”. А вот и один из них – Нюша. Она принесла нам кроссворд, давайте его отгадаем.

1. Дом по улице идет.
На работу нас везет,
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)

2. Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)

3. Поднял кверху две руки,
Взял две жилы в кулаки.
Дай дорогу, постовой,
Побегу по мостовой. (Троллейбус)

4. Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко. (Автомобиль)

5. Грузы я возить привык,
Я тяжелый…(грузовик).

Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. Нюша вами довольна!

Микровывод:

– Каким словом можно назвать все эти предметы? (Транспорт)

Нюша интересуется, какой это транспорт? (Наземный)

– К какому виду наземного транспорта относятся автобус и троллейбус? (Общественный, пассажирский)

– К какому виду наземного транспорта относится автомобиль? (Легковой)

– К какому виду наземного транспорта относится грузовик? (Грузовой)

– Ребята, какой еще вид наземного транспорта вы знаете? (Гужевой)

III. Формирование новых знаний

– Давайте посмотрим, в какую ситуацию однажды попала Нюша.

– Что случилось?

– Какие машины приехали на место происшествия?

– Чем они похожи?

– К какому виду наземного транспорта относятся эти машины?

– Какой вывод можно сделать?

Микровывод:

Есть с мигалками машины,
Их не так уж много.
Это специальный транспорт
Едет по дороге.

– Так как же называется еще один вид наземного транспорта, с которым мы познакомились? (Специальный транспорт)

Беседа о специальном транспорте

– Действительно, ребята, автомобили, которые относятся к специальному транспорту, имеют звуковую сигнальную сирену и специальную светящуюся лампочку на крыше, которая называется проблесковый маячок. Если эта лампочка включена, машина спешит на помощь.

С красной лестницей на крыше
И сама вся красная,
Далеко сирену слышно,
Тут картина ясная. (Пожарная машина)

– По какому номеру телефона вызывают пожарную машину?

Милицейская машина
Нам мигает глазом синим,
А ее сирены звук
Слышен далеко вокруг.

– По какому номеру телефона вызывают милицейскую машину?

Если кто-то заболел,
Надо чтобы врач успел.
“Скорая” его домчит,
Врач поможет, исцелит.

– По какому номеру телефона вызывают машину скорой помощи?

– А как называется эта машина? (Машина газовой службы)

– По какому номеру телефона ее вызывают?

– Все машины экстренных служб можно вызвать по мобильному телефону по единому номеру 112.

Музыкальная физминутка

(звучит песня о правилах ПДД, дети имитируют движения)

Движенья полон город,
Бегут машины вряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи.
И только там, где можно
Ее переходи.
И там, где днем трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить, зевая,
Нельзя считать ворон.
Шагая осторожно,
За улицей следи.
И только там, где можно
Ее переходи.

– Мы познакомились со специальным транспортом. Сейчас вы посмотрите мультфильм с участием Нюши. Смотрите внимательно!

– Что нового вы узнали о специальном транспорте?

IV. Применение формируемых знаний

Игра “Что лишнее?”

На рисунке изображены машины специального автотранспорта и легкового автомобиля. Задача учеников – найти лишнее.

Игра “Кто на чем поедет?”

На рисунке изображены машины специального автотранспорта и люди, которые на них работают. Задача учеников – соотнести человека и машину.

Игра “Какая машина поедет на вызов?”

На рисунке изображены машины специального автотранспорта и номера телефонов экстренных служб. Задача учеников – соотнести номер телефона с машиной.

(Слайд 19, 20)

Тест по теме “Виды специальных автотранспортных средств”

Взаимопроверка по слайду на доске.

1. Как называется транспорт, оснащенный звуковой сиреной?

  1. Общественный.
  2. Специальный.
  3. Грузовой.

2. Как называется световой сигнал машин специального назначения?

  1. Проблесковый маячок.
  2. Мигалка.
  3. Сирена.

3. Для чего на специальные автомобили устанавливают сирену и проблесковый мачок?

  1. Для красоты.
  2. Для беспрепятственного проезда.
  3. Чтобы было интересно.

4. Как должны поступить водители транспортных средств и пешеходы, увидев движущееся по дороге специальное автотранспортное средство с включенной сиреной и проблесковым маячком?

  1. Уступить дорогу.
  2. Продолжать движение.
  3. Ничего не делать.

5. По какому номеру вызывается машина “Газовая служба”?

6. Как вызвать машину специального назначения по мобильному телефону?

IV. Итоги урока

  1. Выставление и комментирование оценок.
  2. Домашнее задание: знать номера телефонов экстренных служб, нарисовать любую машину специального транспорта.

Светлана Слижевская
Конспект занятия «Виды транспорта»

Цель. Продолжать уточнять знания о различных видах транспорта : воздушный, водный, наземный. Продолжать знакомство с дорожным транспортом и его видами : легковой, грузовой, пассажирский, специального назначения. Закрепить правила перехода пешеходом проезжей части дороги, знать и четко называть, что обозначает каждый сигнал светофора.

Ход занятия.

Выставлены иллюстрации с тремя видами транспорта : Водными, наземными, воздушными.

Предлагается отгадать загадки.

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет.

(Пароход)

Что это? К какому виду транспорта относится ?

Дети выбирают иллюстрации с водным видом транспорта .

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

(Автомобиль)

А где двигается автомобиль? К какому виду транспорта он относится ?

Выбираются иллюстрации с наземным транспортом .

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер, мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведёт её пилот! –

Что же это? – … (Самолёт!

Самолет относится к воздушному виду транспорта . Дети находят иллюстрации с данным видом и называют транспорт , изображенный на них.

Воздушный транспорт – самый быстрый вид транспорта .

А мы сегодня продолжим знакомство с наземным транспортом .

Дети приглашаются на выставку дорожного транспорта .

Оформлены стенды с наземными видами транспорта

1 стенд : Легковой вид транспорта

Почему его называют легковым?

Предназначен для перевозки небольшого количество людей и небольшого груза.

2 стенд : Грузовой

Какой вид транспорта называют грузовым ?

- Транспорт , который перевозит грузы.

У грузовика есть кузов для перевозки груза.

Есть грузовики для открытого перевоза груза (рассматривают КАМАЗ, например кирпича, бревен, щебня.

Есть грузовики с закрытым кузовом – фургоном для перевозки продуктов питания, мебели, бытовой техники; с цистерной для перевозки жидкости.

3 стенд : Пассажирский.

Автобус, трамвай, троллейбус – почему этот вид транспорта называют пассажирским? Когда мы становимся пассажирами?

Какие правила должны соблюдать пассажиры?

4 стенд : Транспорт специального назначения : полиция, скорая помощь, пожарная машина.

Полицейская машина предназначена для быстрого достижения мест, где произошло происшествие, авария или нарушение общественного порядка.

Назовите номер вызова полиции. 02

Машина «Скорой помощи» предназначена для неотложной помощи больным людям. Обычно она белого цвета с изображенным красным крестом. Вызывается по номеру… 03

Пожарная машина – это машина красного цвета, оборудована для тушения пожара, и вызвать ее можно набрав номер… 01

Эти машины имеют преимущество на дороге, при включенных световых проблесковых и звуковых сигналов.

По окончании беседы, дети идут к макету дороги.

Где можно перейти дорогу?

Что такое «зебра» ? Что означает знак «Пешеходный переход» ?

Что такое светофор и для чего он нужен?

На макете определяют и показывают места, где можно безопасно перейти дорогу.

Подвижная Игра «Светофор» на закрепление знаний о сигналах светофора

В заключении проводится дидактическая игра на закрепление материала занятия

«Какой вид транспорта движется по шоссе

Детям предлагается взять любой игрушечный транспорт с макета дороги и назвать его.

Тест с ответами по ПДД «Виды транспортных средств» (для 1 класса)


Бестик Ирина Викторовна, воспитатель КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Описание: тест по правилам дорожного движения по теме: «Виды транспортных средств» предназначен воспитателям и учителям начальных классов для проверки знаний учащихся 1 класса по данной теме. Учащиеся должны ответить на предложенные вопросы теста по ПДД, подобрав один правильный ответ к каждому вопросу.

Цель: проверка знаний учащихся 1 класса по правилам дорожного движения в форме тестирования по теме: «Виды транспортных средств».
Задачи:
- проверить знания учащихся по теме: «Виды транспортных средств»;
- обобщить знания младших школьников по видам транспорта;
- расширить кругозор детей;
- прививать навыки соблюдения правил дорожного движения младшими школьниками;
- развивать логическое мышление и память учащихся.

Тест по ПДД «Виды транспортных средств» (для 1 класса)

1. Что такое транспорт?
А) грузовые машины;
Б) машины всех видов, едущие по дороге ;
В) машины, везущие людей.

2. На какие виды можно разделить транспорт по способу передвижения?
А) наземный, подземный, воздушный, водный ;
Б) наземный, подземный;
В) наземный, воздушный, водный.

3. Какой вид транспорта не относится к видам транспорта по способу передвижения?
А) подземный;
Б) воздушный;
В) пассажирский .

4. Какой транспорт относится к водному транспорту?
А) корабль, самолет;
Б) пароход, вездеход;
В) лодка, яхта .

5. Какой транспорт относится к воздушному транспорту?
А) вертолет, самолет ;
Б) вертолет, корабль;
В) самолет, лайнер.

6. Что относится к наземному транспорту?
А) грузовик, корабль;
Б) метро, трамвай;
В) скорая помощь, такси .

7. Что относится к подземному транспорту?
А) поезд;
Б) метро ;
В) такси.


8. На какие виды можно разделить транспорт по назначению?
А) пассажирский, грузовой, специальный ;
Б) пассажирский, грузовой;
В) легковой, грузовой, общественный.

9. Как называется транспорт, перевозящий грузы?
А) специальный;
Б) грузовой ;
В) общественный.

10. Как называется транспорт, перевозящий людей?
А) грузовой;
Б) пассажирский ;
В) специальный.

11. Как называется транспорт особого назначения?
А) специальный ;
Б) легковой;
В) общественный.

12. Какой транспорт называется общественным?
А) транспорт, перевозящий грузы;
Б) транспорт, перевозящий людей;
В) транспорт для всех.

13. Какие транспортные средства относятся к общественному транспорту?
А) трамвай, маршрутное такси ;
Б) автобус, легковые автомобили;
В) троллейбус, грузовик.

14. Какой транспорт не относится к общественному транспорту?
А) трамвай;
Б) такси ;
В) автобус.

15. Какой вид общественного транспорта самый «старый»?
А) трамвай ;
Б) автобус;
В) троллейбус.

16. Что означает слово «автобус»?
А) большой вагон;
Б) автомобиль для людей;
В) многоместный .

17. Какой транспорт не ездит по определенному маршруту?
А) такси ;
Б) троллейбус;
В) метро.

18. Какой общественный транспорт всегда первым приходит в новые районы города?
А) трамвай;
Б) автобус ;
В) троллейбус.

19. Чем «питается» троллейбус?
А) газ;
Б) бензин;
В) электричество .

20. Какие транспортные средства относятся к специальному транспорту?
А) мусоровоз, троллейбус;
Б) грузовик, бензовоз;
В) скорая помощь, служба газа .

21. Какой транспорт не относится к специальному транспорту?
А) подъемный кран;
Б) экскаватор;
В) грузовик .

22. Какая машина поливает улицы летом?
А) поливальная машина ;
Б) грузовая машина;
В) пожарная машина.

23. Какая машина убирает снег с улиц?
А) поливальная машина;
Б) снегоуборочная машина ;
В) уборочная машина.

24. Какому транспорту всегда уступают дорогу?
А) пожарная машина ;
Б) маршрутное такси;
В) троллейбус.

25. Какое транспортное средство здесь лишнее?
А) легковая машина;
Б) детская коляска ;
В) автобус.