» »

В поиске истины самопознание. План урока самопознание. Наедине с собой

16.03.2024

Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

«Институт повышения квалификации педагогических работников по СКО»

«Общечеловеческая ценность - истина»

Выполнил (а):

учитель самопознания

Долинчик Е.В..

КГУ «Токушинская ШГ»

Тренер: Альмишева А.Ж.

Петропавловск, 2017 г.

Введение

I. Вечные общечеловеческие ценности, как основа содержания духовно-нравственного образования «Самопознания».

II. Истина как общечеловеческая ценность. Ее роль в становлении человека.

III. Практика истины

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современное человечество вошло в третье тысячелетие с ясным представлением об опасности интеллекта, не обремененного нравственными критериями, и пониманием того, что идеология потребителя наносит ущерб духовному развитию личности и добрые перемены в мире немыслимы без участия каждого из нас. В свое время Д.И.Менделеев сказал: «Знания в руках необлагороженного человека – то же самое, что сабля в руках сумасшедшего». Позже, Д.С.Лихачев, так прокомментировал это высказывание: «Знания бездуховных начал вредны. А учитель, сам не обладающий духовными началами, не может принести сегодня – именно сегодня – ту пользу, которая нужна обществу, нужна нашим детям».

В настоящее время перед нашим обществом встала такая глобальная проблема, как нравственно - духовное воспитание молодого поколения, поиска вечных общечеловеческих ценностей, которые способствуют становлению между людьми добра и справедливости.

Нравственно-духовное образование современной молодежи призвано быть основой утверждения в обществе высоких нравственно-духовных идеалов, воспитания достойных граждан, обладающим благородным характером и нравственными качествами.

Можно с уверенностью сказать, что будущее общества зависит от системы образования, поскольку сегодняшние дети через некоторое время станут творить судьбы страны и нового времени.

Предмет «Самопознание» призван помочь подрастающему поколению осознать своё высшее духовное начало. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» как инновация в отечественном образовании и как сказала С.А.Назарбаева: «Наша задача - переосмыслить свое мировоззрение, научиться любить и уважать себя, быть ответственным за свои мысли, слова, и дела, жить в согласии со своей совестью, заниматься честно делом, которое тебе по душе и которое ты умеешь делать, помогать людям, быть благодарным, научить всему этому поколение, которое идет за нами. Молодые должны быть счастливы, жить в радости, гармонии, творить, созидать, любить».

I . Вечные общечеловеческие ценности, как основа содержания

духовно-нравственного образования «Самопознания».

В современную эпоху глобальных изменений особую значимость приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины как фундаментальные основы духовной культуры, предполагающие гармонию и равновесие целостного восприятия человечества. В истории каждого народа, каждой культуры существует постоянное и изменчивое, вечное и временное. Если одно из них развивается, достигает расцвета, стареет и умирает, то другое, преобразуясь в той или иной форме, переходит из одного состояния в другое, внутренне не изменяясь, а трансформируясь лишь внешне. Эти ориентиры, принимаемые людьми вне зависимости от их классовой принадлежности, места жительства, религиозных, философских и иных взглядов, получили название общечеловеческих ценностей .

Общечеловеческие ценности – это то, что остается неизменным и вечным на протяжении всей истории человечества.

С каждым годом общество все дальше отходит от духовных ценностей, которые исконно считались общечеловеческими, все более важными становятся материальные блага, новейшие технологии и развлечения. Между тем, без формирования у подрастающего поколения общечеловеческих моральных ценностей, общество становится разобщенным и вырождается.

Ценности, которые считаются общечеловеческими, объединяют нормы, мораль и ориентиры множества людей различных народов и эпох. Их можно именовать законами, принципами, канонами и т.д. Эти ценности не являются материальными, хотя и важны для всего человечества.

Настоящее образование должно давать человеку возможность использовать приобретённые знания, подготовить к встрече с трудностями жизни и сделать всех людей счастливыми, насколько это возможно. Рождённый в обществе, человек должен работать для благополучия и развития общества.

Итак, что же такое общечеловеческие ценности?

Истина – это знание об изначальной природе всего сущего – духе, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Эйнштейн выразил этот процесс в своей гениальной формуле E=mc2, которая означает, что материя – это уплотнённая энергия.

Праведное поведение – это знание истины, выраженное в действиях. Если наша цель - реализация своего божественного потенциала, то наше поведение автоматически становится праведным, потому что проявления алчности, злобы, ненависти, зависти или агрессии не способствуют реализации этой цели.
Покой . Это именно то, в чём так остро нуждается обезумевший в погоне за материальными благами мир.

Любовь . Она неразрывно связана с остальными ценностями. Способность любить – это то, что делает нас истинно человеческими существами. Жизнь без любви лишена смысла.

Ненасилие, непричинение вреда. Эта ценность является естественным продолжением четырёх предыдущих.

Развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже образование. Любого, кто старается как следует, понять общечеловеческие ценности: истину, праведное поведение, внутренний покой, любовь, ненасилие , кто применяет эти ценности на практике и распространяет их с усердием и искренностью, уже можно назвать по настоящему образованным человеком. Рассматривая общечеловеческие ценности, следует отметить, что они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека. Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать вечным общечеловеческим ценностям.

II . Истина как общечеловеческая ценность. Ее роль в становлении человека.

Рассмотрим, что же представляет собой общечеловеческая ценность - Итина. Древняя мудрость гласит: «Когда сердце человека полно ЛЮБВИ, тогда в душе его царит ПОКОЙ, слова его ИСТИННЫ, а поступки ПРАВЕДНЫ, тогда он никогда и никому не может причинить вреда». НЕНАСИЛИЕ является естественным проявлением ЛЮБВИ в миропонимании человека.

Истина – это осознание единства в многообразии, восприятие себя частью неделимого целого, сопричастной всему и ответственной за всё, понимание факта, что мы не есть это тело, мы не есть этот ум. Мы хозяева всего этого. Мы все есть чистый дух, творящий на уровне души, ума и тела. И цель нашей жизни на земле не в накоплении богатства или знаний, не в обретении высокого социального положения или власти, не в воспроизведении себе подобных, но в получении духовного опыта, в реализации на практике собственной божественности, в радостном созидательном творчестве. Мы – вечный бессмертный дух, время от времени облекающий себя в бренную оболочку, чтобы проявляться на материальном уровне. Каждый из нас по своей природе божественен и должен поступать в соответствии с этим высоким статусом.

Будучи объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее познают люди и выражают в определенных понятиях, законах, категориях и т. п. Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто И. Ньютоном.

Абсолютная и относительная истины - это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, моментов имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,

во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;

во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «птицы имеют клюв», «люди смертны» и т. д. Это т. н. вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов .

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет, истина всегда конкретна. Таким образом, объективная, абсолютная, относительная - это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).

С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира, человека, общества.

Под Истиной понимают то, что происходило в мире. То, что мы утверждаем сегодня, завтра мы можем и не утверждать. Истина Постоянна. Она неизменна во все три периода времени: в прошлом, настоящем и будущем. Все объекты материального мира также непостоянны. Истина – это знание об изначальной природе всего сущего, разумной вечной всепроникающей энергии жизни, которая, уплотняясь, проявляется как материальный мир. Есть лишь одна абсолютная Истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней. Истина – это понимание единства всего сущего, принятие действительности такой, какая она есть.

III . Практика истины

Прослушав курсы по Самопознанию, я вновь стала задумываться над жизнью, над тем, что истинно. Много мыслей приходят ко мне. Сама жизнь - это Истина. Я понимаю, что надо жить в гармонии с собой, с внешним миром. Я счастлива, что могу преподавать предмет Самопознание. Рассказывать детям то, что только правильное поведение и позитивное мышление - путь к Истине. Истина - это то, что внутри человека. Истина - это совесть. Я стараюсь жить в ладу со своей совестью. Но, признаюсь честно, не всегда это получается. В мире, где есть, к сожалению, несправедливость, и ты вносишь свою лепту. В мире, где важно материальное, и ты не можешь полностью отречься от материального. Но я стараюсь думать о духовном, понимаю, что каждый человек где-то должен когда-то отчитаться за свои грехи. Но я, благодаря Самопознанию, научилась не обижаться, никогда никому не желать зла.

Я считаю, что в первую очередь программа «Самопознание» направлена на изменение нас, учителей! Так как мы являемся примером для наших учеников, родителей. Благодаря урокам самопознания, я заметила в себе большие изменения: я стала спокойнее, терпеливее, перестала злиться и обижаться. Благодаря программе НДО «Самопознание» мы направляем учащихся на раскрытие и развитие в себе общечеловеческих ценностей. И помочь детям в этом должны мы – учителя! Но эта помощь нужна не только ученикам, но и родителям, нашим коллегам! А начиная со своей школы, мы будем способствовать нравственно-духовному развитию всего общества. А в обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, истина, правильное поведение, любовь, ненасилие, покой.

У преданного своему делу учителя, будут тысячи благородных учеников. И снова приведу слова своего любимого педагога Ш. А. Амонашвили: «Надо воспитывать учителя – мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни».

Заключение

Таким образом, стремление к истине и красоте как высшему благу есть, соглас­но Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Надо любить истину так, говорил Л.Н. Толстой, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной. Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высо­кий нравственно-эстетический смысл. Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Правда и истина - это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений. Главная цель познания – достижение научной истины. Применительно к философии Истина является не только целью познания, но и предметом исследования . Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру.

Есть лишь одна абсолютная Истина, являющаяся источником всех остальных. Когда ты ее находишь, твои действия сонастраиваются с ней. Истина – это понимание единства всего сущего, принятие действительности такой, какая она есть.

Стремление к истине - единственное занятие, достойное героя.

Джордано Бруно

Список использованной литературы

1. Информационное письмо «О массовом внедрении в организациях образования в 2010/2011 учебном году предмета «Самопознание».

2. Мукажанова Р.А., Омарова Г.А. «Общечеловеческие ценности» (5–11кл.). методическое пособие для учителей // Алматы, ННПООЦ «Бобек», 2014

3. Толстой Л.Н. Книга об истине, жизни и поведении. Электронная библиотека RoyalLib.Com, 2010-20177.

4. http://sai.org.ua/ru/207.html

Говорят, «истина сделает тебя свободным», и это так, поэтому путь к истине является также и путем к свободе – свободе от иллюзий жизни и последующих психологических страданий.

Почему путь к истине и свободе (просветлению) возможен только через самопознание? Давайте вначале рассмотрим вопрос, что такое самопознание.

Самопознание – это работа над собой в попытке понять, кто я есть на самом деле. Являюсь ли я телом? Или умом? Или духом/душой? Или чем-то еще? Или ничем вообще? Кто я на самом деле?

Человек склонен уделять внимание внешнему, искать что-то снаружи, а не внутри себя, и что же он хочет найти? Какое-то удовлетворение, счастье, свободу, спокойствие, блаженство? Не сводятся ли все материальные желания и действия именно к этому? Но что человек находит благодаря поиску вовне? Он находит чередующиеся удовольствия и страдания. Именно поэтому, купив новую машину/квартиру/дачу, заняв высокооплачиваемую должность, имея влиятельных друзей, человек по-прежнему внутренне неудовлетворен, и его поиск продолжается. В какой-то момент человек понимает, что, так как поиски снаружи уже столько раз не дали ожидаемого результата, то, видимо, искать снаружи и дальше – бесполезно. Становится очевидным, что истинное искомое невозможно найти за счет внешней деятельности. И тогда поиск может повернуться вовнутрь, что является переломной точкой в жизни человека - начинается самопознание, путь к истине.

Поначалу человек может искать истину в священных писаниях, или не совсем священных и не совсем писаниях, он может перечитать кучу книг, посетить множество семинаров, перепробовать десятки практик любой направленности. И рано или поздно он приходит к ключевому вопросу – а кто, собственно, я? Начинается путь самопознания.

На пути к истине вы можете найти множество инструментов и методов самопознания – различные упражнения, техники, практики, и даже просто чтение литературы. В самопознании человек проходит через какую-то последовательность концепций, каждая из которых в какой-то момент может казаться самой правильной, а затем неизменно заменяется другой. Смена концепций происходит до тех пор, пока не произойдет окончательное самопознание, и тогда все концепции видятся просто как концепции, а не как истина.

Можно сказать, что конец пути самопознания – это исчезновение концепций о себе (отождествлений, убеждений и других иллюзий), а также желаний и страданий любого рода, возникающих на базе этого.

Самопознание – это и есть познание истины, обретение свободы, достижение единства, единение с Богом, или как там еще называют это явление. Путь к истине может занять много времени, или не очень, или произойти мгновенно и неожиданно. Но, совершенно однозначно, если поиск начался, у вас нет шансов – самопознание произойдет. Та сила, которая заставила вас обратиться в поиске внутрь себя, свое дело до конца доведет.

Истина индивидуальна для отдельно взятого восприятия. На ранних этапах духовного становления человек находит себя в религии.


По мере созревания, он начинает понимать, что религия не есть абсолютная истина, и что глупо смотреть на Бога сквозь очки религии. Далее человек начинает пробовать различные учения, и, собирая по крупицам различные знания, он получает свой, индивидуальный опыт.

Эгрегоры на начальных этапах нам помогают, но далее они становятся нам помехой. И тогда человек погружается глубоко в себя, отсоединившись тем самым от эгрегориальных воздействий.

Самопознание — это путь одиночки (сам познает), поэтому все известные святые были одиночками. Даже находясь среди толпы, они осознавали свою сопричастность с окружающим миром, оставаясь при этом неподвижными (без суждения, отрешенно), но были вне этой толпы.

Внутренняя тишина позволяет нам быть в мире, но не от мира сего. Поэтому когда мы перечитываем спустя годы какую-нибудь книгу, находим в ней совершенно другой смысл, нежели ранее.

Это показатель духовного и личностного роста. Если трансформации в сознании не произошло, значит, человек не развивается.

То, что я сейчас пишу, — это моё нынешнее восприятие, но я вовсе не стану так думать спустя несколько лет, и это вполне закономерно. Спустя какое-то время, я буду писать уже по-другому, иначе, в соответствии с моим будущим пониманием.

Более того, я даже в своих нынешних книгах найду совершенно новый для себя смысл. Осознание сопричастности с Бесконечностью приходит, когда начинают наполняться энергией верхние чакры.

У меня резкий рост осознания начался, когда я начал практиковать пассивную медитацию. Писать я тоже начал с того времени, не понимая, откуда во мне берется это глубокое осознание.

Сейчас я тоже пишу, только после того, как пару дней усиленно помедитирую, то есть устраиваю себе информационный голод, нахожусь в безмолвии.

И тогда, изголодавшись, я получаю информацию, причем идет она уже не от ума, а от твоего внутреннего Я.

Во время медитации прочищаются наши энергетические каналы, очищается ум от всякого информационного хлама, и мысли уже идут без вмешательства внутреннего диалога.

Когда энергия прочищает энергетические каналы в теле, то начинают болеть проблемные места в организме. Это очень хороший показатель. Сейчас вот сижу, пишу, болит спина, шея, и левая сторона тела.

Это меня радует, потому что я убеждаюсь в эффективности проделанной медитации. И не нужны никакие лекарства и доктора.

Давно уже известно, что все наши болезни от неправильного образа жизни и от чуждых, навязанных извне программ. А медитация как раз избавляет нас от них, прочищает ум и дарует спокойствие.

Отец мой, ему 78 лет, тоже медитирует и ясно чувствует боль в своих проблемных органах. Всё это наглядно показано в хорошем фильме «Духовная реальность».

Именно с него и начались мои перемены в жизни в лучшую сторону. Я хочу сказать, что бесполезно понимать умом то, что я пишу в своих книгах тем, кто не практикует пассивную медитацию.

Потому что это не столько должно пониматься, сколько осознаваться. Возьмем, к примеру, детское мудрое высказывание, которое каждый знает: «Кто обзывается, тот сам так и называется».

Абсолютная мудрость, указывающая на то, что ВЕСЬ МИР — ЭТО Я. Все мы это знаем, но не осознаем это Знание. Одного осознания данного факта достаточно, чтобы изменить свою жизнь коренным образом.

Мои тексты (да и практически все тексты эзотериков) понятны лишь тем, кто действительно серьезно практикуется в осознанности, а логические размышления здесь бесполезны.

Я бы сказал даже наоборот, что чем умнее человек, тем он более далек от осознания. Ум — главное препятствие для самопознания. Человек с большим образованием смотрит на мир с позиции: «Для меня здесь все ясно».

По этой причине он просто закрыт от получения информации, потому что мудрый всегда слушает, а глупый говорит.

Карлос Кастанеда, человек с университетским образованием, всегда считался самым тупым среди безграмотных магов.

Один из учителей Кастанеды, Дон Хенаро, не мог ни писать, ни читать. При этом он был сильным, просветленным магом. Неосознанных людей, таких, как Карлос, они называли не настоящими. И это на самом деле так.

Мы были настоящими и просветленными, когда родились, но заросли со временем программами, и уже не живем, а просто существуем.

Дону Хуану часто приходилось пичкать Кастанеду наркотическими веществами, чтобы выбить его из запрограммированного состояния, сдвинуть его точку сборки. За десять лет обучения Карлос все-таки научился многому и стал Нагвалем (главным), только благодаря своей врожденной особой конфигурации энергетического тела. Он часто многого не понимал и задавал бесконечно вопросы, поэтому Дон Хуан ему всегда пытался заткнуть рот, чтобы тот не расходовал зря энергию, а наоборот, накапливал её.

Очень часто он ему отвечал на очередной вопрос: «Ты знаешь.» Когда я читал книги Кастанеды в первый раз, я смотрел на мир магов с позиции Карлоса и тоже мысленно задавал такие же вопросы и совершенно не понимал то, что пытался донести до него Дон Хуан. Но спустя годы, перечитывая книги ещё несколько раз, я уже начал воспринимать информацию с точки зрения Дона Хуана.

Я начал понимать, о чем он говорит, потому что со временем мои чакры наполнялись энергией, и в связи с этим приходили новое понимание и осознание. Недоступность понимания магов Дон Хуан объяснял наличием очень низкого уровня энергии.

Раньше я вообще не мог понять, какая связь может быть между пониманием и накапливанием энергии, но, как уже говорилось выше, все стало на свои места, когда я сам начал накапливать энергию с помощью медитаций.

Этим я хочу сказать, что на каждом уровне (имеется в виду чакральном) присутствует свое понимание. Чакры у нас располагаются снизу вверх, поэтому можно провести аналогию.

Человек с наполненной нижней чакрой, стоя в лесу на земле, видит своё пространство. Другой человек, с развитой второй чакрой, находится уже выше первого, то есть сидит на ветке дерева и видит уже по-другому, хотя они находятся рядом.

Тот, что выше, видит больше, но не может объяснить нижнему то, что видит, потому что нижний никогда не был на дереве и понятия не имеет, какой оттуда открывается вид.

Но у нас же ещё имеются 5 чакр, те самые верхние ветки, где сидят другие люди, которые тоже, в свою очередь, видят свои картины мира и имеют свое истинное понимание.

Тот, кто сидит на самой макушке, — это просветленный человек, которому открылось все пространство. Он увидел горизонт, небо, солнце, радугу и пытается все это объяснить нижним товарищам.

Предпоследний его немного понимает и очень стремится достичь макушки, постоянно медитируя и практикуя осознанность, но вот нижние его не могут уже понять.

А тот, что стоит на земле, так вообще думает о верхних как о сумасшедших, особенно о сидящем на макушке дерева. Если у человека не развиты средние и верхние чакры, то ему бесполезно что-либо говорить о духовности и вообще о личностном росте.

Человек, развитие которого ограничено нижними чакрами, как правило, думает лишь о чувственных наслаждениях, слушает тяжелый рок(металл), рэп, шансон и ведет себя как быдло. Такие обычно не читают книг вообще.

Человек, созревший до развития средних чакр, любит обычно попсовую музыку, читает книги, то есть чакры у нас начинаются с ноты ДО и заканчиваются на СИ.

Соответственно, нижнечакровые люди любят музыку с низкими частотами. Человек, доросший до верхних чакр, слушает музыку классическую или энигматичного направления.

По сути каждый из них прав в своем субъективном восприятии мира, но только в своем. Поэтому спор о том, кто прав или не прав, тут вообще не уместен.

Наполняйтесь энергией и познавайте все новые и новые реальности. И данный путь познания у вас будет бесконечным.

ИСТИНА

Как часто употребляем мы слово «истина» и как редко пытаемся определить это понятие.
Не смутимся же, однако, тем, что повторяем, в сущности, вопрос Пилата, и попытаемся в меру наших сил разобраться в этом понятии.

Истина – это проявление Бога в различных видах.

Истинными называем мы ту теорию или то учение, которые, на наш взгляд, выражают неискажённою представление о каком-либо объекте познания. В точном смысле слова истина есть неискажённое отражение какого-либо объекта познания в нашем уме. И сколько существует на свете объектов познания, столько же может существовать истин.

Но объекты познания познаваемы от нас, а не из себя. Следовательно, истина о любом объекте познания, познанном от нас, должна быть признана истиной относительной. Истина же абсолютная есть отражение такого объекта познания, который каким-либо субъектом познан «в себе». Такое познание принципиально возможно лишь тогда, когда противостояние объекта и субъекта снято; когда субъект познания отождествляется с объектом.

Абсолютная истина универсальная есть неискаженное отражение в чьём-то сознании Большой Вселенной, познанной «в себе». Абсолютные истины частные суть неискаженные отражения какой-либо части Вселенной – части, познанной «в себе».

Естественно, что Абсолютная истина Большой Вселенной может возникнуть лишь в сознании соизмеримого ей субъекта познания, субъекта всеведущего, способного отождествиться с объектом, способного познавать вещи не только «от себя», но и «в себе». Такого субъекта познания именуют Абсолютом, Богом, Солнцем Мира.

Бог «в Себе», как Объект познания, познаваем только Собою. Его Абсолютная истина, как и Абсолютная истина Вселенной, доступна только Ему.

Ясно, что любая частная истина, сколь бы мал ни был объект познания, для нас доступна только в её относительном варианте. Такой агностицизм, однако, не должен быть понят как безусловный: при конечном совпадении любого частного субъекта познания, любой монады с Субъектом Абсолютным, для неё становится возможно познание не только «от себя», но и «в себе». Таким образом, правомерен не безусловный, а только стадиальный агностицизм.

У частных истин быть может несколько или много вариантов – личных, индивидуальных разновидностей одной частной относительной истины. При этом объекты познания малых (сравнительно с субъектом) масштабов отразятся в сознании ряда родственных субъектов почти или полностью идентично: именно родственность многих субъектов между собой обусловливает то, что родственны и их личные варианты той или иной истины. Если бы это было не так, люди были бы лишены возможности понять друг друга в чем бы то ни было. Но чем больше объект познания сравнительно с субъектом, тем больше вызываемых им вариантов. Относительная истина Вселенной и относительна, истина Божества порождают столько же личных вариантов, сколько имеется воспринимающих субъектов.

Все наши «истины» суть, строго говоря, лишь приближения к истинам. И чем мельче объект познания, тем лучше он может быть охвачен нашим познанием, тем уже разрыв между его абсолютной истиной и нашей относительной истиной о нём. Впрочем, в соотношении масштабов субъекта и объекта имеется граница, ниже которой разрыв между абсолютной и относительной истиной вновь начинает возрастать: например, разрыв между абсолютной истиной какой-нибудь элементарной частицы и нашей относительной истиной о ней чрезвычайно велик. Между же Абсолютной истиной Вселенной, Абсолютной истиной Божества – и нашими относительными истинами о них разрыв велик необъятно.

Я высказываю мысли, которые после Канта должны, казалось бы, быть общеизвестными и общепринятыми. Однако, если бы они были усвоены каждым религиозно чувствующим и религиозно мыслящим человеком, ничьи претензии на личное или коллективное познание Абсолютной истины, ничьи претензии на абсолютную истинность какой-либо теории или учения не могли бы иметь места.

Абсолютная истина есть достояние только Всеведущего Субъекта. Если бы такой истиной обладал какой-нибудь человеческий субъект, например коллективное сознание конкретно-исторической церкви, это обнаруживалось бы объективно в безусловном всеведении этого коллективного сознания. И тот факт, что таким всеведением не обладают ни один человеческий коллектив и ни одна личность, лишний раз показывает беспочвенность претензий какого бы то ни было учения на абсолютную истинность.

У каждой религии свой собственный взгляд на Истину, который она защищает, не считаясь с фактом, что всякий вид Истины составляет лишь часть всей Истины. Человек может познать Истину лишь тогда, когда он соберёт все различные виды её и представит её как единое целое.
Красоту, выражающую сознание Бога, можно найти у всех народов и во всех фазах жизни. Внутренняя Красота – одна из форм Божественного сознания, а цвет – одна из форм красоты. Семь цветов Спектра вибрируют в гармонии с семью духовными принципами человека, так что преобладание одного особого цвета в окружении человека имеет прямое воздействие на его Астральное Тело.

Искусство не только удовольствие - ментальная радость, но и центр, откуда он может извлечь вдохновение и символ всего, что в жизни есть хорошего, Истинного и Прекрасного.
Нужно, чтобы красота стала символом наших идеалов, лишь тогда она становится воплощением Духовных сил и атрибутом Бога.

Треугольник Жизни

Доброта – Истина – Красота

Чтобы приносить пользу человечеству, Религия должна соединять в себе Добро, Истину и Красоту.

Цивилизация стремится к Красоте, хотя представление о Красоте у человека, к сожалению, не всегда достигает его высшего Идеала; вместо того, чтобы создать то прекрасное, о чём он мечтает, что отражало бы Духовное Сознание, он создаёт лишь искажённый образ своего идеала.
См. Сказка о красоте.
Красота. Джебран Халиль Джебран.

Список литературы:
12. Даниил Андреев. Роза мира. М. 2001.
39. Веретенников Сергей. Сайт «Твоя Йога» http://youryoga.org/

Когда человек постигает истину самостоятельно, то, естественно, он понимает, что не нужны ни организованная религия, ни священник, ни проводник - это было бы только помехой; ибо они не позволят человеку найти истину. Искатель, познавший истину, становится Мастером.

Разница между учеником и последователем очень тонкая, и её нужно уяснить. Ученик - не последователь; ученик просто влюбился. Никто ведь не называет влюблённых последователями. Что-то щёлкнуло у него внутри в чьём-то присутствии. Вопрос не в том, что его нужно убедить в каких-то идеях. Это не убеждение, это не беседа, это трансформация. В момент контакта искателя с познавшим истину, происходит обоюдное проникновение. Они смотрят друг другу в глаза в полном безмолвии, и то, о чём они никогда и не мечтали, вдруг становится величайшей реальностью.

Иисус говорит: "Истина освобождает". Это имеет огромное значение. Да, освобождает истина, но не знание об истине. Будь истинным, и истина освободит тебя. Будь истиной, и освобождение придёт. Не нужно предпринимать никаких усилий, не нужно ждать его: оно приходит мгновенно.

Как быть истинным? Мы уже истинны от природы. Мы просто напичканы лживыми идеалами; они и порождают проблемы. Отбросьте идеалы: на несколько дней станьте самим собой. Как деревья, животные и птицы, примите себя таким, каковы вы есть. И возникнет великое безмолвие. А как может быть иначе? Нет никакого искажения: тогда грусть становится прекрасной, в ней появляется глубина.

Истина это не что-то логичное. Я не подразумеваю под истиной заключение, достигнутое логическими, рациональными методами. Под истиной я подразумеваю, подлинность существа; ты ничего себе не навязываешь, но просто остаешься самим собой, как бы это ни было рискованно, никогда не становись лицемером. Если ты печален, будь печальным. Это истина этого мгновения; не прячь её. Не вызывай на своём лице фальшивой улыбки, потому что фальшивая улыбка создаст в тебе расщеплённость. Ты распадёшься надвое - часть тебя будет улыбаться, и конечно, это будет лишь меньшая часть, а большая часть останется печальной. Возникла раздвоенность, и если ты продолжаешь это делать снова и снова...

Если ты в гневе, и не показываешь своего гнева... ты боишься, что это может разрушить твой имидж, потому что люди считают тебя сострадательным человеком и говорят, что ты никогда не приходишь в гнев. Они этим восхищаются, и это так приятно для эго. Этот гнев разрушит твой красивый имидж, поэтому ты предпочитаешь разрушению имиджа подавление гнева. Он кипит внутри, но на поверхности ты остаешься сострадательным, добрым, вежливым, милым. Тем самым ты практикуешь раздвоенность. Люди практикуют раздвоенность всю жизнь; раздвоенность утверждается абсолютно. Даже если ты сидишь один, и больше никого нет, нет необходимости притворяться, ты все равно продолжаешь притворяться; это становится твоей второй натурой. Люди не верны себе даже в ванной; даже когда они абсолютно одни, они неверны себе. Теперь речь уже не идет о том, чтобы быть верным или неверным себе; это вошло у них в привычку. Они это практиковали всю жизнь, и по мере того, как ты это практикуешь больше и больше, больше и больше становится расстояние между двумя частями тебя.

Когда расстояние становится несоединимым, мы называем это шизофренией. Когда ты не можешь связаться со второй своей частью, почти становишься двумя людьми вместо одного человека, это тяжелая умственная болезнь. Но раздвоен каждый, поэтому разница между шизофреником и нормальным человеком - только в степени. Она не слишком существенна; она не в качестве, а в количестве.

Под "истиной" я подразумеваю: не притворяться. Просто будь собой, кем бы ты ни был - если в одно мгновение ты печален, значит, в это мгновение ты печален. Если в следующее мгновение ты становишься счастливым, нет необходимости продолжать оставаться печальным - потому что нас учили и этому: оставаться последовательными, всегда быть последовательными. Это происходит, вы это можете наблюдать - ты был печален, и внезапно печали больше нет, но ты не можешь тут же рассмеяться, потому что, что подумают люди? Ты что, сумасшедший? Секундой раньше ты был печален, и тут же начинаешь смеяться? Так себя ведут только сумасшедшие или дети; тебе это не положено. Тебе придется ждать определенной ситуации, в которой ты можешь постепенно расслабиться и начать снова улыбаться и смеяться.

Таким образом, ты не только притворяешься улыбающимся, когда печален; но и когда тебе хочется улыбаться, ты притворяешься печальным из-за всей этой дурацкой идеи о том, чтобы оставаться последовательным. У каждого мгновения свои особенности, и никакому мгновению не нужно никакой последовательности ни с каким другим. Жизнь - это поток, это река: ее настроения постоянно меняются.

Поэтому человеку не стоит беспокоиться о последовательности. Каждый, кто начинает беспокоиться о последовательности, становится фальшивым, потому что последовательной может быть только ложь. Истина всегда меняется. Истина остается со всеми своими противоречиями - и это богатство истины, это ее простор, это ее красота. Поэтому, если ты чувствуешь грусть, будь грустным - без всякого осуждения, без всякой оценки, хорошо это или плохо. Нет речи о хорошем и плохом, это просто так. И когда это проходит, пусть пройдет. Когда снова ты начинаешь улыбаться, не чувствуй себя виноватым, потому что "только что ты был печален, как ты можешь улыбаться?" Пусть сначала кто-то пошутит, пусть кто-то разобьет лед, и тогда ты сможешь улыбаться, нужно дождаться правильного момента. Тогда это снова лицемерие. Когда ты счастлив, будь счастливым; не нужно ничего изображать.

И помни: каждое мгновение имеет свою атомическую реальность. Оно не продолжает прошлое мгновение, и оно не соединено с будущим мгновением. Каждое из мгновений атомично. Они не следуют друг за другом как последовательность, они не линейны. У каждого мгновения есть свои особенности бытия, и в это мгновение ты должен быть этим, ничем другим. Именно это в действительности подразумевается под истиной.

Истина означает подлинность, истина означает искренность. Истина это не логическая вещь. Это психологическое состояние верного себе существа - верного не какому-то идеалу, потому что если ты следуешь какому-то идеалу, то становишься фальшивым. Если ты считаешь истинным быть как Будда, тогда ты никогда не будешь истинным, потому что ты не Будда, и будешь навязывать себе Будду. Ты можешь сидеть как Будда, ты можешь почти превратиться в мраморную статую, но глубоко внутри ты останешься прежним. Будда будет только позой. И если у тебя есть идеал, ты не сможешь быть верным мгновению, потому что идеал всегда перед тобой, и ты должен ему подражать.

У истинного человека нет никаких идеалов. Он живёт от мгновения к мгновению; он всегда живёт так, как чувствует в мгновении. Он очень уважителен к своим чувствам, эмоциям, настроениям. И именно такими я хочу, чтобы были люди: подлинными, истинными, искренними, уважающими собственную душу.

Искания обители Бога

У Рабиндраната Тагора есть красивая поэма о том, как он искал Бога многие тысячи жизней. Иногда вдалеке, рядом с какой-то звездой он замечал Его и бросался к Нему; но стоило приблизиться, как Бог оказывался уже на другой звезде. Поэт упорно продолжал свой поиск, и, о чудо! - однажды он действительно оказался перед дверью, на которой было начертано: «Здесь живет Бог».

Можно понять огромную радость поэта; в экстазе, весь дрожа, он поднимался по ступеням. Уже собравшись постучать, он внезапно подумал: а если и вправду Бог откроет дверь - что тогда? Ведь тогда все кончится - его искания, путешествия, его философия, поэзия, все стремления его сердца - всему придет конец! Поиск закончится. Что делать дальше?

Дрожа, теперь уже от страха, поэт снял обувь и спустился вниз по ступеням, не произведя ни малейшего шума. И, едва ступив на землю, он помчался прочь без оглядки, еще быстрее, чем когда-то бегал за Богом.
Поэма заканчивается так «Я до сих пор ищу Бога. Я знаю, где находится Его обитель, поэтому ищу подальше от того места. Велик мой восторг, велика моя задача, поиск же позволяет мне существовать. Бог - это опасность, я буду уничтожен. Но теперь я не боюсь даже Бога, потому что знаю, где Он обитает. В глубине души я знаю, что ищу вовсе не Его; поиск мне нужен для того, чтобы питать моё эго».

Обычно имя Рабиндраната Тагора не ассоциируется с религией. Однако только религиозный человек с огромным опытом духовных исканий мог написать такие слова. Это не обычный рассказ, в нём скрыта великая истина.
Таково положение вещей: блаженство не позволяет вам существовать; вы должны исчезнуть. Вот почему в мире так мало блаженных. Страдания питают ваше эго, вот почему в мире так много несчастных. Эго остаётся центром, основой.
За реализацию предельной истины придётся платить. Платой же будет отказ от эго. Поэтому, когда такой момент наступит, не сомневайтесь. Исчезните в танце экстаза; исчезните со смехом; исчезните с песней на устах.

Комментарий

Соберите всё своё мужество и совершите прыжок. Вы будете существовать, но настолько по-новому, что не сможете соединить это со старым. Это станет точкой разрыва. Старое было так мало, грязно, незначительно; новое же необъятно. Маленькая капля превратилась в океан. Но даже капля росы, соскальзывая с лепестка лотоса, дрожит, пытаясь удержаться еще хоть мгновение, потому что видит океан: упав в океан, капля исчезнет навсегда. Да, в каком-то смысле ее больше не будет; она перестанет существовать в качестве капли. Но это не потеря. Капля станет океаном. Все остальные океаны ограничены. Бесконечен лишь океан сущего.

Высказывания о Истине

Бесконечная любовь – единственная истина, все остальное – иллюзия.
Дэвид Айк

Бог есть любовь; это единственная истина, которую я всецело признаю. Для того, чтобы созерцать всеобщий и вездесущий дух истины, надо уметь любить презреннейшее создание - самого себя. Для меня истина - главенствующий принцип, включающий множество других принципов. Эта истина есть правдивость не только в слове, но и в мысли, не только относительная истина в нашем понимании, но и абсолютная истина, вечный принцип, то есть Бог… Я поклоняюсь Богу как истине. Я еще не нашел его, но ищу. Я готов в этих поисках пожертвовать всем самым дорогим для меня. Я отдам даже жизнь, если понадобится.
Махатма Ганди

Любовь к истине - это наиболее благоприятное условие для нахождения ее. Познание истины является наградой за мудрое недоверие самому себе. Заблуждение всегда противоречит себе, истина – никогда.
Клод Адриан Гельвеций

Только любовь к истине способна придать душе энергию; тот, кто любит копаться в сомнениях, лишает ее сил.
Сильвио Пеллико

Любовь – астролябия истины. Жизнь в этом мире есть сон забвения, который отделяет человека от истинной действительности.
Джалал ад-дин Руми
Правдивое сердце - главное оружие истины. Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один.
Руссо

Ослепительная истина кажется пустыми словами там, где ее навязывают. Бог, небеса, все это - ничто. Истинна только земная жизнь и любовь живых существ. Во всем я ищу красоту. Я бы с таким же правом мог бы сказать «истину », ибо для меня истина – это красота.
Анатоль Франс

Принимая Истину, вы ничего не прибавляете к Истине, но вы украшаете себя.
Шри Матаджи Нирмала Шривастава

Истина всегда существовала и будет существовать. Мы можем познать ее, если спадет маска эго, и нас не поймает темная ловушка самоуничижения. Истина – проще всего и утонченнее всего. Она больше гор и тоньше атомов.
Иннаят Хан

Высшая Истина – в безмолвии просветленного.
Упанишады

Самый жалкий раб – это человек, отдающий в рабство свой разум и признающий истиной то, что не признает его разум. Разоблаченная ложь есть столь же важное приобретение для блага человечества, как и ясно выраженная истина. Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины. Чем ближе люди к истине, тем они терпимее к чужим заблуждениям. И наоборот.
Лев Толстой
Два близких между собой желания, как два невидимых крыла, подымают душу человеческую над остальною природою: желание бессмертия и желание правды.
В.С. Соловьев

Окончательная Истина так проста. Она – не что иное, как пребывание в своем первоначальном, естественном состоянии, которое не требует ни чтения священных писаний, ни выполнения каких-либо обрядов. Бытие постоянно присутствует Здесь и Сейчас. Ты и есть – само Бытие.
Рамана Махарши

Говоря истину – говори приятно, говори для блага.
Шри Кришна

Утром познав истину, вечером можно умереть. Истинное знание состоит в том, чтобы знать, что мы знаем то, что знаем, и не знаем того, чего не знаем. С ученым, который, стремясь к истине, стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит и рассуждать. Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.
Конфуций
И познаете истину, и истина сделает вас свободными.
(Иоанн. 8:32)

Идея о бессмертии – это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества. Истина – поэтичнее всего, что есть на свете…
Федор Достоевский

Многие учения схожи с оконным стеклом – мы видим истину сквозь него, но оно же отделяет нас от истины. Знать истину следует всегда, изрекать - иногда.
Халиль Джебран

О Рама, если ты преодолеешь страдание повторяющейся истории (самсары), ты будешь жить здесь, на земле, как бог, как Брахма или Вишну! Когда оканчивается непонимание и истина познается путем размышлений о собственной природе, когда разум успокаивается и сердце достигает высшей истины, когда все отвлекающие волны мыслей в разуме успокаиваются и наступает непрерывный поток спокойствия, а сердце наполняется блаженством абсолюта, когда истина видится сердцем, тогда этот самый мир становится обителью блаженства.
Йога Васиштха

Три вещи нельзя скрыть: солнце, луну и истину. Существует две ошибки, которые может совершить человек на пути к истине: он не дошёл до конца или не начал свой путь.
Будда

Андрий Будугай
3. Слово-вера

В украинском языке слову «правда» есть антоним, одухотворённый персонаж народных сказок «Кривда» [«ложь», «та, которая всё искривляет, искажает, извращает»; ср. последнее значение со словом «оборотень», который оборачивается-превращается в другое существо]. Есть ещё один украинский антоним лексеме «правда» – простонародное «брехня» («обман»), который, по всей видимости, связан с немецким глаголом brechen («ломать»).

Слова «направо», «правый», «правильный» и «прямой» – одного корня [кстати, аналогичная связь между этими понятиями наблюдается и в некоторых других языках, например, в немецком и французском] и в данном контексте противоположны словам «лживый», «обманный», «кривой», «окольный».

Прямой, искренний человек, идущий «прямым путём» [ср. др.рус. «прямо» со значениями «верно, честно»], находится под Богом и обретает спасение души: настоящее религиозное чувство, вера в Бога начинается с искренности. Вспомним русскую поговорку «в тихом омуте черти водятся», которая нередко адресуется человеку скрытному, «себе на уме», и, как правило, неискреннему. А между неискренностью и лживостью часто можно поставить знак равенства. Вспомним слова известного певца и автора песен из России Виктора Цоя о том, что нам простят всё, но не простят неискренности – слова, которые были, пожалуй, кредо всей его короткой, но достаточно яркой жизни.

Неискренний так или иначе, осознаёт ли он это или нет, служит Дьяволу и идёт «путём погибели» души или уж во всяком случае – дорогой, которая приведёт его к сильным духовным страданиям-расплате. Обманывающий же не только сгибает-губит себя, «ломает» своё сознание, но и искривляет и ломает окружающий его мир, рвёт пространство – тело-плоть Космоса. Не случайно восточная мудрость гласит, что, разрушая что-то вовне, мы разрушаем вместе с тем и самих себя. А, разрывая какие-то связи внутри себя, мы рвём аналогичные связи и во Вселенной, неотъемлемой частью которой мы являемся также (если не каким-то органом, то уж во всяком случае – клеткой в этом огромном, но едином организме).

Интересно, что в украинском языке сокоренное лат. casus («случай, происшествие; случайность; риск; участь, положение»), лат. causa («причина») и ст.сл. «казати» («говорить») слово «сказ» означает ни что иное, как «бешенство, бесноватость», а др.рус. «казити» имело значение «искажать, портить». Следовательно, «искажённый» можно понимать как «зараженный бесом, одержимый». Видимо, о том же свидетельствует и слово «проказа», которое в старославянском имело значения «зло; вред; колдовство; злодеяние; зараза», то есть указывало на насылание на больного каким-то недобрым чародеем порчи [вспомним, что слова «порча»,«порок», «урок» – от ст.сл. «ректи-рок» – «говорить»].

По сути, обман, искажение информации есть в какой-то мере насылание порчи на того, кого обманывают (направляют по заведомо неверному пути) или о ком распространяют ложь. А те, кто верят обману о другом человеке и эту ложь распространяют дальше – принимают участие в акте коллективной (=собирательной) порче, становятся соучастниками (добавляющими свою часть-лепту) этого духовно-космического преступления, переступания через божественные законы. По мнению автора, есть глубокий смысл в том, что обман и предательство издревле считаются одними из самых тяжких грехов.

Итак, лживый и вероломный по своей природе Дьявол – это тот, кому никогда нельзя верить, чьё слово обманно и неистинно изначально и может быть «сломано» в любой момент – как правило, в самый неподходящий для нас, но настолько же подходящий для «Князя мира сего». Слово же Бога, Который именно Своим словом творит сей мир и через него утверждает в мире Свою Волю, наоборот, твердо [вспомним, что «творить» и «твердить-утверждать» общего происхождения]. Слово Божье не только всегда твердо, истинно, но и законно: лат. lex («закон») лат. lexica – «словарный запас языка», как бы свод его слов-частей-микрозаконов, из которых со-ставляется, со-бирается композиция-целое, стройная система языка. Интересно при этом заметить, что греческое слово «система» означало «целое, состоящее из частей (тем)», а собирать близкородственно болгарскому «разбирам» («понимаю», как бы «прозреваю замысел-слово «собранного») [ср. «понимать», «внимать-внимание» «иметь», «имение-имущество», «имя», «ёмкость-объём»].

Павел Александрович Флоренский (репрессированный во второй половине 1930-х годов сталинским режимом) провёл большую работу на стыке филологии, религии и философии. Его глубокий анализ коснулся многих фундаментальных духовных понятий. Среди них были и понятия веры и истины. Он указывает, что рус. «вера-верить» и лат. veritas («истина») происходят от корня var-, с которым сокоренно и лат. verbum («глагол (как часть речи); слово; речь в широком понимании»). По свидетельству философа, «автор латинского этимологического словаря А. Суворов указывает на глаголы: говорю, реку, как на выражающие первоначальный смысл корня var-. Но несомненно…, что если var- действительно значит «говорить», то в том именно смысле, какой придавала этому слову в с я древность, – в смысле вещего и могущего слова, будь то заклятие или молитва».

В русском языке слова «верно», «правильно», «истинно» являются синонимами и, несомненно, связаны с непреложностью Слова Божьего. Подобная связь наблюдалась не только в русском. Так, Павел Флоренский пишет: «Древний еврей, да и семит вообще, в языке своём запечатлел… особый момент идеи Истины, – момент исторический или, точнее, теократический. Истиною для него всегда было Слово Божие. Неотменяемость этого Божьего обетования, верность его, надёжность его – вот что для еврея характеризовало его в качестве Истины. Истина – это Надёжность. «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт» (Лк.16:17); этот, безусловно, непреложный и неизменный «закон» есть то, чем в Библии представляется Истина».

В чем истина?
- Истина в любви!
- Какая религия ближе всего к истине?
- Бог по Своей сути есть любовь - пребывает во всех людях, во всех частицах мирозданья. Божественная любовь в каждой частице мирозданья выражена в полноте своей.
- Какой цветок красивее: ландыш или тюльпан?
- Каждый цветок исполнен своей неповторимой красоты. Так и Истина каждого человека красива и неповторима. Она всегда с человеком, она внутри него, она снаружи.
- На каком языке нужно обращаться к Богу?
- Всевышний беседует с каждым на языке, который свойствен данному человеку. Сам человек выбирает язык, образы, философию общения с Господом. Он даровал человеку право выбора правил общения. Если ты выходишь к Богу с любовью, то тем же Он и отвечает.
- Что в этом мире священно?
- В этом мире всё чисто и священно если ты смотришь на Мир глазами Души. Священник, не тот, кто носит рясу, а тот, кто живёт с открытым сердцем. Мудрость – «София».
О Мудрости.
«Правдивость означает подлинность». Ошо.
Ангелы Истины и Веры.
Что такое Истина?
Духовность – универсальность Истины.
О вере - Путь веры.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины - 399 г. до н. э., там же) - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность - поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.

Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл. Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне - сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты, но - если судить по симптомам - болиголова пятнистого).

Источники

Тема любви (эроса) и дружбы – наиболее хорошо засвидетельствованная тема рассуждений Сократа: «я всегда говорю, что я ничего не знаю, кроме разве одной совсем небольшой науки – эротики. А в ней я ужасно силен» (Феаг). Кроме очевидно присутствовашей игры словами, производными от «спрашивать» и «любить» (erôtaô – спрашивать, erôtikos – влюбленный), любовная тема был важна как психологическое обоснование тождества истины и добра: желать лучше узнать и быть при этом безусловно благорасположенным к узнаваемому предмету можно только любя его; и наибольший смысл имеет любовь к конкретному человеку, точнее, по Сократу, к его душе, – в той мере, в какой она добродетельна или стремится к этому. В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. Сократ слышал голос своего «демония», предостерегавший его или его друзей совершать те или иные поступки. Именно за это подозрительное с точки зрения государственной религии учение он был обвинен в неблагочестии.

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля.



Философские взгляды Сократа

Философия Сократа находилась между объективизмом досократики и субъективизмом софистики. Человеческая душа (сознание) подчинена своим собственным законам, которые отнюдь не произвольны, как хотели доказать софисты; самопознание имеет внутренний критерий истинности: если знание и добро тождественны, то, познавая себя, мы должны делаться лучше. Знаменитую дельфийскую максиму «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к моральному самосовершенствованию и в этом видел истинное религиозное благочестие

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Несмотря на то, что его взгляды во многом не разделяли другие представители софизма, все же Сократа можно считать основоположником философии софизма, так как именно его представления наиболее полно отражали суть данного учения.

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы - раньше его - делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу - доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», - писал Аристотель («Метафизика», XIII, 4).

Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора, софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм).



В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми

Сократический метод

Диалогизм учения Сократа, общительного по своей натуре, имел следующее обоснование. Дельфийским оракулом он был провозглашен «мудрейшим из людей» (об этом повествует Платон в Апологии Сократа). Но его собственное убеждение – что сам он «ничего не знает» и, чтобы стать мудрым, расспрашивает других людей, считающимися мудрыми. Сократ пришел к выводу, что это убеждение в собственном незнании и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Свой метод собеседования Сократ называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: т.к. не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то «знающим» считался отвечавший на вопросы Сократа собеседник. Обычные приемы ведения диалога у Сократа: опровержение через приведение к противоречию и ирония – притворное неведение, уход от прямых ответов. Согласно платоновской Апологии, на самом деле Сократ, говоря «чистую правду» о своем незнании, хотел указать на ничтожность человеческого знания по сравнению с божественной мудростью; сам не скрывая своего незнания, он хотел привести к такому же состоянию своих собеседников.

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к богам: "О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и вопрос темен, и людская жизнь коротка".

Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.).

Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Майевтика. Почва подготовлена, но сам Сократ отнюдь не хотел ее засевать. Ведь он подчеркивал, что ничего не знает. Но он беседует с укрощенным «знатоком», спрашивает его, получает ответы, взвешивает их и задает новые вопросы. «Спрашивая тебя,- говорит Сократ собеседнику,- я только исследую предмет сообща, потому что сам не знаю его» (165 В). Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству-профессии его матери. Подобно тому как та помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине. Свой метод Сократ поэтому называл майевтикой - повивальным искусством.

Сущьность Методов Сократа:

Ирония. Однако Сократ был собеседником себе на уме. Он ироничен и лукав. Прикинувшись простаком и невеждой, он скромно просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своего занятия этот собеседник должен хорошо знать. Не подозревая еще, с кем он имеет дело, собеседник начинал поучать Сократа. Тот задавал несколько заранее продуманных вопросов, и собеседник Сократа терялся. Сократ же продолжал спокойно и методически ставить вопросы, по-прежнему иронизируя над ним. Наконец, один из таких собеседников, Менон, с горечью заявил: «Я, Сократ, еще до встречи с тобой слыхал, будто ты только и делаешь, что сам путаешься и людей путаешь. И сейчас, по-моему; ты меня заколдовал и зачаровал и до того заговорил, что в голове у меня полная путаница... Ведь я тысячу раз говорил о добродетели на все лады разным людям, и очень хорошо, как мне казалось, а сейчас я даже не могу сказать, что она вообще такое» (80 А В). Итак, почва вспахана. Собеседник Сократа освободился от самоуверенности. Теперь он готов к тому, чтобы сообща искать истину.

Индукция. Метод Сократа преследовал также достижение понятийного знания. Это достигалось посредством индукции (наведения), восхождения от частного к общему, в процессе собеседования. Например, в диалоге «Лахес» Сократ спрашивает двух афинских полководцев, что такое мужество. Устанавливается какое-нибудь предварительное определение. На вопрос Сократа один из военачальников Лахес отвечает, не задумавшись: «Это, клянусь Зевсом, не трудно [сказать]. Кто решился удерживать свое место в строю, отражать неприятеля и не бежать, тот, верно, мужествен» (190 Е) . Однако затем обнаруживается, что в такое определение не вмещается весь предмет, а лишь какой-то его аспект. Затем берется какой-то противоречащий случай. Разве скифы в войнах, спартанцы в битве при Платее не проявили мужества? А ведь скифы бросаются в притворное бегство, чтобы разрушить строй преследующих, а затем останавливаются и поражают врагов. Аналогично поступили и спартанцы. Затем Сократ уточнял постановку вопроса. «У меня была мысль,- говорил он, - спросить о мужественных не только в пехоте, но и в коннице, и вообще во всяком роде войны, да и не о воинах только говорю я, но и о тех, которые мужественно подвергаются опасностям на море, мужественны против болезней, бедности» (191 Д). Итак, «что такое мужество, как одно и то же во всем? (191 Е). Иначе говоря, Сократ ставил вопрос: что есть мужество как таковое, каково понятие мужества, которое выражало бы существенные признаки всевозможных случаев мужества? Это и должно быть предметом диалектического рассуждения. Гносеологически пафос всей философии Сократа в том, чтобы найти понятие. Поскольку никто этого еще не понимал, кроме Сократа, он и оказался мудрее всех. Но так как сам Сократ до таких понятий еще не дошел и знал об этом, то он и утверждал, что ничего не знает.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.

Любое знание есть добро;

Любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

Способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

Искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т. д.;

Открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

Ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

Воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

"Сократические школы" - философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу "сократических школ" относятся:

Академия Платона;

Школа киников;

Киренская школа;

Лигарская школа;

Элидо-эритрийская школа.

Глоссарий:

Майевтика (греч. Μαιευτική - букв. - повивальное искусство, родовспоможение) - метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Сократ́ические школы - философские школы, созданные учениками Сократа в IV веке до н. э. Представителей этих школ принято называть сократиками.

Платон (Филатова)

Платон(Аристокл).

Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины - 348 или 347 до н. э., там же) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон символизирует собой объективно-идеалистический тип философского мировоззрения. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Биография.

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428-427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона - Аристокл (буквально, «наилучшая слава»). Платон - прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда об его имени Аристокл возникла в период эллинизма.

Академия Платона. Академия Платона – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 387 г. в природе Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

Хронология произведений.

Ранний период (приблизительно 90-е гг. IV века до н. э.)«Апология Сократа»,«Критон»,«Евтифрон»,«Лахет»,«Лисид»,«Хармид»,«Протагор»,1-я книга «Государства».

Переходный период (80-е гг.)«Горгий»,«Менон»,«Эвтидем»,«Кратил»,«Гиппий меньший».

Зрелый период (70-60-е гг.)«Федон»,«Пир»,«Федр»,II-X книги «Государства» (учение об идеях),«Теэтет»,«Парменид»,«Софист»,«Политик»,«Филеб»,«Тимей»,«Критий».

Поздний период«Законы» (50-е гг.),Послезаконие (редактор - Филипп Опунтский).

Онтология Платона